Особенности обучения в творческих вузах - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности обучения в творческих вузах

Особенности обучения в ВУЗе

Самостоятельная работа студентов

Организация учебного труда студентов

Особенности организации учебной деятельности студента в высшем учебном заведении

Учеба в вузе – тяжелый, напряженный, ответственный умственный труд. Если в школе основной формой обучения является урок, то в вузе – лекция, семинар, практикум.

Лекция – ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Примерно половину аудиторных занятий составляют лекции, поэтому умение работать на них – насущная необходимость студента. Принято выделять три этапа этой работы.

Первый – предварительная подготовка к восприятию, в которую входит просмотр записей предыдущей лекции, ознакомление с соответствующим разделом программы и предварительный просмотр учебника по теме предстоящей лекции, создание целевой установки на прослушивание.

Второй – прослушивание и запись, предполагающие внимательное слушание, анализ излагаемого, выделение главного, соотношение с ранее изученным материалом и личным опытом, краткую запись, уточнение непонятного или противоречиво изложенного материала путем вопросов лектору. Запись следует делать либо на отдельных пронумерованных листах, либо в тетради. Обязательно надо оставлять поля для методических пометок, дополнений. Пункты планов, формулировки правил, понятий следует выделять из общего текста. Целесообразно пользоваться системой сокращений наиболее часто употребляемых терминов (воспитание – в-е, личность – л-ть и т.п,), а также использовать цветовую разметку записанного при помощи фломастеров или маркеров.

Третий – доработка лекции: перечитывание и правка записей, параллельное изучение учебника, дополнение выписками из рекомендованной литературы.

Семинар – одна из ведущих форм работы студентов в вузе, проводимая по учебным группам. Если лекция – это монолог преподавателя, то семинар – выступление студентов. Существует несколько вариантов проведения семинаров: прослушивание и обсуждение заранее подготовленных студенческих докладов, фронтальное коллективное обсуждение проблемы, семинар-дис-пут, семинар-деловая игра и т. д.

При многовариантности семинаров общей для них является тщательная самостоятельная подготовка студентов по планам, заранее выданным преподавателем. При подготовке к семинару можно выделить следующие этапы:

1. Ознакомление с планом семинара.

2. Воспроизведение материала, соответствующего теме семинара, по записям лекции и учебнику.

3. Подбор рекомендованной литературы.

4. Изучение первоисточников (чтение, конспектирование, тезирование и т. п.).

5. Составление плана выступления (ответа). При подготовке к семинару первого типа – написание текста док лада или тезисов.

В основе подготовки к семинару лежит самостоятельная работа студента с книгой. В ходе семинара студент должен быть активен: не ждать, как школьник, когда его «вызовут», а высказывать свою точку зрения, отстаивать ее в ходе дискуссий, дополнять ответы коллег, уточнять непонятное. Желательно сохранять записи лекций и материалы, подготовленные к семинару, они потребуются в последующей работе.

Практические и лабораторные работы связаны с активной фронтальной деятельностью всей группы. Это может быть решение задач, проведение эксперимента, разработка и проигрывание элементов урока, посещение и анализ урока или воспитательного мероприятия в школе.

Подготовка к экзаменам и их сдача – напряженней шее время в жизни студентов. В сессию обычно сдается 3-4, реже – 5 экзаменов и на подготовку к каждому отводится 3-4 дня. Следовательно, подготовка к экзамену должна осуществляться в течение семестра, в ходе регулярной самостоятельной работы.

Подготовку к экзаменам следует начать с расчета времени, Которое необходимо для повторения. В этом случае учитывается степень освоения курса, работоспособность, умственные способности студента. Рекомендуется соблюдать следующие условия при подготовке к экзамену:

1. Требуется тщательное повторение ранее изученного материала, его осмысление и запоминание.

2. Если позволяет время, целесообразно составить сжатый всего курса, выделив только главное, основное.

3. Особое внимание при повторении следует уделить трудным, ранее непонятым положениям.

4. Постараться сформулировать дополнительные вопросы к материалу и ответить на них.

5. Наиболее трудные вопросы можно обсудить с товарищами для лучшего понимания материала.

6. Необходимо основательно повторить понятийный аппарат курса. Владение ведущими понятиями – показатель профессионализма в той или иной области.

7. Как известно, на подготовку к экзамену студенту обычно не хватает одного дня. Не пытайтесь его компенсировать бессонной ночью. Перед экзаменом следует выспаться. Ответ на экзамене должен быть полным, аргументированным, четким. Важно уметь связать теорию с практикой, хорошо знать основные понятия, иметь свою позицию по рассматриваемой проблеме.

Государственный стандарт предусматривает академическую занятость студента очного отделения в объеме 54 часов в неделю, в том числе половина – аудиторные занятия, половина – самостоятельная работа. Для успешного овладения вузовской программой студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельно не менее четырех часов.

Эффективность интеллектуального труда находится в прямой зависимости от его правильной организации. Каждому студенту следует овладеть культурой учебного труда. Для начала попытайтесь следовать советам для первокурсников.

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку к умственному труду.

2. Планирование умственного труда позволяет работать четко и ритмично.

3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.

4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.

5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь физическим трудом.

6. Полноценный сон – биологическая потребность организма. Недосыпать – значит работать на износ.

7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места – один из первых признаков культуры умственного труда.

8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.

9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что не записанная мысль – это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Очень часто студенту приходится работать с литературными источниками. Перечислим основные виды записей как результата этой работы.

Выписки, цитаты – дословные, точные записи определенного текста с указанием автора и источника.

План – совокупность кратко сформулированных, последовательно изложенных мыслей – заголовков, отражающих основное содержание прочитанного. Планы могут быть простыми и сложными (пункты подразделяются на подпункты), тематическими и систематическими, краткими и развернутыми.

Тезисы – основные положения текста, без приведения фактического материала.

