Речь в психологии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Речь в психологии

Речь: функции и виды

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития. Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их. В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков. Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов. Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление. В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция. Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому. Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения. Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

  • Диалогическая.
  • Монологическая.

Определение 7

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания. Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания. Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Письменная речь

Реализация письменной речи осуществляется в формах, доступных для зрительного восприятия. Как правило, она закрепляется в виде письменного текста, который дает большую свободу при обращении с ней. Формулируя высказывания в письменной речи, происходит поиск оптимального способа оформления сообщения, доступен выбор различных вариантов, проверка и перепроверка техники построения предложения для достижения более точного выражения смысла.

Однако, существующий разрыв времени между формированием письменной речи и ее восприятием делает ее обезличенной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом, в чем и заключается основное отличие от устной речи. В отличие от устной речи, где существование общей ситуации, объединяющей собеседников, применение выразительных средств общения и интенсивный эмоциональный обмен обеспечивает возможность понимания без тщательного продумывания содержания, письменная требует более систематизированного и логически связного изложения.

При всех различиях данных видов речи нельзя противопоставлять их друг другу, ведь обе они не представляют собой однородного, завершенного целого компонента. Разнообразность этих понятий подтверждается и различием компонентов. Так устная речь включает в себя:

  • Разговорную речь.
  • Беседу.
  • Публичное выступление.
  • Лекцию.
  • Доклад.

Видов письменной речи также довольно много и все они разнообразны. Так можно выделить следующий ряд компонентов письменной речи:

  • Статьи.
  • Монографии.
  • Научные трактаты.
  • Произведения эпистолярного жанра и другие.

В свете набирающего оборота технического процесса образовался новый вид речи – письменный по форме, но близкий по смыслу и характеристикам к устной речи. Данный тип используется в большей степени при общении в чатах, системах быстрого обмена сообщениями. Здесь предложения подвергаются сокращениям, используются символы, анимированные изображения для передачи эмоциональной сути, активно применяется сленг, аббревиатуры, игнорируются общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Существенное значение имеет дифференциация речи на внешнюю и внутреннюю, где последняя осуществляется беззвучно, имеет другую функцию и строение. Внешняя речь напрямую связана с обменом информации и коммуникативным процессом, а функция внутренней речи определяется как обеспечение процесса мышления и внутренней регуляции. Наиболее явное проявление внутренней речи можно наблюдать в процессе чтения текстов, решения задач, построения мысленных планов. С ее помощью происходит упорядочивание полученной информации, самоинструктирование, анализ действий и переживаний. Структуру внутренней речи можно рассматривать как обобщенные семантические комплексы, которые состоят из фрагментов слов, фраз и с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. В случае столкновения человека со сложностями или при возникновении внутренних затруднений внутренняя речь может перерасти во внутренний монолог, шепотную или громкую речь.

Виды и функции речи. Функции речи в психологии

Речь — это деятельность человека с помощью языка, направленная на общение, сообщение, получение информации и расширение сознания своего и окружающих людей за счет передачи полученного опыта.

Начало развития речи

Речь как науку углубленно начали изучать в 20-м веке. При этом начиная с древности существовали науки, которые были также направлены на постижение речи, такие как языкознание, логика, поэтика, теория словесности, риторика и теория сценической речи. Что касается 20-го века, то он принес новые направления в изучении речи, такие как психолингвистика, теория коммуникации, исследования речи ребенка, теория билингвизма, социолингвистика. Толчок в развитии получила функциональная стилистика, исследования разговорной речи, возникла фонология, функциональный и коммуникативный подходы в грамматике, статистика языка и речи, семиотика, фонология и компьютерные языки. Тогда же стали активно изучаться функции и формы речи. Психология изучает процесс обмена информацией в тесной взаимосвязи с мышлением и сознанием.

Теории возникновения речи у людей

  • Теория социального договора — была популярна в 18-м веке и гласила о том, что речь возникла для заключения этого самого договора.
  • Теория инстинктивного возникновения языка — не может объяснить разницы между человеческой речью и языком животных в той части, что первая осознанна и обозначена.
  • Теория «ономатопоэтического» происхождения языка — заключается в том, что в основе речи лежат звукоподражательные слова, которые есть в разных языках (например, детские слова тик-так, мяу-мяу и прочие). Но она не получила развития, так как эти слова призваны изобразить предмет, а функцией речи является его отображение.
  • Теория Нуаре — согласно данной теории, речь образовалась в процессе тяжелого труда и основана на сочетании звуков, издаваемых при выполнении определенного вида работ, таким образом в коллективе связь действия и звука, с ним связанного, и вызвала формирование речи.
  • Теория Марра — основана на трудах Маркса и Энгельса и представляет собой следующую концепцию. Язык является продуктом общественно-исторического развития в процессе производства и проходит преломление через общественное сознание. Нельзя рассматривать язык только с физиологическо-фонетической точки зрения, при его изучении обязательно следует учесть его смысловую сторону. Поскольку состоит он из фонем — отдельных осознанных частей, а не из инстинктивно издаваемых звуков.

