Что делать если вы выбрали не тот вуз - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что делать если вы выбрали не тот вуз

Концепция изменилась: что делать, если ошибся при выборе вуза?

Не паникуйте

Прежде всего, не стоит думать о выборе вуза как о чем-то, что раз и навсегда определяет вашу жизнь, — это всего лишь один из этапов. Кроме того, мир меняется, и если раньше выпускник с достаточно высокой вероятностью мог проработать много лет с одним и тем же дипломом, сейчас стремительное развитие науки и технологий вынуждает многих людей с высшим образованием постоянно пополнять багаж знаний. Так или иначе, учиться придется всю жизнь (и это не так страшно, как звучит, потому что с возрастом процесс становится интереснее!). Конечно, не стоит тратить четыре-шесть лет на получение совсем ненужной профессии, но нет ничего ужасного в том, чтобы проучиться один-два курса не в том вузе, если это помогло вам понять, кто вы и чего на самом деле хотите. Кроме того, жизнь непредсказуема, и «случайные» однокурсники могут в будущем стать полезными деловыми партнерами, а «ненужные» курсы — расширить кругозор. Поэтому стоит выдохнуть, немного расслабиться и трезво посмотреть на возможные варианты.

Узнайте больше о «той самой» специальности

Когда изнурительный период сдачи ЕГЭ и подачи документов в вузы заканчивается, у начинающих студентов наконец появляется время и силы прислушаться к себе: до этого внимание в основном уходило на подготовку. Поэтому после первой эйфории от успешного поступления могут начаться сомнения: а это ли мне вообще надо? В такой момент может показаться, что намного лучше там, где нас нет. И тут важно не поддаваться первому порыву и узнать о факультете мечты побольше, а потом сопоставить выгоду, которую вы можете получить на своем текущем месте учебы и на другой специальности. Вспомните, из какого источника вы о ней узнали, и проверьте информацию в приемной комиссии или у тех, кто уже учится там дольше одного года. Составьте по пунктам список того, что вас больше всего привлекло в описании этой специальности, и проверьте каждый. Особенное внимание стоит уделить практическим занятиям: на деле они могут оказаться не такими эффективными, как обещает вуз, и тут хорошо узнать мнение старшекурсников. Если среди преподавателей есть ваши кумиры, об их педагогических методах стоит узнать подробнее: к сожалению, талантливые специалисты не всегда хороши в преподавании.

Убедитесь также, что в новой специальности вам нравится и подходит именно та деятельность, которой придется заниматься регулярно, а не просто собственный образ в классной профессии. Выясните, что в ней считается самым скучным и/или трудным, и примерьте на себя. Кроме того, важно уточнить, хватает ли ваших текущих знаний для учебы на новом факультете: например, иногда «гуманитарные» с виду специальности, вроде психологии, требуют знания математики. Если не хватает, выясните, сколько примерно времени и сил должно уйти на переподготовку. А еще разберитесь, точно ли для «целевой» профессии нужно отдельное высшее образование и нельзя ли получить примерно те же знания и навыки, не бросая текущую учебу (в магистратуре, на курсах переподготовки и т. д.).

Вариант № 1: Перепоступить

Это решение для самых радикальных случаев — например, когда вы поступили на мехмат, а потом вдруг решили во что бы то ни стало стать актером или дизайнером одежды. При таком раскладе перевестись из вуза в вуз будет проблематично, потому что профильные специальности сильно различаются. Это трудоемкий вариант, требующий тщательного планирования и самоорганизации: если график позволяет, то разумнее всего не бросать текущий вуз резко, а готовиться к новому поступлению параллельно (у парней, которые не хотят попасть в армию, в этом плане выбора почти нет, к сожалению).

  • Проверьте, по каким предметам нужно досдать ЕГЭ и когда надо подать заявление на участие.
  • Решите, как вы будете готовиться: самостоятельно или с помощью репетиторов. Имеет смысл составить календарь подготовки на год и распределить время заранее.
  • Если на специальность есть творческий конкурс, узнайте все детали и решите, нужен ли вам репетитор. Например, на дизайнерские профессии вам, скорее всего, придется сдавать академический рисунок — просто уметь хорошо рисовать недостаточно.
  • Посмотрите, как соотносятся по времени подача документов на новую специальность и летняя сессия на текущей. Будет обидно вылететь с одного факультета и не поступить на другой. Узнайте, в какой момент необходимо подать оригиналы документов на новую специальность.

