Психология девиантного поведения - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Психология девиантного поведения

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное . Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное , еще одно его название – делинквентное . Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное . Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение . В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение . Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение . Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды . Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество . Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение . Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения . Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Психология девиантного поведения: понятие и особенности

Психология девиантного поведения рассматривает действия и поступки субъектов, которые проявляют отклонения от общепринятых в социуме важных для всех остальных норм и стандартов. Чаще всего его обусловливает дезадаптивное развитие психики. Оно зависит от получившего развитие негативного характера личности: агрессивности, заученной беспомощности. Но его могут спровоцировать и гиперспособности, которые выходят за рамки среднестатистических. Или можно наблюдать взаимосвязь с талантом или гениальностью. Так как они, зачастую, влекут за собой девиации в обычной жизни.

Понятие девиантного поведения в психологии

Специалисты самых различных направлений разбираются в вопросах, связанных с отклоняющимся поведением. Исследования ведутся клинической психологией, социальной, юридической, педагогической и возрастной. Немало внимания уделено коррекционным и реабилитационным методикам искоренения нестандартного поведения у подростков и юношей. Проводится серьезная профилактическая работа.

Психология девиантного поведения выделяет несколько типов:

  • делинкветный тип — противоправное поведение индивида, который наносит вред не только людям, но и обществу;
  • аддиктивный тип — с характерной навязчивой потребностью в определенной деятельности (химические и психологические зависимости, такие как наркомания, игромания, фанатизм, психогенное переедание, шопоголизм и другие);
  • психопатологический тип — в его основе психопатологические симптомы и синдромы психических заболеваний, пока еще не диагностированные врачами;
  • девиантное поведение из-за гиперспособностей — человек неправильно понимает и оценивает поведение окружающих, неприспособлен к жизненным трудностям, живет в собственном мире, так как полностью сосредоточен на своем таланте.
Читайте также:  Как отпустить человека из мыслей - советы психолога

Такие представления о психологии отклоняющегося поведения даны российским психиатром, наркологом, клиническим психологом В.Д. Меделевичем.

Подходы к изучению

Современными психологами разработаны несколько научных подходов, способствующих исследованию девиантного поведения индивидов, определяющих возможность его коррекции и реабилитации:

  1. Экзистенциально-гуманистический. Психолог В. Франкл из Австрии, указал на то, что отклоняющееся поведение индивида, есть результат отказа от поиска смысла жизни и подавления духовности. Он считал, что помочь такому человеку, значит дать ему возможность осознать духовное «Я» и открыть смысл своего существования. Согласно утверждениям А. Маслоу, известного американского психолога, при невозможности самоактуализации индивида через духовность, любовь и творчество, она выражается в девиантном поведении.
  2. Психодинамический. Означает постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социальными ограничениями такой естественной активности. Нормально личность может развиваться лишь при наличие защитных механизмов, уравновешивающих данные сферы. Иначе в формирование личности возникнут сбои.
  3. Поведенческий. Бихевиоризм рассматривает отклоняющееся поведение как результат сложного влияния среды. Чтобы внести в него качественные изменения, необходимо лишить человека чего-то очень для него важного. Поставить его перед угрозой наказания, внушающей ему страх или игнорировать негативные реакции. Создать такие условия, в каких плохое поведение просто невозможно.
  4. Когнитивный. Эта когнитивная модель, представленная А. Беком проясняет суть вопроса — в основе девиантного поведения заложены неадаптивные мыслительные схемы, которые запускают неадекватные чувства и поступки.

Многие современные психологи-исследователи отмечают психологию девиантного поведения и его многоплановость. Его интенсивно изучают такие науки как психиатрия, социология и педагогика.

Психология девиантного поведения — видео-урок

Характеристика девиантного поведения и особенности с точки зрения психологии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Девиантное поведение в психологии это действия, которые не соответствуют нормам и правилам поведения, которые приняты в обществе. Такие противоправные поступки могут исходить как от одного человека, так и быть массовыми, когда девиантность уже становится целым социальным явлением. Сейчас такое поведение получило ещё одно название – отклоняющееся.

