Особенности студенеских общежитий - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности студенеских общежитий

Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента

Дата публикации: 03.06.2015 2015-06-03

Статья просмотрена: 4064 раза

Библиографическое описание:

Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Студенческое общежитие как особая коммуникативная среда для современного студента // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1218-1221. — URL https://moluch.ru/archive/91/19837/ (дата обращения: 21.01.2020).

Ключевые слова: студенческое общежитие, учебное заведение, обучение, тьютор, кампус, зарубежные вузы, студент.

После завершения школьного этапа обучения, в любой стране уже бывший школьник, в большинстве случаев, отправляется учиться дальше. Он может поступить в один из престижных ВУЗов как отечественного, так и иностранного государства, в техникум или в колледж. При любом раскладе, родительский отпрыск будет находиться на определенном расстояние от родного очага. Когда бывший школьник определился с выбором чему, как и где ему учиться, вот тут то и возникает вполне закономерный вопрос: где же будет проживать уже без пяти минут студент?

Учебные заведения Российской Федерации студентам, прибывшим из другого региона, города или поселка предоставляют койко-место в общежитие. Ни для кого не секрет, что общежития достаточно широко варьируются по уровню комфорта, стоимости проживания в них и расстоянию, на которое удалены здания общежитий от учебных корпусов.

Если родители в своем студенческом возрасте не имели опыта «коллективного проживания» в студенческом общежитии, или же полученный ими опыт носил негативный характер, то родителей такой категории попросту будет охватывать чувство панического страха только от одного произнесенного слова «общежитие».

Бытуют всевозможные мифы о том, что студенческие общежития попросту не предназначены для нормального проживания студентов и продуктивной учебы. Кроме того, там могут происходить «такие вещи», (после чего может последовать многозначительное молчание или же наоборот, бурная эмоциональная тирада со стороны рьяного противника студенческих общежитий).

Было бы неправильно и не вполне логично отрицать существование пресловутых студенческих мифов, поскольку долговременное проживание студентов в «общежитском» коллективе налагает определенные жизненные следы на того или иного студента. Эти отпечатки «общежитского» проживания могут носить позитивный характер, когда студенты имеют просто уникальную возможность «не отходя от кассы» обменяться конспектами лекций или семинарских занятий, лабораторных работ, индивидуальных творческих проектов; можно коллективно написать реферат или же, абсолютно за бесплатно, перенять опыт успешной учебы у студентов-старшекурсников. Вместе с тем существует вероятность перенять и негативный опыт или же просто бездарно проводить столь ценное время за бесцельными «посиделками». Именно на первых порах проживания в общежитии студент окунается во взрослую, самостоятельную жизнь без родителей, но с другими, новыми ему людьми, постепенно адаптируясь или же, при негативном раскладе, не адаптируясь в новый коллектив.

Существуют разные общежития: достаточно комфортные, с отдельными секциями на небольшое количество человек, с отдельным душем и туалетом не на весь «колхоз», а только для ограниченного количества студентов, проживающих непосредственно в тех секциях, которые оснащены санитарным узлом и местом для принятия водных процедур. Однако глупо было бы отрицать и существование таких общежитий, в которых не только зайти, но и жить порой бывает страшно и, за редким исключением, опасно.

Поступив в учебное заведение важно сносно учиться, получать как хорошие, так и отличные оценки, но, вместе с тем, не стоит забывать студенту и о студенческой жизни, новых знакомствах, интересном общении и, так называемых, студенческих «коннектах». Отпуская бывшего школьника во взрослую жизнь, любой родитель вполне обоснованно обеспокоен тем, как же будет родная кровинушка чувствовать себя на «чужбине»? Только родителям невдомёк, что их ребёнок, уже студент, вовсе не одинок, поскольку в общежитии таких много, тут все приехали на учебу с ближнего или дальнего региона.

Поступая в учебное заведение, большинство бывших школьников попадают в крупный город или же в мегаполис впервые в их жизни. Некоторым из ребят проще бывает пройти адаптационный период коллективно, в общежитии. Достаточно большое количество студентов дружно ходят на учебные занятия, учатся готовить (вместе или поочередно) пищу, осваиваются в незнакомом им пока городе. Можно (если тесно общаться) с сокурсниками, найти себе родную душу. По прошествии нескольких месяцев во многих студенческих группах образуется крепкое, дружное соседское сообщество, в котором широко распространена взаимная поддержка, помощь и, в случае крайней необходимости, заступничество.

На первых порах кажется, что жизнь в общежитии мешает учебе: постоянный шум, беготня, суета играет отнюдь не лучшую роль при подготовке к занятиям, поскольку зачастую бывает довольно трудно сосредоточиться на самом процессе учебы. Спустя некоторое время студент осознает, что в коллективе-то, оказывается, жить легче.

Если студент, вдруг, не успел дописать конспект, то его без особых проблем можно позаимствовать у одногруппников, если же что-то не понял на лекции — спросить у соседа по секции или этажу. Можно совместно обсудить сложный для понимания материал, коллективно гораздо проще «зубрить» перед сессией, рассказывая по очереди билеты. У старших курсов можно попросить столь необходимые в учебе материалы.

Самое же бесценное, что студент приобретает в общежитии — это умение понимать других людей, возможность уживаться с их привычками и, зачастую, менять что-то и в своем характере [3]. Полученные навыки общения с разнохарактерными людьми пригодятся студенту ничуть не меньше, нежели заветный диплом о высшем (или средне-специальном профессиональном) образовании.

Что касается всевозможных вымыслов относительно студенческих «гулянок», то их не совсем корректно называть таковыми, поскольку схожие «гулянки» можно относительно легко и без особых проблем организовать на снятой в аренду жилплощади, что является еще более простой затеей, нежели организация подобного мероприятия в студенческом общежитии, где всевидящее око в лице воспитателей, комендантов и сотрудников охранных предприятий зорко бдит за правопорядком.

Чем более застенчив, робок и несамостоятелен бывший школьник, уже почти студент, тем больше ему необходимо обрести опыт проживания в общежитии. Такой студент научится общаться с людьми, обретет опыт поиска выходов из конфликтных ситуаций, приспосабливаться к происходящим обстоятельствам и событиям. Лучше получить бесценный опыт, жизненные уроки самостоятельности в молодые, студенческие годы, чтобы по окончании учебного заведения войти во взрослую жизнь относительно самостоятельным и независимым человеком. Затрагивая вопрос о проживании в общежитиях, хотелось бы затронуть и вопрос проживания в общежитиях разных стран [4; 7].

Проживание студентов в Германии происходит в жилищных обществах (Wohngemeinschaft) и общежитиях (Studentenwohnheim). (Wohngemeinschaft)- этот тип жилья является самым распространенным среди немецких студентов. В основном из-за возможности экономии денег, что, наш взгляд, является единственным плюсом данного типа проживания.

