Информация для студентов вузов: все об учебном процессе и полезные материалы для подготовки к занятиям - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Информация для студентов вузов: все об учебном процессе и полезные материалы для подготовки к занятиям

Информация для студента

Раздел «Информация» – это мини-энциклопедия и онлайн-справочник для будущих и «действующих» студентов.

Старшеклассникам, только собирающимся приступить к выбору профессии и вуза, в котором ее можно освоить, раздел поможет:

  • разобраться, чем отличается институт от университета;
  • оценить, что в системе образовательных котировок выше – академия или университет;
  • узнать, специалитет – это высшее образование или нет;
  • выяснить, сколько лет предстоит учиться в вузе;
  • вообще понять, кто такой студент.

Первокурсникам, едва начавшим осваивать премудрости образовательного процесса в высших учебных заведениях, расскажет:

  • сколько длится пара в институте или университете;
  • что такое лекция и какими бывают ее виды;
  • как оформить контрольную работу в институте и написать не нее рецензию;
  • что такое стендовый и публичный доклады, тезисы к ним, а также в чем заключается отличие доклада от реферата и как все это оформлять;
  • семестр – это сколько;
  • сессия – это экзамены или еще что-то;
  • когда у студентов начинается и заканчивается зимняя и летняя сессия.

Для наглядности представит образцы докладов, заявлений, портфолио, автобиографии и характеристики студента.

Специалитет и магистратура

Автор: Оксана Киреева

Бакалавриат и специалитет

Автор: Алексей Кузнецов

Бакалавриат и магистратура

Автор: Виктория Бондаренко

Диплом установленного образца

Автор: Наталья Стрельникова

Заочное обучение бесплатно

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как забрать документы

Автор: Виктория Шейх Халиль

Очно-заочное обучение

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как оно проходит, есть ли бюджет на вечернем отделении, сколько учиться и платить по контракту.

Разница между прикладным и академическим бакалавриатом

Автор: Виктория Шейх Халиль

А также специальности практико-ориентированных бакалавров.

Кто такой бакалавр

Автор: Наталья Стрельникова

Что означает квалификация и считается ли бакалавриат высшим образованием. Сколько лет учиться.

Информация о воркшопах

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как совмещать работу и учебу

Автор: Наталья Стрельникова

Мотивационное письмо

Автор: Виктория Шейх Халиль

Гаджеты для успешного обучения

Автор: Оксана Киреева

Средний балл диплома

Автор: Алексей Кузнецов

Сколько четверок допускается в красном дипломе

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как проверить диплом на подлинность

Автор: Виктория Шейх Халиль

Оформление портфолио студента

Автор: Анна Маркеева

Как пишется рецензия на контрольную работу в вузе

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как писать и оформлять доклад студента

Автор: Наталья Стрельникова

Что выше – академия или университет

Автор: Виктория Шейх Халиль

В чем разница между институтом, университетом и академией и какой вуз выше по уровню. В каком высшем учебном заведении лучше получать образование.

Как восстановить студенческий

Автор: Алексей Кузнецов

Сессия заочников

Автор: Виктория Шейх Халиль

Когда начинается, сколько длится и чем отличается от зачетов и экзаменов очников. Оплата учебного отпуска и другие льготы.

Структура публичного доклада образовательного учреждения

Автор: Виктория Шейх Халиль

Примерный план и содержание частей.

Отличия доклада от реферата

Автор: Виктория Шейх Халиль

В чем состоит принципиальная разница и основные правила написания этих сообщений.

Лишение вуза аккредитации

Автор: Оксана Киреева

Кто такие студенты

Автор: Наталья Стрельникова

Отличие университета от института

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как написать тезисы доклада

Автор: Виктория Шейх Халиль

Стендовый доклад и принципы его оформления

Автор: Виктория Бондаренко

Оформление контрольной работы в вузе

Автор: Виктория Шейх Халиль

Специалитет в вузе

Автор: Виктория Шейх Халиль

Что это такое, сколько лет учиться и какая разница между дипломированным специалистом и просто специалистом.