Особенности

Девиация возникает из-за невозможности личности удовлетворить свои потребности и реализовать цели путём социально принятых способов, которые не несут ущерб обществу или себе. Начинается она с того, что у человека возникает напряжение в связи с неудовлетворённостью. Это напряжение растёт, и человек не знает, ни как с ним справиться, ни как реализовать свои фрустрированные желания.

Если напряжение человек удерживает слишком долго, есть риск возникновения невроза. Но чаще всего оно находит выход в агрессии, которую направляет или на себя, в частности в виде самоубийства или наркомании, или в социум, начиная бродяжничать. Кстати, не всегда даёт негативный результат, иногда наоборот, некоторые формы девиации развивают и продвигают не только человека, но и само общество, например, когда одарённые люди бросают вызов устоявшимся законам и вносят в них изменения, креатив, устанавливая порой новые правила.

Если путём конфликта и нарушений удовлетворить свои потребности не удалось, и индивид находится дальше в состоянии фрустрации, его поведение может перейти в следующую форму – делинквентное. Характеризуется тем, что является криминальным, то есть за его последствия необходимо будет нести юридическую ответственность. Почему так происходит, мы рассмотрим позже, а сейчас хочу рассказать, какие существуют особенности:

  1. Окружающие воспринимают негативно как саму личность, так и его поступки.
  2. Отклоняющиеся поступки являются разрушительными, то есть приносят значительный ущерб.
  3. Обычно является повторяющимся и устойчивым, даже если человек предпринял лишь одну попытку совершить суицид, его уже относят к категории девианта, так как при возникновении сложных жизненных обстоятельств есть риск срыва и совершения повторной попытки покончить с собой.
  4. Не стоит путать с мелкими нарушениями, особенно в период подросткового бунта. Девиантность – это нарушение наиболее значимых и весомых для общества норм.
  5. Обычно рассматривается в пределах ещё и медицинской нормы, так как может быть проявлением какой-либо психической болезни, которая требует вмешательства психиатра и медикаментозного лечения.
  6. Является признаком социальной дезадаптации, то есть неумения находиться в обществе, приспосабливаться к окружающей действительности, просто сбегая в свой придуманный мир.

Основные формы проявления

  1. Преступность. Считается очень опасным отклонением от законов и норм. А ещё, её невозможно полностью искоренить, так как напрямую зависит от экономического уровня государства. И порой безработица, нищета, вынуждают преступить закон, когда человек просто лишён ресурсов, благодаря которым мог бы удовлетворить свои базовые потребности и уже не видит другого выхода, кроме как совершить преступление и удовлетворить их незаконным путём.
  2. Алкоголизм. Учитывая тот факт, что алкоголь вошёл в нашу жизнь как что-то привычное, ведь мало какой праздник, торжество или банальный поиск решения проблем обходится без рюмки, или бокала — существует огромный риск попасть в зависимость. Множество, а вернее большинство тяжёлых преступлений было осуществлено в состоянии опьянения. Алкоголь является причиной половины разводов и 90% изнасилований. Рекомендую почитать статью о алкогольной зависимости , там описана целая программа, которая поможет на пути выздоровления.
  3. Наркомания. Считается больше молодёжной проблемой, которая в принципе и составляет 70 %. На фоне того, что попали под влияние друзей и других лиц, в силу различных обстоятельств, в основном из-за неопытности и неумения отстаивать себя и свои права, боясь отвержения и непризнания, или из-за сложных жизненных ситуаций, желая избежать неприятных чувств. Часто просто не придают значения всей серьёзности последствий, незаметно попадая в зависимость от химических веществ.
  4. Проституция. Существуют мифы, согласно которым в фантазиях возникают красивые и престижные дома, номера в гостиницах и прочее. Это порой манит, потому что кажется, что легко заработать. Но обычно всё заканчивается притонами, заболеваниями и даже наркотической зависимостью. Основные причины, которые толкают на этот вид деятельности – финансовые затруднения и повышенное либидо. Беспорядочные половые связи также относятся к девиации.
  5. Суицид. Сознательное лишение себя жизни либо попытка его совершить. Между прочим, чрезмерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками является также суицидальным. В этом случае человек не готов брать на себя ответственность за решающий шаг и выбирает медленный путь самоуничтожения.