Конспект – краткое последовательное изложение материала. Существует большое количество видов конспектов: плановые, тематические, свободные, сложные, простые и т. д.

Для оперативного использования прочитанного материала целесообразно делать записи на карточках – листах твердой бумаги небольшого формата. Они бывают также нескольких видов. Прежде всего, это каталожные карточки, на лицевой стороне которых пишутся точные выходные данные источника, на обороте – краткая аннотация. Другой вид карточек – рабочие. В них могут заноситься формулировки понятий, законов, цитаты, примеры, цифровой материал, математические формулы. Рабочие карточки удобно использовать для ответов, выступлений, запоминания материала. Они могут применяться в различных комбинациях.

Делая записи, следует придерживаться некоторых общих правил.

1. В любых видах записей указывай фамилию автора, полное название произведения, издательство, год, место издания.

2. Записи веди после того, как осмыслен материал.

3. Используй разные пасты (чернила) для выделения заголовков и подзаголовков, главных мыслей и т.д.

5. Умелая систематизация записей предполагает комплектование карточек, отдельных листов по темам (разделам), ведение тетрадей с пронумерованными страницами и оглавлением.

Вузовское обучение имеет более прагматическую направленности, приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности (включая и производство новых знаний в работе психолога-исследователя).

Важное отличие вузовского образования от обучения в школе – менее жесткий, чем в школе, внешний контроль за тем, на что расходуется время. Речь идет не о том, что у студента больше «свободного» времени (старательному студенту реально приходится трудиться ничуть не меньше старшеклассника), но о времени, не контролируемом со стороны различных педагогов, воспитателей и, тем более, родителей. В ряде высших учебных заведений – хотя сейчас таких немного – принято даже так называемое «свободное» посещение занятий, когда студент сам выбирает, какие проходящие по расписанию занятия и насколько регулярно посещать (предполагается, что к хорошему преподавателю студенты будут ходить, несмотря ни на что). У студента в такой ситуации появляется реальный «соблазн» использовать это время совсем не в учебных целях и даже не в целях личностного развития. В условиях «рыночной жизни» все это усугубляется для некоторых студентов необходимостью серьезно «подрабатывать» на стороне, затрачивая на это немалую часть своих душевных сил и талантов. Поэтому умение планировать свое время, а также планировать свои душевные и физические «затраты» становится важнейшим условием успешной учебно-профессиональной деятельности студента-психолога. Отметим, что особую проблему это составляет для тех, кто избрал форму заочного и тем более дистанционного образования, когда основная нагрузка падает именно на самостоятельную работу.

Важнейшей организационной особенностью обучения в психологическом вузе является «пестрота» и многоплановость всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой (читать материал, который может и не пригодится в ближайшее время), пытаться освоить дисциплины, которые также могут и не понадобиться при сдаче экзаменов, и при этом активно участвовать в студенческой жизни, влюбляться, страдать («дело молодое» и всем «известное»), вести так называемую «культурную жизнь» (театры, концерты, музей. ) и т. п. Важно при этом не «запутаться», не «разбрасываться», не допустить, чтобы голова от всего этого «кругом не пошла». И вновь мы возвращаемся к идее выделения главных, приоритетных направлений, в основе которых лежит значительная цель или идея, которой должно подчиняться все остальное. Для студента-психолога ситуация может осложниться тем, что он еще находится в поиске такой идеи или смысла. Но, как известно, «процесс поиска смысла уже сам по себе является смыслом», тем более что и в дальнейшем психологу постоянно переосмысливать то, что недавно казалось таким ясным и понятным.

Обучение в психолого-педагогическом вузе имеет весьма интересную и одновременно весьма сложную для понимания (со стороны студентов) особенность. Нередко студент, прослушав лекции преподавателей о том, как «надо преподавать» и как «надо контролировать знания», вдруг обнаруживает, что эти же преподаватели все это делают совсем не столь замечательно, как сами рекомендуют на лекциях, а иногда в противоречии с декларируемыми принципами. Это может стать поводом для недоумения, а для впечатлительных натур – причиной морального шока. Во-первых, преподаватель все это не сам придумал, он просто излагает то, что должен знать студент. Во-вторых, далеко не все зависит от конкретных преподавателей и даже от конкретных администраторов (есть в системе образования и более влиятельные инстанции). Наконец, «хорошо преподавать» и «эффективно контролировать знания» может далеко не каждый преподаватель, и вообще о «хорошем» и «правильном» гораздо проще говорить, чем все это самому исполнять. Если бы все было так просто, то система образования и в России, и во всем цивилизованном мире давно была бы совсем иной. А студенту как будущему специалисту-психологу надо учиться быть терпимее.

Особенность вузовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают: «Полученные исследователями школы Б. Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию».

С.И. Гессен выделил также следующие основные «свойства университета»:

1) «Совокупность реализованного в нем научного знания», ведь именно системность и «полнота представленного в университете знания отличает университет от всех других высших школ», что и делает его «подлинно научной школой»;

2) «Свобода преподавания и учения», что предполагает не только право преподавателя читать свои «индивидуальные» (авторские) курсы, «не совпадающие ни со специализацией, ни с энциклопедичностью», но и права для студента «выбирать из массы ежегодно предлагаемых университетом курсов те, которые, независимо от предписанности учебными планами, отвечают его научному интересу». «Наличие нескольких преподавателей одной и той же науки и свободный выбор учащимися учителя характеризует дух университетского учения. Ничто не противоречит больше идее университета, как система бюрократического управления и опеки со стороны государства», – писал С.И. Гессен.

При этом «свобода высшего преподавания заключается не в праве каждого открывать школы, в которых нарушалась бы свобода исследования и учения..», и «свобода высшего образования состоит не в том, что наряду с государственными университетами будут еще университеты католические, православные, антропософские, социалистические, а в том, чтобы университет, кем бы он ни был основан и содержим, оставался прежде всего научным», – поясняет свою мысль С.И. Гессен.

