Выбираем вуз для углубленного изучения физики - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Выбираем вуз для углубленного изучения физики

Школы Москвы: самое время выбрать специализацию

Чем отличаются школы друг от друга.

Если у детей со “школой” ассоциируется “сентябрь”, то у их родителей – “весна”. Потому что именно весной люди начинают искать подросшим чадам школу и водить их по собеседованиям. Принципиально за год меняется немногое, но нам кажется, некая обобщающая информация, которая поможет сориентироваться в школьном многообразии, никогда не бывает лишней.

Государство за нас в ответе

Государственных школ по-прежнему больше, чем частных. Увы, ориентироваться в них становится все сложнее и сложнее. Не так много осталось школ, которые согласятся с названием “обычная”. Большинство щеголяют всяческими приставками (гимназия, лицей, лаборатория) и демонстрируют свою непохожесть на другие. И если пять-десять лет назад школы достаточно четко делились по специализации, то постепенно все окончательно смешалось в попытках угодить каждому. Да и родители стали опытнее: сегодня уже никто не купится на одно название “гимназия с художественно-эстетическим уклоном”. Но все же отличия есть, и с некоторым скрипом школы можно разделить на несколько условных групп.

Языковые школы

Языки (вернее, практически один язык – английский) превратились из роскоши в необходимость. В связи с этим научить ему теперь обещают не только в языковых, бывших “спец”, но буквально в каждой второй школе. И лишь некоторые честно признаются, что язык не их специализация, что с педагогами проблема, текучка кадров заела и проч. Действительно, во многих школах с некоторых пор перешли на изучение языка с первого класса, но количество, как известно, не всегда переходит в качество. Поэтому, если хорошее знание языка видится вам залогом будущего успеха, стоит обратить внимание на те самые бывшие спецшколы.

Все же главное достоинство большинства этих школ вовсе не английский. Они ценны тем же, за что квартирам в центре Москвы прощают выхлопные газы, шум и старые перекрытия: историей, традициями, людьми, населявшими их. Про 45-ю (м. “Фрунзенская”) многие могут спросить: “Это в которой Мильграм директор?” По коридорам 20-й школы (ныне 1239, м. “Маяковская”) бегала от космических пиратов Алиса Селезнева, она же Гостья из будущего. Кстати, чего-чего, а легенд и традиций в бывшей 20-й хватит на десять школ. Например, яблоки из собственного сада, которыми встречали первоклассников в знак посвящения и объединения. Или тюльпаны, которые школьники каждый год высаживали, а потом с нетерпением ждали, когда зацветут. Правда, с яблоневым садом произошла история примерно по Чехову, поэтому яблоки теперь мамы первоклассникам покупают на базаре.

“Французских” школ традиционно меньше, не говоря уже о немецких. Но с традициями, уровнем знания языка и знаменитыми выпускниками у них тоже все в порядке. Большинство имеет старинные контакты со школами и организациями за рубежом, так что ученики могут рассчитывать на поездки и стажировки за границей. Например, одна из лучших “французских” школ, 1215 им. Ромена Роллана (м. “Проспект Мира”), член международной ассоциации европейских лицеев Horizon.

Но “на одном языке” сейчас далеко не уедешь (кстати, во многих школах их два – обязательно или по желанию). Прошли те времена, когда в западную фирму брали без образования – за одно лишь знание языка. Это понимают и в школах, поэтому многие помимо углубленного изучения языка предлагают в старших классах специализацию. Чаще всего гуманитарную и экономическую. Язык не теряет при этом своего значения, просто в гуманитарных классах большее внимание уделяется истории, литературе, русскому языку, а в экономических – математике и информатике. “В последнее время наши выпускники редко поступают на чисто лингвистические факультеты, предпочитая прикладные специальности, – рассказывает Инна Николаевна Тихомирова, директор 1215-й школы. – Без работы-то никому остаться не хочется”.

Раньше на поступление в эти школы могли рассчитывать местные жители, а также люди со связями, известной фамилией и т. п. Из перечисленных школ вышло немало знаменитостей, высокопоставленных работников, их детей, родственников и проч. Так или иначе, на выпускников 1239-й (20-й), 45-й, 1243-й (возле Театра им. Маяковского), 1520-й (на Б. Никитской), 1250-й (Ленинградское шоссе), 1225-й (на Покровке), 1275-й (м. “Новослободская”) и подобных школ смотрят с завистью. Они стоят на ступеньке, с которой удобно прыгать во взрослую жизнь. (Впрочем, в одном кадровом агентстве выпускнице 20-й школы авторитетно заявили, что она и прочие ученики этой школы “излишне культурны и закомплексованы”, так что всякое бывает.) И сейчас не скудеет поток родителей, желающих отдать в бывшие спецшколы своих детей. Хотя конкурс в них как в институт (3-7 человек на место).

Физико-математические школы

Несмотря на бедственное положение инженеров и научных работников, умненькие мальчики (да и девочки в общем-то тоже) со склонностью к точным и естественным наукам никуда не исчезли. Именно для них продолжают функционировать математические, физико-математические, химико-математические и т. п. школы. Математика не иностранный язык, с пяти лет глубоко в нее погружаться не обязательно. Поэтому физико-математическая и химико-биологическая специализации появляются обычно в старших классах, тогда же идет активный набор учащихся. Вернее сказать, не набор, а отбор. Например, “Вторая школа” (м. “Университет”), 57-я (м. “Кропоткинская”), 91-я (м. “Арбатская”) – школы с именем и репутацией; пройти собеседование и сдать экзамены в старшие классы – это уже хороший показатель. “Мы принимаем около 200 заявлений, – говорит замдиректора школы 57 Борис Михайлович Давидович, – это при том, что поступят человек 50. Мы отбираем тех, кто нам нужен. Зато поступаемость по математике в лучшие вузы страны – МГУ, МФТИ – у нас стопроцентная”. В школу им. А. Н. Колмогорова вообще традиционно стекались юные таланты со всей страны – для двухгодичной “тренировки” перед МГУ. Несмотря на особое отношение к математике (или химии и биологии – в зависимости от специализации), в этих школах параллельно существуют общеобразовательные, а иногда и гуманитарные классы (как, например, в 57-й и 91-й; в них же на хорошем уровне преподается и язык). Хотя самое распространенное дополнение к математике – это информатика и экономика.

