Лекция в вузе - что это структура виды функции цели и задачи - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лекция в вузе – что это структура виды функции цели и задачи

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

  • Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

  • Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моментыИзлагаемая информацияВремя, мин.
1.Вступительная частьПриветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач.5-8
2.Составление планаФормулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.60-65
3.Закрепление полученной информацииВопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.8-10
4.Подведение итоговСопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.5-8
5.Анонс следующего занятия, задание на домЗадания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения.2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Лекция. Предназначение и цели лекции

Лекция. Предназначение и цели лекции

Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского «Lection» – чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета , по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи , , . Их лекции были столь блестящи, что отодвинули на второй план учебник.

Основная цель лекции: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения слушателями учебного материала.

– формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

– расширение кругозора по изучаемому предмету:

– актуализация опорных знаний и жизненного опыта:

– мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

– формирование у слушателей способностей учиться.

Роль лекционной формы занятии

v Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией,

v сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение). Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.

v Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников;

v Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана;

v Лекция мотивирует слушателей к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету;

v В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

· при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации;

· новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели:

– отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

– по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

– лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на слушателей с целью повлиять на формирование их взглядов.

v Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

v Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

v Лекции нужны лишь тогда, когда мало учебников;

v Одни слушатели успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора;

v Слабая обратная связь со слушателями в виду монологичности лекции.

Требования к лекции

• Нравственная глубина содержания лекции и нравственная позиция преподавателя;

• Научность и информативность (современный научный уровень):

• Доказательность и аргументированность:

• Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств:

• Эмоциональность формы изложения:

• Активизация мышления слушателей:

• Постановка проблемных вопросов для размышления;

• Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов:

• Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

• Доступный и ясный язык;

• Разъяснение вновь вводимых терминов и названий:

• Использование по возможности и необходимости (целесообразности) аудиовизуальных дидактических материалов, а также наглядности (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты).

1. Вводная лекция – знакомит слушателей с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой работы специалиста. Рассказ об общей методике работы над курсом, требования к экзамену. Обзор литературы.

Читайте также:  технические вузы санкт-петербурга

2. Обзорно-повторительная лекция – читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

3. Обзорная лекция – Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также трудные вопросы экзаменационных билетов.

4. Классическая лекция – читается в высоком темпе (с листа). Студенты, слушатели записывают основное (что успеют). Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей). Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты или слушатели в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то. что успели записать.

5. Лекция-объяснение – Это лекция информационного типа, на которой слушателям вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагает чтение лекции в умеренном темпе, за диктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций, структуры, факторов, особенностей и др..). разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы слушателей по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями).

6. Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает слушателей к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

7. Интерактивная лекция – предполагает постоянный диалог со слушателями, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях слушатели очень хорошо запоминают материал.

8. Лекция – дискуссия – это комбинированный вариант проблемной и интерактивной лекций. Предполагает активное включение слушателей в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит слушателей к верному выводу.

9. Лекция-визуализация – возникла как результат поиска возможностей реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованием ТСО (видео-; мультимедиа-; компьютерной техники и т. п.).

Частным случаем является кино-лекция.

Варианты проведения различны:

а) теория, а потом демонстрация визуальных средств;

б) кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация опросов;

в)чередование теории и демонстрации;

г)демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаем лекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у слушателей ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Материалы на лекции-визуализации должны:

· обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

· усвоение новой информации;

· создание и разрешение проблемных ситуаций;

· подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть:

натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.),

символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы),

изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

– диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

– втягивал в обсуждение слушателей, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции:

• актуализация имеющихся у слушателей знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);

• создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

– у преподавателей должна быть психологическая совместимость;

– развитые коммуникативные умения и толерантность;

– они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

10. Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут слушатели формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

• в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

11. Интроспективная лекция – вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

12. Лекция с заранее запланированными ошибками.

Предполагается, что такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию. Она призвана:

1)активизировать внимание слушателей;

2) развивать их мыслительную деятельность;

3) формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и др.

Дается в том случае, если материал слушателям отчасти знаком. Перед

Должен быть легко читаемым:

Логично построенный план:

Иметь четкий понятийный аппарат (выделить в тексте):

Содержать лаконичный обзор литературы, взглядов, концепций;

Второстепенные сведения должны быть исключены или вынесены на отдельные листы, равно как и примеры: Целесообразно построить план схематично (на 5- 7 страниц>;

Отдельные блоки, понятия, функции и др. должны быть выделены в тексте (цветом, размером или расположением):

Запас информации должен быть, как минимум, двоек ратным:

Содержать проблемные вопросы:

Хорошо спланирован по времени.

