Подготовка к поступлению в вуз с репетитором: разумный выбор - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Подготовка к поступлению в вуз с репетитором: разумный выбор

Поступление в вуз: подготовка, правила и рекомендации

Какой вопрос больше всего волнует учеников 10–11 классов и их родителей? Конечно, поступление в вуз. Современная система высшего образования готовит выпускникам немало испытаний, и чтобы с честью выдержать их, а значит, заложить фундамент для будущей успешной карьеры, нужно вооружиться знаниями, причем не только в рамках школьной программы. Важно не ошибиться с выбором учебного заведения, трезво оценить свои шансы, получить информацию об условиях и правилах приема. Предлагаем подробную инструкцию по подготовке к поступлению в вуз, а также ряд полезных рекомендаций, которые помогут легче пережить этот непростой период.

Что нужно для поступления в вуз

К 10–11 классам будущие выпускники уже хотя бы приблизительно знают, чем хотели бы заниматься в дальнейшем. Одних привлекают точные науки, других — экономика и финансы, третьи видят себя юристами, четвертые намерены посвятить жизнь медицине. Но выбор профессии еще не означает принятия решения по поводу вуза. Одни и те же дисциплины преподают в разных учебных заведениях, но правила поступления и условия обучения различаются, да и качество образования не везде одинаково.

Итак, первый этап подготовки после того, как вы сориентировались с направлением, — это выбор вуза. Чтобы принять безошибочное решение, необходимо:

во-первых, трезво оценить возможности. По итогам предшествующих лет обучения в школе можно делать выводы об уровне успеваемости будущего абитуриента. Нужно отдавать себе отчет в том, что ученик, который прежде не демонстрировал хороших результатов, вряд ли может рассчитывать на поступление в престижный государственный вуз, тем более на востребованную специальность. Шансы стать студентами МГУ, МГИМО или МИФИ реальны лишь у тех, кто показывает высокую успеваемость в целом и по профильным предметам в частности.

Ученикам, не претендующим на красный аттестат и золотую медаль, вряд ли стоит стремиться к заведомо недостижимому: это чревато потерей времени, разочарованием и стрессом. Лучше выбрать вуз с менее строгими требованиями к абитуриентам и тем самым увеличить свои шансы на поступление;

во-вторых, нужно определиться между государственным и частным учебным заведением. У первого варианта есть весомое преимущество — бюджетные места. Но поступить на одно из них, особенно в ведущий столичный вуз, бывает сложно даже при хороших результатах ЕГЭ: конкурс слишком высок. Конечно, если выбрать не столь именитое образовательное учреждение, например Московский городской педагогический университет или Московский государственный университет геодезии и картографии, вероятность зачисления на бюджет возрастет. Такие вузы менее популярны, но тоже востребованы среди абитуриентов, желающих получить определенную специальность.

Другой вариант — предпочесть в качестве альтернативы частный вуз. Аккредитованные коммерческие учебные заведения по качеству образования не уступают государственным. Они работают на основании лицензии в соответствии с существующими стандартами. Выпускники получают диплом государственного образца, который котируется среди работодателей не ниже, чем документ об окончании государственного вуза. Частные образовательные учреждения предлагают обучение по широкому спектру специальностей. Большая их часть ориентирована на определенное направление. Так, например, Институт международных экономических связей (ИМЭС) готовит бакалавров по специальностям «экономика» и «менеджмент».

Важно

Одно из преимуществ частных вузов перед государственными — более актуальные образовательные программы. Коммерческие учебные заведения располагают большей свободой и могут модифицировать содержание курсов в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. Кроме того, частные вузы обычно демонстрируют лучший уровень материально-технического обеспечения. Еще один плюс заключается в менее строгом отношении преподавателей к абитуриентам, а затем и к студентам. Другими словами, в частный вуз проще поступить и учиться в нем легче, чем в государственном.

в-третьих, следует выбрать форму обучения: очную, заочную или промежуточный вариант. Недавние выпускники школ чаще предпочитают учиться очно. Занятия проходят в дневные часы ежедневно, студентам предоставляется один или два выходных в неделю. Два раза в год проводится экзаменационная сессия. Такая форма дает максимально полное погружение в учебный процесс, постоянное взаимодействие с преподавательским составом и, как следствие, углубленные знания. Но при этом учеба остается основным, а нередко и единственным видом деятельности: на остальное просто не хватает времени. Поэтому работающие люди часто выбирают другие формы обучения.

Заочная форма предполагает установочную сессию, после которой студенты в течение некоторого времени занимаются самостоятельно. Как и при очном обучении, дважды в год проводятся экзамены. Главное преимущество заочной формы — возможность совмещать учебу с работой.

Есть и третий вариант — очно-заочное обучение. При такой форме занятия проводятся очно, но в вечерние часы или по выходным. График может быть разным в зависимости от вуза. Студенты очно-заочного отделения получают качественное образование и при этом могут работать без отрыва от учебы.

После того как определена цель, то есть выбран вуз для поступления, пора искать средства для ее достижения — иначе говоря, начинать готовиться к экзаменам.

Подготовка к поступлению: от сдачи ЕГЭ до вступительных экзаменов

Шанс поступить в вуз напрямую зависит от результатов ЕГЭ. Отчасти они влияют и на выбор учебного заведения. Выпускник, получивший высокие оценки, может подать документы в несколько вузов, чтобы в итоге предпочесть лучшее. Нужно помнить о том, что в каждом образовательном учреждении свой проходной балл. Так, портал Учеба.ру публикует следующие данные о проходных баллах при поступлении в московские вузы в 2017 г. [1] :

Вуз

Проходная сумма баллов

358–372 (в зависимости от факультета)

РЭУ им. Плеханова

Как видим, чем престижнее статус вуза, тем выше проходной балл. Кроме того, по данным того же портала, МГИМО, МГУ, ВШЭ и РАНХиГС оказались еще и самыми дорогими учебными заведениями [2] .

