Внимание в психологии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Внимание в психологии

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Некоторые поэтически называют внимание окном души. Тем не менее, некоторые психологи в тридцатых годах 20 века вообще считали, что такого процесса как внимание не существует. В чем же сущность этого психического процесса?

Внимание – это процесс и состояние настройки человека на восприятие приоритетной информации и выполнения поставленных задач. В отличие от других психических процессов внимание не имеет собственного содержания. Если содержанием мышления и воображения являются мысли, восприятия и ощущений – образы, воли – действия, направленные на преодоление препятствий, эмоций – эмоциональные состояния, то внимание специфического содержания не имеет. Именно поэтому некоторые психологи в тридцатые годы полагали, что термин внимание имеет только бытовое значение.

Что же такое – внимание?

По этому поводу нет единой точки зрения. Внимание это:

· подавление одного представления другим;

· результат двигательного приспособления;

· результат ограниченности объема сознания;

· результат какой-то эмоции;

· результат жизненного опыта;

· форма проявления активности сознания;

· усиление нервного раздражителя.

Тем не менее у внимания есть специфичный результат. Любая деятельность, любой психический процесс, реализованные с вниманием эффективнее, результативнее, чем деятельность без внимания. И хотя по поводу содержания внимания нет единого мнения, функция внимания четко определена – это контроль в процессе реализации какой-то деятельности.

· Непроизвольное внимание. Деятельность, явление, факт привлекают внимание в силу своей неожиданности, новизны, занимательности и т.д. То есть человек не делает усилий для того, чтобы проявить внимание. Причинами непроизвольного внимания могут быть: интенсивные раздражители, новизна, соответствие раздражителя потребностям, направленность личности.

· Произвольное внимание. Управляется сознательной целью и связано с волевыми действиями. Основная функция произвольного внимания – активная регуляция познавательных процессов. Причины произвольного внимания связаны с возрастом человека. Чем младше ребенок, тем реже он проявляет произвольное внимание. Чем менее интересная цель, тем больше усилий приходится прикладывать для ее достижения.

· Послепроизвольное внимание. Этот вид внимания проявляется при поглощенности человека выполняемой деятельностью. В данном случае опять же волевые усилия почти отсутствуют: интерес слишком высок. В подобных ситуациях люди не замечают ни времени, ни окружающих помех. М. Чиксентмихай назвал такое состояние «состоянием потока».

Психофизиологическая основа внимания

Понятно, что внимание может быть связано только с активной мозговой деятельностью. При этом снижаются пороги восприятия, возрастает скорость протекания нервных процессов.

Эффективное внимание возможно только при определенных психических состояниях. Если выделяют пять состояний бодрствования (уровней сознания): глубокий сон, сон со сновидениями, дремотное (просоночное) состояние (контролируются только 1-2 объекта), спокойное бодрствование, активное бодрствование, то эффективным внимание может быть только при последних двух состояниях. Таким образом, научно обосновывается роль различных разминок и активных форм работы на уроке.

· Устойчивость внимания – это временная (с ударением на А) характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Зависит от значимости деятельности для выполняющего ее человека.

· Концентрация внимания – степень (или интенсивность) сосредоточенности. Чем ярче образ предмета деятельности в сравнении с другими, тем выше концентрация (слово «концентрация» переводится как «сосредоточенность»).

· Распределение внимания – субъективно переживаемая человеком способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно (например, учеников).

· Переключаемость внимания – сознательное и осмысленное переключение внимания с одного объекта на другой. В целом, это – способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

· Объем внимания – характеристика, ограничивающая возможность человека одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Трудно поддается регулированию и тренировке, из чего можно сделать вывод о биологической основе этого свойства. Для зрительных объектов объем внимания составляет 5+2 единицы. Для осмысленного материала объем может быть значительно большим.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой (возникает при действии посторонних раздражителей).

ВНЕШНИЕВНУТРЕННИЕ
· Внезапные раздражители (шум, хлопки и т.д.). · Интенсивные раздражители (сильное гудение лампы дневного света и др.). · Часто возникающие слабые раздражители (чуть слышный смех за стеной класса). · Любые раздражители, не связанные с деятельностью.· Сильные эмоциональные переживания. · Отсутствие личностного интереса. · Отсутствие ответственности за дело.

Рассеяность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует два вида рассеянности.

1) Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете; результат большой сосредоточенности и узости внимания (так называемая профессорская рассеянность); не вредит делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

2) Подлинная рассеянность – расстройство, связанное с затруднениями в установлении и поддержании произвольного внимания на каком-либо объекте или действии. Причинами подлинной рассеянности могут быть: общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, дыхания, тяжелые эмоциональные переживания, большое число впечатлений, отсутствие режима, трудовых обязанностей, скука.

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Преобладает непроизвольное внимание: ребенок реагирует на все новое, яркое, необычное. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Поскольку младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, то образовательный процесс необходимо строить на пробуждении познавательных мотивов детей. Важно развивать произвольное внимание, поскольку оно напрямую связано с успеваемостью, с мотивами учениями. Младший школьник эффективно работает только при наличии близкой мотивации («пятерка», похвала учителя, решение интересной задачи, возможность обогнать одноклассников и др.) Объем внимания младшего школьника составляет 2-3 объекта, но очень слабое распределение (очень сложно одновременно читать и слушать товарища). Устойчивость внимания в 1-2 классах составляет 30-35 минут (первые три урока), а в 3-ем – 40-45 минут (при смене видов деятельности). Сложно быстро переключать внимание, поэтому необходимы «плавные» переходы от одного учебного блока к другому. Некоторые дети могут казаться невнимательными, но, на самом деле, они внимательны (см. темы «Типы темперамента», «Стили учебной деятельности»).

В более старшем возрасте внимание становится более произвольным и более связанным с личностью: с интересами, увлечениями, общением.

Психологические рекомендации учителю для повышения концентрации внимания учащихся

· Свести к минимуму отвлекающие факторы (но сохраняя средний уровень рабочего шума)

· Следить за осанкой (сутулая осанка снижает концентрацию внимания).

· Некоторым детям помогает определенный музыкальный фон.

· Установление контакта глазами с каждым учащимся (в течение 0.5 – 1 сек).

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Существует несколько методов развития внимания. Все они сводятся к развитию самоконтроля в процессе деятельности. Ведь контроль – основная функция внимания.

· Корректурные пробы. Они представляют собой набор значков (например, звездочек, квадратиков, кружков и т.д.). Необходимо за несколько минут зачеркнуть как можно больше фигурок определенного типа.

· Наблюдение за изменениями (ошибками). Ведущий о чем-то рассказывает, а когда он допускает какую-то ошибку, нужно поднять руку.

· Подражание кому-либо или чему-либо. Наблюдая за действиями партнера по игре, ребенку нужно копировать их максимально точно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8576 – | 8146 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие внимание в психологии

Наталья Грибанова
Понятие внимание в психологии

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром, то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Читайте также:  Мужская психология в отношениях

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегда характеристика какого-то психического процесса:

– восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить;

– воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую, дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них.

Огромную роль в возникновении и поддержании внимания у взрослого и ребенка играет речь и разумная активная деятельность. Преследуя определенную цель, человек сосредоточивается не на ней, хотя она очень желаема, а на тех действиях, которые являются средством для достижения желаемой цели в конкретных условиях. Затруднения, ошибки, допускаемые в процессе достижения цели, привлекая внимание человека, становятся объектами его познания: анализа, критики, обсуждения.

Таким образом, внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней Безусловный ориентировочный рефлекс, являясь основой внимания, не исчерпывает физиологических механизмов этого состояния человека. Выражая психическое состояние личности, внимание человека — его объем, переключаемость, концентрация — в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека.

История психологии в лицах Контрольная работа по “Основам коррекционной психологии и педагогике” Наиболее рано сформировавшимися как в теоретическом, так и приклад-ных.

Итоговое занятие по психологии Итоговое занятие психологического кружка «Гармония» «Путешествие в страну Чувств» Цель: формировать умение преодолевать внутреннее напряжение.

Конспект «Понятие Родина, любовь к Родине» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Пласта. Разработка плана конспекта НОД по патриотическому.

Конспект урока по игротерапии «Лото». Понятие «Времена года». Дидактическая игра Игротерапия Тема: «Лото» – понятие времена года. Дидактическая игра. Цели: Закрепление знаний о временах года, месяцах. Задачи: Закрепить.

Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе» Предмет: Русский язык Класс: 3 Тип урока: Урок открытия новых знаний. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Тема: «Понятие об окончании.

Конспект занятия по математики тема: число ДВА. Понятие «Пара» Тема: Число два. Понятие «пара» Конспект занятия по математики Тема: Число два. Понятие «пара». Задачи: 1. Упражнять детей в счете в пределах двух, различать и называть.

Неделя психологии. Акция “Радужное настроение”.В нашем детском саду прошла неделя психологии, к которой мы тщательно подготовились. Были организованы семинары.

Неделя психологии в детском саду Неделя психологии проведена в детском саду № 123 г. Липецка. Девиз недели: «Понять себя, значит лучше понимать окружающих». Цель проведения.

Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения ВведениеЖесты, мимика, интонации – важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо.

Понятие и виды профессиональной компетентности педагога Понятие и виды профессиональной компетентности педагога В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции,.

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Читайте также:  Оранжевый цвет в психологии

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание– направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание – психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) – проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания – переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание – дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание – не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание – обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание – связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание – преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Внимание: что это в психологии, свойства, виды, классификация, функции

Содержание

Как долго вы можете концентрироваться на одном действии, собеседнике? Почему вчера вы работали, не отвлекаясь, а в сегодня – сделать это очень сложно. В этой статье я расскажу о внимании, дам краткое определение из психологии, перечислю его основные виды и свойства , а также приведу примеры .

Описание

Это понятие обозначает определенную направленность сознания и зацикливание на одном объекте. Выбор предмета осуществляется самим субъектом деятельности, при этом происходит отвлечение личности от других раздражающих факторов. Можно сравнить данную способность ума со зрением. Когда человек фокусируется на конкретной точке, его окружение становится размытым, так как находится не в фокусе. Держать непрерывный взгляд можно только определенное время – это обусловлено физиологией. То же самое происходит и с нашей внимательностью.

Физиологический механизм

Ежедневно, ежечасно, ежесекундно мы получаем неотфильтрованный поток информации через все способы восприятия. Но из-за того, что у человека есть собственные осознанные и неосознанные потребности, интересы, мотивы – не каждое сведение усваивается нашим мозгом, а только те, которые нам интересны.

Приведу пример: по пути в школу ученик остановился на пешеходном переходе, потому что был красный сигнал светофора. На эту уже отработанную реакцию он потратил немного сил, поэтому уже к вечеру он не сможет вспомнить – на каком именно светофоре он стоял. Но на уроке он внимательно слушал учителя, прикладывая максимум усилий. Это позволило ему запомнить весь урок.

Степень внимательности зависит от:

  • потребностей и мотивации самого субъекта;
  • новизны – одинаковые, постоянно повторяющиеся действия часто не сопровождаются вниманием, а делаются по инерции;
  • продолжительности и количества – почувствовать одну каплю дождя на коже сложнее, чем долгий ливень;
  • связи с базовыми рефлексами – иногда мы откликаемся на раздражители, которые кажутся нам опасными, это любой громкий звук или свет;
  • времени суток, усталости, индивидуальных особенностей человека.

Важно то, что данный процесс протекает взаимосвязано с другими (например, со слушанием, говорением, моторикой), поэтому его очень сложно изолировать и изучать отдельно. На органы восприятия (слух, зрение) действуют раздражители, через нервные окончания импульс идет прямо к коре головного мозга. При правильных условиях в данной области формируется очаг воспаления, и большинство нейронных связей начинает работать в этой зоне, остальные блекнут.

Классификация внимания в психологии

Есть несколько видов, которые зависят от степени участия сознательности в процессе восприятия. Внимательность бывает:

  • непроизвольная. Этот вид проще всего, встречается очень часто и используется в некоторых обучающих программах для детей. Дополнительные названия – пассивное, вынужденное. В данном случае сознание практически не имеет значения, хотя оно может «уловить» и перенять заинтересованность, начать воспринимать более осознанно или намеренно отстраниться от процесса. Раздражитель действует на основании контраста – было тихо, стало громко. В данной категории также существует несколько подвидов. Например, вынужденное – им сложно управлять, оно часто выходит из-под контроля. Так действует внезапный страх от вспышки, громкого взрыва. Еще есть невольное, оно связано с чувством голода или жажды, к примеру, когда из пекарни доносится ароматный запах. Есть также привычное внимание – когда человек по привычке исходя из особенностей профессии, начинает замечать то, что другим людям неинтересно;
  • произвольная. Для нее необходимо прикладывать усилия. Есть цели, которые приводят к активным действиям. Подобным образом происходит обучение, работа, домашние дела и многое другое. Это значительно отличает человека от животных, потому что мы руководствуемся не только биологическими, но и социальными мотивами. Подобное волевое внимание часто учитывают при трудоустройстве;
  • послепроизвольная. Цель есть, но усилий прикладывать не нужно, так как все действия уже становятся привычными. Приведу пример: вы должны прочитать книгу для того, чтобы сдать экзамен. Но в процессе прочтения вы нашли ее интересной, поэтому испытываете самостоятельную тягу к нему.
Читайте также:  Психология человека - как управлять людьми?

Какими свойствами обладает внимание

Я выделяю 5 основных особенностей.

  1. Устойчивость. Это то, как долго субъект может концентрироваться на объекте. Это связано со многими и физиологическими (врожденными), и приобретенными характеристиками. Чем устойчивее внимательность человека, особенно ребенка, тем выше вероятность развития гениальности. Это также напрямую связано с эффективностью работы на одном рабочем месте.
  2. Сосредоточенность. Ее также называют концентрацией. Это способность выделить один раздражитель из десятков подобных. Например: учиться или работать под звучание музыки, телевизора. Концентрироваться сложнее, когда вас окружает большое количество внешних раздражающих факторов.
  3. Объем. Это показатель того, сколько объектов могут быть охвачены одновременно. Обычный пример для сравнения – это Цезарь. По историческим сведениям, он мог совмещать сразу несколько дел. Обычный человек может участвовать в 3-7 процессах.
  4. Распределение. Свойство, которое связано с предыдущим. Это способность перестраиваться с одного действия на другое.
  5. Переключение. Это возможность перейти с одного процесса на другой. Такой активностью в большей степени обладают женщины, особенно матери, которые должны быстро реагировать на запросы детей.

Основные функции внимания в соответствии с видами

Их также можно назвать этапами:

  • обнаружение импульса – пребывание в состоянии бдительности или намеренный поиск раздражителя;
  • распределение – выбор одного и концентрация на нем с учетом того, что остальное неважно;
  • отождествление.

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях.

  • сужается количество объектов, которое человек может воспринимать единовременно;
  • страдает устойчивость, то есть при наблюдении возникает переключение концентрации на что-то другое – непроизвольное.

Какие бывают нарушения внимания.

  • Рассеянность. Проявляется в неспособности концентрироваться на объекте длительное время. Бывает мнимое состояние, когда оно вызвано чрезмерной заботой об одном конкретном предмете. Подлинное же характеризуется тем, что отсутствует возможность переключаться и удерживать произвольное внимание из-за малокровия, патологий нервной системы, травм. Также выделяют еще два дополнительных вида рассеянности: ученая и старческая. Первая возникает, когда человек сильно сосредотачивается на предмете исследования, а на остальное у него не хватает сил. Вторая – возрастная.
  • Подвижность. Иногда у детей бывает гиперактивность, это характерно для возраста до 7-8 лет. Также случается и со взрослыми в состоянии измененного сознания под наркотическими веществами.
  • Инертность – малая подвижность.
  • Апрозексия. Это уже клиническая патология, когда полностью отсутствует любое (и произвольное, и непроизвольное) внимание на раздражители.

Стадии развития

В процессе взросления концентрирование проходит видоизменения в лучшую сторону, и к шестнадцати-семнадцати полностью формируется.

  1. До 1,5 месяцев. Малыш реагирует только на яркие раздражители, это показатель того, что у него все хорошо с ЦНС.
  2. До 7 месяцев. Ребенок начинает сосредотачиваться на таких вещах, как звук голоса, распознавать интонацию или действия.
  3. До 1,5 лет. Уже появляется первичное осознание, то есть сознательное привлечение взрослых с помощью издания звуков или поворота головы.
  4. До 4. Произвольное слушание, говорение. Ребенок старается понять говорящих, вступить с ними в диалог. Действия, игры приобретают более осознанный характер, появляется стремление выполнить что-то до конца – собрать пазл.
  5. До 6 лет. Управлять своим же вниманием малышу проще с помощью голосовых команд – самовнушение. Границы мира увеличиваются, как и размер раздражителей и осознанных реакций.
  6. До 13. Активно происходит усвоение норм – распорядок дня, школьные перемены и уроки. Ребенок учится перестраиваться, концентрироваться. Для этого он использует внутреннюю речь.
  7. До 17. Преобладает уже сознательная внимательность над произвольной, но только при достижении 16-18 лет можно говорить о полном формировании.

Основные теории: что относится к свойствам внимания

Я перечислю несколько позиций ученых, касающихся внимательности.

В. Вундт

Сравнивал процесс со зрительным полем.

Выделял до 6 объектов, которые связаны ассоциативно, при этом только один из них находится в фокусе, в перцепции, остальные – в апперцепции.

Э.Титченер

Был согласен с Вундтом, но добавил метафору волны. Считал, что внимательность непрерывна и имеет свой гребень, пик.

Второе положение – аккомодация (когда один объект максимально согласуется с предшествующим, на него легче переключиться).

Записаться на консультацию

У. Джеймс

Исследовал колебания. Считал, что произвольная концентрация продолжается пару секунд, а затем переключается или смотрит на объект с другой стороны. А также полагал, что устойчивость необходимо развивать, так как она способствует процессу развития гениальности.

Т. Рибо

Исследовал физиологические проявления, выделил 3 группы признаков сосредоточенности:

Ученый подчеркивал связанность физиологии и психологии.

Н. Н. Ланге

Выделил три разновидности внимания.

  • Рефлексивное – основано на рефлексах, автоматическое.
  • Инстинктивное – способ приспособления организма к окружающему.
  • Волевое – включает компонент «воля».

А. А. Ухтомский

Физиолог изучал нейронные связи и определил понятие «доминанты» – это точка, где фокусируется нервное возбуждение, и участок, который подчиняет себе работу прочих центров ЦНС.

И. П. Павлов

Говорил о безусловном ориентировочном рефлексе, который он также называл «что такое». Это способность организма чувствовать любые изменения в окружающей среде и реагировать на них. Но при постоянном раздражении ответ утихает, так как вырабатывается привычка.

Д. Бродбент

Приводил ассоциацию с фильтрацией – канал передачи информации может быть перегружен, поэтому он очищается от лишнего. То есть происходит селекция – отбор. Термин получил активное развитие и дал корень многим последующим теориям.

А. Трейсмен – ранняя модель

Исследователь предложила схему, как происходит селекция на первичном этапе. Сначала данные очищаются по физическим признакам, затем – по смысловым. Таким образом, нерелевантный поток информации не блокируется полностью, а ослабляется.

А. Трейсмен – поздняя

Она же предположила, что, кроме двух представленных, может быть множество фильтров, они находятся в покое, но вместе с постановкой цели приходят в движение.

Д. и Э. Дойч

Супруги считали, что ранней фильтрации не существует. А блоки устанавливаются не на входе, а не выходе – на стадии ответа. А остальные сведения остаются в бессознательном и косвенно воздействуют на сознание.

Д. Норман

Стал последователем семьи Дойч и прибавил к их теории «блок уместности». Это факт, что если раздражитель или иной объект был ожидаем и предполагаем, то положительная реакция на него усиливается.

Р. Шиффрин

Разделял все процессы переработки потока информации на:

  • автоматические – присущи не только людям, но и животным;
  • контролируемые – отличаются сильной интенсивностью сознания.

Д. Канеман

Он считал внимание актом умственного усилия и признавал в первую очередь не физиологические особенности, а психологические. Полагал, что у каждого субъекта есть определенная мощность, которую можно развить.

У. Найссер

Признавал ведущее значение человека – именно он решает, какие органы чувств максимально задействовать, на чем сконцентрироваться, а что блокировать. Именно исследовательская субъективная активность приводит к тому, что выбирается фрагмент реальности в фокусе.

Л. С. Выготский

Полагал, что переключение внимательности с произвольного на послепроизвольное является актом поведения. Его он связывал одновременно и с природным развитием, и с культурным, социальным.

П. Я. Гальперин

Продолжил теорию Выготского. Выделил несколько этапов действия и установил, что контроль – это только порождение новой умственной деятельности.

Д. Н. Узнадзе

Изучал установки как предварительный настрой на получение результата. Они могут быть поставлены, когда есть потребность и ситуация, в которой данный мотив способен реализоваться.

Разновидности

Внимательность бывает произвольной, непроизвольной и послепроизвольной. Однако некоторые ученые считают, что последний вид – это только подвид неконтролируемой реакции.

В этой статье я рассказала все о внимательности , объяснила, что это такое в психологии , дала определение понятию.

Помощь психолога Дарьи Милай

Записывайтесь на мою личную консультацию, и я помогу вам:

  • научиться концентрироваться и сосредотачиваться в нужный момент;
  • бороться с растерянностью, беспокойством;
  • использовать свойства внимания для повышения продуктивности.
Ссылка на основную публикацию