высшее гуманитарное образование: как его получить в россии и москве - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

высшее гуманитарное образование: как его получить в россии и москве

Где получить высшее образование? Выбираем вуз и формат обучения

16 ноября 2019 года в 14:00 День открытый дверей онлайн в ИМЭС!

Вы с легкостью можете подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз через интернет.

Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.

Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.

Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.

Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!

Задумываетесь о получении высшего образования? Мы поможем выбрать вуз и формат обучения. В этой статье мы расскажем вам о том, в какой стране лучше учиться и сколько это стоит.

Получать ли высшее образование?

Для начала нужно ответить себе на вопрос: стоит ли вам получать высшее образование? Наш ответ однозначен — стоит!

Во-первых, высшее образование дает уникальные знания и навыки, которые делают вас профессионалом в определенной области. Конечно, без практики не обойтись и, чтобы стать профессионалом №1 или экспертом, вам придется еще потрудиться, но высшее образование закладывает основу.

Во-вторых, обучение в вузе — это связи, новые контакты с важными и нужными людьми. И кстати, речь идет не только о преподавателях, которые, например, могут помочь вам устроиться на престижную работу, если вы особенно проявите свои таланты. Главными связями для вас могут стать ваши сокурсники — они ведь тоже закончат ваш вуз, многие из них станут успешными людьми, и в определенной ситуации вам могут пригодиться эти знакомства!

В-третьих, высшее образование помогает мыслить глобально и готовит вас к вашей профессиональной жизни (если вы выбрали действительно современный хороший вуз). Это старт, без которого сложно взлететь высоко. Многие работодатели обращают внимание на наличие образования, без этого сложно получить хорошую работу. Словом, высшее образование — это ваш билет в успешную жизнь.

От первого ко второму

Возможно, у вас уже есть один диплом и вы размышляете о том, стоит ли получать второй? Здесь вопрос в вашей мотивации: для чего вам это нужно? Второе высшее имеет смысл получать, если вы меняете профессию или, наоборот, хотите стать более профессиональным в уже выбранной сфере. Так, например, многие экономические специалисты получают юридическое образование, а люди, открывшие бизнес в желаемой сфере, идут учиться на управленцев, чтобы восполнить пробел в знаниях о законах бизнеса. В любом случае, второе высшее не будет лишним, особенно, если вы планируете добиться грандиозного успеха.

Второе высшее образование у нас в стране платное, однако и поступить в этом случае проще, а учиться — меньше. Зачастую зачисление в вуз в целях получения второго высшего происходит по результатам собеседования. В зависимости от специальности, возможно, придется пройти компьютерный тест или продемонстрировать работы (если вы выбрали, например, творческое направление). Главное требование к поступающим — наличие диплома о первом высшем. Повторяющиеся дисциплины с первого образования вам перезачтут, поэтому и срок обучения здесь не 4–5 лет, а 2,5–3 года при обучении на дневном отделении (на вечернем и заочном, возможно, на год дольше).

Определяемся со страной обучения

В эпоху глобализации вы можете выбрать для обучения почти любую страну мира. Лидерами по уровню и качеству образования считаются США, Англия, Канада, Япония, Швейцария, Австралия и Германия. Обучаясь за рубежом, вы:

  • Получаете диплом международного образца, который признается в любой другой стране.
  • Значительно улучшаете владение иностранными языками, что пригодится вам в жизни в целом и в любой специальности, в частности.
  • Начинаете мыслить глобально, выходите за границы привычного понимания вашей специальности. Особенно это может помочь, если вы в дальнейшем планируете работать в международных корпорациях или сотрудничать с ними.
  • Отрабатываете практические навыки. Это одно из главных преимуществ зарубежных вузов: часто практике уделяется больше времени, чем в России.

В конце концов, получение образования за рубежом — это престижно, однако стоит понимать, что такое обучение и стоит дороже, чем в России. Есть ряд стран, где можно получить его бесплатно, но вам все равно придется потратиться на оформление визы, переезды, проживание. Чтобы утрясти все юридические моменты и решить вопрос с документами, также требуется время, а зачастую в этом вопросе не обойтись и без фирмы-посредника. Вы будете далеко от родных и друзей и не сможете ездить домой так часто, как хотелось бы. Кроме того, вы будете жить в незнакомой стране, где другие традиции, обычаи и менталитет, даже формат обучения — и тот отличается от российского! Так что процесс адаптации может проходить дольше и сложнее, чем предполагалось.

Выбираем учебное заведение: свой или чужой?

