Психология личности человека - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Психология личности человека

Психология личности человека — что о ней нужно знать

Психология личности человека давно перестала быть интересной одним только психологам. Специалисты астрологии, теологии, философии, литературы, социологии совершают попытки, чтобы понять поведение человека.

Также и обычные люди стремятся определить суть человеческой индивидуальности, анализируют ее влияние на общество, принципы взаимодействия с миром, социумом, природой и другими сферами жизни.

Что такое психология личности для человека

Качество жизни можно поменять в лучшую сторону, если лучше понимать себя и окружающих, а также выстраивать отношения с другими людьми в соответствии со своими новыми знаниями. И важную роль здесь играет психология личности человека.

Согласно научному определению, данный термин предполагает изучение совокупности индивидуальных, психологических и социальных свойств поведения и характера человека, а также создание картины личности, ее связи с окружающим миром, рассмотрение духовной составляющей.

Понятие личности в психологии имеет различные определения. Придерживаться единого термина невозможно в силу разнообразия и сложности явлений, связанных с деятельностью человека.

Рассмотрим несколько определений личности:

  1. Это активный субъект, ответственный за свои поступки, обладающий способностью регулировать жизнь и разрешать различные жизненные противоречия.
  2. Носитель сознания.
  3. Это системное качество индивида, которое определяется вовлеченностью в социальные связи, способностью к переживаниям, познанию, преобразованию окружающего мира.
  4. Личность — это комплекс выработанных предпочтений и привычек, психических особенностей, социокультурного опыта, знаний, которые определяют поведенческие нормы индивида и влияют на его связь с окружающим миром.
  5. Личность — совокупность индивидуальных психологических свойств, которые отличают от других людей.

Также в понятие «личность» психологи включают устойчивые особенности характера, которые свидетельствуют об индивидуальности и характеризуют человека как члена общества. Сюда можно отнести развитость способностей (коммуникативных, языковых, речевых), направленность стремлений и деятельности, темперамент. Этих компонентов огромное количество и все они отличают человека как личность. Чтобы их структурировать психологи выделили 4 уровня.

Уровни личности

Итак, из каких уровней выстроена структура личности в психологии:

  1. Низший — это возрастные, половые, врожденные свойства НС и темперамента.
  2. Второй — индивидуальные когнитивные способности: память, мышление, восприятие, способность к обучению, которые зависят от врожденных особенностей, а также от совершенствования этих качеств.
  3. Третий — социокультурный опыт (привычки, умения, знания и навыки).
  4. Высший определяет направленность личности (интересы, стремления, самооценка, убеждения).

Из вышеперечисленного ясно, что врожденные и приобретенные качества взаимосвязаны.

В детстве доминирует сначала первый, затем второй уровень. По мере взросления и развития человека, его личностные характеристики наполняются социальными навыками, которые формируют его как члена общества.

Типы личности

Люди отличаются между собой на каждом уровне. В связи с этим нередко возникают сложности с пониманием других, на этой почке возникают противоречия, споры, конфликты. Чтобы этого не допустить следует иметь определенный багаж знаний и сочетать его с собственной наблюдательностью и осознанностью.

Каждому человеку свойственен набор тех или иных свойств, которые отражают динамику его поведенческих и психических процессов. Всего имеется 4 всем известных темперамента.

Итак, какие бывают типы личности в психологии:

  1. Меланхолик. У таких людей слабо выражены возбудительные и тормозные процессы, но сильно выражен невратизм. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом. На фоне этого быстро устают, нуждаются в частом отдыхе. Ранимы, остро воспринимают происходящее. Акцентируют внимание на собственных переживаниях.
  2. Холерик. Обладает высоким уровнем невратизма, возбудимости и низким уровнем тормозных процессов. Обладает высоким энергетическим потенциалом. Вспыльчив, активен, эмоционально лабилен, импульсивен. Сложно уживается с людьми.
  3. Флегматик. Отличается высокой работоспособностью, но медленной адаптацией. Хладнокровен, эмоционально уравновешен, пассивен и медлителен, имеет устойчивые стремления.
  4. Сангвиник. Уравновешенная личность с высокими адаптационными способностями. Инициативен, оптимистичен, активен. Обладает высоким энергетическим запасом.

Изучение природы человека — это непростая и значимая задача, охватывающая разные аспекты жизнедеятельности. Но благодаря многочисленным исследованиям и пополнением своих знаний в области психологии личности человека, можно качественно изменить жизнь.