Вывод очевиден: выбрав вуз, нужно начинать активно готовиться к ЕГЭ. Каждый предпочитает свой метод: одни нанимают репетитора, другие записываются на курсы, третьи полагаются на собственные силы. В чем плюсы и минусы каждого способа подготовки?

  • Самостоятельные занятия. Преимущество у этого варианта только одно — экономия средств, а недостатков гораздо больше. Во-первых, у самостоятельных занятий отсутствует система и продуманный план. В результате процесс отнимает много времени, а результат оставляет желать лучшего. Во-вторых, без наставника трудно разобраться в сложном материале. В-третьих, самостоятельная подготовка к поступлению требует идеальной самодисциплины. Мешает и отсутствие контроля знаний (некому проверить, насколько полно ученик усвоил тему), и недостаток учебных материалов, и многие другие моменты. Поэтому те, кто настроен на получение высоких баллов по ЕГЭ, предпочитают готовиться с репетитором или на курсах.
  • Главный плюс занятий с репетитором — индивидуальный подход к каждому ученику с учетом уровня знаний и психологических особенностей. Кроме того, можно подобрать удобный график и сэкономить время. Среди минусов — высокая стоимость услуг и нередко отсутствие полной гарантии результата. Выбирать репетитора нужно очень тщательно, основываясь не только на отзывах, — необходимо узнать, какими методами он пользуется, какие материалы применяет, какой у него опыт подготовки учеников именно к сдаче ЕГЭ и т. д. Несмотря на возможные риски, занятия с частным преподавателем очень эффективны. К репетитору можно обратиться и впоследствии, когда придет время готовиться к вступительным испытаниям (если они предусмотрены).
  • Подготовительные курсы для поступления в вуз не менее востребованы и по результативности не уступают занятиям с репетитором. Часто они помогают не только восполнить пробелы в теоретических знаниях, но и подготовиться психологически. Проблема — в отсутствии индивидуального подхода. Групповые занятия не могут одинаково удовлетворить потребности всех учеников, ведь уровень знаний у всех разный.

Поэтому оптимальный вариант — совмещение всех описанных способов. Если ученик будет посещать курсы, заниматься с репетитором и при этом уделять время самостоятельной подготовке, можно рассчитывать на максимально высокие баллы.

Но иногда подготовки к ЕГЭ недостаточно. Многие образовательные учреждения проводят еще и внутренние вступительные испытания. Чаще это престижные вузы с высоким конкурсом или учебные заведения творческого профиля. Перечень учреждений, имеющих право проводить вступительные испытания, утверждается Правительством РФ.

Форма вступительных испытаний может быть любой: экзамен (по билетам), тестирование, практические задания, собеседование — программу разрабатывает вуз. Сроки проведения также различаются в разных образовательных учреждениях. Узнать подробно о порядке и содержании вступительных испытаний можно в «Правилах приема в вуз», которые составляются ежегодно.

Условия поступления в вуз

Теоретическая подготовка к экзаменам в вуз и сдаче ЕГЭ — важнейший, но не единственный фактор успеха. Нужно знать порядок и правила приема в выбранное учебное заведение, чтобы не пропустить какой-либо из этапов и тем самым не лишиться шансов на зачисление.

Подача документов

Для большинства вузов действует общая схема подачи документов, но могут быть особые требования. Получить информацию о них можно на сайте учебного заведения или в приемной комиссии.

Что касается сроков подачи, то они почти не меняются из года в год. В 2018 г. прием документов для поступления в российские вузы начался 20 июня и закончился 10 июля (в учебных заведениях, где проводились вступительные испытания) и 26 июля (при зачислении по результатам ЕГЭ) [3] . 27 июля на сайтах и информационных стендах вывесили списки всех поступающих с указанием баллов.

Обязательный пакет документов для поступления в вузы России включает:

  • заявление, написанное вручную. Образец можно получить в приемной комиссии или скачать на сайте. Законодательство РФ в области образования допускает для абитуриентов одновременную подачу заявлений в пять вузов на три отделения в каждом;
  • ксерокопию паспорта;
  • сертификат ЕГЭ;
  • аттестат (или диплом о высшем или среднем специальном образовании, если у абитуриента имеется таковое). Для зачисления в вуз нужен оригинал документа, но при поступлении первоначально можно подать копию. Впоследствии, если абитуриент выбрал именно этот вуз, он должен предоставить подлинник. Это нужно сделать до выхода приказа о зачислении студентов «первой волны» (первого–третьего августа);
  • документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях: призовых местах в олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях и т. д.

Подать документы можно лично в приемную комиссию либо выслать их по электронной почте, воспользовавшись указанным на сайте адресом.

Расчет баллов

Заранее точно узнать проходной балл в конкретном вузе невозможно: минимальная сумма оценок, необходимая для зачисления, формируется только по итогам конкурса. Информация о данных за прошлые годы должна носить ознакомительный и ориентировочный характер.

Проходная сумма баллов зависит от статуса вуза, количества конкурирующих за бюджетное место абитуриентов, выбранной специализации, формы обучения. Она складывается из:

  • баллов, полученных при сдаче ЕГЭ;
  • оценки за вступительные испытания (если таковые предусмотрены вузом);
  • дополнительных баллов за индивидуальные достижения.