Вариант № 2: Перевестись

Если вы хотите попасть на более-менее смежную специальность (например, из Литинститута на лингвистику или с физмата на IT), оцените возможности перевестись на новый факультет. Для этого надо:

  • Собрать информацию о вузе и форме обучения (государственное заведение или частное, есть ли бюджетные места, какая стоимость, какой график учебы).
  • Позвонить в приемную комиссию и выяснить, по каким предметам вам нужна переаттестация, а какие могут засчитать автоматически (возможно, имеет смысл задержаться чуть подольше в нынешнем вузе, если часть пройденных курсов позволит не сдавать какие-то экзамены заново). Расспросите про то, как будет проходить переаттестация, и оцените трудоемкость. Составьте себе план подготовки.
  • Если вы решились, узнайте в приемной комиссии точный список необходимых документов для подачи заявки на перевод (скорее всего, понадобится выписка из зачетной книжки, студенческий билет и паспорт).
  • Пройдите аттестацию (не бросайте пока на радостях старый вуз!).
  • И вот теперь, если вы прошли испытания успешно, вам дадут справку об аттестации. С ней можно идти в свой текущий вуз и писать заявление на отчисление в связи с переводом (учтите, что бюрократические процедуры могут затянуться до двух недель). Приказ ректора об отчислении и оригинал аттестата вам понадобятся, чтобы зачислиться в новый вуз.
  • Теперь остается подать документы на новую специальность и дождаться приказа о зачислении.

Вариант № 3: дождаться магистратуры

Формат обучения «4+2» предоставляет достаточно широкие возможности для того, чтобы скорректировать свою образовательную траекторию на ходу. Иногда не обязательно менять вуз, чтобы получить специализацию, близкую к мечте: бывает достаточно получить фундаментальное образование в одном месте, а потом добрать знания в магистратуре. Например, если вы решили стать журналистом, для этого совершенно не обязательно поступать на бакалавриат, а познания в области экономики, юриспруденции или искусства или естественных наук могут стать серьезным конкурентным преимуществом. Если вам кажется, что все интересное в XXI веке происходит в сфере IT, подумайте, как можно связать вашу текущую профессию с информационными технологиями. Если вы филолог, почитайте про машинную лингвистику, если учитесь на биофаке или медицинском, рассмотрите вариант перехода в биотехнологии и т. д.

Помимо магистратуры, есть и формат дополнительного профессионального образования: за те же два года можно получить диплом о переподготовке. К тому же это позволяет сэкономить время — такие программы часто предполагают вечернее обучение. Но они платные, поэтому тут стоит оценить, получится ли у вас учиться и зарабатывать деньги на учебу одновременно.

Вариант № 4: самообразование

Возможно, вам требуется не фундаментальная переподготовка, а лишь определенные дополнительные знания и навыки в какой-то области. В такой ситуации есть очевидный плюс: можно здорово сэкономить, получая информацию из бесплатных или недорогих источников. Но зато никто не придумает за вас образовательную программу — с этим придется работать самостоятельно. Алгоритм примерно такой:

  • Составьте список знаний и навыков, которых вам не хватает.
  • Спросите у профессионалов в выбранной вами области, где их можно получить (включая учебники, лекции для вольных слушателей в вузах, онлайн и офлайн-курсы, стажировки и т. д.).
  • Соотнесите полученный список с вашим графиком и выберите наиболее подходящие лично для вас каналы информации (если вы быстро читаете, но с трудом концентрируетесь на видео, возможно, не стоит делать ставку на Coursera).
  • Постарайтесь, чтобы теория сочеталась с практикой: получили новую порцию самостоятельных знаний — придумайте, где их можно проверить или применить (например, на стажировке, или попросите примеры тестов и упражнений у студентов, которые изучают этот предмет в вузе).

Что делать, если выбрал не тот вуз для обучения

Каждый выпускник сталкивается с важным вопросом: куда пойти учиться после школы? Порой решение этого вопроса фактически является жизненно важным и решает, кем станет человек и чем будет заниматься на протяжении всей жизни.

Каждый выпускник сталкивается с важным вопросом: куда пойти учиться после школы?