Психология сверхсильной личности — видео

Информационный портал

Психология личности‎

Психология личности‎

Психология личности – раздел психологической науки, собравший основные концепции личности человека. Надо понимать, что выделение этого раздела весьма условно, а под термином «личность» разными психологами понимается нечто различное. Исходя из принципов подхода, одни определяют личность как носитель сознания, другие – как субъект социальных отношений. Нет единого мнения, в какой момент можно говорить о появлении личности, в какой момент ребенок ею становится.

Можно дать общее определение: личность – это индивид как носитель сознания и субъект общественных отношений. Индивид – это человек от рождения, личностью же он становится в процессе развития. Есть также понятие «разрушение личности», когда развитой когда-то до личности индивид теряет свои «человеческие» свойства. Личность в ПЛ может рассматриваться как сама по себе, так и как часть социальной группы. В соответствии с этим разделяют индивидуальную и социальную психологию.

Предмет психологии личности

Психология личности уделяет свое внимание многообразию проявлений психики, воспринимает человека как единое целое.

Её предметами являются:
  • побуждающие мотивы;
  • темперамент;
  • интеллект;
  • нравственность;
  • религиозность;
  • социальные роли и многое другое.

Личность человека состоит из всего многообразия перечисленных проявлений.

Основные теории личности

Выделяются несколько основных направлений в психологии личности, внутри которых также существует огромное количество ответвлений.

Глубинная или психодинамическая теория личности

В её основе теория Фрейда о бессознательном. Согласно ей, движущими началами развития личности является либидо (Эрос, жизненные инстинкты) и отчасти инстинкты смерти (Танатос). Согласно видению Фрейда, личность состоит из 3 составляющих – бессознательного Оно, Эго (Я) и сверх-Я. Оно – наше стремление к «легкой жизни» – наслаждению, отсутствию боли. Сверх-Я – его противоположность, это гуманистическая часть нас, наши моральные ценности, идеалы, религиозность. Эго – сознательная часть личности, которая принимает окончательное решение о действии, выслушивая призывы Сверх-Я и желания Оно. Невозможность Эго сбалансировать сосуществование Оно и Сверх-Эго, чрезмерно завышенные идеалы Сверх-Эго или превалирование низменных желаний Оно рождает внутренний конфликт.

А.Адлер (индивидуальная психология) и Юнг (аналитическая теория) переосмыслили концепцию Фрейда. По Адлеру личность – целостная структура, которая также включена в часть большего целого – социума. Движущей силой для развития личности он видит стремление к превосходству. Карл Юнг признавал триединство личности, но включал в него эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Либидо для Юнга – жизненная энергия.

Феноменологическая теория личности

Важным отличием этой теория является то, что она подчеркивает самостоятельность человека в принятии решений, его ответственность за свою судьбу, а также позитивную природу человеческой натуры. В противопоставлении прочим теория личности, где индивидуум воспринимается фактически как щепка в волнах инстинктов, бессознательных стремлений или давления социума, эта теория очень позитивна. Один из ведущих теоретиков этого направления, К.Роджерс, определял движущей силой личностного развития стремление к самосовершенствованию (тенденция к актуализации).

Читайте также:  Профессия психолог: плюсы и минусы описание и особенности где учиться

Диспозициональная теория личности – теория черт

Важнейшими теоретиками этого направления являются Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кэттэлл. Согласно этой теории, каждый человек – носитель набора индивидуальных черт (диспозиций). Диспозиция – предрасположенность к реакции тем или иным образом на ситуацию. Диспозиции постоянны и не зависят от опыта, событий или обстоятельств. Определить личность можно через описание её характерных диспозиций.

Поведенческие теории личности

Здесь личность по сути – это жизненный опыт человека, а её развитие происходит через контакт с внешней средой. Её элементами являются рефлективные реакции и социальные навыки индивидуума.

Поведенческие теории личности можно разнести по двум направлениям:
  1. Бихевиористический – поведение определяется внешней средой. Основоположники – американцы Дж.Уотсон и Б.Скинер.
  2. Согласно второму направлению, поведение индивидуума определяется в большей степени внутренними установками: целями, ожиданиями, самовосприятием. Это подход А.Бандуры, Дж.Роттера.