На что обращать внимание при выборе вуза? Престижность высшего учебного заведения складывается из нескольких факторов. Это и наличие необходимых лицензий (особенно, если вуз негосударственный), и место в рейтинге, и уровень квалификации преподавателей, и реализуемые программы и форматы обучения. Однако мы бы советовали также почитать отзывы выпускников вуза и выяснить по возможности, добились ли теперь уже состоявшиеся специалисты успеха. Работают ли они по специальности, в какие компании смогли устроиться, что сами говорят об alma mater — помогла ли она им? Если у вуза много успешных выпускников, значит, учебное заведение хорошо готовит студентов к будущей профессиональной жизни.

Иностранные вузы

Особенности обучения в иностранном вузе будут зависеть от того, какую страну и специальность вы выберете.

Но в целом для большинства вузов есть некоторые общие критерии:

  1. На момент подачи заявки вы уже должны хорошо владеть иностранным языком — английским и/или языком той страны, в которой планируете учиться. Уровень владения должен быть подтвержден соответствующими сертификатами (например, TOEFL). Так что к поступлению придется готовиться заранее и уделить особое внимание языкам. Идеально, если у вас будет возможность заранее пройти языковые курсы именно в этой стране.
  2. Скорее всего для поступления вам понадобится пройти собеседование, на котором нужно рассказать, почему вы хотите учиться именно в этом вузе. Это проверка и вашего уровня знания языка, и мотивации. Об этом также стоит подумать заранее.
  3. Особенность иностранных вузов в том, что вы с самого начала выбираете тему исследования и направление, по которому будете работать, а акцент делается на практическую реализацию. Это помогает сосредоточиться на том, что вам действительно важно и интересно, в чем вы будете развиваться. Ваша программа обучения будет строиться также в зависимости от тематики. Большой плюс в том, что за рубежом только часть предметов является обязательными, остальные вы выбираете сами.
  4. В большинстве зарубежных вузов, как и в России, две ступени получения высшего образования: бакалавриат (3-4 года) и магистратура (1-2 года). Так что если вы получили степень бакалавра в России, вы можете продолжить обучение в магистратуре за рубежом.
  5. Финансовая сторона зависит от государства и политики вуза. Есть страны, где высшее образование для иностранцев стоит дороже, чем для своих граждан, а есть те, где оно бесплатное для всех. Впрочем, можно выиграть грант или получить поддержку организации, которая отправляет учиться талантливых студентов бесплатно.

Какие же иностранные вузы самые лучшие? Лидерами по-прежнему остаются Массачусетский технологический институт, Оксфорд, Гарвард, Кембридж, Имперский колледж Лондона, Университетский колледж Лондона, Стэнфордский, Принстонский, Йельский университеты, Калифорнийский университет в Беркли. Специалистам по техническим направлениям также стоит обратить внимание на Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха и Федеральную политехническую школу Лозанны.

Впрочем, получить престижное образование можно и в России. Здесь также один из самых важных шагов — это выбрать хороший вуз.

Российские вузы

Безусловно, в рейтинг лучших вузов России по разным направлениями и специальностям по-прежнему входят МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Самыми престижными техническими вузами России считаются Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский национальный исследовательский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Среди гуманитарных вузов России в число лучших входят Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова, Смольный институт Российской академии образования.

По экономическим специальностям и бизнес-образованию лидируют Высшая школа экономики, Московский государственный институт международных отношений, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Государственный университет управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Институт международных экономических связей.

Формы обучения: и днем и ночью

Выбрать вуз и направление подготовки (специальность) — это уже полдела. Немаловажно определиться и с формой обучения. Учиться вы можете не только на дневном отделении, но и удаленно или по вечерам, а также заочно.

Дневная форма обучения предполагает посещение занятий и лекций днем на протяжении всей рабочей недели (иногда и по субботам). Именно она помогает почувствовать себя студентом в полной мере, погрузиться в студенческую атмосферу. Юноши при поступлении на дневную форму получают отсрочку от призыва на военную службу. Совмещать с работой такую учебу бывает достаточно сложно, а конкурс на бюджетные места дневного отделения, как правило, высокий. Очная форма обучения подойдет молодым людям и девушкам, окончившим школу или имеющим среднее профессиональное образование.

Три остальные формы обучения (заочная, вечерняя и дистанционная) идеально подходят для людей, которые уже активно работают или по другим причинам не могут посвящать все свободное время учебе. Занятия проводятся либо вечером, либо на установочных сессиях два–три раза в год, либо удаленно. Заочная и дистанционная формы подходят тем, кто живет в другом городе. Дистанционная — доступна абсолютно всем и особенно актуальна для людей, которые не могут приезжать на сессии (молодым мамам, людям с ограниченными возможностями и т.д.). Правда, заочники и те, кто учится дистанционно, могут быть лишены некоторых студенческих льгот.