Причины возникновения

Теории различные, и включают в себя как экономические, так и биологические и психологические факторы:

1.Психологический дискомфорт

В основном возникающий из-за неблагоприятного микроклимата в семье. Отвержение сверстников, неуспешная учебная деятельность или, если родители сами девианты — формирует совсем инаковое восприятие действительности, вынуждающее защищаться и организовывать собственные правила. Ребёнок порой просто не научен тому, как нужно вести себя с другими людьми. У него не сформирована адекватная ценностная система.

Чтобы изменить восприятие мира требуется просто колоссальная и длительная совместная работа со специалистами, которые помогут заново проживать незавершённые периоды взросления и становления, научая их обращаться с собой, с другими и вообще, удовлетворять потребности, не разрушая и не нарушая устои.

2.Безнадзорность

Вследствие которой возникает безграничность, ведь ребёнок привыкает делать то, что захочется, не неся ответственности за поступки. Он не понимает, что хорошо, а что нет, что опасно и неправильно. Существуют примеры, когда в приличных и нормальных семьях вырастали дети, склонные к бродяжничеству. Это другой полюс безнадзорности – тотальный контроль, чрезмерная власть хоть одного из родителей, когда нет шансов на своё личное пространство, возможности допускать ошибки и получать опыт. Нет самой жизни, когда приходится делать только то, что кажется родителям правильным, и чего хочется им.

3.Одиночество

Не ощущая близости, поддержки и тепла от значимых фигур может начать формироваться протест, бунт, когда возникает желание идти против всего мира, или уничтожать себя. Но бывает и наоборот, желание получить любовь и одобрение толкает на самые безрассудные поступки, заставляя приносить себя в жертву, угождая другим и не отстаивая свои права.

Эта характеристика особенно актуальна для женщин, которые занимаются проституцией, неосознанно пытаясь найти в каждом партнёре того, кто сможет спасти и дать ощущение близости, при этом разрушая себя и позволяя обращаться со своим телом как вздумается.

4.Недостаток позитивного опыта

Наличие психологической травмы, насилие способствуют развитию аддиктивного, то есть зависимого или противоправного поведения.

5.Генетика

Ребёнок по наследству может получить нарушения в умственном развитии, повреждения нервной системы, различные пороки и дефекты, которые впоследствии повлияют не только на его развитие, но и социальную адаптацию.

6.Недостатки внешности

Если они вызывают негативную реакцию окружающих – со временем приведут к искажению восприятия не только себя, но и других, что очень усложнит межличностные отношения. Впоследствии напряжение будет направлено или в социум, или на себя.

Читайте также:  Оранжевый цвет в психологии

Заключение

Помимо социально-психологической коррекции и работы с такими людьми, обычно ещё проводится профилактика в школах, высших учебных заведениях в виде информационной поддержки и выявления незащищённых и неблагополучных семей. Организовываются специальные общественные группы, а также ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов, которые в состоянии помочь людям изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Рекомендую к прочтению статью: «Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга» . А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и близких.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО (ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ) ПОВЕДЕНИЯ

Общая характеристика курса, его структура, виды учебных занятий и форма аттестации.

Требования к изучению курса. Библиографический обзор литературы.

2. Психология девиантного поведения как специальная психологическая теория

Понятие специальной (частной) психологической теории и ее место в структуре психологического знания.

Становление психологии девиантного поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США.

Структура психологии отклоняющегося поведения. Задачи, проблемы и перспективы психологии девиантного поведения в современных условиях.

3. Соотношение понятий “социальная норма ” и “девиантное поведение “

Определение понятий “социальная норма “, “социальные отклонения ” и “девиантное поведение “.