Порой решение этого вопроса фактически является жизненно важным и решает, кем станет человек и чем будет заниматься на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Программист: какие экзамены нужно сдавать для поступления в вуз

Сменить курс, профориентацию порой бывает непросто и не каждый на это может решиться. Что же делать, если был выбран не тот ВУЗ?

Минусы и плюсы

Существует народная мудрость: «Даже если Вас съели, выхода есть – 2». Это означает, что безвыходных ситуаций не бывает.

Даже если совершена ошибка, нужно постараться ее исправить. Именно так следует поступить, если Вы пришли к выводу: «Я выбрал не тот ВУЗ».

Из главных «минусов» этой ситуации можно выделить потерянное время, которое никто не вернет и не компенсирует, и потраченные деньги на дорогу и учебу (особенно если обучение было на коммерческой основе).

Несмотря на сложность ситуации, в ней можно рассмотреть и положительные моменты. Хорошо, что выбор был и сделан и получен определенный опыт.

Постарайтесь оценить свои возможности, пересмотрите ситуацию. Возможно вам не подошел не ВУЗ, а выбранная профессия.

Выбор был сделан, вспомните, на чем вы основывались тогда, чем аргументировали, почему Вы хотите в другой ВУЗ. На каком этапе была сделана ошибка.

Извлеките из этого урок. Отлично, если вы самостоятельно поняли, что допустили ошибку и выбрали не тот ВУЗ.

Если не удалось найти что-то положительное в выбранном учебном заведении, не стоит отчаиваться и опускать руки.

Главное, что Вы сами разобрались в сложившейся ситуации, пришли к определенным выводам, проанализировали свои действия.

Несмотря на потерянное время, вся жизнь впереди. Как говорится, век живи – век учись. Выбирая новый ВУЗ, можно учесть прошлые ошибки.

Человеку предстоит разобраться в самом себе, определить, что ему ближе, вновь оценить все ВУЗы и начать жизнь с чистого листа.

Не переживайте по поводу прошлого, ошибок. Все это осталось позади. Главное извлечь из всего опыт, понять, что было сделано не так. Учитесь на чужих и собственных ошибках.

Что делать дальше?

Этим вопросом задается каждый выпускник и поступающий. Отвечать на этот вопрос второй раз (при неудачной первой попытке) сложнее, так как присутствует страх вновь ошибиться.

Сворачивать с пути нельзя. Поэтому следует взять себя в руки, адекватно оценить ситуацию, собственные возможности и отвечать на поставленный вопрос. Не бойтесь советоваться с родителями, родными и близкими. Самыми очевидными решениями являются.

Перевод в другой ВУЗ

Данный вариант подойдет тем, кто не успел бросить учебу и отчислиться. Важно уточнить, готово ли новое учреждение взять к себе на обучение, какие предметы придется подтянуть и сдавать при переводе (важно, чтобы не было долгов на старом месте учебы).

Для начала обратитесь в новый ВУЗ, уточните правила перевода, даты, возможен ли перевод в целом.

Как только эти моменты были освещены, можно подать заявление, приложив к нему аттестат о среднем образовании и справку со «старого» ВУЗа. Далее последует период ожидания – ВУЗ должен дать ответ: состоится перевод или нет.

В случае одобрения, нужно уточнить, по каким предметам необходима переаттестация. Данный этап реализуется в различных формах: собеседование, экзамен, тестирование.

Как только был получен положительный результат, необходимо подать заявление на отчисление в «не том» ВУЗе. По мере выхода приказа об отчислении можно переходить в новое учебное заведение.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Перепоступление в другой ВУЗ

Если студент уже был отчислен или намерен кардинальным образом изменить свою судьбу, то придется перепоступать.

Это значит, что вновь нужно пройти вступительные испытания. Поступать можно хоть каждый год. Здесь только время играет против Вас.

Не стоит тянуть с поступлением, ведь многие предметы можно подзабыть, а значит, придется дополнительно готовиться, нанимать репетитора и пр.