Читайте также:  Как хорошо сдать сессию

Стоимость обучения

Стоимость обучения зависит от выбранного вуза, направления подготовки (специальности), формата обучения. Первое высшее образование может быть платным и бесплатным. Второе высшее всегда платное, однако, здесь возможен вариант, когда ваше обучение оплачивает предприятие или компания, в которой вы работаете. В некоторых вузах возможно также обучение в кредит. На получение высшего образования можно направить и средства материнского капитала.

Одними из самых дорогих вузов в Москве считаются Московский государственный институт международных отношений МИД России, Высшая школа экономики, МГУ им. М.В. Ломоносова и Финансовый университет при Правительстве РФ. Стоимость обучения здесь начинается от 240–350 до 520 тысяч рублей в год. Самыми престижными и дорогими считаются направления подготовки (специальности) «Международные отношения», «Международный менеджмент», «Мировая экономика», «Международная торговля» и иные финансовые, бизнес- и экономические направления подготовки.

Вузы Москвы

ИМЭС – ведущий экономический вуз Москвы

Экономика и менеджмент. Гос. диплом + 3 приложения. Все формы обучения.

МФПУ СИНЕРГИЯ – все формы обучения – идет набор!

Гос. диплом + приложение UNESCO. Эффективный вуз. Более 100 направлений подготовки! Бюджетные места. Трудоустройство.

Единый Центр Высшего Дистанционного Образования

22 вуза партнера, 37 городов с офисами, более 20000 студентов выпущено за 18 лет.

  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием

Лидер в образовании в области телекоммуникаций и IT-технологий!

  • Негосударственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием

6 факультетов, 3 института, 251 бюджетное место, аккредитация до 2022 года

Входит в образовательную систему Дипакадемии и ВАВТ РФ

  • Негосударственный
  • С бюджетными местами

Входит в топ-5 негосударственных московских вузов по числу бюджетных мест

  • Негосударственный
  • С общежитием

5 из 7 баллов по результатам мониторинга Минобрнауки 2016 (эффективный вуз)

  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Негосударственный
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой
  • Государственный
  • С бюджетными местами
  • С общежитием
  • С военной кафедрой

Подбери репетитора на EduNetwork!

Только прямое общение, без операторов , подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Вузы Москвы по направлениям

В вузы, отмеченные card_travel можно подать заявку с EduNetwork.ru * Развернуть expand_more

Заявка в два клика

  • Перейдите
    на страницу вуза
  • Заполните
    форму заявки
  • Ждите ответа
    представителя

Почему это удобно?

Регистрация не требуется
все данные вводятся в форме заявки

Заявка отправляется в вуз
и обрабатывается официальными представителями

Экономия денег и времени
при звонках и ожиданиях ответа

Сомневаетесь в выборе вуза?
Оставьте заявку на подбор нашими специалистами

* Проект EduNetwork.ru не дает гарантий поступления или каких-либо иных преимуществ при взаимоотношениях с вузами.

Высшие учебные заведения Москвы

Вузы по типу (список 2019)

  • Университеты – 67
  • Институты – 61
  • Академии – 27

Проходной балл ЕГЭ (2019 год)

  • Средний – 68.80
  • На бюджет – 79.21
  • На платное – 65.86

Специальности (по формам обучения)

  • Очная – 3960
  • Очно-заочная – 788
  • Заочная – 1279

Данные основаны на статистике портала EduNetwork.ru

Высшее образование в вузах Москвы

Все вузы Москвы имеющие действующую лицензию на образовательную деятельность. Специальности 2020 года обновляются представителями вузов и модераторами нашего проекта.

Высшие учебные заведения Москвы отображаются в виде списка, отсортированного по внутреннему рейтингу EduNetwork, с ключевыми параметрами поиска и результатами мониторинга Минобрнауки. Все университеты Москвы: контакты и график приемной комиссии, специальности и реализуемые профили подготовки, вступительные испытания, стоимость обучения, отзывы студентов, расписание дней открытых дверей, фото и другая информация. Институты Москвы с актуальной информацией для абитуриента. Если в вуз запрещен прием или приостановлено действие аккредитации, то сообщение об этом выводится уже на уровне просмотра списка.

Обзоры и рейтинги вузов Москвы

ГАУГН — университет, который ты полюбишь!

ГАУГН – молодой и современный Университет, который не держится за прошлое и стремится к вершинам науки. Мы не гонимся за количеством, мы стремимся к качеству.