Большинство современных общежитий в Германии организовано по принципу «студенческой коммуналки», по-немецки WG (Wohngemeinschaft). Зачастую это две-три комнаты и большая кухня в одной квартире. Ванная и туалет являются общими на всех проживающих. В более крупных «коммуналках», рассчитанных, например, на четырех человек, предусматриваются, как правило, два санузла. В общежитиях старого типа нередко встречается и «коридорная система». Устройство этой системы знакомо многим российским студентам по принципу: длинный коридор, по обе стороны которого расположены студенческие комнаты. На весь этаж предусмотрена одна кухня, душевое помещение и туалет. Безусловно, число этих помещений на отдельно взятом этаже может варьироваться в зависимости от количества комнат. Зачастую в таких общежитиях в каждой комнате имеется раковина для умывания. Это самый дешевый вариант общежитий. Ключевое слово для поиска таких комнат — Einzelzimmer («комната на одного человека»).

В некоторых общежитиях студенты живут, по сути, в отдельных мини-квартирах, которые жители Германии называют «апартаменты» (Appartments). В них, кроме самой комнаты, имеется отдельный санузел и «кухонная ниша» (Kochnische), которая может располагаться как в самой комнате, так и в прихожей. Стоимость аренды подобных «апартаментов» наиболее высокая по сравнению с остальными типами общежитий.

Главное отличие немецких общежитий от российских заключается в том, что в большинстве случаев в них действует следующее правило: одна комната на одного студента. Жить без особого пространственного комфорта по двое и больше человек в комнате не принято. А разница между типами общежитий состоит в том, придется ли делить с соседями (если «да», то со сколькими) туалет, душ и кухню [1].

Наиболее престижные университеты США — Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Гарвардский университет гарантирует студентам помощь в решении жилищных проблем в течение четырех лет обучения. Для студентов-первокурсников существует 17 общежитий, находящиеся на территории Гарвард-Ярд. Начиная со второго года обучения, студенты переезжают в более комфортные резиденции: им предлагают поселиться в тех домах, с которыми университет заключил контракт. Можно найти студию или квартиру с одной, двумя или тремя спальнями.

В Стэнфорде общежитие гарантировано на весь срок обучения, при этом проживание в студенческом городке в первый год- это обязательное условие. Стэнфорд предлагает размещение от одного до четырех человек в квартире в зданиях студенческой резиденции.

В Массачусетском технологическом институте для студентов-первокурсников предусмотрено 12 резиденций, предоставляющих размещение как в одноместных, так и в двухместных комнатах. Тем не менее, существует возможность проживания по три-четыре студента в комнате. Некоторые общежития выдвигают серьёзные требования к проживанию, другие же более лояльны. Например, в Бакер-Хоус и Буртон-Коннер нельзя курить в здании и заводить домашних питомцев, за исключением рыб. Некоторые общежития разрешают делить комнату со своим домашним любимцем и даже курить в специальных отведенных для этого комнатах, часто в таких общежитиях не бывает лифта. Многие студенты в США предпочитают снимать жилье за пределами кампусов [6].

Говоря о Чехии, то, например, для студентов Технического университета в Брно предусмотрено проживание в общежитии — Windpoint. Это новое, комфортабельное общежитие с уютными номерами и большим количеством дополнительных услуг для его студентов. Общежитие оснащено видеокамерами, рецепция работает круглосуточно, вход в общежитие осуществляется по электронным картам, обеспечивающим дополнительную безопасность проживающим. Напротив общежития находится супермаркет. На рецепции есть кофейный автомат. От общежития до места учёбы можно добраться на прямом трамвае. На дорогу затрачивается не более 20 минут [2].

В Национальном исследовательском Томском Политехническом Университете существует кампус, состоящий из 19 общежитий. В каждом общежитие есть заведующий, занимающийся всеми жилищно-бытовыми вопросами. В обязанности тьютора входит организация досуга студентов, знакомство первокурсников. Если возникают какие-то проблемы, то можно обратиться к психологу общежития и он поможет их разрешить.

Проживающие в студенческом общежитии ТПУ имеют право:

– проживать в закрепленном жилом помещении (комнате) весь срок обучения в университете при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;

– пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем студенческого общежития;

– переселяться с согласия администрации университета в другое жилое помещение (комнату) студенческого общежития;

– избирать студенческий совет общежития и быть избранным в его состав; участвовать через студенческий совет общежития, студенческие организации студентов в решении вопросов улучшения условий проживания обучающихся, организации внеучебной воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально- бытовых условий проживания.

Проживающие в студенческом общежитии на добровольной основе привлекаются студенческим советом общежития во внеучебное время к работам по самообслуживанию, благоустройству и озеленению территории общежития, к проведению ремонта занимаемых ими жилых комнат, систематических генеральных уборок помещений студенческого общежития и закрепленной территории и другим видам работ с учетом заключенного договора найма жилого помещения с соблюдением правил охраны труда [5].

Одной из самых главных причин, по которой просто необходимо в студенческие годы пожить в общежитии, является то, что там довольно весело, интересно и увлекательно! И пусть студенты часто недосыпают ночами и, зачастую им попросту хватает стипендиальных или родительских денег, и на последний этаж иногда нужно добираться пешком, без лифта, тем не менее, в памяти навсегда остаются и частенько вспоминаются именно студенческие годы, как самое счастливое время в жизни.

2. Высшее образование в Чехии, курсы чешского языка в Праге и Брно, туризм в Чехии // URL: http://my-cz.ru/prozhivanie-studentov-v-chehii.html (дата обращения 29.05.2015).

3. Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 970–973.

4. Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1203–1205.

5. Положение о студенческом общежитии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет» // URL: http://tpu.ru/f/231/ostudencheskomobshchezhitiitpu_2014_new.pdf (дата обращения 29.05.2015).

6. Студенты за границей: в каких домах и общежитиях живут в иностранных вузах. // URL: http://www.aif.ru/money/19315 (дата обращения 29.05.2015).

7. Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Особенности проектирования студенческих городков и общежитий

Особенности проектирования студенческих городков и общежитий

Весёлкина Мария Вячеславовна

ассистент кафедры дизайна, рисунка и живописи

ФГБОУ ВПО “Омский университет дизайна

и технологий”, РФ, г. Омск

Общежитие – место временного проживания для приезжих студентов, учащихся: на время учебы; сезонных рабочих – на время работы, службы, или ставшее постоянным для работников учреждения.