Отчисление из университета: что делать

Автор: Виктория Шейх Халиль

Порядок действий, если только собираются отчислить из вуза и уже исключили. Как избежать отчисления.

Как оформить учебный отпуск

Автор: Виктория Шейх Халиль

Кому и когда положен оплачиваемый. Расчет длительности и выплат. Образец заявления на предоставление.

Что значит квалификация по диплому

Автор: Виктория Шейх Халиль

Высшего профессионального образования. Особенности формулировок для бакалавров, специалистов и магистров.

Характеристика на студента

Автор: Виктория Шейх Халиль

Когда и зачем она нужна и как правильно ее составить: структура и пример для военкомата, полиции или с места практики.

Продление сессии

Автор: Виктория Шейх Халиль

Когда и как написать заявление. Уважительные причины переноса и можно ли продлить сессию без уважительной причины.

Отчисление из вуза по собственному желанию

Автор: Виктория Шейх Халиль

Условия и порядок процедуры: к кому следует обратиться и как написать заявление.

Перевод с платного обучения на бюджет

Автор: Виктория Шейх Халиль

Кто может рассчитывать на бесплатную учебу вместо контрактной.

Как перевестись на очное обучение в вузе с заочного

Автор: Виктория Шейх Халиль

Отсрочка от армии студентам вузов

Автор: Виктория Бондаренко

Как восстановиться в вузе после отчисления

Автор: Виктория Шейх Халиль

По уважительным и неуважительным причинам и сколько раз можно возобновлять учебу.

Как перевестись на другой факультет внутри вуза

Автор: Виктория Шейх Халиль

Порядок и условия перевода на другую специальность в одном вузе.

Как перевестись в другой вуз

Автор: Виктория Бондаренко

Перевод в другое высшее учебное заведение по всем правилам. Условия, документы и порядок.

Образец автобиографии студента

Автор: Виктория Шейх Халиль

Как правильно ее написать: пример составления и требования к оформлению.

Потеря социальной карты студента

Автор: Алексей Кузнецов

Куда звонить, на каком сайте подавать заявление о переоформлении и что нужно для восстановления.

Порядок отчисления из вуза

Автор: Виктория Шейх Халиль

За что исключают и когда не имеют права выгнать из вуза. Законы, регулирующие порядок отчисления из высших учебных заведений.

Оформление академического отпуска

Автор: Виктория Шейх Халиль

Что это такое, кому, на сколько и как часто предоставляется, как правильно оформить и какие документы нужны.

Армия и академический отпуск

Автор: Виктория Шейх Халиль

Забирают ли в армию из академического отпуска и кому он положен.

Тем, кто уже грызет гранит академической науки, но понял, что ошибся с выбором альма-матер или специальности, раздел объяснит, как перевестись в другой вуз или сменить факультет. А если надо всего лишь подкорректировать форму обучения, то посоветует, как с очного отделения уйти на заочное, с платного – на бюджет. Заодно и проконсультирует, как брать учебный отпуск для заочников и какие справки нужны для вызова на установочную сессию.

А если случился форс-мажор, подскажет:

  • как взять академический отпуск или заявление на продление сессии;
  • что делать, если отчислили из университета или вуз лишили аккредитации;
  • как восстановить социальную карту студента и студенческий билет.

Ну а тем, кто передумал получать вузовский диплом, разъяснит, как отчислиться из университета по собственному желанию.

Современный Интернет, хоть и высокоскоростной, но в огромном массиве разрозненной базы не всегда достоверных данных быстро найти нужные сведения, касающиеся студенческой жизни, получается далеко не у всех. Чтобы упростить решение этой задачи, мы собираем всю актуальную информацию о вузах и учебном процессе в них, затем раскладываем ее по полочкам в статьях раздела. Выходит ценная шпаргалка и доходчивая инструкция к действию. Пользуйтесь!

