Как сдать егэ по истории - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как сдать егэ по истории

Лайфхак абитуриента: Как я сдала ЕГЭ по истории на 100 баллов

Запутанная история

Я училась в Астрахани в гимназии № 3 с углубленным изучением иностранных языков. Выбрала на ЕГЭ историю, потому что решила поступать на юридический факультет. При этом до 10 класса я не только не думала ее сдавать, но и вообще была категорически против: считала этот предмет чересчур сложным и запутанным. Однако по мере изучения история стала нравиться мне все больше и больше.

Я не считаю, что история — один из самых сложных ЕГЭ. Ведь в ней все более-менее конкретно, в отличие, например, от обществознания. В «обществе» много «воды», сотни различных определений и теорий. В истории же, на мой взгляд, все проще: есть дата, есть правитель, есть событие. Четкий круг причин и следствий.

С Древней Руси до Медведева

Готовиться к экзамену я стала потихоньку, в 10 классе пыталась укрепить базу, а вот уже в 11 классе занялась историей как следует. Для начала я прочитала школьные учебники, с Древней Руси до Медведева. Они очень помогают выстроить всю цепь событий и сформировать фундамент. Потом прослушала курс из 30 аудиолекций по истории России. Как только прочитывала или изучала какой-то материал, сразу начинала решать тесты по соответствующей теме. Параллельно учила даты, список которых взяла в конце учебника Орлова, на разных сайтах и в пабликах. Также выучила все даты по всемирной истории, которые были даны в кодификаторе ЕГЭ по истории на сайте ФИПИ. Параллельно с помощью приложений пыталась запомнить детали по архитектуре и живописи, с которыми у меня всегда были проблемы. И у меня получилось. Я могла бы посоветовать приложение Memrise: там есть категория «История России» и курсы по живописи, архитектуре и культуре.

Еще я прочитала учебник по истории России Орлова, тот, что с синей обложкой. Он очень интересно написан. Плюс, уровень этого пособия выше школьных учебников, что и помогло сформировать новое видение предмета, более полное.

Очень важно ознакомиться с критериями части 2, чтобы не попасть в западню. Эксперты ведь оценивают ответы по ключам, и нужно знать, как это происходит. Я изучила все критерии оценки части 2, чтобы знать, как лучше писать и оформлять свой ответ.

Основной совет, который могу дать, — больше решайте заданий в качестве тренировки, чтобы научиться «чувствовать» вопросы и ответы. И в части 2, где нужно написать развернуто несколько вопросов, лучше писать больше. Неправильные ответы засчитывать не будут, но в ваших записях может оказаться много дельного. Конечно, это не означает, что нужно писать откровенную чушь или все подряд, но чем больше вы напишете по теме, тем лучше.

Ожидания и «пробники»

Самыми простыми в ЕГЭ для меня были вопросы, где надо было выбрать ответы, количество которых указывалось в задании (это часть 1). А вот задания с картами я то решала, то не решала, как повезет. Самыми сложными я считаю два типа заданий: вопросы, где нужно написать в ответе три пункта по теме, и задания, где требуется раскрыть «за» и «против». Здесь надо писать по делу, но развернуто. А я это не люблю.

«Пробников» мы решили не так много. Я точно не помню своих результатов, но 100 баллов у меня не было, а может быть, было даже меньше 90. Сложно сказать, на какой балл я рассчитывала. На максимальный! Хотелось получить как можно больше. Думала, отлично получится, если удастся набрать выше 90 баллов. Такой результат тогда казался мне счастьем.

Жара на ЕГЭ

Когда я увидела свой вариант на экзамене, он показался мне несложным. Я была спокойна: знала, что готовилась и смогу сделать хоть что-то. Меньше волнения — лучше результат. Эссе я писала по периоду правления Дмитрия Донского. Изначально знала, что выбирать буду именно ранние периоды истории — Древнюю Русь, например, я просто обожаю. Так получилось, что каждый раз, испытывая разные методики обучения, я начинала именно с этой темы и знала ее лучше всего остального вместе взятого.

А самым сложным на экзамене было все успеть. Писать приходилось сразу на чистовик. Но, слава Богу, времени хватило. А еще было очень жарко в кабинете, окна не открывали, потому что от ветерка с улицы со столов улетали листки. Кто был в Астрахани летом, тот поймет меня. Так что это, наверно, и оказалось самым трудным. И еще рука уставала от письма. Одним словом, у меня были только технические проблемы.