Алгоритм действий при перепоступлении в ВУЗ будет следующим:

  1. Выберите подходящую профессию, взвесьте все за и против, выберите ВУЗ.
  2. уточните сроки сдачи документов и вступительные испытания: предметы, требования, форма (ЕГЭ. Собеседование, экзамен, тестирование и пр.). Помните, что результаты ЕГЭ действительны 4 года с момента их сдачи.
  3. Если требуется сдать определенный предмет, то нужно заранее записаться на ЕГЭ в стенах этого ВУЗа или ближайшей школы. Сделать это следует до 1 февраля. Следует отметить, что сдавать можно не только новые дисциплины, но и прошлые, чтобы улучшить свой результат.
  4. Не тяните с подготовкой. Не тратьте время зря. Ежедневно занимайтесь несколько часов в день. При необходимости посещайте дополнительные курсы, нанимайте репетиторов. Это повысит шансы на поступление.
  5. После сдачи экзаменов, ЕГЭ подайте документ в новый ВУЗ. Лучше всего выбрать несколько наиболее подходящих ВУЗов, чтобы был выбор. Не факт, что Вас примут во все.
  6. Отслеживайте конкурсные списки.
  7. Не пропустите сроки подачи документов-оригиналов.

Если Вы не были отчислены из старого ВУЗа, то следует написать заявление об отчислении, срочно забрать документы и предоставить их в новый ВУЗ.

Продолжить обучение в ВУЗе и выбрать подходящее направление в магистратуре

Это самый сложный вариант. Здесь предстоит продолжить обучение в рамках выбранной специальности в том же ВУЗе.

Студентам придется стиснуть зубы и продолжать посещать занятия. Окончив бакалавриат, они могут поступить в магистратуру (не обязательно по прежней специальности!) и в корне изменить свою жизнь.

Прежде чем сменить ВУЗ, тщательно обдумайте, учтите все возможные варианты и последствия. Далеко не всегда родные и близкие будут поддерживать Вас.

Любое решение будет принято. Главное, чтобы обучение не было заброшено или отложено в «долгий ящик».

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Как быть, если вы выбрали не тот вуз

Вы уже помните, как туда ехать. Вам нравится дорога. У вас появились там друзья. Вы облюбовали себе вторую парту у окна. К преподавателям претензий никаких.

И тут… вы передумали поступать в этот вуз. Так бывает. Знаете, пословицу: «Хорошо там, где нас нет»?

В скольких вузах России хорошо-то, получается…Какой выбор…

Но это же не в воскресенье передумать в цирк пойти! Это же высшее учебное заведение!

Минусы очевидны

Деньги, кажется, потеряны. Время, чтобы начинать готовиться заново, потеряно. Дополнительный стресс накануне поступления.

Мы бы так не сказали.

Мы бы сказали, что вам повезло.

Плюсов… много

+ Хорошо, что вы что-то выбрали – даже до того, как передумали, даже еще тот вуз, «неправильный».

Есть масса взрослых людей, которые не могут выбрать. Они не знают, чего хотят. Среди самых старших таких особенно много. Они предпочитают те или иные кулинарные рецепты, или стиль одежды, или даже стиль человеческих отношений, и времяпрепровождения, и работы – но предпочитают либо по инерции, либо потому, что насмотрелись ток-шоу, либо потому, что им так сказали дальние родственники, либо потому, что такая уж им с детства попалась компания.

А есть и другие люди, их меньше. Им важно понять, чего они хотят. Они ничего не боятся. Если у них нет репетиторов, они «выколачивают» советы из всех, кто знает предмет. Если у них нет денег, они занимаются сами и работают, еще учась в школе. Они едут в тот город, где есть вуз, который им нравится. Они туда поступают. Что, у вас нет таких бойцовских качеств? Есть! Просто вы пока витаете в облаках.

+ Хорошо, раз вы сами поняли, что выбрали не то. Ваше сердце становится чутче – «не надо к маме приставать, не нужно бабушку трясти». Вы заявляете миру о себе. Не стоит думать, что профессия, которую вы выбрали раньше, на самом деле оказалась плоха. Для кого-то другого она была бы идеальной, а то и по-настоящему любимой. Вообразите такого человека и представьте себе, что вы уважаете его, искренне желаете ему добра. Вдруг и на его месте всё-таки захотите побыть.

+ Вы извлекли из случившегося тот урок, что за одним выбором следует другой. Лучше понять это сейчас, а не тогда, когда проработаете по профессии много лет и вдруг решите начать всё сначала. Или, когда у вас будет семья, а сердце прикажет завести новую. Или, когда переедете – а на новом месте не будете востребованы как специалист, вакансии окажутся заняты.

+ Вы извлекли тот урок, что надо отвечать за потраченные деньги. Лучше «повесить» этот долг на себя, даже если родители охотно спонсируют ваше новое увлечение. А потом заработать и вернуть.