Подготовка к учебным занятиям

Формула эффективности любого учебного занятия включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Рассмотрим методику подготовки урока. Без особых доказательств понятно, что плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и несогласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки, или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.

Подготовительная работа сводится к приспособлению учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе лежит алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, оказывающих влияние на эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается:

  • а) в прояснении всех обстоятельств проведения урока – возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока;
  • б) во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе – на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представлено действие факторов, определяющих эффективность занятия. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Прогнозирование урока учитель осуществляет по специальным методикам с помощью так называемой прогностической линейки педагога или специальных компьютерных программ [1] . Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Читайте также:  Заключение отчета о производственной практике: пример выводов и предложений студента по ее итогам

Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока. Она заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы- конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организацию предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

  • • дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • • содержание учебного материала;
  • • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • • задание на дом.

Организация образовательного процесса в вузе

Образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая г подготовку квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами. Общие требования к организации образовательного процессав вузе I таковы:

• организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий;

• вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов;

• освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников;

• обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению уровня образования.

Основным подразделениемвысшего учебного заведения, реализующим учебный процесс, является кафедра.

Конкретные направления деятельности кафедры по обеспече­нию различных аспектов образовательного процесса регламентиро­ваны Положением об организации учебного процесса в вузе.

Одна из важнейших задач преподавательского состава — фор­мирование мотивированного отношения обучающихся к процессу получения знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы в народном хозяйстве и структурах бизнеса, развитие у обу­чаемых самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Профессорско-преподавательский состав высшего учебного заве­дения имеет право выбирать методы, методику, средства обучения и содержательное оформление занятий, проведения научных исследова­ний, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса.

Основными документами, определяющими организацию и пла­нирование образовательного процесса в высшем учебном заведе­нии, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и рас­писание учебных занятий.

Рабочий учебный план— это руководящий документ, устанавли­вающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании зна­ний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов. В рабочем учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.

Рабочая программа— это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатыва­ется по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом спе­циализации, является единой для всех форм обучения.

В программе дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисци­плины, исходя из целей и задач обучения, междисциплинарные связи. Программа должна соответствовать требованиям подготовки кадров соответствующей специальности и квалификации, содержа­ние и объем рабочих учебных программ — общему бюджету учебно­го времени, которое отведено на изучение конкретного предмета.

Рабочие программы разрабатываются кафедрами, проходят внутреннее и внешнее рецензирование, рассматриваются на Мето­дическом и Ученом советах, утверждаются ректором высшего учеб­ного заведения.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно гра­фику учебного процесса.

Расписание учебных занятий— документ, связывающий в еди­ную систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профес­сорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного пер­сонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заведения. Составление расписания занятий — завершающий этап планирования образова­тельного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабо­чему учебному плану и рабочим программам, отвечать основным педагогическим требованиям.

Образовательная деятельность высшего учебного заведения орга­низуется и осуществляется в форме учебных занятий под руковод­ством профессорско-преподавательского состава и самостоятельной, работы студентов.

Основными видами занятий являются:лекция, семинар, практи­ческое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, кур­совая работа, дипломная работа (проект); самостоятельная рабо­та, коллоквиум, дискуссия (круглый стол), консультация; игры, групповые упражнения, комплексные учения, компьютерные тре­нинги; практика (учебная, стажировка, производственная, преддипломная) и другие.

Лекцияявляется одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. Ее цель — дать система­тизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть со­стояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, скон­центрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.

Лекция должна стимулировать активную познавательную дея­тельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

Лекции читаются ректором, проректорами высшего учебного заведения, заведующими кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения могут допускаться наибо­лее опытные преподаватели, преимущественно имеющие ученую степень. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам деятельности читаются также представителями научных заведений академии наук и других заведений. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты из различных научных учреждений.

Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондо­выми лекциямипо наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внеш­нее рецензирование, обсуждаются на кафедре или методической секции и утверждаются заведующим кафедры.