Функции звукового общения

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи:

  1. Вложение в произносимое эмоциональной окраски, что позволяет влиять на восприятие оппонента и в некоторых случаях повышает возможность получения выгоды от контакта.
  2. Имитация звуков — благодаря звукоимитации некоторые предметы, существа и явления получили свои названия, поскольку это явление призвано отображать издаваемый ими звук.
  3. Выражение мыслей ассоциативно. Некоторые предметы получили свои названия за счет подобия другим предметам. Так, например, лист дерева называется так благодаря издаваемому звуку, от него свое название перенял бумажный лист – звуки сворачивания были аналогичными шелесту деревьев. А вот лист проката внешне ассоциируется с бумагой и назван так же. Таким образом ряд ассоциаций и дал трем совершенно разным предметам одинаковое название.

Какие бывают виды речи

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.
Читайте также:  Как преодолеть неуверенность в себе - советы психолога

Внутренняя речь

Внутренняя речь служит для поддержания мышления индивида, она не включает в себя звукового сопровождения. Из-за того что она лишена первостепенной функции речи — передачи сообщения, внутренняя речь становится формой работы мысли. В этом случае в мышлении человека происходит процесс внутреннего диалога, или воображаемого диалога, с каким-либо объектом, с которым нет возможности пообщаться лично.

Она часто лишена ряда элементов, типичных для коммуникативной функции речи, а также значительно сжата.

Внешняя речь

Виды внешней речи:

  • Монолог — вид речи, в котором присутствует лишь один субъект, служит для передачи знаний и информации большого объема, считается очень сложным процессом и предполагает высокую речевую развитость субъекта.
  • Диалог — взаимный, попеременный обмен двух и более индивидов информацией.
  • Реплика — эмоциональный ответ на высказывание или действие оппонента.

Функции, которые выполняет речь

Основные функции речи:

  1. Индикативная функция — явно или завуалировано происходит указание на какой-либо предмет.
  2. Предикативная — служит для высказывания субъективных суждений по определенной теме.
  3. Семантическая — выражает мысли говорящего, за счет чего обозначает предметы и действия, а также явления.
  4. Коммуникативная функция речи — служит как для передачи информации другим людям, так и для побуждения их к выгодным для говорящего действиям.
  5. Эмоционально-выразительная — выражает эмоциональное отношение конкретного человека к другому индивиду либо событию. В некоторых случаях может быть побуждением к действиям.

Функции стилей речи

Выделяют пять основных стилей речи:

  • Научный — необходим для передачи сложных научных знаний.
  • Публицистический – выполняет функцию пропаганды, агитации и воздействия. Применяется в публичных выступлениях, новостях и периодических изданиях.
  • Художественный — используется при написании произведений для широкого круга читателей, воздействует на них эмоционально.
  • Деловой стиль — используется при написании деловой документации и сжатой передачи информации, полностью лишен эмоциональной окраски.
  • Разговорный — применяется как в устной, так и письменной формах, функции речи в этом случае сводятся к неформальному общению.

Особенности речи ребенка

На первых этапах дети усваивают существительные и глаголы, а уже позднее прибавляются прилагательные. Также доказан тот факт, что именно в дошкольном возрасте, в процессе становления у ребенка речи, он осваивает полностью как звучание родного языка, так и цепочку построения грамматически правильного предложения, то есть ребенок учится изначально выстраивать полноценные предложения, это происходит практически подсознательно.

Функции речи в психологии, как и сама наука, до сих пор продолжают активно изучаться. Изучению особенностей детской речи уделяют много внимания, поскольку считается, что именно в этом возрасте начинается формирование мышления и сознания взрослого человека.

