Что нужно знать чтобы хорошо сдать егэ по обществознанию - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что нужно знать чтобы хорошо сдать егэ по обществознанию

С чего начать подготовку к ЕГЭ по обществознанию: что мешает набрать высокие баллы

Начать подготовку к обществознанию с нуля непросто. Велика вероятность уйти не туда и наделать ошибок, которые убьют все ваши старания и потуги. Сольют их и уведут не туда.

Изучать только лишь теорию по справочнику или учебнику — первая и самая главная ошибка , которую можно допустить. Давайте разберемся почему и как устроен ЕГЭ по обществознанию. Статья большая, но ее прочтение того стоит. Так что удели ей 15 минут своего времени и перестань готовиться бездумно, просто сливая свое время в трубу.

Для начала нужно разобраться с сутью проблемы, почему именно этот, вроде бы простой предмет, по стране сдают просто ужасно.

Часть первая. Секрет низких баллов ЕГЭ по обществознанию

Из года в год экзамен по обществознанию убивает надежду сотен тысяч выпускников на успешное поступление.

При всей кажущейся простоте этого предмета, каким его подают тебе учителя — сдают его из рук вон плохо. А все их советы до похожи на способы решения проблем кота Сэлема.

Что же мешает набрать высокие баллы?

  1. Подготовка начинается с мыслей: «Да там про жизнь, как-нибудь сдам» . Эту же мысль поддерживает львиная часть учителей до первого пробника, который, в лучшем случае, проходит после нового года. Там уже становится понятно, что экзамен ничерта не про жизнь и дальше начинается горе-подготовка. После попытки загуглить решение проблемы человек приходит к справочнику Баранова или репетитору, который дает так же перепечатанный (в лучшем случае) материал с этого справочника. Вы получаете установку: якобы материал из него надо выучить и все будет хорошо. Но нет — не прокатывает. Именно так рождается средний по стране результат в 53 балла.
  2. Процесс обучения обществознанию в школе ужасен. Открыв учебник, непонятно, зачем существует предмет, как изучать материал из него и как применять . А многообразие лишних фактов и терминов, расписанных, вроде бы для пятиклассника обычной школы, заумным языком — вводит в ужас.
    .
    Это отбивает заинтересованность ученика к событиям, происходящим в мире; боязни философии как науки и тотальной правовой безграмотности. Приводит к боязни экономики, взаимодействия с госструктрами. Так же это отбивает любовь к чтению НЕхудожественной литературы, полному незнанию биографий великих людей. Без грамотного преподавателя или долгой и основательной подготовки самостоятельно, попутно набивая шишки, разобраться в многообразии текста «ни о чем» просто невозможно — это просто «вода». Понимания это чтение учебника или просмотр видеоурока не дает.
    .
    Откройте любой учебник по обществознанию, прочитайте главу из него и попробуйте решить тест ЕГЭ по теме. У вас это плохо получится лишь потому, что в школах, большинстве курсов подготовки даже не объясняют, что такое аспект, смысловое ядро. Оставляя это за кадром в обучении — ученик с отвращением смотрит на предмет, забивает и в итоге он здесь. И он не один, таких сотни тысяч по всей стране.
  1. Онлайн-курсы на YouTube-каналах, группах ВКонтакте и паблики в Instagram, на которые ты уже точно подписался, подойдут только для повторения или закрепления материала . Если ты готовишься с НУЛЯ — просто утонешь в информации, она поглотит тебя. Вебинары, паблики с конспектами и ролики с объяснением тем просто пересказывают учебник, возможно даже более простым языком, чем в книжке. Но есть одно но: они не учат применять знания, пользоваться ими и поэтому, если ты не имеешь в запасе двух-трех лет для набивания шишек — приведут к низким результатам при подготовке за год. В итоге, ученики, отказываются от идеи сдачи экзамена или получают крайне низкий результат на экзамене.

Проверь мои слова сам.

Ведь главное — это не прочитать и кивнуть головой, а получить свой личный опыт, который ценнее сотни прочитанных книг.

Перед тобой первый видеоурок в выдаче YouTube по запросу «Политический процесс и участие. Обществознание. ЕГЭ»

Твое первое задание следующее. Посмотри видео, а потом попробуй выполнить тест на РЕШУЕГЭ по этой теме. Уверен, результат тебя обескуражит, если ты новичок и с обществознанием на «Вы».