Семинарпроводится по основным и наиболее сложным вопро­сам (темам, разделам) учебной программы с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе само­стоятельной работы над учебной и научной литературой, привития навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Для качественной подготовки студентов к семинарам на кафедре разра­батываются задания, которые выдаются обучаемым до проведения первых занятий по теме семинара.

Практическое занятиепроводится с целью закрепления теорети­ческих знаний, приобретения определенных навыков. Главным со­держанием данного вида учебных занятий является практическая работа каждого студента.

Лабораторное занятиеимеет целью закрепить теоретические по­ложения изучаемой темы, обучить студентов методам эксперимен­тальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. Лабораторные работы вы­полняются студентами самостоятельно под руководством препода­вателя, за исключением случаев, когда по характеру работ требуется участие нескольких студентов одновременно или когда недостает необходимого оборудования.

Контрольная работавыполняется письменно в порядке ответов на вопросы или решения задач в объеме изучаемого материала. Для обучаемых по очной форме контрольные работы проводятся во время плановых аудиторных занятий. Содержание заданий по каж­дой контрольной работе и порядок ее проведения утверждается за­ведующим кафедрой.

Наличие контрольных работ по каждой учебной дисциплине указывается в рабочем учебном плане высшего учебного заведения и тематическом плане изучения конкретной учебной дисциплины.

Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в межсессионный период и представляются в вуз в установленные сроки.

Контрольные работы студентов-заочников должны быть отре­цензированы преподавателем в срок не более 7 дней и возвращены обучающемуся не позднее 15 дней с момента получения их вузом.

Незачтенная контрольная работа возвращается студенту-заочнику с подробной рецензией для дальнейшего изучения учеб­ного материала. В необходимых случаях предлагается новый вари­ант контрольной работы.

Повторно выполненная контрольная работа должна направлять­ся на рецензирование преподавателю, проверявшему работу в пер­вый раз. Рецензирование проводится в общем порядке. Работа, вы­полненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвраща­ется студенту без проверки с указанием причины.

Контрольные работы студентов-заочников оцениваются отметкой «зачтено», а при неудовлетворительном выполнении — «незачтено». Студенты, не получившие зачет, к сдаче экзамена по соот­ветствующему предмету не допускаются. Студентам предоставляется право в конце лабораторно-экзаменационной сессии повторно выполнить незачтенную ранее контрольную работу (не более чем по двум предметам) и в случае зачета сдавать по соответствующему предмету экзамен.

Рефератявляется традиционной формой активного обучения. Работа над рефератом позволяет значительно расширить круг ис­точников, изучаемых студентами; рассмотреть проблемы и явления сразных точек зрения; выработать собственный взгляд на пробле­му; способствует формированию у студентов мировоззрения, опи­рающегося на исторические традиции и моральные ценности.

Тематика рефератов разрабатывается кафедрой, обсуждается на ее заседании и утверждается заведующим. Темы рефератов для кон­кретных студентов определяются преподавателем или выбираются самостоятельно.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 9675 | Нарушение авторских прав

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В ВУЗЕ

Студент — это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь.

Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего.

Учебное занятие — основная форма организации учебного процесса в вузе. Взаимодействие двух субъектов — преподавателя и студента — обеспечивает получение последним знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Эффективность учебного занятия зависит от уровня организации совместной деятельности педагога и обучаемого и в значительной мере предопределяется степенью активности и заинтересованности обучающихся в учебно-познавательном процессе. Важным и наиболее сложным в учебном занятии является отбор его содержания, оценка с точки зрения реализации важнейших принципов обучения.

Деятельность преподавателя на занятии

Окружающий нас мир, разнообразие явлений и событий, необходимость их познания требуют постоянного получения информации, овладения знаниями. Современные условия развития высшей школы определяют потребность в преподавателе, способном нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать авторские технологии обучения. Особенность деятельности преподавателя, в отличие от конструирующей деятельности инженера, состоит в том, что его конструирование носит разовый характер, осуществляется в аудитории. Имея перед собой план занятия, конспект лекции, которые выступают проектами, преподаватель каждый раз по-новому осуществляет конструирование занятия, учитывая особенности аудитории, состояние своей подготовки и т.п.

Читайте также:  Как взять займ студенту?

Специфика деятельности преподавателя высшей школы определяется широкой академической свободой, возможностью выбора содержания образования, технологий обучения. Еще одна особенность его деятельности — возможность использования им результатов своих научных исследований в обучении.

Все это определяет структуру деятельности преподавателя во время учебного занятия.

Преподаватель вуза — это обязательно творческая личность, ученый, исследователь, тонкий психолог, способный, эрудированный воспитатель. Деятельность преподавателя на занятии должна быть направлена на воспитание у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей, на обеспечение высокого научного уровня образования. Создавая благоприятную атмосферу на учебном занятии, преподаватель проявляет тем самым заботу о культурном и физическом развитии будущего специалиста.

Для успешной деятельности преподавателю необходимо умение дидактически и методически структурировать учебное занятие таким образом, чтобы оно соответствовало учебным потребностям студентов. Например, он должен быть в состоянии брать на себя ответственность за атмосферу на занятии и устранять сложности, возникающих в отношениях с учебной группой или между студентами.

Преподаватель несет ответственность и за социальный климат, обязан быть образцом и примером. Хороший преподаватель должен уметь находить подход к студентам, интегративно и стабилизируют^ воздействовать на учебную группу, поддерживать тех, у кого возникают трудности, и обладать способностью ситуативно реагировать, не следовать слепо своему плану и доверять себе, предпринимая иногда эксперименты.

Контакт преподавателя со студентами бывает логическим, психологическим и нравственным. Логический контакт — это контакт мыслительных процессов преподавателя и студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания студентов в восприятии и понимании ими материала, а также во внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию.

Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс затрудняется или становится невозможным.

Только творческий, ищущий педагог способен увлечь и заинтересовать обучающихся и повести их за собой. Отсутствие интереса у преподавателя к учебному материалу или неумение демонстрировать этот интерес приводит к формальному общению со студентами, что снижает воспитательную и обучающую роль занятий.

Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной готовностью работать, мыслить вместе с ним, или с равнодушием, заранее зная, что занятия будут бесцветными. Иногда аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к предмету и преподавателю отрицательно. На первом занятии многое зависит от того, как преподаватель «подает себя», т.е. создает свой образ.

Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимания на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли настроятся на серьезную работу.

Преподаватель сам должен быть организованным и дисциплинированным, постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; быть готовым ответить на очень важный для студентов вопрос: «А зачем это нужно?». Не следует украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит.

Выявлению характерных ошибок в восприятии студентами учебного материала помогает обратная связь, которая может показать, насколько эффективно студенты выполняют программу обучения, а если не выполняют, то почему. Обратная связь предполагает выполнение двух условий: нацеленность преподавателя на то, чтобы его понимали, и «раскрепощенность» аудитории.

Преподавателю необходимо умение быстро устанавливать контакт во всех тех случаях, когда он общается со студентами в форме диалога, т.е. на всех учебных занятиях. Преподавателю в любом случае будет гораздо легче выполнять свою работу, если у него будет контакт со студентами. Помогает этому вежливое располагающее общение. Именно оно создает эмоционально положительный образ преподавателя у студента, что повышает интерес к материалу, процессу обучения вообще и создает дополнительную мотивацию. Кроме того, такое общение является образцом и учит студента вести себя подобным же образом, что необходимо ему будет в жизни вообще и в его профессиональной деятельности в частности.

Устанавливая контакт со студентами на учебных занятиях, преподаватель действует убеждением, а не внушением, т.е. он предлагает студенту не готовое суждение, а цепочку доказательств. Познакомившись с точкой зрения, студент может согласиться с ней или подвергнуть ее критической оценке.

При подготовке к каждому занятию преподаватель может, конечно, воспользоваться готовыми конспектами лекций, однако он обязательно должен учитывать особенности своего темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории. Студентам импонирует выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями. Хорошо оживляют речь жест и мимика.

Очень важное значение имеет дикция (четкое и ясное произношение). Нечеткое, неясное произношение новых понятий, терминов и просто ранее неизвестных слов приводит к искажениям в их восприятии и усвоения. Это особенно усугубляется у преподавателей, формально подходящих к столь важному моменту своей организационной деятельности на занятиях: «проговорив» быстро и невнятно новый термин (новое слово), они не пишут его на доске, тем самым фактически предопределяя невозможность эффективного усвоения (понимания и запоминания) нового учебного материала обучающимися в целом.

Интенсивность (громкость) речи преподавателя в ходе занятий также может изменяться. Монотонная речь не должна быть ему присуща вообще, он должен уметь разбудить живую мысль обучающихся, активизировать их мыслительную деятельность, а одним из способов достижения этого и служит умение варьировать интенсивность речи в ходе занятий. Яркая, образная, эмоциональная речь — залог более успешного воздействия на обучающихся. В свою очередь, невыразительная, монотонная речь приводит к тому, что слушатели непроизвольно отвлекаются, поскольку именно в этом случае тормозящие реакции в коре полушарий головного мозга начинают преобладать над возбуждением, обучающиеся делаются вялыми, сонливыми, и эффективность восприятия и усвоения учебного материала резко снижается. Неформальное отношение преподавателя к главному инструменту своей преподавательской работы — речи, — несомненно, важное условие эффективности его учебно-воспитательной и организационной деятельности на занятиях в целом [116, с. 183—186].

На занятии вполне уместна разрядка, снимающая наметившееся утомление. Способы разрядки у каждого преподавателя свои. Существенную роль здесь может сыграть чувство юмора преподавателя, поскольку юмор способствует лучшему пониманию студентами материала, концентрации внимания на преподавателе, созданию позитивного отношения аудитории к изучаемому предмету.

В период обучения в высших учебных заведениях студенты знакомятся с большим объемом информации, часть которой они осваивают самостоятельно, работая с литературой. Характер этой информации самый разнообразный, часто противоречивый. Для правильного ее восприятия, практического использования возникает потребность систематизировать полученные знания, конкретизировать и углубить их, а иногда и проверить по определенной группе вопросов, теме или проблеме. Систематизацию учебного материала может инициировать и студент, но организует ее преподаватель.

Учебное занятие следует организовать так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой.

При заслушивании ответов (выступлений) студентов преподаватель должен всегда предоставлять возможность обучаемым полностью высказать свои мысли, не прерывая без повода их выступления.

Когда все студенты в группе затрудняются ответить на поставленный вопрос, преподаватель должен попытаться предоставить возможность самим студентам разрешить ситуацию, оказав методическую помощь путем постановки наводящих вопросов. Если это окажется недостаточным, преподаватель должен реализовать свою высокую педагогическую миссию — должен сам сформулировать ответ на поставленный вопрос. Весьма полезно при этом подчеркнуть методы поиска информации для него, его форму, структуру и содержание.

Каждому преподавателю следует помнить, что студенты хотят видеть педагога обаятельным, знающим, интеллектуальным, интеллигентным, разносторонне развитым человеком, ценящим в студентах личность, их таланты, знающим их психологию, умеющим находить общий язык с аудиторией, обладающим богатым внутренним миром. К отрицательным качествам преподавателя студенты относят злость, нетерпимость, незнание своего предмета, непонимание, корысть, предвзятое отношение к студентам, неумение владеть собой.

Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам?

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Ратникова Л. И., Шип С. А., Мисюкевич Н. Д. Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам? // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 71-75. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/860/ (дата обращения: 21.01.2020).

Лекции втехническом вузе— нужны ли они студентам?

Ратникова Людмила Ивановна, доктор медицинских наук, профессор;

Шип Степан Александрович, кандидат медицинских наук, ассистент;

Мисюкевич Наталья Дмитриевна, студент

Южно-Уральский государственный медицинский университет

Представлены результаты анкетирования студентов 5 курса технических специальностей Южно-Уральского государственного университета по вопросам их предпочтений относительно формата лекций, а также востребованности лекций как таковых.

Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.

Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.

Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.

Ключевые слова: лекция, студенты, мнение, видеолекции.

Известно, что одной из ключевых задач высшей школы является формирование у будущих специалистов умения самостоятельно принимать решения на основании полученных и постоянно обновляемых знаний [1].

Читайте также:  Что такое портфолио студента: виды и образец оформления

Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений у студентов является очевидной как с индивидуальной, так с общественной точки зрения и выступает одним из важнейших аспектов совершенствования профессиональной деятельности [2, 3].

Известно, что услышанная информация усваивается в объёме 12 %, увиденное повышает уровень усвоения до 25 %, а объединение услышанного и увиденного в рамках, например, лекции повышает объём усвоения информации до 70 % [4].

При традиционном обучении важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы. Лекция должна побуждать студента к самостоятельной работе по углубленному изучению темы [5].

В настоящее время известны различные форматы проведения лекции:

  1. классическая форма, когда студенты самостоятельно фиксируют в тетради главные моменты, слушая преподавателя;
  2. лекция с предварительно подготовленными конспектами, раздаваемыми преподавателем;
  3. видеолекция и мультимедийная лекция, доступная студентам онлайн;
  4. лекция-диалог, лекция-беседа, лекция-консультация [6].

В последние годы наряду с традиционными формами организации образовательного процесса широко используются разнообразные электронные вспомогательные материалы, созданные на основе современных IT-технологий [7].

Видеолекция представляет из себя разновидность лекции как вида учебного процесса, поданной в форме видеоматериала, который можно просматривать на экране персонального или планшетного компьютера, смартфона, мультимедийного проектора и прочих электронных устройств. Видеолекции оказывают разносторонний положительный педагогический эффект на обучающихся [8].

В силу всего вышеперечисленного, для преподавателей вузов крайне важно знать мнение студентов по отношению к лекции как одной из основных форм учебного процесса, а также понимать, какие формы организации лекции могут быть интересны и полезны будущим специалистам.

В ранее выполненной работе авторов [9] было изучено отношение студентов медицинского вуза к лекции как форме образовательного процесса. Целью же данной работы стало изучение мнения студентов вуза, обучающихся на технических специальностях.

Цель. Изучить отношение студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, к лекции как форме учебного процесса и востребованность видеолекций в учебном процессе.

Задачи.

  1. Определить наиболее удобный и эффективный формат лекции в вузе с точки зрения студентов.
  2. Изучить мнение студентов относительно целесообразности лекций как таковых в учебных планах вуза.
  3. Оценить востребованность среди студентов видеолекций в учебном процессе.

Материалы иметоды. Спомощью анонимного бланочного анкетирования было опрошено 48 студентов Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) г. Челябинска. Структура студентов, ответивших на анкету, приведена в таблице 1.

Структуру студентов, принявших участие ванкетировании

ЮУрГУ, 5 курс, факультет компьютерных технологий, управления ирадиоэлектроники (приборостроительный факультет)

специальность: информационная безопасность

специальность: системы управления движением летательных аппаратов

48 студентов

Согласно условиям анкеты, студентам предлагалось ответить на два вопроса, выбрав один из пяти предложенных вариантов ответа.

Вопрос № 1: КАКАЯ ФОРМА ЛЕКЦИИ БОЛЕЕ УДОБНА И ЭФФЕКТИВНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ?

Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 1:

  1. «Классическая» форма лекции, когда студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты.
  2. Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в процессе самой лекции могут делать собственные пометки и пояснения.
  3. Студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты. При этом материалы лекции («электронный» конспект и видеозапись лекции) будут доступны на сайте вуза.
  4. Студенты приходят на лекцию уже подготовленными по теме, а сама лекция проходит в виде беседы и диалога с разбором сложных и спорных вопросов.
  5. 3атрудняюсь ответить.