Основные подходы, объясняющие эти феномены: теория социальной аномии

Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо.

Два подхода к нормогенезу: социальноисторический и системноконструктивный.

Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и для общества.

Функции социальных норм. Классификация социальных норм.

Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив.

Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания.

Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).

Концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон). Концепция “агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения ” (А. Бандура,

А. Басс, М. Лазарус). Концепция “лабелинга ” “запятнанной репутации “, “наклеивания ярлыков ” (Э. Гоффман, Г. Беккер). “Этогенический подход ” Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.

Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений.

4. Девиантное поведение как психологопедагогическая проблема

Понятие “нормальной ” ( “здоровой “) и “ненормальной ” ( “деструктивной “) личности в психологии.

Специфика межличностных отношений людей в культурнодосуговой среде. Социальные позиции и диспозиционное поведение личности.

“Акцентуированная личность ” в психологии. Ролевые и позиционные отклонения. Социальнопсихологические последствия отклонения.

Типология предпосылок и проявлений социальнопсихологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации.

Феномен “криминальной личности ” и “криминального общества “.

Девиантное поведение и средства массовой информации. Отклонения в искусстве.

Понятие “асоциальное поведение “, “делинквентное поведение “, “аддитивное поведение ” и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.

Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.

Характеристика деструктивного поведения и его форм. Агрессивность и конфликтность как проявление девиантного поведения.

5. Причины девиантного поведения

О причинности в психологии. Противоречия социальноэкономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.

Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.

Социальная неустроенность и социальнопсихологическая дезадаптация в генезисе отклоняющегося поведения. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей.

Характеристика социальнокультурных ситуаций, стимулирующих и провоцирующих отклоняющееся поведение человека.

Кризис духовности, ценностный вакуум, девальвация навыков и норм источники девиантного поведения.

6. Типология отклоняющегося поведения

Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

Локус контроля девиантного поведения личности.

Основные типы девиантного поведения и его характеристика. Детская и молодежная преступность. Основные виды. Внутренние причины.

Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины.

Понятия “наркотизм “, “наркомания “, “токсикомания “. Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социальнопсихологический портрет наркомана и токсикомана. Внутренние причины. Наркотики и СПИД. Правовой аспект данной проблемы.

Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен “сексуального поведения “. Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиаций. Проституция. СПИД и другие заболевания. Правовой аспект проблемы.

Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медикопсихологический комментарий.

“Черный ” юмор детей и молодежи как специфическая форма девиантного поведения. Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити). Социальный и психологический портрет рисовальщика, его мотивы; гендерные различия и граффити; восприятие граффити, их влияние на поведение; отношение к рисовальщикам; способы предотвращения вандализма подростков.

Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.

7. Психологические механизмы формирования девиантного поведения

в подростковомолодежной среде

Психологическая диагностика девиантного поведения в подростковомолодежной среде.

Социальнокультурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения; ее состояние, назначение, функции, характеристика; воспитательные возможности. Уровни, виды и типы социальнокультурной среды молодежных субкультур.

Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика.

Взаимосвязь статуса личности и социальной роли. Механизм формирования статуса личности и его проявление в различных ситуациях.

Ценностные ориентации и установки личности, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение. Осознанная и неосознанная девиация.

Социальная среда, жизненные притязания и девиантное поведение подростков.

8. Основные закономерности отклоняющегося поведения

Понятие социальных законов. Взаимосвязь различных форм отклоняющегося поведения. Зависимость различных отклонений от социальноэкономических, демографических, этнических, психологических и иных факторов.

Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения.

9. Система профилактики девиантного поведения

Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля.

Общая и специальная профилактика. Система социальной профилактики в России и основные направления ее совершенствования. Перспективы развития служб социальнопсихологического реагирования, их функциональная характеристика.

Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др.).

Психологопедагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска.

Предупреждение педагогической запущенности детей и подростков в школе.

Социальнопсихологическая и педагогическая превенция процесса криминализации неформальных подростковых групп.

