Подростковый возраст - психология - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Подростковый возраст – психология

Психология подросткового возраста

Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.

​​​​​​​​​​​​​​С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми. Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.

Воспитание, как и политика – искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость – необходима, поскольку подростка в это время может “заносить”. Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно – стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.

Подростки – непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности. Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, – для того, чтобы он научился сам контролировать себя.

Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой – не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?

В отношении к делам – нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым – учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе – подростков нужно учить позитиву и конструктиву. Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности (“Я просто уродка, да?”) – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки. Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.

Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, – тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста – нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте. Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.

Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста – явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают “качать права”. Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется. А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми. Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права. С другой стороны, они могут проявить и необходимую жесткость, могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению. Весь вопрос – в авторитете родителей.

Психология подросткового возраста

Любому родителю, да и самому подростку, важно понимать психологию подросткового возраста, ведь в нем имеется немало особенностей и проблем. Из всех детских возрастов самым сложным является именно этот – он является этапом вхождения во взрослую жизнь. В подростковый период формируются многие особенности личности, очень влияющие на дальнейшую жизнь.

Психология подростка: краткие сведения

Психология подросткового возраста применима для детей 11-17 лет. Это период появления новых особенностей личности. К чаду уже принято относиться, как ко взрослому, однако еще приходится нести за него ответственность, как за ребенка.

В это время многие родители теряют контакт с детьми, погружаясь в ряд непродуктивных конфликтов. С иной стороны родительское попустительство также становится причиной серьезных проблем.

Даже если стиль общения подростка становится неприемлемым для родителей, нужно продолжать разговаривать с ним. Имейте силу сказать «нет», когда это действительно необходимо. В подростковом возрасте случается немало импульсивных поступков, поэтому родителям приходится постоянно быть начеку. Важно обсуждать с подростками их намерения.

Как разговаривать с подростком, чтобы не случилось серьезного кризиса. Делайте это доброжелательно и по-деловому – как со взрослым человеком. Твердость важна в случаях, когда ребенка начинает «заносить».

Психология подросткового возраста устроена так, что ребенок всячески противится любому навязыванию, старается отстаивать свою свободу. Они чувствуют себя взрослыми, и требуют соответствующего отношения. Заподозрив, что к ним относятся иначе, они негодуют.

Как бы это ни было сложно, подростков нужно поддерживать и мягко контролировать, даже когда хочется махнуть рукой. Самоустранение может привести к еще большим проблемам, которые впоследствии вам придется решать.

Психология подросткового возраста по годам

Итак, какие особенности предполагает психология подросткового возраста в разные периоды:

13-15 лет

Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.

Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.

Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.

Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность. В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта.

16-17 лет

Этот период нисколько не легче. Подросток столкнулся с половым созреванием, и теперь чувствует гнет гормональных, социальных, психологических проблем. Период непросто дается, как молодым людям, так и их семьям. Родительская задача: облегчить переживания ребенка, помочь ему справиться с этапом взросления.

Как это делать? Тактично и уважительно, так как сейчас у подростка очень чувствительная психика. В этом возрасте многие представители молодежи впервые пробуют наркотики, вступают в сомнительные компании, уходят из дома. Обычно это актуально для детей, не сумевших найти понимания у близких людей.

Гормональные изменения становятся причиной множества проблем. Подростки учатся заново принимать свое тело, постоянно ощущают перепады настроения, раздражительность, вялость, повышенный аппетит. Проявления постепенно уйдут сами примерно к 19-ти годам.

Также происходят психологические изменения. Отвергается все, что предлагается родителями, принимается то, к чему агитируют друзья. С этим ничего не поделать, так устроена психология подросткового возраста. Это относится к стилю, выбору музыкальных кумиров, сленгу, жизненных целей. Этому подвержены не все подростки, но многие из них.

Таким образом, оторвавшись от родителей, подросток пытается ощутить себя взрослым. Понимаете, что пришло время нравоучительной беседы? Вряд ли вы достучитесь до него, лучше пригласить в гости друзей, чей ребенок немного старше. Попросите его озвучить за столом, между делом, мысли, которые хотите донести чаду. Это возымеет нужный эффект.

В этом возрасте юноши и девушки стремятся оградить свою личную жизнь и внутренние переживания от любого вмешательства – это естественно для психологии подросткового возраста.

Замечательно, если у ребенка имеется комната, которую он сможет оформить как пожелает, где ему будет позволительно укрыться с другом, послушать музыку в темноте. Должно быть место, которое он будет считать только своим. Не рекомендуется входить в его комнату без стука, как и в чью-либо другую комнату.

Также будет лишним заявляться с уборкой – в этом возрасте подростку пора самостоятельно браться за нее. Не хочет убираться в комнате? Дождитесь пока захочет, шутите с ним на эту тему, но не нарушайте границы личного пространства. Если ваш ребенок будет уверен, что никто не читал его дневники и в общем не копался в личных вещах, то он будет чувствовать себя дома защищено, доверие к вам возрастет.

Подростковые проблемы

Какие проблемы предполагает психология подросткового возраста у детей разных полов.

У девочек

Девочка пока не обладает автономной нравственностью, она у нее конвекционная (навязанная окружающими). В большинстве случаев общество внушает девушке, что все, что связано с сексуальностью постыдно и грязно. При этом она впервые испытывает эротические фантазии, стыдясь и смущаясь этого.

Читайте также:  Социально-психологический климат в коллективе

В некоторых случаях девочки, чувствующие привязанность к отцу начинают ревновать к матерям. Они не осознают, что во многом вносят разлад в семью, списывая все на непонимание родителей. Подростку хочется романтической любви, она думает об интимных отношениях, смущается первых менструаций.

В этом возрасте девочки испытывают потребность в признании. Им хочется быть прекрасными, покорять сверстников и мир. При этом приходится испытывать страдания от несовершенств во внешности и насмешек одноклассников.

Многие девочки испытывают страдания от прыщей. Не наблюдайте снисходительно за тем, как она замазывает их пудрой и не озвучивайте советы, типа «умываться надо получше». Правильное решение – пойти с дочерью к дерматологу, и избавить ее хотя бы от одной болезненной проблемы, ведь психология подросткового возраста подразумевает их и без того немало.

Девочка-подросток демонстрирует взрывную реакцию на все, что ей не нравится, но при этом нуждается в понимании и поддержке. Большая ошибка многих матерей – игнорирование тем про интимную гигиену, противозачаточные средства и прочие подобные темы. Причем их нужно поднимать не в 16 лет, а уже в 12, даже если вам кажется, что у вас «чистая девочка», которой не нужно все это знать.

Показывайте дочери, что вы всегда поддержите ее, формируйте с ней доверительные отношения, и это избавит ее и вас от многих проблем в будущем.

У мальчиков

Начало подросткового возраста определено 11 годами. Девочки в это время пробуют первую косметику, пытаются позиционировать себя как девушки. У большинства мальчиков на уме все еще игры и они больше увлечены мальчишескими развлечениями, а не романтическими мечтами. Примерно в 12 лет у мальчика начинается половое созревание, и длится примерно до 14-15 лет. Он меняется физически, и это влечет за собой психологическое взросление. Вы можете заметить у сына возникшую стеснительность. Малейшие проблемы со внешностью становятся для него серьезным поводом для расстройства. Его тело стремительно растет, и движения становятся угловатыми.

Мальчика легко обидеть, он испытывает частые скачки в настроении. Временами он чувствует себя взрослым, но внезапно вновь ощущает себя малышом, нуждающимся в опеке родителей.

К тому же его смущают не до конца понятные половые желания. Появляются первые кумиры того же пола, что и он. Потом появляется кумир противоположного пола – певица, любая иная публичная личность. Постепенно интерес подростка переходит на сверстниц, правда свои симпатии он не сразу решается обозначить.

Юноша, переживающий половое созревание, пытается отстоять свою свободу, стремясь к самостоятельности. Это не значит, что маме и папе нужно действительно самоустраниться. Ребенок хоть и «воюет» за свободу, при этом боится ее. По словам психологов, подсознательно мальчики хотят, чтобы родители были тверже с ними, и учили правильным ориентирам. Осознав, что совет родителей разумен, юноша принимает его. Сейчас ваш ребенок нуждается в вашем доверии.

Как правильно себя вести с подростком

Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.

Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.

Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.

Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.

Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.

Преодоление кризисного периода: советы психолога

Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?

Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:

  • Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
  • Принятие собственной внешности.
  • Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
  • Дружеский, доверительный контакт с родителями.
  • Приобретения ответственности, инициативности.
  • Осознание своих способностей, выбор профессии.

Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.

Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.

Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.

Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.

Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.

Чем можно занять подростка

Если в семье сложились позитивные отношения, занять подростка будет не сложно.

  • Совместная готовка. Выберите блюдо, которое очень нравится вашему ребенку – попросите помочь с его приготовлением. Совместная готовка обеда с родителями – замечательный способ помочь сыну или дочери приобрести навыки командной работы.
  • Настольные игры. В настоящее время существует огромное многообразие таких игр. Это отличное времяпровождение, поднимающее настроение и развивающее мышление подростка. Выберите игру, которая будет по вкусу всем игрокам.
  • Посещение интересных мероприятий в соответствии с предпочтениями подростка. Это может быть выставка авто, концерт, поход в кино, художественная выставка, увлекательный мастер-класс и прочее.
  • Спорт. Если у вас активный ребенок, то ему понравится какая-нибудь любительская спортивная секция. Выбор велик!
  • Хобби. Если испытываете надобность в том, чтобы чем-то занять подростка, это говорит о том, что у него отсутствует хобби, которое поглощало бы его в полной мере. Попытайтесь понять, что нравится вашему ребенку, чем бы ему хотелось заниматься. Программирование, футбол, пошив одежды, танцы, восточные единоборства? Поговорите с ним об этом – увлечение должно быть у каждого ребенка.

Психология подростка: первые шаги во взрослую жизнь

Подростковый возраст у детей — трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей. Его начало приходится на 11- 12 лет, а завершается в 17 или 18 лет. Дело в том, что строго очерченные границы возраста для всех индивидов установить нельзя. Для каждого из них они уникальны.

Особенности психологии подросткового возраста

Подростковый возраст иногда характеризуется как «переходный». Развитие ребенка в это время происходит невероятно быстро. Череда внутренних конфликтов, эмоциональные срывы, но в то же время и становление активной жизненной позиции приводят к его осознанию себя как личности.

Начиная с 11 или 12 лет, у ребенка происходит формирование поведенческих основ, определяются нравственные представления и моральные нормы на основе усвоенных социальных установок.

В усвоении школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение. Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже противодействуют процессу обучения.

Психология подростка: независимость и самоуверенность

В связи с взрослением, личностные качества ребенка начинают меняться. Отличающийся ранее сдержанностью и серьезным отношением к учебе, подросток может стать совершенно другим, раздражительным, не терпящим возражений. Или, наоборот, активизировать свои познавательные способности и много времени отводить учебному процессу и дополнительным занятиям.

В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:

  1. Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
  2. У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
  3. Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
  4. Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу. Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.

У подростков все физиологические перемены временные. Вместе с завершением процесса полового созревания и стабилизацией гормонального фона, они вновь начинают улучшаться.

Подростковая психология и основные психологические изменения

Перемена психологии у подростков не менее значительна, чем биологические преобразования. В это время резко возрастает творческая активность, улучшается качество познавательных процессов, так как ускоряет свое развитие логическая память, которую подросток начинает использовать наряду с произвольной и опосредованной. А вот механическое запоминание ухудшается.

Читайте также:  Психологические приемы влияния на людей

Родителям и педагогам нужно обращать внимание на то, что в этот период у подростков происходят такие психические процессы как:

  1. Перемены в памяти и мышлении. У младших школьников мыслительные процессы близки к вспоминанию. У подростков термин «вспоминать» начинает означать «мыслить». То есть для эффективного запоминания нового материала, им потребуется установить логическую связь между отдельными частями.
  2. Обогащение речи — подростки уже хорошо декламируют и самостоятельно подготавливают выступления.
  3. Развивается самосознание. Обостряется чувствительность к мнению других о собственной внешности, уровне знаний или компетентности в какой-то области.
  4. Поведение подростков также меняется — они проявляют бунтарство, стремление к независимости и желание освободиться от излишней (по их мнению) опеки родителей.

Кризис подросткового возраста в психологии обычно связывают с большим, чем раньше, влиянием сверстников, общей склонности к риску, низкой устойчивостью к рискам, инфантильности при выборе профессии, недостаточной ответственностью.

Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, родителям и педагогам все же следует помнить, что они нуждаются в серьезной поддержке.

Видео-лекция «Психология подростка»

Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному: от 15 до 17-18 лет.

Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте.

Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости – кризис 17 лет.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психо-социального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: – реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. 219с.

Читайте также:  Сензитивность - что это такое в психологии?

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г.

4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.

Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.

Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.

Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».

Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.

Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.

Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.

Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла “математичка”. И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый – к общественной деятельности.
  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
  8. Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.

Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего – по инициативе взрослого.

Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Подростковый период – период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» – это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, з аместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Ссылка на основную публикацию