Какие бывают способы подготовки в вуз - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Какие бывают способы подготовки в вуз

Какие бывают способы подготовки к экзамену?

Чтобы добиться успеха в жизни и получить хорошую работу, нужно, прежде всего, получить хорошую профессиональную подготовку. Десятки тысяч человек ежедневно сдают различные экзамены: школьники, абитуриенты, студенты, обычные граждане, желающие устроиться на работу или получить водительские права. Многие из них даже не догадываются, что факторы успеха их будущей жизни и результат сдачи экзаменов тесно связаны между собой. Зато каждого из них волнует вопрос: как быстро подготовиться к экзамену.

До экзамена

Не нужно пускать ситуацию на самотек и делать все кое-как. Лучше подготовиться к экзамену, разбив весь материал на блоки и распределив их так, чтобы равномерно разделить предэкзаменационную нагрузку на несколько дней.

Учите материал небольшими порциями, делая перерывы, разминки. Чередуйте сложные и легкие вопросы. Организуйте беглое повторение уже выученных вопросов.

Не надейтесь только на механическую память, пытайтесь установить логические связи между объектами или событиями, для запоминания используйте мнемотехнические приемы.

Готовясь к экзамену, настраивайте себя позитив. Почаще представляйте себе зачетку с желанной пятеркой. Этот способ визуализации желаний обязательно поможет, если вы не только пошлете Вселенной пожелание удачной сдачи экзамена, но и проведете тщательную подготовку к нему.

Если есть возможность, расскажите выученный материал кому-либо, а еще лучше – объясните его товарищу. Такой вид работы многократно усиливает качество ваших знаний.

Перед экзаменом

Постарайтесь хорошенько отдохнуть и выспаться, не стоит тратить драгоценные часы ночного сна на решение проблемы, как еще подготовиться к экзамену.

Утром бегло пройдитесь по всему материалу, но не пытайтесь зубрить, иначе в памяти останется лишь последний выученный материал.

Съешьте на завтрак что-либо из углеводов (каши, бутерброды, чай или кофе с сахаром или сладостями). Они насытят ваш мозг энергией, утолят чувство голода. Если от волнения, что называется “кусок в горло не лезет”, захватите с собой на экзамен шоколадку, питательный батончик. Они придадут вам уверенности в силах, успокоят и насытят желудок.

Обратите внимание на свою одежду – она не должна вам мешать, вызывать дискомфорт или отвлекать. Ваш внешний вид не должен раздражать экзаменатора и вызывать у него неприятные или двусмысленные ассоциации.

На экзамене

Зайдя в аудиторию, ведите себя спокойно, демонстрируя выдержку и уверенность в своих силах (однако, постарайтесь не переборщить при этом, чтобы не выглядеть слишком нагло и самоуверенно).

Если вытащив билет, вы понимаете, что он сплошь состоит из невыученных вопросов, не отчаивайтесь и не драматизируйте излишне ситуацию. Возможно, все не так плохо и, успокоившись, преодолев стресс, вы сможете подготовиться к ответу.

Если вы все же решитесь поменять билет, то помните, что повторная попытка оценивается на бал ниже.

Как подготовиться к ответу

При подготовке сосредоточьтесь на экзаменационных вопросах. Продумайте и запишите план ответа, отметив все имена, цифры, даты, формулы. Подробно распишите самые сложные для вас места, выводы, определения, формулировки, специфические термины. Особо обратите внимание на начало ответа – оно должно быть красивым, логичным, раскрывающим суть проблемы.

Если в билете есть практическая часть, то обязательно приступите к ее выполнению, даже если задание кажется вам непосильным.

Начните с самых простых манипуляций: проанализируйте условие задачи, сделайте его краткую запись, запишите все известные вам по этой теме формулы, подготовьте цитаты или тезисы для сочинения. Активно используйте при этом справочную и дополнительную литературу, разрешенную на экзамене, зачастую там содержится огромное количество полезной для вас информации.

Рядом с экзаменатором

Начните ответ с перечисления основных вопросов, которые вы будете рассматривать. Если возможно, постройте рассказ так, чтобы первыми озвучить наиболее легкие для вас части билета. По ходу ответа демонстрируйте не только знание материала, но и умение его обобщать, делать выводы, приводить собственные примеры. Если уместно, корректно выскажите личное мнение или выразите свое отношение к данной проблеме. Учтите, что преподаватель вправе задавать вам уточняющие вопросы, останавливать ответ.

Если вам кажется, что экзаменатор придирается к вам или его вопросы выходят за рамки экзаменационной программы, то спокойным тоном сообщите ему об этом. Ни в коем случае не устраивайте в аудитории сцен и скандалов, так вы лишь настроите всех против себя и накалите обстановку.

Помните, что результаты экзамена и ход его проведения вы можете опротестовать, подав апелляцию и приложив в качестве доказательства свои экзаменационные черновики. Закончив ответ, внимательно выслушайте замечания преподавателя, поблагодарите его за советы (если таковые будут) – и терпеливо ждите результата.

Выбираем способ подготовки к поступлению в вуз

Одни люди в процессе подготовки в вуз ориентируются лучше: схватывают всё с полуслова, расспрашивают преподавателя, просят дать дополнительные задания. Другие понимают материал хуже, особенно если пропускают какие-то занятия или погружены в свои мысли и проблемы; не обращают внимания на остальных. Какой способ подготовиться к поступлению – оптимальный? Давайте рассмотрим, из чего мы можем выбрать.

Подготовительные курсы при вузе

Самый известный и распространенный путь – подготовительные курсы при том вузе, в который вы собираетесь поступить. Обычно занятия проходят по вечерам 2-3 раза в неделю.