Примерно 27 июля на сайтах вузов публикуются рейтинговые списки поступающих с указанием набранных баллов. Первые места в них занимают победители олимпиад, представители льготных категорий — словом, абитуриенты, которые зачисляются вне конкурса. Обычно для них отводится 10% бюджетных мест. Остальные 90% распределяются между кандидатами, поступающими на общих основаниях. И приоритет среди них принадлежит тем, кто набрал наибольшее количество баллов.

Читайте также:  Бизнес-инкубаторы в вузах

Оценка шансов

Таким образом, позиция в рейтинге позволяет примерно оценить шансы на поступление. Но даже если видимый результат далек от желаемого, это не повод отчаиваться. Скорее всего, многие места освободятся. Абитуриенты, чьи фамилии оказались в верхних строчках рейтинга, не обязательно решат поступать именно в этот вуз. Возможно, они изначально подали копии аттестатов либо впоследствии, переменив решение, заберут оригиналы и предоставят их в другое учебное заведение. В крайнем случае для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, есть платное отделение.

Подытоживая сказанное, можно дать следующие рекомендации для поступающих в вузы и их родителей. Во-первых, начинать готовиться к экзаменам следует как можно раньше. Во-вторых, лучше заниматься с репетитором или на курсах подготовки в вуз. Наконец, при выборе учебного заведения стоит взвесить все за и против: узнать об особенностях обучения, оценить качество образования, рассчитать шансы на зачисление.

Подготовка к ЕГЭ с репетитором: рекомендации для учеников (и их родителей)

Мечтаете, что репетитор организует вашу подготовку к экзаменам, даст вам необходимый объём знаний и тем самым обеспечит максимально возможный высокий балл? Эти надежды будут оправданы в полной мере — но только если педагог выбран ответственно и если вы не пассивный «объект обучения», а настоящий соратник преподавателя!

Вот несколько простых советов, следуя которым вы сможете повысить эффективность занятий с репетитором и успешно подготовиться к ЕГЭ.

1. Выбирайте предметы для подготовки заблаговременно.

Определите направление, соответствующее вашим склонностям и способностям, и выберите несколько вузов, уровень которых был бы для вас посильным и интересным. Выясните, какие вступительные испытания предполагаются для избранной вами специальности (эти перечни в разных вузах могут отличаться) и каким был проходной балл прошлого года. Обязательно заранее узнайте, проводятся ли в вузе олимпиады, победа в которых приравнивается к 100 баллам по профильной дисциплине, и настройтесь принять в них участие. Выясните перечень предметов, на которые надо ориентироваться при подготовке, и примерные баллы, достаточные для поступления. Отметьте «олимпиадные» предметы, в которых вы сильны. Теперь вы можете оценить свои претензии и возможности.

Часто абитуриенты не хотят связываться с «лишними» экзаменами и тем самым сужают рамки выбора. Однако бывают ситуации, когда важна не победа, а участие, и наличие свидетельства о результатах ЕГЭ, пусть и невысоких, оказывается очень кстати. И конечно не забывайте, что помимо экзаменов по выбору, соответствующих профилю вашей будущей специальности, есть и два обязательных — по математике и русскому языку. Свидетельство о ЕГЭ по русскому предоставляется в приёмную комиссию любого российского вуза, независимо от его профиля, а про математику выпускник-гуманитарий может забыть сразу после экзамена. Тем не менее, без минимальных знаний в области «царицы наук» даже самому гуманитарному гуманитарию аттестата не видать.

2. Определитесь, насколько вам необходимы занятия с репетитором.

Подумайте, к каким экзаменам вы можете подготовиться самостоятельно, где вам необходима постоянная помощь репетитора и в каких случаях вы могли бы обойтись его отдельными консультациями. Не пренебрегайте тем, что бесплатно предоставляют школы: запишитесь на соответствующие занятия по предметам; если школа зарегистрирована в проекте МИОО по дистанционной подготовке к ЕГЭ, не забывайте тренироваться на интернет-тренажёре и заглядывать в справочники. Если же школа не подключена к системе, узнайте в администрации причину этого. Не игнорируйте своих учителей, даже если видите, что они мало чем могут вам помочь. Поверьте, что даже простая человеческая поддержка со стороны школьных педагогов может очень много значить.

Выбор в пользу занятий с репетитором должен быть осознанным. В сущности, репетитор — это личный тренер по подготовке к ЕГЭ. Он помогает, направляет, вдохновляет, показывает особые приёмы, но стать чемпионом за вас он не сможет. Вы готовы к усердной и плодотворной работе? Отлично.

3. Выбирайте «правильного» репетитора.

Правильно выбранный репетитор — это прежде всего профессионал, способный дать качественные знания именно вам с вашими особенностями — приоритетами и пробелами в знаниях. А в остальном возможны варианты. Тот, кто вам нужен, с равной степенью вероятности может иметь и множество регалий (диплом престижного вуза, научная степень, большой педагогический опыт), и весьма скромное портфолио. Важно, чтобы он смог помочь вам решить поставленную перед собой задачу.

Если у вас серьёзные пробелы в базовых знаниях, если вам необходимо натренироваться в решении простых заданий так, чтобы без стрессов получить аттестат, и если у вас не очень много денег, ищите репетитора среди студентов и школьных педагогов, работающих со старшими классами. Студент-репетитор сам не так давно был выпускником и сдавал экзамены, поэтому он, конечно, сможет объяснить основные приемы работы с КИМами, а учитель разберет с вами именно ваши ошибки в заданиях и объяснит логику решений.

Для глубокого изучения профильного предмета вам нужен репетитор другого типа. Скажем прямо: как и в любой другой профессии, среди репетиторов подавляющее большинство — добротные специалисты среднего уровня. Виртуозов своего дела немного. Но они есть, и их надо искать. (Повторю: возраст и социальный статус являются лишь косвенными показателями мастерства репетитора; и среди школьных учителей, и среди студентов встречаются специалисты, способные дать фору иному преподавателю вуза, занимающемуся подготовкой к ЕГЭ.)