3) «Самоуправление и самопополнение». «Сюда входят не только право самоуправления в узком смысле (определение предметов преподавания, учебных планов, основания учебно-вспомогательных учреждений, избрание органов управления), но и право самопополнения (избрание профессоров и преподавателей, наделение учебными степенями)», – отмечал С.И. Гессен.

Читайте также:  Выбираем вуз для углубленного изучения физики

Примечательно, что в Средневековой Европе факультеты присуждали ученые степени, «факт приобретения которых оценивался в духе ученичества и рыцарского воспитания», а в царской России ученые степени и звания соотносились с «Табелем о рангах» и профессора имели нередко «генеральские чины». «Порой выпускников, подобно рыцарям, венчали громкими титулами типа граф права, – пишет А.Н. Джуринский, – В ученой степени магистр нетрудно угадать звание, которое получал ремесленника».

[1] Общая психология / под ред. Карпова А.В. М., 2002. С. 21

[2] Общая психология / под ред. Карпова А.В. М., 2002. С. 22

[3] Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева М., 1996. С.498.

[4] Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева М., 1996. С.498.

Обучение в творческих вузах

«Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал» … Эти слова из известного мультфильма можно отнести не только к миру кино, но и к миру театра, архитектуры, изобразительного искусства. Со стороны мир творческих людей представляется заоблачно красивым, легким, свободным, эксцентричным – и совершенно недоступным. «Разве может “простой смертный” попасть в этот мир?» – задают себе вопрос многие талантливые молодые люди, выросшие в семьях, далеких от искусства, и отвечают на него, как правило, неверно. Мы авторитетно заявляем: дорога в «счастливый мир» открыта в равной мере как детям великих артистов, так и детям простых слесарей! Конечно, надо признать, что шансы у тех, кто с детства находится в среде искусства, и у тех, кто вынужден пробивать дорогу самостоятельно, начиная путь с нуля – не равны. Но и у тех, и у других шансов вполне достаточно.

Итак, давайте поговорим о творчестве как о профессии. Архитекторы, режиссеры, операторы, актеры, художники – все эти замечательные люди являются профессионалами, даже мастерами своего дела, и путь в эти прекрасные профессии начинается вполне банально – с поступления в соответствующий институт. Здесь же вас и поджидает первая серьезная преграда. Даже не одна, а целых две: первая – вполне реальная, связанная с конкурсным отбором абитуриентов; вторая – мифическая, связанная со страхом перед якобы совершенно недоступным, заоблачным миром, в который пропуск могут дать только влиятельные родители или огромные деньги. Воистину один из самых опасных мифов о высшем образовании неустанно твердит нам: «Во ВГИКе, в РАТИ (ГИТИСе), в МАРХИ и т. д. учатся только «блатные» дети или те, у чьих родителей завалялся лишний миллион, а если у тебя нет ни того, ни другого, то и думать забудь о творческой профессии».

Большинство из тех, кто связал свою жизнь с творчеством, слышали подобные суждения от родителей, школьных учителей и даже сверстников. Слышали — и поначалу не догадывались о том, что мнение большинства не всегда соответствует действительности. Вот распространенный вариант развития событий: молодому человеку, не обделенному талантом, художественным вкусом и работоспособностью, с детства внушают, что в творческие вузы невозможно поступить без «блата» и таланты его не применимы в реальной взрослой жизни. Окончив школу, человек поступает в какой-нибудь институт или отправляется на какую-нибудь работу, теряет годы и нервы, но остается верным мечте детства. Немного повзрослев и не найдя себя в других сферах деятельности, наш герой все же решается подать заявление в творческий вуз, и. О чудо! Миф оказывается всего лишь злой выдумкой тех, кто всю жизнь боялся попробовать поступать. Конечно, большинство настойчивых и талантливых осваивают творческие профессии, но достигают статуса успешного деятеля искусств с очень большим опозданием – и в тридцать лет оказываются там, где могли бы оказаться в двадцать, если бы не попались в ловушку общественного мнения.

Не всё так просто

Итак, правда, что в знаменитые творческие вузы поступают не только «блатные», но правда и то, что человеку «с улицы» поступить в такие вузы почти невозможно. Как быть с этим противоречием? Есть несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при поступлении.

В любом творческом вузе основным вступительным экзаменом является собеседование, на котором приемная комиссия пытается выяснить не то, насколько хорошо абитуриент усвоил школьную программу, и даже не то, насколько он любит искусство, а то, зачем он поступает!

Ведь недостаточно просто любить театр, живопись или кино – любить свою мечту можно и издалека, не участвуя в ее судьбе. Экзаменаторам нужно уяснить вашу истинную цель и то, насколько осознанно вы делаете этот шаг: обмануты ли вы мифом о красивой жизни «звезд» – или вам действительно есть что сказать миру; решили ли вы попробовать поступать на всякий случай – или имеете твердую цель и намерены идти до конца, чтобы ее реализовать. Как показывает практика, абитуриент никогда не может ответить на этот, казалось бы, никчемный вопрос с первого раза. В таком случае нужно свыкнуться с мыслью, что первая попытка поступления, скорее всего, окажется неудачной. Однако не стоит отчаиваться и обращать свой гнев на «предвзятых» преподавателей и «блатных» детей. Это – своеобразный жестокий эксперимент, рассчитанный на отсеивание абитуриентов, изначально не готовых к тяжелым испытаниям. Отсрочка поступления на год имеет и положительный смысл: успех в творчестве напрямую зависит не только от таланта и общей эрудиции, но и от собственного житейского опыта, который приходит только, увы, с годами и перенесенными трудностями.