Непредсказуемый результат

После экзамена я была готова ко всему, но с нетерпением ждала 90+. ЕГЭ — непредсказуемая вещь, даже если ты уверен, что написал все на 150 процентов, результат все равно может быть очень плохим. Поэтому я просто надеялась на максимум.

Когда увидела свои баллы, то испытала приятный шок. Просто не верилось, что я получила 100 баллов. Я до сих пор до конца не могу осознать этот факт. Мои друзья и одноклассники были рады за меня. Они ждали от меня высоких результатов, но я даже не знаю, готовы ли они были к такой нереальной цифре.

Вторая волна

Я подавала документы в три вуза: Казанский федеральный университет, Саратовскую государственную юридическую академию и МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую волну я прошла только в первые два вуза, так как ДВИ по обществознанию в МГУ сдала на невысокий балл. Тогда я решила рискнуть и подать оригинал аттестата в МГУ. В итоге главный университет страны покорился мне со второй волны.

C чего начать подготовку к ЕГЭ по истории: пошаговая инструкция

С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.

Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.

Из чего состоит история?

Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.

В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.

Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.

Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».

Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185

На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.

Даты

Или то, с чего стоит начать изучение истории.

Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.

Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.

Что нам понадобится?

Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.

Читайте также:  Как подобрать репетитора по химии: быстрая подготовка к егэ

Алгоритм работы с ней следующий:

  1. Распечатать таблицу и разбить ее на части по три правителя в каждой из них. Каждый новый день тебе предстоит работать с одной из частей.
  2. Начни изучение таблицы утром следующего дня. Возьми 3 стикера и заполни их следующим образом (изображены передняя и задняя части стикера).
  3. После того, как три стикера будут заполнены — необходимо наполнить их содержанием. Для этого используй YouTube. Возьми одного из правителей (двигайся по таблице сверху вниз) и введи его имя в поисковую строку.

По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).

Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.

Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.

Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.

Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.

Как понять, какие даты нужны, а какие нет?

На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.

Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.

Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.

Сюжеты

Переходим к следующей части — сюжетам.

История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.

Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.

Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.

Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.

Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.

Так какие задания проверяют знание сюжетов?

Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.

При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.

Источники

Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.

Источникам мы посвятим отдельные инструкции.

Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.

  1. Карты. Составители экзамена не рисуют новые карты каждый год. Они используют готовый пак карт, причем одинаковый, каждый год. Он есть на руках у меня и нашей команды. Так что ты так же можешь его получить в недельном марафоне и там же научиться с ними работать.
  2. Культура. Главное при изучении культуры не уйти в чтение книжек и пособий. Это вообще отдельная тема, на которую мы поговорим в следующих инструкциях. Важно понимать, что и культуру на экзамене спрашивают одну и ту же: в заданиях используют заранее известные иллюстрации, памятники культуры (от живописи до архитектуры)
  3. Документы. Для успешной работе с ними нужно освоить один важный навык. Этому будет посвящен отдельный пост.

Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.

Подготовка к ЕГЭ по Истории с нуля

Автор статьи – А. В. Морозов.

ЕГЭ по истории – один из популярных экзаменов по выбору. Его сдают те, кто идёт на гуманитарные факультеты: журналистика, юриспруденция, политология. Многие считают, что история – лёгкий предмет и можно подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля и за год. Так ли это?

Средний балл по истории невысок по сравнению с с другими предметами по выбору. Многие пытаются сдать ЕГЭ по истории, но обычно сдают его плохо, особенно если готовятся к ЕГЭ по истории с нуля. “Двойку” вряд ли поставят, но для поступления не хватит!

Чего же не знают выпускники из программы ЕГЭ по истории? Не знают культурологию, картографию, не могут сопоставлять (синхронизировать) события зарубежной истории и отечественной. Путают исторические личности и терминологию. Очень большое количество неверных ответов во второй части, где надо дать аргументы в подтверждение позиции или в опровержение.

Последний вопрос в варианте ЕГЭ по истории — эссе. За него даётся 11 первичных баллов, но мало кто из учеников их набирает.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля? Если мы сейчас станем учить историю, и при этом не учили историю ни в седьмом и восьмом классе, ни позже, то с чего нам начать? Первое, на что обращаем внимание, – это хронология. Да, это знание событий в хронологической последовательности. Какое событие за каким следует. И это самое сложное для учеников! Как выучить все даты, если их так много? Хорошо, что в ЕГЭ не так много вопросов, где знание дат проверяется с точностью до дня! И тем не менее событий и дат так много, что старшеклассник может прийти в отчаяние.