Рейтинги, преимущества и достижения МТУСИ

Связь, информационные технологии, инфокоммуникации – самые динамичные, технологические и перспективные секторы национальной экономики

Рейтинг лучших гуманитарных вузов России

Гуманитарное образование в последние десятилетия стало терять былую популярность – все чаще сегодняшние работодатели отдают предпочтение обладателям инженерных и технических специальностей, отодвигая гуманитариев на второй план. Из-за этого найти работу выпускнику с гуманитарным образованием в наши дни становится невероятно сложно, ведь рабочих мест «по специальности» на всех не хватает, и конкуренция на рынке труда огромная. Чтобы стать востребованным специалистом и получать хорошую заработную плату, помимо глубоких знаний нужно обладать различными навыками, необходимыми работодателю. Чем больше их будет, тем больше шансов на успешное трудоустройство. Так где же можно получить гуманитарное образование, востребованное на рынке труда, и в каком вузе вас могут научить максимально полезным сегодня навыкам? Мы знаем ответ и специально для вас составили рейтинг лучших гуманитарных вузов нашей страны.

10. Литературный институт им. А.М.Горького

Своим названием вуз обязан всемирно известному писателю Максиму Горькому – по его просьбе в 1936 году было основано данное учебное заведение. С тех пор началась история Литературного института – высшего учебного заведения для писателей. В стенах вуза лекции по искусству написания литературных произведений прочитали более 40 известных советских и российских писателей, некоторые из которых и сами когда-то были в числе студентов этого вуза. Выдающиеся авторы ведут здесь свои занятия и в наши дни, и для современных студентов посещение творческих встреч и семинаров – обязательная часть обучения. Здесь готовят специалистов только двух профилей («Литературный работник» и «Литературный работник. Переводчик художественной литературы»), однако качество их подготовки традиционно остается на высоком уровне.


Источник изображения: nevvod.ru

Стоимость обучения: 290 500 рублей в год

9. Московский государственный областной университет

Данный вуз ранее носил статус педагогического – еще 15 лет назад здесь готовили одних из лучших педагогов Московской области. Однако в наши дни МГОУ ведет подготовку и по другим гуманитарным направлениям и носит название классического университета. Здесь можно получить качественное образование, ничуть не уступающее другим московским вузам, а степень подготовленности выпускников позволяет без проблем находить себе работу сразу после окончания обучения.

Источник изображения: inklincity.ru

Стоимость обучения (очная форма): от 104 000 до 307 000 рублей в год

8. Российский государственный социальный университет

Данный вуз позиционирует себя как ведущее высшее учебное заведение России в области социального образования. Однако работодатели Москвы степень подготовки гуманитарных кадров отмечают как крайне высокую, и потому мы включили РГСУ в наш рейтинг. Социальная направленность гуманитарного образования в этом вузе позволяет его выпускникам использовать свои возможности широко, а знания, полученные во время учебы, по-настоящему применимы в любой сфере деятельности.

Источник изображения: rgsu.net

Стоимость обучения (очная форма): от 128 000 до 220 000 рублей в год

7. Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина

ЛГУ им. А.С.Пушкина в начале своего существования позиционировал себя как учебное заведение педагогического профиля. Однако в короткие сроки он зарекомендовал себя как вуз, способный вести качественную подготовку и других специалистов, большинство из которых успешно находили хорошо оплачиваемую работу в городах Ленинградской области. Теперь для обучения будущих кадров региона у вуза есть еще больше возможностей – совсем недавно ЛГУ им. А.С. Пушкина получил статус опорного университета. Он позволяет университету устанавливать тесное сотрудничество с будущими работодателями, а это, в свою очередь, гарантирует выпускникам вуза трудоустройство после окончания обучения.


Источник изображения: www.sgu.ru

Стоимость обучения (очная форма): 121 000 до 131 000 рублей в год.

6. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Вот уже на протяжении 15 лет СПбГУП реализует новую модель гуманитарного образования. Она позволяет подготовить специалистов, отвечающих всем требованиям современных работодателей – результаты этой работы уже отметили тысячи выпускников университета, большинство из которых успешно работают в Санкт-Петербурге. В вузе функционируют 5 факультетов: факультет культуры, факультет искусств, экономический факультет, юридический факультет и факультет конфликтологии. А в других городах находятся его филиалы: Алма-Атинский, Владивостокский, Кировский, Красноярский и Самарский. Для вуза, существующего всего несколько десятилетий, это большой прорыв, поэтому, выбрав СПбГУП, можно не сомневаться в том, что вы получите достойное гуманитарное образование.