Начать тест

Ну что, как результаты? Пройди опрос и расскажи нам о своих успехах.

Пройти опрос

Справился с задачей?

В следующей части мы поговорим о том, какие шаги понадобится пройти, чтобы изучать материал правильно, без зубрежки и с результатом.

Советы эксперта: Как сдать ЕГЭ по обществознанию

В рассуждениях школьников есть доля истины. Обществознание действительно требует определенного уровня общей эрудиции, но отнюдь не обыденного и не повседневного знания. Процессы, которые находятся в фокусе социальных наук, невозможно понять без опоры на знания в области истории, литературы и социальной практики. На мой взгляд, можно утверждать, что этот курс является своеобразной «лакмусовой бумажкой», с помощью которой можно оценить уровень подготовки выпускника во многих областях. Однако школьники (нередко с подачи взрослых) подменяют это весьма поверхностным пониманием социальной действительности, что приводит к попыткам сдать экзамен на уровне «догадок».

Это заблуждение, увы, уводит в сторону от той серьезной подготовки, которая требуется для качественной сдачи экзамена. Обществознание включает в себя знания из нескольких самостоятельных социальных наук, каждая из которых является областью профессиональной деятельности, изучается в рамках отдельных специальностей в вузах. А подросток в 16-18 лет должен их освоить на довольно высоком уровне, причем не только «уложить» упорядоченно в голове теорию, но и уметь иллюстрировать социальные явления конкретными примерами из разных сфер. Именно это и требует широкого кругозора, гуманитарной эрудиции и не только.

Анализ экзамена ежегодно показывает, что наиболее сложными разделами курса являются «Политология», «Экономика» и «Право». Безусловно, наша повседневная жизнь наполнена событиями, имеющими непосредственное практическое значение для изучения вопросов в рамках этих наук. Родители и учителя порой удивляются, почему ребята не могут подобрать примеры для иллюстрации социальных явлений в области политики и экономики. Нам кажется, что они на поверхности. Однако у подростков еще не сформировалась культура работы с потоком информации, они мало интересуются событиями, которые не оказывают непосредственного влияния на их жизнь, а круг их интересов не лежит в плоскости интересов общества. И в этом заключается большая проблема. Мы не всегда понимаем значение знания « в чистом виде», знания, которое не применяется в повседневной практике. Кроме того, в великом множестве исторических и современных событий бывает очень сложно найти факты, иллюстрирующие именно те социальные явления, которые необходимы в соответствии с требованиями задания.

В то же время, на мой взгляд, простых тем в обществознании нет. Многолетняя практика преподавания показывает, что учащиеся с трудом осваивают философские и гносеологические вопросы. Эти разделы почти не опираются на практику (по крайней мере, на опыт самих выпускников) и, следовательно, с трудом укладываются в сознании школьников. Как правило, разделы социологии и социальной психологии даются им легче. Здесь помогают знания, полученные при изучении литературы и истории, именно в рамках данной тематики у ребят накоплен и социальный опыт.

Сто баллов по обществознанию получить непросто. Ежегодно таких результатов добиваются единицы. Однако нет ничего невозможного. Грамотного эксперта всегда «подкупают» работы, написанные нестандартно, творчески, пронизанные интересом к предмету, содержащие грамотные, логически выстроенные суждения. Такие работы демонстрируют высокий уровень социальной компетенции выпускников.

Уверена, что не предложу ничего нового и неожиданного. Во-первых, труд. Желание и умение работать может помочь преодолеть все сложности. Во-вторых, интерес. Интерес к жизни общества, в котором мы все существуем, желание проникнуть в суть общественных явлений. В-третьих, читать! Необходимо чтение — осознанное, заинтересованное, разнообразное. Чтение способствует развитию интеллекта, освоению опыта человечества, пока недостает своего собственного.

Я думаю, школьник, обладающий определенными знаниями по истории и интересующийся социальной практикой, вполне способен сдать экзамен выше порогового балла. Но вот сдать на результат от 75 баллов и выше невозможно без тщательной подготовки. Для достижения такого высокого результата потребуется много читать по теме, интересоваться текущими событиями, не забывать о таких предметах социально-гуманитарного цикла, как литература и история. И, конечно же, практика, практика и еще раз практика.