Нередки случаи, когда абитуриент становился студентом с первой попытки, но, наряду с ними, известны истории и тех, кто поступал на протяжении пяти-шести лет. Однако расслабляться, придя на экзамены впервые, тоже нельзя: приемная комиссия должна запомнить вас как целеустремленного, собранного и ответственного человека.

Другая причина неудачи первой попытки, как правило, связана с невозможностью постичь и предугадать все нюансы тех требований, которые предъявляет вам приемная комиссия. Здесь необходима определенная привычка – нужно быть в курсе как общих требований, предъявляемых традицией того или иного вуза, так и личных пристрастий членов комиссии. «Покушение на свободу творчества!» – скажете вы. Вовсе нет. Освоить стандартные приемы какого-либо стиля несложно, но для творческого роста необходимо кое-что еще. Конечно, такое пренебрежение к личности может оказаться чрезвычайно обидным, но комиссия проверяет не ваши способности в том стиле, который вам приглянулся, а способность к постижению самых азов профессии – вашу принципиальную обучаемость. То есть, поступая на операторский факультет ВГИКа, вы можете оставаться в душе ярым приверженцем направления «Догма 95», выступающего против постановочного освещения, но на экзаменах вы должны показать свое понимание основных принципов работы с искусственным светом; а поступая в МАРХИ, вам придется показать владение классическим рисунком, несмотря на ваше давнее увлечение абстракцией.

Еще одной особенностью творческих вузов является их своеобразная структура. Вы поступаете не просто на факультет и кафедру, а в мастерскую, где все вопросы как творческого, так и административного характера решаются более или менее авторитарным мастером, в том числе и вопрос о вашем зачислении в ряды студентов.

Мастер, набирая новый курс, набирает не просто студентов, но Учеников в полном смысле этого слова – тех, кому он может доверить то богатство опыта, которое он стяжал долгими годами творческого труда. В идеальной перспективе у мастера должен сложиться с каждым из учеников творческий тандем, в котором будет развиваться не только ученик, но и сам мастер. За несколько часов экзамена мастер должен распознать в абитуриенте «родную душу». Для вас же такой «индивидуальный подход» может сыграть как положительную (вспомните знаменитую историю поступления Шукшина в мастерскую Ромма), так и отрицательную роль. Иначе говоря, вы можете либо прийтись мастеру по душе, либо нет. А если и нет, то это не означает, что вы неталантливы.

Есть ли альтернатива?

Возникает вполне закономерный вопрос: «Если поступление в знаменитые творческие вузы связано с такими сложностями, то не проще ли выбрать вуз поскромнее?» К сожалению, выбор здесь ограничен.

В более выгодном положении находятся будущие актеры: только в Москве существует ряд высших учебных заведений, набирающих ежегодно группы на актерские факультеты. РАТИ (ГИТИС), Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе им. А. П. Чехова, Театральный институт имени Бориса Щукина и ВГИК ежегодно выпускают замечательных, профессиональных актеров театра и кино. Примерно так же дело обстоит и у художников: для получения высшего образования им приходится сражаться за место либо в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, либо в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова, Московском государственном университете печати, РАТИ или ВГИКе. Абитуриенту стоит воспользоваться замечательной возможностью подать документы сразу в несколько вузов.

Гораздо сложнее придется тем, кто грезит карьерой кинорежиссера или кинооператора. ВГИК – и никаких альтернатив.

Несмотря на то, что факультеты режиссуры и операторского мастерства существуют и в ряде других учебных заведений (Академия Натальи Нестеровой, ГИТР), только ВГИК готовит творческие кадры для работы в кино, тогда как прочие выпускают специалистов для работы на телевидении. Зато, совершив усилие и поступив на дневное бюджетное отделение ВГИКа, вы получаете возможность целых пять лет экспериментировать за чужой счет и реализовывать свои творческие идеи на казенной кинопленке. Такие «тепличные условия» – идеальная среда для формирования и развития собственного творческого языка.

В похожей ситуации находятся и архитекторы – на пути к реализации своей мечты им не миновать грозного и пугающего МАРХИ. Архитектор – это, пожалуй, самая сложная из всех творческих профессий, и она требует самого «кропотливого» образования. Строительный университет выпускает прекрасных строительных инженеров и проектировщиков, но эти специалисты далеки от истинного архитектурного творчества так же, как и телевизионщики далеки от кинематографа.

«Но возможно ли вообще обойтись без специального образования, ведь на самом-то деле творчеству нельзя научить?» – конечно, да, однако в таком случае процесс формирования творческой личности растягивается на долгие десятилетия и оказывается куда более утомительным, чем вся эпопея со вступительными экзаменами.

К тому же, как уже было отмечено, далеко не все профессии поддаются самостоятельному освоению: подавляющее большинство литераторов не имеют отношения к Литинституту, а в кинорежиссуру часто приходят люди из других профессий (по странной закономерности – в основном врачи и архитекторы), но кинооператоров и архитекторов, не имеющих специального образования, встретить почти невозможно.

Однако, наверное, самое важное, что творческий вуз может дать своим студентам – это не практические навыки, не художественный вкус, а специфический круг общения. Иначе говоря, те знакомства, от которых в дальнейшем напрямую будет зависеть карьера. В особой мере, как вы понимаете, это важно именно для тех, кто не имеет других возможностей проникнуть в мир искусств.

Итак, как же все-таки оказаться в рядах студентов творческих вузов?

Рецепт один: настойчивость, настойчивость и еще раз настойчивость!

Обязательно запишитесь на подготовительные курсы и будьте активны на занятиях. Проявить свои таланты, зарекомендовать себя как целеустремленного человека необходимо еще до начала вступительных экзаменов. Приставайте с вопросами к преподавателям, приносите свои работы мастерам – все должны оценить ваши способности к творческому развитию.

Общайтесь со студентами, будьте открытыми, прислушивайтесь к мнению старших товарищей, не отвергайте их советов, но, в то же время, научитесь четко формулировать собственные взгляды на искусство и свои творческие планы.