Источник изображения: spbgupkirov.ru

Стоимость обучения (очная форма): от 124 000 до 232 000 рублей в год.

6. Государственный академический университет гуманитарных наук

Изначально ГАУГН создавался как учебное заведение при Российской Академии наук: предполагалось, что данный вуз должен давать полные знания в гуманитарной области. Идея должной реализации не получила, но тесные взаимосвязи с РАН у университета остались до сих пор. Так, по количеству ученых, преподающих в стенах ГАУГН, вуз оказался на первом месте среди всех гуманитарных учебных заведений страны, а на базе самого университета работает научно-методический совет по истории при Минобнауки России. Если вы хотите быть в курсе последних научных исследований в области гуманитарных наук, то ГАУГН – ваш выбор.

Источник изображения: www.persev.ru

Стоимость обучения (очная форма): от 116 000 до 250 000 рублей в год.

4. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова

НГЛУ им. Н.А. Добролюбова – один из четырех лингвистических вузов России. Обучение здесь ведется не только на русском, но и на французском, немецком, испанском, итальянском, китайском и японском языках. В структуре университета имеется 11 культурно-образовательных центров, которые тесно сотрудничают с иностранными вузами, а в таких городах как Липецк, Владимир и Набережные Челны находятся его филиалы. НГЛУ считается одним из самых сильных гуманитарных учебных заведений страны еще с советских времен, и полученное здесь высшее образование престижно среди работодателей и в наши дни.

Читайте также:  Технология продукции и организация общественного питания: обучение и профессия


Источник изображения: www.mosvagon.ru

Стоимость обучения (очная форма): от 94 000 до 115 000 рублей в год.

3. Российский государственный гуманитарный университет

Тройку лучших гуманитарных вузов России открывает РГГУ – университет, который может похвастаться огромным количеством международных связей с иностранными учебными центрами. Несмотря на свой «молодой» возраст (вузу всего 26 лет), университет довольно быстро завоевал звание одного из лучших в своей нише и обрел немалую популярность у абитуриентов Москвы. Из стен РГГУ вышли такие знаменитости как Тина Канделаки, Андрей Малахов, Максим Галкин, Иван Алексеев, Юрий Ландер, Александр Малкин и другие.

Источник изображения: mediafamily.pro

Стоимость обучения (очная форма): от 137 000 до 220 000 рублей в год.

2. Московский государственный лингвистический университет

МГЛУ, больше известный как Московский ИнЯз им. Мориса Тореза (старое название), является крупнейшим образовательным центром. Здесь проводится обучение 35 языкам, включая русский жестовый (язык глухонемых), а в числе преподавателей вуза есть разработчики известных исследовательских лингвистических систем. Изучению иностранных языков в МГЛУ уделяется особое внимание: практические занятия занимают большую часть учебной программы. Кроме того, для студентов вуза есть хорошая возможность попрактиковать разговорные навыки в общении с иностранными коллегами – МГЛУ участвует в международных программах обмена и регулярно проводит научные конференции с привлечением студентов из других стран.


Источник изображения: igid.ru

Стоимость обучения (очная форма): от 140 000 до 283 000 рублей в год.

1. МГИМО

Первое место в нашем рейтинге занимает МГИМО – один из ведущих вузов нашей страны. В 2010 году он вошел в Книгу рекордов Гиннеса как вуз с преподаванием самого большого количества языков (точное число преподаваемых языков в МГИМО – 53). Однако лингвистическая база – всего лишь часть всех возможностей, которые даются студентам МГИМО. Образование, полученное в этом вузе, является одним из самых востребованных не только в России, но и в мире, а его обладатели входят в число самых высокооплачиваемых специалистов на рынке труда.


Источник изображения: zaomos.news

Стоимость обучения (очная форма): от 430 000 до 540 000 рублей в год.

Платное образование, негосударственные вузы – из истории вопроса

Высшие учебные заведения в Российской Федерации делятся на государственные и негосударственные образовательные заведения. Негосударственное образование представлено двумя организационно-правовыми формами – автономная некоммерческая организация и негосударственное образовательное учреждение. Это платное образование, когда сам обучающийся платит за образовательные услуги. На платной (коммерческой) основе могут учиться студенты и в государственных вузах.

В России первым негосударственным, вернее общественным вузом была Московская практическая академия коммерческих наук, образованная в 1810 году. Исторический опыт дореволюционного высшего образования выявляет определенную закономерность – наиболее активно развитие неправительственного вольного образования происходило при необходимости получить от высшего образования наибольшую пользу и в кратчайшие сроки. Расцвет негосударственного высшего образования в России пришелся на конец XIX – начало XX веков, в том числе в период Первой мировой войны, что обуславливалось крайней необходимостью расширения сферы образования в интересах укрепления экономического и оборонного потенциала России. Так, в 1915-1916 годах было открыто 12 неправительственных вузов. При советской власти вузы перешли в собственность государства и тогда же появился термин «государственный вуз».