Постоянная работа с заданиями дает возможность научиться грамотно их анализировать. Не секрет, что аналитическое чтение у современных школьников развито не очень хорошо. Привычка читать быстро, «по диагонали» вырабатывается как следствие постоянного контакта с гаджетами, где большой поток информации нужно в буквальном смысле пробегать глазами. Тексты, которые предлагаются на экзамене (любом!), требуют тщательного анализа. Только в этом случае можно верно понять, что от тебя хотят, и выполнить поставленные задачи.

Читайте также:  Образец как писать отчет по производственной практике студента и пример заполнения дневника

Все мы люди. Плохое самочувствие, волнение, даже элементарный страх — вот факторы, которые могут повлиять на результат. Именно это приводит к срывам. На преодоление этих трудностей должна быть в том числе направлена и работа педагога. Я рада, когда мои ученики выходят с экзамена спокойными и уверенными в том, что не встретили ничего незнакомого.

Я думаю, сейчас самое время приступить к повторению курса, даже если не закончено изучение всех разделов. Системно организованное обращение к пройденному материалу позволит постоянно актуализировать все основные вопросы курса, чтобы не возникла паника за два дня до экзамена. Необходимо (если это еще не было сделано раньше) составить планы по основным темам курса, освежить знания понятийного аппарата.

Есть, безусловно, задания, выполнение которых нужно отработать. Я имею в виду задания части 1. Вопросы со множественным выбором, задачи на соотнесение, обобщение и вычленение лишнего, предполагающие хороший уровень владения именно теоретическим материалом, нужно научиться решать. Сейчас самое время заняться ими. И, конечно же, пишите эссе! Уже накоплен теоретический материал практически по всем разделам курса. А значит, настал момент научиться его красиво, грамотно излагать.

Что нужно знать и как быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Обществознание — интересный и важный предмет. Многие школьники именно его сдают в формате ЕГЭ, особенно те, кто поступает в гуманитарные вузы. Но как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы набрать достаточное количество баллов? Подробно этот вопрос разберем в статье.

Структура ЕГЭ по обществознанию

С одной стороны, существует мнение, что подготовиться к экзамену по обществознанию нетрудно, к тому же это можно сделать достаточно быстро. Вот почему этот предмет сдают, как правило, и те ученики, которые не смогли определиться пока, в какой вуз они будут поступать.

Также на нем останавливают свой выбор те, кто не чувствует уверенности, сможет ли он справиться с другими предметами. С другой стороны, сдать ЕГЭ по обществознанию успешно — непростая задача. Здесь есть много нюансов, которые мы обсудим далее.

Каждое экзаменационное задание состоит из трех частей и 29 вопросов с разным типом сложности. Вот какие разновидности вы встретите:

  • вопросы с выбором варианта ответа — в каждом задании вы должны выбрать один или несколько верных ответов;
  • задание по выявлению составных элементов различных понятий, с использованием таблиц;
  • предложение установить соответствие позиций из двух разных множеств — схем, графиков и таблиц; установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • предложение дать определение различным понятиям и терминам.

Это интересно! Уроки философии: что такое общество — точное определение

Часть А

Первая часть экзаменационного теста состоит из двадцати вопросов, на которые вам нужно дать краткий ответ. Для того чтобы верно выполнить это задание, нужно иметь представление об основных явлениях, процессах, фактах.

Кроме того, потребуется навык делать выводы из полученной информации, анализировать ее.

Обратите внимание! В заданиях части А можно выбирать не один правильный ответ, а несколько.

Часть В

Вторая часть содержит девять заданий по предмету, на которые вы должны будете дать более подробный ответ. Чтобы сделать это, необходимо знать основные аспекты различных обществоведческих наук.

Также важно грамотно анализировать эту информацию. Искать, сопоставлять и правильно применять информацию при работе с заданиями. Также важно обладать навыком формулировать свое мнение и обосновывать его.

Это интересно! Определение слова государство: что это такое

Часть С

В третьей части вам предложено будет написать эссе на заданную тему. Задания формулируются в виде коротких высказываний различных деятелей науки, общественных деятелей, представителей культуры и науки.

Каждое высказывание можно соотнести с одним из подразделов курса — может быть вопрос из сферы права, экономики, философии или политологии.

При помощи этого задания проверяются знания и умения ученика. Вы должны точно раскрыть смысл предложенного суждения, использовать при этом знания, полученные при изучении всех разделов школьного курса. Также важно уметь самому формулировать свои рассуждения, делать из них выводы и грамотно приводить примеры.