Идеальный квалифицированный репетитор-«профильник» — не надзиратель, который будет гнать вас палками в рай и контролировать выполнение текущих учебных заданий. Это, как правило, деликатный человек с живым умом и живыми эмоциями, за которым вам хочется следовать. Это гид, делающий всё возможное, чтобы вы узнали, прочувствовали и полюбили изучаемую дисциплину. При необходимости к такому преподавателю можно обратиться и с просьбой решить проблему пробелов в непрофильном предмете (возможно, репетитор-виртуоз сумеет вас вдохновить на изучение материала так, что вы задумаетесь о смене профиля вуза), но подобная работа потребует существенных затрат. Возможно, следует ограничиться разовыми консультациями аса, а текущую работу делать самому или в сопровождении «бюджетного» репетитора.

Если репетитор не нравится вам как человек, если вас напрягает общение с ним — ищите другого. В индивидуальной работе должно быть взаимопонимание и контакт. Помните: вы с преподавателем — одна команда.

4. Отнеситесь внимательно к первому занятию.

Первая встреча решает очень многое. Опытный репетитор после короткой беседы может точно определить, кто перед ним находится, интересно ли ему будет работать с вами и т.д. Но и вы также можете составить определенное мнение о том, с кем вам предстоит работать. Обратите внимание на детали: комната для занятий, стол, стул, свет — удобно ли вам находиться здесь, комфортно ли? Озвучил ли репетитор правила обучения? Порекомендовал ли конкретные учебные пособия, а возможно, даже предоставил некоторые из них? Будет ли он задавать домашние задания и если да, то будет ли ставить за них оценки? Как часто будет осуществляться контроль знаний? Сколько занятий в неделю предполагается и какова их продолжительность? Что с каникулами и праздниками: планируются ли перерывы в работе? Возможно ли будет подкорректировать режим занятий, если в школе изменится расписание? (Квалифицированный репетитор никогда не станет поощрять вас нарушать школьную дисциплину.) Обо всём следует договариваться «на этом берегу».

Не стоит уговаривать репетитора на короткую встречу-знакомство. Первое занятие должно проводиться в обычном формате. Только так и вы, и преподаватель сможете понять, захочется ли вам продолжать общение.

5. Помните: репетитор учит — ученик учится.

Обучаясь, вырабатывайте в себе ответственность за усвоение материала. Активно работайте на уроке. Не халтурьте, выполняя домашнее задание. Чтобы знание стало по-настоящему вашим, его нужно пропустить через себя. Постепенно переходите от механического восприятия материала к «уроднённости» с ним. Стремитесь к тому, чтобы знание стало частью вашего мировоззрения.

Помимо собственно подготовки к ЕГЭ, попросите преподавателя проработать с вами основную терминологию курса. Очень часто ученики просто не понимают, что значит то или иное слово в задании, и поэтому затрудняются выполнить само задание. Заведите специальный блокнот для вопросов и записывайте туда всё, что вызывает хотя бы минимальные затруднения. Репетитор не медиум и не всегда способен оценить всю глубину вашего неведения. Не замалчивайте проблемы: если не знаете, что такое логарифм или прямое дополнение, не понимаете, чем причастие отличается от деепричастия или как вычисляется корень из степени, не стесняйтесь сказать об этом прямо. Возможно, вам придется вернуться к самым азам — но это не страшно. Ваша задача — прояснить для себя суть.

Если вы не понимаете объяснений преподавателя, попросите его повторить другими словами. Если совершенно не усваиваете его манеру подачи материала — ищите другого педагога. Вам нужны знания и как можно меньше пробелов в них. Среди репетиторов обязательно есть тот, кто сможет вам помочь.

Помните, что ваше обучение, ваше развитие и ваше поступление — это прежде всего ваша личная задача, и ни один даже самый блестящий репетитор не может заставить вас пить из источника знаний, если вы этого не хотите.

Репетитор или курсы. Что выбрать?

Ежегодно в преддверии сдачи ЕГЭ наступает момент, когда все, кто намерен успешно его сдать и поступить в университеты и инсти-туты, не могут уже спать спокойно. При вузах открываются собственные курсы, готовящие к экзамену. В интернете и на столбах появляется множество рекламных объявлений от репетиторов. Попробуем разобраться, что лучше – самостоятельная подготовка к ЕГЭ, репетитор или курсы подготовки? На чем лучше остановить свой выбор будущему абитуриенту, чтобы в июне прийти на экзамен хорошо подготовленным?

Самостоятельная подготовка

Оплата подготовительных курсов и, тем более, частных репетиторов не всем по карману, поэтому можно заняться и самостоятельной подготовкой. Однако при этом необходимо осознавать, что такая подготовка к экзамену потребует предельной концентрации сил и внимания.

Прежде чем принимать решение о самостоятельной подготовке к предстоящим экзаменам, полезно оценить уже имеющиеся знания, пройдя пробный ЕГЭ по предмету, который вы намерены сдавать. Это позволит наглядно выявить имеющиеся проблемы, поможет понять, каким образом следует распланировать свои дальнейшие занятия. Пробные ЕГЭ регулярно проводятся в школах, а также в различных центрах подготовки, коих появилось в последние годы несчетное множество. Сдать «пробник» поэтому в настоящее время не проблема, сделать это может каждый желающий любое количество раз по любым предметам.