Когнитивные теории личности

В основе этой теории постулаты когнитивной (поведенческой) психологии. Развитие личности происходит через познание, причем сам человек во многом определяет направление развития. Для познания мира индивидуум создает модели-конструкты. Сходятся люди с подобными конструктами.

Структура личности

Психология личности определяет следующие её уровни:
  • базовый – врожденные свойства психики, сексуальные инстинкты;
  • второй – индивидуальные проявления мышления и памяти, зависящие от врожденных свойств;
  • третий – персональный опыт;
  • высший – т.н. личностная направленность: интересы, предпочтения, идеалы; отражает воспитание и идеологию общества.

Разделы психологии личности

Отраслями современной психологии личности являются:
  • возрастная психология (включает перинатальную, детскую и геронтологическую психология);
  • дифференциальная психология;
  • патопсихология (болезненных состояний);
  • дефектопсихология.

Теория и выводы психологии личности применяются для разработки индивидуальных программ обучения, профориентации, социальной адаптации человека, для решения его внутренних конфликтов, а также конфликтов в социальных группах. Психология личности нужна следователю, тренеру, писателю, педагогу…

Основной целью изучения психологии личности для конкретного человека является самопознание. Это тернистый путь, не всегда приносящий искомое умиротворение. Однако самопознание и дальнейшее открытие мира сквозь призму собственного «Я» – единственная достойная цель духовной жизни человека.

Автор статьи социальный психоло г Гудилова Екатерина Владимировна

Психология личности – развитие и свойства личности человека

Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как развивается конкретный индивид, зависит не только его будущее, но и перспектива движения общества в целом.

Психология личности человека

Понятие личности в психологии многосторонне и многообразно, что связано с самим феноменом личности. Психологи разных направлений дают различные определения этого понятия, но каждое из них содержит в себе что-то важное. Наиболее популярным является определение личности, как неповторимого комплекса психологических черт характера, способностей, желаний и стремлений, которые делают человека уникальным.

При рождении каждый человек является обладателем определенных способностей и особенностей нервной системы, на базе которых и формируется личность. При этом новорожденного ребенка называют не личностью, а индивидом. Это означает, что малыш принадлежит к роду людей. Начало формирования личности связывают с началом появления у ребенка индивидуальности.

Свойства личности в психологии

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

Психические свойства личности

В психические свойства входят такие психические процессы:

  1. Способности. Под этим понятием подразумевают особенности, качества и умения, которые позволяют учиться выполнению конкретной деятельности и эффективно ее реализовывать. Качество жизни человека зависит от того, насколько им осознаются собственные способности и применяются на практике. Неиспользование способностей приводит к их уменьшению и к появлению депрессивного состояния и неудовлетворенности.
  2. Направленность. Эту группу составляют такие движущие силы личности: мотивы, цели, потребности. Понимание своих целей и желаний помогает определиться с вектором движения.
  3. Эмоции. Под эмоциями понимают психические процессы, отражающие отношение человека к ситуациям или к другим людям. Большая часть эмоций отражает удовлетворение – неудовлетворение потребностей и достижение – недостижение целей. Небольшая часть эмоций связана с получением информации (интеллектуальные эмоции) и с соприкосновением с предметами искусства (эстетические эмоции).

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

  1. Воля. Волевые качества – это способность сознательно контролировать свои действия, эмоции, состояния и управлять ими. Волевое решение принимается на основе анализа разных потребностей, после чего некоторые потребности ставятся выше других. Результатом такого выбора становится ограничение или отторжение одних желаний и выполнение других. Во время выполнения волевых действий человек может не получать эмоционального наслаждения. Здесь первое место занимает удовлетворение морального плана от того, что получилось преодолеть низшие желания и потребности.
  2. Характер. Характер складывается из набора личностных качеств, особенностей взаимодействия с обществом и реакций на окружающий мир. Чем лучше человек понимает отрицательные и положительные черты своего характера, тем эффективнее он сможет взаимодействовать с социумом. Характер не является константой и поддается корректировке в течение жизни. Изменения в характере могут происходить как под влиянием волевых усилий, так и под давлением внешних обстоятельств. Работа над своим характером называется самосовершенствованием.
  3. Темперамент. Под темпераментом подразумевают устойчивые характеристики, обусловленные строением нервной системы. Различают четыре типа темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Каждый из этих видов имеет свои положительные характеристики, которые следует учитывать при выборе профессии.

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

  1. Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.
  2. Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.
  3. Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.
  4. Глубина. Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Социальные свойства личности

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

Читайте также:  Сиреневый цвет в психологии

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Развитие личности – психология

Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества. В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер. Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.

Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:

  • окружающая среда (школа бихевиоризма);
  • бессознательное (школа психоанализа);
  • врожденные тенденции (гуманистическая психология);
  • деятельность (деятельностная теория);
  • личностные кризисы (теория Э. Эриксона).

Самосознание личности в психологии

Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке. Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом. Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.

Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:

  1. Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
  2. Осознание себя частью группы.
  3. Осознание себя уникальной неповторимой личностью.

Волевые качества личности – психология

Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность. Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять. Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.

Самооценка личности в психологии

Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест. Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности. Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.

Психология саморазвития личности

Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга. Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации. Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.

Психология самореализации личности

Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:

  • самореализация личности в обществе;
  • самореализация в творчестве или спорте;
  • самореализация в профессиональной сфере.

Психология личности

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. В русском языке слово «личность» согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

В отечественной психологии традиционно утвердились три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность – это высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.

Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

-Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

-Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

-Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

-Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности – изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

В структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: 1) индивидуальность личности, 2) ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, 3) личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д. Иначе говоря, человеком руководит не слепое приспособление к окружающему, он избегает того, что повредит его здоровью, разумно рискует, строит планы и достигает целей. В основе всего, что совершает личность, лежат потребности как испытываемая нужда в предметах материальной и духовной культуры.

Читайте также:  Психология человека по поведению и жестам

Психолог Маслоу классифицировал виды потребностей, расположив их в восходящем порядке от биологических (Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон) и до духовных (Вторичных– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация). Эти виды потребностей взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Более поздняя классификация была основана на первой версии, были выделены следующие виды потребностей в психологии: Органические – кислород, вода, пища. Материальные – жилье, одежда, транспорт. Социальные- с жизненной позицией, авторитетом и потребностью в общении. Творческие – удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие – Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

Направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень притязаний – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психология личности человека

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания.

З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

«Я» консолидируется в онтогенезе личности из первичного бессознательного психоида [3] и представляет собой инстанцию, в большей степени принадлежащую сфере сознательного. Благодаря «Я» личность обладает способностью к осознанным отношениям с миром, рефлексии, саморегуляции и самодетерминации. Сверх-Я появляется на эдипальной стадии и представляет собой интериоризированные родительские образы, а именно — в аспекте норм и правил социальной жизни. [4] . С т.з. З. Фрейда именно в Сверх-Я заложена бессознательная идея Абсолюта, то есть основы религиозности личности. «Оно» состоит из двух инстинктов — либидо и мортидо и представляет собой первооснову психической жизни личности и чистую энергию, питающую сознательную активность. Идеи о генезе, динамике, взаимоотношениях и противоречиях этих структурных элементов образуют практико-ориентированную модель личности, используемую в современной практике психоанализа.

Топографическая модель личности включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. В сознательном находятся соотносимые с «Я» содержания индивидуальной жизни. В предсознательном находятся забытые, вытесненные содержания, которые ранее были соотнесены с «Я» и могут быть либо актуализированы усилием Я, либо извлечены методом психоанализа. В отличие от сферы бессознательного, эти содержания уже «известны» сознательному Эго и обладают вербально-знаковыми характеристиками. В свою очередь, бессознательные содержания довербальны, — это чистые влечения, инстинкты, потенции, психическая энергия.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

Архетипы представляют собой системы установок, передающихся по наследству вместе со структурой мозга, являясь ее психическим аспектом. Это «хтоническая» часть души, через которую она связана с природой, миром, землей.

Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

Если вы наблюдаете поведение невротика, то можете видеть его совершающим некоторые поступки по видимости сознательно и целенаправленно. Однако если вы спросите его о них, то обнаружите, что он или не осознает их, или имеет в виду нечто совсем другое. Он слушает и не слышит, он смотрит и не видит, он знает, однако не осознает. Подобные примеры столь часты, что специалист понимает, что бессознательное содержание разума ведет себя так, как если бы оно было сознательным. В таких случаях никогда нельзя быть уверенным в том, сознательны ли мысль, слова или действия, или нет.

Архетипы имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в образах Марии, Геи, Афродиты, Медеи, Мачехи; архетипическими сюжетами материнства могут выступать рождение ребенка, самопожертвование, спасение, опекание ребенка, или же изгнание, разрушение жизни ребенка.

Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.

Ссылка на основную публикацию