Гуманитарные школы

Если математиков у нас растили всегда, то гуманитарное направление вошло в моду несколько лет назад. Гуманитарных гимназий, лингвистических лицеев расплодилось великое множество. Родители увлеченно отдавали детей в школы, которые обещали просветить их в области логики, риторики, латыни, художественной культуры, правоведения и проч. Но при выборе школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин надо быть осторожным: они весьма склонны к обилию приятных, но в сущности бесполезных предметов, которые будут отвлекать силы от главного (литературы, истории, языка). В 1531-й (м. “Алексеевская”) и 1634-й (м. “Сокольники”) школах начали работать с программой международного бакалавриата, что позволит выпускникам наряду с обычным получить аттестат международного образца и облегчит их поступление в западные вузы. Школа 1290 (м. “Первомайская”) специализируется также на тележурналистике.

Большинство же школ, лицеев и гимназий не зацикливаются на одном направлении, предлагая ученикам в старших классах выбирать одну из нескольких специализаций.

Редкие специализации

Еще пару лет назад школы с юридической и экономической специализацией можно было назвать модными, однако за это время рынок вполне насытился юристами и экономистами. Тем не менее количество желающих ими стать по-прежнему велико, и выпускники престижных вузов по-прежнему в цене. Помимо углубленного изучения математики, языка, информатики эти школы предлагают делопроизводство, бухучет, политологию, основы экономики, психологию, правоведение и т. п.

Относительно новой можно назвать специализацию школ на экологии. В школе 446 (м. “Электрозаводская”), например, наряду с теоретическими занятиями проводится экологическая практика в парках, устраиваются экологические экспедиции, ученики участвуют в международных экологических программах.

В каком-то смысле родственными экологическим можно назвать школы, углубленно изучающие русскую культуру. В школе 1148 ЮНЕСКО (м. “Люблино”), например, изучают историю религиозной культуры, народоведение, мифологию, фольклор и проч.

Художественно-эстетические школы

Назначение школ с “углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла” может быть разным. Многие отдают туда своего ребенка, желая, чтобы ему не было скучно и чтобы параллельно с получением образования он еще и творчески развился. Хотя чаще всего в эти школы поступают дети, чьи способности довольно очевидно указывают на будущую специальность. И если в первые классы этих школ шанс поступить есть у многих, то условия приема для старшеклассников усложняются: им придется доказывать свои способности в выбранной области. Школа 1318 – международная киношкола (район “Мосфильма”) – вообще состоит лишь из старших классов, а в школу 1637 (м. “Перово”), напротив, принимают с трех лет. Школы прекрасно известны в соответствующих вузах, специальность в них ведут зачастую вузовские преподаватели, которые уже в школе присматриваются к способным ученикам. Например, в школе 123 (неподалеку от Театра им. Маяковского) работают преподаватели РАТИ. Так что шансы поступить в институт значительно увеличиваются. Но главное даже не в этом. Творческая школа, как и творческий вуз, – это некое собрание “братьев по разуму”, где и ученики, и преподаватели говорят на одном языке, это возможность “понюхать” профессию, пожить ею. В школах 1318 и 123 дети не учатся, а живут, и даже у не поступивших в институт останутся по крайней мере друзья и сохранятся контакты.

Экспериментальные школы

Если вам неинтересно традиционное обучение, ищите школы экспериментальные. Например, в 91-й школе издавна разрабатываются и проверяются новые методы обучения – и ничего страшного, очень интересные в итоге получаются дети. В 1637-й малыши частично обучаются чтению и математике по системе Зайцева, о которой уже писал “Домовой” (декабрьский номер за 1999 год). В одних школах преподавание ведется по уже известным методикам (Занкова, Эльконина-Давыдова и проч.), другие разрабатывают собственные.

Школы, сотрудничающие с вузами

Родителей, обеспокоенных главным образом поступлением ребенка в вуз, всегда привлекали школы, сотрудничающие с институтами. Найти их несложно: у большинства школ есть какие-либо взаимоотношения с вузами. К сожалению, сейчас они не такие прочные, как раньше, и рассчитывать на 100-процентное поступление не приходится, но польза таких школ несомненна. В старших классах углубленно изучаются предметы, необходимые при поступлении, или даже предметы первого курса института. Преподавать их часто приглашают вузовских педагогов, которые, разумеется, знают требования своего института. Например, в школе 46 (м. “Калужская”), ориентированной на МГИМО, такие занятия платные (500 рублей в месяц), зато поступают в этот почти закрытый вуз больше половины желающих. Информацию о таких школах можно найти в справочниках, однако она нуждается в проверке, поскольку отношения школ и вузов весьма непостоянны.

Напоследок добавим, что, во-первых, государственное – это не значит абсолютно бесплатное. В большинстве школ за те или иные услуги придется доплачивать. Что удивительно: чем лучше уровень образования и больше возраст школы, тем меньше она этим пользуется. Во-вторых, в большинстве школ прием заявлений заканчивается в марте, а собеседования происходят в апреле, так что поторопитесь с выбором.

Обратите внимание: государственные школы

Английский язык: 1, 19, 45, 78, 109, 264, 303, 312, 506, 624, 645, 668, 965, 1102, 1223, 1224, 1228, 1239, 1243, 1250, 1264, 1415, 1514, 1520, 1531, 1543, 1634 и др.

Французский язык: 668, 1095, 1203, 1215, 1216, 1225, 1251, 1265, 1275, 1541 и др.

Немецкий язык: 109, 624, 1212, 1233, 1249, 1283, 1513 и др.

Физико-математические, химико-математические и т. п.: школа им. А. Н. Колмогорова (специализированный учебно-научный центр при МГУ), лицей “Вторая школа”, 1, 11, 15, 57, 91, 189, 363, 400, 444, 591, 692, 919, 939, 1502 и др.

Гуманитарные: 220, 613, 717, 875, 1035, 1054, 1290, 1305, 1310, 1508, 1513, 1520, 1531, 1535 (при ИСАиА), 1536, 1541, 1555, 1634 и др.

С классами разного профиля: 1, 17, 51, 57, 91, 109, 149, 155, 174, 199, 204, 299, 303, 330, 429, 596, 721, 807, 843, 848, 994, 1071, 1101, 1126, 1143, 1158, 1519, 1525, 1530, 1543, 1840 и др.