Также проверить степень своей подготовленности можно на некоторых специальных сайтах, на которых в свободный доступ выложены тестовые задания по различным предметам. Готовясь к сдаче ЕГЭ самостоятельно, следует уточнить форму заполнения экзаменационных бланков, поскольку неправильное их заполнение способно привести к фатальным результатам. Учтите также, что не следует начинать выполнение задания с части C, являющейся наиболее сложной. Те, кто поступает подобным образом, часто не успевают выполнить основные задания из частей A и B.

Читайте также:  Магистратура "финансы и кредит" - специальность: профессия вузы москвы

Самостоятельные занятия нельзя называть наиболее эффективной формой подготовки, они подходят для учеников, уверенно знающих предмет. Готовиться самостоятельно, кроме того, значительно сложнее, чем на занятиях профессионального репетитора или курсов подготовки. При этом, даже если вы уверены в собственных силах и решились на полностью самостоятельную подготовку к ЕГЭ, следует время от времени консультироваться со знающим человеком, чтобы убедиться, что вы все делаете правильно.

Репетитор или курсы?

Подготовительные курсы

Прием в большинство вузов страны в настоящее время осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Некоторые наиболее престижные учебные заведения требуют от абитуриентов сдачи дополнительных экзаменов. При поступлении именно в такие институты либо университеты, занятия на подготовительных курсах, безусловно, оправданны и полезны. Для остальных абитуриентов посещение таких курсов также имеет ряд положительных моментов. На них объясняют техническую сторону сдачи ЕГЭ: показывают, как следует правильно заполнять бланки, учат при выполнении заданий правильно распределять свои силы, обращают внимание на некоторые мелочи, незнание которых может серьезно подпортить конечный результат.

Также подготовительные курсы помогают систематизировать полученные в школе знания по той области, которой в данном вузе уделяется повышенное внимание. Выпускникам предлагаются задачи не только из базовых разделов, но также из раздела ЕГЭ, рассчитанного на более глубокие знания. Также учащиеся, посещающие подготовительные курсы при вузах, обеспечиваются грамотно подобранной литературой: сборниками задач, учебниками и методичками.

Но что все-таки лучше: репетитор или курсы? Надо сказать, что обучение на подготовительных курсах имеет ряд существенных минусов, присущих любым групповым мероприятиям. Дело в том, что на них практикуется усредненный подход к процессу обучения. Невозможно уделить достаточно внимания каждому ученику, если группа обучающихся многочисленна и разношерстна по своему составу. Преподаватель на курсах не будет возиться с каждым конкретным учащимся. А между тем пробелы в знаниях и понимании учебного материала у каждого ученика свои. Не отличаясь по форме от школьных уроков, занятия на подготовительных курсах мало что могут дать посещающим их ученикам сверх того, что они получают в школе. Поэтому такой вид подготовки к ЕГЭ подходит далеко не для всех. Они могут оказаться полезны тем ученикам, которым требуется просто структурировать знания, полученные в школе, а также обрести уверенность в своих силах.

Индивидуальные занятия с репетитором

Самый эффективный способ подготовки. Если говорить о выборе между репетитором и курсами подготовки, то с точки зрения индивидуального подхода в обучении занятия с репетитором несомненно более предпочтительны. Каждое свое занятие профессиональный репетитор готовит для каждого своего ученика, с учетом его индивидуальных особенностей, пожеланий, устремлений и интересов. Все внимание репетитора на занятии обращено на одного ученика. Любое недопонимание материала своевременно фиксируется и устраняется. Перед учеником открывается возможность получения ответов на все возникающие в процессе обучения вопросы, причем как напрямую, так и в процессе создания репетитором на занятии проблемных ситуаций, стимулирующий самостоятельное мышление и осознанный поиск правильного ответа.

Индивидуальные занятия — проверенная временем форма обучения (подробнее об этом читайте в статье «Зачем нужен репетитор?»). При правильной организации они подойдут всем без исключения обучающимся, от отличников, готовящихся к олимпиаде, до давно окончивших школу мам и пап, решивших «для себя» освежить с памяти школьные премудрости. Особенно полезны занятия с репетитором учащимся, не совсем уверенным в своих силах, которые не могут сформулировать четко свои проблемы: имеются ли пробелы в знаниях, и если имеются, то каким образом их следует заполнять, чтобы сделать это за короткое время. Хороший репетитор способен максимально эффективно подготовить учащегося к ЕГЭ. Важно, чтобы он обладал репетиторским опытом и имел представление относительно специфики ЕГЭ по своему предмету.

В индивидуальных занятиях с репетитором также имеются свои положительные и отрицательные стороны. Выделим следующие из них:

Аргументы «За»

  • Индивидуальный подход к ученику. Учет индивидуальных особенностей учащегося позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на изучение материала, а также повысить качество знаний.
  • Четкое и своевременное обнаружение пробелов в знаниях учащегося и последующее их устранение. Особенно это важно при изучении точных наук, прежде всего физики и математики, поскольку в них построение нового материала ведется на базе уже пройденного. Профессиональный репетитор по физике и математике способен ликвидировать пробелы в знаниях ученика.
  • Многие репетиторы готовы проводить занятия у вас дома. Это позволяет избавиться от ненужных хлопот и сэкономить время.

Аргументы «Против»

  • Увеличивается учебная нагрузка на школьника. Учеба – это нелегкий труд, поэтому следует достаточно времени выделять на отдых. Однако позитивной стороной здесь является тот факт, что многие репетиторы готовы проводить свои занятия у вас дома, что намного более удобно, нежели ездить на подготовительные курсы после занятий в школе.
  • При неправильной организации учебного процесса учащийся становится излишне зависим от преподавателя, из-за чего страдает его самостоятельность в решении задач и в обучении в целом. От репетитора поэтому требуется организовать учебный процесс таким образом, чтобы подобные проблемы не возникали.
  • Услуги репетитора недешевы, а оценить их качество можно лишь спустя определенное время.

Таким образом, у каждого вида подготовки к ЕГЭ имеются свои положительные и отрицательные стороны. Для учеников, уверенных в своих силах, которым требуется лишь систематизация полученных в школе знаний, а также для занятий по гуманитарным предметам подготовительные курсы являются достаточно эффективным и удобным способом подготовки к ЕГЭ. В случае же с математикой и физикой индивидуальные занятия с репетитором намного более эффективны, нежели занятия на подготовительных курсах.

Марк Аврелий
«Размышления» («Наедине с собой»)
Книга первая

Деду Веру я обязан сердечностью и незлобивостью.

Славе родителя и оставленной им по себе памяти — скромностью и мужественностью.

Матери — благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. А также и простым образом жизни, далёким от всякого роскошества.

Прадеду — тем, что не посещал публичных школ, я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться.

8 главных ошибок при выборе репетитора

8 главных ошибок при выборе репетитора

Без репетитора в выпускном классе, кажется, не обойтись. Мы скорее удивимся, если увидим ребёнка, который закончил школу без помощи репетитора, чем третьеклассника, у которого репетиторов уже четыре (по математике, русскому, английскому, ну и чем-нибудь ещё, чтобы наверняка). Но вот поиск нужного педагога — это почти всегда аврал, стресс и сомнения. Татьяна Волошко объясняет главные ошибки при поиске и выборе репетитора.

1. Хороший репетитор хорош для всех задач

Занятия с репетиторами — удовольствие не из дешевых. И чтобы эта статья семейных расходов не была бессмысленной, нужно в первую очередь понять, зачем вы собираетесь нанимать репетитора. За очень редкими исключениями репетитор-универсал — это примерно то же самое, что и кандидат «околовсяческих» наук. И для решения разных задач вам зачастую нужны совершенно разные люди.

Дублировать материал школьных занятий и выполнять домашнее задание с ребенком

Самая простая и вполне понятная цель родителей, заинтересованных в том, чтобы ребенок был успешным, имел стабильно положительную оценку и не отставал от класса ни при каких обстоятельствах, а лучше — опережал. Для этой цели подойдет преподаватель, знающий материал на уровне школьной программы и владеющий понятными методами объяснения.

Наверстать упущенные знания (подтянуть отставшего от класса)

Этот пункт, на самом деле, объединяет множество самых разных ситуаций и здесь очень важно понимать, по какой причине ребенок отстал. Если выпал из учебного процесса, например, по болезни, нужен любой опытный человек (кстати, совсем не обязательно школьный учитель), который сумеет объяснить пропущенный материал в сжатые сроки. А если ребенок уже не первый год просиживает уроки впустую, в идеале сильный преподаватель должен быть еще и неплохим психологом, который поймет, как заинтересовать ребенка именно этим предметом. А это уже совсем другие навыки.

Подготовить к экзамену

Здесь, на первый взгляд, все прозрачно. Ищем педагога с положительным опытом подготовки детей непосредственно к ЕГЭ. Правда, если предполагается, что ребенок продолжит изучать предмет и после школы, стоит подумать о том, чтобы педагог был не только идеальным тренером, но мог по-настоящему заинтересовать предметом. Хотя бы для разрядки и смены ритма занятия.

Разумеется, в мире есть некоторое количество идеальных репетиторов, которые сильны во всем, но уповать на то, что вам обязательно попадется именно такой, все же не стоит.

2. Моему ребенку нужен самый сильный репетитор в городе/в районе

Как бы хорошо ни отзывались о преподавателе ваши знакомые и каким бы сильным он ни был на самом деле, нельзя гарантировать, что он подойдет и вашему ребенку. Особенно в подростковый период, когда для возникновения антипатии достаточно небрежной прически или резкого запаха духов. И опять-таки, если этот репетитор всю жизнь готовит к поступлению в физико-математический класс мотивированных детей, вряд ли он будет идеальным решением, если вы хотите подтянуть ребенка с тройки до четверки в четверти.

3. Чем выше стоимость занятий, тем лучше репетитор

Это далеко не всегда так. Порой студент, у которого еще свежи в памяти воспоминания о сдаче ЕГЭ, за условные деньги подготовит выпускника гораздо лучше, чем маститый преподаватель. К тому же в ситуации, когда репетиторов ищут через друзей и знакомых, высокая стоимость занятий зачастую не объясняется ничем, кроме «она так берет» или «все ему столько платят».

Из-за значительного разброса цен, любая средняя цифра будет напоминать «среднюю температуру по больнице». К тому же многое, разумеется, зависит и от региона. Для Москвы и Подмосковья в качестве ориентира можно назвать сумму в 1000 рублей за астрономический час.

4. Репетитор из вуза — лучший вариант для одиннадцатиклассника

С введением ЕГЭ этот тезис полностью утратил свою актуальность, но миф об этом продолжает жить. Еще в начале двухтысячных существовала настоящая каста репетиторов, которые готовили выпускников к поступлению в конкретные престижные вузы, и их услуги всегда были самыми высокооплачиваемыми. Следуя стереотипам, современные родители, а особенно те, у которых старшие дети окончили школу до введения новых образовательных стандартов, готовы встать к ним в очередь и сегодня, в чем теперь нет совершенно никакой необходимости. ЕГЭ одинаков для всех вузов, и институтский педагог при подготовке к нему далеко не всегда лучшее, а порой и совсем неудачное решение.

