Высшее строительное образование в россии: подробное описание - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Высшее строительное образование в россии: подробное описание

Высшее профессиональное строительное образование

Профессия архитектора или инженера-строителя почиталась в мире тысячелетиями – ведь без них невозможно было бы появление ни древних египетских пирамид, римских акведуков или московского Кремля, ни современных рукотворных островов в океане, башен вроде «Бурдж-Халифа» или «умных» домов. Но встать в один ряд с создателями всего этого (или хотя бы приблизиться к ним) невозможно без получения глубоких теоретических знаний в инженерно-строительных дисциплинах, подкреплённых практическими навыками проектирования.

Специальности

Согласно новым государственным образовательным стандартам, только перечней направлений подготовки будущих специалистов строительного направления существует более двух десятков: 2 – для бакалавров, 3 – для магистров и 16 – для инженеров (дипломированных специалистов). И это не считая смежных инженерных специальностей и новых дисциплин, связанных с творчеством. Наиболее популярными же специальностями, которые можно получить вместе с высшим строительным образованием – своеобразным ТОП-5 строительной сферы – являются профессии инженера-архитектора, инженера путей сообщения, магистра градостроительства, архитектора-дизайнера и специалиста по экспертизе и управлению недвижимостью.

Где получить строительное образование

Высшее строительное образование можно получить в любом из вузов этой направленности, коих в России насчитывается 76. В целом же на просторах бывшего СССР по-прежнему существует структура, объединяющая 142 ВУЗа как РФ, так и стран СНГ, носящая название «Международная ассоциация строительных ВУЗов».

ТОП-3 среди них, безусловно, составляют три старейших и крупнейших архитектурно-строительных вуза России:

За более чем 200 лет со дня основания первого строительного ВУЗа, всеми ими было подготовлено и выпущено более полумиллиона инженеров-строителей, среди которых такие легенды, как В.А.Щуко, И.В.Жолтовский, Л.А.Ильин, М.В.Красовский и другие – авторы величайших книг по архитектуре и градостроительству и проектировщики самых известных российских зданий и сооружений.

Содержание программ обучения

Согласно новому, 3-му поколению ФГОС, программы обучения ведутся по 5 направлениям:

  • архитектура и строительство;
  • дизайн архитектурной среды;
  • реставрация и реконструкция архитектурного наследия;
  • градостроительство;
  • строительство.

По каждому направлению планы обучения предусматривают более 20 профильных предметов, среди которых архитектурно-строительное материаловедение, водоснабжение промышленных предприятий и городов, землеустройство и кадастр недвижимости, системы обеспечения микроклимата, гидротехнические сооружения, полимерные строительные материалы и многие другие.

Формы обучения

Формы обучения с ВУЗах строительной сферы ничем не отличаются от общепринятых в высших учебных заведениях других направлений. В каждом из них студенты имеют возможность проходить обучение либо на бюджетной, либо на платной основе – в зависимости от результатов сдачи вступительных испытаний.

Помимо этого, форма обучения практикуется как очная, так и заочная, без отрыва обучающегося от своей профессиональной деятельности.

И, наконец, с развитием информационных технологий и повсеместным внедрением интернета, популярность стала набирать дистанционная форма обучения, а в ВУЗах, ориентированных на сотрудничество и выпуск специалистов для работы в зарубежных строительных компаниях – обучение на иностранном (чаще всего английском) языке.

Второе высшее

Второе высшее образование можно получить практически по той же схеме, как и первое – хотя, разумеется, на бюджетной основе сделать это практически невозможно. Тем не менее, для получения второй, смежной профессии, расширения кругозора и палитры знаний в области постоянно совершенствующихся строительных технологий, увеличения вероятности продвижения по карьерным ступеням и некоторым другим причинам стремление к получению второго высшего образования присутствует у многих специалистов-строителей.

Ограничения для выбора вуза здесь не существует – хотя, по статистике, вторым высшим учебным заведением оказывается чаще всего ВУЗ более престижный, чем тот, в котором получалось первое.