Успешно сдать часть С можно в том случае, если вы будете знать наизусть критерии оценки этого задания. Их можно найти в конце каждого сборника для подготовки к экзамену. Для этого вырежьте критерии оценки и наклейте их на картон. Держите эту карточку всегда под рукой. Также вы можете скачать примеры удачных эссе из Сети и сопоставить их с найденными вами критериями оценки.

В итоге можно заметить, что те эссе, которые написаны по требуемым критериям, получаются грамотными и легко читаются. Свои работы вы можете анализировать и править красной ручкой. Побудьте в роли преподавателя — это очень поможет при подготовке.

Сложности, возникающие при сдаче

Первая сложность заключается в том, что у ученика, который сдает этот предмет, много конкурентов — примерно в десять раз больше, чем у тех, кто берется сдавать точные науки, химию или физику. Обязательно нужно сдавать этот ЕГЭ тем, кто поступает в гуманитарные вузы, в частности тем, кто хочет стать экономистом или юристом.

Чтобы сдать предмет успешно, нужно набрать минимум 70 баллов, а это возможно лишь при хорошей подготовке.

Еще одна причина, по которой непросто сдать обществознание, это большое количество информации, которую нужно усвоить. Этот предмет объединяет сразу пять гуманитарных наук, а именно:

Кроме того, курс обществознания захватывает такие аспекты, как религия, культурология, эстетика. Они пристально рассматриваются в курсах высших учебных заведений на протяжении нескольких лет. А перед выпускником и абитуриентом стоит задача предварительно разбираться в каждом из них, знать, по крайней мере, основные принципы.

Есть и еще один сложный момент: в части А зачастую дают задания с подвохом. Над ними может ломать голову даже преподаватель с большим опытом работы. Такие вопросы имеют двойной ответ.

К примеру, вопрос: «Частью какого из видов общества является парламент — доиндустриального, постиндустриального или индустриального?». Правильным здесь считается третий вариант ответа. Именно в индустриальном обществе обычно формируется парламент.

Но ведь в некоторых странах этот орган власти появился уже тогда, когда промышленность не была развита, например, в Англии или во Франции. А в постиндустриальном обществе парламент, как правило, никуда не исчезает. В данном случае все зависит от логики тех, кто составлял задания. К счастью, таких вопросов в тесте лишь два-три. Остальные предполагают более однозначный ответ.

Важно! Еще одна сложность, с которой можно столкнуться при сдаче экзамена, — допущение ошибок при заполнении части В. Любые помарки, неправильные падежи в словах, которые вы ставите даже от невнимательности, от перенапряжения, могут привести к тому, что вам это засчитают за ошибку. Экзамен проверяет компьютер, поэтому стоит быть очень внимательным.

Еще одна загвоздка в том, что проверять часть С будет обычный человек, точка зрения которого может кардинально отличаться от вашей. Обществознание — гуманитарный предмет, а это предполагает много вариантов ответов.

При написании части С важно правильно указывать все определения, термины, понятия. Если вы будете путаться в них, получите низкую оценку.

Как видите, сдать ЕГЭ по обществознанию на высокий балл не так уж и просто. Вот почему важно тщательно готовиться к сдаче. А для этого — быть внимательным во время уроков, читать дополнительную литературу, пользоваться услугами репетиторов.

Как подготовиться к экзамену

Так как же успешно подготовиться к сдаче экзамена по обществознанию? Опытные преподаватели рекомендуют следующее:

  1. Во-первых, придется запастись учебниками и нормативно-правовыми документами. Пригодятся и специальные пособия для подготовки к ЕГЭ — в них максимально кратко и емко сосредоточена необходимая информация.
  2. Будет неправильно отложить подготовку к экзамену на последние несколько дней. Только тщательная работа на протяжении длительного времени поможет получить высокий балл. Вам потребуется минимум месяц.
  3. Для того чтобы успешно сдать тестовую часть, нужно знать все основные понятия предмета. Многие из них можно заучить наизусть. При подготовке к экзамену можно сделать шпаргалки. Это позволит задействовать зрительную и моторную память. Конечно же, не стоит брать их с собой, отправляясь на экзамен. Лучшая тактика при подготовке — запоминать термины и факты, используя логические связи.
  4. Чтобы справиться с написанием эссе, нужно регулярно практиковать выполнение подобных заданий. Это позволит вам без труда сформулировать вашу основную мысль и показать весь накопленный багаж знаний. Для того чтобы написать ЕГЭ успешно, вы должны уметь производить анализ материала, правильно подбирать примеры.

Вот почему важно как можно больше времени уделять чтению необходимой литературы и обращать внимание на все определения, термины, имена. Не старайтесь просто зазубрить материал, стремитесь разобраться, в чем смысл.

Читайте также:  Управление временем - советы студентам

В том случае, если вам сложно готовиться к экзамену самостоятельно, вы можете обратиться за помощью к грамотному репетитору. Регулярно посещайте занятия, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Не пропускайте телепрограммы, в которых рассматриваются важные аспекты общества и политики. Это понадобится вам для того, чтобы уметь анализировать события и приводить при выполнении заданий подходящие примеры.

Перед тем как начать подготовку, составьте четкий план. Например, примите решение, что будете готовиться два часа в день. Час из них читайте литературу, еще час посвятите конкретно запоминанию определений. Есть еще время — посвятите его написанию эссе. Важно этому занятию тоже уделить несколько часов в неделю. Если вы хотите получить на экзамене высокую оценку, не пренебрегайте подготовкой.

Обратите внимание! Если времени на подготовку с нуля у вас очень мало, не нужно пытаться освоить курс целиком. Запомните самые главные определения. Тогда у вас получиться сдать ЕГЭ хотя бы удовлетворительно. Если постараться, результат может и более успешным.

Полезное видео

Подведем итоги

Если вы не смогли сдать экзамен по обществознанию на нужный балл с первого раза, можно подать апелляцию. Это простой способ исправить ситуацию. Если вы действительно хорошо готовились, то заслужили, чтобы ваш труд оценили высоко. Правда, если в точности следовать рекомендациям, указанным в статье, то сможете успешно подготовиться к ЕГЭ и без труда сдать его на отлично. Это позволит вам поступить в заветный вуз и успешно завершить курс обучения в средней школе.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Обществознание считается одним из наиболее популярных предметов, выбираемых выпускниками для сдачи на ЕГЭ. Статистика показывает, что в последние годы это испытание проходит около 50 % абитуриентов вузов. Этот факт обусловлен тем, что обществознание включено в перечень дисциплин, рекомендованных Минобрнауки в качестве профильных для поступления на практически все гуманитарные и естественно-научные специальности. Успешно сдать ЕГЭ помогут советы опытных преподавателей и экспертов, проверяющих экзаменационные работы.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Тренируйте свои навыки в сопоставлении и анализе информации. Обществознание – это дисциплина, включающая в себя несколько научных областей, таких как экономика, философия, социология, право. Поэтому, для того чтобы хорошо сдать ЕГЭ, следует развивать логическое мышление и уметь пользоваться комплексом приобретенных знаний.

  1. Систематизируйте изученный материал за месяц до экзамена.
    Просмотрите список экзаменационных тем, представленный в кодификаторе ЕГЭ, и восстановите в памяти всю изученную за последние несколько месяцев информацию. Если обнаружились пробелы, срочно беритесь за учебник – по закону подлости на экзамене попадется именно то, что было упущено.
  2. Учитесь правильно излагать свои мысли.
    Этот навык особенно пригодится для развернутых ответов на вопросы второй части КИМ. Чтобы развить риторические способности, почаще читайте научную литературу, публицистические материалы, газеты и журналы политического и социального содержания.
  3. Обратите особое внимание на типы заданий.
    В первой части КИМ кроме простейших на указание правильного варианта еще и задания:
    • на выбор обобщающего понятия для других, предложенных в списке;
    • на соотнесение видовых и родовых понятий;
    • на анализ информации, представленной в форме графиков, диаграмм или таблиц.

Если есть проблемы с выполнением заданий определенного типа, потренируйтесь в их выполнении. Первая часть относительно простая, за правильные краткие ответы можно набрать приличное количество баллов.

  • Ознакомьтесь с критериями оценки эссе.
    Они подробно изложены в демоверсии ЕГЭ. Чтобы выполнить эту часть экзамена на максимальный балл, важно знать, как его будут оценивать эксперты. Проштудируете перечень критериев, почитайте готовые эссе и дайте им свою оценку на основании принятой системы. Напишите несколько собственных вариантов и сами выступите в роли эксперта при их проверке.
  • Отвечайте по существу.
    Внимательно читайте задания, чтобы понять, что именно требуется: только это будет оцениваться – и ничего больше. Важно уяснить не только, что конкретно надо назвать, указать и т. д. (это могут быть признаки, примеры, аргументы), но и определить, сколько элементов записывать – 1 или 5. Это нужно для того, чтобы заработать максимальный балл, не делая лишней работы, например, вместо двух примеров подбирая шесть. Если недобрать, даже правильный ответ не будет считаться полным, и на высшую оценку за него рассчитывать не стоит.