Как выучить события и даты при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля? Вот какую технику запоминания я советую как эксперт.

Допустим, вы изучаете X век. Много событий: война с Византией в 907-911 годах, восстание древлян, языческая реформа Владимира, крещение Руси, и это не всё! Как же это всё запомнить? Сначала запомним, что это век у нас десятый, потом “расставим” личности, которые правили в это время, в хронологической последовательности. Князь Олег, на следующее место – князь Игорь, княгиня Ольга, Святослав и Владимир. А потом к каждому из князей “привяжем” то событие, которое было во время его правления. Таким образом, у нас получится хронологическая последовательность.

С ее помощью вы легко ответите на вопрос, какое событие было раньше – восстание древлян или крещение Руси. Вы сразу вспомните, что сначала был Олег, а потом Владимир. Значит восстание древлян было раньше, а крещение Руси – позже.

Вот такой отличный прием для запоминания хронологии – берите и пользуйтесь. Кстати, к каждому правителю надо также “привязать” его современников! Например, современником Ярослава был митрополит Илларион, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий. И если вам встретится вопрос, кто из митрополитов жил раньше, а кто позже, вы легко на него ответите, зная, что сначала правил князь Ярослав, а уж потом царь Иван Грозный.

Второе, что важно при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля: изучая темы, необходимо параллельно учить картографию. Например, изучаем историческую личность – князя Олега. Смотрим карту: с кем он воевал, как расширял территорию Киевской Руси. Какие исторические памятники были построены. Мы выстраиваем ассоциативные связи. Пример: князь Владимир — Десятинная церковь. Бывает, что в учебнике нет ее нынешнего облика. Тогда Гугл нам в помощь! Ищем и находим иллюстрацию – реконструкцию Десятинной церкви. И конечно, необходимо знать архитекторов, которые строили храм.

И значит, при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля необходимо:
знание дат
знание исторических личностей
картография
культурология
терминология.

Готовясь к ЕГЭ по истории с нуля, делайте табличку: век, правитель, его внутренняя политика, внешняя политика (реформы, войны). В следующую колонку — выпишите термины, следующая колонка — современники.

А дальше – вторая часть ЕГЭ по истории. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля, необходимо очень много читать – “начитывать” материал. Использовать разные источники. Это поможет осмыслить текст, который вы увидите в задании во второй части. Вам надо будет определить время, правителя, основные события, описанные в данном тексте. А дальше – следующие вопросы, где необходимо написать аргументы в подтверждение или в опровержение позиции. Это один из самых сложных вопросов.

Например, крещение Руси: положительное и отрицательное его значение, то есть два аргумента мы должны привести со знаком «плюс» и два – со знаком «минус». Значит, необходимо рассматривать дискуссионные вопросы, которых очень много в истории.

На занятиях мы уделяем много времени таким дискуссионным вопросам и нарабатываем базу, которая поможет верно выполнить такие задания.

Теперь о написания эссе. Эссе – одна из самых сложных тем на ЕГЭ по истории. Надо точно определить, какие события были. События относятся к одному из трех периодов: это период правления Рюриковичей, период правления Романовых и советский период. Моя рекомендация – тщательно отработать именно второй период. Далее, надо написать, почему произошло событие, содержание события и его следствие, описать личностей, которые связаны с этим событием, какую роль они сыграли.
И плюс историческая оценка данного периода – знаком «плюс» и со знаком «минус».

На наших курсах мы даем алгоритм написания эссе. Запоминаем хронологию и анализируем события с положительной и с отрицательной стороны. Так складывается целостная картина. И еще дополнительный материал, которого нет в учебнике. Рекомендуемые фильмы и историческая литература.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по истории с нуля, уже к марту месяцу у вас должна сложиться полная историческая картина, а дальше – отработка заданий и сложных вопросов ЕГЭ по истории. Историю надо не просто учить – историей надо жить – для того, чтобы сдать экзамен хорошо.

Репетитор по истории направляет, акцентирует внимание на сложных вопросах ЕГЭ, учит написанию эссе, аргументации позиции, выявлению хронологической последовательности, знакомит с картографией и культурологией.