+ Фраза «Человек всю жизнь учится и переучивается» наконец-то обретет для вас смысл. Всем вокруг вас предстоит переучиваться, ну практически всем. А вы – самые первые!

Читайте также:  Антиплагиат.вуз - как проверить дипломную и курсовую работы на оригинальность

+ Есть еще один интересный вывод, о котором ниже. Но о нем всё-таки ниже.

И хорошо, если вы всё это осознали.

Если вы всего этого не осознали, то попытайтесь. Нашли время передумать – найдите и время просто подумать.

И что же теперь делать?!

Разброд и шатания должны быть организованными. И возглавить их предстоит вам.

Учтите три обстоятельства

Первое. Мы получаем письма читателей и представляем себе, как перед вашими глазами три огромных комка тумана – гуманитарный, технический и экономико-юридический, – сгущаются во что-то уж совершенно предгрозовое, когда приходит пора выбрать профессию. Поэтому наше издательство собрало многоуровневый профориентационный материал и полную адресную информацию и распределило ее по разным справочникам. Они пригодятся как тем из вас, кто выбрал «на этот раз чуть-чуть не то», так и тем, кто выбрал «а вот теперь уже точно то самое». Почему? Во-первых, с учетом всех нюансов вы найдете похожие вузы, из которых вам в действительности подойдет именно один. Во-вторых, вы проверите еще раз, годится ли для вас учебное направление в целом. И проверка будет основательной.

Вы сами отыскали вуз получше – точно ли он получше? И почему он лучше? Читайте справочник.

Второе. Репетитора среди года нанять в принципе можно, и он скорректирует вашу подготовку. А если денег куры не клюют, меняйте курсы, но всё-таки помните, каких средств это стоило.

Третье. Тот самый интересный вывод, который мы вам обещали. Хотя внешне всё совсем не интересно – надо продолжить посещать внезапно опостылевшие занятия: допустим, вы не можете выложить кругленькую сумму за новые курсы – а так оно, скорее всего, и есть. Но… переучивайтесь прямо сейчас! То есть – постоянно применяйте знания, получаемые вами на курсах, к другой профессии, к своему новому выбору. И предметы откроются вам тоже по-новому…

Как это объяснить?

Существует такое понятие – валентность. В химии оно означает известно, что. (Кстати, что такое валентность? Проверьте свою память.) А еще есть валентность знаний. Она означает, что одна и та же сумма сведений может переноситься на разные сферы человеческой деятельности и что учиться таким образом вообще гораздо менее скучно. Если с позиций одного учебного предмета рассмотреть другой, тот станет объемнее и заиграет яркими красками. Кстати, отсюда – многочисленные примеры, когда в той или иной профессии преуспевали люди с непрофильным образованием.

И как это вас касается?

Вы же, наверное, собираетесь работать по той специальности, которой обучитесь. А вот как. Если один и тот же предмет изучить в стилях вступительных экзаменов разных вузов, картина будет не менее впечатляющая: тонкие различия тоже важны. На «неподходящих подготовительных курсах» предмет будет одним. В вузе, куда вы потом пойдете поступать, этот же предмет будет другим. А вот если просто выполнять то, что задали на курсах того вуза, куда вы собрались и ни разу потом не передумали, валентность знаний останется низкой. Изменятся требования или придется нести документы в запасную альма-матер – не успеете отреагировать.

Возможность высокой валентности заложена в человеческих знаниях изначально. Возможность высокой валентности школьных знаний к разным вузам и их экзаменационным стилям – тоже. Так что фокус тут в человеке, который охотно устанавливает межпредметные связи, – и в том, как нестандартно и смело он видит. Вашу ситуацию такой человек рассмотрел бы, конечно же, как катализатор для вашего развития. (Кстати, что такое катализатор?)

«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» … (Кто автор? Наизусть – выучили?) Правильные это слова. Ходить на одни курсы и готовиться на них к поступлению в другой вуз — значит всегда быть настороже и в приятной умственной бодрости.

А если вы всерьёз увлечетесь переносом знаний и стилями вступительных экзаменов вузов – вдруг «передумаете обратно»? И тоже будете готовы.

Роковая ошибка при выборе профессии: что делать студенту, если он поступил не в тот вуз

Распространенная проблема среди молодых людей, для решения которой Vuzon.ru совместно с психологами отыскал верные пути.