Экономические и юридические: 25, 26, 46, 124, 187, 320, 506, 900, 1102 и др.

Экологические: 446, 803, 1162 и др.

С углубленным изучением русской культуры: 1148, 514, 1842 и др.

Художественно-эстетические: 78 (театр, танец), 123 (театр), 324 (музыка), 565 (живопись, скульптура), 600 (музыка, театр), 627 (телевидение), 1113 (музыка и хореография), 1318 (кино, телевидение, театр, издательское дело), 1405 – “Вдохновение” (балет), 1637 (музыка, хореография, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн), 1903 (музыка – особенно джаз, изобразительное искусство) и др.

Читайте также:  Что нужно для поступления в вуз: экзамены олимпиады гто

Экспериментальные: муниципальная экспериментальная школа при правительстве Москвы (подготовка кадров для аппарата правительства Москвы), 1115 (военно-патриотическое направление), 1199 – “Лига школ” (для одаренных детей), 1716 – “Эврика-Огонек”, 1811 – “Измайлово” – и др.

При институтах: МГУ – 17, 25, 26, 89, 91, 171, 204, 1022, 1101, 1264, 1290, 1531, 1637; РГГУ – 86, 189, 204, 220, 228, 328, 721; ММА им. Сеченова – 35, 721; МПГУ – 25, 46, 53, 224, 320, 952, 1115, 1290, 1531, 1637; Финансовая академия – 308; ГАУ – 329, 398; МФТИ – 57, 91, 503; РЭА им. Плеханова – 550, 553, 565, 1158; МАРХИ – 1219; РУДН – 46, 576, 919; МЮИ – 174, 717; МГЛУ – 1251, 1555.

Ирина Вохмянина, Юлия Пешкова, по материалам сайта “Домовой”

Там учат физику

На что стоит обратить внимание при выборе вуза будущему физику? Конечно же, на систему, по которой ведется обучение. Ознакомившись с ней, вы сможете избрать альма-матер, которая подходит именно вам по наибольшему количеству параметров.

Младшие курсы

На физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова недавнего абитуриента ждет набор из основных дисциплин (математика, физика, программирование) и курсов по выбору. Зачастую курс по выбору представляет собой цикл семинарских занятий по какой-либо теме или дисциплине. Система обучения на физфаке построена так, что студент может сам регулировать свой учебный план, выбирая себе посильную нагрузку и интересные лично ему предметы. И здесь важно не поддаться желанию вести свободную студенческую жизнь – нужно самому себя контролировать.

В этом смысле система Физтеха (Московского физико-технического института) полностью противоположна система физфака. Как же учат на Физтехе? (Физтеховцы говорят именно «на Физтехе» – в память о том, что когда-то МФТИ был факультетом МГУ.) Учебная программа первых трех курсов состоит из общеинститутского и факультетского циклов. В общеинститутский цикл входят разнообразные математические и физические дисциплины, а также программирование и английский язык (надо сказать, к изучению языка здесь подходят очень серьезно, учить придется много и долго). Предметов факультетского цикла гораздо меньше, чем общеинститутского. От курса к курсу их доля в программе понемногу возрастает.

В МГТУ имени Н. Э. Баумана предметы, непосредственно относящиеся к специальности, вводят не сразу. Сначала младшекурснику предложат изучить математику, физику, начертательную геометрию и черчение (в достаточно большом объеме), программирование, английский и несколько гуманитарных предметов. При этом стоит учитывать, что если математика и физика на физтехе и на физфаке МГУ похожи, то в МГТУ подход к предметам совсем другой. Это объясняется спецификой вуза. МФТИ и физфак МГУ в основном нацелены на подготовку ученых, тогда как целью МГТУ имени Баумана является воспитание инженера высокого класса.

В Московском инженерно-физическом институте ситуация погранична по отношению к трем вышеупомянутым вузам. МИФИ создавался как кузница кадров для ядерной отрасли. Причем его выпускники должны были не только заниматься инженерной частью, но и – при необходимости – заменять своих коллег на научном поприще. Такая двойственность осталась в МИФИ до сих пор. С одной стороны, программа МИФИ включает в себя многие чисто инженерные предметы (сопромат, черчение и прочие), в этом она близка к Бауманскому университету. С другой – подготовка по фундаментальным дисциплинам более близка к физтеховской и физфаковской, нежели к «бауманской».

Учеба на кафедре

Рано или поздно студент любого физического вуза выбирает себе кафедру. Именно на кафедре ему прочтут «Введение в специальность» и последующую «спецуху», дадут возможность попробовать себя в деле, здесь студент обретет научного руководителя и тему дипломной работы.

Выбор кафедры – ответственный шаг, сродни выбору вуза и супруга. Поменять, конечно, можно, но лучше бы сразу найти то, что подходит лучше всего.

Физтеховцы отдают предпочтение той или иной кафедре на разных факультетах в разное время. На факультете общей и прикладной физики абитуриент выбирает кафедру на собеседовании при поступлении и с первого же курса слушает на ней специальные курсы. На других факультетах на собеседовании тоже распределяют по кафедрам, но фактически студент начинает более-менее активно взаимодействовать с ними, когда к двум циклам предметов добавляются еще предметы на «базе» (так студенты и преподаватели называют базовую кафедру). Уже с третьего курса физтеховцев привлекают к настоящей работе на кафедрах. Как правило, база в МФТИ – это какой-либо научно-исследовательский институт или коммерческая фирма, занимающаяся научными разработками. Система обучения на базовых кафедрах – это изюминка всей системы Физтеха. С точки зрения создателей этого института, студента необходимо как можно раньше ввести в научное общество и дать ему возможность там работать.

Несколько иная позиция у физфака МГУ. Там студенты распределяются по кафедрам в середине 3-го курса, где они наряду с общими курсами и курсами по выбору изучают специальные дисциплины по научным направлениям на кафедре. Такая политика факультета дает возможность студенту выбрать будущую специальность, уже тщательно взвесив все «за» и «против», получив представление о разных дисциплинах и познакомившись поближе с физикой. Безусловно, если к моменту поступления вы уже осознали, что хотите заниматься физикой, но еще не поняли, к чему более склонны и что представляет для вас больший интерес, то такая система отлично вам подойдет. (Впрочем, очень способный и трудолюбивый студент может уже со 2-го курса участвовать в научно-исследовательской работе кафедр.)