Существует мнение, что в СССР образование всегда было бесплатным. Но история говорит о том, что платное обучение в советские времена действительно существовало. В 1940 году вышло официальное Постановление №638 от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». Во время войны ЦК КПСС решил отменить плату по национальному признаку для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов и высших учебных заведений. В 1943 году СНК СССР принял постановление №213, которым освобождались от оплаты за обучение учащиеся союзных республик: Казахской ССР, Узбекской ССР, Туркменской ССР, Кабардинской АССР. Полностью отменили платное образование в СССР только в 1954 году.

Возрождение системы негосударственного высшего образования в современной России, когда происходят изменения в экономике страны, во всех сферах жизни явилось продолжением российских традиций. Негосударственное образование в нашей стране развивалось в том же хронологическом порядке, что и новая общественно – политическая система. В сложные 1988-1991 годы коммерческое (платное) образование, существовавшее в советское время в виде репетиторства, было полулегальным, так как не имело правовой базы. Предпосылки для становления негосударственных структур начали формироваться после выхода в январе 1991 года закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и закона РФ «Об образовании» 1992 года, который признал возможность существования в России негосударственных вузов.

Первые негосударственные вузы, создававшиеся в массовом порядке в 90-е годы, возникли как реакция на потребность рынка в специалистах с экономическим, юридическим, гуманитарным образованием. Они первыми отреагировали на изменения рынка труда, и происходило это главным образом в столице, куда пришли частные инвестиции и начал ощущаться дефицит квалифицированных кадров на вновь создаваемых предприятиях. Не случайно большинство возникших тогда негосударственных (коммерческих) образовательных учреждений – это московские гуманитарные вузы – институты, чаще всего экономические, юридические, институты менеджмента. Возникали новые направления трудовой деятельности, произошло расслоение общества – появились люди, способные платить за обучение. Негосударственные вузы (институты и университеты) Москвы, давали возможность получить второе высшее образование, предлагая при этом различные формы и сроки обучения, оперативно подстраиваясь под потребности формирующегося рынка. Далее, в 1992 – 1995 годы, шло интенсивное развитие негосударственного образования при активной поддержке государства уже по всей стране. Именно с этого периода система негосударственного образования доказала право на свое существование. Крайне тяжелое положение государственных вузов в постперестроечный период из-за изменения в их финансировании, дало толчок для предоставления ими образовательных услуг на платной (коммерческой) основе.

В современной России существует единая система высшего образования. Негосударственный вуз часто понимается как частный, платный, коммерческий вуз. Но, как и в государственном вузе, деятельность его регламентируется государством и контролируется им путем процедур лицензирования и аккредитации, что дает возможность студентам получать дипломы государственного образца.
Учредителем негосударственного учебного заведения может быть частное лицо, общественная или религиозная организация. Коммерческие вузы находятся на полном самофинансировании за счет оплаты обучения студентами, предоставления дополнительных платных образовательных услуг, пожертвования спонсоров и международных фондов. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (НОУ ВПО) – это самофинансируемая, самоорганизующаяся, самоуправляемая, саморазвивающаяся, предпринимательская организация.

Негосударственное образование в РФ еще достаточно молодое – ему всего 20 лет. А это очень маленький срок по сравнению с 200-300-летней историей некоторых государственных вузов, но, несмотря на это, негосударственные вузы заняли на рынке образования прочные позиции.
В Москве в настоящее время существуют десятки платных вузов, которые готовят специалистов по гуманитарным направлениям. К ним можно отнести НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права» (МИЭПП), учрежденный в 1992 году. Наш институт одним из первых гуманитарных платных вузов начал подготовку экономистов, юристов, психологов. Главной особенностью МИЭПП является индивидуальный подход к каждому студенту и подготовка профессионалов, конкурентноспособных на рынке труда и необходимых работодателю.

Преимущества обучения в МИЭПП:

  1. Индивидуально-ориентированный подход к каждому студенту.
  2. Большая гибкость учебного процесса.
  3. Блочно-модульная система обучения.
  4. График занятий, удобный для работающих студентов.
  5. Использование новых педагогических технологий.
  6. Демократическая атмосфера в вузе.
  7. Уважение каждого студента, как полноправной личности.

Образование – это гуманное право человека, а образованные люди – это будущее любого государства!