Читайте также:  Поиск работы для студентов по окончании вуза

Впервые общежития упоминаются в период средних веков. Первыми были общежития для бедных студентов, существовавшие на благотворительных началах и именовавшиеся бурсами. Самое первое российское общежитие-бурса появилось в Юго-Западной Руси, при Киево-Могилянской академии, в первой половине 17 века. Позднее так стали называться общежития при духовных учебных заведениях (училищах и семинариях), в которых студенты (бурсаки) обучались и содержались за казенный счет. Второе рождение общежития это коммунистический СССР. Начиная с 20-х годов прошлого века, строительством страны занимались коммунисты. Итогом модернизации стали общежития, называемые “дома-коммуны”, предназначенные для студентов.

В качестве примера выступает бывшее общежитие МИСиС. Форма здания напоминала самолет, и состояло оно из трех корпусов. Первый – семиэтажный жилой корпус, включающий в себя комнаты для проживания (по 6 м 2 каждая), рассчитанные на двух человек. Второй – учебный корпус, состоящий из учебных классов, столовой, библиотеки, спортзала. Третий, санитарный, соединял между собой два первых корпуса и состоял из душевых, раздевалок и бытовых служебных помещений. Самолетом общежитие называлось потому, что первый корпус был расположен в крыльях здания, второй – в хвосте, третий – посередине, а на месте кабины пилота располагались красные уголки. Это было экспериментальное здание, направленное на победу общежития-коммуны над домом-общежитием.

Европейские университеты возникли на базе монастырей в ХII-XIII вв. Исторически еще в средние века сложились две схемы размещения университетов: автономное размещение по отношению к городу и внутригородское размещение. Классическими примерами автономного размещения можно назвать английские университеты Оксфорд и Кембридж. Они расположились среди сельского ландшафта, олицетворяя собой идею о совершенствовании и воспитании человека посредством создания соответствующей архитектурной и природной среды [2, с. 15].

К XVIII-XIX вв. создаются многие известные американские университеты – Йельский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский и другие. Кампус – университетский городок – как инновация американской архитектуры становится новым представлением о месте и значимости науки и образования в общественной жизни. Кампус – это город в городе: улицы, площади, парки, научные институты и лаборатории, концертный зал, подъезды и парковки, книгохранилища и архивы. Здесь своя телефонная система, полиция, пожарные команды, общепит [3, с. 12].

Таблица 1. Сравнительная таблица организации застройки российских студенческих городков и их зарубежных аналогов

США, Канада, Европа, Япония

Автономность и комплексность

Высокая плотность застройки, не отличающейся разнообразием.

Ландшафтная, пейзажная, нерегулярная застройка

Небольшая культурная и спортивно-оздоровительная составляющая

Развитая зона культуры, досуга и спорта

Неразвитая структура обслуживания

Богатый спектр услуг

Слабая система безопасности и охраны

Высокая безопасность проживания

Нет социальной дифференциации студентов.

Расселение по социальным группам

Параллельная постановка зданий и отсутствие оптимального внутреннего двора

Застройка вокруг открытых внутренних дворов.

Тип зданий: коридорный и секционный.

Тип зданий: коттеджи, блочные и секционные дома.

Планировка помещений на 2-3 человека, не меняется

Планировка помещений на 1-2 человека, возможности перепланировки

Сантехнические помещения вынесены за пределы жилых комнат

Сантехническое оборудование входит в жилой блок, встроенная кухня-ниша.

Делая выводы по таблице, можно сказать, что зарубежные учебные комплексы решены более удачно и соответствуют современным требованиям формирования развитой личности.

В России более тысячи ВУЗов. В Омске их насчитывается около тридцати. Состояние жилищно-коммунального фонда ВУЗов города неудовлетворительное, организация быта, досуга, научного творчества не соответствует современным требованиям формирования развитой личности.

В качестве примера рассмотрим возможности проектного решения для общежития одного из ВУЗов г. Омска. Первый этап проектирования – ознакомление с объектом проектирования. Он является типовой застройкой для проживания студентов. Здание коридорного типа, поделенное на два блока, расположенные в поворотной симметрии относительно холла. Каждый коридор имеет жилые ячейки, включающие по четыре комнаты площадью 11-16 метров квадратных, в которых проживает от 1 до 3 человек. На один коридор три ячейки, в каждой установлен общий умывальник на четыре комнаты и туалет. На этаже две кухни, каждая из которых расположена в своем блоке, а коридоры соединены между собой большим холлом около 40 метров квадратных. Предусмотрено и два лифтовых узла, расположенных противоположно друг другу. В рассмотренном объекте проектирования имеется 9 этажей, три из которых можно сделать основным модулем и прототипом для реконструкции этажей всего здания. В таких типовых постройках предусмотрены стандарты размещения жильцов и особые назначения помещений под подсобные или обслуживающие нужды. Первые два этажа поделены на две зоны, одна из которых включает комнаты или кабинеты заведующего общежитием, комната охраны, медпункт, электрощитовую, буфет. Вторая группа включает комнаты для людей с ограниченными возможностями, семейных пар. Душ на всё общежитие расположен на двух этаж, первый этаж для девочек, второй для мальчиков, что создает большие неудобства. Остальные этажи приходятся на заселения ими студентов, они и составляют основной объем здания. Помимо жилых комнат на каждом этаже располагаются такие помещения, как: кладовые, санузел, мусоропровод, холл с балконами, кухни.

На первом этапе проектирования необходимо проделать работу над обновлением фасада здания с применением современных тенденций в материалах, нестандартных подходов в их реализации, разобрать цветовую схему, применить необычное формообразование на архитектурных объектах. Большие ограничения связаны с тем, что объект относится к типовому строительству. В ходе эскизирования необходимо учитывать архитектурно-планировочные средства формирования городской среды, цветовой дизайн и его влияние на организацию пространства, принципы экологического дизайна и его роль в воздействии на окружающую городскую среду.

На втором этапе должно быть сформулировано концептуальное решение, которое включает работы по разработке общих принципов, композиционных, планировочных, компоновочных схем, функциональной организации выбранного объекта, его цветографическое и объемное решение. Техническое обоснование проектируемого изделия, разработка эргономических и конструктивно-технологических параметров.

На третьем этапе прорабатываются художественно-композиционные формы, обуславливается цветофактурное решение, определяется выбор защитно-декоративных материалов и технологии их отделки. Прорабатываются технические вопросы по эргономическому решению. Происходит сравнительный анализ вариантов и выбор основного варианта решения.

Проектировщик должен сохранить ритм не только города, но и студентов, проживающих в проектируемом жилом комплексе, лаконично вписать архитектурный объект в городскую среду и отразить все это на фасаде здания. Фасад должен стать “лицом” студентов, выражать их внутренний стиль жизни. Один из наиболее простых путей решения – декорирование зданий фасадами из алюминиевых композитных панелей, которые обладают универсальной стойкостью при различных неблагоприятных условиях. Технологическая сторона примечательна тем, что алюминиевые панели могут служить для защиты здания от обильных дождей, и также в целях обеспечения изоляции от сильных перепадов температуры, которая характерна в сибирском регионе. Они устойчивы к статическим и динамическим нагрузкам. За счет большого ассортимента цветовой палитры, можно без труда подобрать необходимый цвет.