Никогда не отчаивайтесь и помните: ничто так не развивает человека, как процесс решения проблем. И, самое главное, безмерно верьте в собственное счастье!

Особенности развития творческих способностей у студентов педагогического вуза

Для данного исследования наиболее большое значение приобретает выделяемый отдельно многими исследователями студенческий возраст (А.А. Реан, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн), который свойственен не всем людям и не всегда соответствует привычным общепринятым возрастным нормам развития.

Интеллектуальное развитие в данный возрастной период тесно переплетается с развитием личности человека в целом (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Время обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др.

Отличительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Значительно укрепляются качества, которых в полной мере не хватало в последних классах школы – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, стрессоустойчивость. Повышается интерес к моральным проблемам (целям, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Существует несколько особенностей развития творческих способностей у студентов педагогического вуза. В данной главе мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Все обобщенные условия разбиты на три группы:

1) внутренние, заключенные в самом человеке;

2) внешние условия и обстоятельства;

3) условия для деятельности, в процессе которой реализуется творческий потенциал и идет развитие задатков и способностей.

Читайте также:  Условия поступления в вузы на бюджет в 2018 году

В этой системе объединяются личностный и деятельностный подходы, разделяющие психологию, как единую научную дисциплину. Система целей может быть представлена как вершина тетраэдра, построенного на основании триады условий.

Творческие способности – это в первую очередь умение человека находить особый, неординарный взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Это умение напрямую зависит от мировоззрения человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с различных сторон, и найти более выгодное, по его мнению, решение. Творческая личность, в процессе своей жизнедеятельности, всегда стремится узнать большее об окружающем его мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек – это в первую очередь нестандартно, неординарно мыслящий человек, способный на оригинальные решения.

Выраженность способностей определяется двумя факторами: социальное воспитание и наследственность. В свое время Дж. Локк говорил, что девять из десяти человек обязаны своими способностями воспитанию и что различия между людьми определяются в основном их воспитанием. Так же и Б.Ф.Ломов выделяет роль общения самой главной в развитии творческих способностях.

Для формирования творческих способностей необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации. Студенческий возраст является одним из самых благоприятных для развития творческого мышления и творческих способностей, для этого необходимо постоянно ставить перед студентами творческие задачи, учить сравнивать, находить основное, искать подобные и различны черты, причинно – следственные связи. А поскольку множество исследователей, в наше время, считают, что творческий подход есть «решение проблем», следовательно, творческое мышление в тех или иных обстоятельствах, будет являться значимым для принятия грамотного решения. Л.С. Выготский считал, что необходимо творческое пересоздание, все новые изобретения, что для всех новых изобретений должно быть участие фантазии, которую необходимо рассматривать как функцию, связанную с эмоциональной сферой его жизни, и с интеллектуальной. В фантазии студент рисует для себя превосходное будущее, а, значит, и творчески становится к его воплощению [47, с. 112].

Развитие творческих способностей студентов является одной из главных задач обучения. Всевозможные глубокие и крепкие знания, способности и опыт, сильная любознательность, разносторонние интересы, самостоятельность, сильное стремление к достижению целей и стремление к решению сложных задач – являются творческими предпосылками. А что касается творческих способностей является индикатором духовных возможностей личности. Творческая деятельность – это возможность человека осознать потребность и возможный потенциал создания чего – то уникального. Умение обозначить проблему, активизировать нужную информацию для мобилизовать необходимые знания для выведения гипотез. Доказать эти гипотезы на практическом или теоретическом уровне, либо опровергнуть их, довести до конца поиск решения проблемы. И в конечном итоге образовать свежий, неординарный продукт (художественный замысел, своеобразные решения росписи, разработка креативных программ развития и так далее).

Одним из факторов, определяющих развитие творческого потенциала у студентов педагогического вуза, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для развития творческих способностей необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, делает невозможным проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов уверены в том, что наличие любой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности студентов. В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало у студентов, а могут и поспособствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Одним из важнейших факторов творческого развития студентов педагогического вуза является создание среды, способствующей формированию их творческих способностей. Преподаватели должны с первых занятий заинтересовать и замотивировать поступивших абитуриентов, что бы студент шел на занятия ни как на «каторгу», а с увлечением, для получения новой, интересной и увлекательной информации.

Проблема развития творческих способностей студентов в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творческих способностей (объективные и субъективные стороны). Объективная сторона творческих способностей определяется уникальностью и социальной ценностью конечного результата. Это может быть, например, какое – либо научное открытие, художественный проект и т.д. Субъективная сторона характеризуется включением в сам творческий процесс. Новшество конечного результата, возвышенное чувство, неожиданность инсайта возможно будут иметь субъективный образ. Благодаря этому будут развиваться творческие способности студентов, построив процесс обучения так, чтобы студент оказался в положении первооткрывателя того, о чем преподаватель давно знает, но это является новым для студента.

Творческие, как и любые другие способности, развиваются в процессе жизнедеятельности, что является другой их особенностью. А значит, что главная задача преподавателя — это организация творческой деятельности студентов в процессе обучения, а также поиск методов и инструментов решения. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется творческим подъемом.

При организации творческой деятельности должны быть реализованы два процесса:

1) обеспечение оптимального соотношения между имеющейся информацией и информацией, необходимой для решения проблемы (учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы);

2) придание процессу обучения эмоциональной окраски.

Одна из важнейших компетенций, которую должен приобрести студент в вузе, – это способность учиться, которая радикальным образом скажется на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Умение учиться важнее, чем сформировать определенную теоретическую базу знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще более важной можно отметить компетенцию самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении.

Профессия педагога представляет широкий спектр возможностей для творчества, из этого следует что, основными задачами преподавателя будут:

– воспитание у студентов интереса к творческой деятельности;

– формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию по предмету, направленную на решение творческой задачи;

– творческий подход к реализации знаний и умений на практике.