Аналогичная ситуация и в Бауманском – там распределяют по кафедрам на старших курсах, предварительно познакомив студента с последними направлениями техники и науки.

В МИФИ распределение по кафедрам тоже происходит на третьем курсе. Общая схема такая же – студента в течение второго курса знакомят с различными направлениями в науке (из тех, что соответствуют профилю его факультета), затем он выбирает себе кафедру, и там ему начинают читать специальные курсы. Однако чтобы попасть на некоторые специальности, например на те, что связаны с биологией и химией, поступающий определяется уже при подаче документов (речь идет о Т-факультете – факультете теоретической физики).

Студенческая жизнь

Во всех вузах юношей и девушек ожидает просто-таки море возможностей для развлечений и хобби.

Физический факультет МГУ – всё-таки факультет МГУ, а потому все радости молодежного досуга главного университета страны студентам физфака доступны. Здесь и клуб танцев, и фортепианный класс (весьма сильный, к слову), и театральная студия, и туристический клуб… «Родным» развлечением физфаковцев остаются Дни физика. Перед гостями со всех концов страны и своего вуза студенты ставят спектакли, устраивают конкурсы, незабываемые шоу – и веселятся вовсю. Но не едиными Днями физика живы физфаки – родник веселья на факультете бьет всегда. Однако в водовороте студенческих развлечений очень важно контролировать себя и не забывать об учебе.

Физтеховцам тоже очень весело и интересно. Но там отрываться от учебы сложнее, ведь почти 80% студентов – иногородние и живут в общежитиях при институте. Кстати, МФТИ находится в подмосковном городе Долгопрудный. Оба эти фактора делают студенческое общество МФТИ очень крепким и самобытным. Многим приходится жить вдали от дома, и эти студенты должны сами выстраивать свою жизнь, следить за порядком в общежитии и вузе, устраивать свой досуг. Здесь много студенческих объединений, особенно театральных и спортивных. Вообще спорт – один из самых любимых видов отдыха, студенты в теплое время года стараются не расставаться с роликами и велосипедами, летом ездят в спортивно-оздоровительные лагеря. Многие девушки занимаются танцами.

В МИФИ есть легендарный клуб студенческой песни, там регулярно проводятся вечера и встречи с известными бардами. В этом вузе любят танцы, а юноши соревнуются на футбольном поле. Знаменит и хор МИФИ.

Студенты МГТУ занимаются в компьютерном клубе, увлекаются туризмом, французским языком, хоровым пением и славянской самозащитой.

На старших курсах

Начиная с четвертого курса, студент уже в большей степени предоставлен самому себе, нежели в первые три года учебы.

Так, четверокурсники МФТИ появляются в институте уже гораздо реже, дня 3-4, а остальное время проводят на базовой кафедре и за самостоятельной работой. Здесь-то и кроется искушение физтеха… Физтеховец, только-только отдышавшийся после суровых нагрузок первых трех лет, теперь располагает бoльшим количеством времени. Представляете, что в таких случаях может произойти? Медленное скатывание назад с достигнутых высот. Раньше нагрузку обеспечивал институт, теперь сам учащийся должен искать способы занять себя учебой. Впрочем, в МФТИ таких возможностей масса. Почти постоянно идет набор в открытые теоретические группы, всегда можно пойти на спецкурс, на который раньше не хватало времени, а посетить его очень хотелось. Конечно, в эти годы студент работает на базовой кафедре, учится и занимается научными исследованиями, пишет дипломную работу.

На старших курсах физического факультета МГУ у студента появляется научный руководитель, который «опекает» его до выпуска. Он же помогает студенту выбрать тему для дипломной или курсовой работы, «ведет» ее. Гораздо больше времени, чем раньше, уходит на занятия в научных лабораториях. В конце четвертого курса студент защищает курсовую (для будущих специалистов) или дипломную (для бакалавров) научно-исследовательскую работу.

По схожим сценариям проходит учеба на старших курсах и в МИФИ, и в МГТУ.

Материальный вопрос

Абитуриенты часто интересуются сейчас: когда лучше начинать работать? И этот вопрос понятен, ведь молодежи хочется, как можно скорее получить финансовую независимость от родителей.

Но прежде чем искать подработку, стоит задуматься о стипендиях. Известны случаи, когда за отличную учебу, активную общественную деятельность и научные успехи студент на третьем курсе получал около 10 тысяч рублей в месяц в качестве суммарной стипендии от института и разных фондов. Поэтому, задумайтесь, может быть, лучше посвятить себя учебе и убить двух зайцев сразу?

Если работать очень хочется, учтите следующее. Известны люди на физфаке, умудряющиеся уже с младших курсов совмещать работу с учебой, однако качеству образования это вредит. На младших курсах Физтеха совмещение работы и учебы чревато отчислением, однако на более старших есть возможность подработки в физтех-колледже преподавателем. То же касается МИФИ и Бауманского университета – там тоже существуют свои системы дополнительного образования, позволяющие студентам подработать. Не бросайте информатику, даже если она далека от желаемой специальности: как показывает практика, почти все студенты-физики и студенты-техники МГУ, МФТИ, МГТУ имени Баумана и МИФИ подрабатывают программированием и веб-дизайном.

8 лучших учебников по физике

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Физика является важным источником знаний обо всем мире, она постоянно расширяет и увеличивает возможности людей, обеспечивая развитие за счет технического прогресса. Всем семиклассникам предстоит познакомиться с этим учебным предметом.

Наши эксперты рассмотрели список литературы, который предлагается в качестве основных источников по изучению дисциплины, и составили рейтинг лучших учебников. Важную роль при отборе участников сыграли отзывы преподавателей, учеников и их родителей.

Рейтинг лучших учебников по физике

Номинацияместонаименование товарарейтинг
Лучшие учебники по физике базового уровня1Физика, 10 кл, Первая часть, Дик и Генденштейн4.9
2В. А. Касьянов, 10, 11 класс Физика4.8
3Физика. 10, 11 кл. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев4.7
Лучшие учебники по физике профильного уровня1Орир Джей, Физика. Полный курс. Примеры, задачи, решения.4.9
2С. М. Козел Физика. Пособие для учащихся и абитуриентов 10-114.8
3«Элементарный учебник физики» Ландсберга в 3-х томах4.8
4Физика. Механика. 10 кл. Мякишев и синяков4.7
5Физика 10, 11 кл А. А. Пинский4.6

Лучшие учебники по физике базового уровня

Базовый уровень является обязательным в учебном плане. Он отличается простым содержанием и рассчитан на среднестатистического подростка.