    Развернутые ответы должны быть конкретными и ясными. Определения понятиям надо давать двумя-тремя четко сформулированными предложениями без воды и отступлений от темы.

  • Составьте план доклада.
    Для выполнения этого задания потребуется запомнить структуру главных тем ЕГЭ по обществознанию: к примеру, «Формы государственного правления». Откройте содержание учебника и изучите основные пункты и подпункты – понятия, виды, структура и т. д. Так вам будет намного проще подготовиться, и примерно так должен выглядеть ваш ответ.
  • Научитесь технике эффективного запоминания информации.
    Для этого потребуется систематически готовиться к каждому уроку с использованием не менее двух источников. Одним из них может быть справочник, другим – учебник. При освоении нового материала выполняйте один тест на заданную тему: так вы эффективнее запомните информацию.
  • Не ограничивайте подготовку чтением учебников и решением тестов.
    Смотрите фильмы и передачи на экономические, социальные и политические темы. Так вы сможете отдохнуть от изнурительной подготовки и с пользой провести время.
  • Изучите законы.
    Особые трудности при ответах на задания ЕГЭ по обществознанию вызывают вопросы по экономике, правоведению и полномочиям органов государственной власти. Чтобы не плавать в материале, ознакомьтесь с нормативно-правовыми актами, знание которых пригодится на экзамене. Их перечень есть в приложении № 2 к спецификации КИМ.
  • Последовав этим простым советам, вы не только повысите качество своих знаний, но и сэкономите время, перестав зазубривать большие объемы информации, но так и не добиваясь желаемого результата. Разобравшись, как правильно организовывать свое время и на что обратить особое внимание, вы сможете сдать ЕГЭ по обществознанию на весьма достойную оценку. Удачи!

    Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию в 2020 году

    Как запоминать сложные понятия и почему в ответах лучше не мудрить

    Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Экзамен состоит из двух частей:

    • в первой — 20 заданий, за которые можно получить до 35 первичных баллов;
    • во второй — 9 заданий общей «стоимостью» 30 баллов.

    Успешно сдать экзамен помогут хорошая память, начитанность и умение письменно аргументировать свою позицию. С должной мотивацией подготовиться к ЕГЭ реально за два месяца интенсивных занятий. Этого времени достаточно, чтобы рассмотреть необходимый объём теории и потренироваться писать развёрнутые ответы.

    Типы заданий

    Первая часть, задания 1–20

    В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

    В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

    В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.

    Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

    Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

    Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

    В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

    Вторая часть, задания 21–29

    Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

    В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

    В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

    В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.

    Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

    Типичные ошибки на экзамене

    В тексте нет структуры

    Эта распространённая ошибка встречается в заданиях открытого типа, где требуется выписать 2–3 примера функций, характеристик или принципов из текста. Школьники, которые не могут ответить на вопрос, переписывают в бланк ответа огромный кусок текста. Они надеются, что проверяющий сам найдёт в этом фрагменте нужные фразы. Так делать не стоит: скорее всего, баллы не засчитают, поскольку ответ нечёткий. Лучше писать предельно конкретно, даже пронумеровать: 1. функция такая; 2. функция другая; 3. функция третья.

    Похожая ошибка случается в задании, где требуется назвать виды чего-либо и привести примеры. Если структуры в ответе нет, ученик подряд перечисляет и виды, и примеры — эксперт снизит балл. Нужно обязательно писать чётко и пояснять, что к чему относится.

    Неуместные заготовки

    Иногда школьники пользуются интернет-ресурсами с готовыми вариантами планов и эссе. Проблема в том, что эти примеры написаны идеально. Сразу ясно, что ни ребёнок, ни преподаватель без подготовки так гладко не напишет: в них, например, приводятся точные даты и дословные цитаты известных людей. При этом в критериях на сайте ФИПИ энциклопедическая точность ответа не требуется, значит, не нужно тратить силы и время, ведь дополнительных баллов это не принесёт.

