Как писать сочинение (эссе) егэ по русскому языку: план клише и темы - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как писать сочинение (эссе) егэ по русскому языку: план клише и темы

Речевые клише по русскому языку к сочинению

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости . знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» – так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» – писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

1) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>поднимает (затрагивает) проблему.

2) В данном тексте <указываем автора>волнует проблема.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) .

4) В тексте представлена точка зрения <указываем автора>на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах . )

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова.

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.

8) Текст <указываем автора>заставил меня задуматься над проблемой.

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает <указываем автора>.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) <указываем автора>, – это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и <указываем автора>.

12) Что такое. (В чем заключается. Какую роль в жизни человека играет. ) Эту важную проблему поднимает <указываем автора>.

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) <указываем автора>, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. <Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется>.

1) Позиция автора заключается в том, что.

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова.

5) Автор считает, что.

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.

7) Автор убеждает нас в том, что.

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что.

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что .

5) Мне близка позиция автора тем, что …

– с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с .

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как .

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как .

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) .

– из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности .

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях .

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

– из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) .

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи .

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.

4) (Использование цитаты) «…,» – писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны

План написания сочинения к ЕГЭ. Клише к сочинению.

Сочинение пишется по определенному плану:

  1. Введение
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение

Клише для сочинения

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… — это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О …
размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для
некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
«(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко
выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы
каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … .
Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена
древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об …
ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о
сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … . Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>поднимает (затрагивает)
проблему…

2) В данном тексте <указываем автора>волнует проблема…

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) …

4) В тексте представлена точка зрения <указываем автора>на проблему…

5) В предложенном для анализа тексте <указываем автора>касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)

6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Читайте также:  Как сдать егэ по математике: базовый и профильный уровень

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

8) Текст <указываем автора>заставил меня задуматься над проблемой…

9) Волнующую всех нас проблему… поднимает <указываем автора>.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) <указываем автора>, — это…

11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и
<указываем автора>.

12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту
важную проблему поднимает <указываем автора>.
Для комментирования проблемы:
1) Вопрос о … <обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце>никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) <указываем автора>, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. <Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется>.

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

4) Позиция автора такова:…

5) Автор считает, что…

6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

7) Автор убеждает нас в том, что…

8) В тексте доказывается мысль о том, что…

9) Основная мысль текста заключается в том, что…

10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

4) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …

5) Мне близка позиция автора тем, что …
Для аргументации собственной позиции:

  • с использованием жизненногоопыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался
свидетелем) того, как …

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …

  • из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в
своих произведениях обращались к ней.

  • из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены
многочисленные статьи и телепередачи …
Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция
«Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это
высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом
высказывании).

3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского
воззвания.

4) (Использование цитаты) «…,» — писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор
текста тоже считает, что … .

5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

План сочинения по русскому языку

Русский язык – обязательный предмет для сдачи на ЕГЭ, поэтому к нему должны готовиться все без исключения. Одним из труднейших заданий на экзамене считается сочинение, высокую оценку за которое заслужить не так-то просто. Чтобы набрать наивысший балл за свою творческую работу, необходимо основательно подготовиться и разобраться, как правильно писать эссе и какие критерии нужно соблюдать. Обо всех нюансах расскажет наш материал.

Советы по написанию эссе

1. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться. Сделайте акцент на название при его наличии: зачастую именно название позволяет экзаменуемому определить основную идею представленного материала. Также важно дать свой комментарий к заголовку, но если он отсутствует, то не нужно придумывать свой вариант.

2. Проанализируйте статью и выявите ее основную проблему. Ответьте на вопросы: какие темы поднимает автор в своей работе и что он хочет донести до читателя? Здесь важно определить его позицию по заданной проблематике и раскрыть его выводы.

3. Расскажите о своих мыслях по поднятой проблеме. Недостаточно кратко выразить свое отношение к теме, отметив лишь свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Важно привести собственные аргументы, в качестве которых могут выступать ваш личный опыт, а также примеры из публицистики и литературы. Если вы не разделяете позицию писателя, то постарайтесь сформулировать свои возражения в мягкой форме. Не нужно бояться своего мнения, поскольку оценка за сочинение (эссе) выставляется совершенно по другим критериям. Здесь важно раскрыть основу ваших рассуждений и подкрепить их слабыми и недостаточно аргументированными тезисами автора: возможно вы найдете в статье какие-либо неточности, непоследовательность слов писателя, излишне эмоциональные высказывания и т.д.