10. Психологическая технология коррекции девиантного поведения

Социальный психолог как корректор девиантного поведения.

Семейная и школьная социальная работа: понятие, специфика, методы.

Социальная помощь детям и подросткам с девиантным поведением.

Понятие о психологической технологии коррекции девиантного поведения.

Социальнопсихологическая скрининговая диагностика девиантного поведения. Методы и методика психологической коррекции отклоняющегося поведения.

Социальнопсихологическая реабилитация: понятие и содержание.

Психологическая защита: механизм и формы реализации.

Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.

Профессиональный опыт и компетентность специалиста.

Задания для самопроверки и коллективного обсуждения

1. Опишите ключевые проблемы понимания социальных норм.

2. Каковы основные функции социальных норм в обществе?

3. Охарактеризуйте типологические подходы к социальным нормам и отклонениям.

4. Определите соотношение понятий “социальная норма ” и “девиантное поведение “.

5. Прочитайте романы Ф. М. Достоевского “Подросток ” и Дж. Сэлинджера “Над пропастью во ржи “. Сравните проблемы подростков в XIX и XX вв.

6. Прочитайте главу 3 повести Л. Н. Толстого “Юность ” и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста концепции Э. Эриксона.

7. Объясните социальнопсихологические механизмы формирования девиантного поведения в подростковых и молодежных субкультурах.

8. Дайте характеристику форм и видов девиантного поведения.

9. Дайте характеристику моделей девиантного поведения и процессу моделирования.

10. Презентация и защита коррекционновоспитательных, адаптационных и реабилитационных программ для различных типов детскоподростковых учреждений.

Список рекомендуемой литературы

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: АспектПресс, 1997.

Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.

Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.

Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ “Стиль “, 1997.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

Читайте также:  Понятие личности в психологии

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.: Мысль, 1990.

Габиани А. А. Наркотизм вчера и сегодня. Тбилиси, 1988.

Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО “Сфера “, 1994.

Гилинский Я. И. Эффективен ли запрет проституции? // СоциС. 1988. № 6.

Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996.

Долгова Т. П., Клейберг Ю. А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь, 1997.

Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1992.

Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2е изд., доп. М.: ВитаПресс, 1997.

Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М.: Инт молодежи, 1996.

Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.

Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социальнопсихологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.

Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972.

Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // СоциС. 1992. № 34.

Обучение и воспитание детей “группы риска “: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996.

Оганесян М. Р. Феномен “запятнанной репутации ” у несовершеннолетних правонарушителей // СоциС. 1992. № 8.

Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП “Приз “, 1994.

Плахов В. Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985.

Плоткин М. М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. 1997. № 2.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1987.

Социальные отклонения. М.: Юридич. литра, 1996.

Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: ПитерПресс, 1997.

Психология девиантного поведения

Особенности девиантного поведения

Каждый человек проживает в рамках определенных условий и правил, которые он должен соблюдать, чтобы оставаться полноправным членом социума. То есть, в любом обществе существуют усредненные правила поведения, соблюдение которых необходимо для поддержания нормального состояния общества. Если правила нарушаются, то это может привести к тому, что общество претерпит значимые изменения, причем не в лучшую сторону. Как следствие, это приводит к регрессу.

Выхождение за рамки общечеловеческой «нормальности» называется девиантным поведением.

Отметим, что девиантное поведение может иметь как деструктивное, так и позитивное направление. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой индивид, и какими средствами он пользуется для их достижения. Порой такие отклонения поведения выступают в качестве социально-креативных проявлений, и способствуют значительным изменениям социальной среды общества и в целом всей системы взаимоотношений. Причины, по которым человек начинает вести себя иначе, чем обычно, зачастую кроются глубоко в его подсознании, а порою лежат совсем на поверхности. Если среднестатистического индивида все устраивает в его жизни (в т. ч. социальное положение и экономическое благосостояние), то он вряд ли будет агрессивно настроен в отношении окружающих, но если при всем этом он имеет некоторые отклонения в психике, то его поведение может стать асоциальным.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Быть девиантом и обладать отклоняющимися чертами поведения – это личный выбор каждого человека, который он делает в связи с социальным состоянием. Ситуация девиации складывается тогда, когда цели социальных действий человека в системе его социальных взаимоотношений не соответствуют реальным возможностям достижения желаемого результата. В таком случае, человек отклоняется от общепринятых способов достижения цели и прибегает к тем, что являются социально неодобряемыми. К таким людям меняется отношение, они считаются преступниками, которые готовы на все для достижения поставленных целей (даже если для этого им требуется убить человека).