Развитие строительного образования

Строительное образование – высшее, среднее и профессионально-техническое образование, имеющее целью подготовку специалистов для проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.

Строительное искусство зародилось в глубокой древности. Подготовка строителей вначале осуществлялась под руководством мастеров непосредственно в процессе строительства различных сооружений, в Древней Греции и Древнем Риме появились специальные школы, дающие архитектурное образование.

Истоки строительного образования в России относятся к 10 в. Обучение мастеров-строителей осуществлялось непосредственно на стройке.

В 1724 по предписанию Петра I в Москве было создано несколько архитектурных команд, ученики которых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практические навыки по архитектуре, ремонту и перестройке зданий. По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты (что давало право проектировать и строить), из сержантов – в гезели (производители работ).

М.Ф. Казаков основал в Москве архитектурную команду, которая в 1788-89 была реорганизована в Первое архитектурное училище, а с 1814 – в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1773 в Петербурге учреждено горное училище (впоследствии Ленинградский горный институт), студенты которого изучали проектирование и строительство каменных и деревянных плотин, шлюзов, фундаментов и т.д. В училище в начале 19 в. преподавал И.И. Свиязев – автор первого русского руководства по архитектуре (с основами строительного искусства).

В горнозаводских школах Урала, особенно в Екатеринбургском училище, кроме горного производства, изучались также механика, архитектура, фортификация и др. предметы строительного искусства.

Для подготовки инженеров по строительству дороги искусственных сооружений в 1809 в Петербурге основан институт корпуса инженеров путей сообщения (впоследствии Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта). В институте изучались математика, геодезия, рисовальное искусство и архитектура, производство строительных работ, основы механики и гидравлики, составление проектов и смет и др., проводилась практика по строительству. Институт окончили ставшие впоследствии известными учёными и инженерами, построившими крупные сооружения и создавшими научно-педагогические школы: М.С. Волков (строительное искусство), С.В. Кербедз и Н.Ф. Ястржембский (организаторы механической лаборатории по испытанию материалов), Ф.С. Ясинский (теория упругости), П.П. Мельников (прикладная механика), П.И. Собко, Д.И. Журавский и Н.А. Белелюбский (строительная механика).

Читайте также:  Как контролировать процесс работы?

Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений было училище гражданских инженеров, основанное в 1832 в Петербурге, с 1882 – институт гражданских инженеров (ныне Ленинградский инженерно-строительный институт). Изучение теоретических курсов сочеталось с практическими и лабораторными работами, курсовым проектированием, практикой на строительных объектах. В институте были созданы научно-педагогической школы по проектированию и строительству жилых, гражданских и промышленных зданий, санитарно-технических устройств и др. (В.В. Эвальд, С.Б. Лукашевич, В.А. Косяков, И.А. Евневич, А.К. Павловский и др.). В начале 20 в. началась специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 институт стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.

В 1907 в Петербургском политехническом институте открылось инженерно-строительное отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным подотделениями), где сформировались научно-педагогические школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники (С.П. Белзецкий, В.Л. Кирпичёв, Б.Г. Галёркин, К.Г. Ризенкампф, Б.А. Бахметсв, Н.Н. Павловский).

В 1902 в Москве академик И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 профессор Н.В. Марковников открыл женские техническо-строительные курсы. В 1909 эти курсы объединились и в 1916 были преобразованы в женский политехнический институт с архитектурными и инженерно-строительными отделениями (после Октябрьской революции 1917 – Московский политехнический институт, затем Московский институт гражданский инженеров). Выпускникам института присваивались звания инженера-архитектора или инженера-строителя.

Существенную роль в становлении строительного образования сыграли основанные в Москве в 1905 среднее строительное училище и в 1907 среднее строительное училище Товарищества инженеров и педагогов, членами которого были В.Н. Образцов, Е.Р. Бриллинг, И.В. Рыльский, А.Е. Ильин и др. (в 1921 на базе этих училищ создан Московский практический строительный институт, объединённый затем с Московским институтом гражданских инженеров).

В 1907 в Московском высшем техническом училище (МВТУ) введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инженерных сооружений), в 1918 открылся инженерно-строительный факультет с архитектурным отделением (в 1924 в состав факультета влился Московский институт гражданских инженеров), который стал центром подготовки инженеров-строителей. Значительный вклад в развитие строительного образования внёс основанный в 1896 Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).

В 30-е гг. созданы самостоятельные инженерно-строительные институты и в ряде политехнических институтов – строительные факультеты; началась подготовка инженеров-строителей на вечерних и заочных факультетах. Учебные планы строительных специальностей (промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство речных сооружений, гидроэлектростанций, портов и водных путей, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация, строительство железнодорожных путей и путевое хозяйство, автомобильные дороги, мосты и тоннели, производство строительных изделий и конструкций и др.) включают общенаучные дисциплины (общественные науки, иностранный язык, высшая математика, физика, химия, теоретическая механика и др.), общеинженерные (инженерная геодезия, сопротивление материалов, строительная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика и др.) и специальные (архитектура, строительные конструкции, водоснабжение, канализация, теплогазоснабжение, вентиляция, технология строительного производства, организация, планирование и экономика строительства, автоматика и автоматизированные системы управления, вычислительная техника и т.д.).

Широко известны русские научно-педагогические школы по строительной механике и строительным конструкциям (Н.С. Стрелецкий, А.Ф. Лолейт, А.А. Гвоздев, В.З. Власов, Н.М. Беляев, А.Ф. Смирнов, И.П. Прокофьев, И.М. Рабинович, Е.О. Патон, Л.И. Онищик, Г.Г. Карлсен, К.В. Сахновский и др.), по гидротехническому строительству и гидравлике (Б.Е. Веденеев, В.Е. Ляхницкий, М.М. Гришин, Р.Р. Чугаев и др.), по механике грунтов (Н.М. Герсеванов, В.А. Флорин, Н.Я. Денисов, Н.А. Цытович, Н.Н. Маслов и др.).

Строительное образование в системе образования россии

Право на образование является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Без знаний, профессиональных умений и навыков невозможно полноценное участие человека в жизни общества. Удел людей с низким уровнем образования — неквалифицированный труд. Обучение способствует развитию человека, увеличивает его социальную активность.

В итоге повышается удовлетворенность работой, растет производительность труда, улучшается благосостояние человека. Образование, особенно профессиональное, является средством подготовки к последующей трудовой деятельности. Лучше всего, когда выбранная профессия соответствует увлечениям и интересам человека.

В результате экономических и социальных реформ, стремительного развития науки и техники знания и умения быстро устаревают, поэтому люди должны иметь возможность пополнить в образовательном учреждении имеющиеся профессиональные знания или переобучиться, приобрести новую профессию. На это направлена реализуемая в настоящее время концепция непрерывного образования.

Граждане нашей страны на всех этапах образования могут обучаться бесплатно (за счет бюджета государства, муниципалитета, предприятия) или платно (за счет средств самого обучающегося). Чем выше уровень получаемого образования, тем оно дороже и требует, как правило, больше времени.

Все указанные уровни образования составляют единое образовательное пространство.

Система профессионального образования в России подразделяется на три уровня: начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

Подготовку рабочих кадров для строительства и жилишно-ком- мунального хозяйства осуществляют свыше 360 учебных заведений начального профессионального образования (НПО). Они готовят строительных рабочих более чем 150 специальностей: каменщиков, бетонщиков, плотников, монтажников и др. Уровень профессиональной подготовки рабочих оценивается присваиваемым разрядом.

Подготовку руководящих работников низового звена, которых чаще называют линейными руководителями, ведут учебные заведения среднего профессионального образования (СПО), или средние специальные учебные заведения. Подробнее о них говорится в подразд. 4.2.

В дипломе об окончании учебного заведения СПО выпускнику делается запись «техник».

Среднее профессиональное образование позволяет выпускникам хорошо ориентироваться в выбранной профессии, иметь знания и навыки для работы как в качестве нижнего руководящего звена (руководителя небольшого коллектива рабочих), так и в качестве квалифицированного рабочего.

Читайте также:  Дергается глаз – причины и лечение

Высшее профессиональное образование (ВПО) для строительной отрасли дают 22 специализированных строительно-архитектурных вуза и более 100 строительных факультетов других вузов. Эти учебные заведения расположены в 86 городах России. Годовой выпуск специалистов с высшим образованием составляет более 43 тыс. чел.

Все они получают квалификацию «инженер».

По данным Федеральной академии профобразования система профессионального образования России выпускает кадры с соотношением инженеров, техников и рабочих 1:1 :1, в то время как структура занятости на сегодняшний день имеет вид 1:0,76: 3, а реальная потребность составляет 1:0,4:5,2. Чтобы дипломированный специалист с высшим образованием работал с максимальной отдачей, он нуждается в помоши техников и вспомогательного персонала.

За рубежом считается, что оптимальное соотношение между техниками и специалистами с высшим образованием должно быть от 3: 1 до 5: 1 в зависимости от области специализации. Между тем во многих странах это соотношение составляет в лучшем случае 2:1.

Для рабочего нужны технические знания, в небольшом объеме экономические и в еще меньшем объеме управленческие. У мастера, начальника цеха, иного линейного руководителя увеличивается потребность в экономических знаниях и еще больше — в управленческих.

У людей, занимающих высшие должности, доля управленческих знаний начинает превышать долю технических, велика потребность в экономических знаниях.

Лучшие строительные вузы России и Москвы: рейтинг 2020

Профессия строителя не относится к престижным. Но у нее есть 2 жирных преимущества. Во-первых, рукастый строитель всегда будет хорошо зарабатывать, потому что спрос на его услуги будет не просто большим, а очень большим.

Во-вторых, головастый строитель применяет свои знания и навыки не только в профессиональной, но и личной жизни. С ним никогда не останешься без крыши над головой.

Мы уже рассказывали о поступлении в вузы разной направленности на нашем телеграм-канале. Пришло время узнать, какие в России лучшие строительные вузы и куда поступать в Москве про специальности «строитель».

Каждый год прибыль российских организаций в сфере строительства превышает ¼ триллиона рублей. Наверное, поэтому строительная специальность никогда не потеряет своей популярности.

Лучшие строительные вузы Москвы и Санкт-Петербурга

Каждый год рейтинги самых лучших строительных вузов РФ составляют совершенно разные организации: фонд Потанина, Минобрнауки России, образовательные интернет-сайты.

Впереди во всех этих рейтингах лучших строительных вузов России в 2020 году идут следующие учебные заведения:

  1. МАРХИ (Московский архитектурный институт, который иногда называют госакадемией). Его считают лидером по выпуску специалистов трендовых на сегодняшний день направлений по реставрации, реконструкции, архитектурному дизайну. Примечателен он еще и тем, что аккредитацию ему выдавал никто иной, как RIBA – Королевский институт архитекторов Британии.
  2. МГСУ (Московский строительный государственный университет). Он широко известен тем, что выпускает из своих стен специалистов по более чем 20 направлениям, в том числе – и по строительству уникальных сооружений.
  3. СПбГАСУ (Архитектурно-строительный Санкт-Петербургский госуниверситет). Это один из самых старых строительных вузов. Основан в 1832 году. Здесь находится крупнейшая в России и СНГ научно-техническая библиотека строительно-архитектурной литературы, в которой больше 800 000 томов.

Лучшие строительные университеты России (по регионам)

В регионах тоже есть свои «звезды» в сфере строительного образования. В топ входят:

  1. НГАСУ (Новосибирский Архитектурно-строительный госуниверситет). Его второе название – «Сибистрин». Здесь студенты могут получить платное или бесплатное образование на очной, заочной или вечерней форме обучения. Также в вузе представлены программы для бакалавриата и магистратуры.
  2. СГАСУ (Самарский Архитектурно-строительный госуниверситет). Это сложный многофункциональный комплекс, состоящий из 5 институтов, 10 факультетов и 2 филиалов, 5 учебных, испытательных и научно-технических центров. Есть возможность обучаться на дневном, заочном или вечернем отделении на бюджете или коммерческой основе. Студенты имеют возможность продолжить бакалавриат в виде магистерской программы.
  3. РГСУ (Ростовский строительный госуниверситет). Крупнейший на юге страны, считается лучшим специализированным институтом в Южном Федеральном округе. Здесь готовят дипломированных специалистов строительной области по широкому спектру. По специальностям всех направлений можно получить образование на дневной или заочной форме обучения. Тут же есть 2 диссертационных совета, на которых ежегодно проходят защиту 3 докторских и 30 кандидатских диссертаций.
  4. КГАСУ (Казанский Архитектурно-строительный госуниверситет). Это настоящий университетский кампус в центре города, на территории которого можно найти учебно–лабораторные корпуса с современным оборудованием и приборами, 3 общежития, стадион, столовая, спорткомплекс и спортивно-оздоровительный лагерь. Представленные формы обучения – очная и заочная, бюджет и коммерция. Университет сотрудничает с крупными университетами Германии, Англии, США и пр.
  5. ВГАСУ (Воронежский Архитектурно-строительный государственный университет). До недавнего времени он существовал как самостоятельное учреждение образования, а с 2016 года его объединили с Воронежским государственным техническим университетом. Благодаря международному сертификату местные выпускники могут занимать инженерные должности в 140 странах по всему миру.
  6. ННГАСУ (Нижегородский Архитектурно-строительный госуниверситет) – не перепутайте с «Сибстрином». Входит в десятку лучших институтов РФ. Здесь можно обучаться на платной и бесплатной основе на дневном или заочном отделении. Основные представленные направления – строительство, архитектура, дизайн.
  7. ПГУАС (Пензенский госуниверситет архитектуры и строительства). Это один из самых крупных центров науки и образования России. Университет является современным образовательным комплексом, на территории которого расположились научно-техническая библиотека, учебно-лабораторные корпуса, комбинат питания, общежития, спортивные сооружения. Благодаря многоуровневой системе образования можно проходить программу по бакалавриату, магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Особенности обучения

Существует 4 направления этой сферы (градостроительство, строительство, архитектура и дизайн архитектурной среды). В их рамках университеты обучают будущих дипломированных специалистов в сфере аналитической, строительной, проектной, коммуникативной, инженерной, управленческой и историко-теоретической деятельности.

Читайте также:  Эзотерика для начинающих

В обязательной части гуманитарного, социального и экономического цикла присутствуют следующие дисциплины:

В основной части естественнонаучного цикла следующие предметы:

  • энергообеспечение поселений и климатология;
  • картография и геодезия;
  • строительная (либо градостроительная, архитектурная – в зависимости от выбранного направления) экология;
  • экономическая география.

Что касается профессионального цикла, то тут дисциплины будут полностью ориентированы на получение будущей специальности. Поэтому каждое направление содержит свои узкопрофильные предметы.

Несмотря на серьезный кризис в 2008 году, строительную отрасль еще долго будут считать одной из самых востребованных и перспективных. Высшее образование в этой области нужно тем, кто в будущем планирует стать руководителями, прорабами, аналитиками строительного рынка и профессионалами в сфере строительных информационных систем, мультимедийных технологий.

Если вы сомневаетесь, что сможете пройти весь этот путь в одиночку, если вас пугает огромное количество учебных работ и экзаменов, расслабьтесь и смело идите вперед. Ведь рядом всегда есть надежный сервис помощи студентам, специалисты которого долгие годы занимаются решением проблем студентов любых специальностей.

Основная статья: Строительное образование

Строительная инженерия (также инжиниринг) —

Инженерия в строительной отрасли,

Инженерное обеспечение строительства,

охватывающее все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов:

Проектирование, строительство, эксплуатацию объектов.

В более узком смысле — инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов[1].

Термин «инженерия» заимствован из французского (фр. ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому (лат. ingenium) — ум, способности, изобретательность.

В истории инженерами изначально, начиная с XII века, назывались военные инженеры (см. Bauingenieurwesen). Это было связано с возрастающей специализацией войск. Маршал Франции Вобан в 1676 году впервые сформировал специализированные сапёрные и минные роты, преобразованные затем в Корпус военных инженеров. В России при Петре I в 1702 году была создана минёрная рота, в 1704 году — команда понтонёров, а в 1712 году — полк военных инженеров[2].

Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог[2] и отличало их от военных инженеров. Уже от этого сочетания произошёл термин «гражданская (строительная) инженерия» (см. civil engineering), в настоящее время распространённый во многих языках мира.

Под ним понимается профессиональная инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов.

Затем появилось (в основном в английском языке) большое количество сходных терминов, относящихся к другим отраслям: ядерный инжиниринг, генетический инжиниринг, реинжиниринг, звёздный инжиниринг и др.

Транспорт- отрасль материального производства , осуществляющая перемещение людей и грузов.

Происхождение термина

Термин «инженерия» заимствован из французского (фр. ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому (лат. ingenium) — ум, способности, изобретательность.

В истории инженерами изначально, начиная с XII века, назывались военные инженеры (см. Bauingenieurwesen). Это было связано с возрастающей специализацией войск. Маршал Франции Вобан в 1676 году впервые сформировал специализированные сапёрные и минные роты, преобразованные затем в Корпус военных инженеров. В России при Петре I в 1702 году была создана минёрная рота, в 1704 году — команда понтонёров, а в 1712 году — полк военных инженеров[2].

Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог[2] и отличало их от военных инженеров. Уже от этого сочетания произошёл термин «гражданская (строительная) инженерия» (см. civil engineering), в настоящее время распространённый во многих языках мира. Под ним понимается профессиональная

инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов. Затем появилось (в основном в английском языке) большое количество сходных терминов, относящихся к другим отраслям: ядерный инжиниринг, генетический инжиниринг, реинжиниринг, звёздный инжиниринг и др.

Профессиональное образование в области строительства

Основная статья: Строительное образование

В Древней Руси профессиональные строительные навыки передавались при непосредственной работе ученика, подмастерья в составе артели. Распространению умений способствовало то, что строительство зданий по природе своей было коллективным. Первыми профессиональными руководителями строек были десятники, производители работ, архитекторы. С появлением сначала эмпирических, а затем научно обоснованных методов расчёта, конструирования и строительства стали возникать профессиональные учебные заведения. Для низшего и среднего звена управления в России организовывались школы десятников по строительному делу, а также курсы по подготовке техников-строителей. Во Франции первое строительное училище было основано в 1740 году архитектором Блонделем[7].

Одним из первых высших учебных заведений в области строительства и инженерного дела вообще был Петербургский государственный университет путей сообщения, основанный в 1809 году. Он готовил специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации дорожных, а также гидротехнических сооружений. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет был основан в 1832 году под названием «Училище гражданских инженеров» и является старейшим в России среди специализированных вузов строительного профиля. Крупнейшим среди строительных вузов России является Московский государственный строительный университет, основанный в 1921 году и подготовивший свыше 90 тысяч инженеров.

Международная ассоциация строительных вузов (АСВ) объединяет 142 вуза России и стран СНГ.

На протяжении многих лет основными уровнями квалификации специалистов в области строительства были техник-строитель (с трехлетним сроком обучения в средних специальных учебных заведениях) и инженер-строитель (с пятилетним сроком обучения в высших учебных заведениях).

В связи с присоединением России к Болонскому процессу высшее строительное образование переходит на двухуровневую систему бакалавр-магистр с 4 и 6 годами обучения соответственно. При этом в учебных планах каждого цикла образования (см. ниже) выделяется базовая часть (обязательная для всех вузов), вариативная часть (устанавливаемая вузом) и дисциплины по выбору студента.

В соответствии с новым Перечнем направлений подготовки высшего профессионального образования[8] Документами Министерства образования и науки в области архитектуры и строительства предусмотрены направления: для квалификации (степени) «бакалавр»:

Ссылка на основную публикацию