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Так полагал известный советский психолог, который изучал творческие способности и психологию творчества как науку А.Н. Лук [26]. В сущности, зачастую преподаватель требует от студента только воссоздание различных знаний, которые он получил в готовом виде. Такого рода деятельность преимущественно развивает анемические способности обучающихся и зачастую воспитывает из студентов «зубрилок», но не творческие способности студентов. Если преподаватель не обладает сам творческими способностями, то он и от студента не будет ожидать какой – то креативности, в ходе учебной деятельности. Эта проблема является не самой актуальной, но тем не менее имеет место жить. Психолог И.Я. Лернер утверждал: «Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям». Поэтому очень важно не просто сообщить студентам определенный объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска.

Потребность в творческой деятельности не возникает вдруг, ее нужно постоянно формировать, опираясь на личные качества студента. Развитие воображения, интеллекта и личности имеют у студентов свои особенности и напрямую связаны с творческими способностями, о чем свидетельствуют исследования психологов и педагогов. Следовательно, будет справедливо предполагать, что творческие способности каждого студента имеют особую форму. Развитие творческих способностей происходит в тесной взаимосвязи студента со средой. Благодаря благоприятному влиянию воспитания и обучения. Особенно бурно в период обучения в вузе студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому на старших курсах необходимо уделять особое внимание диалоговым формам общения со студентами. Передача «личностного знания» возможна, как правило, только в диалоге преподаватель – студент.

Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Вернее, даже сказать, что творчество есть способ личностного существования. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем – то задачи, а сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему. Еще очень большое влияние оказывает на «молодого» студента, его однокурсники, ведь если в общении будут стоять «барьеры», то ни о каком развитии и раскрытии творческих способностей не может идти и речи.

В последние годы усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

Источник художественного творчества – память. Известный психиатр, невропатолог В.М. Бехтерев писал, что первоначальная творческая деятельность даже у лиц гениальных в значительной мере является подражательной, что творчество требует для своего осуществления не только природной одаренности, но и большого упражнения путем воспитания, и подготовительной умственной работы, создающей известные навыки.

Творчество и талант не безразличны к личности своего носителя, студенту должно быть в первую очередь интересно и важно содержание той предметной области, которой он занимается. М. Горький говорил: «Талант – это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу работы. ». Исходя из этого высказывания, можно определить, что проявление творческих способностей обучающегося зависит от того, нравится ли ему и увлекает ли его будущая выбранная профессия.

Таким образом, творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, что является неотъемлемой особенностью студенческого возраста, из этого следует, что, именно в этом возрасте развитие творческих способностей будет протекать наиболее благоприятно. Творчество есть способ личностного существования. Творческое мышление связано не только с решением уже поставленной кем – то задачи, а со способностью самостоятельно увидеть и сформировать проблему.

Особенности обучения в творческих вузах

Вы – студент вуза. А что это значит? Это значит, что время побежало быстрее – сроки сжались, а объем дел, забот, интересов, ответственности увеличился. Это значит, что получено право исследовать, решать, открывать, развиваться в избранной области знания, науки. Это значит: пройдет еще немного времени, и вы станете специалистами своего дела – широкоэрудрованными, влюбленными в профессию, по-настоящему необходимыми обществу людьми.

Только действительно ли это наступит так скоро? Есть студенты, которые, поступив в вуз, считают, что будущее уже в руках. Надо лишь подождать, когда пройдут годы учебы, и будущее, материализованное в виде небольшой книжки-диплома, будет объявлено и выдано в руки непосредственно. И они дожидаются и получают диплом. Только вот “почему-то” позже и реже приходят к таким людям жизненный опыт, профессиональная уверенность. “Почему-то” довольно большой процент таких людей изменяет своей профессии вскоре по окончании вуза. И “почему-то” окружающие не очень спешат принести им свою благодарность, любовь и уважение [32].

Будущее у большинства, начинающих свою жизнь в вузе, – это прежде всего работа по избранной профессии. Но ведь опыт и мастерство сами не приходят. Их нужно в прямом смысле слова завоевать в борьбе с огромным потоком научной информации, со старыми представлениями о своих способностях, с усталостью, неорганизованностью, умственной ленью.

“Всякое начало трудно, – эта истина справедлива для каждой науки”, – писал один из классиков девятнадцатого века. Является ли для нас трудоёмкость начального этапа в научном познании мира залогом более лёгкого будущего? Думается, что отчасти да. Только правильнее будет сказать не легкое, а свободное будущее, так как, постигая ту или иную науку и выходя на ее передние рубежи, человек уже может свободно, творчески оперировать познанным в своей дальнейшей деятельности. И чем больше арсенал средств, приобретенный за годы учебы, тем свободнее специалист в их выборе, тем более рациональный путь к истине сумеет он отыскать. Таким образом, учение помогает сделать скачок от преодоления трудностей учебы, к преодолению трудностей в науке и других родах деятельности [32].

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих.

§ Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти – десяти школьных уроков;

§ Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

§ Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

§ Отсутствие навыков самостоятельной работы. В какой-то степени эти навыки, конечно, приобретаются на первых курсах, но длительным и неэффективным путем проб и ошибок;

§ Неподготовленность, обусловленная обучением, предшествующим вузовскому (например, в сельской школе), или большим перерывом в учебе [3; 98 c.].

§ Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

Читайте также:  Высшее образование в латвии: обучение в вузах страны

§ Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

§ Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

§ Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью);

§ Неумение увидеть направленность процесса обучения, непонимание того, что формирование будущего специалиста начинается с первого дня обучения [3; 102 c.].