Оптимальное размещение жилого городка относительно других структурных элементов университета, формирование связей между ними, разработка типологии общежитий с учетом социальной дифференциации проживающих, создание комфортного пространства для жизни – это основные вопросы, требующие детальной разработки и серьезных исследований [1, с. 30]. Необходимо знать, что во времена СССР был социалистический строй. Когда приходилось застраивать города типовыми застройками, для быстрого расселения людей.

Такие застройки были экономически выгодны для страны в те времена, и за частую государство закрывало глаза на необходимость комфортабельных условий. Предметное наполнение интерьера должно быть подобрано с учетом требований СНиП, при этом работать на эстетический вид изделия. Желательно применять новые технологии в производстве мебели – трансформеры. За счет этого формировать более комфортные и соответствующие западной специфике архитектурные решения студенческого жилища.

В ходе проектирования объекта, должны изучаться жильцы студенческого общежития, их возраст, увлечения. Исходя из этого, предусматриваться места для различного времяпрепровождения – активного или пассивного отдыха. Студенты по-своему индивидуальны и живут абсолютно разным образом жизни. У каждого он свой, от этого и зависит их ритм физической активности. У кого-то он активный, пассивный, умеренный.

Изучая историю общежитий во все времена и в различных странах, выведена тенденция, что в России процесс развития строительства жилья для студентов не превосходит западные страны. Но все же идет медленное развитие данного типа строительства. Разрабатываются проекты студенческих городков, по принципу строя европейских институтов.

застройка проектный планировочный общежитие

Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст]: Учебное пособие / Б.Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1993. 438 с.

Богданов Г.М. Проектирование изделий. Организация и методика постановки задачи [Текст] / Г.М. Богданов. – М.: Изд-во стандартов, 1995. 144 с.

Коссаковский В.А., Ржехина О.И. Студенческие общежития за рубежом [Текст] / В.А. Коссаковский, О.И. Ржехина. – М.: Гос. изд. лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963.

Общежития

Россия велика, а возможности получить серьезное образование сосредоточены в нескольких городах, где и без того много людей, высокие цены, борьба за место под солнцем. Ежегодно тысячи абитуриентов поневоле мигрируют. Многие вузы в той или иной мере обеспечивают поступивших на места с оплатой обучения из бюджета местами в общежитии, особенно старые государственные заведении; у других общежитий мало, а то и вовсе нет. Нередко ребятам приходится ездить на учебу из области по два-три часа в один конец, если они формально живут слишком близко, чтобы вуз согласился поселить их, или попросту общежитий у вуза не имеется.

Выяснить, обеспечивает ли вуз студентов жильем, каковы нюансы распределения мест между зачисленными, где расположен кампус и каковы в нем условия обитания, нужно заранее на интернет-форуме вуза, у его студентов в социальных сетях – и, конечно, у приемной комиссии. Ведь там проходят практику либо подрабатывают студенты этого же вуза, а среди – них иногородние, которые часто затем и идут «в приемку», чтобы продлить на лето общежитие, да еще и немного заработать. Полезно дополнить официальные сведения теми фактами, которые сообщены в личной беседе, помня, впрочем, что одно и то же помещение кому-то покажется вполне уютным, а кому-то – малопригодным для жизни.

Введение ЕГЭ, упорядочившего как-никак процедуру поступления школьников из глубинки в крупные вузы, переход от пятилетнего обучения к системе «4 + 2», нецелевое использование площадей в общежитиях ведут ко всё более ощутимой нехватке места. В разных вузах тут разные подводные камни. Где-то первокурсников благопристойно ставят в очередь на заселение, а новостью, что очередь подошла, могут порадовать через пару месяцев после получения диплома. Где-то уплотнение младшекурсников, доходящее до нарушения санитарных норм, достигает рекордов революционных и послевоенных лет. Где-то студенты не в силах понять, по какому принципу одних заселили в общежитие, да еще и выписали им скидку на стоимость обучения, а другим этого не досталось. А где-то входят в общежитие и покидают его по электронным пропускам, и эта информация остается в системе – благодаря чему нетрудно вычислить прогульщиков.

Заселяться или нет

Даже если абитуриент зачислен на бюджет и имеет как право на место в общежитии, так и желание воспользоваться этим местом, перед его родителями порой встает вопрос: не лучше ли поднатужиться и дать ребенку денег на съемную комнату, а то и квартиру? Как правило, родители помнят, что в общежитии неизбежны теснота, конфликты, беспорядок, всяческая бытовая неустроенность. Можно ли в этих условиях полноценно жить, учиться, отдыхать и развиваться? Нередко ребятам, которые привыкли, придя из школы, находить готовый обед и постиранную одежду (либо указания, что и как приготовить себе из имеющегося в холодильнике), или их родителям трудности акклиматизации в самостоятельной жизни кажутся чрезмерными, непреодолимыми или неоправданными. Звучат справедливые упреки: поди узнай, кого подселят – медалиста или демобилизованного, какие мальчики будут захаживать к соседкам моей дочери, какие девочки – к соседям сына!

Стоит помнить, что общежитие – действительно зона риска, освоение которой потребует от первокурсника осторожности, терпимости и уверенности. Мало того, что там вчерашнему школьнику придется серьезно перестроить свои привычки в быту и учебе, стать более самостоятельным, сдержанным, отзывчивым, чтобы вписаться в коллектив и сохранить при этом свое личное пространство.

Но даже в лучших вузах, куда, казалось бы, не могли поступить случайные люди, можно стать свидетелем распространения наркотиков, пьяной драки, стычки из-за национальной или религиозной принадлежности, оказаться между двумя лагерями спортивных фанатов. Рискуют серьезно пострадать (хорошо еще, если только заработать выговор или даже быть отчисленным, – но нередки в студенческих общежитиях нелепые несчастные случаи) молодые люди, которым дома не привили твердые понятия о том, что безопасно, что может кончиться бедой, а в чем не следует участвовать ни в коем случае. Настоящих трагедий всё-таки бывает немного. Но только в силах родителей предусмотреть проблемы, с которыми столкнется их ребенок, переехав в чужой город, и постараться подготовить его к их разрешению.

Стоит заранее решить, претендовать ли на место в общежитии, нужно ли оно первокурснику, сможет ли он там обжиться.