5. Репетитор отвечает за успеваемость и результаты ребенка

Самое расхожее заблуждение. Появление репетитора не отменяет родительского контроля и участия в процессе. Поэтому не удивляйтесь, если вы расслабитесь и полностью положитесь на репетитора, а потом не обнаружите у ребенка никакого прогресса. Причин может быть несколько: ребенку не подходит способ объяснения материала, он не выполняет домашних заданий или репетитор не смог установить контакт с учеником. Чтобы узнать об этом, вероятно, придется присутствовать хотя бы на первых занятиях. Если это смущает вашего ребенка, попросите оставить приоткрытой дверь. Также не поленитесь ознакомиться с требованиями преподавателя, расскажите об индивидуальных качествах ребенка; четко донесите свои пожелания и только после этого делайте выводы, подходит вам этот человек или нет.

Читайте также:  Как не ошибиться поступая в вуз

6. Репетитор не должен задавать домашнее задание

В этом пункте многое зависит от целей и задач занятий. При этом очень важно понимать, что некоторые результаты достигаются исключительно путем тренировок и методичного исполнения типовых или же, наоборот, творческих заданий. Каким бы сильным ни был домашний преподаватель, достижением ученика становится только то, что добыто им самим.

7. Результат должен быть незамедлительным

Так не бывает. Не ждите пятерок после первых занятий. Иногда имеет смысл заранее составить с репетитором прогноз успеваемости. Все-таки постоянное пребывание в состоянии «ну когда уже все будет?!» еще никому не пошло на пользу.

8. Репетитора нельзя менять

Занятия даже с самым лучшим репетитором однажды могут потерять свою эффективность. Достигнув отличных результатов в первый год, не исключено, что в следующем ребенок утратит интерес к предмету или к преподавателю. Это не катастрофа. И очень вероятно, что и вины репетитора в этом нет. Случается, что подростки устают от общения с одним и тем же человеком или просто переходят в другую возрастную категорию, где прежние методы и приемы не работают. В этом случае стоит задуматься о замене учителя. Или же о том, что ребенку он больше (или пока) не нужен.

КАК ГОТОВИТЬСЯ В ВУЗ

Последние два-три года обнаружили отрадную тенденцию: число желающих поступить в вузы растет. Высшее образование вновь перестает быть малопонятной прихотью, а становится насущной необходимостью для множества молодых людей. Особенно увеличился конкурс в институты научно-технических специальностей – на физический и химический факультеты МГУ, в Технический университет им. Н. Э. Баумана, Физико-технический институт. Это повышает требования к подготовке абитуриентов.

Однако изменения, произошедшие в стране за последнее десятилетие, сказались катастрофическим образом и на знаниях учащихся. С сожалением приходится признавать, что уровень преподавания в общеобразовательных школах, как правило, не соответствует требованиям при поступлении в вузы. Подавляющему большинству абитуриентов необходима дополнительная подготовка. Уже сейчас сотни выпускников средней школы задаются вопросом: “Куда пойти учиться?”.

Б. Спиноза писал: “Для того, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным”. Уверенность в правильности выбора окажется первым шагом к победе, а вероятность поступления всегда прямо пропорциональна уровню подготовки и времени, затраченному на нее.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала “Абитуриент” (подписной индекс по каталогу Роспечати 73004).

Чем ближе весна, тем острее встает вопрос: “Как готовиться в вуз?”. Вам предлагается воспользоваться пятью ответами на поставленный вопрос (если кто-то имеет в запасе другие, просьба поделиться). Первый – ничего не делать и уповать на судьбу; второй – грызть гранит науки самостоятельно; третий – поступать в платный вуз; четвертый – обучаться на подготовительных курсах; пятый – заниматься с репетитором.

Первый способ выглядит наиболее привлекательным при наличии огромного желания вкусить прелести студенческой жизни и постоянного безделья. Но скажем сразу: не обольщайтесь, шансов поступить у вас маловато.

При втором варианте неудача может постигнуть хотя бы по той причине, что, занимаясь более чем упорно, но самостоятельно, вы не узнаете требований и специфики вступительных экзаменов в выбранный вуз. А знать их нюансы просто необходимо.

Третий вариант, пожалуй, наиболее надежный. Правда, подходит он только для состоятельных родителей, и тратить деньги на обучение могут не многие. Важно и то, что далеко не все платные вузы могут похвастаться хорошим образованием. К тому же не надо думать, что оплата гарантирует стопроцентное поступление еще до того, как вы начнете проходить вступительные испытания, и поможет избежать нервного напряжения и моральных потерь. В некоторые платные вузы существует конкурс, а следовательно, не все абитуриенты при большом желании и деньгах имеют шанс на поступление.

Остаются, пожалуй, два самых эффективных способа реализовать свою заветную мечту и оказаться в числе студентов – это занятия с репетитором и обучение на подготовительных курсах.

Занятия на подготовительных курсах имеют ряд позитивных моментов. Во-первых, там нередко преподают педагоги, которые могут оказаться вашими экзаменаторами. Если вы себя хорошо зарекомендуете на занятиях и преподаватель вас запомнит, это может положительно сказаться на результатах экзамена. Во-вторых, курсы готовят абитуриентов по профилирующим предметам именно данного вуза. И, в-третьих, обучение на курсах обходится значительно дешевле, нежели занятия с репетитором, что сегодня немаловажно.

Конечно, здесь есть и свои минусы. Поскольку обучение на курсах групповое, его эффективность порой оставляет желать лучшего. Кроме того, не так давно отменено положение Министерства образования РФ, согласно которому результаты выпускных экзаменов на курсах засчитывались в качестве вступительных. Но, несмотря на это, подготовительные курсы – вещь полезная. Правда, рассчитаны они на тех, кто имеет хорошие знания в объеме школьной программы. На курсах не обучают с “нуля”, а только помогают будущим студентам отшлифовывать имеющиеся знания. Следовательно, именно при обучении на подготовительных курсах вам пригодятся ваши навыки самостоятельной работы.