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации (привыкания) студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

Одной из объективных предпосылок все возрастающей сложности обучения является, так называемый информационный взрыв – следствие научно-технической революции. Общественный прогресс приводит к ускоренному росту объема информации. В результате в учебные программы вузов вводится все больше нового материала. А ведь возможности человеческого восприятия не безграничны. Студент жалуется на неуспевание, и он действительно не успевает. Информационные перегрузки становятся иногда причиной стрессов, психических срывов, нервного истощения. Можно привести такой пример, когда хорошо подготовленная студентка-второкурсница не может произнести ни одного слова на экзамене, но уже дома, в состоянии последовавшего за депрессией бреда, чуть ли не наизусть рассказывает весь учебник информатики. Что это? Конечно, следствие умственной перегрузки в результате добросовестного стремления студента усвоить учебный материал во всем объеме, но (что оказывается особенно важным!) при отсутствии навыков рациональной работы, неумении экономно распределять силы в интенсивном умственном труде. Не менее впечатляет другой случай, происшедший в одном из университетов: студентка, сдав в сессию два экзамена, перед третьим теряет зрение. Диагноз врачей: информационный невроз. Более не в силах выдержать насилие извне, организм “включил” защитные механизмы психики – оказался временно перекрытым самый информативный канал, зрительный [20; 134 c.].

Вряд ли кто из начинающих обучение захочет сознательно подвергаться подобной опасности. Как же быть? Возможно ли что-нибудь противопоставить надвигающейся лавине умственных перегрузок, возможно ли в наш стремительный век любознательному человеку соблюсти баланс между успешным продвижением по стезе знания и собственным здоровьем? Как разгрузить память студента так, чтобы не страдало качество обучения? В положительном разрешении этих вопросов заинтересован не только студент. Об этом думают, спорят многие ученые и педагоги в нашей стране и за рубежом. Оно и понятно: ведь сегодняшний студент – это завтрашний специалист, будущее страны, залог ее грядущих побед или неуспехов. На каких же путях намечается выход из создавшейся ситуации? Может быть, увеличить сроки обучения? Ведь на обучение одного студента государством затрачивается примерно семьдесят тысяч тенге в год, а если студент обучается с полной компенсацией затрат на обучение, то эта сумма по некоторым специальностям может составить до девяноста тысяч тенге. А также с ростом сроков обучения увеличивается еще количество преподавателей и уменьшается пропускная способность вуза. Кроме того, попробуем подсчитать, сколько учится человек, прежде чем начинает полноценно трудиться в качестве специалиста высшей квалификации. Получится внушительная цифра: 10 лет школьного обучения, 4 – 6 лет учебы в вузе плюс 4 – 6 лет – вхождение в производство, приобретение профессионального мастерства; итого: 20 – 24 года, не считая возможной аспирантуры. Поэтому дальнейшее увеличение сроков обучения мы не можем считать мерой удовлетворительной – ни морально, ни экономически, человеку слишком мало отпускается в его жизни времени на самостоятельный труд, себестоимость же обучения в этом случае возрастает. Если учесть при этом дальнейшее увеличение потока научной информации, то вполне можно предположить, что скоро и тридцати лет на образование специалиста окажется недостаточно.

Попытка уплотнить учебную программу посредством введения нового материала также вряд ли дала бы положительный результат: средний студент, не говоря уже о слабом, с трудом осваивает существующую программу. Вузовские программы в настоящее время напоминают сосуд, в который все время и все больше вливают. Но сосуд не может вместить больше того, что он вмещает. Тогда параллельно начинается процесс вычерпывания: что-то устраняется, извлекается. Однако больше приходится добавлять, меньше – устранять. Поэтому вопрос о перегрузке остается нерешенным [32].

Самым заинтересованным лицом в вопросе преодоления трудностей обучения был и остается сам студент. Именно он, начиная с первого дня учебы, вынужден искать конкретные пути к преодолению информационного барьера, практически решать для себя вопрос о том, как справиться с учебной программой за семестр, курс, несколько курсов, за все время обучения в вузе, не став при этом ни язвенником, ни неврастеником, ни научным сектантом-затворником, ни “узкокоридорным специалистом”, неспособным мало-мальски перестроиться в рыночной экономике. Что же предпринимает студент?

Не имея возможности ждать разрешения всех вопросов на управленческом уровне, он прибегает к спонтанной (стихийной) саморегуляции в освоении учебного материала: сортируя информацию на свой страх и риск, что-то учит, что-то схватывает по верхам, что-то отбрасывает вовсе. Он внимательно выслушивает лишь половину лекции, едва понимает четверть ее, почти ничего не успевая при этом записывать. Он с трудом отвечает на семинаре, а на практическом занятии забывает подчас элементарное. И конечно, действия его часто случайны, ошибочны: отброшенное в спешке как необязательное спустя время оказывается вдруг чрезвычайно важным. Естественно, что хроническое неуспевание, недописывание и недоучивание в семестре превращает экзаменационную сессию для студента, переживающего за результаты своего труда, в сокрушительный стрессор, а каждый экзамен – в двустороннюю пытку: для экзаменатора и экзаменуемого. Таким образом, мы возвращаемся к тому, с чего начали, – к студенческим перегрузкам. Создается впечатление, что выхода нет [20; 100 c.].

Однако поинтересуйтесь, как сдают или сдавали сессию ваши предшественники – студенты старших курсов. Вы заметите, что ряд из них завершают семестр вполне успешно. Случайность? Везение? Это и будут те студенты, которые сумели сориентироваться в непривычно сложных условиях, выработать для себя какую-то систему в занятиях, интуитивно нащупать или у кого-то позаимствовать готовые приёмы самоорганизации – в записывании тех же лекций, в подготовке тех же практических и семинарских занятий, даже, может быть, в психологической самоподготовке к особо ответственным моментам учебы. Конечно, со временем, ценой больших или меньших потерь, почти каждый студент освоит рациональные приемы учения, но только не на первом курсе – здесь “успешных” всегда будет меньшинство, если . Если обучение искусству учиться и дальше пускать на самотек.