Вряд ли это удастся ребятам, чье здоровье требует особого режима, скажем, частых посещений медсестры, содержания собаки-поводыря или постоянного присутствия другого человека: как правило, провести в общежитие гостей, не имеющих отношения к вузу, сложно, а держать животных проживающим запрещено, да и негде в маленькой комнате устроить крупную собаку. Некоторые студенты не могут покинуть родственников, которым часто нужна помощь, другие заняты чем-то еще у себя на родине, скажем, входят в руководство молодежного клуба, так что поневоле будут часто ездить к себе. Различным бывает и расписание занятий. Порой удается переставить пары так, что один-два дня в начале или в конце рабочей недели оказываются свободны – и студент может спокойно проводить большую часть времени дома, освободив дефицитное место для более нуждающихся.

Читайте также:  что нужно и можно взять с собой на экзамен студенту вуза

Учение с увлечением

Основная функция студенческого общежития, помимо того, что оно позволяет большему числу иногородних абитуриентов получить образование, – именно общение, создание уникального коллектива, в котором возможностей для социализации намного больше, чем на самом дружном курсе, если тот после занятий рано или поздно расходится по домам.

Недаром в общежитии постоянно проводят время и обеспеченные жильем студенты, нашедшие там друзей или просто зону свободы. Там перемешаны съехавшиеся из разных мест студенты разных курсов и факультетов, аспиранты, молодые сотрудники, абитуриенты и участники олимпиад, гости и стажеры. Много иностранцев, с которыми можно бесплатно общаться, подтягивая свое знание языков до разговорного уровня, и которые сами часто ищут друзей, чтобы заговорить на языке принимающей их страны. Часто возникают кружки для совместного обучения и отдыха.

В общежитии можно найти внезапно потребовавшуюся вещь, книгу, инструмент, одолжить соль или кастрюлю даже среди ночи. Есть кому задать вопрос по учебе, быту, взаимоотношениям с администрацией (которые нередко принимают форму борьбы, требующей от проживающих инициативы и знания своих прав), с кем поговорить о жизни, найти общие интересы и провести время. Порой здание общежития представляет собой автономное образование со столовой, домом быта, продуктовым и хозяйственным магазинчиком, прачечной, аптекой, библиотекой, в нем бывают банкоматы, платежные терминалы, Интернет в комнатах и компьютерный класс, спортзал, музыкальный класс, а также комната, в которой смотрят фильмы или футбол.

В общежитии можно найти подработку или попробовать себя в бизнесе, предлагая посредством объявлений (бумажных или в локальной сети) какие-либо услуги, от репетиторства и уборки до обучения танцам и перевозки грузов. Можно избавиться от лишних вещей и книг, продав их или оставив в условленном месте. Можно, наконец, обустроить комнату по своему вкусу, даже сделать своими силами косметический ремонт и добиться от администрации общежития возмещения расходов.

Учиться: где и когда

Одна из главных трудностей при совместном проживании малознакомых друг другу людей – научиться не только мирно общаться, но и действовать совместно и в интересах друг друга.

Обычно обитатели комнаты или блока сами делают уборку в местах общего пользования (коридор блока, санузел) либо скидываются на доплату уборщице. Впрочем, если администратор, за которым закреплен участок, не надоедает жильцам визитами, график дежурств скоро становится простой бумажкой, а порядок наводит тот, кому придет охота, либо тот, кто виноват в чрезмерном загрязнении жилища (или если виноваты его гости).

Остается упорядочить отношения в комнате, добиться ровной, благожелательной, добрососедской атмосферы в ограниченном объеме пространства, где люди, недавно познакомившиеся друг с другом, вынуждены проводить немало времени, совершать достаточно интимные действия, общаться с друзьями. Впрочем, главная цель студента – выучиться. Как же обеспечить себе возможность работать в комнате, куда заходят чужие знакомые, где разговаривают по телефону, едят, смотрят фильмы – и всё это отнюдь не в то время, когда ты хотел бы развлечься, а порой, как назло, именно тогда, когда хочется побыть одному?

Иногда можно сделать комнату более просторной и разграничить личные зоны, купив стеллаж для вещей, сменив казенные кровати на двухэтажные либо на высокие, под которыми можно сидеть.

Некоторым совсем не нужны стол и стулья – и они возвращают мебель на склад (преодолевая сопротивление администрации, ссылающейся на нехватку места), застилают пол ковром и проводят на нем всё время. (Конечно, перестановки оправданы только при наличии общего согласия жильцов.) Но младшие курсы часто живут совсем тесно, с теми, с кем поселили, а не с выбранными по сходству вкусов соседями, да и не располагают деньгами и пробивной силой для подобного решения.

Можно (а порой неизбежно нужно) выработать распорядок дня, при котором у каждого будут свои часы для занятий. Скажем, один делает домашнее задание сразу после пар, пока соседи в спортзале, а вечером предается отдыху, другой – поздно ночью, когда гости ушли и соседи легли спать. А третий предпочитает дотянуть до последнего дня и наверстать за сутки всё не сделанное за семестр. Если в одной комнате, одном блоке, как часто бывает, живут студенты не с одного курса или отделения, то рано или поздно в разных комнатах организуются «клубы по интересам», действующие, в отличие от настоящих клубов, до глубокой ночи. Подчас студенты ночуют не в своих комнатах – или у них в гостях остаются на ночь не вполне легально задержавшиеся в здании приятели.

А если нет ни специальных комнат, ни библиотек в здании, ни товарищей, расположенных к ночным бдениям над книгами, остается каждому в удобное для себя время осваивать коридоры, лестницы, веранды, кухни. Здесь внезапно знакомятся между собой люди, у которых общего – лишь суточный ритм, так что нигде и никогда больше им не довелось бы встретиться и разговориться. Бывает, что перед особо страшным экзаменом вся группа «зависает» дома у более благоустроенного однокурсника, а потом, сдружившись в первую сессию, всё время обучения держится вместе. Нередка и ударная подготовка в библиотеке учебного корпуса, в которой иногда отводят специальное место, где можно разговаривать, сидеть большой компанией. Бывает в вузовских библиотеках и Wi-Fi, хотя пока это скорее исключение, чем правило; бывают и «комнаты студента», в которых, впрочем, собираются чаще активисты, занятые подготовкой стенгазет или мероприятий, чем тихие трудяги.

На худой конец, в жизни всегда может пригодиться умение концентрироваться на своем занятии, несмотря на любые внешние раздражители, иногда – уйдя в ненавязчивую фоновую музыку. В шумном офисе, во время многочасового ожидания в аэропорту, в поезде среди случайных попутчиков можно плодотворно работать, если уметь включаться в работу, едва отгородившись наушниками от окружающих, условившись с ними о знаке, которым можно при необходимости привлечь ваше внимание, не отрывая вас бесцеремонно от любимого соло. Равно неоценимо умение договориться даже с упрямыми и эгоистичными партнерами, выделить ваши общие интересы и показать дорогу к общей цели. Дипломатии, терпению, уважительности долгая жизнь в общежитии учит отлично. Не стоит, впрочем, забывать о своих законных правах, к примеру, о том, что с 23 до 8 часов в жилых помещениях должна соблюдаться тишина: если соседи сверху до глубокой ночи празднуют окончание сессии, день рождения или просто пятницу – и ужасно надоели, их можно припугнуть вызовом милиции, приведя для острастки дежурного охранника. Как правило, этого достаточно, чтобы самый трезвый в компании посмотрел на часы и стал усмирять всеобщее веселье.