Осознание студентом того, что он допустил ошибку при выборе будущей профессии, относится к числу распространённых ситуаций, с которой сталкиваются многие молодые люди. Разочарование в перспективе стать не тем, кем хочется, может сопровождаться угнетенным состоянием, угрызениями совести, разбавляемые пессимистичными мыслями: «что делать дальше?». Редакция Vuzon.ru обратилась за советами к практикующим психологам и выведала у них, что следует делать студенту в таком случае.

«Такую ситуацию лучше всего предупредить, стараясь более точно определиться в выборе будущей профессии уже в старших классах, – советует Антонина Хабибуллина, психолог, психотерапевт. – Лучшим вариантом будет обратиться к психологу с запросом на профориентационное консультирование, связанное с профессиональным самоопределением. Если такой возможности нет, нужно постараться самому честно ответить себе: «каковы мои желания, склонности, предпочтения относительно будущей профессии?», проанализировать свои возможности, способности, поставить цели, которых Вы хотите достигнуть в результате освоения профессии и попробовать представить свою жизнь через месяц, полгода, год. Какой Вы видите свою жизнь? Что в ней изменилось? Каких целей вы достигли? Чему научились? Вы находитесь на своём месте? Вы чувствуете радость от того чем занимаетесь? Выбор профессии это Ваш личный опыт, даже если вы вскоре поймете что совершили ошибку – примите этот факт – Вы учитесь, не ошибается тот, кто ничего не делает».

По словам Антонины, есть два варианта, которые помогут справиться с ситуацией. Если Вы поступили недавно или проучились около года – смело забирайте документы! Иначе Вы рискуете проживать не свою жизнь, заниматься нелюбимым делом. Если же Вы поняли это лишь на четвертом курсе, то свой перевод рассматривать не стоит. Старайтесь одновременно с учебой заняться поиском себя: посещайте различные курсы, психологические тренинги самоопределения, займитесь раскрытием своих талантов, пробуйте найти себя в самых разных областях, а инструмент для этого найдется. Ваше время в ВУЗе, при этом, не будет потрачено зря. Задача любого ВУЗа, помимо обучения специальности – выработать ответственность, дисциплину, умение работать с информацией и много других положительных качеств.

«Вопрос весьма актуальный, так как многие молодые люди перед выбором учебного заведения часто делают акцент на востребованную, популярную профессию, либо просто следуют рекомендациям родителей или друзей, – рассказывает Елена Москвина, психолог-консультант. – Однако не всегда такой выбор оказывается верным. Если же по прошествии времени студент вдруг понимает что выбранная специальность ему не подходит, учеба вместо радости и уверенности в будущем стала приносить лишь негативные эмоции, то лучше всего будет удержаться от принятия поспешных решений, а разобраться в проблеме и поэтапно её решать. Когда речь идёт о выборе специальности или смене сферы деятельности, вне зависимости от возраста, необходимо постараться выявить способности и предрасположенность к той или иной профессии, так как для каждой сферы деятельности нужны совершенно определённые способности и качества. Хорошим способом сделать это будет психодиагностика личности».

Елена Москвина, психолог-консультант:

“Неплохо было бы проанализировать, почему студент выбрал именно эту профессию, поступил именно в это учебное заведение, ведь по каким-то причинам выбранная специальность была для него привлекательной. Возможно, способности и наклонности человека все-таки соответствуют выбранной им профессии? В любом случае обесценивать уже полученные знания не стоит, и многое зависит от того на какую профессию студент хотел бы переключиться. Кроме того важно в какой момент пришло понимание того что хотелось бы изменений – ведь лишь начиная с третьего курса изучают узкоспециализированные предметы, а до этого времени перевод на другой факультет или даже в другой ВУЗ вполне возможен без особой потери драгоценного времени. Конечно, страх изменений в жизни зачастую играет большую роль в принятии такого ответственного решения, но главное подойти к вопросу с полным пониманием того, насколько желаемая профессия будет востребованной и будет ли она лучше подходить студенту (учитывая его личностные характеристики) чем его первоначальный выбор. Также всегда остается возможность переквалификации уже после окончания ВУЗа с помощью специальных курсов – в этом случае студент получает дополнительную специальность”.