Таким образом, можем заключить, что цель вуза – воспитать творческого специалиста и цель студента – стать таковым – будут достигаться в гораздо большей степени, если параллельно с мерами по усовершенствованию учебных программ, по реорганизации в системе высшего образования научить студента самостоятельно работать с учебным материалом, самоорганизовываться, самовоспитываться [32].

Особенность обучения в ВУЗе

Специфика высшей школы

По сравнению с обучением в школе ВУЗ имеет следующие важные социально-организационные особенности:

1. С самого начала студент становится представителем («репрезентантом») особой социальной группы – студенчества. Заметим, что в большинстве случаев он к этому себя заранее готовит морально и вполне осознает свой новый социальный статус. Студент фактически осваивает не только «учебно-профессиональную деятельность», но и весь образ жизни (и образ мысли) студентов, какими они представляются на уровне общественного сознания. Естественно, по мере своего обучения в ВУЗе и пребывания в студенческой среде студент постепенно меняет свое представление об «образе студента», одновременно меняя представление и о самом себе в качестве «настоящего» или «не настоящего» студента [Лаврентьева И.В., Игнатенко К.М., 2015].

В так называемых престижных ВУЗах на этой основе может формироваться некоторое «студенческое» (а затем – и «профессиональное») высокомерие, которое особенно нежелательно для представителей гуманитарных профессий, ведь им реально потом придется общаться с самыми разными людьми из разных (не только психологопедагогических) профессиональных групп.

По отношению к студенту и администрация ВУЗа, и преподаватели, и сокурсники, и даже родственники выдвигают определенные требования, которые студенту приходится выполнять, чаще с удовольствием, но иногда без особой радости. Правда, со временем студенту все это постепенно надоедает и ему все больше хочется быть «просто человеком», а не «стереотипизированным студентом». Но кому-то очень нравится роль «настоящего студента» и он продолжает ее исполнять даже после окончания обучения, сам того в полной мере не осознавая и не рефлексируя. Как говорится, у каждого свой выбор и каждый имеет даже право «застрять» в своем развитии. Правда, кто-то из студентов, наоборот, стремится поскорее почувствовать себя «уже настоящим психологом», немного раздражая своих сокурсников и радуя (а иногда и «веселя») некоторых преподавателей. Но и здесь студент имеет право на свое понимание профессионального развития [Лаврентьева И.В., Игнатенко К.М., 2015].

2. ВУЗовское обучение имеет более прагматическую направленность, приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности (включая и производство новых знаний в работе врача).

В школе «прагматизм» часто выражается в подготовке к поступлению в Вуз, хотя в действительно хороших школах это может быть и формирование готовности учащегося сориентироваться в окружающем мире, и в мире будущего профессионального труда (формирование «смысловой картины мира») [Асмолов А.Г., 2001], что и позволяет выпускнику лучше сориентироваться в этом мире. Заметим, что реально далеко не все выпускники школ, ставшие студентами-врачами, по- настоящему сориентировались в окружающем социальном мире, поэтому процесс построения своего видения «смысловой картины мира» продолжается и в ВУЗе.

Замечено, что более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, «зачем» и «как могут понадобиться ему знания для будущей работы»), тем лучше он учится. И.А. Зимняя [Зимняя И.А., 1997] отмечает в связи с этим: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно – неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе» [Зимняя И.А., 1997].

  • 3. Важное отличие ВУЗовского образования от обучения в школе – менее жесткий, чем в школе, внешний контроль за тем, на что расходуется время. Речь идет не о том, что у студента больше «свободного» времени (старательному студенту реально приходится трудиться ничуть не меньше старшеклассника), но о времени, не контролируемом со стороны различных педагогов, воспитателей и, тем более, родителей. В ряде высших учебных заведений – хотя сейчас таких немного – принято даже так называемое «свободное» посещение занятий, когда студент сам выбирает, какие проходящие по расписанию занятия и насколько регулярно посещать (предполагается, что к хорошему преподавателю студенты будут ходить, несмотря ни на что). У студента в такой ситуации появляется реальный «соблазн» использовать это время совсем не в учебных целях и даже не в целях личностного развития. В условиях «рыночной жизни» все это усугубляется для некоторых студентов необходимостью серьезно «подрабатывать» на стороне, затрачивая на это немалую часть своих душевных сил и талантов. Поэтому умение планировать свое время, а также планировать свои душевные и физические «затраты» становится важнейшим условием успешной учебно-профессиональной деятельности студента-медика. Отметим, что особую проблему это составляет для тех, кто избрал форму заочного и тем более дистанционного образования, когда основная нагрузка падает именно на самостоятельную работу. Добавим, что вопросы обязательности или необязательности посещения занятий, форм контроля, возможности индивидуального подхода в плане форм отработки занятий и т.д. решаются конкретным вузом; в ряде случаев это фиксируется в договоре между студентом и высшим учебным заведением [Луцкова, Л.Н., Русина, Н.А., 2012].
  • 4. Особенность ВУЗовского обучения предполагает существенное переструктурирование всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают: «Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева

[Ананьев Б.Г., 1980] данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию».

Таким образом, обучение в ВУЗе обладает рядом особенностей, к ним можно отнести: студент становится представителем особой социальной группы и осваивает не только «учебно-профессиональную деятельность», но и весь образ жизни (и образ мысли) студентов, какими они представляются на уровне общественного сознания; ВУЗовское обучение имеет более прагматическую направленность, приближенную к предстоящей практической, производственной деятельности (включая и производство новых знаний в работе врача); в ВУЗах становится важнейшим условием успешной учебно-профессиональной деятельности студента-медика умение планировать свое время; обучение в ВУЗе предполагает переструктурирование всей мыслительной деятельности студента, учебные задания одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала.

Ссылка на основную публикацию