Задатки и способности - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Задатки и способности

Задатки и способности

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности – это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки – это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки – природные предпосылки к развитию; сами способности;

  1. одаренность – совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство – выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Задатки и способности. Виды способностей

«Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности» (С.Л.Рубинштейн).

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют, поэтому, временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Для классификации способностей используют несколько критериев.

1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на

  • сенсомоторные(ощущение-движение);
  • перцептивные (восприятие чего-либо);
  • аттенционные(внимание);
  • мнемические (проявления памяти);
  • имажитивные(воображение);мыслительные;
  • коммуникативные;

2. По критерию основного вида деятельности на

  • научные (математические, лингвистические и пр.);
  • творческие(музыкальные, литературные. художественные);
  • инженерные и т.д

3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

– исходная предпосылка – врожденные задатки

– развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

– всестороннее развитие интересов и способностей

– соперничество и сотрудничество

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Читайте также:  Кризис 25 лет у мужчин

Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10923 – | 7418 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и виды задатков

Задатки бывают разных видов и могут быть развиты в различных направлениях, переходя в определенные способности. Они выражаются в склонности к тяге к некоторой деятельности, темпам в обучении, наличии рубежей в развитии, всестороннем развитии интересов.

Понятие задатков

Это умение, развивающее способности с определением параметров нервной системы, физиологических особенностей человека. Они в человеке заложены на биологическом уровне. Задатки — это функциональная и морфологическая особенность строения головного мозга, органов чувств, движениях. Это является предпосылками в развитии способностей.

Задатки бывают приобретенными (социальными) и врожденными (природными). Они определяют строение нервной системы.

  1. Наличие одаренности. Она выражается тем, что человек способен заниматься сразу несколькими видами деятельности и является общей (умственной) и специальной (многозадачной).
  2. Талант, где человек добивается в какой-либо деятельности впечатляющих результатов. К таким людям можно отнести Пушкина, Лермонтова, химика Менделеева и др.
  3. Наличие гениальности, благодаря которой человек оставляет весомый след в развитии культурных ценностей, в общественной жизни. Она также определяется трудом в разных направлениях, наличием обширных знаний в научном, творческом наследии. Такие люди являются двигателем прогресса всего человечества в целом.

Задатки одаренности у ребенка

Они могут выражаться:

  • в исключительной памяти;
  • быстром мышлении;
  • умении и возможности четко излагать свои мысли;
  • быстром схватывании абстрактных понятий.

Задатки к музыкальной деятельности:

  • тяга и талант к пению;
  • быстрое узнавание мелодии;
  • сочинение оригинальных мелодий;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • чуткое реагирование характера песни.
  • быстрое сочинение рассказов, стихов, поэм;
  • поддержание сюжета без потери основной мысли;
  • умение передавать внутренние ощущения и чувства главных героев, убирая ненужные мелочи;
  • склонность к фантазии;
  • передача своими словами живых образов.
  • легкое вхождение в роль;
  • изменение тональности, тембра голоса и мимики;
  • возможности изображения на сцене конфликтных ситуаций, драматических сцен;
  • способность вызвать эмоциональную реакцию у людей.
  • способность к рисованию, составлению чертежей механизмов и агрегатов;
  • обсуждение научных событий;
  • изучение и чтение технической литературы;
  • легкое освоение ПК;
  • возможность быстро разобраться в причине поломки механизма с проведением ее дальнейшего устранения.

Одаренность к лидерству:

  • умение приспосабливаться к обстоятельствам;
  • уверенность при общении с незнакомыми людьми;
  • дар убеждения;
  • принятие ответственности;
  • грамотное и справедливое суждение о поступках людей.
  • энергичность;
  • отличная зрительно-моторная координация;
  • частые участия в спортивных мероприятиях;
  • победы в состязаниях;
  • природная выносливость и ловкость.
  • пытливый склад ума;
  • решение задач необычным, оригинальным путем;
  • высказывание оригинальных идей;
  • умение погрузиться в занятие с головой.

Отчего зависят задатки человека

Предпосылками задатков являются особенности человека:

  1. Особенности устройства органов чувств — наличие абсолютного слуха.
  2. Особенности анатомо — физиологических параметров — веса, роста, телосложения и др.
  3. Устройство головного мозга.
  4. Структурные особенности генов.
  5. Соотношение работы левого и правого полушарий мозга.
  6. Характеристики нервной системы — силы реакции, подвижности.

Развитие задатков

Какими бы задатками не обладал бы человек, он навряд-ли добьется впечатляющих успехов без кропотливого труда. Именно благодаря упорному труду в соответствующей деятельности, есть возможность стать выдающимся спортсменом, актером, музыкантом, ученым. Также при отсутствии задатков, очень напористые люди смогут также добиться внушительных результатов.

ГОСЫ / билеты / 48-Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности

Вопрос № 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента и характера.

Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Способность должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Таким образом, понятие «способности» включает 3 признака:

1 .индивидуально-психологические особенности;

2лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

З.такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность и проявляются в характеристике динамики формирования знаний, умений и навыков.

Виды способностей и их изучение. Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с профессиональным критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию способностей: математические, кулинарные, педагогические, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти способности можно разделить на пять групп (знаковая система техника, природа, худ образ, человека).

Как известно существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида способностей: Предметные способности – обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями – объектами. Социально-психологические способности -необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям.

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие способности – определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.д. Специальные способности – определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести музыку, математику, литературу, и др.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные – влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, те на эффективность обучения. Творческие способности – определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный процесс.

В зависим от уровня развития способностей выделяют одаренность – совокупность способностей, обуславливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди др лиц выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант – высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич, а сколько в кач плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

Читайте также:  Как гладить рубашку с коротким рукавом?

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные (воображение), мнемические. аттенционные. эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру способностей разных специалистов. Интеллектуальные способности, проф пригодность, спец способности

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей – задатки. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в способностях.

Способности и наследственность. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития способностей – формирующая среда, побуждающие задачи -возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением способностей. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.

Факты, свидетельствующие о врожденности способностей:

их раннее появление;

повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);

корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот – 0,8 – 0,9; у дизигот – 0,4 – 0,5)

использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее)

Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:

деятельность выдающихся педагогов;

факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;

экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед  очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Так, показано, что высокий уровень мотивации у одаренных детей: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей – репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Рассмотрим теперь структуру способностей. По выражению Крутецкого, структура способностей определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных способностях. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и другие.

Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные способности. Специальные способности, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных способностей проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности.

Леонтьев выделяет два ряда способностей:

1)способности природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга;

2)специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться.

Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей. Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Теплов, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Проблематика измерения способностей так же является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.

Читайте также:  Страйкбол - что это за игра и чем отличается страйкбол от пейнтбола?

И еще один раздел в теме «способности» – одаренность. Но нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность – высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней:

1) задатки как природная основа способностей;

3)талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;

4) гениальность – высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;

Способности и задатки

Попробуем теперь разобраться в том, что такое задатки и какая связь существует между способностями и задатками человека. Задатками называют не сами способности, а лишь предпосылки к их развитию. Задатки — это то, чем человек уже обладает, что ему дано или задано до начала развития у него соответствующих способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные [1] . Первые также иногда называют природными, а вторые — социально обусловленными, поскольку задатки первого вида даны человеку с рождения, а задатки второго вида он приобретает в результате научения [2] . Например, для того, чтобы хорошо освоить высшую математику, надо знать элементарную математику, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям могут выступать в качестве своеобразных задатков к их дальнейшему развитию.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у человека изучает психология индивидуальных различий. Она отвечает, в частности, на вопрос о том, откуда берутся у человека те или иные задатки. Один из возможных ответов на него предлагает известный американский специалист по психологии индивидуальных различий (второе ее название — дифференциальная психология) А. Анастази: «Индивидуальные различия, — пишет она, — порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» [3] .

Приступив к изучению способностей человека (эти исследования начались с XVI в.), ученые задумались над вопросом о том, что представляют собой врожденные или природные задатки с точки зрения их анатомофизиологической основы. Долгое время считалось, что общая или относительная масса мозга (отношение веса мозга к весу тела) может свидетельствовать о наличии или отсутствии у человека задатков: чем больше абсолютный или относительный вес мозга, тем соответственно больше задатков. Эта идея была признана научно несостоятельной но двум причинам. Во-первых, выяснилось, что у некоторых животных, например у слона и у кита, вес мозга больше, чем у человека. Во-вторых, среди людей не подтвердилось наличие связи между весом мозга и способностями. Кроме того, нашлось немало людей с относительно небольшим весом мозга (например, французский писатель А. Франс), но с высокоразвитыми способностями; обнаружились также люди с гораздо большим весом мозга (например, русский писатель И.С. Тургенев), но примерно с такими же способностями.

Вторая в истории психологии идея связала задатки человека не с весом, а со строением мозга: чем сложнее и дифференцированнее он устроен, тем больше имеется задатков к развитию способностей. Эта идея возникла в XVIII в. и была весьма популярной в течение XIX — начала XX в. Ко времени, о котором идет речь, уже была известна специализация отдельных частей мозга относительно психических функций и, кроме того, были получены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что при локальных поражениях мозга имеют место характерные для них нарушения психических процессов. К примеру, при поражениях затылочных отделов КГМ обычно страдает зрение; при поражениях височных отделов — слух и речь; при поражениях теменных отделов — движения и т.д.

На основе этих данных была высказана мысль о том, что задатки к развитию отдельных способностей могут быть локализованы в ограниченных участках КГМ, что их разрастание свидетельствует о наличии у человека соответствующих задатков. Сторонники данного учения (оно получило название «локализационизм») разделяли поверхность КГМ на множество мелких зон и с каждой такой зоной связывали наличие у человека определенных способностей.

Данная концепция также вскоре была отвергнута и признана несостоятельной по следующим причинам. Во-первых, не было убедительных доказательств того, что отдельные способности человека действительно локализованы в тех участках мозга, с которыми их связывали. Кроме того, локализационизму противоречили факты нарушения многих различных способностей при поражениях отдельных, локальных участков мозга. Во-вторых, выяснилось, что нередко наблюдаются нарушения одних и тех же способностей при поражениях разных по локализации участков КГМ. В-третьих, разрастание того или иного участка мозга может быть вызвано, например, теми или иными патологическими изменениями в работе мозга (скажем, опухолью) и само по себе не свидетельствует о сложности его строения. Логичнее было бы именно сложность строения отдельных участков мозга связывать с наличием задатков, а не просто физическое разрастание (массу) соответствующего участка мозга. Наконец, появились научные теории, авторы которых доказывали, что способности человека связаны с работой мозга в целом, а не его отдельных участков. Такой теорией явилась, например, теория функциональных органов А. Ухтомского (см. 13.3).

Свой вклад в решение проблемы анатомо-физиологической основы задатков внес И.II. Павлов. Открыв три пары свойств нервной системы: сила — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность, — он высказал предположение о том, что именно их можно рассматривать как физиологическую основу задатков к развитию способностей. Однако и эта идея была подвергнута критике, под влиянием которой пришлось от нее отказаться. Критика данной концепции заключалась в том, что свойства нервной системы могут влиять лишь на динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, к которым невозможно свести способности человека.

В последние несколько десятков лет ученые, сохранившие надежду когда-либо обнаружить анатомо-физиологическую основу задатков к развитию способностей, связывают ее с успехами генетики. Эти успехи действительно обнадеживают, поскольку удалось доказать, что нарушения в умственном развитии человека, т.е. отсутствие у него задатков к развитию общих умственных способностей, можно соотнести с известными аномалиями в генотипе. Однако «гены способностей» или какие-либо определенные генетические факторы, напрямую отвечающие за развитие способностей человека, тем более таланта или гениальности, никому еще до сих пор обнаружить не удалось. Поэтому вопрос о генетической основе способностей также до сих пор остается открытым.

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы — имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Особый интерес в связи с изучением воздействия генетических факторов на развитие способностей вызывают результаты исследования гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А. Басса и Р. Плоумина, представлены в табл. 11.

Корреляция между гомозиготными и гетерозиготными близнецами

Ссылка на основную публикацию