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Подготовка к ЕГЭ по истории: как сдать на 100 баллов

История — не самая популярная дисциплина, и в то же время она признана одной из самых сложных. Старшеклассники начинают готовиться уже в 10 классе. Однако опытные репетиторы уверяют, что хватит одного года для подготовки на высший балл. Что же они имеют в виду?

Количество знаний, умений и времени, за которое можно эти способности приобрести, укладывается в период подготовки к государственной аттестации. Главное, знать, что именно учить и мы поможем вам в этом советами ниже.

Прежде, чем начинать чтение, убедитесь, что на выбранное вами направление требует результаты этого испытания. В первую очередь, этот предмет выбирают те, кто поступает на юриспруденцию, международные отношения, регионоведение и лингвистику.

Мы расскажем о нюансах и аспектах, относящихся к содержанию Единого Государственного Экзамена по истории.

Основное

  • Тест состоит из 25 заданий, из которых 16 – базовой сложности, 8 – повышенной, 7 – высокой.
  • Порог – 9 первичных баллов (32 тестовых).
  • К сожалению, участникам запрещено пользоваться дополнительными вспомогательными ресурсами.
  • С собой необходимо взять черную гелиевую ручку (лучше две, три), паспорт, бутылку воды.
  • Пометки в черновиках и тексте КИМа при проверке не учитываются , поэтому лучше не лениться и делать записи – это сократит вероятность ошибки.
  • На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут.

Структура

Как и каждый предмет ЕГЭ, истории состоит из 2 разделов:

I часть включает первые 2 уровня трудности вопросов. Ответы на №1-19 записываются на бланк-1. Он проверяется автоматически, заполняйте его аккуратно, четкими символами, не выходя за границы клеток.

II часть – это усложненные условия, работа с текстом, проверка углубленных исторических знаний. Ответы на №20-25 должны быть развернутыми исчерпывающими и записаны на бланке-2, проверяемом экспертами.

Критерии оценивания

Как уже было сказано, необходимое минимальное количество баллов, которых хватит для того, чтобы экзамен считался сданным – 9. Максимально можно набрать – 55. По особой таблице эти оценки переводятся в тестовые, по сумме которых принимают ВУЗы.

Чтобы облегчить вашу сдачу, разберем детально оценочную систему:

  • За правильные пункты 1, 4, 10, 13-15, 18, 19 можно набрать по – 1.
  • Позиции 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20-22 дают по – 2.
  • Вопросы 11, 23 оцениваются в – 3.
  • За задание 24 можно получить – 4.
  • Самое дорогостоящее 25 – 11.

Не забывайте, что можно получить частичную оценку . Например, за 23 задачу – 2, а за 25 – 8. Излагайте все свои знания на бумагу, показывая тем самым экспертам, что вы достойно подготовились, разбираетесь и ориентируетесь в материале. Ваш труд не останется незамеченным.

Каждый балл драгоценен в борьбе за бюджетные места. Именно он может стать решающим. Поэтому старайтесь выжать из экзаменационной работы максимум.

Что учить?

Тот вопрос, который вводит в ступор многих школьных учителей. Исходя из ответов выпускников, преподаватели в школе иногда не до конца понимают, какие темы включены в состав КИМа. Из-за этого в школах стремятся научить всему – «авось что-нибудь и попадется».

Хотя ответ прост – вся информация находится в спецификаторе ЕГЭ по истории на официальном сайте ФИПИ. Рекомендуем вам самостоятельно детально изучить предоставленные материалы. Так, вы сможете выделить те темы, которые встретятся на экзамене, а значит, их и надо подготовить лучше.

Проверяемые знания:

  • Основные события (по датам) российской и зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века.
  • Ключевые даты VIII – начала XXI в. (соотнесение соответствий).
  • Умение отнести термин к определенному временному периоду, знание основных фактов, работы с текстом, систематизация исторических процессов, определения понятия по признакам (один из нескольких с VIII века до настоящего времени).
  • Умение работать с исторической картой, схемой, анализировать иллюстрацию (картинку) и определять, что изображено на ней: от гербов, денежных единиц до портретов, памятников.
  • Способность к логическому историческому рассуждению – последнее задание (эссе по одному из трех исторических периодов).

Для успешной сдачи ЕГЭ по истории понадобится как логическая, так и фотографическая память. Как показывает практика, вопросы с изображениями выполняются хуже остальных.