О репетиторстве следует поговорить подробнее. Повышенный интерес к нему объясняется тем, что в период экономического кризиса особую актуальность приобретает вопрос об эффективности затраченных на подготовку денег. Для людей с высоким материальным достатком, вероятно, нет лучшего способа распорядиться капиталом, чем вложить его в образование своих детей. Однако было бы ошибочно полагать, что деньги решают всё. Главная проблема состоит в том, чтобы найти хорошего репетитора.

Сегодняшний рынок репетиторских услуг довольно обширен, и предложение явно превышает спрос. Даже те, кто раньше не имел ни сил, ни знаний для занятий с учениками, теперь тоже пытаются прокормиться частными уроками. Появилось множество псевдорепетиторов, берущих деньги не за знания, а за “стопроцентную гарантию” поступления в вуз.

При этом всегда необходимо помнить, что среди репетиторов существует своя “элита”. Ее представители – подлинные виртуозы своего дела. Найти такого специалиста очень сложно, но еще сложнее уговорить его заниматься с вами. Такой человек, как правило, имеет ученое звание, преподает в ведущем вузе, он в курсе всех нюансов и тонкостей вступительных испытаний. Это – идеальный вариант.

Репетиторы подобного ранга, как правило, натуры творческие, удовлетворение от работы – одно из основных условий их деятельности. Опытный педагог в короткой беседе может точно определить наличие способностей у абитуриента и решить, хочется ли ему с ним работать. Поэтому желательно, чтобы кто-либо из знакомых смог порекомендовать вас такому педагогу. Конечно, можно усомниться в самом факте существования таких репетиторов. Но они существуют, поверьте. И вам крупно повезет, если они встретятся на вашем пути.

Ну, а если не удалось найти педагога из профессорско-преподавательской среды, можно совершенно спокойно доверить свои знания и деньги студентам-старшекурсникам и аспирантам, среди которых много добросовестных и знающих людей. К тому же они согласны работать за более низкую цену.

В поисках хорошего репетитора не следует звонить по случайным объявлениям в газете: можно напасть на шарлатана или проходимца, который мало чем сможет вам помочь. Лучше отправиться в тот вуз, куда вы желаете поступить. Там поиск наверняка увенчается успехом, и вы найдете необходимого педагога. Ну и, на худой конец, всегда можно обратиться к выпускникам вуза с просьбой рассказать о секретах поступления.

Говоря о материальном аспекте проблемы, заметим, что у каждой дисциплины своя цена. И, конечно же, стоимость услуг репетитора напрямую зависит от предмета. Английский язык ценится дороже немецкого и французского. Диапазон расценок старшекурсника или выпускника может колебаться от 100 до 300 рублей за час занятий английским языком, а 1,5 часа французского языка стоят всего 170 рублей. В пять раз выше могут стоить услуги преподавателя вуза, и один час штудий английского языка обойдется уже тысячи в полторы.

Занятия по физике или математике могут стоить от 100 до 900 рублей за час, по русскому языку и литературе (подготовка к сочинению) – от 100 до 300 рублей за час-полтора. Столько же стоят и занятия по химии. При этом цена заметно возрастает по мере приближения экзаменов. Если вы обратитесь к репетитору весной, он обойдется в два раза дороже.

Если вы уже сделали свой выбор, советуем прислушаться к нашим рекомендациям.

Основным методом работы репетитора должен стать диалог с вами, который, как правило, гораздо эффективнее монолога. Постоянное ведение занятий в форме надиктовки материала, конспектирования не приносит желаемых результатов. Зачастую будущие студенты, учащиеся выпускных классов, исписав конспектами горы тетрадей, оказываются не в состоянии мобилизовать свои знания и ответить на элементарный вопрос. Конечно, мы не против конспектирования обсуждаемого материала. Однако разумнее использовать готовые пособия и делать необходимые пометки на полях по ходу занятий.

Одним из основных качеств репетитора должна быть универсальность. Хороший репетитор ориентируется во всех вопросах преподаваемой дисциплины. Если педагог – узкий специалист и прекрасно знает только один из разделов программы, он может дать лишь весьма одностороннюю подготовку.

Но самое основное состоит в следующем. Хороший репетитор никогда не будет уговаривать вас заниматься, ругать других преподавателей, многое обещать и, самое главное, брать деньги вперед. По-настоящему знающий репетитор всегда предоставит вам право одного пробного (бесплатного) урока. Он знает: после этого урока вы будете “очарованы” и ваше желание заниматься именно с ним стократно возрастет.

Очень важно понять, что занятия с репетитором ни в коем случае не заменяют самостоятельной работы. Они только умело направляют ее, стимулируют и контролируют, помогают ориентироваться в лабиринтах изучаемой науки. Выучить же предмет за вас никто не сможет! Учиться придется самостоятельно.

А вот если педагог не вдохновляет вас на постижение предмета, следует задуматься над вопросами: того ли репетитора вы выбрали, ту ли специальность решили освоить.

Но не огорчайтесь. Неталантливых людей нет и быть не может. Способностей у человека очень много, и все они развиты в разной степени. Бальзак говорил: “Если не верить в себя, нельзя быть гением”. Главное – поверьте в себя, в свои силы и возможности. Стремитесь к заветной мечте и творите. Творить – значит мыслить нетривиально, увлеченно, уметь испытывать чувство вдохновения и озарения. Вдохновения вам и успехов!

Ссылка на основную публикацию