Психодиагностика и психологическая служба в системе образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Психодиагностика и психологическая служба в системе образования

Психодиагностика в системе образования

Образование является целенаправленным процессом становления человека и включает не только непрерывное обучение, ориентированное на выбор дальнейшей профессиональной специализации, но и заботу о личностном росте школьников. Развивающую составляющую образования обеспечивает психологическая служба, учрежденная более 15 лет назад.

Функции и задачи

Психологическая служба в системе образования создана и положительно зарекомендовала себя не только в России, но и во многих зарубежных странах. Ее деятельность направлена на поддержку обучения подрастающего поколения и его воспитание с учетом накопленных знаний в сфере научной психологии. Специалисты-психологи принимают активное участие в разрешении насущных проблем в жизни школьников вплоть до момента получения аттестата о среднем образовании.

В учебных заведениях ведется систематическое наблюдение за состоянием психики каждого ребенка. Этот процесс насыщен различными обследованиями:

  • оценкой характера;
  • мониторингом темпов психологического развития;
  • контролированием реализации всех компонентов образования.

Психологи обеспечивают своевременное обнаружение и максимальное задействование в педагогическом процессе интеллектуального и индивидуального потенциала детей, выявление способностей, наклонностей и интересов индивидуума. Школьные специалисты дают советы по обучению, внешкольному образованию и воспитанию.

На вопрос, что такое психологическая служба в системе образования, имеется однозначный ответ – это система, позволяющая своевременно определить резервы в психологическом потенциале ребенка, чтобы использовать их в дальнейшем воспитании и обучении. Если психолог работает с отстающими детками, он обязан выявить, а затем устранить первопричины, вызвавшие задержку в развитии, но исключительно те, которые находятся в рамках врачебной компетенции. Если психолог наблюдает одаренных школьников, ему необходимо как можно раньше выявить задатки неординарности, после чего превратить их в развитые способности.

Другой важной задачей в психологии образования является оказание поддержки всем участникам учебного процесса:

  • ученикам;
  • педагогам;
  • родителям;
  • руководителям школ;
  • чиновникам.

Для ее выполнения психолог берет на себя функции не только психотерапевта и консультанта, но и учителя, и психологического корректора. Специалисты применяют отработанные методики, направленные на воздействие на психику и человеческое поведение. Также школьный психолог помогает педагогам и директорам учебных заведений обновлять имеющиеся знания, поскольку они имеют тенденцию к быстрому устареванию.

Бывает, что в ходе работы с детьми возникают ситуации, требующие немедленного разрешения, поскольку их последствия могут повлиять на судьбу юного члена общества. К ним относится, например, невозможность продолжения учебы в обыкновенной школе после выявления у ребенка нарушений, которые невозможно компенсировать педагогическими средствами. В таких случаях возникает потребность в медико-психологическом исследовании и экспертизе. И здесь знания психолога выходят на первое место, поскольку он должен ответственно и грамотно дать врачебную оценку, сделать заключение о здоровье маленького пациента и, по сути, стать «вершителем» дальнейшей участи ребенка.

Психология школьного образования выстроена по многоуровневой системе:

  1. На министерской и федеральной ступени работают главные психологи либо специальные отделы, курирующие работу нижестоящих психологических служб.
  2. На региональном уровне функционируют научно-методические отделы и центры, обеспечивающие руководство деятельности в границах субъекта. Они не заняты помощью детям, а только руководят практикующими психологами в организациях.
  3. Муниципальный «этаж» представляют психологические службы городов и районов при управлениях образованием. Они осуществляют организацию и контроль деятельности школьных психологов.

Практикующие психологи подчинены управляющим госорганам, но реализуют собственные обязанности вне зависимости от контролеров, поэтому несут персональную ответственность за работу в системе среднего обучения.

Сегодня существует четыре главных вектора специализации практикующего школьного психолога:

  • психологические консультации;
  • психологическая профилактика;
  • психодиагностика;
  • коррекционная психология.

Чем психопрофилактика отличается от психодиагностики

Психологическая профилактика – это выявление и нивелирование факторов, способных спровоцировать отклонения в правильном психическом становлении неокрепшего организма ребенка. Для выполнения этой миссии специалист опирается на законы психологии, патопсихологии, дефектологии.

Психодиагностика в системе образования требует профессионального владения методами обследования ребенка на психологическом уровне. В ходе такого исследования психолог решает несколько основных задач:

  • Оценивает индивидуальные характеристики пациента.
  • Выдает квалифицированное психологическое заключение о ребенке.
  • С опорой на достоверные данные выявляет учеников и преподавателей с нехарактерными особенностями.

Любое психодиагностическое исследование проводится высокообразованным психологом, владеющим теорией и практическими методами. Результатом психодиагностической процедуры служит научное обоснование и корректное изложение итогов обследований без произвольной интерпретации и непоследовательности толкования.

Психолог считается классным специалистом, если он способен разрабатывать собственные методики на базе уже существующих и владеет приемами научной оценки их надежности и валидности.