Для сочинения рекомендуем выбрать один период и в течение года готовиться только к нему. Так вы подберете разнообразные интересные аргументы, набьете руку и однозначно получите высокий балл за него.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории

Общие рекомендации

Повторять школьную программу лучше всего под контролем репетитора, но его услуги по карману не всем. Если вы решили заниматься самостоятельно, постарайтесь избежать главной ошибки многих ваших предшественников – бессистемности. Школьная программа по истории держится на трех столпах. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Вам нужно будет запомнить огромное количество дат: в общей сложности около 500 по отечественной истории и порядка 100 – по зарубежной. Зубрить их подряд не стоит. Начните с базы: выучите периоды правления глав государства и общую характеристику соответствующих эпох. Для этого воспользуйтесь таблицей наподобие той, что представлена ниже.

Периоды и их характеристики изучайте последовательно, по три в день. Чтобы не запутаться, постепенно составляйте собственную картотеку. На маленьком листке плотной бумаги пишите с одной стороны имя исторического деятеля, а с другой – годы его правления и основные характеристики эпохи. Просматривая в течение дня по три таких карточки, вы освоите базу буквально за 2 недели. В результате вы будете понимать структуру истории и последовательность ее основных этапов. В дальнейшем вы начнете добавлять в свой багаж знаний новые даты и расширять собственное представление о каждой эпохе.

Разумеется, все исторические события от древних времен до наших дней в рамках одного экзамена охватить невозможно. Чтобы понимать, какие именно даты стоит учить, воспользуйтесь Единым историко-культурным стандартом – официальным документом, на котором и основывается современная программа ЕГЭ.

Сюжеты

Историю можно сравнить с сериалом, где каждое новое событие логически вытекает из предыдущего. Изучая эпохи, уделяйте внимание следующим аспектам:

  • Причинно-следственные связи. На ЕГЭ проверяется не только знание фактов, но и понимание того, чем они обусловлены. Поэтому, изучая важнейшие вехи истории, всегда выясняйте предпосылки и последствия каждого события.
  • Персоналии. Помимо основных исторических фигур, о которых мы говорили выше, вам нужно будет выучить множество различных имен. Каждого знаменитого человека запоминайте как современника соответствующего правителя.
  • Термины. У истории, как и у любой другой науки, есть свой понятийный аппарат, который вам предстоит освоить. Как и основные даты, перечень ключевых определений можно узнать из Единого историко-культурного стандарта.

Источники

К изучению этой части материала лучше переходить в последнюю очередь. Что подразумевается под историческими источниками:

  • Карты. Их набор в экзаменационных материалах остается неизменным, поэтому все иллюстрации вы можете заранее найти в интернете и подготовиться к вопросам по ним.
  • Объекты культурного наследия. Произведения живописи, архитектурные памятники, почтовые марки, монеты и прочее. Список подобных изображений также не меняется год от года.
  • Документы. Имеются в виду исторические тексты, которые на экзамене нужно будет проанализировать. Важно научиться выделять слова-маркеры. Они помогут определить, к какой эпохе относится предложенный в задании документ.

Требования

Главный источник актуальной информации о ЕГЭ вообще и об экзамене по истории в частности – официальный сайт ФИПИ, Федерального института педагогических измерений. Именно там публикуются сведения о последних изменениях в структуре теста и разъясняются критерии оценивания. Здесь же можно скачать демонстрационный вариант ЕГЭ, чтобы понимать, к каким типам вопросов следует готовиться. Также на сайте ФИПИ представлен подробный разбор распространенных ошибок, которые допускают выпускники в тех или иных заданиях.

Литература

Если вы готовитесь самостоятельно, с особым пристрастием следует подойти к подбору учебных материалов. В магазинах можно найти множество разных пособий, но далеко не все они заслуживают внимания. Вот список наиболее авторитетных изданий:

  • Баранов П. А., Шевченко С. В. «История: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ». Программа здесь изложена в виде схем и таблиц, поэтому пособие рассчитано не на подробное изучение, а на быстрое повторение уже освоенного материала.
  • Орлов А. С. и другие. «История России». Фундаментальный труд, охватывающий все основные периоды. Книгу можно использовать в качестве главного источника, однако потребуются дополнительные материалы по Великой отечественной войне.
  • Алексашкина Л.Н. «Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Неплохое пособие, где разбираются основные экзаменационные задания, анализируются частые ошибки. Книга подойдет в качестве добавочного источника.
  • Гевуркова Е. А., Соловьев Я. В. «ЕГЭ 2020. Тематический тренажер. История». В издании содержится более 600 заданий, аналоги которых встретятся на экзамене. Книга полезна как материал для тренировки.
  • Пазин Р. В. «ЕГЭ. 10-11 классы. История развития российской культуры. Справочные материалы, задания». Достойное пособие, посвященное отечественной литературе, музыке, науке. Содержит вопросы различных типов и ответы к ним.