    Некоторые учителя и репетиторы советуют школьникам заучивать пять примеров (по одному на каждый раздел обществознания), чтобы использовать при написании эссе. Порой доходит до абсурда: ученик приводит заготовленный пример про социализацию и детей-маугли, хотя вопрос совсем о другом общественном явлении.

    Эссе невозможно заучить или заготовить. Нужно изучить базовый теоретический материал и учиться аргументировать свою позицию.

    В развёрнутом ответе необходимо показать, как вы поняли мысль автора, а затем обосновать свою точку зрения и подкрепить её несколькими примерами. Для этого нужно в качестве тренировки написать эссе не менее десяти раз.

    Ошибки по невнимательности

    Порой выпускники пишут в бланк ответа целое предложение, хотя в задании нужно только одно слово. Также многие ошибаются в задании № 25: пишут два предложения там, где требуется три. Ответ на это задание требует определить понятие в первом предложении, а затем что-то сказать о нём ещё в двух предложениях. Школьники же торопятся и соединяют два комментария в один.

    Устаревшие данные

    Учебники обществознания быстро устаревают. Недавно на занятии ребята упоминали Высший арбитражный суд, который был расформирован в 2014 году. Чтобы не заучивать неактуальные факты, нужно брать новые издания учебников и перепроверять даты и факты, особенно в юридической сфере.

    Заумные фразы

    Ответы в заданиях второй части нужно писать простым человеческим языком и к месту использовать термины курса. Если требуется составить два предложения на тему инфляции, не нужно заумных выражений. Многие ученики с лёгкостью ответят, что инфляция связана с обесцениванием денег: они быстро теряют вес, от этого страдают люди с большим количеством денег на руках. При этом в письменном ответе школьники составляют мудрёные предложения: связывают инфляцию, например, с какими-то циклами, в которых сами не очень разбираются. В результате выпускники теряют баллы, потому что оценивается не сложность предложения, а правильность ответа. Не пытайтесь казаться более грамотным, чем вы есть: формулируйте мысли по существу и используйте термины там, где это необходимо.

    Как готовиться

    Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.

    Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать эссе и планы.

    Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.

    Выполнять задания из демовариантов нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.

    Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «органы государственной власти», «издержки производства», «юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.

    Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.

    Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.

    Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.

    Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.

    Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

    Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.

    Стратегия и тактика на экзамене

    Времени на работу даётся достаточно. Чтобы не запутаться, лучше выполнять задания с первого до последнего, не перескакивать. Если встретился сложный вопрос, можно оставить его на потом и вернуться, когда всё остальное будет сделано. В заданиях тестового плана лучше попытаться написать наугад, чем не писать ничего, а во второй части ЕГЭ написать хоть что-то.

    Задания могут казаться знакомыми, но каждое следует читать до конца. Вопросы могли поменяться, действовать «на автомате» не стоит.

    Тему эссе лучше выбирать не по принципу «О, сюда я могу привести пример», а предельно ясную. Если высказывание не до конца понятно, не надо его выбирать, даже если оно из вашего любимого раздела обществознания.

    Бывает, школьник хочет использовать в аргументации цитату, но не помнит ни автора, ни дословного высказывания. В этой ситуации можно написать: «Один из великих мыслителей сказал», «Один из писателей XIX века считал», «Один из известнейших исторических деятелей говорил». Можно использовать косвенную речь: «Говорят, что…». Этот приём позволит избежать фактической ошибки.

    Что запомнить

    1. Чтобы получать актуальную информацию, следует выбирать последние издания учебников Л. Н. Боголюбова и «Фоксфорда», а также следить за новостями политики и экономики.

    2. Полезно читать материалы самостоятельно, записывать свои вопросы, чтобы затем задать их учителю. Значение незнакомых терминов следует уточнять в справочниках и словарях.

    3. Письменные ответы лучше оформлять чётко и писать развёрнутыми, но не заумными фразами.

    4. Даже если вопрос на экзамене кажется знакомым, следует вдумчиво его прочесть, чтобы избежать ошибок по невнимательности.

    5. Сложные темы легко усвоить, если использовать мнемотехнические приёмы.

    6. Учить готовые клише и примеры для развёрнутых комментариев бесполезно. На экзамене проверяют умение понять мысль и аргументировать свою позицию.

    7. Чтобы научиться писать эссе, нужно написать тренировочные варианты не менее десяти раз.

    Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

    Читайте также:  Как успевать работать и учиться: советы студентки очно-заочного отделения
    Ссылка на основную публикацию