Физика, 10 кл, Первая часть, Дик и Генденштейн

Первым в рейтинге располагается учебник, где изложены основы учений об электричестве, молекулярные законы, принципы механики. Пособие легко в понимании за счет четкой структуры. Здесь приведено множество примеров и вариантов применения законов физики в окружающем мире. Есть описания опытов с рисунками и сведения из исторических открытий. Радует наличие примеров решения упражнений.

Читайте также:  Стоимость обучения в российских вузах 2018-2018

Ученикам нравится короткий текст по делу, без лишней воды. В комплекте предусмотрена тетрадь для лабораторных работ. Удобно то, что в сносках даны советы преподавателю для подготовки к практическим занятиям, приведены элементарные способы оценки погрешности измерений.

В. А. Касьянов, 10, 11 класс Физика

Опытные педагоги ценят стремление автора соответствовать правдоподобным историческим фактам. Однако современные учителя считают многие формулировки учебника устаревшими. К явным преимуществам книги относятся наличие всех важных понятий и их отдельное выделение за счет шрифта и цвета. Многие теоремы изложены идеально. В учебнике отсутствует указатель с заголовками рубрик.

Рекомендуют изучать пособие вместе с тетрадью для лабораторных работ. Плюсом является грамотно разработанный методический аппарат, который включает и задачи, и вопросы. Учебник хорошо иллюстрирован. Он одобрен Минобразования и науки России.

Физика. 10, 11 кл. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев

Учебник не претендует на уровень выше базового. Однако отдельными абзацами есть в нем кое-что из профильного курса, например, понятия векторного радиуса, мгновенной скорости. Нет в пособии теоремы о механической энергии, зато неплохо сформулированы законы классической механики. Все определения вполне адекватные и понятные. В книге отсутствует предметный указатель. По общему сочетанию факторов это оптимальный учебник для учащихся учреждений, которые не имеют статуса лицея или гимназии. В профильных классах его не используют в качестве основного.

Многие педагоги рекомендуют пособие к изучению. Это вариант для тех, у кого уже есть определенные знания по физике. Среди плюсов книги отмечают простой язык изложения, большое количество сопроводительного материала для закрепления информации.

Лучшие учебники по физике профильного уровня

Профильный уровень требует от учащегося глубокой подготовки по изучаемой дисциплине. Он подразумевает большое количество часов на освоение материала, нацеленность на профессию.

Орир Джей, Физика. Полный курс. Примеры, задачи, решения.

Открывает данную номинацию рейтинга учебник популярного физика из Америки Джея Орира. Автор является учеником э. Ферми. Он много лет читал лекции студентам в университете Корнелл. Издание представляет собой доступный курс по физике, который охватывает понятия школьного уровня и описания последних достижений в данной области. У каждого уважающего себя ученого и преподавателя она должна быть на книжной полке.

Пособие будет интересно не только студентам, аспирантам и преподавателям, но и ученикам старших классов. Книгу выбирают и те, кто хочет объединить и пополнить знания по физике, а также успешно решать задачи по предмету.

С. М. Козел Физика. Пособие для учащихся и абитуриентов 10-11

В учебнике логически закономерно изложен материал курса предмета на профильном уровне. Некоторые параграфы помечены звездочками. Они могут быть использованы для подробного изучения дисциплины. Отдельное внимание уделено решениям многообразных задач и подготовки к ЕГЭ. Каждая тема включает упражнения разной степени трудности и тестовые задания.

Это лучший выбор для тех, кто хочет углубить свои знания по курсу физики из средней школы, восстановить пробелы программы. Учебник понравится учителям и студентам технических академий, абитуриентам. Всего у издания две части. В первой освещены темы механики и физических свойств тел из рассмотрения из микроскопического строения. Отзывы о книге только положительные.

«Элементарный учебник физики» Ландсберга в 3-х томах

Далее в рейтинге находится один из лучших курсов по физике, завоевавший немалую популярность. К достоинствам книги относят глубину изложения всех рассматриваемых процессов и природных явлений. Это отличный выбор для учеников старших классов, педагогов общеобразовательных школ, колледжей. Пособие выбирают читатели, которые занимаются самообразованием и готовятся к поступлению в вуз.

В этом издании модернизированы некоторые термины и единицы величин, отсутствуют недочеты предыдущего руководства. Определенные педагоги считают книгу самым лучшим курсом физики. Они утверждают, что более вразумительного и понятного учебника просто не найти. Жаль, что купить его сложно. Он продается далеко не в каждом книжном магазине.

Физика. Механика. 10 кл. Мякишев и синяков

Следующий участник рейтинга подойдет тому, кто получает удовольствие от размеренного и вдумчивого погружения в мир науки. Для ускоренного курса книгу выбирать не стоит. Здесь все описано очень подробно. Пособие включает весь материал, необходимый учащемуся для углубленного изучения дисциплины. Радует подробное оглавление. Кроме самого объяснения присутствуют упражнения с образцами решения, задачи для самостоятельного выполнения.

Педагоги считают это руководство незаменимым при поступлении в техническую академию. Школьникам и родителям по душе пришлись оптимальный шрифт, высокое качество печати. Пособие полностью соответствует условиям образовательного стандарта РФ.

Физика 10, 11 кл А. А. Пинский

Завершает рейтинг учебник, который отличается лаконичностью и академическим уровнем. Не стоит начинать знакомство с наукой через эту книгу. Осваивая предложенный материал, можно научиться свободно решать сложные задачи и понимать законы физики. Некоторые учащиеся выбирают пособие в качестве помощника для подготовки к олимпиаде. Для ЕГЭ руководство не подойдет. Радует наличие предметного указателя.

Учителя рекомендуют читать параграфы и писать краткие конспекты по теме. Так получится лучше освоить материал. Каждый педагог и ученик почерпнут из учебника что-то новое. Главное – разобраться с функциями, графиками и основными понятиями.