4. Экзаменуемые очень часто допускают неточности при написании сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. Среди них наиболее распространены такие ошибки, как:

  • Изложение вместо сочинения. Не нужно писать пересказ прочитанной статьи: здесь вы должны интерпретировать ее основную идею и обозначить свой конкретный вывод.
  • Структурный анализ. Многие выпускники указывают в своих работах число предложений и абзацев в статье, чего совершенно не стоит делать. Не нужно перечислять ключевые фразы, в которых содержится подтверждение основной идеи. Вы должны раскрыть главную проблему и выразить свое к ней отношение, а не делать анализ структуры текста.
  • Имя автора. Не забывайте указывать в своей работе Ф. И. О. писателя.

5. Важно учитывать, что все разделы сочинения тесно взаимосвязаны, поэтому, допустив ошибку в определении проблематики статьи, вы рискуете свести на нет всю вашу работу. Обязательно перечитайте написанное вами эссе и соотнесите его тезисы с затронутой проблемой. Если вы обнаружили несоответствия, исправьте все неточности.

6. Тщательно продумайте алгоритм написания сочинения. Обязательно определите для себя, с чего начать эссе, о чем писать в его основном разделе и какие сформулировать выводы.

7. Следите за тем, чтобы объем вашего сочинения соответствовал правилам ЕГЭ. Минимальный размер текста – 150 слов. Подсчитываются самостоятельные и служебные части речи, то есть все слова, написанные без пробелов (например, как-то – одно, все же – два, но фамилия и инициалы считаются одним словом: А. С. Пушкин). Цифры и другие знаки не учитываются (100 % – это ноль слов, 10 лет – одно слово).

8. Вначале напишите эссе на черновике (если позволяет время), проверьте его на ошибки, внесите корректуры, а затем перепишите работу на лист ЕГЭ, не допуская помарок и новых ошибок.

9. Переписав свой текст на чистовик, обязательно проверьте его еще раз на грамматические, речевые и пунктуационные ошибки.

Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.

1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи. Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме». Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом. В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого. Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.

Читайте также:  Как подготовится к егэ за день: экспресс-методы

6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.
  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Темы для сочинения

Для того чтобы лучше подготовиться к сочинению по русскому языку на ЕГЭ, важно также изучить все возможные темы и потренироваться в написании эссе. Итак, на ваш выбор будут представлены следующие тематические направления:

  1. Нравственная проблематика.
  2. Любовь к родине и женщине.
  3. Темы о войне.
  4. Отцы и дети. Проблемы молодежи.
  5. Темы о природе и животных.
  6. Темы о культуре, искусстве и науке.

Слова и фразы клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Вступительная часть

Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинений ЕГЭ выпускнику будет проще структурировать свой текст. Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом. В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:

  • Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
  • Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…”).
  • Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
  • Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.
  • Аллегория. Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
  • Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».

Необходимо понимать, что нельзя заранее угадать, какое именно клише для вступления сочинения ЕГЭ потребуется использовать в конкретном тексте. Выпускнику следует в первую очередь научиться задавать вопросы тексту, так как именно с помощью вопросов будет проще всего раскрыть заданную тему.

Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.

Формулировка проблемы

Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса. Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой. Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:

  • «Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
  • «…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)”.
  • «Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
  • «Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
  • «Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
  • «В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».

Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.

Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».

В некоторых случаях уместно вставлять цитаты героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не случайно приводит слова этого человека». Также могут подойти различные афоризмы и известные пословицы, однако лучше опираться на имеющийся материал (текст), чем на сторонние источники.

Переход к основной части

Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме. Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором. Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:

  • «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
  • «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
  • «Я склонен считать, что…».
  • «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».

При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения. Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).

Аргументация собственной позиции

Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:

  • «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
  • «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
  • «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
  • «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
  • «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
  • «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
  • «Вспомним героя повести (название)…».
  • «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
  • «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».

Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.

Заключение и вывод

Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:

  • Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «”…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…”.
  • «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
  • «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
  • «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
  • «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
  • «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».

В заключении выпускник должен в краткой форме суммировать размышления автора, а также описать, какое влияние на него оказал этот текст. При использовании различных схем и клише для вывода в сочинении ЕГЭ, следует воздержаться от риторических вопросов — по возможности, концовка должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы.

Характерные ошибки

Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:

  • Использование грубых и нецензурных слов.
  • Излишнее употребление канцеляризмов.
  • Разговорная лексика, молодёжный либо профессиональный слэнг.
  • Устаревшие слова и выражения.
  • Большое количество неологизмов, англицизмов и пр.
  • Высокопарность и витиеватость речи.
  • Частые использования глаголов-связок (это, суть, быть, есть).

В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма). При этом важно знать, что типичный план в 2019 году, по которому должно писаться итоговое сочинение ЕГЭ, отличается от алгоритмов, принятых в предыдущие годы. На текущий момент план сочинения выглядит следующим образом:

  1. Вступительная часть (2−3 предложения. Цель — подвести читателя к проблеме).
  2. Оценка проблемы (как правило, она сформулирована автором в начале и в конце текста, следует обращать внимание на ключевые слова).
  3. Связь между выделенной проблемой и последующим 1-м комментарием. 1−2 предложения, подводящих к оценке и к анализу главной мысли текста.
  4. Комментарий к проблеме № 1 (наиболее важный пункт по баллам). Комментарий должен состоять из примера, взятого из текста, его пояснение, а также сравнение с похожими ситуациями или вопросами из художественных сочинений.
  5. Пояснение к комментарию.
  6. Второй комментарий к проблеме, построенный по тому же принципу.
  7. Пояснение к комментарию.
  8. Краткий вывод (обобщение).
  9. Позиция автора.
  10. Собственное мнение.
  11. Отношение экзаменуемого к точке зрения автора. Обоснование и аргументация.
  12. Заключение.

Выпускник должен показать, что он умеет читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Комментарии с обоснованием свидетельствуют о том, что человек способен анализировать проблему, делить текст на смысловые части, выделять главное и видеть, какими способами автор выражает свою позицию. Помимо этого, экзаменуемый показывает, что он умеет в письменном виде логично строить свои высказывания, формулировать свою позицию и доказывать её, придерживаясь формата сочинения при помощи литературного языка и с использованием общеязыковых норм грамотности.

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 27. Сочинение. Рекомендации.Клише.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

Задание № 27. Сочинение.

Вот и подъехал наш с вами, ребята, экспресс к последней станции. Сегодня разговор пойдёт о том, как нужно писать сочинение по тексту, то есть как выполнять задание № 27.

Читайте также:  Готовимся к егэ: советы для самостоятельной подготовки

Рекомендации.

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2013 ва­ри­ант РУ10103.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

Определили проблему, начинаем писать вступление.

Человеку свойственно желание понять других. Как это сделать, как не ошибиться? Должно ли складываться восприятие окружающих только по внешности, по первому впечатлению, или важно почувствовать внутренний мир человека, его душу? Именно над этим размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая проблему оценки личности.

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За него можно получить 5 баллов.

План данной части сочинения:

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.

Категорически запрещено:

  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Пример.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Ребёнок мало общался с крепостными. Они всегда казались ему «опасными, разбойными людьми». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Он считал этих людей «чужими». Автор подчёркивает, что до определённого момента мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Однако один случай полностью изменил взгляды ребёнка. В минуту опасности, когда ему почудилось, что за ним бежал волк, он вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова – «материнская улыбка», чтобы подчернуть, как нежен был Марей, каким «глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём», как до глубины души тронула мальчика его забота. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека, доброго, сочувствующего. Отношение к людям у него стало иным.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

Оба эпизода с разных сторон раскрывают проблему, поднятую автором. Изменение в отношениях к людям, которое произошло в душе мальчика, – это важный момент в его жизни, познание того, что человек ценится по его душевным качествам, по отношению к людям, доброте и внимательности, с которой он относится к людям. Внешность может быть очень неприглядной в силу жизненных обстоятельств.

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

Пример.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Теперь мне остаётся только помахать вам вслед рукой и сказать: «Успеха вам, дорогие мои, на ЕГЭ! Ваша Вера Александровна».

Ссылка на основную публикацию