Своим опытом делится Антонина Хабибуллина, психолог, психотерапевт:

«Ошибки в выборе профессии это не так страшно. Главное – не падать духом. Сама я, поступив в университет после окончания школы поняла, что оставила свою мечту и пошла учиться туда, где хотели видеть меня родители – на престижной профессии. Отучившись два курса, сама мысль о том, что мне придется, сидеть на этих парах, вводила меня в меланхоличные состояния. И, однажды я решила рискнуть и перепоступить в другой вуз, на совершенно другую специальность, чему оказалась безмерно рада. Сам учебный процесс был невероятно интересным и теперь, когда пришло время собирать плоды, я рада еще больше, так как понимаю, что нахожусь на своем месте и работаю в удовольствие».

«Есть негосударственные вузы, а мир открыт»

Что вредит репутации Высшей школы экономики

Егор Жуков и Армен Арамян. Фото: Дарья Козлова

  • Высшая школа экономики решила запретить любые университетские медиа и ввести цензуру. 16 января администрация вуза предложила внести изменения в правила внутреннего распорядка ВШЭ, но студенты сразу же создали инициативную группу «ВШЭ против цензуры». Сегодня около трехсот студентов и аспирантов пришли в здание на Покровке, чтобы высказать свои требования.

    В стеклянном атриуме огромного корпуса Высшей школы экономики на Покровском бульваре в 16 часов, когда еще идут пары, начинают собираться студенты. За считанные минуты их становится 300 человек. Они спрашивают друг у друга: «а что тут будет происходить?», — хотя знают, зачем пришли. Днем ранее администрация ВШЭ предложила изменить внутренние документы университета. Согласно поправкам, студентам запрещено «высказываться от лица неопределенного круга людей» о политике, указывать аффилиацию с вузом, а студенческим организациям запрещено «заниматься политической и/или правозащитной деятельностью». Теперь Вышка будет регистрировать только те студенческие организации, которые «укрепляют репутацию НИУ ВШЭ», а студенческие СМИ и вовсе исчезнут.

    — Очевидно, что мы отреагировали негативно. Нам неприятно, мы переживаем, что будет дальше. Грустно, что отчасти это было ожидаемо, — цензура в отношении студенческих медиа становится все жестче. Мы хотим надеяться, что введение новых правил получится остановить, но с каждым днем администрация доказывает, что оптимизма в нашей жизни все меньше. Сейчас инициативная группа должна выдвинуть требования, чтобы правки не приняли, — говорит Анастасия Ларионова, главный редактор крупнейшего студенческого журнала The Vyshka. Рядом с ней другие авторы издания.

    В центре атриума, где все собрались, стоит украшенная елка, а рядом с ней — подборка плакатов с оставшимися в вузе студенческими организациями: среди них нет СМИ — ни издания The Vyshka, ни изгнанного месяц назад журнала DOXA.

    В 16:10 студенты начинают стягиваться к елке. Но в атриуме нет ни одного представителя администрации университета: они отказались приходить в назначенное студентами место и предложили свое — Культурный центр со сценой и зрительным залом.

    Очередь к «свободному микрофону». Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»

    Первым выступает аспирант ВШЭ Армен Арамян. Он рассказывает о причине собрания и одновременно пытается подключить колонку к телефону, чтобы его слышали все собравшиеся. Дальше он лишь будет модерировать дискуссию, высказываться будут другие студенты. После Арамяна «микрофон» — мобильный телефон, подключенный к колонке, — забирает пресс-секретарь Студенческого совета Христофор Космидис: «Мне кажется, что студенты имеют право выдвигать требования. Сегодня мы их выдвинули. Если мы будем показывать, что мы сообщество, мы не допустим никаких репрессий».

    После Космидиса микрофон отдают другим студентам и аспирантам. Один из них — молодой человек из Перми, который говорит о том, что кампания против изменения внутренних документов ВШЭ началась и в других кампусах: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в его родном городе.

    К концу его выступления пришел «самый известный студент Вышки и экстремист» — Егор Жуков. Он эмоционально говорит о солидарности и сопротивлении: «Все, что сейчас происходит в «Вышке», на самом деле лежит в логике развития всей политической системы. Не только нас пытаются склонить в аполитичность. Если мы сможем это побороть — это будет не только действие в рамках вуза, но и серьезное политическое заявление». Его выступление прерывает представитель администрации. Мужчина сначала просит выключить колонку, а потом сообщает, что проректор Валерия Касамара готова к диалогу, но только в Культурном центре. Если студенты хотят разговора, то они должны все вместе перейти туда, потому что «митинг в атриуме мешает учиться другим».