Дополнительно для подготовки вам понадобится атлас и комплект контурных карт. Эти материалы можно найти в интернете, но лучше приобрести бумажные версии. Не стоит брезговать и обычными школьными учебниками, особенно для 10 и 11 классов.

Подготовка к заданиям из второй части

ЕГЭ по истории состоит из 25 заданий, на которые в общей сложности вам будет отведено почти 4 часа. Тест делится на 2 части. Во второй находятся наиболее сложные вопросы (с 20 по 25), но и баллов за правильные ответы на них дают много. Советы по подготовке к таким заданиям представлены в таблице.

ЗадачаРекомендации
20Прочитать текст, назвать эпоху его создания, иногда – фамилию автора или руководителя государства (монарха), при котором документ появился.Самое важное здесь – найти маркеры, позволяющие верно установить исторический период. Изучая термины, запоминайте не только сами определения, но и время, к которому они относятся. Например, вы видите в тексте словосочетание «Совет народных комиссаров». Этот орган власти появился в СССР в 1923 году и просуществовал до 1946, следовательно именно к этому периоду текст, скорее всего, и относится.
21Ответить на вопросы, связанные с тем же документом.Задание несложное, так как информацию, согласно условиям, необходимо найти в самом отрывке. Можно либо привести цитаты, либо выразить мысль своими словами. При подготовке важна банальная тренировка. В продаже есть специальные рабочие тетради с подобными текстами и вопросами к ним.
22Заключительный вопрос по фрагменту текста. Обычно касается событий, с которыми связан отрывок. Нужно назвать их причины, следствия, условия.С помощью этого задания экзаменаторы выясняют, понимаете ли вы взаимосвязь между историческими фактами и можете ли вписать их в контекст эпохи. Это один из тех вопросов, которые раскрывают важность именно системного подхода в подготовке. Осваивая материал, воспринимайте историю как единый процесс со множеством внутренних связей.
23Сложное задание, связанное с анализом какой-либо проблемы или события. Необходимы три полноценных суждения.Здесь тоже проверяется умение мыслить системно, видеть картину целиком, а не только ее отдельные фрагменты. Читая учебники, старайтесь сами задаваться вопросами: «Почему случилось так, а не иначе?», «Что привело к такому результату?» Большинство сюжетов из этого задания до сих пор остаются предметами научных дискуссий, поэтому от вас здесь требуются действительно глубокие знания и, главное, понимание проблемы.
24Наиболее трудное задание на ЕГЭ. Нужно осмыслить историографическое суждение, а затем привести по два аргумента за и против него.Когда будете отрабатывать этот вопрос при подготовке, помните, что каждый ваш довод должен базироваться на конкретных фактах. Учитывайте, что исторические события чаще всего неоднозначны и имеют как положительные, так и отрицательные последствия в экономике, политике, культуре и/или социальной жизни. Но чтобы отследить все влияния, поверхностных знаний будет недостаточно.
25Сочинение на заданную историческую тему.Можно заранее заготовить и выучить серию эссе по наиболее вероятным темам. Это не лучший вариант, но он имеет право на существование, особенно если учитывать, что вам предложат одну из трех тем на выбор. Главное внимательно изучить перечисленные на сайте ФИПИ требования к сочинениям и критерии их оценивания, а дальше остается набить руку. Написав два-три десятка таких эссе дома или на курсах, вы наверняка справитесь с заданием и на экзамене.

Наряду с обществознанием история остается популярной дисциплиной на ЕГЭ, старшеклассники выбирают ее часто. К сожалению, многие из них становятся жертвами собственных иллюзий, ошибочно полагая, что экзамен прост. Об этом свидетельствует и статистика. Например, в 2019 году российские школьники в среднем сдали предмет на 55,3 балла, то есть хуже, чем даже математику, которая традиционно вызывает куда больше опасений у выпускников. Тем не менее бояться истории не стоит. Начните подготовку заблаговременно, грамотно составьте план, подберите хорошую литературу, заручитесь при возможности поддержкой опытного педагога – и вы обязательно добьетесь успеха.

Читайте также:  Егэ по английскому языку: устная часть
Ссылка на основную публикацию