4. Психодиагностика в системе практической психологии образования. Этапы психодиагностического исследования. Психологический диагноз.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

• диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

5. Психологическое консультирование в системе деятельности практического психолога.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:

• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

• проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;

Читайте также:  Как вернуть любимого человека - психология

• проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;

• консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

6. Психокоррекция как направление деятельности практического психолога в образовательном учреждении. Содержание и методы психокоррекционной работы в образовательном учреждении.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррек-ционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Психологическая диагностика в деятельности психолога

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Психологическая диагностика как один из основных видов деятельности практического психолога занимает довольно значительное место в его работе. Без нее не могут быть осуществлены должным образом ни психопрофилактика, ни психотерапия, ни консультирование, ни экспертиза, ни проверка эффективности педагогического и лечебного процесса. Психодиагностика требуется в ситуациях уточнения структуры нарушений развития и учебной деятельности детей, дифференциальной диагностики психических заболеваний, обоснования путей эффективного коррекционно воспитательного воздействия и т. п.

В компетенцию и обязанности психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей и т. п. занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе школьной психологической службы.

Задача психодиагностики, по определению К. М. Гуревича, состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает.

Особенности диагностической работы. Психодиагностика в системе психологической службы имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отмечается прежде всего необходимость различать психодиагностику “научно-исследовательскую” и “научно-практическую”.

Если задача первой – установить определенные закономерности психического развития, то цель второй – ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является для практического психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.

Итак, психодиагностика сама по себе бессмысленна, но ее данные необходимы для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше; 2) дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как для слабых, так и для сильных учащихся, “подтягивания” их на более высокий уровень; 3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности; 4) проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций; 6) выбрать наиболее актуальную для образовательного учреждения тематику психологического просвещения и т. д. и т. п.

Поэтому в рамках психологической службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекции или развитии. Они существуют в деятельности психологов как единый по самой сути своей вид работы: диагностике-коррекционный , или диагностико-развивающий . При этом психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной части случаев сам осуществляет психологическую часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.

Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.

Основная научная категория, с которой работает педагог-психолог в рамках психодиагностической деятельности, – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы психического развития. Кроме того, психодиагност обязан знать этические нормы применения результатов своей работы.

Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают, во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности; во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Специфика психодиагностики в психологической службе образования заключается и в том, что мы не можем ее принять в традиционном понимании как «дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам».

Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л.С. Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п., без единого жизненного плана этой личности, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс.

Читайте также:  Профессия криминалист эксперт психолог

Т.О. Специфика психодиагностики в школьной психологической службе заключается в том, что:

Главное назначение диагностики в психологической службе – не сравнение детей друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка. Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности.

В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть но внутреннюю сущность процессов развития».

Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана.
С учетом указанных разработок, а также опыта практических психологов образования современные исследователи предполагают определенную последовательность или этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) использование метода; 6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.

Место и функции психодиагностики в системе психологической службы. Специфика психодиагностики в системе образования.

Понятие, предмет и структура психодиагностики.

ПД – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Предмет:Измерение различий между индивидами, или реакциями одного и того же индивида в различных условиях. (Анастази)

Структура ПД:

  1. Теории (что измерять?)
  2. Пд инструменты (тесты –вопросникичем измерять?)
  3. Теории конструирования тестов (психометрика как создавать и проверять инструмент? каким он должен быть?)
  4. практика использования Пд инструментария (как применить Пд инструментарий?)

Теоретические основы:

Связь с др. науками:

  • Общая пс.
  • Диффер. Пс.
  • Возрастн. Пс.
  • Пед. Пс.
  • Соц. Пс.
  • Мед. Пс.
  • Тестология
  • И др.

Методические средства:

конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов

Практика:

направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Основные задачи психодиагностики (научно-теоретические и практические).

Теоретические (исследование)

  1. совершенствование технологий создания Пд инструментария
  2. создание новых пд процедур
  3. постоянное изучение и совершенствование уже имеющегося инструментария
  4. совершенствование стандартов проведения исследования
  5. классификация инструментария и информирование об существующем инструменте

Практические (обследование)

  1. установление наличий определенных свойств у человека
  2. сравнение степени выраженности опр.св-в. У отдельногочел-ка
  3. связанны с конкретными сферами учебной, профессиональной, спортивной жизни
  4. профориентация,профотбор
  5. психотерапия, консультации
  6. судебная практика, криминалистика

* компендиум–сборник тестов с их кратким описанием.

Идеографический и номотетический, клинический и статистический (тестовый) подходы в психодиагностике.

Выделил Вандельбандт

Основные подходы в ПД:

Идеографический – уникальный, неповторимый

Номотетический – норма проявления данного свойства

Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

«-» Идеографич.: субъективизм, многословие, невоспроизводимость, инд. режим обследования, трудоемкость

«-» Номотетический: опасность деидивидуализации (средник корелляции, общ. закономерности и т.д.)

Клинический подход ориентирован прежде всего на опыт исследователя, интуицию; его особенностью является доверие к “субъективному суждению” (А. Анастази, 1982).

Особое значение: опыт, интуиция, талант, практика

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку.

