Аналитическая психология Юнга - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Аналитическая психология Юнга

Теория личности Юнга. Комплексы. Архетипы.

  • К.Г. Юнг.
  • Отход от психоанализа.
  • Появление аналитической психологии.
  • Структура личности по Юнгу.
  • Архетипы.

Основатель нового направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

Отход о классического психоанализа Фрейда.

В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
И хотя, в общем и целом Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что и приводит к непримиримым противоречиям, крайне болезненным для самого Фрейда.

Поводов для принципиального расхождения было два, это новый подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

Появление аналитической психологии.

Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности и неосознанными импульсивными желаниями, обусловленными животной природой человека, которая неизменно подавляется социальными и этическими установками.

И эта идея только на первый взгляд может показаться странной, ведь в своих рассуждениях Зигмунд Фрейд исходил из вполне рационального осмысления фактов и причин невротического поведения своих пациентов и научной гипотезы о противоречии между естественными животными порывами человека и требованиями социума.
В учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

Структура личности по Юнгу.

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд.
По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.

По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.

По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.

Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.
Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Важнейшие архетипы Юнга.

Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.

Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас.

Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути.
С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

Читайте также:  Японская модель менеджмента

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Известный швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Он, наряду с З.Фрейдом, является одним из основателей глубинной психологии и, в своей теории бессознательного, во многом продолжает линию Фрейда.

Юнг не только разделяет, но и развивает фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной. В то же время он возражает Фрейду в том, что основой личности и источником её конфликтов выступает не половое влечение, а психическая энергия, т.е. любая потребность.

Позже Юнг разработал собственную теорию, которую назвал «Аналитическая психология» и своими идеями оказал большое влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, педагогику, литературу, сравнительную историю религии. Вклад К.Г. Юнга в развитие психологии трудно переоценить.

Структура личности по К.Г. Юнгу

Структура личности, считал Юнг, состоит из трех компонентов:

  1. Коллективное бессознательное;
  2. Индивидуальное бессознательное;
  3. Сознание.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Он считал, что индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой прижизненные личностные приобретения. Коллективное же бессознательное, с которым ребенок появляется на свет, является своего рода «памятью поколений», т.е. психологическим наследством.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые Юнг называл первичными образами, потому что они связаны с мифическими и сказочными темами. Таким образом, культура оказывает влияние на становление индивидуальной психики человека через актуализацию определенных архетипов.

Основные архетипы

В коллективном бессознательном количество архетипов может быть неограничено, но особое место в его теоретической системе уделяется персоне, анимусу, тени, самости:

  • Архетип Персона. Это есть не что иное, как публичное лицо человека, это часть личности, которую человек показывает миру. На личность человека Персона оказывает как позитивное, так и негативное влияние. Персона доминирующая может подавить индивидуальность человека и слиться с навязанной ему средой, но в то же время она защищает от этого давления среды, помогает в общении. Она служит цели производить на других впечатление и утаивать свою истинную сущность;
  • Архетип Тень. В целом это негативная сторона личности, её аморальные мысли и страсти, но, при этом, у неё есть и положительные свойства. Содержанием Тени являются те стремления, которые несовместимы с Персоной, с нормами общества и отрицаются человеком как несовместимые. Содержание Тени пропорционально доминированию Персоны;
  • Архетип Самость. В теории Юнга это самый важный, центральный архетип всей личности. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. Значение этого архетипа состоит в том, что он не противопоставляет разные части души друг другу. Наоборот, соединяет их, чтобы они дополняли друг друга. Целостность личность обретает в процессе развития, а самость и индивидуальность становятся более свободными в своем выражении и самопознании. Становясь центром личности, Самость уравновешивает многие противоположные качества личности;
  • Архетип Анимус. У мужчины – Анима, у женщины – Анимус. Они представляют те части души, которые отражают представления о противоположном поле, интерсексуальные связи. На развитие этого архетипа большое влияние оказывают родители ребенка. Архетип формирует поведение и творчество человека, это источник проекций, новых образов в его душе.

«Анима» – чувственный образ женщины, который мужчины носят в себе тысячелетиями. Это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. «Анимус» – чувственный образ желанного мужчины, каким его с давних пор знала женщина. Это внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона.

Методы аналитической психологии К.Г. Юнга

И сегодня теория К.Г.Юнга применяется на практике, а главным методом её реализации является активное воображение. Говорить в строгом смысле о методах аналитической психологии нельзя, считал сам её автор. Юнг настаивал на том, что с каждым новым клиентом надо работать спонтанно без каких-либо установок и планов.

Для аналитика единственной теорией является идущая от сердца жертвенная, искренняя любовь и действенное сострадание к людям. Его личность является единственным инструментом, потому что любая терапия осуществляется не методами, а личностью терапевта. Психотерапевт, считал К.Г.Юнг, в каждом конкретном случае должен решить, хочет ли вступить, вооружившись советом и помощью, на рискованный путь.

Рассмотрим некоторые методы, предложенные ученым:

    Юнгианский анализ. В практике аналитической психологии основным методом остается анализ. Методологической моделью для юнгианского анализа стал психоанализ З. Фрейда, но получил иное теоретическое обоснование и практическое выражение. Он представляет собой сознательное и добровольное вовлечение в символическую игру.

Задача заключается в создании нового интерсубъективного пространства в результате смешения субъективностей участников. Это пространство, по существу, является пространством творческой жизни. Клиент в этом анализе делегирует аналитику части своей личности, отвечающие за сравнение, оценивание, контроль, организацию. Анализ будет работать только тогда, когда, например, клиент будет относиться к аналитику как к хорошему специалисту, понимая в то же время, что он простой человек со своими проблемами. Говоря другими словами, успех анализа будет зависеть от того, насколько пациент умеет быть пациентом и насколько он позволит аналитику быть аналитиком. Это важнейшее условие анализа. Как метод психотерапии, анализ предназначен не для всех;

  • Метод свободных ассоциаций. Суть метода заключается в том, что в расслабленном, полусонном состоянии со свободно плавающим вниманием говорить абсолютно все, что приходит в голову. Это по настоящему свободные ассоциации человека, который сумел оставить рациональное мышление, они не случайны, и подчинены четкой логике – логике аффекта. В практике Юнга важно кружить возле образа, возвращаться к нему, предлагать новые ассоциации, пока не ясен будет его психологический смысл. Задача метода заключается в организации свободного доступа к бессознательному содержанию;
  • Интерпретация. Умение интерпретировать предполагает любой психологический анализ.

    Это вербальный и сознательный акт и нацелен на осознание ранее бессознательного материала. Аналитик должен иметь определенные качества – наблюдательность, развитую речь, интеллектуальные способности. Хотя сама процедура не относится к чисто интеллектуальным. Даже точная и блестящая интерпретация, несвоевременно высказанная и не принятая клиентом, будет совершенно бесполезной, поэтому юнгианские аналитики к ней редко обращались, больше полагаясь на интуицию;

  • Активное воображение. Для введения активного воображения в терапию, Юнг предложил несколько особых причин:
    1. Переполнение фантазиями бессознательного и необходимость их структуризации;
    2. Множество снов и опасность в них утонуть;
    3. Слишком мало снов или они не запоминаются;
    4. Чувствование нас себе непонятного влияния извне;
    5. Многократное попадание в одну и ту же ситуацию;
    6. Нарушение адаптации к жизни.

    Метод активного воображения предлагался пациентам в качестве «домашнего задания». Активное воображение сходно с художественным творчеством и выполняться под принуждением не может. Самое трудное в методе – избавиться от критического мышления и остановить сползание к рациональному отбору образов. Позволить образам жить собственной жизнью и развиваться по своей логике. В индивидуальном анализе метод активного воображения не сильно распространен;

  • Амплификация. Она означает расширение, увеличение или умножение. Говоря об амплификации, Юнг утверждал, что фантастическим образам, возникающим в странном и угрожающем виде, надо давать некоторый контекст, чтобы они стали более понятны. Лучший способ для этого – использование сравнительного мифологического материала;
  • Анализ сновидений. Большое внимание в традиции лечения души всегда уделялось сновидениям. В них, считал Юнг, можно увидеть скрытые движения души и помочь клиенту в разрешении его текущих проблем и в индивидуации. Работая со сновидениями, Юнг предлагал забыть все теории, чтобы избежать любого редукционизма. Каждый образ, каждое сновидение нуждается в глубокой рефлексии. В сложной символике сновидений он предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.

    В современной аналитической психологии можно назвать еще два подхода к пониманию сновидений и методов работы с ними. Они отличны от теории исполнения желаний Фрейда и от теории компенсации Юнга. Основу обоих подходов составляет отношение к роли Эго-комплекса в сновидении. Первый подход был предложен Гансом Дикманом. Второй подход предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. Хиллман, в отличие от Дикмана считает, что Эго тоже является одним из множества, равных по важности, образов.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Аналитическая психология Карла Густава Юнга

    Юнг развил анализ человеческой психики исходя из простого утверждения – что человеческая жизнь имеет смысл и цель. При этом индивид стремится к совершенству, не только физическому, но и духовному, на что обращалось особое внимание. В отличие от Фрейда, который фокусировался на биосоциальной природе человека, Юнг предпочитал изучать человека, стремящегося к гармонии с собой или во время творческого процесса. Юнг полагал, что бессознательное нечто большее, чем просто половые инстинкты и агрессия.

    Перед тем, как перейти к самой аналитической психологии, освежим в памяти информацию о базовой психологии.

    Структура личности

    Три «этажа» личности:

    • Эго – ядро сознания, это все мысли, чувства, переживания, мечты, ощущения, которое мы знаем и можем взаимодействовать каждый день. Основа нашей личности.
    • Личное бессознательное – подсознание, всё, что забылось с детства для сознания, но остаётся в памяти. Все обиды, страхи, конфликты, которые могли перейти в комплексы, проблемы с начала жизни.
    • Коллективное бессознательное – воспоминания предков, весь их жизненный опыт и чувства, которые передаются по наследству. Если вспомнить такого человека как Билли Миллиган, то в его 24-х (двадцать четыре) личностях был Рейджин Вадасковинич, владеющий сербским языком, которого сам Билли не знал.

    Именно этот пункт стал отправной точкой разногласий Фрейда и Юнга.

    Через сны бессознательное «общается» с сознательным. Восстановление равновесия возможно только при взаимодействии всех структур личности.

    Для дальнейшего понимания этого раздела психологии нужно дать определение основным понятиям. Архетип – это общая модель восприятия, мышления человека, которые закладываются с детства. Важнейшие архетипы в аналитической психологии:

    • Тень – скрытая сторона человека, то, что он никогда не покажет на публике. Это все подавленные и нереализованные желания, страхи, мечты. Однако, у этой стороны есть и плюсы, найдя гармонию со своей тенью можно не только перестать испытывать стыд, но и найти баланс в общении с другими людьми.
    • Маска – то, что человек показывает, выходя в свет. Его социальный статус, роль и поведение с другими людьми. Маска, которую надевает каждый человек, когда надо показаться множеству людей.
    • Анима и Анимус – самое интересное для западного читателя. Анима – представление о себе, как о женщине. Анимус – как о мужчине. И если женщина воспринимает себя как женщину, то её Анимус соберёт все мужские представления и будет проецировать на мужчину. Но в глубине души мужчина это женщина, а женщина – мужчина, что и пытается увидеть каждый в своём любимом человеке, в этом и заключается принцип влюбленности.
    • Самость – именно этот архетип объединяет сознательное и бессознательное, маскулинное и феминистическое. Руководитель, отделенных от Эго и других, совершенно отдельно образование психики.
    Читайте также:  Социально-психологический климат в коллективе

    Главный вклад Юнга в психологию

    Понятие об интроверсии и экстраверсии. В первом случае внимание человека обращено внутрь себя, в другом – наружу, на внешний мир. Первый медленный, неспешный, тихий, зациклен на своём собственном мире, замкнут. Второй же активный, разговорчив, быстро коммуницирует с людьми и заводит знакомства. В каждом есть эти два понятия, но одно всегда властвует.

    Он так же выделил основные психологические функции: ощущение, интуиция, мышление и чувство. На основе этих функций были составлены «типы» людей:

    • Мыслительный – логика и аргументы во главе стола, именно по ним человек этого типа о ценности вещей.
    • Эмоциональный – полностью эмпирический человек, смотрит на все через негативные и положительные эмоции.
    • Ощущающий – большое внимание уделяет к конкретным проявлениям внешней среды, источнику того или иного фактора.
    • Интуитивный – в основе этого типа лежит предчувствия, догадки. Все они берутся из бессознательного.

    Первая пара – рациональные, вторая – иррациональная. Каждый наделен обеими парами, но в них есть только одна доминанта.

    Развитие личности

    Фрейд придавал огромное значение детству человека, Юнг же смотрел на человека в течение всей жизни, в динамике, в развитии. Для него главным приоритетом человека была самореализация, полное раскрытие своих способностей индивидом, постижение самости.

    Юнга по праву можно считать основателем, автором аналитической психологии, психотерапии и психоанализа.

    Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

    Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и любимых учеников Зигмунда Фрейда. По предложению самого Фрейда, Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако Юнг всё больше начинает проявлять никогда не поощрявшуюся Фрейдом самостоятельность (в смысле толкования и проведения психоанализа) и «психоаналитическое вольнодумство».

    Он поставил под сомнение некоторые из основных положений классического психоанализа, считая преувеличенной роль сексуального инстинкта; преувеличенной роль периода раннего детства для объяснения причин формирования характера, неврозов и различных психологических проблем взрослых людей. Юнг счёл возможным отступление от точного проведения отдельных технических приёмов, предписанных Фрейдом.

    С другой стороны, он «посмел» самостоятельно расширить сферу психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма, включив в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных религий и культовых ритуалов и даже парапсихологии и алхимии.

    Это было уже совсем не приемлемо для Фрейда .

    Он всегда подчёркивал свой атеизм, а Юнг был всегда глубоко верующим человеком. Всё это послужило основанием для «отлучения отступника» от классического психоанализа. И именно это сделало Юнга лидером в новом психоаналитическом ответвлении. Оно получило название – аналитическая, глубинная психология.

    Спор между двумя великими учеными и их школами не принизил авторитета ни одной из них. Каждое из этих направлений послужило толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психологии и психотерапии.

    Карл Юнг первым ввёл понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него речь шла только об индивидуальном бессознательном. Он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессознательного – «всё связано со всем», во Вселенной существует изначально установленный порядок и ему подчинено всё от малого до великого.

    Просто эти связи не всегда очевидны, но это не значит, что их не существует. Человеческая психика, а значит и её бессознательная часть несмотря на всю её индивидуальную неповторимость, подвержена влиянию. При этом генетическое влияние – передача определённой наследственной информации – в наше время уже никем не оспаривается.

    С момента провозглашения Альбертом Эйнштейном единства пространства и времени, можно предположить, что влияние коллективного бессознательного на индивидуальное, распространяется не только во времени (в преемственности поколений), но и в пространстве. Оно подвергается влиянию как всего современного бессознательного, так и влиянию ближайших и отдалённых социумов (групп и сообществ разного масштаба).

    Юнг ввёл в теорию коллективного бессознательного понятие «архетипов». Этот термин употребляли ещё Платон, Аристотель и их последователи, но у Юнга оно обрело смысл, который придаётся ему в глубинной психологии и психотерапии.

    Архетипы Юнга – это существующие у различных народов (во многом весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретного человека эти архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но всё равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие сообщества, их моральные и нравственные ценности, являются объектами преклонения, надежды или страха. Название архетипам Юнг дал по типам, отражающим определённую психологическую сущность.

    Шесть основных архетипов – ПЕРСОНА, ЭГО,ТЕНЬ, АНИМА и АНИМУС, САМОСТЬ. Причем эти типы живут одновременно в каждом из нас и так или иначе взаимодействуют между собой, поддерживая или мешая, противореча друг другу.

    • ПЕРСОНА – наше видение, принятие самого себя, своего характера по отношению к внешнему миру. Как мы ведём себя с различными людьми, в разных местах, при разных обстоятельствах. Какой свой внешний облик мы стараемся преподнести другим. Важно помнить, что речь идет именно о нашем представлении о себе в обществе, своём внешнем облике, поведении, о том, какое впечатление мы производим на других. Это не значит, наши представления объективны.

    • Термином ЭГО Юнг определяет центр нашего сознания, который, как мы считаем, контролирует и направляет наше поведение логично и целенаправленно в соответствии с нашими целями и объективными обстоятельствами. Но это опять мы так считаем, а наше мнение может и не совпадать с реальностью.

    • ТЕНЬ – тоже центр, но уже нашего индивидуального бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются человеком как не совместимые с ним или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

    • АНИМА и АНИМУС – это преломившиеся через индивидуальное сознание бессознательные ориентиры на то, чему должна соответствовать (и внешностью и поведением, моралью и психологией) «настоящая» женщина (АНИМА) и «настоящий» мужчина АНИМУС. Это принятые в данном народе, нации, сообществе образцы, требования в значительной мере дают ещё один, производный от них, тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношение мужчины к женщине (и ожидание от неё определённого типа отношения к себе) и наоборот. Эти паттерны претерпевают определённую трансформацию в индивидуальном сознании, но сохраняют общность основных черт принятых для данного социума. И именно они определяют психические и поведенческие реакции на собственное или чужое отклонение от принятых критериев.

    Особое, центральное место, занимает так называемая САМОСТЬ. Она организует и защищает целостность и упорядоченность личности. Здесь происходит взаимодействие сознания и бессознательного, которые находят компромиссы и по возможности устраняют или смягчают противоречия между инстинктивными проявлениями. Не только примеряют биологические и социальные нормы, но и нередко объединяют их усилия.

    В настоящее время в психологию и психотерапию прочно вошли понятия – экстраверсия и интроверсия. Они характеризуют различную направленность личности, а точнее – внимания, мыслей, нервно-психической энергии человека: во вне – на внешние объекты и действия или во внутрь – на самопереживание, самоуглубление, рефлексию.

    Естественно в природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Может преобладать определённый тип психических состояний и поведенческих реакций. Как показывает статистика исследований примерно у одной трети людей эти признаки выражены неярко либо распределены примерно равномерно. Таких людей называют – амбаверты.

    Есть ещё одна интересная классификация людей разработанная Юнгом: по типу доминирования одной из четырёх психологических функций – ощущения, интуиция, эмоции, мышления. Соответственно можно говорить об ощущающем, интуитивном, эмоциональном и мыслительном типе личности. В какой-то мере это является предтечей выводов авторов нейролигвистического програмирования (НЛП), о преобладании у людей той или иной модальности восприятия.

    Юнг оказался генератором идей для целого ряда последующих психотерапевтических направлений. Так, по Юнгу, каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации, или саморазвитию. Именно индивидуация, а не индивидуализация. Индивидуацией Юнг называл процесс формирования индивидуума как единой, целостной личности. Это очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу гуманистической терапии и особенно теории самоактуализации Абрахама Маслоу.

    Многие понятия целостности личности перекликаются с отдельными положениями гештальтпсихологии и гештальт- терапии. Основным условием эффективной терапии по Юнгу является искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента. Причем это сотрудничество равных партнёров, решающих общую задачу. Только их совместное сотрудничество может принести действительную пользу.

    Психоаналитическая терапия Юнга проходит две стадии: аналитическую и синтетическую, с подразделением каждой из этих стадий на две части. Первая часть аналитической стадии – признание. Клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными с сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми (непристижными, постыдными, унизительными) для их осознания.

    Разоблачить «самообман» – трудная задача, но признание решает первую часть задачи. Вторая часть аналитической стадии – толкование рассказанного клиентом материала. Здесь применяются многие приёмы классического психоанализа Фрейда.

    Вторая стадия – синтетическая. Она состоит главным образом в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим отсюда моделям поведения.

    Вторая часть синтетической стадии – трансформация. Эту работу Юнг характеризует как минииндивидуацию, или самообучение. Здесь психотерапевт всё больше перекладывает ответственность на клиента за его собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем.

    Юнг первым использовал метод не свободных, а направленных ассоциаций. Этот метод в настоящее время достаточно популярен и имеет аналогии не только в психотерапии, но и , например в работе следователя с подозреваемым.

    Метод заключается в следующем: установлено, что в большинстве случаев ассоциативный ответ, дающийся с задержкой и непроизвольной эмоциональной реакцией, показывает, что «брошенное» терапевтом слово в какой-то мере задело клиента и следует вести поиск в этом направлении. Некоторые авторы считают, что именно эта идея заложена в основу знаменитого детектора лжи, созданного знаменитым советским психологом Александром Романовичем Лурия.

    Теория личности Юнга. Комплексы. Архетипы.

    • К.Г. Юнг.
    • Отход от психоанализа.
    • Появление аналитической психологии.
    • Структура личности по Юнгу.
    • Архетипы.

    Основатель нового направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
    Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
    В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

    Читайте также:  Сиреневый цвет в психологии

    Отход о классического психоанализа Фрейда.

    В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
    И хотя, в общем и целом Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что и приводит к непримиримым противоречиям, крайне болезненным для самого Фрейда.

    Поводов для принципиального расхождения было два, это новый подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

    Появление аналитической психологии.

    Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
    Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности и неосознанными импульсивными желаниями, обусловленными животной природой человека, которая неизменно подавляется социальными и этическими установками.

    И эта идея только на первый взгляд может показаться странной, ведь в своих рассуждениях Зигмунд Фрейд исходил из вполне рационального осмысления фактов и причин невротического поведения своих пациентов и научной гипотезы о противоречии между естественными животными порывами человека и требованиями социума.
    В учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

    Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

    В общем и целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

    В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо телесных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

    Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом Юнгом вовсе не отрицалось явление сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

    Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
    Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
    Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы в равной мере определяются не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

    Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг по сути весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

    Но при этом, вне всякого сомнения, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

    Структура личности по Юнгу.

    Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но это только на первый взгляд.
    По Юнгу личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

    Эго — центральная часть сознания которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

    Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики которые приобрели свойства автономного существования как неких самостоятельных сущностей способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение.
    Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из прошлого, которые, ко всему прочему, находились в оппозиции к эго, то есть не могли по каким то причинам быть приняты им, и поэтому, оказавшиеся запертыми в подсознании в виде образов этих ситуаций.

    По сути, Юнг утверждал существование чужеродных самостоятельных элементов в сфере сознания личности.
    Комплексы подавляются волевыми сознательными усилиями эго, однако без проблем продолжают свое существование вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми при которых они возникли.
    Проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода воли человека в значительной степени нарушается и индивид начинает вести себя не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием внутренних причин из прошлого.
    Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение.

    По мнению Юнга информация, находящаяся в сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.

    Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляющее собой вместилище всеобщей памяти человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для осознания в форме образов.

    Носителями этого коллективного наследия выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы (первичные модули), которые были ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах но, часто не связанных между собой причинно.
    Это означало, что на определенные ситуации люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается например отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
    По сути, каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных обстоятельствах.

    Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

    Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
    Эти архетипы также встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

    Важнейшие архетипы Юнга.

    Считается, что число архетипов в общем должно быть равно количеству типовых ситуаций нашей жизни, что означает неограниченно много. Однако, Юнг выделял некоторое количество самых важных из них, это маска, анима, анимус, тень и самость.

    Маска (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
    Маска это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
    Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
    Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
    Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас.

    Тень. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень двоякой по сути.
    С одной стороны она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например направить в творческое русло.

    Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисно структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются и в личном бессознательном и непосредственно в сознании.
    Роль Эго как раз и заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
    Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
    С другой же стороны, это означает использование Персоны, именно как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

    Анима и Анимус. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
    Для мужчины Анима образ — идеал, связанный с одной стороны с матерью, с другой несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также, представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
    Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
    Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

    Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
    Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

    Архетип Самость (Я, так как есть). Непроявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл индивидуацией.
    Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
    Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
    Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

  • Ссылка на основную публикацию