Тема и цель лекции:

Время (2 или 4 учебных часа):

План лекции (3-5 пунктов);

Список литературы 3-7 источников:

Конспект (содержание) материала по разделам;

Проблемные вопросы и комментарий к ним:

Содержательная структура плана-конспекта:

Введение (актуальность) – два-три абзаца;

Обзор литературы по теме, анализ концепций, подходов;

Рассмотрение сущности феномена (обязательно с понятийным аппаратом):

Функции, структура, факторы, условия, особенности, механизмы действия и др.

Отдельно на полях лекции дать методические указания: указать методы и методические приемы изложения материала, используемую наглядность, примеры и то, что надо дать слушателям под запись и др.

Типы лекционных текстов

Структура научно-учебного текста

Структура и виды лекций в ВУЗе

Что это такое – лекция

Лекция – это устная форма передачи учебного материала. На ее основе формируется практически весь процесс обучения в ВУЗе. Особенность лекции заключается в том, что преподаватель в течение всего занятия излагает информацию, которая выстроена в строгом, систематизированном порядке. Это дает возможность максимально обстоятельно и доступно раскрыть слушателям конкретную тематику.

Задачи лекции

  • увлечь, заинтриговать студентов и вызвать у них интерес к предмету;
  • пробудить в них стремление к получению новых знаний;
  • наладить эмоциональную связь между студентами и преподавателем;
  • активизировать мыслительный процесс слушателей;
  • акцентировать внимание студентов на главных составляющих определенной темы, а также раскрыть основные понятия и проблемы обсуждаемого вопроса.

Прослушивание проговариваемого текста через магнитофон, компьютер, телевизор даже рядом не сравнится с живым общением педагога и студентов. Лекция, в которой информация передается в концентрированном, логически выдержанном стиле, представляет собой наиболее экономичный метод передачи учебного материала. Грамотно составленный преподавательский доклад обеспечивает лучшее восприятие информационного материала.

Подобный способ обучения очень эффективен для преподавания следующих дисциплин:

  • гуманитарных;
  • естественных;
  • точных.

Структура лекции

В высших учебных заведениях структура лекции складывается из следующих частей:

Вводная. Самое сложное при создании лекции – подбор правильных первых слов, которые заинтригуют аудиторию и создадут соответствующий настрой. Во вступительной части озвучивается следующая информация:

  • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
  • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
  • список использованной литературы;
  • значимость темы с теоретической и практической стороны.

В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

Основная. Это часть лекции является самой важной и наиболее информативной. В течение основной части преподаватель:

  • раскрывает содержание темы;
  • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
  • анализирует связи и явления главной идеи;
  • дает определение первостепенным понятиям;
  • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.

В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

Заключительная. Заключительная часть является не менее значимой. Ее главные составляющие следующие:

  • подведение итогов;
  • краткое обобщение основных положений;
  • формулирование выводов;
  • советы по определению направления для самостоятельной работы;
  • озвучивание следующей темы занятия.

В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них. В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

Функции лекции

В некоторых ВУЗах отсутствуют учебники или другая литература, относящаяся к определенному предмету, и тогда именно лекции представляются единственным доступным способом обучения.

Функции лекционной передачи материала бывают следующими:

Информационная. Такая лекция выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

Стимулирующая. Лекции подобной направленности нацелены на привлечение внимания аудитории, вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

Развивающая. Эта функция направлена на анализ различных явлений и активацию умственной деятельности студентов.

Ориентирующая. Цель этих лекций – помочь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников, а также составить собственное представление о конкретной проблематике. Сюда же относится и список литературы, рекомендуемый преподавателем.

Разъясняющая. Основная задача этой функции – оказать помощь студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

Читайте также:  Cпециальность "правовое обеспечение национальной безопасности": вузы и профессии

Убеждающая. Целью убеждающей лекции является подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции. Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:

  • знакомство с реальными фактами, которые были обнаружены в результате проведения определенных исследований и экспериментов;
  • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

Виды лекций

С учетом назначения и дидактических целей лекции подразделяются на определенные виды.

Вводная или установочная

Такая лекция призвана помочь учащимся получить общее представление об определенном предмете, а также познакомить с его главными задачами и основной методикой работы над курсом. На установочной лекции преподаватель сообщает аудитории следующую информацию:

  • особенности курса и его связи с другими учебными дисциплинами;
  • теоретическое и прикладное значение изучаемого предмета;
  • перечень необходимой литературы для сдачи зачетов и экзаменов;
  • требования, выдвигаемые на экзамене;
  • информация об актуальном состоянии поднятых на лекции тем.

Информационная

Это традиционный способ передачи аудитории необходимой учебной информации. Подобные лекции проводятся для детального, более глубокого изучения конкретной темы или предмета. Преподаватель предоставляет учащимся определенные важные сведения, которые необходимо услышать, осмыслить и запомнить.

Для лучшего усвоения информации, студентам рекомендуется вести конспекты, куда они кратко записывают важную информацию, основные понятия, главные моменты и цели освещаемой темы. Ведение таких записей очень пригодится во время подготовки к зачету или экзамену.

Проблемная

На такой лекции лектор озвучивает аудитории конкретную проблему, которая включает в себя новый теоретический материал. Затем он побуждает студентов найти способы решения поставленной задачи. Во время процесса поисков решения преподаватель поэтапно приближает студентов к искомой цели путем совместных диалогов, анализа и обсуждения различных точек зрения.

Конференция

Подобная лекция представлена как научно-практическое занятие. На ней прослушиваются доклады студентов по предварительно поставленной проблеме в рамках учебной программы. В конце выступления лектор подводит итоги, помогает сформулировать выводы, а также дополняет прослушанный материал недостающей информацией.

Лекция-конференция дает возможность максимально всесторонне обсудить конкретную проблематику, выделить ее особенности и совместно обсудить возможные пути решения.

Консультация

Такие занятия основывается на передаче учебного материала двумя способами.

Вопрос и ответ. Студенты задают преподавателю вопросы, относящиеся к определенной тематике или предмету. Лектор отвечает на вопросы, и таким способом аудитория получает новые знания.

Вопрос, ответ, дискуссия. В этом случае занятие строится следующим образом:

  • преподаватель излагает основную тему занятия;
  • студенты задают вопросы, относящиеся к прослушанной теме;
  • начинается совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Иные виды лекций

Также существует несколько дополнительных разновидностей лекций, которые менее популярны среди преподавателей ВУЗов.

  • Обзорные лекции. Их предназначение заключается в систематизации знаний, полученных в ходе обучения.
  • Визуальные лекции. Во время проведения такого занятия преподаватель обеспечивает визуализацию подаваемого материала: демонстрирует ролики, фильмы, фото, слайды и прочее.
  • Бинарные лекции. Редкий тип подачи информации, при котором дискуссию ведут два преподавателя, поддерживающие различные точки зрения по теме, а студенты наблюдают за этой беседой.

Лекции могут быть разными, но их цель едина – обеспечить студента грамотно изложенной информацией, которая поможет ему получать новые знания.

Понятие и функции лекционной формы обучения

В КУРСЕ ПСИХОЛОГИИ (4ч)

Тема 5. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАН:

1. Понятие и функции лекционной формы обучения

На протяжении всей истории в высшей школе с момента за­рождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое зна­комство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закла­дывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в ис­торию развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.

Лекция (лат (lection) чтение) – основная форма учебных занятий, где рассматриваются основные теоретические положения учебной дисциплины, раскрываются идеи и логика построения курса.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лек­ционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

  • при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;
  • новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;
  • отдельные темы учебника особенно трудны для само­стоятельного изучения и требуют методической перера­ботки лектора:
  • по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного ос­вещения;
  • лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на сту­дентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким науч­ным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обу­чения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для по­следующего усвоения студентами учебного материала.

Отсюда вытекают ее функции:

1) информационная, заключается в сообщении преподавателем основных положений учебной дисциплины, раскрытии особенности конкретной темы или отдельной проблемы. Исторически первая функция. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников, которые печатаются большими тиражами, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение, при этом остается актуальной при чтении спецкурсов, а также по тем дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

2) ориентирующая, заключается в последовательном и структурированном изложении преподавателем ключевых идей курса. Данная функция реализуется еще и в том, что преподаватель сообщает студентам, на какие темы, понятия им следует обратить особое внимание, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

3) разъясняющая, цель которой заключается в разъяснении наиболее трудных вопросов, терминов учебного курса. Это не только раскрытие смысла терминов, но формирование понятий в сознании студента. (Известно, что основные научные понятия психологической науки содержатся в словарях и справочниках, а многие – в учебниках. Однако никакая дефиниция не охватывает предмета всесторонне и с исчерпывающей полнотой. Поэтому в лекции нельзя обойтись без разъяснения определений – смысла каждого слова, входящего в них.) ПРИМЕР – МЫШЛЕНИЕ. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные положения курса в более ясной и доступной форме.