Особое значение: Психометрические критерии

В зарубежной литературе неоднократно проводилось сравнительное изучение клинических и статистических прогнозов. Во многих исследованиях была продемонстрирована более высокая эффективность статистического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноценном П. о. необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Место и функции психодиагностики в системе психологической службы. Специфика психодиагностики в системе образования.

Во-первых,психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образовательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готовности

ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Во-вторых,диагностика является важной составляющей деятельности специалистов по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом.

Читайте также:  Психология управления персоналом

В-третьих, областью практического применения результатов

психодиагностических испытаний является клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

И, наконец,— судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т.д.

Методологические уровни, методы и методики. Основания для построения
классификаций психодиагностических методик.

Методологическая лестница:

1. Общие методологические принципы (философия)

2. Общие научные методы

3. Общие методыдля отрасли науки

4. Частные методики

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 246 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Особенности психодиагностической работы в системе психологической службы

У психодиагностики в системе психологической службы образовательного учреждения своя специфика. Различают научно-исследовательскую и научно-практическую психодиагностику. Научно-практическая диагностика в системе психологической службы образования ориентирована на задачу психического развития и сохранение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, а также выявление причин возникновения проблем психического развития, в то время как научно-исследовательская психодиагностика занимается проблемами определения закономерностей психического развития.

Психодиагностика как вид деятельности практического психолога находится в центре внимания психологической службы образовательного учреждения. Задача школьной психодиагностики — получение информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся. Данная информация может быть полезна не только самим учащимся, но и тем, кто с ними взаимодействует — родителям и учителям. В настоящее время психодиагностика, в том числе тестирование, широко применяется в работе психолога образовательного учреждения с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированное™ соответствующих возрасту психологических новообразований, уровня развития знаний, умений, навыков. Психодиагностика в школьной психологии также направлена на определение психологических трудностей и проблем обучения и воспитания детей и подростков, специфики их интересов, способностей, мотивации и других личностных образований.

Прежде всего, диагностическая работа психолога образовательного учреждения должна быть связана с педагогической проблематикой; с введением новых образовательных стандартов и модернизацией психологической службы образования. Этой проблеме придается особое значение. Некоторые исследователи, отмечая педагогический аспект школьной психодиагностики и ее особое место в структуре школьной психологии, называют ее психолого-педагогической. Выделяют две основные задачи психолого-педагогической психодиагностики:

  • 1) мониторинг динамики психического развития детей в школе и дошкольном учреждении, а также (в случае необходимости) коррекция с целью обеспечения оптимальных условий развития различных категорий детей, например, слабоуспевающих, детей с особыми потребностями или одаренных;
  • 2) сравнительный анализ развивающего аффекта различных образовательных систем с целью разработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Практико-ориентированная психодиагностика в системе школьной психологии базируется на целостном представлении о личности ребенка и ее взаимодействии с окружающей средой. Выготский отмечал, что мы никогда не сможем понять до конца человеческую личность, если будем рассматривать ее только статически, как сумму проявлений и поступков, без единого жизненного плана, ее лейтлинии [1] , превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс. Всякое развитие в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем. Л. С. Выготский писал: «В сущности, это понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из будущего не означает ничего другого, кроме диалектического требования — принимать явления в вечном движении, вскрывать в явлениях их тенденцию, их будущее, детерминированное их настоящим» [2] .

Важным принципом в организации работы психолога системы образования является единство диагностики и развития (коррекции). В рамках психологической службы образовательного учреждения невозможно разделять психологическую диагностику и психологическую коррекцию. Существует диагностико-коррекционное или диагностико-развивающее направление работы. Так, И. В. Дубровина отмечает, что диагностико-коррекционное (диагностико-развивающее) направление психологической работы является одним из наиболее сложных и требует специальной психологической подготовки психолога-практика. Психологический тест — это средство, которое может привести к положительному результату только в том случае, когда оно находится в руках человека, обладающего достаточной психологической квалификацией, необходимыми личностными качествами и соблюдающего этические принципы психодиагностики [3] .

К недостаткам тестирования как метода относятся потеря индивидуального подхода, опасность абсолютизировать данные, выявление только актуального уровня развития (без учета зоны ближайшего развития), отсутствие непосредственной коммуникации.

Важными профессиональными компетенциями практического психолога являются способности и навыки выделять психологическую проблему, точно формулировать запрос, собирать дополнительную информацию в процессе беседы со всеми участниками образовательного процесса и наблюдения, а также способность синтезировать полученную информацию и делать выводы. В работе практического психолога важна ориентация на анализ единичного, конкретного случая. По мнению Л. С. Выготского: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» [4] .

Впервые схема диагностико-коррекционной деятельности была разработана Л. С. Выготским в виде особой схемы педологического исследования и применялась по отношению к детям с проблемами в развитии. А уже в наши дни И. В. Дубровина предлагает следующую схему осуществления диагностико-развивающей / диагностико-коррекционной работы:

«1) изучение практического запроса;

  • 2) формулировка психологической проблемы;
  • 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
  • 4) выбор метода исследования;
  • 5) использование метода;
  • 6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет;
  • 7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
  • 8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением» [3] .
Ссылка на основную публикацию