Знания и умения выпускника школы - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Знания и умения выпускника школы

Что нужно уметь выпускнику

Ответ на этот вопрос, кажется, должен быть простым. Однако быстро ответить почему-то не получается. Читать, писать, считать, пересказывать тексты, решать задачи, писать сочинения… И это не всё! Вы начинаете подозревать, что для полного ответа придется увязнуть в уточняющих подробностях (не то чтобы «когда читать», «чем писать» и «что считать», но, если вдуматься, близко к этому абсурду). Например, есть соблазн добавить, что раньше писали большие сочинения, а теперь нужно создавать маленький текст и что это другая форма работы. Или вспомнить, что пересказ текста по истории – это совсем не то же самое, что пересказ текста по литературе. А еще бывает пересказ на иностранном языке. А еще – изложение, это письменный пересказ!

Такие подробности явно уводят от сути ответа. Перечислить то, что вы делали год за годом под указку учителя, не значит определить, что же вы должны уметь. Можно ли найти краткий ответ в требованиях контрольно-измерительных материалов? Нет: придется их пересказывать чуть ли не целиком, а это неверно (хотя прочесть КИМы надо). Или, может, заглянуть в программу для поступающих? Конечно, там говорится об умениях, но такие программы отвечают задачам конкретных дисциплин, поэтому традиционно смешивают необходимые знания по предметам и искомые общеучебные умения. В результате этой путаницы у вас легко возникает вопрос, какой темы вы еще не знаете, – зато вопрос о том, что же вам не худо бы уметь (а заодно и ответ на него), может, увы, и не появиться.

Напрасно, если так: ведь именно уровень умений волшебным образом настраивает вас на то, чтобы задача по физике и орфографическая задача по русскому языку не казались вам совершенно разными заданиями, а между географией и обществознанием нашлось что-либо общее. Именно уровень умений рушит границы между школьными предметами, связывая изученное в единое знание – и в результате позволяя вам уверенно этим знанием пользоваться.

Так что же вы должны уметь после многих лет обучения в школе? Если совсем кратко, то вы должны уметь работать с информацией. Вообще-то негласно считается, что этому учат как раз в вузе. Зато анализ содержания ЕГЭ показывает, что единый экзамен уже вовсю это умение проверяет.

Вы должны разными способами уметь работать с информацией – сначала с учебной, затем с научной, а параллельно всему этому – и с жизненной.

Как с этим работать?

Строго говоря, с этим должна бы работать наука логика, и какое-то время она изучалась в школах; сейчас она минимально представлена в школьной программе по информатике. Впрочем, есть существенное уточнение: логика призвана работать с чистым знанием, не отягощенным чувственным опытом. Но куда при этом деть основанные именно на таком опыте лабораторные работы по физике, эксперименты по химии или катарсис от чтения о первом бале Наташи Ростовой?

Кроме того, поскольку стоит цель воспроизводить знания, в том числе – писать и говорить о знаниях, может идти речь о так называемых коммуникативных умениях, и особо общительные люди будут искать «зарытую собаку» именно в этом направлении. Но подождите: сюда уже примешиваются умения самому задавать вопросы, слушать собеседника и вообще вести диалог. А мы сейчас всё-таки сосредоточены на личности выпускника вне его окружения – и не рассматриваем ситуацию, когда ответственность за содержательный отчет об изученном может быть переложена на кого-то другого.

В связи со всем вышесказанным, интересны перечни учебных умений, размещаемые в открытом доступе в доменной зоне. edu, то есть на сайтах зарубежных вузов. Вооружившись этим компактным списком, иностранцы учатся писать эссе. Это только на первый взгляд анализ информации (российский ЕГЭ и прочие тесты) и ее синтез (принятое за рубежом эссе, а также привычные доклады) совершенно различны. На самом деле они взаимосвязаны. Информация-то одна и та же по своей сути. Учебная.

Итак, что же должен уметь образованный молодой человек?

  1. Analyzeкритически рассмотреть предмет изучения, чтобы показать его основные характеристики. Такое определение анализа убережет ваши тексты и речи от излишней оценочности и в очередной раз напомнит, что оценка фактов сопряжена с необходимостью ее доказательства.
  2. Criticize– обозначить сильные и слабые стороны, дать оценочные суждения. Это умение требуется не только при написании сочинения по русскому языку, но и, безусловно, тогда, когда вы мысленно отбрасываете неподходящие способы решения задачи по какой-либо точной дисциплине.
  3. Compare– показать сходство или различие двух, или более объектов. Часть B и диаграммы в ЕГЭ – это наиболее очевидная локализация задания, где проверяется такое умение.
  4. Contrast – показать только различия. Противоположность «острее» простого сравнения. И есть смысл задуматься, когда в рассуждениях целесообразнее прибегать именно к противопоставлению.
  5. Defineдать четкие, подробные и точные значения встречающихся понятий. В ЕГЭ – и в жизни тоже – попадаются феномены, которые были в учебнике, но подробно не изучались.
  6. Describe – перечислить характеристики, часто попутно давая определения, объясняя или комментируя что-либо. Описание не должно быть монотонным.
  7. Discuss(comment) – представить основные понятия и их взаимоотношения. Комментариям следует стремиться к содержательности.
  8. Elaborate– разработать тему или идею более подробно. Это хорошее напоминание для тех, кто склонен усваивать материал в качестве голых схем.
  9. Evaluateтщательно оценить позитивные и негативные аспекты рассматриваемого. Это не так просто сделать, если изучаемое далеко от сферы моральных оценок либо находится в ее эпицентре и представляет собой спорный вопрос.
  10. Explainшаг за шагом, с учетом обстоятельств и причин, прояснить и интерпретировать информацию о проблеме, теории и т. д. Такое требование заставляет нас исследовать всю цепь причин и рассматривать явления во всей их полноте.
  11. Illustrateпояснить проблему на примерах. В ЕГЭ бывают задания, а в жизни бывают ситуации, когда ответ нужно знать точно: догадаться не получится. Нужны факты!
  12. Listизложить в соответствии друг с другом ряд фактов, имен и дат. Тоже необходимый прием работы с информацией. Стоит подумать, когда именно он уместен.
  13. Outline– организовать факты, ранжировать их по степени важности и по соподчиненности друг другу. Эта задача побуждает нас специально собирать и комбинировать факты и уходить от схемы «один факт + одна интерпретация». Результатом становится видение картины в целом со многими внутренними взаимосвязями.
  14. Prove– перечислить все логические аргументы в поддержку заявления. Очевидно полезное умение.
  15. Relate– установить взаимосвязи фактов. Установление взаимосвязей фактов заслуживает внимания как отдельное упражнение. Многие умения вторичны по отношению к нему, а оно базовое – и просто необходимое.
  16. State – высказать утверждение. Это вам не банальный «тезис»! Если на едином экзамене еще можно (а порой и следует) сдерживать себя, то в жизни не забывайте высказывать и доказывать по-настоящему оригинальные идеи.
  17. Summarize – представить сжато все основные моменты. Если у вас не получается быстро и кратко ответить на вопрос, что должен уметь выпускник школы, то одно из двух: либо вы не научились суммировать информацию, либо вы не читали эту статью.

Требования к выпускнику начальной школы
учебно-методический материал по теме

Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
trebovaniya_k_vypusknikam.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
  • (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • жанры детской художественной литературы (сказка,
    рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
  • читать осознанно, правильно, целыми словами.
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и
  • отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания
    и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану:
  • составлять небольшое монологическое высказывание
    с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном
    произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания
    книги по ее элементам;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • Изученные части речи;
  • Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

  • Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • Предлог и приставку;
  • Корень, приставку, суффикс, окончание;
  • Главные (подлежащее и сказуемое ) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
  • Простого двусоставного предложения;
  • Кратко характеризовать:
  • Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

  • Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;
  • Пользоваться словарями;
  • Использовать алфавит при работе со словарем;
  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • звонкие и глухие согласные в корнях;
  • непроизносимые согласные;
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;
  • удвоенные согласные;
  • безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;
  • разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
  • не с глаголами;
  • безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
  • правописание безударных личных окончаний глаголов;
  • словарные слова, определенные орфограммой;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Решать практические и учебные задачи :

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

В результате изучения математики ученик должен:

  • – последовательность чисел в пределах 100000;
  • – таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  • – таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  • – правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  • – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;
  • – представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • – пользоваться изученной математической терминологией;
  • – выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  • – выполнять деление с остатком в пределах ста;
  • – выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  • – выполнять вычисления с нулем;
  • – вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  • – проверять правильность выполненных вычислений;
  • – решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  • – чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  • – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  • – вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  • – сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • – ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  • – сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  • – определения времени по часам (в часах и минутах);
  • – решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  • – оценки размеров предметов “на глаз”;
  • – самостоятельной конструкторской деятельности (с учетомвозможностей применения разных геометрических фигур).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ :

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России, государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида.

уважаемые родители! очень актуальным вопросом в наше время становится портфолио выпускника начальной школы. предлагаю Вам версию, опубликованную на детском портале “солнышко”.

Тест состоит из двух частей. Первая часть представляет собой рассказ и является основой для создания тестовых вопросов. Данные тексты дадут возможность пополнить запас знаний учащихся, рас.

Пригодится ученикам и учителям.

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир.

laquo;Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен пол.

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Компетентное управление – компетентный выпускник

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Самсонова Татьяна Дмитриевна,

заместитель директора по УВР Новоазовской ОШ І-ІІІ ст.№1

В статье представлена модель формирования конкурентноспособных качеств выпускника современной образовательной организации. Особенности формирования компетентного выпускника.

Ключевые слова: компетентность, модель выпускника, запросы времени

Мировая практика связывает сегодня образовательные результаты с компетентностью выпускника. Модель выпускника – это образ желаемого результата образования. Кроме того, компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения ученик в должном объеме приобрести не может.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

научиться жить вместе;

научиться жить
определили по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Сегодня социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Важны в учебно-воспитательном процессе:

познавательная компетентность (учебные достижения, интеллектуальные знания, умения учиться и оперировать знаниями).

личностная компетентность (развитие индивидуальных способностей, талантов, знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний).

самообразовательная компетентность (способность к самообразованию, ответственность за уровень личностной самообразовательной деятельности; гибкости применения знаний;

социальная компетентность (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения), развитие личных качеств, саморегулирование).

компетентное отношение к собственному здоровью.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .

Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.

Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Ученые отмечают, чтобы достичь конечного результата учебно-воспитательного процесса, необходимо уже в его начале, то есть четко представлять, какими компетенциями будет обладать будущий выпускник школы. Поэтому, уместно моделирование образа выпускника не только на последнем этапе обучения и развития, а в каждом звене, на каждом отдельном этапе школьной жизни.

Мы делаем попытку сконструировать модель выпускника, основываясь на компетентностном подходе.

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Модель выпускника основной школы (9-й класс)

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

· овладение культурой учебного труда;

· овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

· овладение рефлексивной деятельностью;

· умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

· способность вести здоровый образ жизни;

· умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

· проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

· компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

· компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

· компетентностью в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);

· компетентностью в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);

· компетентностью в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, создание модели компетентного ученика и обеспечение надлежащих условий для достижения результатов – это конкретные задачи, выполнение которых позволит обеспечить новый результат образования, адекватный сегодняшнему состоянию общества и культуры – формирование компетентной личности.

Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013

Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Шрубковский С.В. Мецдерецкий В.В. Компетентностный подход к обучению, как стратегический ориентир в управлении процессом экспериментальной подготовки школьников // Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. Физико-математические науки. – Выпуск 10. – Каменец-Подольский. 2013. – 265с.

Новые школьные стандарты. Что должен знать выпускник начальной школы

Фото с сайта deti-74.blogspot.com

Написать объявление и электронное письмо, сочинять сказки, считать в пределах миллиона — все это и не только будет прописано в новых школьных стандартах, которые совет при Минпросвещения рассмотрит уже послезавтра. В документе четко прописано, чему и в каком классе ребенка должны научить. Вот лишь некоторые требования из проекта новых школьных стандартов начальной школы.

Программа по русскому языку предполагает, что выпускник начальной школы должен создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления); распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи); определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать; применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; определять род, склонение, число, падеж существительного; составлять предложения с однородными членами; правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов).

По такому предмету, как литературное чтение, он должен различать произведения устного народного творчества и художественной литературы; находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным; писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки; выбирать книги для самостоятельного чтения; среди рекомендованных – «детские» произведения Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Крылова, Тютчева, Фета, Некрасова, Алексея Толстого, Льва Толстого, Чехова, Есенина, Маяковского и Блока.

Четвероклассник должен вести на иностранном языке диалог объемом 4-5 реплик; читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец; распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише).

По математике: считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000; выполнять сложение и вычитание в пределах 100 — устно, с многозначными числами — письменно; умножение на 10, 100, 1000 — устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 — устно, на двузначное число в пределах 100000 — письменно; деление с остатком в пределах 1000; находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости; различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем; заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму.

Окружающий мир: рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России; ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон; ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование; различать полезные и вредные привычки; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети интернет; соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха; соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

«Можно по-разному относиться к идее распределения требования стандарта по классам. Но в нашей стране огромная армия учителей, их опыт, педагогическая культура, знания-умения весьма различны. И на самом деле многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт может облегчить работу. Тем более что большинство из этих требований основаны на тех же самых примерных программах, которые уже «работают» в школах более 10 лет, — рассказала «Российской газете» руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова. — А творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить — давать больше, интереснее, разнообразнее. И еще мы забываем, что стандарт определяет требования к образованию на конец 4 класса, поэтому достижения выпускника начальной школы — это результат его образования за четыре года».

По её словам, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте. При этом Виноградова пояснила, что нельзя сравнивать советских детей и детей современных — у последних гораздо больше возможностей, они живут в другом мире, развиваются по-другому. И средний уровень у них гораздо выше, чем был у ребят даже 10-20 лет назад. Это подтверждают и международные исследования.

«Существенное улучшение достижений наших младших школьников ученые связывают, в том числе и с введением стандартов. Я уверена, что доработанный стандарт работает на перспективу, в нем представлено содержание, которое актуально для современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Но это не означает, что все дети на отметку (!) будут сдавать эти правила. А вот ориентироваться в известных рисках на уровне подготовки к дальнейшему обучению — будут! Сегодня вряд ли кому непонятно, что образование должно работать на шаг вперед, давать детям больше, а требовать на базовом уровне», — сказала Наталья Виноградова.

Эксперт заметила: не стоит забывать о том, что 20 процентов программы в «началке» образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей детей — это большой резерв для педагогического творчества.

Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы»

Людмила Фомина
Родительское собрание на тему: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Контингент участников: родители будущих первоклассников.

Место проведения: подготовительная группа

Форма проведения: презентация лекционного материала

Оборудование и материалы: презентация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник», буклет «

Здравствуйте, уважаемые родители сегодня мы с вами поговорим о подготовке наших детей к школе. (слайд1)

Начался последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. (РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПРОСНИКАМ)

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

знать цифры от 0 до 9;

уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать знаки +, -, =, ;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6=6)

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать две группы предметов;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;

уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

– Имя и отчество родителей.

– В какой стране живет.

– Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

– Знание профессий, видов спорта, транспорта.

Уметь объяснить закономерности природных явлений.

– Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

– Определение четвертого лишнего.

– Умение решать логические задачи.

– Сложение фигур из частей.

– Сложение из счетных палочек.

– Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

– Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

– Повтор 10 слов или цифр.

– Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

– Отвечать на вопросы и задавать их.

– Строить рассказы по картинкам.

– Заучивать наизусть стихи, прозу.

– Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

Уметь чертить прямую линию.

– Писать печатную букву по образцу.

– Вырезать из бумаги.

– Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

– Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

Знать цифры (от 0 до 9).

– Называть числа в прямом и обратном порядке.

– Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

– Соотносить цифру и число предметов.

– Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

Дети должны знать:

– название нашей страны и её столицы;

– флаг, герб России;

– название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

– о всенародных праздниках;

– о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Дети должны уметь:

– сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

– называть материалы, из которых они изготовлены;

– понимать значение обобщающих слов.

Дети должны знать:

– состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

– состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

– сравнивать по длине, высоте, ширине;

– ориентироваться на листе бумаги;

– различать форму предметов;

– составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

– измерять длину предметов с помощью условной мерки;

– сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

– делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Дети должны уметь:

– сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

– называть материалы, из которых они изготовлены;

– понимать значение обобщающих слов.

Дети должны:

– иметь представление о сезонных изменениях в природе;

– определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Дети должны иметь представление:

– о домашних и диких животных;

– о перелетных и зимующих птицах;

– о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Дети должны иметь представление:

– об условиях необходимых для роста растений;

– о лесных ягодах и грибах;

– об овощах и фруктах;

– о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Дети должны уметь:

– прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

– точно ловить и кидать мяч;

– на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

– застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Дети должны уметь:

– проводить прямые, не дрожащие линии;

«видеть» строку и писать в ней;

– видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Раздать памятки – буклеты для родителей

Круглый стол для родителей «ПервоКлассная подготовка» Стало хорошей традицией проводить Круглые столы «Первоклассная подготовка» в нашем детском саду № 99 города Таганрога совместно с педагогами.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Читайте также:  Как научиться не краснеть?
Ссылка на основную публикацию