Вопрос № 2: НУЖНЫ ЛИ СТУДЕНТАМ ЛЕКЦИИ ВООБЩЕ?

Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 2:

  1. Да, лекции нужны, т. к. они способны повысить интерес к предмету, а также позволяют узнать новую и актуальную информацию, которую подготовил авторитетный в данной области лектор.
  2. Да, лекции нужны, т. к. они позволяют быстрее и лучше разобраться в теме и подготовиться к практическим занятиям, зачётам и экзаменам, чем самостоятельно искать и изучать необходимую информацию.
  3. Нет, лекции не нужны, т. к. студент вполне способен самостоятельно разобраться в теме, но при условии легкой доступности необходимой учебной информации (учебники, книги, монографии, статьи, электронные ресурсы).
  4. Нет, лекции не нужны, т. к. студент впустую «тратит» свое время на изучение «сухой» теории, тогда как для будущей профессии более важны практические навыки и профессиональные умения.
  5. Затрудняюсь ответить.

Результаты. Результаты ответов студентов на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?» представлены на рис. 1.

Рис. 1. Предпочтения студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно формата проведения лекции (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?»

У студентов наблюдается высокая приверженность (55 %) к «классической» форме лекции. На втором месте в порядке приоритетности стоят классические лекции в сочетании с наличием распечатанного конспекта (28 %). Лишь 4 % студентов хотели бы иметь доступ к электронному конспекту и видеозаписи лекции. Лекцию-диалог, требующую от слушателей исходно высокого уровня подготовки, выбрало 9 % респондентов.

Результаты ответа студентов на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?» представлены на рис. 2.

Рис. 2. Мнение студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно целесообразности лекций как таковых (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?»

Большинство студентов (48 %) высказывается в пользу лекций, т. к. они «интересны и познавательны». Сопоставимая доля респондентов (40 %) видит склоняются в пользу лекций по причине их ценности для практических занятий, зачетов и экзаменов. Лишь 8 % студентов считает лекции «ненужными», из которых 4 % выбирает самоподготовку и 4 % — склоняется больше к практике.

Выводы. Важным условием для формирования качественной обратной связи с обучающимися является изучение мнения студента к применяемым в процессе преподавания различным формам организации учебного процесса, что, в конечном счете, способствует развитию всей системы образования.

По результатам опроса мнения студентов вуза технических специальностей на примере ЮУрГУ относительно лекции как основной формы организации учебного процесса было установлено следующее:

  1. Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.
  2. Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.
  3. Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.
  1. Лаврентьева Н. Н., Миронов И. Л., Ратникова Л. И., Шип С. А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2013. — № 3. — С. 129–132.
  2. Ратникова Л. И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. — 2014. — № 1. — С. 9–11.
  3. Ратникова Л. И. Формирование мотивации студентов медицинского вуза к непрерывному образованию // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: Менеджмент качества и инновации Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2015: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2015. — С. 94–97.
  4. Конашенко В. И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. — 2015. — № 16. — С. 251–252.
  5. Ратникова Л. И. Лекции в медицинском вузе: традиция или инновация? // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2014: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2014. — С. 82–84.
  6. Мальцев Д. В., Шагиева Ф. И., Дигинашева Э. В. О результатах анкетирования преподавателей по проблеме учебного видео // Московское научное обозрение. — 2012. — № 10–2(26). — С. 09–12.
  7. Ратникова Л. И., Елисеев В. А., Шип С. А., Лаврентьева Н. Н. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов на кафедре инфекционных болезней // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Научно-практической конференции: сборник. — 2011: Челябинская государственная медицинская академия (Челябинск), 2011. — С. 100–101.
  8. Шип С. А., Ратникова Л. И. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) — инновационный метод повышения качества образования // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. — 2016: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2016. — С. 155–158.
  9. Ратникова Л. И., Шип С. А., Мисюкевич Н. Д. Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам? // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1. — С. 100–104.
Ссылка на основную публикацию