Зазнался или повзрослел?

Среди учащихся до сих пор в силе убеждение: на съемную квартиру либо на покупку в кредит своей квартиры студент, если он намерен остаться в этом городе, должен зарабатывать сам, а до тех пор перебьется, как перебиваемся мы все. Тому, кого родители с самого начала обеспечивают деньгами на уединенную жизнь, могут порой завидовать, у него будут пытаться одолжить ключи от его комнаты в общежитии (если он там только числится, являясь «мертвой душой»), его охотно будут брать в соседи, чтобы жить фактически вдвоем или в одиночку. Но, если у него нет уважительной причины чураться общества сокурсников (скажем, по состоянию здоровья, или если у него есть серьезные отношения с девушкой), те, хорошо зная, во что обходится аренда жилья в крупном городе, примут одну из двух версий: либо это настолько зажиточная семейка, что ее отпрыск с нами и разговаривать не хочет, либо у парня так мало совести, что он нытьем тянет из родителей последние деньги, чтобы вдали от «предков» жить королем.

Понятно, что в обоих случаях стать своим среди товарищей не удастся. А поверить, что студент младших курсов дневного отделения очной формы обучения, ничего еще не умеющий по выбранной специальности, ежемесячно зарабатывает столько, чтобы снимать жилье в крупном городе и кормиться, да при этом действительно учится, а не покупает каждый зачет и экзамен, пока еще трудно, как бы ни были распространены различные виды удаленной работы. Малопривлекателен и вариант с поселением у дальних родственников или друзей семьи. Своих друзей не приведешь, распорядок дня опять-таки чужой, смотрят на тебя как на нахлебника и к домашней работе приобщают охотно.

Другое дело, если студент выбрал выгодную специальность и начал подрабатывать курса с третьего, так что на пятом курсе, устав от общежития, заведя друзей или партнера, снимает жилье, пишет диплом и выбирает, куда двигаться после выпуска. Ему опять же завидуют, но скорее с уважением.

Свободного времени на стихийную социализацию, как на первом курсе, у него нет. Но она ему уже и не нужна: он определил, что ему интересно, научился выстраивать отношения и общается теперь с теми, кто ему близок, а не случайно оказался с ним на одном этаже, в одной комнате, на одном потоке. Ему уже хочется не зависать под музыку до рассвета, а отдыхать от работы и утром идти на нее отдохнувшим. В определенном смысле желание завести свой дом, которое после нескольких лет жизни в общежитии, как правило, является обдуманным и взвешенным, – верный признак зрелости.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ГОРОДКОВ И ОБЩЕЖИТИЙ

ассистент кафедры дизайна, рисунка и живописи ФГБОУ ВПО «Омский университет дизайна и технологий»,

DESIGN FEATURES OF CAMPUS AND STUDENT DORMITORY

Mariya Vesyolkina

assistant of department of design, drawing and painting “Omsk University of Design and Technology”,

АННОТАЦИЯ

В статье ставится цель рассмотреть этапы возникновения и становления такого устройства организации жизни учащихся, как общежитие, или студенческий городок. Методом проведения сравнительного анализа между российскими и зарубежными аналогами выявляются общие и закономерные черты, а также плюсы и минусы обеих систем. В результате можно выявить отдельные признаки наиболее удачных проектных решений и сделать выводы о целесообразности применения их непосредственно в нашей сегодняшней ситуации.

ABSTRACT

In the article the purpose to consider stages of emergence and formation of such structure of the organization of life of students as the hostel, or the campus is set. By method of carrying out the comparative analysis between the Russian and foreign analogs the common and natural features, and also pluses and minuses of both systems come to light. As a result it is possible to reveal separate signs of the most successful design decisions and to draw conclusions on expediency of applying them directly in our today’s situation.

Ключевые слова: общежитие; проектирование, студенческий городок.

Keywords: student dormitory; design; campus.

Общежитие – место временного проживания для приезжих студентов, учащихся: на время учебы; сезонных рабочих – на время работы, службы, или ставшее постоянным для работников учреждения.

Впервые общежития упоминаются в период средних веков. Первыми были общежития для бедных студентов, существовавшие на благотворительных началах и именовавшиеся бурсами. Самое первое российское общежитие-бурса появилось в Юго-Западной Руси, при Киево-Могилянской академии, в первой половине 17 века. Позднее так стали называться общежития при духовных учебных заведениях (училищах и семинариях), в которых студенты (бурсаки) обучались и содержались за казенный счет. Второе рождение общежития это коммунистический СССР. Начиная с 20-х годов прошлого века, строительством страны занимались коммунисты. Итогом модернизации стали общежития, называемые «дома-коммуны», предназначенные для студентов.

В качестве примера выступает бывшее общежитие МИСиС. Форма здания напоминала самолет, и состояло оно из трех корпусов. Первый – семиэтажный жилой корпус, включающий в себя комнаты для проживания (по 6 м 2 каждая), рассчитанные на двух человек. Второй – учебный корпус, состоящий из учебных классов, столовой, библиотеки, спортзала. Третий, санитарный, соединял между собой два первых корпуса и состоял из душевых, раздевалок и бытовых служебных помещений. Самолетом общежитие называлось потому, что первый корпус был расположен в крыльях здания, второй – в хвосте, третий – посередине, а на месте кабины пилота располагались красные уголки. Это было экспериментальное здание, направленное на победу общежития-коммуны над домом-общежитием.

Европейские университеты возникли на базе монастырей в ХII–XIII вв. Исторически еще в средние века сложились две схемы размещения университетов: автономное размещение по отношению к городу и внутригородское размещение. Классическими примерами автономного размещения можно назвать английские университеты Оксфорд и Кембридж. Они расположились среди сельского ландшафта, олицетворяя собой идею о совершенствовании и воспитании человека посредством создания соответствующей архитектурной и природной среды [2, с. 15].

К XVIII–XIX вв. создаются многие известные американские университеты – Йельский, Принстонский, Колумбийский, Калифорнийский и другие. Кампус – университетский городок – как инновация американской архитектуры становится новым представлением о месте и значимости науки и образования в общественной жизни. Кампус – это город в городе: улицы, площади, парки, научные институты и лаборатории, концертный зал, подъезды и парковки, книгохранилища и архивы. Здесь своя телефонная система, полиция, пожарные команды, общепит [3, с. 12].