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова»

новости / события

Нужная наука физика – в вузе и школе

На основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики области, а также решения ректора БГТУ им. В.Г.Шухова д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, на базе нашего университета и, в частности, кафедры физики был организован и проведен практический тур олимпиады по физике. На этот раз, в олимпиаде приняли участие всего 60 человек, это ученики 9 – 11 классов. Если сравнить данные с предыдущими годами, то в 2010 году участников было 150 человек, в 2011 году – 90 школьников. Честно говоря, мы ожидали большего количества юных физиков. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили поговорить с заведующим кафедрой физики БГТУ им. В.Г.Шухова. Н.П.Мухиным о проблемах, связанных с преподаванием физики и проведением олимпиады.

– Николай Петрович, как вы думаете, почему с каждым годом уменьшается количество желающих пройти олимпиадные испытания по физике?

– На это влияют глобальные причины, происходящие в педагогике. На сегодняшний день в школах катастрофически не хватает специалистов – учителей физики. И готовить детей к олимпиадным заданиям практически некому. В процессе подведения итогов олимпиады потом выявилось, что из некоторых районов области даже не предоставили учеников. И это даже не несоблюдение каких-то организационных моментов. Причина кроется именно в вышесказанном – преподавание физики или формальное, или вообще отсутствует. Наблюдается еще и такая тенденция – наш предмет преподают неспециалисты, биологи, географы, но не физики. А отсюда снижается уровень владения предметом, рождается неумение применять формулы, решать задачи, исследовать физические явления.

– Сейчас многие говорят о повышении интереса к инженерному образованию. В подготовке инженеров физика играет большую роль. Как же преодолеть сложившиеся трудности и изменить отношение к вашему предмету?

– Реформирование образования в России привело к тому, что преподавание физики оказалось на обочине образовательного процесса. Сокращение физики для школьников до двух часов в неделю приводит к тому, что освоение этой основной интеллектообразующей дисциплины происходит не в полной мере. Будущие инженеры приходят в вузы с крайне слабой подготовкой по предмету. Значительная часть студентов не в состоянии освоить вузовский курс физики, хотя бы на уровне минимальной достаточности, да и сам курс физики сокращен до предела и находится у черты, за которой целостность курса нарушается.

Но ведь сейчас в школах, гимназиях, организованы классы с профильным и углубленным изучением физики?

– Да, возникло много различных классов, но вызывает удивление то, что в учебные планы не помещаются одновременно углубленные часы и по математике, и по физике. И если в школе где-то появляется «профильная» или «углубленная» физика при обычной математике, то это нонсенс. Два – три часа физики в неделю очень мало. Наши ученые придерживаются такого мнения, что в этих классах физико-математическое образование может идти только в комплексе: и тот, и другой предмет должны быть равно углублены. И не менее 9-12 часов при «углубленке». Это – требование времени: в высокотехнологичном, научно-емком обществе без знания этих дисциплин не продвинуться.

Может быть, как-то найти пути интеграции школы и вуза и начинать углубленную подготовку по физике и математике на базе высших учебных заведений?

– Безусловно, во всех вузах есть более или менее развитые системы довузовской подготовки. Но здесь есть свои проблемы: не каждый родитель может доплачивать за дополнительную подготовку. Один из путей преодоления таких трудностей – организация профильного или углубленного изучения на базе вузов с использованием ресурсов всех образовательных учреждений региона. Если найти возможность направить на это часть бюджетных средств, предназначенных для профильного или углубленного изучения, то можно организовать межшкольные классы для профильного или углубленного изучения физико-математических дисциплин. И выиграть от этого могут все: и школьники, которые смогут получить более качественное образование, и вузы, которые получат более подготовленных студентов, а родители смогут обеспечить детям более высокий уровень подготовки бесплатно или с существенно меньшими затратами. Правда, это потребует создания новой белгородской модели образования, при которой ученик не дополняет часть своих знаний на курсах, а заменяет часть школьных часов на «довузовские» с более высоким уровнем обучения и с более жестким контролем.

Это хорошее предложение, но некоторые составители программ вообще говорят о «нужных» и «ненужных» разделах физики.

– Курс физики не может делиться на «нужную» и «ненужную» части. Полноценное современное представление об окружающем мире студент может получить, лишь изучив полный логический замкнутый цельный курс физики в соответствии с базовой программой. Велика роль физики и в формировании творческого инженерного мышления специалиста. В этом смысле наш предмет непосредственно работает на подготовку инженера любого профиля.

Вы сказали, что в средних школах не хватает специалистов по физике, а как же с высшей школой? У нас есть, кому преподавать такой нелегкий предмет?

– У нас на кафедре сохраняется в большинстве «старая гвардия». Это те преподаватели, которые проработали более 25 лет: профессора Г.Д.Лукьянов, Ю.П.Гладких, А.В.Собылинский, С.Ф.Миндолин, доценты В.А.Паненко, Е.П. Горягин. Не так давно на кафедру пришли и молодые кадры: А.В.Корнилов, В.С.Вощилин, А.В.Лиманская. Самой первоочередной задачей в работе я считаю «омолаживание» коллектива. Но не все так просто.

Могли бы вы подвести итоги практического тура олимпиады по физике, прошедшей в январе на базе БГТУ им. В.Г.Шухова.

– Департамент образования и молодежной политики отметил, что наш университет достойно справился с организацией и проведением региональной олимпиады школьников. Благодаря активному участию ректора вуза, д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, первого проректора, д.т.н., профессора Н.А.Шаповалова работа штаба по проведению олимпиадных испытаний получила высокую оценку. Преподаватели и сотрудники кафедры отмечены областной администрацией и ректоратом университета за организационную и методическую работу. Мы старались создать комфортные условия для школьников, и у нас это получилось. Приятно, что на этой олимпиаде были открыты новые имена юных физиков. Двое ребят из 60 показали глубокие знания по предмету. И теперь им предстоит стать участниками Всероссийской олимпиады по физике.

Николай Петрович, XX век открыл новые имена в физике. На рубеже веков интерес к этому предмету заметно ослаб. Как вы считаете, сейчас в связи с ростом популярности в стране инженерных профессий отношение к точным наукам изменится?

Будем надеяться, что в нашей стране в процессе реформирования образования все-таки к преподаванию физики в образовательных учреждениях повернутся лицом. В школе минимум 4 программных часа в неделю сделают наш предмет более доступным и интересным для изучения. Что бы ни говорили, в вузе при подготовке инженера ее ничем не заменишь. В связи с грядущими переменами, связанными с выборами нового Президента России, будем надеяться на лучшие перемены, в том числе и в образовательном процессе.