Психология речи

Психологические функции речи

В системе психических процессов, всевозможных свойств, качеств, функций и состояний нет образований второстепенных, в той или иной мере несущественных. Целостная человеческая психика незаметно “рассыпается”, теряет что-то очень важное, если временно, в целях необходимого научного анализа исключить из нее любую, условно выделенную составляющую. Так зачастую бывает, например, с потребностями, эмоциями, сознанием. В этом, как отмечалось ранее (см. гл. 1), заключается одна из глобальных методологических проблем изучения психики, да и мира в целом. Однако есть психологический феномен, без упоминания которого обойтись особенно трудно при описании любого компонента человеческой психики. Этим феноменом является речь, которая присутствует везде – от ощущений до многосложных конструкций сознания и личности. Без использования речи, наконец, просто невозможно общаться и взаимодействовать, невозможны человек и социум.

Необходимо разводить два сопряженных, но разных явления – язык и речь, объективное и субъективное.

Язык – образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей (предшествующих и живущих поколений).

Язык создается, реализуется, изменяется конкретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя.

В мире известно более 2,5 тыс. языков, которые изучает разветвленная наука – лингвистика.

Речь – это феномен субъективный, психологический; это развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства.

Речевая деятельность сама по себе материальна, но исследуется особым межпредметным разделом психологии – психолингвистикой.

Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, но существу, глобальными функциями.

• Первая – номинативная – функция заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет. Таким предметом может быть как вполне конкретная вещь, так и обобщенное свойство, качество, многообразное действие и совершенно абстрактное явление. Человек так или иначе называет, переводит во “второе”, объективно знаковое существование все, ему известное. Весь отражаемый материальный, объективный мир имеет свои языковые заменители. В результате для человека происходит психологическое удвоение мира: реальный предметный мир и его знаковые, словесные заместители, модели. Это дает человеческой психике замечательную возможность взаимодействовать как с одним, так и с другим миром. Соответственно “удваиваются” познавательные, регуляторные и все другие возможности психики. Значительно расширяется сфера человеческой деятельности, поведения, сознания и самосознания, расширяется пространство самого существования и бытия. Личность приобретает еще одну сторону определенной свободы по отношению к реальному миру, поскольку способна “уйти” от него в условный и искусственный мир слов – знаков и символов.

Язык является величайшим изобретением человечества, хотя неизбежно накладывает и специфические ограничения, дискретные языковые конструкции на сам процесс и результат психического отражения. Особенности любого языка в той или иной степени отражают объективные требования жизни. У народностей Севера, например, существует несколько слов для обозначения различных состояний того предмета или явления, который на русском языке называется одним словом “снег”. Выдающиеся люди когда-то придумали и создали письменность, отчего преобразовались и язык, и речь, и сознание, и вся психика. Но сохранилась, расширилась и усложнилась в языковом исполнении функция предметной отнесенности речи. Рождаются новые слова, отмирают старые, потому что для человека меняется, перестраивается сама картина понимаемого мира. Меняется и сам объективный мир, в том числе, создаваемый человеком.

  • • Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходит фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом. Подчеркнем, что, если лишить человеческого индивида возможности усвоения предшествующего людского опыта, он просто не станет собственно человеком, не приобретет видовых особенностей Homo sapiens. Зафиксированный в речи “разум” поколений речью же транслируется, посредством речи интериоризуется, т.е. становится внутренним, психическим достоянием личности. Это единственный путь формирования, существования и развития человека.
  • • Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно. Общение – это не только обмен информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама человеческая жизнь. Вот почему данная функция речи распространяется шире, чем обеспечение процессов общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации, побуждения и управления, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотношений. Диалог – это речевое взаимодействие, в котором реализуется и межличностное восприятие, и взаимопонимание, и взаимодействие, и эмоциональное принятие (или непринятие) другого человека.

Отношения речи и мышления, мысли и слова отнюдь не простые. Мысль выражается в словах, но существует, реализуется в понятиях. Иначе говоря, мышление оперирует не словами, а понятиями. Слово есть средство выработки понятия, а затем его носитель, выразитель, модель. Мысль и слово – не одно и то же, поэтому так нелегко бывает понять другого человека. Но при отсутствии речи понимание было бы в принципе невозможно.

• Относительно четвертой функции речи следует сказать особо, хотя ее проявления также неоднократно описывались в предшествующих главах учебника. Это обширная, разветвленная функция внутреннего вооружения, опосредствования всей человеческой психики. В онтогенезе человеческой психики наступает условный момент, или этап, “перекрещивания” формирующейся речи со всеми другими и также развивающимися психическими функциями и образованиями. В результате они “оречвляются” (Л. С. Выготский), т.е. в той или иной мере вооружаются речевыми знаками и приемами. Такая добавка речи, такая “встреча” с ней качественно преобразует всю психику – от простейшего ощущения до вершин познания и переживания, до глубин сознания. Речь становится внутренним орудием, а также особым средством формирования не только познания, интеллекта и общения, но и всей психики и личности.

В этом контексте представляется неоправданно упрощенным довольно расхожее представление о человеческой речи как о сигнале сигналов, о “второй сигнальной системе”, просто добавленной к “первой” (натуральной) сигнальной системе. Такой подход следует рассматривать как упрощенческий, традиционно редукционистский и для психологии речи неприемлемый.

Речь в психологии

Речь традиционно называют среди других психических функций или познавательных процессов человека, но обычно упоминают последней по порядку. Такое положение дел объясняется не тем, что речи отводится последнее по значимости место, а другими причинами. Одна из них состоит в том, что речь представляет собой одно из наиболее сложных психических явлений, а в перечне психических функций изучаемые явления обычно перечисляются в порядке их усложнения (вспомним, что непосредственно перед данной главой была глава, посвященная не менее сложной психической функции — мышлению). Вторая причина состоит в том, что речь представляет собой познавательный процесс особого рода, который, как и мышление, имеет дело не с первичной обработкой информации, получаемой человеком через органы чувств, а с уже обработанной информацией, хранящейся в памяти, присутствующей в мышлении или сознании человека, уже воспринятой органами чувств и, кроме того, обработанной. Третья причина заключается в том, что относительно речи трудно однозначно решить вопрос о том, является ли она предметом собственно психологического изучения, так, на ее научное исследование претендует еще одна достаточно развитая наука — лингвистика. Она выступает как главная наука, изучающая языки и разные виды речи, и без использования лингвистических знаний речь не может быть понята и изучена с психологической стороны. Поэтому в содержании данной главы мы будем время от времени обращаться к лингвистической информации о языках и речи. Язык и речь в лингвистике рассматриваются как знаковые (семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам и предназначенные для хранения, переработки или передачи информации. Язык — это знаковая система, а речь — функция, связанная со знанием и практическим использованием языков.

Так понимаемые язык и речь — их существует большое количество — делятся на группы и виды. Что касается разновидностей речи, то им далее будет уделено особое внимание. Остановимся вначале на общей характеристике языков. Человеческие языки делятся на четыре основные группы: естественные и искусственные, живые и мертвые [1] .

Естественные языки — те, которые возникли естественным путем давно, развивались и совершенствовались у разных народов, живущих на земле с древнейших времен. Это языки, на которых говорят современные люди и которыми пользовались их предки. Они формировались и развивались по своим законам на протяжении всей истории существования человечества (если иметь в виду выделяемые в лингвистике группы языков) или того или иного конкретного народа, нации, этноса (если иметь в виду национальные языки). До момента, когда возникшие в разных местах земного шара народы вступили в непосредственное общение друг с другом, у каждого из них складывался свой язык, мало похожий на языки других народов. Известно, что общение или активная коммуникация народов, обитающих в отдаленных друг от друга местах Земли, началась лишь с XVIII—XIX вв. До этого времени народы (этносы) существовали многие тысячелетия, практически не имея контактов друг с другом, но у них в то время уже существовал и развивался свой язык. Этим объясняется факт наличия у современных людей нескольких тысяч разных, мало похожих друг на друга языков [2] . Особенно большая разница в естественных языках наблюдается у тех народов, которые населяли далеко отстоящие друг от друга континенты и которые на протяжении длительной истории существования не имели возможности непосредственно взаимодействовать друг с другом. Это, например, языки народов, с древнейших времен населявших Европу, Азию, Африку и Америку.

Читайте также:  Понятие личности в психологии

Позднее, когда народы стали мигрировать, вступать в контакты друг с другом, их языки начали оказывать друг на друга определенное влияние и смешиваться. В результате активизировался процесс взаимного проникновения языков. Появились языки, близкие друг к другу, например языки европейских, азиатских, африканских и дальневосточных народов. Люди, говорящие на разных естественных языках, были заинтересованы в том, чтобы хорошо понимать друг друга. В связи с этим появились не только системы переводов информации с одних языков на другие, но и практика изучения людьми разных языков, которая особенно широко распространилась в современном мире.

Одновременно с этим началось создание искусственных языков, касающихся ряда специальных проблем, представляющих общий интерес для отдельных групп людей. Это, например, языки наук, видов искусств, литературы, техники, экономики, политики и т.д. С точки зрения принятой в них терминологии, понятной специалистам, говорящим на разных языках, искусственные языки стали универсальными языками международного общения. Связанные с ними термины вошли в содержание многих естественных языков. Данный процесс активно продолжается в наши дни.

Искусственных языков существует большое количество, примерно столько же, сколько имеется разных видов деятельности у людей. Почти в каждой из них используется свой, специфический язык, включающий совокупность терминов, точное содержание которых понятно только сравнительно узкой группе специалистов, занимающихся данным видом деятельности и общающихся друг с другом.

Искусственные языки возникли потому, что для обозначения объектов и явлений, открываемых в тех или иных специальных областях знаний, слов естественных языков недостаточно, или же эти слова неточно отражают специальное содержание, вкладываемое в них соответствующей группой людей. Искусственные языки стали развиваться в те времена, когда у людей появились специализированные виды деятельности, когда началось разделение людей по роду профессиональной деятельности.

Число искусственных языков в наши дни увеличивается быстрее, чем количество естественных языков, и их терминологическое содержание постоянно обновляется. Это происходит за счет новых открытий, делаемых людьми в соответствующих областях знаний. На глазах одного или нескольких поколений людей сложились и обогатились, например, языки математического программирования, язык компьютерной техники, язык техники связи, языки экономики, политики и ряда других областей. Практически каждый современный взрослый человек владеет как минимум двумя языками: естественным, который является для него родным и на котором он общается со всеми людьми, и искусственным, который он усвоил, овладев профессией, и пользуется им, общаясь с людьми в рамках своей профессиональной деятельности.

Живыми принято называть языки, которыми до сих пор пользуются люди. Живой язык характеризуется тем, что он постоянно меняется, обогащается. Развиваясь, он продолжать жить и живет, соответственно развиваясь. Мертвые — это языки, которыми живущие на земле люди сейчас уже практически не пользуются. Это также языки, сравнительно недавно вышедшие из употребления и известные в основном специалистам или ученым-лингвистам по дошедшим до нашего времени письменным источникам.

При вымирании языка на последних этапах его существования он становится характерным только для определенной, весьма ограниченной по составу группы людей. Дольше всего свой умирающий язык хранит обычно старшая возрастная группа людей, с уходом из жизни которой данный язык также умирает (превращается в мертвый язык). Этому процессу косвенно способствует распространение новых, живых языков средствами массовой информации, а также инновационные процессы, происходящие в обществе, включая политику, экономику, образование, культуру и другие сферы деятельности, где активно используются постоянно обновляемые термины. Например, глобализация социальных и экономических процессов, произошедшая во второй половине XX в., способствовала быстрому вымиранию многих языков, на которых говорили малочисленные народы и культуру которых новая человеческая глобальная цивилизация особенно не затронула. В прежние времена вымирание языков происходило в результате завоевания чужих территорий, создания больших империй, уничтожения завоевателями культуры завоеванных народов.

Деление языков на живые и мертвые, как и их деление на естественные и искусственные языки, не является абсолютным. В действительности ни один язык не рождается сразу и не умирает вдруг, в один момент. Вначале в любом зарождающемся новом языке появляется минимум лексики. Далее к этим словам постепенно добавляются другие, расширяется лексический состав языка, вводятся правила пользования им, т.е. язык, зародившись, живет и развивается долгое время по своим законам. Со временем одни слова и правила устаревают, на смену им приходят другие правила и слова, и язык постепенно обновляется.

Аналогичные процессы происходят и при отмирании языков. Поначалу люди перестают использовать некоторые слова из соответствующего языка, затем упрощаются (обедняются) его правила и, наконец, все люди или их абсолютное большинство перестают пользоваться данным языком.

Речь, основанная на знании и использовании языков, является сложным, многогранным и полифункциональным психическим явлением. В связи с этим речи, как и мышлению (см. первый параграф предыдущей главы), необходимо найти развернутое описательное определение. Такое определение представляется следующим.

  • 1. Речь — это познавательный (психический, когнитивный) процесс, связанный со знанием и использованием людьми разнообразных естественных и искусственных, живых и мертвых языков.
  • 2. Речь — это функция, обеспечивающая различные формы обмена информацией между людьми, а также людьми и животными [3] , кодирование (шифровку в соответствующих знаковых системах) и декодирование (расшифровку или перевод информации из одной знаковой системы в другую).
  • 3. Речь — это способ психологического самовыражения человека, представления себя другим людям, в частности — презентации людям своего внутреннего, психологического мира. По словам известного лингвиста В. фон Гумбольдта, «каждый индивид употребляет язык. для выражения своей неповторимой самобытности».
  • 4. Речь — это средство внутренней самоорганизации процесса мышления человека. Данное определение прежде всего касается тех видов речи, которые активно используются в мышлении человека.
  • 5. Речь — это способ оказания человеком психологического воздействия на себя (саморегуляция) или на других людей (управление с помощью речи их психикой и поведением).

Определения речи в психологии и лингвистике выглядят по- разному. Лингвисты, обсуждая отличия речи от языка, указывают на следующие моменты:

  • — язык — это формальный код, а речь — конкретная реализация или использование данного кода для записи, сохранения или передачи информации;
  • — язык не выполняет коммуникативной функции, а для речи она является главной функцией;
  • — язык абстрактен, а речь конкретна;
  • — язык един, а речь на любом языке многообразна по своим формам и содержанию;
  • — язык потенциален, а речь актуальна;
  • — язык формален, а речь неформальна;
  • — язык статичен, а речь динамична (речь человека меняется чаще и быстрее, чем язык, на котором он говорит);
  • — язык объективен, т.е. существует сам по себе, независимо от говорящих на нем людей, в то время как речь человека субъективна, представлена в виде многочисленных вариантов, используемых отдельными людьми;
  • — язык отражает обобщенный опыт всех или многих людей, говорящих на данном языке, в то время как речь соответствует опыту отдельного человека или группы людей, пользующихся ею;
  • — язык не является мотивированным, и сам по себе он не имеет никакой конкретной цели; речь всегда выступает как мотивированная и целенаправленная;
  • — язык внеситуативен и не зависит от обстановки; речь же всегда ситуативна и зависит от конкретной обстановки, в которой люди ею пользуются;
  • — язык подчиняется определенным правилам, не допускает отклонений от них; речь не всегда подчиняется правилам и допускает многочисленные отступления от них.

Когда вопрос о соотношении языка и речи ставится и обсуждается в психологии, то в его решение дополнительно вносятся следующие моменты.

  • 1. Языки, если их рассматривать не только с формальной точки зрения — как системы кодирования информации, но и с содержательной — как хранящуюся в них информацию, по объему и содержанию намного шире, чем речь отдельно взятого человека. Следовательно, с психологической точки зрения речь представляет собой то, что лишь частично реализует возможности, заложенные в языке. В этом плане языки выступают в качестве источника для развития и совершенствования речи, а речь в свою очередь способствует передаче и распространению общего языкового содержания среди многих людей.
  • 2. Язык — это только средство хранения информации, а речь — способ распространения этой информации среди людей. С данной точки зрения язык и речь взаимно дополняют друг друга и друг без друга не могут выполнять свои жизненно важные функции. Язык без речи — это мертвое и бесполезное хранилище информации, а речь без языка — пустой, бессодержательный набор знаков.
  • 3. Если бы не было языка и речи, то люди были бы не в состоянии общаться друг с другом, так как для этого необходимы внешние формы выражения внутреннего психологического содержания. Применительно к экспрессивно-выразительной функции речи соотношение языка и речи можно определить следующим образом: язык и речь выступают в их неразрывном единстве. Когда человек говорит, то он пользуется устным разговорным языком, и одновременно с этим — устной речью.
  • 4. Когда речь определяется как способ самовыражения человека, а язык рассматривается как нечто такое, что не выполняет данной функции, различие между языком и речью следует рассматривать как относительное. Дело в том, что и язык может выполнять функцию самовыражения, но не по отношению к отдельно взятому человеку, а по отношению ко всем людям — пользователям данным языка, например целому народу, который его создал.
  • 5. Речь с психологической точки зрения также выступает как средство организации процесса мышления и одновременно с этим — как способ представления его результатов для других людей. Эту функцию речь человека выполняет, однако, только на высших уровнях развития мышления и речи, например на уровне словесно-логического мышления.
  • 6. Рассматривая речь как способ оказания психологического воздействия на людей, мы имеем в виду следующее. Все виды обычной речи являются и разумными, сознательными, и целенаправленными, и одной из главных функций любой речи, направленной на другого человека, является оказание на него определенного воздействия. Это воздействие, как показывает практика использования речи, имеет место всегда, независимо от того, является ли цель такого воздействия осознанной или неосознанной, а само воздействие преднамеренным или непреднамеренным. Влияние человека на человека через речь может, кроме того, приобретать различные формы: информирование, привлечение к сотрудничеству, психологический настрой, побуждение к определенным действиям и ряд других.
Читайте также:  Психологический климат в коллективе

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Лекции Психология речи
Тип работы: Лекции. Добавлен: 09.08.2012. Год: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru:


Психология речи

Речь является сложным психическим процессом. Чтобы проанализировать ее, следует рассмотреть:

1) место и роль речи в психической сфере;
2) связь речи с психическими процессами;
3) функции речи;
4) ее материальную сторону;
5) ее психофизиологическую и мозговую основы;
6) психологическую структуру порождения высказывания
7) виды и формы речи.

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций.
Речь является главным фактором опосредования, т. е. ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.
Для определения ее места в психической сфере человека необходимо различать две роли, которые выполняет речь:

    речь как собственно психический процесс, включающийся в реализацию психической деятельности человека наряду и вместе с другими психическими процессами, и
    речь как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.

Возникновение речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека. Такие процессы, как восприятие, память, мышление, произвольное внимание, формируются только при участии речи и опосредованы ею.

Современная психология рассматривает речь как средство общения, т. е. как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта — формирующий высказывание и воспринимающий его .
Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации и регуляции психических процессов человека.

Речь тесно связана с мышлением. Известно, что эти процессы едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляются мышление и речь, — разные. Однако они едины, и их сложное единство проявляется наиболее всего в значении слова – значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом.

Речь принимает участие в наглядном и абстрактном мышлении, вычленяя существенные признаки ,обобщает, вводя тем самым этот предмет (явление, действие и т. д.) в определенную категорию.

Слово является формой существования понятия. Это делает речь не только способом общения друг с другом, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности.

Слово выйти за пределы непосредственного восприятия и тем самым удваивает мир, т. е. человек благодаря слову может вызывать образ того предмета (явления, действия, целой ситуации), которого нет в настоящее время в актуальном восприятии человека, слово может вызвать в воображении человека образы-представления, причем разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной). Таким образом, благодаря речи, языку человек может вызвать по слову образ предмета и оперировать с ним.

В современной психологии связи речи с образами-представлениями уделяется значительное внимание. Была обнаружена связь нарушения речи при некоторых формах афазии с дефектами в сфере образов-представлений.
Не менее тесно речь связана с другими психическими процессами. Благодаря речи восприятие является осмысленным. Благодаря речи в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия. Речь играет существенную роль и в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. Именно эти свойства и дали основания крупнейшему советскому физиологу И. П. Павлову назвать речь высшим регулятором человеческого поведения, а Л. С. Выготскому — рассматривать ее как основное средство развития личности.

Таким образом, речь в психической сфере человека занимает определенное место.

Речь является прежде всего
средством и формой общения (что является ее первой функцией),
орудием мышления и познавательной деятельности,
средством организации и регуляции психических процессов и
главным средством их опосредования.

Функции речи как психического процесса

      Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и на других людей.
    Воздействие — это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи.

    Из первой, коммуникативной, функции речи вытекают такие ее качества, как

          общественная обусловленность,
        активность, намеренность, интенциональность.
        Речь — это социальный продукт, и когда человек говорит, то употребление им речи всегда используется как средство для достижения какой-либо цели. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций. Все это разные иерархические уровни подготовки к реализации речевого процесса как коммуникативного акта. Интенция не тождественна ни семантической стороне речевого высказывания, ни мысли — она им предшествует. Это «чувствование задачи», «смутное желание», по Л. С. Выготскому.

          вторая функция — функция регулирования своего собственного поведения,
          Третьей функцией речи является функция обобщения.

      Обобщение возможно лишь при наличии значения. Значение слова является одним из компонентов семантики слова. Современная психология рассматривает значение слова как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека. Внешним аппаратом значения слова является его внешняя структура с его корнями, суффиксами, флексиями, благодаря которым и создается категориальность предметов, обозначаемых словом.
      Каждое слово, даже конкретное, всегда обозначает не единственный предмет, а целую категорию предметов и может возбудить у людей, пользующихся этим словом, любые индивидуальные образы, но только образы, относящиеся к данной категории.
      Слово, взятое в отдельности, имеет не более одного значения, но потенциально в нем существует много значений, которые реализуются и уточняются в живой речи человека. Реальное употребление слова поэтому всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив с выделением одних и торможением других . Поэтому существует понятие «смысл слова» .Под смыслом, в отличие от значения слова, понимается его индивидуальное значение, которое приобретает слово для человека в каждой конкретной ситуации.
      Важно отметить одно свойство смысла, о котором писал Л. С. Выготский. Это связь смысла со всем словом в целом, но не с каждым его звуком, точно так же как смысл фразы связан со всей фразой в целом, а не с отдельными ее словами.
      Смысл слова зависит от человека, его жизненного и эмоционального опыта, его личностных качеств. Однако предпосылкой взаимопонимания людей является значение слова, поскольку оно объективно и фиксируется в системе языка .

      Материальный носитель слова — моторный, звуковой, графический. У взрослого носителя языка материальный носитель как бы стушевывается (но не исчезает) и почти не осознается, а на переднем плане всегда содержание слова, его значение. При разных формах афазии нарушаются разные материальные носители значения слова.

      В афазии недостаточно констатировать нарушение понимания слов, необходимо точно установить что нарушается — понимание значения или понимание смысла слов — и что остается сохранным.
      Благодаря значению , которое несут в себе слова, речь приобретает еще одну важную,

          четвертую — когнитивную, познавательную — функцию.

          важнейшей характеристикой слова является предметная отнесенность слова.

      Слово замещает вещи — предметы, объекты, явления. Предметная отнесенность слова лежит в основе пятой — номинативной — функции речи.
      Формировалась эта функция на основе выделения каких-либо существенных признаков предмета и собственно обозначения этого признака и становились нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» — выделение существенного признака — «свет», «светить»; «сутки» — «стык» дня и ночи и т. д.).

      Процесс называния становится сложным процессом выбора нужного в данный момент слова из ряда альтернатив, что может оказаться нарушенным при определенных формах афазии

      Выше описаны функции речи, которые характеризуют ее как психический процесс. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает, раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большой мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико-мелодический компонент, пауза и т. д.). Эти особенности строения речи С. Л. Рубинштейн называл эмоционально-выразительной функцией речи.
      При афазии нередко встречается дифференцированное нарушение понимания конкретного предметного содержания высказывания и его смысла. Так, при сенсорной афазии эмоционально-выразительная функция речи остается сохранной, а обозначающая (по Рубинштейну) функция, т. е. передача и понимание предметного содержания, может оказаться нарушенной. При моторных же формах афазии обнаруживается обратная зависимость. По мнению некоторых исследователей, аффективная составляющая во фразе является наиболее стойкой при афазии и исчезает при ней последней.

      Помимо функций, описанных нами выше, присущих речи в целом как психическому процессу, речь выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи. Это

          эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли говорящего
          диакритическая функция, которая служит той или иной неречевой ситуации. Эта функция широко проявляется в трудовой деятельности.
          функция «маркирования», связанная с употреблением наименований — имен, названий мест (городов, улиц, географических мест).
          Фатическая функция, или функция контакта, использует также языковые средства, которые служат не для передачи информации, а для контакта, и в этом случае могут иметь место вокализмы.

      Анализ материальной основы речи

      Для узнавания и понимания звучащего слова, а также для его произнесения каждое слово должно сохранять свой постоянный материальный облик: устойчивую моторную сторону слова, устойчивое звучание, устойчивое графическое изображение, соответствующие для данного языка. Звуки — это не просто комплексы тонов и шумов. Они имеют ряд признаков, одни из которых играют смысло-различительную роль — фонемы, а другие — нейтральные — не имеют этой роли. Единицей речи в звуке является фонема. В разных языках существуют разные системы смыслоразличительных признаков. Так, в русском языке смыслоразличительными признаками являются: 1) глухость — звонкость (пыл — был, кот — год, почка — бочка, питон — бидон);
      2) твердость — мягкость (мол — моль, бил — был — быль);
      3) ударность — безударность (замок — замок, мука — мука).

      В то же время такие признаки, как громкость, тембр, высота, долгота, в русском языке не имеют сигнального значения. Эти нейтральные в русском языке признаки могут быть смыслоразличительными в другом языке (например, в немецком: Staat — Stadt). Для речи необходима развитая высшая форма человеческого слуха — речевой слух, единицей которого является не звук, а его смыслоразличительный признак — фонема. Фонематический слух обеспечивает дифференциацию звуков речи на основе выделения сигнальных, смыслоразличительных признаков звуков и отвлечения от несущественных.

      Фонематический слух является лишь одним из звеньев в процессе звукоразличения.
      Чтобы правильно говорить и понимать речь, человек должен также владеть артикулемами, что обеспечивается кинестетической афферентацией.
      и т.д.

      Перейти к полному тексту работы

      Смотреть полный текст работы бесплатно

      Смотреть похожие работы

      * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ссылка на основную публикацию