    У микрофона — представитель администрации «вышки». Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»

    Одна из студенток спрашивает: «А почему должны переходить 300 человек, а не те четверо, что их там ждут?». Другие студенты не могут понять, как именно они могут мешать учебному процессу. Через окна, которые выходят в атриум видно, что аудитории пустуют. Другой важный аргумент — неравенство условий, ведь студенты должны уйти со своей площадки на полностью подконтрольную администрации. Тем не менее, голосованием решают, что перейти в Культурный центр необходимо: «Мы же не покричать собрались, а решать проблему», — говорит кто-то из толпы.

    Молодые люди начинают переходить в другую часть корпуса, колонна в триста человек растягивается на десятки метров. В руках двух парней ватман со словами: «Не бывает научных достижений без свободы. Не позорь своих студентов». В толпе начинают скандировать «Вышка — это мы».

    Общим голосованием студенты решают перейти на площадку, где их ждет администрация вуза. Шествие растягивается на сотню метров. Фото: Татьяна Колобакина / DOXA

    В Культурном центре студентов уже ждут. У сцены в большой аудитории на пятьсот человек стоят глава отдела информационной политики Олег Солодухин, проректор ВШЭ Валерия Касамара и еще несколько сотрудников администрации. Пока студенты рассаживаются, проректор говорит, что возможность обсудить поправки у них уже была. Немного ранее прошла встреча со студенческими медиа (закрытая), а еще обсуждение по инициативе администрации университета, которое студенты могли посетить. Только назначено мероприятие было уже после объявления о встрече в атриуме. После нескольких выступлений студентов Касамара говорит, что не видит проблем в новых правилах.

    — На одной стороне свобода, на другой — ответственность. Я не вижу, в чем ущемляют студенческие СМИ. Их никто не закрывает. Мы прекрасно понимаем, что студенческих медиа в университете будет становиться все больше и больше. Мы благодарны студенческим изданиям, которые пишут о проблемах университета и заставляют делать его лучше. То же делают взрослые СМИ за стенами вуза, но они несут ответственность за то, что они делают. Мы предлагаем студенческим СМИ и медиа тоже нести ответственность, — поясняет проректор ВШЭ.

    Такой тон диалога продержится весь вечер. Пока студенты будут собирать подписи против принятия новых правил, администрация университета продолжит упорно настаивать на том, что все в порядке. При этом конкретных ответов на вопросы, какие будут санкции за нарушение нововведений, что подразумевает под собой та или иная формулировка и почему вообще изменения начали проводить сейчас, никто не даст. А главное: как студенты портят репутацию вуза?

    — Мы порочим репутацию тех людей, которые контролируют эту страну. Слова, которые говорила DOXA в течение всех протестов, вредили репутации людей, которые возглавляют государство. Потому что люди, которые стоят во главе нашей страны, приказывают избивать студентов. Потому что в моем приговоре написано, что моя экстремистская деятельность мотивирована знаниями, полученными на факультете политологии Высшей школы экономики. Как же «Вышка» может признать, что она сама взрастила из меня экстремиста? Все это очень обусловлено. Раньше мы жили и изменения нам были не нужны. Протесты 2019-го года, мое дело и изменения очевидно связаны, — заявляет Жуков во время своего выступления.

    Валерия Касамара. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

    — Вы выбрали вуз, который вы выбрали. Если вам сейчас не нравится, что делает администрация «Вышки» и ее профессура для поддержания его репутации, то есть негосударственные вузы, а мир открыт. Это ваш свободный выбор. Прекрасный и замечательный. Я не сказала «езжайте», но если вы выбрали государственный вуз при правительстве Российской Федерации, то надо отдавать себе отчет, что есть учредитель, определяющий цель и задачи, — отвечает Егору Валерия Касамара.

    — Назовите, кто Вас прессует! — кричат ей студенты.

    — Если бы мы хотели, чтобы решали за нас, мы бы поступили в МГУ, — раздается зале.

    — «Вышка» зарабатывает не на вас, а на экспертной аналитической деятельности. Не на вашей оплате обучения, а продавая экспертную деятельность и свои мозги, — продолжает Касамара.

    — Это наши мозги! — парируют ей.

    Материал подготовлен совместно с DOXA

    Ссылка на основную публикацию