Читайте также:  Как поступить в театральный вуз на актера и режиссера

Беседовала Елена Ховхун

Как выбрать школу: математика, физика, химия, информатика

Обзор лучших учебных заведений по профильным предметам

Московский центр непрерывного математического образования впервые готовит рейтинг столичных школ, в котором собраны лучшие учебные заведения по разным профилям. Ранее центр составлял аналогичные общероссийские рейтинги. МОСЛЕНТА открывает цикл публикаций, которые помогут с выбором учебного заведения, обзором лучших школ с профильными классами по математике, физике, химии и информатике.

В прошлогоднем общероссийском рейтинге специалисты центра учитывали результаты олимпиад по профильным предметам и ЕГЭ двадцати пяти лучших выпускников школ. В топ-100 по десяти профильным направлениям оказались далеко не все регионы (в разных списках — от 29 до 47). При этом Москва везде оказалась на первом месте по числу школ, попавших в рейтинги.

Математика

Первое место рейтинга по математике не у московской школы, а у Президентского физико-математического лицея №239 из Санкт-Петербурга. Зато по числу качественных матшкол столица в разы опережает другие регионы: в топ-100 попали 22 московских образовательных учреждения, из Нижегородской области, занявшей второе место по количеству, — всего шесть, а из Татарстана (на третьем месте) — четыре.

Первое место в общероссийском рейтинге по математике занимает петербургский Президентский физико-математический лицей №239

Юрий Белинский / ТАСС

В десятку лидеров вошли семь московских школ. Среди них нет школы №54 (в столичном рейтинге она стоит на 69-м месте), но если подросток нацелен на МГУ, к ней стоит присмотреться. В школе есть классы при мехмате МГУ: алгебру, геометрию и математический анализ здесь ведут сотрудники и аспиранты университета.

###Пятьдесят седьмая школа

Округ: ЦАО

Профиль: математический, гуманитарный, биологический

Спецклассы: математические — с 8 класса, гуманитарный и биологический — с 9 класса

Поступление: письменные экзамены и собеседования (от двух до шести тестов)

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 4, 2015 год — 3

Пятьдесят седьмой школе 138 лет, и уже не один десяток лет она — одна из самых известных московских математических школ. Ее ученики 15 раз становились победителями международных математических и физических олимпиад.

Несмотря на объединение с еще одной школой в 2012 году, Пятьдесят седьмой удалось сохранить свою уникальность и уровень преподавания. Здесь по-прежнему высокий конкурс не только в спецклассы, но также в начальную и среднюю школу. В 2014 году вместе с факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ школа открыла еще и биологический спецкласс.

Во Всероссийской олимпиаде школьников (ВОШ) в 2015 году шесть победителей и 18 призеров — из Пятьдесят седьмой. Среди них — два победителя и шесть призеров по математике.

Поступить в маткласс 57-й гораздо проще, чем там учиться. Причем с каждым классом требования усложняются, особенно в 10-м классе. Но школа хорошая, да. И ребята очень хорошие, и учителя интересные и глубокие (не только математики, почти все!)

Округ: ЮЗАО

Профиль: физико-математический

Спецклассы: с 6 класса

Поступление: письменные зачеты по русскому языку и математике, собеседования по математике и с психологом, с 9 класса — кроме перечисленного, письменно-устный зачет по физике

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 8, 2015 год — 5

Сайт: sch2.ru

Школа №2, открытая в 1956 году, очень быстро прославилась своим физико-математическим образованием и излишним свободомыслием. И это немудрено, ведь производственную практику здесь вели ученые из Института точной механики и вычислительной техники РАН.

Пережив увольнение директора Владимира Овчинникова в 1971 году и трансформации в последующие десятилетия, в 2001 году лицей «Вторая школа» обрел второе рождение. Школой снова руководит Владимир Овчинников, и она снова в лидерах по физико-математическому образованию.

Во Всероссийской олимпиаде школьников 2015 года — пять победителей и восемь призеров.

Мы пришли из своих школ отличниками, звездами, а здесь выглядели так себе, первые месяцы многие опасались попросту вылететь из школы. Причем не вследствие какого-нибудь там буйства молодецкого, а тихо и бесславно — не сдав очередной зачет

уполномоченный по правам ребенка в Москве, книга «Девятый класс. Вторая школа»

Округ: ЦАО

Профиль: математический, биологический, изобретательский

Спецклассы: математические — с 7 класса, биологические — с 9 класса, изобретательские — с 6 класса

Поступление: в математический — письменное тестирование и собеседование по математике, в биологический — тестирование по математике и два собеседования по биологии, в изобретательский — три тура комплексных занятий

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 3, 2015 год — 7

Сайт: 179.ru

Знаменитые матклассы открыл здесь в начале 1970-х создатель олимпиады «Турнир Ломоносова» и тогдашний директор школы №179, а ныне ее научный руководитель Николай Константинов. В 1990-е с математическим образованием в школе был провал.

В 2001 году школа вошла в состав Московского института открытого образования, матклассы возродились, а для детей помладше появились изобретательские классы с авторской методикой преподавания.

Во Всероссийской олимпиаде школьников — четыре победителя и 16 призеров.

Один мой ребенок учится в девятом матклассе. Рвется в школу! Оказывается, можно детям так объяснять сложные предметы, чтобы они бежали в школу и еще после этого оставались по доброй воле на кружки. В предыдущей языковой школе томился и сачковал изо всех сил

Мама трех мальчиков

отзыв на s-cool.ru

Физика

Пятьдесят седьмая и Вторая школы также входят в топ-10 физико-математического и физико-химического профилей (школа №179 — в десятку лучших физико-математических школ). Второе место в обоих списках занимает школа-интернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова. Еще три московские школы при вузах пусть не входят в десятку, зато есть в сотне обоих профилей: это лицей №1580 при МГТУ имени Н.Э.Баумана, предуниверситарий МИФИ и лицей №1502 при МЭИ.

70 процентов выпускников лицея №1580 поступили в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Алексей Филиппов / РИА Новости

Эти же четыре школы при вузах возглавляют другой рейтинг — по успешности поступления выпускников в ведущие университеты России. Его впервые подготовило агентство «Эксперт РА» в 2015 году.

Большинство поступает в тот вуз, при котором училось. 70 процентов выпускников лицея №1580 поступили в МГТУ им. Н.Э. Баумана. 66 процентов выпускников школы-интерната им. А.Н. Колмогорова — в МГУ. 56 процентов выпускников предуниверситария — в МИФИ. 52 процента выпускников лицея №1502 — в МЭИ.

###Школа им. А.Н. Колмогорова

Округ: ЗАО

Профиль: физико-математический, химический, биологический и компьютерно-информационный

Спецклассы: 10-11 классы

Поступление: два тура вступительных испытаний (первый — два письменных экзамена, второй — 3-4 экзамена во время двухнедельной Колмогоровской летней школы)

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 2, 2015 год — 2

Физико-математической школе-интернату при МГУ 53 года. По традиции здесь преподают сотрудники университета, работающие на профильных факультетах. Больше половины школьников приезжают учиться из других регионов и живут в интернате. Москвичи и жители ближайшего Подмосковья, как правило, не имеют такого права.

Хотя несколько лет назад в школе разразился скандал из-за неудачных административных назначений, учебно-научный центр по-прежнему на подъеме. В 2015 году средний балл по математике за ЕГЭ в матклассах — 85, по физике и информатике — 83. Хотя гуманитарное направление не считается сильным, пять выпускников получили в этом году 100 баллов.

Во Всероссийской олимпиаде школьников в 2015 году — семь победителей и 30 призеров.

С поступлением в вуз обучение в СУНЦе определенно помогло, в том числе в эмоциональной подготовке к экзаменам. Кроме того, там я отвык от школьного образования, так как многие уроки уже проходили в формате пар и в конце семестра сдавалась сессия

студент физфака МГУ, отзыв на ucheba.ru

Округ: ЮЗАО

Профиль: физико-математический

Спецклассы: с 5 класса

Поступление: письменный зачет по математике (с 7 класса — также по физике) и собеседование по профильным предметам

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 15, 2015 год — 19

Школе с углубленным изучением физики и математики в Южном Бутове всего 12 лет. Но благодаря ее первому директору Алексею Бунчуку образовательному учреждению быстро удалось стать конкурентом лучших столичных физико-математических школ, на которые он ориентировался. В прошлом году школа заняла 10-е место в топ-100 физико-математического профиля.

Весной 2015 года Бунчук умер. Его дело продолжил Сергей Старовойт, который с открытия школы работал заместителем директора по воспитательной работе.

Средний балл ЕГЭ по математике — 85,6, по физике — 81, по биологии — 94,7.

Во Всероссийской олимпиаде школьников в 2015 году — пять призеров по математике.

Мой сын учится в этой школе. Оценки ставятся справедливые. Учиться интересно, но если нет математического дара или желания решать задачи, то делать там нечего. Математики — профессионалы своего дела. Учителя других предметов не отстают. Поступали из школы с английским углубленным, а реальные знания получили в 2007-й

отзыв на schoolotzyv.ru

Округ: ЗАО

Профиль: нет

Спецклассы: физико-математические — с 6 класса, физические — с 8 класса

Поступление: в 6-й спецкласс — письменное тестирование, три пробных занятия и устное собеседование, с 8 класса — собеседование

Место в столичном рейтинге: 2014 год — 71, 2015 год — 9

Эта школа не так давно считалась спортивной, но с приходом нынешнего директора Вероники Бурмакиной ориентиры поменялись. Сначала здесь появились математические классы и кружки. Потом на их базе открылись классы для подготовки к заключительному этапу ВОШ по физике.

Спецпрограмму ученики осваивают с кураторами из МГУ и МФТИ и членами методической комиссии ВОШ. И выезжают на сборы в олимпиадную физико-математическую школу в Белоруссии.

В прошлогоднем предметном рейтинге по физико-математическому профилю школа входила в топ-100, но не в десятку лучших. В этом учебном году все три московских победителя ВОШ по физике в 9-10 классах оказались учениками школы №1329.

Помимо высокой нагрузки в школе (8 уроков раза 3 в неделю), есть очень много выездов на сборы, выездные школы, олимпиады. Если говорить о физике, то помимо трех выездных школ в Белоруссию (март и ноябрь по две недели, июль — три недели), есть еще сборы по подготовке к этапам Всероссийской олимпиады (по неделе в октябре, декабре, феврале), выездные олимпиады (ноябрь, январь)

отзыв на s-cool.ru

Химия

Первое место в сотне лучших школ по физико-химическому и биолого-химическому профилям у Московского химического лицея №1303. За ним в первой десятке в физико-химическом профиле из московских все те же школа-интернат им. А.Н. Колмогорова, лицей «Вторая школа» и Пятьдесят седьмая школа. А вот в десятку в биолого-химическом профиле попали еще столичные гимназия №1543 и лицей №1535. Обе не один год сотрудничают с профильными вузами.

Округ: ЮВАО

Профиль: химический и физико-математический

Спецклассы: физико-математический — с 6 класса, химический — с 7 класса, медицинский — с 9 класса

Поступление: набор на этот учебный год открыт, 14 сентября пройдет письменное тестирование по профильным предметам

Место в столичном рейтинге: в 2014 году — 22, в 2015 году — 10 в составе лицейско-гимназического комплекса на Юго-Востоке

Сайт: 1303.ru

Созданный в 1990 году Московский химический лицей быстро стал таким местом, где к школьникам — индивидуальный подход, вместо уроков — пары, и общаются дети не только с учителями, но и с учеными. Он был создан при участии РАН, а директор школы Сергей Семенов пришел работать из Института органической химии.

Год назад стало известно, что лицей, как еще несколько школ с интересным преподавательским составом и небольшим количеством учеников вроде «Интеллектуала», перестает получать повышенное финансирование. Условием выживания стало слияние с гимназией по соседству в лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке.

У лицея первое место в топ-100 российских школ по двум профилям: физико-химическому и биолого-химическому. В ВОШ по химии 2015 года оба победителя-одиннадцатиклассника из Москвы — ученики лицея.

К недостаткам могу отнести отсутствие классного руководителя как некой объединяющей силы хотя бы на первых порах. Есть куратор класса, но он решает чисто технические моменты. В лицее очень сильная театральная и вокальные студии, но если ребенок не поет и не играет, то несколько выпадает из жизни коллектива

Ссылка на основную публикацию