Читайте также:  Стипендии для русских студентов в великобритании

Таблица 1.

Сравнительная таблица организации застройки российских студенческих городков и их зарубежных аналогов

Россия

США, Канада, Европа, Япония

Автономность и комплексность

Высокая плотность застройки, не отличающейся разнообразием.

Ландшафтная, пейзажная, нерегулярная застройка

Небольшая культурная и спортивно-оздоровительная составляющая

Развитая зона культуры, досуга и спорта

Неразвитая структура обслуживания

Богатый спектр услуг

Слабая система безопасности и охраны

Высокая безопасность проживания

Нет социальной дифференциации студентов.

Расселение по социальным группам

Параллельная постановка зданий и отсутствие оптимального внутреннего двора

Застройка вокруг открытых внутренних дворов.

Тип зданий: коридорный и секционный.

Тип зданий: коттеджи, блочные и секционные дома.

Планировка помещений на 2-3 человека, не меняется

Планировка помещений на 1-2 человека, возможности перепланировки

Сантехнические помещения вынесены за пределы жилых комнат

Сантехническое оборудование входит в жилой блок, встроенная кухня-ниша.

Делая выводы по таблице, можно сказать, что зарубежные учебные комплексы решены более удачно и соответствуют современным требованиям формирования развитой личности.

В России более тысячи ВУЗов. В Омске их насчитывается около тридцати. Состояние жилищно-коммунального фонда ВУЗов города неудовлетворительное, организация быта, досуга, научного творчества не соответствует современным требованиям формирования развитой личности.

В качестве примера рассмотрим возможности проектного решения для общежития одного из ВУЗов г. Омска. Первый этап проектирования – ознакомление с объектом проектирования. Он является типовой застройкой для проживания студентов. Здание коридорного типа, поделенное на два блока, расположенные в поворотной симметрии относительно холла. Каждый коридор имеет жилые ячейки, включающие по четыре комнаты площадью 11–16 метров квадратных, в которых проживает от 1 до 3 человек. На один коридор три ячейки, в каждой установлен общий умывальник на четыре комнаты и туалет. На этаже две кухни, каждая из которых расположена в своем блоке, а коридоры соединены между собой большим холлом около 40 метров квадратных. Предусмотрено и два лифтовых узла, расположенных противоположно друг другу. В рассмотренном объекте проектирования имеется 9 этажей, три из которых можно сделать основным модулем и прототипом для реконструкции этажей всего здания. В таких типовых постройках предусмотрены стандарты размещения жильцов и особые назначения помещений под подсобные или обслуживающие нужды. Первые два этажа поделены на две зоны, одна из которых включает комнаты или кабинеты заведующего общежитием, комната охраны, медпункт, электрощитовую, буфет. Вторая группа включает комнаты для людей с ограниченными возможностями, семейных пар. Душ на всё общежитие расположен на двух этаж, первый этаж для девочек, второй для мальчиков, что создает большие неудобства. Остальные этажи приходятся на заселения ими студентов, они и составляют основной объем здания. Помимо жилых комнат на каждом этаже располагаются такие помещения, как: кладовые, санузел, мусоропровод, холл с балконами, кухни.

На первом этапе проектирования необходимо проделать работу над обновлением фасада здания с применением современных тенденций в материалах, нестандартных подходов в их реализации, разобрать цветовую схему, применить необычное формообразование на архитектурных объектах. Большие ограничения связаны с тем, что объект относится к типовому строительству. В ходе эскизирования необходимо учитывать архитектурно-планировочные средства формирования городской среды, цветовой дизайн и его влияние на организацию пространства, принципы экологического дизайна и его роль в воздействии на окружающую городскую среду.

На втором этапе должно быть сформулировано концептуальное решение, которое включает работы по разработке общих принципов, композиционных, планировочных, компоновочных схем, функциональной организации выбранного объекта, его цветографическое и объемное решение. Техническое обоснование проектируемого изделия, разработка эргономических и конструктивно-технологических параметров.

На третьем этапе прорабатываются художественно-композиционные формы, обуславливается цветофактурное решение, определяется выбор защитно-декоративных материалов и технологии их отделки. Прорабатываются технические вопросы по эргономическому решению. Происходит сравнительный анализ вариантов и выбор основного варианта решения.

Проектировщик должен сохранить ритм не только города, но и студентов, проживающих в проектируемом жилом комплексе, лаконично вписать архитектурный объект в городскую среду и отразить все это на фасаде здания. Фасад должен стать «лицом» студентов, выражать их внутренний стиль жизни. Один из наиболее простых путей решения – декорирование зданий фасадами из алюминиевых композитных панелей, которые обладают универсальной стойкостью при различных неблагоприятных условиях. Технологическая сторона примечательна тем, что алюминиевые панели могут служить для защиты здания от обильных дождей, и также в целях обеспечения изоляции от сильных перепадов температуры, которая характерна в сибирском регионе. Они устойчивы к статическим и динамическим нагрузкам. За счет большого ассортимента цветовой палитры, можно без труда подобрать необходимый цвет.

Оптимальное размещение жилого городка относительно других структурных элементов университета, формирование связей между ними, разработка типологии общежитий с учетом социальной дифференциации проживающих, создание комфортного пространства для жизни – это основные вопросы, требующие детальной разработки и серьезных исследований [1, с. 30]. Необходимо знать, что во времена СССР был социалистический строй. Когда приходилось застраивать города типовыми застройками, для быстрого расселения людей. Такие застройки были экономически выгодны для страны в те времена, и за частую государство закрывало глаза на необходимость комфортабельных условий. Предметное наполнение интерьера должно быть подобрано с учетом требований СНиП, при этом работать на эстетический вид изделия. Желательно применять новые технологии в производстве мебели – трансформеры. За счет этого формировать более комфортные и соответствующие западной специфике архитектурные решения студенческого жилища. В ходе проектирования объекта, должны изучаться жильцы студенческого общежития, их возраст, увлечения. Исходя из этого, предусматриваться места для различного времяпрепровождения – активного или пассивного отдыха. Студенты по-своему индивидуальны и живут абсолютно разным образом жизни. У каждого он свой, от этого и зависит их ритм физической активности. У кого-то он активный, пассивный, умеренный. Изучая историю общежитий во все времена и в различных странах, выведена тенденция, что в России процесс развития строительства жилья для студентов не превосходит западные страны. Но все же идет медленное развитие данного типа строительства. Разрабатываются проекты студенческих городков, по принципу строя европейских институтов.

Список литературы:

  1. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования [Текст]: Учебное пособие / Б.Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1993. 438 с.
  2. Богданов Г.М. Проектирование изделий. Организация и методика постановки задачи [Текст] / Г.М. Богданов. – М.: Изд-во стандартов, 1995. 144 с.
  3. Коссаковский В.А., Ржехина О.И. Студенческие общежития за рубежом [Текст] / В.А. Коссаковский, О.И. Ржехина. – М.: Гос. изд. лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963.

Наш кампус — уникальное сооружение в России, но только снаружи. Реальный опыт работы администратором общежития в студенческом городке ДВФУ

Существует мнение, что студенческая жизнь познается в полной мере только тогда, когда вы живете в общежитии. В противном случае вам не удастся насладиться некоторыми ее прелестями и перенести тяготы, о которых потом все равно вспоминают, как о лучших моментах в жизни. Возможно, это действительно так. А как же работается администраторам студенческих общежитий, пока студенты наслаждаются романтикой?

Сегодняшняя героиня журнала Reconomica , Екатерина из Владивостока, вот уже два года работает администратором общежития в студенческом городке ДВФУ. Про этот кампус слышали многие, но мало кто знает, как там живут студенты. Екатерина рассказала о своей работе, правилах проживания в общежитии и нарушениях студентов.

Как я попала в студенческий городок ДВФУ

Меня зовут Екатерина, мне 29 лет, по образованию я специалист по управлению персоналом. Последние два года я работаю в сфере, которая практически не соприкасается с моим образованием — я администратор общежития в студенческом городке ДВФУ.

Про наш кампус наверняка слышали многие, всё-таки это довольно уникальное архитектурное сооружение для России. Однако привлекательный внешний вид не должен обманывать, внутри творится такой же бардак, как и в простых общежитиях.

Попала я на эту работу по объявлению. В общем-то, я прекрасно понимала, чем буду заниматься, так что иллюзий я не испытывала.

Студенческий городок ДВФУ.

Мне пообещали заработную плату в размере 26 тысяч рублей в месяц (спустя некоторое время её повысили до 28 тысяч). Что касается графика, то это сутки через трое.

На собеседовании спрашивали о стрессоустойчивости, умении держать себя в руках в трудных ситуациях, о готовности к переработкам (которые оплачиваются отдельно). Я сказала, что готова ко всему, и меня приняли. Кстати говоря, мне даже предлагали бесплатное жильё в том же корпусе, где я работаю. Некоторые администраторы и охранники приезжают из других городов и комфортно проживают на территории своей работы, что позволяет сэкономить значительную сумму денег.

Администратор общежития

Администратор в жилищном корпусе нашего кампуса выполняет роль администратора в отеле. Более того, мы даже позиционируем себя как отель.

По всей видимости, слово «общежитие» отдаёт чем-то советским, старым. Для нашего ВУЗа очень важно хорошо выглядеть со стороны.

Мои обязанности

Моя основная деятельность заключается в следующем:

  • регистрировать новых жильцов,
  • регистрировать переселения,
  • сообщать должникам о сумме задолженности.

Мы не принимаем оплату, так как все финансовые операции производятся либо через банкомат, либо с помощью смартфона. Это удобно, так как принимать деньги от такого количества жильцов было бы очень трудно.

В корпусе, в котором я сейчас работаю, 7 этажей, на каждом по 25 комнат. В комнате проживает либо 2, либо 3 человека. Среднее количество проживающих в корпусе человек составляет 420-430 человек. Само собой, число постоянно меняется.

Нарушения студентов

Все жильцы — студенты, а им очень тяжело соблюдать простые правила.

К примеру, у нас запрещено курить (как и везде, собственно), но студентов постоянно ловят на курении в комнате. Сначала они получают предупреждение, однако после повторного нарушения их выселяют. Они не остаются на улице, ВУЗ готов предложить им место в «городском» общежитии (то есть они будут жить не на острове, а в центре Владивостока, а значит, добираться до учёбы будут часа полтора). То же самое с алкоголем.

В комнате проживает либо 2, либо 3 человека.

Кстати говоря, чаще всего студентов ловят на нарушениях из-за жалоб. Кто-нибудь из соседей может подойти к охраннику и сказать, что из такой-то комнаты чувствуется запах табака. Охранник идёт проверять и ловит нарушителей. Если у студента соседи, которые не хотят жаловаться, то они живут довольно свободной жизнью.

Сложные периоды работы

Пожалуй, за весь год у нас есть три периода, работа в которые самая сложная:

  1. Заселение. Примерно за месяц до него ВУЗ сообщает на сайте точные даты. Обычно за первые 3-4 дня 90 процентов студентов уже въезжают в комнаты, то есть нужно оформить более 300 человек. Всё это делают два администратора. Мы уже много раз говорили руководству, что необходимо упростить процесс регистрации, однако нас не слушают. На оформление одного человека уходит примерно 8-9 минут. Нужно заполнить кучу бумаг, поставить множество подписей, вклеить фотографии. Мы начинаем работать примерно в 6 утра (должны начинать позже, однако под дверями стоят приезжие студенты, которые только сошли с самолёта или поезда и заняли очередь, так что мы входим в положение и помогаем им заселиться как можно быстрее). Работа проходит почти без перерывов, так что к ночи ты чувствуешь себя разбитой.
  2. Окончание зимней сессии. Если у жителя кампуса есть долги или тройки по экзаменам, то его выселяют в городскую общагу. Что касается жителей городских общежитий, то они могут вернуться на кампус после положительного окончания сессий. Конечно, это не такой трудный период, как заселение, но тоже достаточно нервный.
  3. Выселение в конце учебного года. Все хотят закончить эту процедуру как можно быстрее, у студентов собраны сумки, некоторые давно купили билет в другую часть страны и боятся опоздать на поезд или самолёт. При этом мы должны просмотреть каждую комнату, из которой выезжает студент. На выселении работает весь штат, в ином случае оно растянулось бы на недели. Это очень сложный и нервный процесс.

Пропуск студентов в корпус — задача охранников.

Заключение

Может показаться, что наша работа очень трудная, однако это не так. Есть три пиковых момента, в остальное время работа протекает в очень спокойном режиме.

Можно смотреть кино, сериалы. Пропуск студентов в корпус — задача охранников. Пожалуй, единственное, что я должна делать — подписывать бланки о нарушении условий проживания, ну и раз в месяц походить по комнатам, в которых живут должники, чтобы напомнить им о долге (мы никак не давим, просто сообщаем точную сумму).

Мне нравится моя работа. Я постоянно нахожусь в окружении молодых людей, мне это доставляет удовольствие. Я получаю довольно неплохую зарплату по меркам нашего города, которой вполне хватает на жизнь. В ближайшее время меня могут повысить до старшего администратора, тогда я буду контролировать работу своих коллег, заполнять различные отчёты и заниматься бухгалтерией. Думаю, что я с этим легко справлюсь.

Ссылка на основную публикацию