Социальная психология личности - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Социальная психология личности

Социальная психология личности.

Проблемы социализации личности.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Процесс формирования личности – социализация – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, а также принятых в обществе норм и ценностей

Термин «социализация», не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки. Понятие социализация было введено в социальную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Социализация личности представляет процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальных опыт в собственные ценностные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те норма и шаблоны, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали не одинаковы в разных обществах, и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Социализация осуществляется в общении и деятельности.

Она может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим начало социализации. Начинается социализация личности в семье и продолжается в школе, в ВУЗе, на производстве. Социализация личности – процесс, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками и психологическими предрасположениями приобретает качество, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

Социализация заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта. Воспитание – одна из форм этого процесса, а именно управляемая и целенаправленная социализация. К специальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, молодежные организации, семья.

Процесс социализации не завершается с достижением взрослого возраста, он непрерывно идет на протяжении всей жизни человека.

Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный характер, так и стихийный.

Основным фактором социального формирования личности является направленность – система доминирующих социально обусловленных отношений индивида к действительности, которая характкризуется интересами, идеалами, мировоззрением, убеждениями (А.Н. Леонтьев).

влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели;

желание – более высокая форма направленности, характеризующаяся наличием цели;

интерес – стремление выделять и познавать специфические предметы и явления.

Приоритетные интересы определяют мировоззрение – систему взглядов человека на мир, общество, самого себя. Это важнейшее качество, обусловленное направленностью личности и в свою очередь само определяющее ее направленность. Мировоззрение влияет на выбор мотивов и развитие интересов. Не является врожденным, а формируется в процессе жизнедеятельности. Это более высокая степень направленности.

Кроме того, к формам направленности относятся:

совесть – нравственная самооценка человеком своих поступков;

чувство стыда, переживаемое как моральная неудовлетворенность своими поступками.

Направленность взаимосвязана с другими личностными структурами; её влияние распространяется на индивидуальные психические свойства и биологические системы организма.

Направленность человека имеет многоуровневую структуру, в основе которой лежат потребности – внутренние состояния в форме нужды, являющиеся источниками активности.

(уровни потребностей по А. Маслоу):

Потребность в безопасности (в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности).

Потребность в любви и принадлежности (в чувстве общности, принадлежности к определенной группе, в дружбе).

Потребность в самоуважении (а также в уважении и признании другими людьми).

Потребности в самоактуализации (в развитии и реализации собственных возможностей, способностей, потенциала, личностного совершенствования).

Мотивация – внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением актуальной потребности (осознаваемые и неосознаваемые; мотивация на успех и мотивация на неудачу).

Мотивация на успех – это позитивная мотивация, направленная на достижение конструктивного, положительного результата. Мотивированные на успех люди активны, инициативны, ищут различные способы преодоления препятствий, отличаются настойсивостью в достижении цели.

Мотивация на неудачу – негативная мотивация, связанная с потребностью избежать неудачи, порицания, наказания, срыва. В основе лежат негативные ожидания. Люди, мотивированные на неудачу, ищут поводы для отказа от ответственных заданий, выбирают заниженные цели.

В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной форме содержится социальный опыт предшествующих поколений, наций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, волос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изменяются. Уже в детские годы активно включаются в процесс социализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребёнка люди.

В ходе воспитания в системе образования (школа, ВУЗ) формируются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требованиям действующей в рамках данной культуры, системы ценностей и традиций.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), ребёнок усваивает социальный опыт, адаптируется.

Стадия индивидуализации – промежуточная социализация (подростковый возраст) ещё не устойчиво самоопределение, выделение себя, критическое отношение к обществу, нормам поведения.

Юношеский возраст (от18 до 23-25 лет) – устойчиво-концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции (желание найти своё место в обществе), проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В противном случае возможно:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и в обществе;

изменение себя, стремление стать «как все» (конформизм).

Трудовая стадия (весь период зрелости человека) усвоение и воспроизведение социального опыта.

После трудовая стадия (пожилой возраст) процесс передачи опыта молодому поколению.

Выделение стадий имеет большое значение. Для становления личности важно, через какие соц. группы она входит в социальную среду как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Социальная психология личности

Понятие личности

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отношений.

Понятие “личность раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

В психологию понятие “субъект” было введено С. Л. Рубинштейном (“главный вопрос психологии – вопрос о субъекте”). В деятельности есть внешние и внутренние условия, тогда внешние условия – это природные и социальные воздействия, а внутренние условия – это субъект. Внешние условия действуют только через внутренние. А субъект (внутренние условия) действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т.е. субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа – общество – культура, можно выделить три типа субъектов:

  • 1) природный субъект – это человек как биологическое существо, которое гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;
  • 2) социальный субъект – человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;
  • 3) субъект культуры – субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Понятие “личность” (в широком смысле) включает все три типа субъектов.

Существует более узкое понимание личности как совокупности общественных отношений, когда подчеркивается, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, а возникает в результате культурного и социального развития. Личность формируется в совместной деятельности и общении, испытывает на себе влияние культуры и общества в целом.

Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит человек. Происходит “наложение” социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с одной стороны, и индивидуально-психологических и биологических особенностей человека – с другой. А. Г. Ас- молов отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстанцию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).

Личностьне только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве “Я”, которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявиться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если нс способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Читайте также:  Японская модель менеджмента

Личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям. “Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать “нет” своим витальным биологическим влечениям” (М. Шелер). “Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу” (Ф. М. Достоевский). “Свобода личности может перейти в произвол, если она нс переживается с точки зрения ответственности” (В. Франкл).

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

Социальная среда это все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий (“городская среда”, “деревенская среда”, “производственная среда”, “артистическая среда” и т.п.).

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность – таков принципиальный путь формирования личности.

Расовые различия в биологическом аспекте (различия внешности, цвета кожи, волос и т.п.) генетически обусловлены, но расовые психологические различия обусловлены не столько биологическими причинами, сколько различием культурных этнических норм и условий жизни. Национальные психологические особенности не передаются генетически, а формируются в ходе воспитания и инкультурации ребенка в определенной социально-культурной среде: русский по рождению ребенок, но воспитанный в США, будет иметь американский национальный характер, выполнять культурные и социальные нормы американского общества. При сравнении рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы.

По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода заключается в том, чтобы выявить, “каким образом сформировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявляются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально- типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого делается акцент на микросреду формирования личности. Прежде всего, надо выяснить, через какие группы осуществляется влияние общества на личность (как происходила социализация личности). С другой стороны, социальную психологию интересует результат взаимодействий личности и группы (это проблема социальной установки).

К. К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия “личность”, “индивид”, “индивидуальность”, дает следующее определение личности: “Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания”.

Согласно мнению Е. В. Шороховой, в основе социальнопсихологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

Е. В. Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования.

В качестве таких объектов выделены:

  • – общественно-историческая детерминация личности и ее поведения;
  • – психический склад личности;
  • – социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;
  • – становление духовного мира человека;
  • – черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социальнопсихологические черты личности);
  • – социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности;
  • – ценностные ориентации;
  • – ролевые функции;
  • – жизненная позиция личности;
  • – закономерности проявления и формирования общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;
  • – самовоспитание личности.

Что такое социальная психология личности и почему нужно изучать эту науку?

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня будем говорить о таком направлении, как социальная психология личности. Разберем, что это такое, зачем нужно изучать эту науку и как она может помогать нам решать повседневные проблемы.

Объекты социально-психологического исследования

Отрасль психологии, которая занимается изучением поведения разных групп людей, а также отдельных индивидуумов по отношению к этим группам называется социальной психологией личности.

Социальная психология изучает следующие объекты:

  • психический склад индивидуума;
  • историческая детерминация личности в обществе;
  • формирование духовной составляющей человека;
  • мотивация поведения в разнообразных психологически-социальных ситуациях;
  • этичные и моральные особенности личности;
  • социально-психологические черты индивидуума;
  • ролевые процессы;
  • ценности и ориентации;
  • самовоспитание;
  • жизненная позиция;
  • законы появления социальной активности, внутренние противоречия и способы их ликвидации.

Теории личности в социальной психологии

На сегодняшний день в психологии личности нет единой теории, которая устраивала бы всех исследователей и отвечала бы на все поставленные вопросы о формировании поведенческих моделей индивидуума.

Самые распространенные теории:

  • Психодинамическая. Она основана на работах Зигмунда Фрейда. Согласно ей, полностью отрицается такое понятие, как сила воли. Следовательно, все желания и действия человека основаны на агрессивных или сексуальных желаниях.
  • Гуманистическая. Необходимость в актуализации самого себя – основа в развитии каждого человека. Все люди на протяжении жизни пытаются доказать собственную значимость и важность своей деятельности для общества. Целями жизни являются познание себя, собственного потенциала и его реализация.
  • Аналитическая. Юнг полагал, что поведение человека предопределяют врожденные факторы, которые он наследует от своих родителей. Согласно этой теории, подсознание играет главную роль в поведенческих моделях человека, а сновидения, культура и искусство дают возможность их раскрыть.
  • Поведенческая. Если кратко описать бихевиоризм, то личность является продуктом учения, а генетическая и психологическая составляющие не играют существенной роли. Окружение – единственный фактор, влияющий на развитие человека.
  • Когнитивная. В основе лежат эгоистические наклонности человека. Социум – источник развития, а желания поминать прошлое и быть осведомленным по поводу своего будущего являются движущей силой.
  • Действующая. Человек является сознательным субъектом, выполняющим определенную социальную роль и являющимся элементом общества.
  • Диспозициональная. Индивидуум – это сложное сочетание социальных и генетических элементов, являющихся факторами его развития.

Каждая из этих теорий имеет место быть. Но ни одна из них не дает точной характеристики поведения личности в социуме. Любая группа противопоставляется человеку, следовательно, не давая возможности проводить исследования. Проблему необходимо рассматривать комплексно, так как некорректно противопоставлять одну личность группе людей.

Зачем нужно изучать социальную психологию?

Множество исследований, проведенных в этом направлении, дали возможность определить целый ряд изменений, которые потерпел человек по причине нахождения в социуме:

  • потеря собственного мнения;
  • излишняя боязнь обращать на себя внимание или социофобия;
  • снижение самооценки;
  • перекладывание ответственности;
  • давление окружающих;
  • перенимание эмоций других;
  • низкий уровень самосознания;
  • групповая поляризация.

Наше поведение в одиночестве и при других людях или группах сильно отличается. Мы просто не можем вести себя в социуме без предварительного взвешивания тех или иных поступков и моделирования возможных последствий.

Чему вы научитесь?

Подробно изучая психологию личности, вы научитесь:

  • находить общий язык с разными людьми;
  • находить пути оптимального выхода из конфликтных ситуаций;
  • убеждать других;
  • заводить друзей и поддерживать дружбу;
  • различать эмоционально незрелых людей и ограждать себя от них;
  • совершенствовать свою психологическую осведомленность;
  • исследовать себя изнутри, находить свои таланты и видеть себя в будущем;
  • не занижать свою самооценку в коллективе;
  • не бояться вести за собой людей;
  • принимать ответственность в любой ситуации;
  • помогать тем, кто нуждается в психологической помощи.

Ситуация, когда по причине недоговорок и боязни пересудов обидчик не был выведен на чистую воду, встречается не так уж и редко. А вспомните хотя бы школу… Наверное, среди ваших знакомых был мальчик или девочка, которые не пользовались популярностью в классе, хотя заслуживали этого намного больше, чем другие ученики. Где, думаете вы, был корень этой проблемы?

Конечно, в самом мальчике или девочке, которые не могли с достоинством отстоять свою точку зрения, высказаться. И причин этому могло быть множество: зажатость, излишняя скромность, боязнь обращать на себя внимание, заниженная самооценка и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что социальная психология личности дает исчерпывающие ответы на эти и множество других вопросов. Также показывает инструменты изучения себя и своего поведения в разных группах: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Это всегда интересно и полезно. Регулярно возвращаясь к психологии, вы научитесь заранее моделировать оптимальное для себя поведение в той или иной ситуации.

Заключение

Рекомендую также, прочитать статью о чувствах человека с точки зрения психологии.

Всего хорошего, дорогие читатели! Надеюсь, вы получили новую информацию, и теперь будете периодически уделять время социальной психологии личности. До встречи за новыми беседами!

Понятие личности в социальной психологии

Сущность понятия личности

Социальная психология личности исследует личность, в том числе вопросе ее формирования и социализации, групповое положение и систему общения, межличностных отношений.

Понятие «личность» способно раскрывать социально-психологическую суть индивида, которая формируется в ходе усвоения человеком общественных форм поведения и сознания, исторического опыта общества (личностью человек может стать под воздействием жизни в обществе, в том числе в результате обучения, воспитания, общения, взаимодействия).

Социологией личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, в качестве социального типа (продукт общественных отношений). Психология учитывает, что одновременно с этим личность является не только объектом отношений в обществе, не только испытывая социальное воздействие, но и преломляя, преобразуя их. Это обусловлено тем, что личность постепенно начинает выступать в качестве системы внутренних условий, посредством которых происходит преломление внешнего воздействия общества. Подобные внутренние условия можно представить в виде совокупности объединенных наследственных биологических свойств и социально обусловленных качеств, сформированных под воздействием предыдущих социальных воздействий. В процессе формирования личности внутренние условия характеризуются большей глубиной, при этом одинаковое внешнее воздействие способно оказывать на различных индивидов различное влияние. Так, личность представляет собой не только объект и продукт отношений в обществе, активный субъект деятельности, самосознания и общения.

Читайте также:  Как забыть человека, которого любишь - психология

Психология начала использовать понятие «субъект» с введение его С. Л. Рубинштейном. В деятельности можно выделить внутренние и внешние условия, внешние условия включают социальные и природные воздействия, а внутренние условия представлены самим субъектом. Внешние условия способны действовать лишь посредством внутренних. При этом субъект, отражая внутренние условия, осуществляет действия с помощью внешних, чем изменяет себя. Таким образом, субъект активен, являясь сам продуктом собственного действия, что способствует изменению внешнего воздействия.

Типы субъектов и особенности личности

Индивид живет в 3 сферах мира:, включая природу, общество и культуру. По этой причине выделяют 3 типа субъектов:

  1. природный субъект, то есть люди, как биологические существа, которые гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям природы;
  2. социальный субъект, то есть люди в виде носителей присвоенных социальных правил или норм, которые принимает определенное общество;
  3. субъект культуры, то есть субъект ответственного и самостоятельного решения проблем жизни через общечеловеческие нравственные и культурные принципы.

В широком понимании понятие «личность» состоит во всех трех типах субъектов.

Есть и более узкое понимание личности, которая представляет собой совокупность отношений в обществе. Здесь необходимо подчеркнуть, что личность является социальным понятием, выражающим все, что есть в человеке над природой (историческое). Личность нельзя считать врожденной, она проявляется в ходе социального и культурного развития, формируясь в совместной деятельности и общении. При этом она испытывает на себе воздействие общества и культуры.

Тем не менее, личность в теории нельзя рассматривать в качестве слепка той культуры и того общества, к которому индивиды принадлежат. Здесь социальные факторы накладываются на индивидуально-психологические и биологические особенности человека. Как отмечал А. Г. Асмолов, личность включает 2 субстанции: социально-типическая и индивидуально-уникальная, в которой уникальность может быть достигнута через собственную активность, свои мысли, поступки, личную ответственность.

Личность представляет собой не только целеустремленную, но и самоорганизующуюся систему, объектом внимания и деятельности которой является не только внешний мир, но и она сама. Это находит проявление в определенном чувстве «Я», включающем в себя представления о себе и самооценку, программу совершенствования, привычную реакцию на свои качества, способностях наблюдать и анализировать свое поведение. Быть личностью означает активность в жизненной позиции. О ней говорят: на том стою и не могу по-другому. Быть личностью – значит выбирать, при этом выбор возникает в силу внутренней необходимости с оцениванием последствий принятых решений и способностью отвечать перед собой и обществом. Быть личностью – значит постоянное построение самого себя и других, владение системой средств и приемов, посредством которых можно владеть своим поведением, подчиняя его своей власти. Личность обладает свободой выбора и несет ее бремя.

В узком понимании личность – это субъект решения проблем, выбор, который помогает самостоятельно и ответственно решать проблемы.

Личность находит проявление при столкновении человека с конфликтами или проблемами. Человека нельзя считать личностью, если он не может сам решить свои жизненные проблемы, неся ответственность за свои решения и поступки.

Личность можно представить в виде активно осваивающего и целенаправленно преобразующего природу, общество и себя человека, который обладает уникальным динамичным соотношением между пространственно-временными ориентациями, потребностно-волевыми переживаниями, содержательными направленностями, уровнями освоения и формами реализации деятельности, обеспечивающей свободу самоопределения в поступках и степень ответственности за последствия.

Степень свободы личности, или свободы выбора, воли, можно определить возможностью человека выбирать тот или иной вариант поведения, часто вопреки социальным обстоятельствам или своим влечениям. По мнению М. Шелера, человек – это единственное существо, способное в любое время сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям. Он не свободен от социальных влияний, но именно от человека зависит, сдастся он или сможет противостоять обстоятельствам социума. В этом понимании свобода представляет собой тот момент, когда человек самостоятельно должен принимать решение, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский). По определению В. Франкла свобода личности часто переходит в произвол, если ее не переживать с позиции ответственности.

Социально-психологическое понимание личности

Возникновение социально-психологических явлений происходит через взаимодействие социальной среды, группы и личности.

Социальная среда включает все то, что окружает людей в их социальной жизни. Она представляет собой конкретное проявление, своеобразие отношений в обществе на определенной стадии их развития.

Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций (оэфа). Также ее зависимость обусловлена классовой и национальной принадлежностью, внутриклассовыми различиями соответствующих слоев, бытовыми и профессиональными отличиями (разделение на «городскую среду», «деревенскую среду», «среду производства», «артистическую среду» и др.).

Итак, общественно-экономическая формация в конкретности (историческая, демографическая, географическая и национальная) определяет данную социальную среду, которая порождает определенный образ жизни и вслед за этим образ поведения и мыслей. По этой причине, принципиальный путь личности состоит в следующей цепочке:, общественно-экономическая формация → социальная среда → образ жизни → личность.

В соответствии с биологическим аспектом расовые различия, включая внешность, цвета кожи, волос, по генетике обусловлены. Но расовые психологические различия характеризуются не только биологическими причинами, а разными культурно-этническими нормами и условиями жизни. Не происходит генетическая передача национальных психологических особенностей, но осуществляется их формирование при воспитании и инкультурации ребенка в соответствующей социальной культурной среде. Например, ребенок, родившийся в России, но воспитанный в Америке, будет обладать американским национальным характером, выполняя культурные и социальные нормы общества в США. Сравнивая расы, средние различия групп намного меньше, чем диапазон личных различий в каждой группе.

В соответствии с позицией Г. М. Андреевой, социальная психология личности — это отрасль, определяющая личность. Это определение дает общая психология, выясняя, в каких определенных группах личность, с одной стороны, способна усваивать социальные влияния (с помощью какой системы ее деятельности), а с другой стороны, как, в каких определенных группах происходит реализация ее социальной сущности (с помощью какой совместной деятельности).

Специфика социально-психологического подхода состоит в выявлении, каким образом происходило формирование социально-психологических черт, по какой причине в одних условиях формирования личности происходит их проявление в полной мере, а в других возникают определенные социально-типические черты, вне зависимости от принадлежности личности к соответствующей социальной группе. Для этого внимание акцентируется на микро среде формирования личности. В первую очередь, важно определить, с помощью каких групп общество влияет на личность, то есть, каким образом происходит социализация личности. С другой стороны, социальная психология рассматривает итоги взаимодействия личности и группы, что представляет собой проблему социальной установки.

Так, К. К. Платонов указывал на то, что осуществляя социально-психологический анализ личности, важно точно разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Исследователь дал определение личности: «Личность — это человек в качестве субъекта активной деятельности. Он преобразует мир, а следовательно, является носителем сознания и самосознания».

По мнению Е. В. Шороховой, основой социально-психологического понимания личности являются характеристики социального типа личности в качестве специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, системы ролей и др. Она определяла предмет социальной психологии посредством перечисления объектов социально-психологического исследования, в число которых включены:

  • общественная историческая детерминация личности, включая поведение;
  • психическая структура личности;
  • социальная мотивация действий и поведения человека в определенных общественно-исторических и социальных психологических условиях;
  • формирование духовного мира индивида;
  • личностные черты, которые проявляются под влиянием отношений в обществе, взаимоотношений между людьми (социальный, психологические черты личности);
  • социальные типы личности, в том числе половозрастные, национальные и профессиональные аспекты личности;
  • ориентация в ценностях;
  • роли;
  • жизненная позиция человека;
  • закономерность в проявлении и формировании общественной активности личности; вопросы внутреннего противоречия личности и способы ее преодоления;
  • самовоспитание.

Социальная психология: конспект лекций (Н. А. Мельникова)

Пособие в компактной форме излагает учебный материал по курсу «Социальная психология». Книга позволит в сравнительно короткие сроки ознакомиться с основными понятиями учебной дисциплины, предусмотренными государственным стандартом, а также эффективно подготовиться к экзамену. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология: конспект лекций (Н. А. Мельникова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

Читайте также:  Психологический климат в семье

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I (дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self («самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты – фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип – доминирует самосохранение;

2) генофильный тип – инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип – инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип – инстинкт исследования;

5) доминантный тип – инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип – инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип – инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития– то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие – всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология: конспект лекций (Н. А. Мельникова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ссылка на основную публикацию