Плюсы

  1. Преподаватели заранее знакомы со спецификой материала. Поэтому они готовят абитуриента не просто, например, к экзамену по математике, а к тому экзамену, который будет именно в этом вузе.
  2. При обучении на курсах в выбранном вузе можно отрепетировать будущий экзамен, что немного снизит нервозность.
  3. Не придется изучать лишний материал, который не понадобится при поступлении.
  4. Стоимость обучения довольно низкая.
  5. Когда есть возможность учиться в коллективе, волей-неволей происходит сравнение себя с другими. На курсах можно заранее посмотреть на тех людей, которые вместе с вами будут соревноваться в знаниях, участвовать в вузовском конкурсе. И сделать соответствующие выводы.
  6. Общение на курсах – это не только учеба, но и возможность подружиться с кем-то. Не обязательно воспринимать всех как конкурентов.

Минусы

  1. Бывает, что один предмет на подготовительных курсах даже очень известного и серьезного вуза дают великолепно, а другой. очень плохо. Всё это желательно узнать заранее – из отзывов студентов, задавая вопросы на форуме института и т. д.
  2. Большое количество учащихся – у преподавателя нет возможности заняться каждым.
  3. Часто абитуриенты, не желая утруждать себя, надеются, что за них все сделают преподаватели. Однако без самостоятельной отработки правил через решение примеров с последующим контролем знания вряд ли перейдут в долгосрочную память в виде навыка.

Дистанционная подготовка

Заочные курсы предполагают, что школьник обучается дистанционно, по каким-либо пособиям. Это может происходить по переписке – как бумажной, так и по электронной почте, с помощью мультимедийных или оnline-материалов, по обычным учебникам и т. д. Важно, чтобы была обратная связь с преподавателем – выдача заданий, контроль их выполнения, детальный разбор допущенных ошибок и как их исправить.

Плюсы

  1. Довольно низкая стоимость обучения.
  2. Возможность учиться по программам конкретного института.
  3. Возможность получать обратную связь о своем продвижении.

Минусы

  1. Отсутствие живого общения.
  2. Письмо застревает в дороге – теряется время.
  3. Снижение мотивации, ведь не на кого равняться: рядом нет ни преподавателя, ни учебной группы.
  4. К сожалению, не всегда дистанционные курсы действительно полностью позволяют подготовиться. Зона риска – те дисциплины, где оцениваются творческие навыки в устной форме.

Занятия с репетитором

С одной стороны, самый лучший способ подготовки, с другой – наихудший. Репетиторами чаще всего работают преподаватели вузов, учителя и студенты. Поэтому в процессе выбора нужно навести справки у тех, кто уже учился у данного репетитора, и самостоятельно оценить эффективность занятий: она может и не соответствовать оплате.

Плюсы

  1. Репетитор занимается с вами лично, поэтому видит ваши слабые места, может выделить время на их отработку, требует выполнения домашних заданий, быстро исправляет ошибки, может давать какие-то полезные учебные материалы.
  2. Преподаватель, особенно опытный, на частных занятиях может помочь скорректировать не только знания по предмету, но и сами стратегии обучения, научить чему-то, что можно проглядеть или не услышать во время коллективных занятий.
  3. Занятия с репетитором позволят вам получить объективную оценку ваших знаний со стороны быстрее, чем на обычных курсах, где преподаватели вынуждены учитывать скорость усвоения знаний всей группой.4. Вас научат тому, что необходимо лично вам.

Минусы

  1. Высокая стоимость подобного обучения.
  2. Сложность в оценке уровня самого репетитора.
  3. Иногда репетиторы дают обещания, которые не могут выполнить. Например, гарантируют поступление в выбранный вуз, не учитывая уровня подготовки учащегося.

Самостоятельные занятия

Очень хороший способ для одних, но плохой – для других.

Плюсы

  1. Можно заниматься где угодно и сколько угодно, с той скоростью, с которой комфортно, материал для изучения обширен (особенно если есть доступ в Интернет).
  2. Самоподготовка подходит тем людям, которые по ряду причин (мало денег, далеко ехать поступать) не могут готовиться другими способами, но действительно очень хотят поступить в выбранный вуз.
  3. Множество предметов сами по себе требуют для усвоения большого количества самостоятельной работы, например, изучения грамматических правил, формул, решения задач и т. д.
  4. Самостоятельные занятия очень полезны для развития силы воли, тренировки упорства, любознательности, памяти.

Минусы

  1. При этом способе обучения труднее всего учесть специфику института. Кое-что из изучаемого будет вообще не нужно, а некоторые вещи можно упустить, не придать им должного значения, не уделить достаточного внимания.
  2. У большинства абитуриентов не хватает силы воли на регулярные занятия. Сначала пропускается один урок, затем – другой, а потом оказывается, что подошло время сдачи экзаменов.

Если сравнить вступительные задания по физике и математике, скажем, в МИФИ и в каком-нибудь другом институте, где эти предметы не являются основными, то мы обнаружим существенные различия в глубине проработки материала. Пройдя обучение на курсах при вузе с серьезными требованиями, вы легко сдадите экзамены в институт, где спрос с поступающих не так строг, а вот наоборот – вряд ли получится. Пробовать попасть на курсы престижного вуза имеет смысл.Вместе порой можно готовиться значительно эффективнее, чем поодиночке.

Некоторые абитуриенты с удовольствием поделятся с вами своими знаниями. Знакомьтесь на подготовительных курсах, на форумах вузов, встречайтесь, переписывайтесь.

Вероятно, кто-то уже пробовал поступать в предыдущем году и может предостеречь вас от совершения типовых ошибок. Он ответит на вопросы, которые вас интересуют, что-то посоветует. Главное – не теряться и уметь замечать подобные возможности дополнительного обучения.