4) убеждающая, которая заключается в том, что лекция стимулирует не только запоминание материала, мыслительную деятельность, но и мотивационную сферу студентов. Осуществляется через доказательность утверждений лектора. Обеспечивается как реальными фактами, так и силой логики.

5) увлекающая, сущность которой в том, что Л. должна быть интересной, но не развлекательной. Чтобы быть интересной, Л. должна отвечать нескольким психологическим условиям:

– осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки (этот момент наступает тогда, когда студент понял полезность преподносимых лектором знаний лично для себя)

– осознание аудиторией новизны излагаемого материала, однако такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, существенно их дополняя и проясняя.

Исходя из такого понимания роли и места лекции в учебном процессе, возникает вопрос о содержании лекции – о чем в лекции нужно сказать обязательно, а о чем нет. Невозможность вложить в лекцию все достаточно очевидна. Поэтому стремление к раскрытию в Л. всех вопросов темы нежелательна.

Методическая ошибка. Происходит перезагрузка теоретическими сведениями – снижается эффективность.

В целом, лекция представляет собой обучающий монолог преподавателя, в тоже время, в зависимости от вида лекции степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.

2.Виды лекций

Традиционная вузовская лекция обычно имеет несколько разновидностей.

Вводная лекция . Она знакомит студентов с целью и назначе­нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин.

Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, озна­комить слушателей с обязательным списком литературы, расска­зать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Информационная лекция. Предполагается, что преподаватель в систематизированном виде сообщает новые знания, а также разъясняет новые термины и понятия, составляющие главное содержание курса.

Обзорная лекция . Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение по­казывает, что материал, изложенный системно, лучше запомина­ется, допускает большее число ассоциативных связей. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гума­низация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реа­лизацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм.

Лекция вдвоем . Эта разновидность лекции заключается в том, что в диалоге двух преподавателей происходит обсуждение теоретических и практических вопросов дисциплины, в процессе дискуссии осуществляется совместное решение проблемы.

– диалог преподавателей демонстрировал культуру дискус­сии,

– втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы.

Преимущества такой лекции:

– наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;

– выявляется профессионализм педагога.

Лекция-визуализация . Лекция-визуализация возникла как ре­зультат поиска новых возможностей принципа на­глядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному вос­приятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это проис­ходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логи­ческого, привычно работающего при освоении точных наук. Пра­вое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное воспри­ятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить:

– систематизацию имеющихся знаний;

– усвоение новой информации;

– создание и разрешение проблемных ситуаций;

В визуальной лекции важны: определенная визуальная логи­ка и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.

Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.

– уровень подготовленности и образованности аудитории;

– особенности конкретной темы.

Лекция с заранее запланированными ошибками . Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенче­ского характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, кото­рые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отме­чать ошибки, фиксировать и называть их в конце.

На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помо­гая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Данная лекция призвана:

– активизировать внимание студентов;

– развивать их мыслительную деятельность;

Читайте также:  Сколько длится пара в вузе и что такое академический час

– формировать умение выступать в роли экспертов.

Лекция-пресс-конференция . Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

– в начале темы с целью выявить потребности, круг инте­ресов группы или потока, его модель: установки, воз­можности;

– в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний;

– в конце – для определения перспектив развития усвоен­ного содержания.

Рассмотрим методические аспекты подготовки к этому виду учебных занятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8571 – | 8146 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Учебное пособие: Лекция: цели, задачи и функции

Первым видом учебно-исследовательской работы, с которым сталкивается студент, придя в вуз, является лекция. С одной стороны, лекция– это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. В отличие от школьной лекции преподаватель вуза не ставит перед собой задачи научить слушать, его главной целью является – донести сущность поставленной проблемы, поэтому при чтении лекции преподаватель не останавливается на плане и выводах, не усиливает наиболее важные моменты лекции интонацией и не повторяет их. Лекция требует от слушателя большой самостоятельной работы. Во время лекции фиксируются основные этапы развития мысли лектора, выводы и обобщения. Причем зафиксировать информацию необходимо не только для последующего запоминания, но и для дальнейшей работы с книгой, учебником, справочником, сборником документов.

Сегодня выделяют пять основных функций вузовской лекции:

1. информативную – знакомство с научными фактами, доказательствами и выводами;

Ориентирующая и стимулирующая функции лекции проявляются в том, что лектор, выделяя в излагаемом материале основное, пробуждает у студентов внимание, интерес к поиску, экспериментированию и самостоятельной работе.

4. методологическую – в ходе анализа научных теорий, раскрываются методы исследования;

5. развивающую и воспитывающую – во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей.

Таким образом, лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.

Работа студентов на лекции

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию, поскольку в первые минуты лекции объявляется тема лекции, формулируется ее основная цель. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции. Здесь не следует путать такие понятия как слышать и слушать. Слышать можно не слушая, с чем мы часто сталкиваемся. Человека в повседневной жизни окружает большое количество звуков, и он их слышит, но может обращать на них внимание, только в тот момент, когда это ему необходимо. Например, если в соседней комнате негромко играет музыка, мы слышим это, но только в том случае, если мы начинаем внимательно слушать, т.е. акцентируем внимание на этом, то понимаем, например, смысл песни. Таким образом, слушание лекции состоит из нескольких этапов, начиная от слышания (первый шаг в процессе осмысленного слушания) и заканчивая оценкой сказанного.

Процесс слушания лекции, требующий большого умственного напряжения, может быть затруднен целым рядом причин:

1. Высокая скорость умственной деятельности. Человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит, поэтому у слушателя есть время на то, чтобы отвлечься от разбираемой темы.

2. Избирательность внимания. Мы можем слышать одновременно многое, не уделяя при этом всему предельного внимания. Человек с детства приучается последовательно выбирать только то, что представляет для него интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. «Антипатия» к чужим мыслям. Всегда легче следовать своим мыслям, чем следить за тем, что говорит другой.

4. Потребность реплики. Временами у человека возникает желание возразить в ответ на сделанное высказывание. И вот мы уже не слушаем, мысли заняты формулировкой комментариев.

На основе перечисленных трудностей вырабатываются привычки, которые затрудняют контакт между лектором и слушателями (студентами), среди них можно назвать следующие:

1. повышенное внимание к недостаткам речи, внешности выступающего;

2. привычка слушать лектора не глядя на него;

3. высокая восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (кашель, шарканье ногами и т.п.);

4. отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;

5. поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего.

Чтобы процесс слушания стал более эффективным, нужно разделять качество общения с лектором, научиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Для оптимизации процесса слушания следует:

1. научиться выделять основные положения. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные слова, словосочетания, фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, выводам и обобщениям;

2. во время лекции осуществлять поэтапный анализ и обобщение, услышанного. Необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего. Стараясь представить материал обобщенно, мы готовим надежную базу для экономной, свернутой его записи. Делать это лучше всего по этапам, ориентируясь на момент логического завершения одного вопроса (подвопроса, тезиса и т.д.) и перехода к другому;

3. готовность слушать выступление лектора до конца.

Слушание является лишь одним из элементов хорошего усвоения лекционного материала. Однако, одного слушания недостаточно. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать тот поток информации, который сообщается во время лекции, поэтому его необходимо фиксировать, записывать – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции.

Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Главным отличием конспекта лекции от текста является свертывание текста. При ведении конспекта удаляются отдельные слова или части текста, которые не выражают значимую информацию, а развернутые обороты речи заменяют более лаконичными или же синонимичными словосочетаниями. При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры – очень кратко. Особенно важные моменты лекции, на которые следует обратить особое внимание лектор, как правило, читает в замедленном темпе, что позволяет сделать их запись дословной. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

· Сокращение аббревиатурой – основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов. Ключевые слова в первый раз записываются полностью, после них в скобках приводится их аббревиатура, далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура. Например: культурный слой (КС), археологическая культура (АК). Ключевых слов не должно быть много, иначе может возникнуть путаница в их использовании.

· Сокращение слов до начальной части, базируясь на корне (например: аппарат (апп.), однократный (однокр.).

· Сокращение общепринятых вспомогательных слов (например: таким образом (т.о.), главным образом (гл. обр.), может быть (м.б.), смотри (см.), так называемый (т.н.), какой-либо (к-л).

· Можно найти и постоянно использовать сокращения часто встречающихся слов (например: несколько (неск.), который (к-ый)).

· Использование латинского алфавита (например: максимум (mах), минимум (min), температура (t).

· Использованием эквивалентных выражений или слов английского языка, (например: использование (use), если (if), переменный (var), постоянный (const)).

Ссылка на основную публикацию
Название: Лекция: цели, задачи и функции
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: учебное пособие Добавлен 09:28:10 12 апреля 2011 Похожие работы
Просмотров: 8351 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать