Здоровье и выбор профессии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Здоровье и выбор профессии

Урок по теме “Учет состояния здоровья при выборе профессии”

Разделы: Технология

Цель:

  • дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.

Задачи:

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины;
б) умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся;
в) показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;
г) ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с учебником и другими источниками);
б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.);
в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;
г) проявлять коммуникативные умения работы в группе.

а) формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута;
б) показать формирование в сознание учащихся целостной картины будущей профессиональной карьеры.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Категориальный аппарат урока. Основные понятия и термины, используемые на данном уроке: здоровье; группы профессий по влиянию на них производственных факторов; противопоказанные профессионально-производственные факторы; уровень физического развития.

Материалы, необходимые для проведения урока: учебное пособие, Трудовой кодекс РФ, индивидуальные карточки, “Анкета здоровья”, компьютерная презентация.

Рекомендуемая литература:

  1. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. – П.С.Ларнер, Г.Ф.Михальченко, А.В. Прудило и др. под редакцией С.Н.Чистяковой М.: Просвещение, 2007;
  2. Технология 9 класс: материалы к урокам раздела “Профессиональное самоопределение” по программе В.Д. Симоненко- составитель А.Н.Бобровская – Волгоград, 2005;
  3. Прощицкая Е.А. Здоровье и профессиональная пригодность. //Школа и производство № 3, 1994;
  4. Профориентационный тренинг для старшеклассников/ под редакцией Н.В.Афанасьевой – СПб: Речь, 2007.

По типу данный урок можно отнести к комбинированному, который представляет собой соединение элементов теоретического и практического занятий. Эффективность урока во многом зависит от активных методов обучения, применяемых на уроке. Они позволяют ученикам объединить свои знания и умения в групповой работе, проявить коммуникативные навыки, творчески поработать над заданиями и поучаствовать в дискуссии, выразив и аргументировав свою позицию.

Рассмотрим ход урока в его логической последовательности по этапам (см. Приложение 1).

Содержание занятия

Организационное начало урока

(по звонку учащиеся заходят в класс и рассаживаются по своим местам): Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем занятии, где мы продолжим разговор о профессиях, а конкретно о том, что следует учитывать при выборе будущей профессии. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор – выбор будущей профессии – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы.

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.

Далее учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека? В чём это выражается? В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья. Скажите, что вы понимаете под термином “здоровье”? (Ответы учащихся: отсутствие болезней, хорошее самочувствие, отличное настроение и др.).

Объяснение новой темы

Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.

Затем учитель рассказывает о законодательстве по охране здоровья работающих подростков, зачитывает выдержки из статей Трудового кодекса РФ. Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:

а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;

б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;

в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;

г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;

д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

Кроме того, в трудовом кодексе отмечено, что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что забота государства о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов. Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем учитель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям). По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (показ слайдов презентации) (см. Приложение 2).

Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.

Практическая часть урока:

Учитель предлагает ребятам заполнить анкету здоровья, которая поможет соотнести состояние своего здоровья и профессии, которую им хотелось бы избрать (см. Приложение 3).

Физrekmnминутка

Релаксация (звучит тихая, приятная музыка):

Учитель предлагает немного отдохнуть. Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова… высокий, крепкий маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днём и ночью, в хорошую и плохую погоду, посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. А теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет.

Продолжается практическая часть урока:

Человеческая жизнь не стоит на месте, она очень сложная и иногда может преподнести человеку “подарок” в виде отклонений в состоянии его здоровья, что в свою очередь ограничит его в выборе профессии.

Однако следует иметь в виду, что не может быть абсолютной профессиональной непригодности. Природа человека многогранна, и каждый индивид обладает большим набором разнообразных качеств. Кроме того, растущему организму свойственна большая пластичность и возможность развития компенсационных механизмов. С полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным к какой-либо профессии, необходимо только определить ее. Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое заболевание (см. Приложение 4). При выполнении задания можете ссылаться на таблицу “Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях” (см. Приложение 5). (Учащиеся озвучивают таблицы).

Читайте также:  Как открыть замок без ключа скрепкой?

Заключительная часть урока

Для закрепления и обобщения полученных знаний учащимся предлагается выполнить следующее задание: составить индивидуальную памятку по выбранной вами профессии, в которой отразить всё то, что необходимо для того, чтобы приблизиться к успеху в этой профессии (см. Приложение 6). Учащиеся получают рекомендации к здоровью по каждой профессии индивидуально. Несколько учащихся озвучивают свои памятки.

Подведение итогов урока

В заключение урока мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!

Домашнее задание

Предложить учащимся оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3.

Упражнение 1.
Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины.

Упражнение 2.
Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).

Упражнение 3.
Плавание. Проплывите 100 метров вольным стилем, начав его прыжком со стартовой тумбочки. Поворот выполните касанием стенки бассейна любой частью тела.

Ваши результаты по каждому упражнению переведите в баллы от 1 до 10.Оценка в 5 баллов считается средней. Разумеется, для девушек допустимы более низкие оценки (см. Приложение 7).Чем больше баллов подростки получили, тем выше уровень их физического развития. Разумеется, при соответствующей тренировке они могут добиться улучшения результатов и здоровья в целом. Кстати, хорошее здоровье не повредит любому. Ведь от состояния здоровья зависит не только физическая, но и умственная работоспособность, настроение и способность к самообладанию.

Здоровье и выбор профессии
классный час на тему

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что важную роль при выборе профессии играет здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
zdorove_i_vybor_professii.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Материалы к беседе

Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? Но эти два понятия тесно связаны между собой.

Ребята, скажите, необходимо учитывать состояние здоровья при выборе любой профессии?

Конечно же. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья.

Правильный выбор профессии связан с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. Если профессия, специальность не соответствует физическим данным, то это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

Практически любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью человека. Одни специальности выдвигают очень высокие требования к человеческому здоровью. Для иных профессий требуется специальный отбор, который определяет пригодность кандидата по его состоянию здоровья, а также изучает его социально-психологические и психофизиологические характеристики. Такой отбор осуществляют учебные заведения военной направленности, учреждения ФСБ, МЧС и другие.

По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).

Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.

Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.

Давайте рассмотрим таблицу.

В ней систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях.

Скажите, какие производственные факторы противопоказаны при ряде заболеваний?

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

Продавец, бармен, оператор птицефабрики и птицефермы, садовод, слесарь по ремонту автомобиля

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения

Контролер-кассир, киномеханик, цветовод, оператор станков с пусковым управлением, оператор связи, фотограф

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель

Почки и мочевыводящие пути

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация

Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, декоратор-оформитель

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервно-паралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма

Резчик по дереву, закройщик, столяр

Итак. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии – противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Профессионально непригодным к той или иной деятельности человек считается в том случае, когда обучение и работа могут усугубить имеющиеся у него заболевания или препятствуют успеху формирования профессиональных навыков. Однако следует иметь в виду, что абсолютная профессиональная непригодность – явление крайне редкое. Природа человека многогранна, и каждая личность обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти подходящую деятельность.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Профессии и здоровье

Если выбранная профессия требует лучшего здоровья, чем у вас есть, в будущем работа может спровоцировать возникновение заболевания или обострение уже имеющегося.

Допустим, человек со слабым зрением становится бухгалтером или корректором. В дальнейшем значительная нагрузка на глаза, необходимость скрупулезно прочитывать огромное количество текстов, выискивать ошибки или сверять балансы и отчеты может привести к прогрессированию близорукости. Так же таким людям не стоит планировать управлять транспортными средствами. Ведь ни один медосмотр водителей не будет пройден, в случае если у вас плохое зрение.

К рядом стоящим профессиям могут быть разные противопоказания, а к непохожим — как раз общие.

Например, среди фармацевтов не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. А людям, у которых наблюдается тремор (дрожание рук), вряд ли стоит становиться хирургами. И — менеджерами по работе с клиентами тоже. Кстати, популярная сегодня профессия менеджера подойдет далеко не всем. Умение убеждать других в своей правоте, донести до них идеи компании напрямую зависит от того, как хорошо вы владеете ораторским мастерством, в том числе отсутствуют ли у вас дефекты речи. Плохая дикция нежелательна и для гуманитариев в целом: им предстоит взаимодействовать с людьми.

Однако даже если ваше здоровье не совсем соответствует выбранной стезе, это не означает, что вы тут же должны отказываться от своей мечты. Необходимо взвесить все «за» и «против», подумать, можно ли преодолеть возникшие трудности. Записаться к логопеду — реально.

Есть и огромное количество специальностей, куда можно прекрасно вписаться с конкретным недостатком вашего здоровья. Один из отечественных художников-мультипликаторов, нарисовавший множество любимейших всеми героев мультфильмов, страдает дальтонизмом (это такая болезнь, когда человек неправильно видит цвета). Кроме того, существуют проблемы со здоровьем, которые достаточно сложно решить: хронические недуги небыстро поддаются лечению, а здоровых выпускников школ сейчас почти не осталось.

Для многих профессий характерно периодическое или постоянное воздействие на организм человека одного или нескольких неблагоприятных факторов — высокого шума, напряжения, экстремальных условий, некомфортных погодных условий и т. д.

Некоторые из вас мечтают быть режиссерами шоу-программ, диджеями — однако музыка, ревущая из динамиков, ослабляет слух. Химические реагенты будут оказывать негативное влияние на здоровье агронома или зоотехника, медицинскими противопоказаниями к такому роду деятельности считаются аллергические реакции на ядохимикаты и удобрения, в частности экземы и другие кожные заболевания — а также хронический бронхит. Неблагоприятный фактор в работе геолога — некомфортные погодные условия, так что ему необходима устойчивость к простудным заболеваниям. А офисным работником может быть далеко не каждый. Каково выдерживать весь день вынужденную рабочую позу! Если вы весь день сидите за компьютером, следите, как он влияет на состояние вашей щитовидной железы. Когда оно неидеально, лучше отказаться от специальности программиста и предпочесть какую-либо другую.

Альтернатива — ежедневно пребывать в большом нервном напряжении, работая актером, режиссером, врачом, учителем, следователем, менеджером. Здесь высок риск психосоматических расстройств и последующих неврозов, болезней сердца, нервного истощения. Если вы хотите приобрести одну из вышеназванных специальностей, стоит хорошенько подумать, сможет ли вас вывести из себя какая-нибудь экстремальная ситуация. Часто ли вы волнуетесь или переживаете из-за пустяков? И, если да, то, возможно, стоит попробовать реализовать себя на другом поприще.

Практически безвредно для здоровья быть художником-модельером, дизайнером костюма: неблагоприятных производственных факторов здесь почти нет.

А менеджер, напротив, обязан не только ежедневно решать «мелкие» проблемы компании, но и уметь найти выход из кризисной ситуации, когда крах фирмы неминуем. Если срываются поставки, упал спрос на какой-нибудь товар, задача профессионала — в максимально короткий срок преодолеть эти сложности. Напряженный график, ненормированный рабочий день диктует очень высокие требования к состоянию его здоровья — он не должен иметь нервно-психических или сердечно-сосудистых заболеваний.

К кому обратиться за советом? К консультанту в центре занятости: у него есть описания профессий — профессиограммы, там перечислены противопоказания по конкретным специальностям. Вы можете изучить эти документы и самостоятельно (распечатки с ними обычно находятся в свободном доступе в таких центрах).

Если вы страдаете какой-либо серьезной болезнью, при выборе профессии этот фактор должен стать одним из приоритетных. Профконсультант поможет вам найти самые приемлемые по данному показателю специальности, из которых вы потом сможете выбрать ту, что вам интересна, соответствует вашим способностям, востребована на рынке труда и т. д.

Второй ваш союзник — это врач.

Какие специальности подходят, а какие не подходят при конкретных болезнях?

Ребята, страдающие эпилепсией, могут без вреда для здоровья стать модельерами, ретушерами, чертежниками и др. Однако им противопоказана работа в неблагоприятных метеоусловиях или связанная с токсическими веществами.

Имеющим порок сердца может быть рекомендовано заниматься архитектурой, искусством, технологиями производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления.

К сожалению, большое количество старшеклассников страдает сегодня гастритом, язвой. При их наличии лучше не выбирать профессии, связанные с частыми командировками, физическим и нервным напряжением. Не становитесь репортерами и корреспондентами, ведь в таком случае вам будет трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Подросткам, имеющим нарушение деятельности щитовидной железы — тиреотоксикоз, не подходят строительство, судостроение, зато удачным выбором для них будут профессии врача, экономиста, библиотекаря, искусствоведа

Возможно, среди тех, кто читает эту статью, есть больные логоневрозом, или неврозом речи (проявляется в заикании). Вам противопоказаны нервное напряжение и производственный шум. В вузах можно овладеть любой специальностью, кроме педагогики, права, некоторых специальностей здравоохранения и искусства.

Ребятам, имеющим плоскостопие, лучше не идти в экспедиционные условия или в торговое либо рыбное пароходство.

Имея хронический ларингит — воспаление гортани — не выбирайте специальности, требующей напряжения голоса (например, педагог или диктор), а также предполагающей постоянное нахождение в неблагоприятных метерологических условиях (холод, влажный воздух, резкие перепады температуры).

Что касается кожных заболеваний, то для страдающих псориазом крайне нежелательно специализироваться в области химии, горного, геологоразведочного и металлургического дела, технологий производства товаров продовольственного спектра и большинства товаров широкого потребления. Зато можно спокойно осваивать приборостроение, электроприборостроение, экономику.

При нефрите (заболевании почек) противопоказана работа в контакте с химикатами, а также требующая длительного пребывания на ногах, систематического пользования городским транспортом или длительных командировок. Остальные профессии — пожалуйста.

Здоровье человека и выбор профессии

Здоровье человека и выбор профессии

Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения.

Это могут быть:

þ большие физические нагрузки

þ постоянно низкая или высокая температура

þ повышенная запыленность воздуха

þ контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и др.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Первая группа включает профессии, в условиях работы вторых полностью отсутствуют неблагоприятные производственны е факторы. Это многочисленная группа профессий: продавец промышленных товаров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше. чем во второй группе

К четвертой группе относится профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста Причем индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

Пятая группа — это профессии и специальности, предметы труда которых требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана.

¤ нарушения органов зрения — чертежник, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем;

¤ органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния—повар и др.

Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ К ПРОФЕССИЯМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Согласно профессиональным требованиям, основными факторами производственной среды на рабочем месте при выполнении строительных работ являются:

A физические нагрузки средней или высокой степени тяжести

A длительное напряжение отдельных групп мышц

A неудобная вынужденная рабочая поза

A неблагоприятные метеорологические условия

A наличие контакта незащищённых участков кожи с вредными веществами (краска, растворители и др.)

Для того чтобы обучающийся строительным профессиям смог осуществлять свою трудовую деятельность в полном объёме, необходимо иметь:

¤ хорошее физическое развитие

¤ развитую мышечно-суставную чувствительность

¤ хорошую координацию движений

¤ хорошее зрение, цветоощущение и слух

Нельзя обучаться профессиям строительного профиля молодёжи, у которых имеются следующие заболевания:

h мышц и суставов верхних конечностей

h с заболеваниями органов дыхания

h сердечно-сосудистой системы

h с психическими расстройствами

h с нарушениями органов зрения и слуха

h с кожными заболеваниями, в том числе аллергического характера

Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».

Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Дать определение понятию «здоровье».

Ознакомить с классификацией профессий по влиянию неблагоприятных производственных факторов на организм человека.

Ознакомить с ограничениями профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

Сформировать умение выбирать профессию с учетом состояния здоровья.

Развивать навыки индивидуальной работы и работы в малых группах.

Развивать навыки дискуссии.

Воспитывать чувство ответственности за принятие решений и выбор собственной профессиональной траектории.

Формирование учебно-познавательной мотивации.

Формирование готовности к выбору направления профессионального образования.

Формирование навыков целеполагания и рефлексии.

Формирование навыков анализа и самоанализа.

Формирование навыков классификации явлений по определенному признаку.

Формирование навыков учебного сотрудничества.

Формы и методы обучения: беседа, ролевая игра, упражнение, практическая работа.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (приложение 1), карточки (приложение 2), рабочие тетради.

Актуализация прежних знаний.

Что такое профессиональная пригодность?

Какие степени профпригодности вы знаете?

Может ли человек быть абсолютно профессионально непригодным?

Рассмотрим следующую ситуацию.

Встретились две бывшие одноклассницы: Алена и Ирина. В школе обе хорошо учились, окончили художественную школу, участвовали и побеждали в различных творческих конкурсах. После окончания школы Алина стала компьютерным дизайнером, а Ирина – стилистом-парикмахером. Высокая зарплата, успешная карьера. Но что же беспокоит девушек? Давайте послушаем.

– Алена, какая приятная встреча!

– Здравствуй, Ирина, очень рада тебя видеть!

И: Как дела? Как работа? Очки у тебя красивые!

А: Работа очень интересная, зарплату прибавили, начальник поручает все важные заказы. Вот только глаза стали сильно уставать – целый день за компьютером, зрение упало. В школе очки я не носила, стеснялась, а теперь не снимаю. Врач посоветовал поменять работу. Не знаю, что делать?

И: И у меня проблемы с работой.

А: Клиенты капризные?

И: С клиентами все в порядке. Работа – целый день на ногах. За день так набегаешься, что к вечеру ноги гудят, поясницу сводит. Вот тебе и детский сколиоз. Лечилась, только доктор говорит, что одними лекарствами не поможешь. Тоже рекомендовал поменять работу. Подумала я, поискала и кое-что нашла. Устроюсь – расскажу. И тебе советую, подумай о другой работе! Все, пока.

Почему у девушек возникли такие проблемы?

Что они не учли при выборе профессии?

Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться. Запишите тему урока в тетради.

Тема урока: «Здоровье и выбор профессии».

Попробуйте сформулировать свои цели на урок. Что вы можете узнать, чему научиться?

Формирование новых знаний и навыков.

Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

Наиболее широкое признание получило определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Выделяют четыре компонента здоровья. Чтобы определить содержание каждого из компонентов, я предлагаю выполнить упражнение на соотнесение (карточка «Компоненты здоровья», приложение 1).

соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.

физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;

душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;

социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.

Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:

Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.

Профессия – здоровье: неблагоприятные профессионально-производственные факторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.

Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.

Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. Их вы найдете в специальной таблице в папках на ваших столах (таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях», приложение 2).

Рассмотрим несколько случаев подробно.

Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?

Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.

Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику. Например, такую.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

Первая группа включает профессии, в условиях работы кото­рых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных това­ров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специ­альности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие ка­кого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным не­благоприятным воздействием на организм человека, например, по­вышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Сле­довательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа включает профессии и специальности, для ко­торых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздей­ствие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимо­действием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повы­шенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоян­ный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхатель­ной систем, органов слуха данные профессии не могут быть реко­мендованы.

К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шах­тер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.

Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со сторо­ны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель дет­ского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у че­ловека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды произ­водственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика ча­сов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Многие профессии связаны с сидячей рабочей позой. Но даже сидя за столом можно выполнять некоторые упражнения, которые помогут снять напряжение и восстановить работоспособность.

Руки на поясе, плечи развёрнуты, поднимают пятки, не отрывая пальцев от пола.

Через сторону поднять руку вверх, за голову, достать до противоположного уха. Затем в исходное положение. То же другой рукой.

Скользя руками по задним ножкам стула, наклоняемся то одну сторону, то в другую плавно, не резко, насколько можно.

Повороты корпусом назад. Спинку стула обхватить двумя руками с одной стороны, затем руки на колени. И с другой стороны, насколько можно, поворачиваем корпус.

Наклоны головой к одному плечу и к другому. Плавно, не резко, растягиваем мышцы шеи.

Руки развести в стороны – вдох. На выдохе обнять себя покрепче.
Кисти к плечам. Круговые движения вперёд и назад.

Кисти в замок. Вперёд от себя потянуться, выпрямляя руки в локтях. Затем назад к себе, расслабиться.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.

Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.

Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

У меня часто бывают головные боли.

Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 – 9) — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.

Первичное закрепление знаний.

Работа по карточкам. Давайте проверим, насколько вы хорошо разобрались в вопросе выбора профессии с учетом состояния здоровья. Предлагаю выполнить задание на установление взаимосвязей рассмотренных понятий. Допишите свои пояснения на карточках (приложение 3).

Учитывать или не учитывать рекомендации, полученные на уроке – каждый человек решает по-своему.

А что решили наши героини?

И: Привет! Как дела? Ты обещала рассказать, если у тебя что-то получится с новой работой. Рассказывай!

А: Все получилось! Место работы я поменяла, но осталась дизайнером. Только теперь я ландшафтный дизайнер. За компьютером сижу меньше, часто работаю на открытом воздухе – глаза отдыхают. А у тебя как дела? Что изменилось?

И: Я долго думала о нашем разговоре и решила тоже поискать что-нибудь. И нашла! Раньше о такой профессии даже не слышала, а сейчас просто жизни без нее не представляю.

А: Что же это за профессия?

И: Профессия называется постижёр! Я делаю парики, усы, бороды, стрижки, укладки. Очень интересная работа! Тот же парикмахер, но работаю сидя, ноги практически не болят, есть время здоровьем заняться.

А: Очень за тебя рада! Думаю, мы с тобой все правильно сделали.

И: Желаю успехов на новом месте!

Как вы думаете, правильно ли поступили девушки? Учли ли они на этот раз состояние своего здоровья? Смогут ли они теперь сделать хорошую карьеру?

Оцените, насколько успешно прошел урок. Закончите предложения:

Читайте также:  Московский государственный гуманитарный университет имени м. а. шолохова
Ссылка на основную публикацию