Очень полезно сочетать различные виды подготовки между собой. Когда есть свободное время – готовиться самостоятельно. Дополнить самостоятельные занятия участием в олимпиадах. Записаться на длительные курсы, если позволяют финансы и время.

Взять хотя бы один урок у хорошего репетитора и сравнить результаты с другими видами обучения. Составить программу подготовки на год и разбить ее по месяцам, чтобы было видно, куда вы движетесь, если занимаетесь самостоятельно; а лучше найти кого-то, кто будет отслеживать этот процесс и напоминать вам о необходимости постоянных занятий и полного прохождения всего учебного материала с детальной проработкой сложных моментов.

Читайте также:  Как восстановиться в вузе после отчисления - порядок возобновления обучения

Иногда некоторые задания просто не удается выполнить, и тогда тоже требуется помощь специалиста – это может быть учитель в школе, на курсах, репетитор или другие абитуриенты. Ничего страшного, если вы не поступите с первой попытки. Но всё-таки при подготовке желательно настраиваться на удачу с первого раза. Тогда шансы на поступление значительно вырастают – даже если вы при этом делаете все то же самое. Вера в себя – одно из основных условий успеха.

Способы подготовки в ВУЗ

Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8(926)319-50-32 или по e-mail inna@timesaver.ru

Способы подготовки в ВУЗ

Статья для журнала “Абитуриент” № 9 за 2007 год

Статья о способах подготовки к поступлению в институт: курсы, частный преподаватель или самостоятельная подготовка.

Одни люди в процессе подготовки в ВУЗ ориентируются лучше: схватывают все с полуслова, расспрашивают преподавателя, просят дать дополнительные задания. Другие понимают материал хуже, особенно если пропускают какие-то занятия или погружены в свои мысли и проблемы; не обращают внимания на остальных.

Какой способ подготовки к поступлению – оптимальный?

Давайте рассмотрим, из чего мы можем выбрать.

Самый известный и распространенный путь подготовки – это подготовительные курсы при том ВУЗе, в который вы собираетесь поступить . Обычно занятия проходят по вечерам 2-3 раза в неделю.

Плюсы.

1. Преподаватели заранее знакомы со спецификой материала, поэтому они готовят абитуриента не просто, например, к экзамену по математике, а к тому экзамену, который будет именно в этом ВУЗе.

2. При обучении на курсах в выбранном ВУЗе можно отрепетировать будущий экзамен, что немного снизит нервозность.

3. Не придется изучать лишний материал, который не понадобится при поступлении.

4. Стоимость обучения довольно низкая.

5. Когда есть возможность учиться в коллективе, волей-неволей происходит сравнение себя с другими. На курсах можно заранее посмотреть на тех людей, которые вместе с вами будут соревноваться в знаниях, участвовать в вузовском конкурсе. И сделать соответствующие выводы.

6. Общение на курсах – это не только учеба, но и возможность подружиться с кем-то. Не обязательно воспринимать всех как конкурентов.

Минусы:

  1. Бывает. Что один предмет на подготовительных курсах даже очень известного и серьезного вуза дают великолепно, а другой… очень плохо. Все это желательно узнать заранее – из отзывов студентов, задавая вопросы на форуме института и т.д.
  2. Большое количество учащихся, у преподавателя нет возможности заняться каждым.
  3. Часто абитуриенты, не желая утруждать себя, надеются, что за них все сделают преподаватели. Однако без самостоятельной отработки правил через решение примеров с последующим контролем знания вряд ли перейдут в долгосрочную память в виде навыка.

Заочные курсы предполагают, что школьник обучается дистанционно, по каким-либо пособиям. Это может происходить по переписке, как бумажной, так и по электронной почте, с помощью мультимедийных или online-материалов, по обычным учебникам и т.д. Важно, чтобы была обратная связь с преподавателем – выдача заданий, контроль их выполнения, детальный разбор допущенных ошибок и как их исправить.

Плюсы:

  1. Довольно низкая стоимость обучения.
  2. Возможность учиться по программам конкретного института.
  3. Возможность получать обратную связь о своем продвижении.

Минусы:

  1. Отсутствие живого общения.
  2. Письмо застревает в дороге – теряется время.
  3. Снижение мотивации, ведь не на кого равняться: рядом нет ни преподавателя, ни учебной группы.
  4. К сожалению, не всегда дистанционные курсы действительно полностью позволяют подготовиться, особенно это касается тех дисциплин, где оцениваются творческие навыки в устной форме.

Занятия с репетитором – с одной стороны, самый лучший способ подготовки, с другой – наихудший. Репетиторами чаще всего работают преподаватели ВУЗов, учителя и студенты. Поэтому в процессе выбора нужно навести справки у тех, кто уже учился у данного репетитора и самостоятельно оценить эффективность проводимых занятий: она может не соответствовать оплате.

Плюсы:

1. Репетитор занимается с вами лично, поэтому видит ваши слабые места, может выделить время на их отработку, требует выполнения домашних заданий, быстро исправляет ошибки, может давать какие-то полезные учебные материалы.

2. Преподаватель, особенно опытный, при частных занятиях может помочь скорректировать не только знания по предмету, но и сами стратегии обучения, научить чему-то, что можно проглядеть или не услышать во время коллективных занятий.

3. Занятия с репетитором позволят вам получить объективную оценку ваших знаний со стороны быстрее, чем на обычных курсах, где преподаватели вынуждены учитывать скорость усвоения знаний всей группой.

4. Вас научат тому, что необходимо лично вам.

Минусы:

1. Высокая стоимость подобного обучения.

2. Сложность в оценке уровня самого репетитора.

3. Иногда репетиторы дают обещания, которые сами не могут выполнить. Например, гарантируют поступление в выбранный ВУЗ, не учитывая уровень подготовки учащегося.

Самостоятельные занятия – очень хороший способ для одних, но плохой – для других.

Плюсы:

  1. Можно заниматься где угодно и сколько угодно, с той скоростью, с которой комфортно, материал для изучения обширен (особенно если есть доступ в Интернет).
  2. Самоподготовка подходит тем людям, которые по ряду причин (мало денег, далеко ехать поступать) не могут готовиться другими способами, но действительно очень хотят поступить в выбранный вуз.
  3. Множество предметов сами по себе требуют для усвоения большого количества самостоятельной работы, например, изучения грамматических правил, формул, решения задач и т.д.
  4. Самостоятельные занятия очень полезны для развития силы воли, тренировки упорства, любознательности, памяти.

Минусы:

  1. При этом способе обучения труднее всего учесть специфику института. Кое-что из изучаемого будет вообще не нужно, а некоторые вещи можно упустить, не придать им должного значения, не уделить достаточного внимания.
  2. У большинства абитуриентов не хватает силы воли на регулярные занятия. Сначала пропускается один урок, затем – другой, а потом оказывается, что подошло время сдачи экзаменов.

Идеи

Если сравнить вступительные задания по физике и математике, скажем, в МИФИ и в каком-нибудь другом институте, где эти предметы не являются основными, то мы обнаружим существенные различия в глубине проработки материала. Пройдя обучение на курсах при ВУЗе с серьезными требованиями, вы легко сдадите экзамены в институт, где спрос с поступающих не так строг, а вот наоборот – вряд ли получится. Пробовать попасть на курсы престижного вуза имеет смысл.

Вместе пророй можно готовиться значительно эффективнее, чем поодиночке. Некоторые абитуриенты с удовольствием поделятся с вами своими знаниями. Знакомьтесь на подготовительных курсах, на форумах вузов, встречайтесь, переписывайтесь. Вероятно, кто-то уже пробовал поступать в предыдущем году и может предостеречь вас от совершения типовых ошибок. Он ответит на вопросы, которые вас интересуют, что-то посоветует. Главное – не теряться и уметь замечать подобные возможности дополнительного обучения.

Очень полезно сочетать различные виды подготовки между собой. Когда есть свободное время – готовиться самостоятельно. Дополнить самостоятельные занятия участием в олимпиадах. Записаться на длительные курсы, если позволяют финансы и время. Взять хотя бы один урок у хорошего репетитора и сравнить результаты с другими видами обучения.

Составить программу подготовки на год и разбить ее по месяцам, чтобы было видно, куда вы движетесь, если занимаетесь самостоятельно, а лучше найти кого-то, кто будет отслеживать этот процесс и напоминать вам о необходимости постоянных занятий и полного прохождения всего учебного материала с детальной проработкой сложных моментов. Иногда некоторые задания просто не удается выполнить, и тогда тоже требуется помощь специалиста – это может быть учитель в школе, на курсах, репетитор или другие абитуриенты.

Ничего страшного, если вы не поступите с первой попытки. Но все-таки при подготовке желательно настраиваться на удачу с первого раза. Тогда шансы на поступление значительно вырастают – даже если вы при этом делаете все то же самое. Вера в себя – одно из основных условий успеха.

Статья опубликована в журнале « Абитуриент » № 9 за 2007 год ©

Поступление в вуз: подготовка, правила и рекомендации

Какой вопрос больше всего волнует учеников 10–11 классов и их родителей? Конечно, поступление в вуз. Современная система высшего образования готовит выпускникам немало испытаний, и чтобы с честью выдержать их, а значит, заложить фундамент для будущей успешной карьеры, нужно вооружиться знаниями, причем не только в рамках школьной программы. Важно не ошибиться с выбором учебного заведения, трезво оценить свои шансы, получить информацию об условиях и правилах приема. Предлагаем подробную инструкцию по подготовке к поступлению в вуз, а также ряд полезных рекомендаций, которые помогут легче пережить этот непростой период.

Что нужно для поступления в вуз

К 10–11 классам будущие выпускники уже хотя бы приблизительно знают, чем хотели бы заниматься в дальнейшем. Одних привлекают точные науки, других — экономика и финансы, третьи видят себя юристами, четвертые намерены посвятить жизнь медицине. Но выбор профессии еще не означает принятия решения по поводу вуза. Одни и те же дисциплины преподают в разных учебных заведениях, но правила поступления и условия обучения различаются, да и качество образования не везде одинаково.

Итак, первый этап подготовки после того, как вы сориентировались с направлением, — это выбор вуза. Чтобы принять безошибочное решение, необходимо:

во-первых, трезво оценить возможности. По итогам предшествующих лет обучения в школе можно делать выводы об уровне успеваемости будущего абитуриента. Нужно отдавать себе отчет в том, что ученик, который прежде не демонстрировал хороших результатов, вряд ли может рассчитывать на поступление в престижный государственный вуз, тем более на востребованную специальность. Шансы стать студентами МГУ, МГИМО или МИФИ реальны лишь у тех, кто показывает высокую успеваемость в целом и по профильным предметам в частности.

Ученикам, не претендующим на красный аттестат и золотую медаль, вряд ли стоит стремиться к заведомо недостижимому: это чревато потерей времени, разочарованием и стрессом. Лучше выбрать вуз с менее строгими требованиями к абитуриентам и тем самым увеличить свои шансы на поступление;

во-вторых, нужно определиться между государственным и частным учебным заведением. У первого варианта есть весомое преимущество — бюджетные места. Но поступить на одно из них, особенно в ведущий столичный вуз, бывает сложно даже при хороших результатах ЕГЭ: конкурс слишком высок. Конечно, если выбрать не столь именитое образовательное учреждение, например Московский городской педагогический университет или Московский государственный университет геодезии и картографии, вероятность зачисления на бюджет возрастет. Такие вузы менее популярны, но тоже востребованы среди абитуриентов, желающих получить определенную специальность.

Другой вариант — предпочесть в качестве альтернативы частный вуз. Аккредитованные коммерческие учебные заведения по качеству образования не уступают государственным. Они работают на основании лицензии в соответствии с существующими стандартами. Выпускники получают диплом государственного образца, который котируется среди работодателей не ниже, чем документ об окончании государственного вуза. Частные образовательные учреждения предлагают обучение по широкому спектру специальностей. Большая их часть ориентирована на определенное направление. Так, например, Институт международных экономических связей (ИМЭС) готовит бакалавров по специальностям «экономика» и «менеджмент».

Важно

Одно из преимуществ частных вузов перед государственными — более актуальные образовательные программы. Коммерческие учебные заведения располагают большей свободой и могут модифицировать содержание курсов в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. Кроме того, частные вузы обычно демонстрируют лучший уровень материально-технического обеспечения. Еще один плюс заключается в менее строгом отношении преподавателей к абитуриентам, а затем и к студентам. Другими словами, в частный вуз проще поступить и учиться в нем легче, чем в государственном.

в-третьих, следует выбрать форму обучения: очную, заочную или промежуточный вариант. Недавние выпускники школ чаще предпочитают учиться очно. Занятия проходят в дневные часы ежедневно, студентам предоставляется один или два выходных в неделю. Два раза в год проводится экзаменационная сессия. Такая форма дает максимально полное погружение в учебный процесс, постоянное взаимодействие с преподавательским составом и, как следствие, углубленные знания. Но при этом учеба остается основным, а нередко и единственным видом деятельности: на остальное просто не хватает времени. Поэтому работающие люди часто выбирают другие формы обучения.

Заочная форма предполагает установочную сессию, после которой студенты в течение некоторого времени занимаются самостоятельно. Как и при очном обучении, дважды в год проводятся экзамены. Главное преимущество заочной формы — возможность совмещать учебу с работой.

Есть и третий вариант — очно-заочное обучение. При такой форме занятия проводятся очно, но в вечерние часы или по выходным. График может быть разным в зависимости от вуза. Студенты очно-заочного отделения получают качественное образование и при этом могут работать без отрыва от учебы.

После того как определена цель, то есть выбран вуз для поступления, пора искать средства для ее достижения — иначе говоря, начинать готовиться к экзаменам.

Подготовка к поступлению: от сдачи ЕГЭ до вступительных экзаменов

Шанс поступить в вуз напрямую зависит от результатов ЕГЭ. Отчасти они влияют и на выбор учебного заведения. Выпускник, получивший высокие оценки, может подать документы в несколько вузов, чтобы в итоге предпочесть лучшее. Нужно помнить о том, что в каждом образовательном учреждении свой проходной балл. Так, портал Учеба.ру публикует следующие данные о проходных баллах при поступлении в московские вузы в 2017 г. [1] :

Вуз

Проходная сумма баллов

358–372 (в зависимости от факультета)

РЭУ им. Плеханова

Как видим, чем престижнее статус вуза, тем выше проходной балл. Кроме того, по данным того же портала, МГИМО, МГУ, ВШЭ и РАНХиГС оказались еще и самыми дорогими учебными заведениями [2] .

Вывод очевиден: выбрав вуз, нужно начинать активно готовиться к ЕГЭ. Каждый предпочитает свой метод: одни нанимают репетитора, другие записываются на курсы, третьи полагаются на собственные силы. В чем плюсы и минусы каждого способа подготовки?

  • Самостоятельные занятия. Преимущество у этого варианта только одно — экономия средств, а недостатков гораздо больше. Во-первых, у самостоятельных занятий отсутствует система и продуманный план. В результате процесс отнимает много времени, а результат оставляет желать лучшего. Во-вторых, без наставника трудно разобраться в сложном материале. В-третьих, самостоятельная подготовка к поступлению требует идеальной самодисциплины. Мешает и отсутствие контроля знаний (некому проверить, насколько полно ученик усвоил тему), и недостаток учебных материалов, и многие другие моменты. Поэтому те, кто настроен на получение высоких баллов по ЕГЭ, предпочитают готовиться с репетитором или на курсах.
  • Главный плюс занятий с репетитором — индивидуальный подход к каждому ученику с учетом уровня знаний и психологических особенностей. Кроме того, можно подобрать удобный график и сэкономить время. Среди минусов — высокая стоимость услуг и нередко отсутствие полной гарантии результата. Выбирать репетитора нужно очень тщательно, основываясь не только на отзывах, — необходимо узнать, какими методами он пользуется, какие материалы применяет, какой у него опыт подготовки учеников именно к сдаче ЕГЭ и т. д. Несмотря на возможные риски, занятия с частным преподавателем очень эффективны. К репетитору можно обратиться и впоследствии, когда придет время готовиться к вступительным испытаниям (если они предусмотрены).
  • Подготовительные курсы для поступления в вуз не менее востребованы и по результативности не уступают занятиям с репетитором. Часто они помогают не только восполнить пробелы в теоретических знаниях, но и подготовиться психологически. Проблема — в отсутствии индивидуального подхода. Групповые занятия не могут одинаково удовлетворить потребности всех учеников, ведь уровень знаний у всех разный.

Поэтому оптимальный вариант — совмещение всех описанных способов. Если ученик будет посещать курсы, заниматься с репетитором и при этом уделять время самостоятельной подготовке, можно рассчитывать на максимально высокие баллы.

Но иногда подготовки к ЕГЭ недостаточно. Многие образовательные учреждения проводят еще и внутренние вступительные испытания. Чаще это престижные вузы с высоким конкурсом или учебные заведения творческого профиля. Перечень учреждений, имеющих право проводить вступительные испытания, утверждается Правительством РФ.

Форма вступительных испытаний может быть любой: экзамен (по билетам), тестирование, практические задания, собеседование — программу разрабатывает вуз. Сроки проведения также различаются в разных образовательных учреждениях. Узнать подробно о порядке и содержании вступительных испытаний можно в «Правилах приема в вуз», которые составляются ежегодно.

Условия поступления в вуз

Теоретическая подготовка к экзаменам в вуз и сдаче ЕГЭ — важнейший, но не единственный фактор успеха. Нужно знать порядок и правила приема в выбранное учебное заведение, чтобы не пропустить какой-либо из этапов и тем самым не лишиться шансов на зачисление.

Подача документов

Для большинства вузов действует общая схема подачи документов, но могут быть особые требования. Получить информацию о них можно на сайте учебного заведения или в приемной комиссии.

Что касается сроков подачи, то они почти не меняются из года в год. В 2018 г. прием документов для поступления в российские вузы начался 20 июня и закончился 10 июля (в учебных заведениях, где проводились вступительные испытания) и 26 июля (при зачислении по результатам ЕГЭ) [3] . 27 июля на сайтах и информационных стендах вывесили списки всех поступающих с указанием баллов.

Обязательный пакет документов для поступления в вузы России включает:

  • заявление, написанное вручную. Образец можно получить в приемной комиссии или скачать на сайте. Законодательство РФ в области образования допускает для абитуриентов одновременную подачу заявлений в пять вузов на три отделения в каждом;
  • ксерокопию паспорта;
  • сертификат ЕГЭ;
  • аттестат (или диплом о высшем или среднем специальном образовании, если у абитуриента имеется таковое). Для зачисления в вуз нужен оригинал документа, но при поступлении первоначально можно подать копию. Впоследствии, если абитуриент выбрал именно этот вуз, он должен предоставить подлинник. Это нужно сделать до выхода приказа о зачислении студентов «первой волны» (первого–третьего августа);
  • документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях: призовых местах в олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях и т. д.

Подать документы можно лично в приемную комиссию либо выслать их по электронной почте, воспользовавшись указанным на сайте адресом.

Расчет баллов

Заранее точно узнать проходной балл в конкретном вузе невозможно: минимальная сумма оценок, необходимая для зачисления, формируется только по итогам конкурса. Информация о данных за прошлые годы должна носить ознакомительный и ориентировочный характер.

Проходная сумма баллов зависит от статуса вуза, количества конкурирующих за бюджетное место абитуриентов, выбранной специализации, формы обучения. Она складывается из:

  • баллов, полученных при сдаче ЕГЭ;
  • оценки за вступительные испытания (если таковые предусмотрены вузом);
  • дополнительных баллов за индивидуальные достижения.

Примерно 27 июля на сайтах вузов публикуются рейтинговые списки поступающих с указанием набранных баллов. Первые места в них занимают победители олимпиад, представители льготных категорий — словом, абитуриенты, которые зачисляются вне конкурса. Обычно для них отводится 10% бюджетных мест. Остальные 90% распределяются между кандидатами, поступающими на общих основаниях. И приоритет среди них принадлежит тем, кто набрал наибольшее количество баллов.

Оценка шансов

Таким образом, позиция в рейтинге позволяет примерно оценить шансы на поступление. Но даже если видимый результат далек от желаемого, это не повод отчаиваться. Скорее всего, многие места освободятся. Абитуриенты, чьи фамилии оказались в верхних строчках рейтинга, не обязательно решат поступать именно в этот вуз. Возможно, они изначально подали копии аттестатов либо впоследствии, переменив решение, заберут оригиналы и предоставят их в другое учебное заведение. В крайнем случае для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, есть платное отделение.

Подытоживая сказанное, можно дать следующие рекомендации для поступающих в вузы и их родителей. Во-первых, начинать готовиться к экзаменам следует как можно раньше. Во-вторых, лучше заниматься с репетитором или на курсах подготовки в вуз. Наконец, при выборе учебного заведения стоит взвесить все за и против: узнать об особенностях обучения, оценить качество образования, рассчитать шансы на зачисление.

Как поступить в вуз

1. Какие экзамены нужно сдавать для поступления в вуз?

Если вы поступаете в вуз после 11-го класса школы, то в большинстве случаев должны сдать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Какие предметы нужны для поступления на выбранное вами направление или специальность, можно посмотреть в перечне вступительных испытаний в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1204, а также в перечне вступительных испытаний в правилах приема, установленных вузом, в который планируете поступать.

В некоторых случаях наряду с ЕГЭ может понадобиться пройти дополнительные вступительные испытания:

  • при поступлении на бюджетное обучение по специальностям и направлениям, включенным в перечень, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2014 года № 21, — например, на «архитектуру», «журналистику» или «лечебное дело»;
  • при поступлении в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Перечень специальностей и направлений, по которым нужно сдать дополнительные вступительные испытания, МГУ определяет самостоятельно;
  • если вы поступаете в вуз, обучение в котором предполагает допуск к государственной тайне или государственную службу, например, в Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. Правила поступления в такие вузы определяют федеральные органы, которые их курируют.

2. Можно ли поступить в вуз без ЕГЭ?

Вы можете не сдавать ЕГЭ и поступить по результатам вступительных экзаменов, которые вуз проводит самостоятельно, если относитесь к одной из следующих категорий:

  • инвалиды и дети-инвалиды;
  • иностранные граждане;
  • абитуриенты, поступающие на основании диплома о среднем или высшем профессиональном образовании;
  • абитуриенты, получившие аттестат не более года назад и никогда не сдававшие ЕГЭ. Например, вместо него сдававшие государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или получившие образование за рубежом. Если абитуриент сдавал по некоторым предметам ЕГЭ, а по остальным — ГВЭ, внутренний экзамен в вузе он может проходить только по предметам, по которым сдавал ГВЭ.

3. Когда нужно подавать документы для поступления?

На бюджетную очную и очно-заочную форму обучения бакалавриата и специалитета вузы начинают принимать документы не позднее 20 июня. Заканчивается прием документов не ранее:

  • 7 июля, если при поступлении на выбранные вами специальности или направления подготовки вуз проводит дополнительные творческие или профессиональные испытания;
  • 10 июля, если при поступлении на выбранные вами специальности или направления подготовки вуз проводит какие-либо другие дополнительные вступительные испытания;
  • 26 июля, если вы поступаете только по результатам ЕГЭ.

На все формы платного обучения и на заочную форму бюджетного обучения вузы определяют сроки приема документов самостоятельно. Сроки подачи документов можно найти на сайтах вузов.

Одновременно подать документы для поступления на бакалавриат или специалитет вы можете в пять вузов. В каждом из них вы можете выбрать до трех специальностей или направлений подготовки.

4. Какие документы нужны для поступления?

При поступлении в вуз вам необходимо будет заполнить заявление о поступлении. Как правило, его можно скачать на сайте вуза. К заявлению нужно приложить:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и гражданство абитуриента;
  • документ о предыдущем полученном образовании: аттестат об окончании школы, диплом о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании;
  • информацию о результатах ЕГЭ, если вы его сдавали;
  • 2 фотографии, если при поступлении вы будете проходить дополнительные вступительные испытания;
  • приписное свидетельство или военный билет (при наличии);
  • медицинскую справку формы 086/у — для медицинских, педагогических и некоторых других специальностей и направлений;
  • если вместо вас документы будет подавать ваш представитель, дополнительно понадобится нотариально заверенная доверенность и документ, удостоверяющий его личность;
  • если на момент подачи документов вам будет меньше 18 лет, возьмите с собой форму согласия на обработку ваших персональных данных, подписанную родителем или опекуном, — без нее документы не примут. Скачайте форму на сайте вуза или попросите сотрудников приемной комиссии выслать ее вам по электронной почте;
  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения; документы, подтверждающие особые права и льготы.

Вы можете представить как оригиналы документов, так и их копии. Заверять копии у нотариуса необязательно. Подать документы можно лично в приемной комиссии вуза или в одном из его филиалов, если они есть. Кроме того, документы можно отправить по почте заказным письмом.

Обо всех способах подачи документов, в том числе альтернативных , уточняйте в приемной комиссии конкретного вуза.

5. Что нужно, чтобы поступить на бюджет?

Чтобы подать документы в выбранный вуз, вы должны набрать на ЕГЭ по каждому предмету количество баллов, равное минимальному баллу или превышающее его. Вуз сам определяет минимальный балл для каждой специальности и направления, но не может установить его ниже уровня, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Среди абитуриентов, подавших документы на поступление, проходит конкурс. Первыми зачислят абитуриентов, суммарно набравших больше всего баллов за индивидуальные достижения и за ЕГЭ — только по предметам, которые нужны для поступления на выбранные направления или программу подготовки.

По итогам конкурса определяется проходной балл — наименьшее количество баллов, которого оказалось достаточно для зачисления. Таким образом, проходной балл меняется каждый год и определяется только после зачисления. В качестве ориентира вы можете посмотреть проходной балл на выбранные направления или программу подготовки за прошлый год.

Абитуриенты, которые поступают по квотам, имеют право принимать участие и в общем конкурсе, если не прошли по квоте, но участвуют в конкурсе в рамках своей квоты. Для этого они также должны набрать количество баллов, равное или превышающее минимальное значение, установленное вузом.

Бесплатно получить высшее образование в России можно один раз. Но при этом стоит учесть, что после прохождения обучения на бакалавриате можно поступить в магистратуру на бюджетное отделение.

6. Кто может поступить без экзаменов?

Без вступительных экзаменов в вуз могут поступить:

    победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников или IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, если они поступают на специальности и направления, Вуз самостоятельно определяет, каким направлениям и специальностям соответствует профиль олимпиады.

“>соответствующие профилю олимпиады, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады. Вуз самостоятельно определяет, каким направлениям и специальностям соответствует профиль олимпиады.
члены сборных команд Российской Федерации и Украины (если они граждане Российской Федерации), участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, если они поступают на направления и специальности, Вуз самостоятельно определяет, каким направлениям и специальностям соответствует профиль олимпиады.

“>соответствующией профилю олимпиады, в которой они участвовали, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады;

  • чемпионы и призеры Олимпийских, Параолимпийских или Сурдоолимпийских игр, чемпионы мира или Европы и спортсмены, занявшие первое место на первенстве мира или Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских, Параолимпийских или Сурдоолимпийских игр, могут без экзаменов поступить на специальности и направления в области физической культуры и спорта.
  • Победители и призеры олимпиад из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2019 N 658, могут рассчитывать на поступление без экзаменов в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады. Однако вуз сам определяет, победителей и призеров каких именно олимпиад из перечня принимать без экзаменов (или предоставлять им другие льготы при поступлении), в каком классе абитуриент должен был принимать в них участие и каким направлениям и специальностям соответствует профиль олимпиады.

    Кроме этого, чтобы воспользоваться льготой, победитель или призер олимпиады из перечня Минобрнауки должен набрать на ЕГЭ по профильному предмету определенное количество баллов, которое вуз также устанавливает самостоятельно, но не менее 75.

    7. Что такое «целевое обучение»?

    Некоторые вузы проводят прием на целевое обучение по специальностям, входящим в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации.

    Поступающего в рамках целевой квоты абитуриента направляет на обучение регион Российской Федерации, государственный орган или компания, с которыми у вуза заключен договор о приеме абитуриентов на целевое обучение. Уточнить, заключены ли такие соглашения в выбранном вами вузе, можно в приемной комиссии. Абитуриенты, поступающие по целевой квоте, не участвуют в общем конкурсе.

    При подаче заявления о приеме на целевое обучение, помимо основных документов, вам необходимо будет предоставить заверенную заказчиком копию договора о целевом обучении или же предъявить оригинал позже. Иногда информация о заключенном с вами договоре поступает в учебное заведение непосредственно из организации, которая заказывает обучение.

    Сведения о поступающих в рамках целевой квоты не заносятся в общий список заявлений о приеме, не размещаются на официальных сайтах и информационных стендах в интересах безопасности государства.

    8. Какие еще льготы есть при поступлении в вуз?

    Большинство льгот при поступлении можно разделить на 4 группы:

    • поступление в рамках особой квоты* — проходной балл для этих абитуриентов, как правило, ниже , чем для остальных. Поступить по особой квоте могут абитуриенты с инвалидностью I и II группы, дети с инвалидностью и инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (сохраняют право на поступление по особой квоте до 23 лет), ветераны боевых действий. В рамках особой квоты вуз выделяет не менее 10% бюджетных мест от объема контрольных цифр по каждой совокупности условий поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета;
    • право на 100 баллов — если абитуриент имеет право на поступление без экзаменов, но хочет поступить на программу или направление подготовки, которые не соответствуют профилю его олимпиады, он может получить 100 баллов за одно из вступительных испытаний автоматом, если оно соответствует профилю его олимпиады. Кроме этого, чтобы воспользоваться льготой, победитель или призер олимпиады из перечня Минобрнауки должен набрать на ЕГЭ по профильному предмету определенное количество баллов, которое вуз также устанавливает самостоятельно, но не менее 75);
    • льготы за индивидуальные достижения — медалисты, победители олимпиад (которых вуз не принимает без экзаменов и не предоставляет право на 100 баллов) и другие категории абитуриентов могут получить дополнительные баллы — но не более 10 — или право на преимущественное зачисление. Вуз самостоятельно определяет, за какие именно достижения и какие льготы предоставить;
    • право преимущественного зачисления — если два абитуриента при поступлении наберут одинаковое количество баллов, то зачислят того из них, у кого есть право преимущественного зачисления. Этим правом обладают абитуриенты, которые могут поступить по особой квоте, и некоторые другие категории.

    Если желающих поступить больше, чем мест по квоте, то данные категории абитуриентов участвуют в конкурсе между собой по набранным баллам. При этом поступающие в рамках квоты могут одновременно подать заявление и на участие в общем конкурсе. При поступлении в общем конкурсе сохраняется преимущественное право поступления — при совпадении прочих условий приоритет отдается имеющим это преимущество.

    9. Как проходит зачисление?

    До 27 июля включительно на своем официальном сайте вуз публикует списки абитуриентов, поступающих на бакалавриат или специалитет на бюджетное отделение очной или очно-заочной формы обучения и преодолевших порог минимального балла.

    Списки ранжируются по количеству баллов, то есть более высокие позиции занимают абитуриенты, у которых совокупное количество баллов за ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания и индивидуальные достижения выше. Рассматривается сумма баллов без учета индивидуальных достижений, затем профильный предмет и далее в порядке убывания приоритетности. Если у двух абитуриентов совпадает весь перечень – приоритет отдается тому, у кого есть преимущественное право.

    После этого начинается зачисление. Оно проходит в несколько этапов:

    • этап приоритетного зачисления — зачисляют абитуриентов, которые поступают без экзаменов, в рамках особой или целевой квоты. Эти абитуриенты должны до 28 июля подать в вуз, куда решили поступать и где сдали экзамены, оригинал документа о предшествующем образовании и заявление о согласии на зачисление. Приказ о зачислении издается 29 июля;
    • I этап зачисления — на этом этапе вуз может заполнить до 80% бюджетных мест, оставшихся свободными после приоритетного зачисления, по каждой специальности или направлению. Абитуриентов зачисляют в соответствии с позицией, которую они занимают в списке поступающих, — первыми зачисляют тех, кто занимает более высокую позицию. На этом этапе подать оригинал документа о предшествующем образовании и заявление о согласии на зачисление нужно не позднее 1 августа. Приказ о зачислении издается 3 августа;
    • II этап зачисления — вуз заполняет оставшиеся бюджетные места. Абитуриенты, которых будут зачислять на этом этапе, должны подать оригинал документа о предшествующем образовании и заявление о согласии на зачисление не позднее 6 августа. Приказ издается 8 августа.

    Вуз ежедневно обновляет рейтинговые списки поступающих, исключая из них тех, кто выбыл из конкурса и забрал документы, решив поступать в другой вуз, или тех, кто уже зачислен на предыдущем этапе.

    Сроки зачисления на платное отделение и заочную форму обучения вуз определяет самостоятельно.

    Читайте также:  Что нужно для поступления в вуз: экзамены олимпиады гто
    Ссылка на основную публикацию