Психологическая составляющая девиантного поведения

В иной трактовке девиантное поведение следует определять в качестве сознательного отказа от общепринятых норм поведения. В данном случае оно выступает в качестве открытого и демонстративного неприятия общественных ценностных ном, как протест и неповиновение общим ценностям и правилам. Человек осознает, что он должен подчиняться нормам, но не может сделать этого, поскольку его внутренние установки противятся этому. Такие формы проявлений девиантного поведения характерны для следующих маргинальных групп:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Религиозные экстремисты;
  • Террористы;
  • Революционеры.

Эти социальные группы довольно активно выступают против системы взаимоотношений и взглядов, которые характерны для конкретного общества. При этом они могут предлагать любые инициативы, а могут в целом просто отрицать имеющиеся нормы и выступать против них, не предлагая альтернатив и, соответственно, просто выступая в ролях разрушителей. Нередко такое поведение следует наблюдать также среди очень талантливых людей – ученых, деятелей искусства, которые предполагают борьбу за имеющиеся идеи, но ведут себя вызывающе и даже эпатажно, что вызывает опасения со стороны других членов общества.

Измерить девиантное поведение можно в так называемых «абсолютных» величинах. То есть, оно относительно, так как соизмеряется исключительно с теми социальными и культурными нормами групп, в которых они существуют. Одни и те же формы и виды девиантного поведения нормальны для одних сообществе и считаются неприемлемыми для других. Особую опасность вызывает то, когда в одном обществе сталкиваются совершенно противоположные нормы и формы поведения.

Причины девиантного поведения человека могут быть обусловлены не только социальными, но и биопсихическими причинами. Например, сюда следует отнести психические отклонения и склонность к проявлению поведения, которое изначально считается асоциальным и противоречащим любым нормам. Таковыми можно считать алкоголизм и наркоманию, которые передаются от поколения к поколению (особенно это распространено в неблагополучных семьях, где родители подают отрицательный пример детям).

Еще одна причина – социальная аномия. Она выражается в том, что состояние человека не соответствует устоявшимся общественным нормам и ценностям, которые правят в реальном мире и реальными отношениями. При этом, новые нормы еще не утвердились, и люди находятся в «пограничном состоянии».

Таким образом, психическая составляющая девиантного поведения достаточно высока. Формирование асоциального поведения человека напрямую зависит от его внутреннего состояния, а также от желания изменить себя или свой внутренний мир. Иногда люди хотят, чтобы все осталось так же, как и было, и в этом случае изменения практически невозможны, поскольку у индивидов нет идей для их свершения.

Психологическое состояние складывается из многих факторов: уровень интеллектуального развития, отношения в семье с родителями, супругом (супругой) и детьми, наличие или отсутствие образования, карьеры (в том числе, уровень заработной платы). Не имея со стороны давления человек вряд ли пойдет к тому, чтобы проявлять девиацию, но в случае отсутствия удовлетворения своей жизнью он будет находиться в поиске любых средств для улучшения своего положения.

К сожалению, не каждый хочет добиваться успеха честным путем, поэтому люди совершают преступления, ведут себя асоциально, проявляют агрессию в отношении друг друга. Многие современные социологи и психологи пришли к выводу о том, что девиантные проявления возникают в связи с социальным неравенством в обществе, а также из-за радикальных различий у разных социальных групп в возможностях удовлетворения их базовых потребностей. Многое зависит от государства и органов власти, особенно когда речь идет о создании более благоприятных условий для проживания на топределенных ерриториях.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию