Воображение в психологии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Воображение в психологии

Воображение в психологии

  • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение:
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребёнка развивается мышление [3] . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • билингвистический опыт;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность;
  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами.

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Воображение в психологии, о его видах и функциях

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.
Читайте также:  Розовый цвет в психологии

Развитие

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

8. Воображение

1. Понятие о воображении.

2. Виды воображения.

3. Функции воображения.

4. Развитие воображения.

1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

3. Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Воображение не может возникнуть на пустом месте, для этого требуется преобразовать материал, полученный из воспринятого ранее.

Например, сказочная Баба Яга – это просто страшная старуха с крючковатым носом, и ее избушка также состоит из хорошо знакомых частей (изба + куриные лапы).

Ученые часто создают новую технику, основываясь на том, что есть в природе.

Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

2. Выделяются следующие виды воображения:

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);

2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Вопросы, связанные со сновидениями, всегда интересовали человека.

Еще в Древней Спарте существовали специально назначаемые чиновники – эфоры, основной обязанностью которых было спать в храмах и видеть сны, на основании которых затем принимались государственные решения и законы.

Большинство наших сновидений представлено в виде зрительных образов, что свидетельствует об их связи с внешним миром, ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора.

Примерно в 4-х случаях из 100 встречаются звуковые сны, 2,5 % снов – «вкусовые» и 0,5 % – «обонятельные».

Согласно некоторым гипотезам, сны предназначены для выполнения охранительной функции, ведь в древности по ночам человеку очень часто грозила опасность.

Ученый В. Н. Касаткин, проанализировав 41 тыс. сновидений, пришел к выводу, что мозг с помощью «ночных картин» предупреждает нас о грозящих заболеваниях задолго до появления первых симптомов.

В процессе сна мозг сам указывает человеку на больной или заболевающий орган, причем, как правило, человек видит не себя, а другого человека с какой-то выраженной аномалией («Теория сновидений»).

Часто сны связаны с тревожными состояниями человека, а иногда и с неврозами.

Сновидения таких людей очень яркие, наполненные образами, чаще неприятными, характерны «тупиковые» сновидения, когда человек ищет выход из лабиринта, дома, города и т. п.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Например, в основе такого направления в искусстве, как натурализм, а отчасти и реализм, лежит создание картин, в точности воспроизводящих действительность.

Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать русскую флору, так как на его полотнах все растения написаны с «документальной» точностью.

Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Такие направления изобразительной деятельности, как абстракционизм, кубизм и т. д. возникли как результат того, что художника не устраивает точное воссоздание реальности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.

Например, создавая исторические романы, авторы всегда вносят свое собственное отношение к происходящему, наряду с реально существовавшими героями в художественном произведении «живут» вымышленные персонажи.

Конструкторы, изобретая летательные аппараты, анализировали полеты птиц и т. д.

Следует также выделить и такие виды воображения, как мечта (создание образов желаемого будущего) и грезы (человек «живет» в мире, который создал в своем воображении).

3. Воображение в жизни человека выполняет специфические функции.

Рассмотрим эти функции подробнее.

1. Тесная связь с мышлением дает возможность создавать образы действительности, пользоваться ими при решении задач.

2. С помощью воображения человек способен регулировать свое эмоциональное состояние, хотя бы частично удовлетворять потребности, снижая тем самым возникающую напряженность.

3. Воображение принимает участие в волевой регуляции состояний человека и деятельности познавательных процессов.

Вызывая определенные образы, можно оказывать влияние на восприятие, воспоминания, мысли и чувства.

4. Благодаря воображению человек способен выполнять действия в уме, манипулируя не реальными предметами, а образами этих предметов.

5. Воображение участвует в планировании деятельности, оценке точности их выполнения, ходе реализации.

С помощью воображения человек способен регулировать свое психофизиологическое состояние, настраиваясь на предстоящие события.

Широко известны факты, когда лишь с помощью воображения, прикладывая волевые усилия, человек изменял ритмику дыхания, кровяное давление, частоту пульса, температуру тела.

Именно эти данные положены в основу аутотренинга.

У некоторых людей фантазия настолько богата, что они, воображая у себя наличие различных заболеваний, могут действительно спровоцировать их возникновение.

Достаточно известное явление – идеомоторный акт, суть которого в том, что, представляя какое-нибудь движение, можно вызвать само это движение.

С эти фактом знакомы артисты эстрады, которые демонстрируют публике номера по нахождению спрятанных в зале предметов.

Суть номера в том, что артист улавливает микродвижения рук или глаз человека, спрятавшего предмет.

Итак, функции воображения помогают решать многие актуальные проблемы и часто опираются на наше подсознание.

4. Воображение очень тесно связано с мышлением, так как мысль неотделима от образа.

Именно поэтому все, что развивает мышление, также способствует развитию воображения.

Рассмотрим некоторые направления, которых следует придерживаться в развитии воображения.

1. Развитию воображения способствует игровая деятельность, например: игры со словами, в фантастические гипотезы («что было бы, если бы…»), сочинение сказок, стихов, рисование, лепка. Очень полезны для развития воображения ролевые игры.

Читайте также:  Зеленый цвет в психологии

2. Чтение книг способствует развитию воображения. Особенно полезны в этом направлении описания персонажей, интерьера, природы.

3. Развитию воссоздающего воображения помогает изучение разных географических карт.

Путешествуя по карте, можно представлять страны, картины природы, местных жителей и т. д.

4. Всевозможные графические операции, чертежи, рисунки – реальный путь развития технического творчества и воображения у детей.

5. Воображение невозможно развивать, не опираясь на жизненный опыт и знания.

Поэтому чем более широк круг познания, тем более богато и воображение.

Таким образом, развивая воображение ребенка, можно сформировать творческую, эмоционально богатую личность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое воображение в психологии?

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

Что такое воображение — виды развития, и психологическое определение

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Оно помогает применять знания в решении проблем, так как благодаря развитому воображению мы учимся воспринимать ситуацию четче и быстрее придумывать решения. Основная тренировка для воображения — чтение захватывающих рассказов или просмотр фантастических фильмов.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Какие бывают виды воображения

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.

Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.

Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения

1. Пассивное

Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.

Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.

Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;

2.Активное

Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.

Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;

3.Творческое

Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.

Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути

К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;

4.Произвольное

Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.

Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;

Читайте также:  Направленность личности в психологии

5.Воссоздающее

Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.

Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.

Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.

Воображение в психологии

Психологи считают, что воображение, вполне возможно, присущая лишь человеку способность. По сути, оно позволяет нам исследовать вещи, которых нет в нашей нынешней среде или, возможно, даже не существует.

Воображение может сильно изменить сознание человека. Стоит контролировать свои фантазии, так как можно потерять грань между реальным и не реальным миром

Например, можно представить чашку кофе, увиденную накануне, или представить себе космический корабль пришельцев, прибывающий на орбиту Земли.

Ключевым моментом является то, что воображается, создается изнутри, а не воспринимается на основе ввода извне. Это отличная возможность для создания новых технологий. Ведь все, что уже придумано сейчас на нашей планете тоже, возможно, появилось из воображения людей. Данный феномен особенно развивается в детстве.

Маленькие дети часто изобретают разные безделушки, которые раньше никогда не видели и об их назначении не догадывались. Эти творческие способности будут определять всю их жизнь. Ведь чем лучше развито воображение, тем больше дорог в жизнь человек может для себя открыть.

Функции воображения

Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:

  1. Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения;
  2. Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения. Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют;
  3. Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения;
  4. Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом;
  5. Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.

Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.

Формы воображения

У воображения есть несколько разных форм. Давайте кратко рассмотрим 3 самых распространенных форм, к примеру:

  1. Мыслительный эксперимент. Познавательный процесс, с помощью которого ученые добивались отражения действий, опережающих реальность;
  2. Фантазии. Форма воображения, полностью не совпадающая с реальностью. Как правило, фантазии мы не можем обратить в жизнь. Так происходит, потому что большинства предметов из фантазий не существует в реальности;
  3. Сновидение. Пассивная преднамеренная форма воображения. Во сне мы видим наше эмоциональное отношение к пережитому.

Это самые основные формы воображения. Их вполне достаточно, для понимания того, что такое воображение.

Что дает воображение человеку?

Воображая, человек может развивать фантазию и даже создать новые предметы. Деятельность многих художников и писателей полностью построена на воображении.

Для придумывания цельной картины рисунка или истории персонажа необходимо иметь богатую фантазию. Но развитое воображение может быть не только у творческих деятелей.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Приемы создания образов

Чтобы создать образы, мы используем разные приемы. К примеру, чтобы разнообразить художественный текст, писатели часто используют гиперболизацию. Она выражается в увеличении размеров объекта или количества его элементов.

Такой прием используют при создании многоголовых драконов или великанов. Второй из самых популярных методов создания образов — придача. Он заключается в том, что герою сказки или любого другого произведения присваиваются признаки, не свойственные ему. Например, ковер-самолет.

Для чего нужно образное мышление человеку?

Образное мышление нужно человеку по многим причинам. Благодаря нему мы можем научиться находить выход из сложных жизненных ситуаций, решать трудные проблемы. Образное мышление помогает нам обрести спокойствие, обеспечивает психологическую защиту от нервирующих ситуаций.

Мы можем мысленно перенестись в другое место и ненадолго перевести дух. Некоторые ученые считают, что мысли о том, что может произойти, особенно в ярких красках, также повышают шансы на воплощение мечт в реальность.

Мечта, как особая форма воображения

Особой формой воображения является мечта. Когда мы мечтаем, мы создаем новые образы. Но отличие ее от воображения существенное.

Мечта — нечто, что мы хотели бы заполучить. Мечта и полет фантазии являются могучим толчком к деятельности.

Как правило, она реальна. Во время мечтания мы начинаем выстраивать план действий, чтобы ее достигнуть.

Она является некой целью, пока что недостижимой, но при должных стараниях, вполне возможно, вы сможете ее исполнить и достичь искомого результата.

Как развить воображение

Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.

Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.

Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.

Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.

Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Развитие воображения у школьников

Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.

Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии

Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.

Развитие воображение у детей дошкольного возраста

Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.

Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.

Воображение у взрослых

Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.

Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.

В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

Ссылка на основную публикацию