высшее гуманитарное образование: как его получить в россии и москве

История об историке, которая могла стать филологом и даже математиком или физиком

номер 03, от 21 января 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

“Стандарт сменить – не поле перейти” – неоконченная пьеса о разработке новых ФГОС общего образования от Сергея Кочережко, учителя года России-2015. По канонам жанра педагог назвал главных действующих лиц, описал события и в эпилоге суммировал все “за” и “против”. Получилось очень увлекательно – браво, маэстро!

Низкие зарплаты – главная боль учителей. Непосредственную ответственность за эту ситуацию несут власти. Но только ли они? Кирилл Карпенко рассуждает о том, как педагоги могут повлиять на соблюдение своих прав, приводит конкретные примеры и рассказывает о собственном опыте борьбы за справедливость. Поддержали ли его коллеги?

Российские школьники умеют мыслить нестандартно и превращать мечты в реальность. Это они доказали на международном конкурсе детских инженерных команд “Кванториада”-2019. Абсолютные победители состязания получили по 1 миллиону рублей! О том, как проходила первая Кванторида в России, – большой репортаж Лоры Зуевой и Михаила Кузьминского.

Лозунг Высшей школы экономики “Университет вне политики” стал ответом на громкие события, связанные с “московским делом”, участником которых оказался студент НИУ ВШЭ Егор Жуков. Член-корреспондент РАО Игорь Смирнов предлагает посмотреть, как этот принцип работает на практике, снять с него налет популизма и поразмышлять над научной составляющей.

Наши приложения

«УГ Москва», №23 от 9 июня 2015 года

Гуманитарное образование сегодня: новые смыслы

В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ

​Вспоминаю давний разговор. Моя старшая сестра, ныне кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической кибернетики одного из московских вузов, сказала мне: «Вряд ли стоит изучать твою историю в вузе. Высшее образование должно быть только техническим, математическим. А историю можно, почитав книги, выучить». Я тогда очень обиделась. Татьяна Апостолова

Сейчас я, как никогда, понимаю, что она все же была не права. Знаменитое высказывание всемирно известного менеджера Ли Якокки как раз убеждает нас, что точная математика еще не весь секрет успеха: «Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха не информация, но люди». Можно прекрасно разбираться в технике, знать, при каких условиях на какую кнопку нажимать, составлять замечательные бизнес-планы, но. Только широкий кругозор может позволить применить свои профессиональные знания наиболее оптимально, максимально творчески, креативно, полезно. Да, мы знаем сегодня информатику, но стали забывать родной язык, историю, литературу, даже географию.
Современные условия развития общества, конечно, ставят новые задачи перед высшим образованием – готовить специалиста, отвечающего изменившимся запросам общества. Существенным спросом пользуются так называемые прикладные специальности, на первый взгляд далекие от гуманитарного образования. Мы научились считать деньги, пользоваться компьютером, освоили технику, о существовании которой еще совсем недавно не знали. Однако молодые специалисты должны обладать большей, чем вчера, профессиональной мобильностью, что, несомненно, требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры и как следствие интеллектуальной деятельности. Это обусловлено особенностями новых социально-экономических условий и интенсификацией научно-технического прогресса. В этой связи именно обучение в вузе призвано прежде всего оказывать существенное влияние на общее интеллектуальное развитие студентов.
На современном этапе развития России для овладения профессиональным мастерством необходимо широкое гуманитарное образование. Связано это с тем, что сегодня, как никогда, любой вид деятельности гражданина государства располагается (как минимум должен располагаться) на прочном фундаменте культуры и истории общества и его духовности. При этом грани профессионального мастерства пересекаются с историей, политикой, экономикой, социологией, педагогикой и психологией. Гуманитарное образование также напрямую связано с вопросом о том, кто будет завтра управлять нашей страной. Если проанализировать специальности, которые получили в вузах отечественные государственные чиновники, то получится, что подавляющее большинство из них имеют именно гуманитарное образование: юристы, политологи, экономисты, социологи, собственно управленцы.
Для должного понимания своего дела профессионал обязан представлять, каким образом оно связано с другими областями знаний, а также как эти области знаний могут быть использованы в его целях. Он по-настоящему не разовьет своих аналитических способностей, интуиции и воображения, если будет настроен только на исполнение своих непосредственных профессиональных обязанностей.
Люди в нашей стране долгое время находились в идеологической оболочке, в которой мирно уживались двойная мораль с высокими духовными ценностями и чувством сопричастности к ним. Воспитанные на доверии к коллективной истине граждане России в большинстве своем пропустили, осознавая это или нет, важнейшую фазу своего развития – выработку способности к личностному интеллектуальному усилию. Конечно, эти последствия не могут не сказываться на изменении отношения в обществе к истории, политологии, социологии. Однако что толку горевать об упущенных возможностях. Мы осознали этот пробел, и нам надо его ликвидировать. Нынешний плюрализм общественной жизни вполне позволяет это сделать. Поэтому одна из главных задач гуманитарного образования – помочь людям уйти от фальши, фикции, дезинформирующих идеологических версий, создать условия для осознания реальности со всеми присущими ей противоречиями для принятия личностных и профессионально-деятельностных решений.
Немалую опасность как в прошлом, так и в настоящее время представляют рецидивы технократического менталитета с их прогрессирующим нигилизмом и цинизмом. Существуют сложности и в самом гуманитарном образовании (отставание учебной и материально-технической базы кафедр гуманитарно-социальных наук, неподготовленность отдельных преподавателей гуманитарного блока к обеспечению качественного обучения с применением современных, передовых технологий, преобладание валового подхода к обучению студентов). Сыграла отрицательную роль существовавшая долгое время система жесткой регламентации деятельности вузов, в силу чего многие из них были лишены самостоятельности в решении широкого круга проблем по качественной гуманитарной подготовке будущих специалистов.
Все это не может, однако, служить оправданием безучастности, бездействия ученых-обществоведов, преподавателей общественных дисциплин. Напротив, необходимо осознать свою ответственность, подчеркнуть важнейшее методологическое и мировоззренческое значение гуманитарной составляющей высшего профессионального образования любого профиля. Гуманитаризация высшего образования должна быть направлена на воспитание идеалов, ценностных ориентиров, убеждений, личностных качеств обучаемых, которые формируются в системе знаний, умений и навыков или, как модно сейчас говорить, профессиональных компетенций и трудовых действий на основе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Возможно, прозвучит удивительно, но думаю, что гуманитарное образование сегодня более чем востребовано. Современное общество можно назвать по-разному: постиндустриальное, постмодерн или общество потребления, – суть его в возрастающих потребностях коммуникативных практик, в расширении возможностей диалога. Это, несомненно, способствует повышению потребности в гуманитарных знаниях, например, сегодня пользуются популярностью такие направления подготовки, как экономика, документоведение и архивоведение. Выпускники имеют возможность работать на предприятиях различных сфер деятельности и различных форм собственности: в конце концов, в любой организации есть документооборот (бумажный и электронный), и любая организация в условиях рынка работает на достижение прибыли, поэтому для работника важно знать экономические основы. Юриспруденция неизменно находится на гребне популярности не столько потому, что многие хотят быть юристами, сколько потому, что правовые знания становятся неотъемлемой частью нашей повседневной (и не только профессиональной) жизни, растет уровень правосознания граждан России. Так обстоят дела со многими профессиями гуманитарного направления. Главное – получить хорошее образование. Хорошее образование – уверенность в жизни. Гуманитарное образование добавляет этой уверенности.
Что касается «упадка» в сфере образования, то думаю, что скорее речь должна идти об определенном кризисе, связанном с общей ситуацией в стране. Как известно, причины кризиса бывают объективные и субъективные.
Одной из важнейших объективных причин кризиса образовательной системы можно считать то, что высшая школа России в течение вот уже почти двадцати лет находится в состоянии непрерывного реформирования. В этой связи важно обстоятельное и глубокое изучение самих реформ, методов их проведения, путей решения тех или иных задач, конечных результатов на каждом из этапов, а также их значения для последующего развития как страны, так и образования в ней. Такой анализ необходим не только с чисто исторической точки зрения, но и с точки зрения совершенствования системы высшей школы в будущем. Только выяснив суть, характер и действительные результаты реформ, проводившихся в отечественной системе высшей школы, их реальную направленность, можно с определенной степенью уверенности предлагать пути ее дальнейшей модернизации.
Что касается субъективных причин кризиса высшей школы в России, то одна из них, видимо – это несоответствие возрастных и инновационных характеристик профессорско-преподавательского состава требованиям рынка, хотя никто все же не подвергает сомнению высокий уровень фундаментальных знаний наших ученых и преподавателей. Однако кадровое обновление происходит крайне медленно. Сегодня профессиональный педагог на любой ступени образования обязан не только глубоко знать свой предмет, но и владеть педагогическим мастерством, чтобы помочь ученику, студенту стать не объектом, а субъектом процесса обучения. Современная практика показывает, что, даже обладая преподавательским талантом, нужно обязательно учиться педагогическому общению (снова проявляется диалогическая сущность гуманитарного образования). Это позволяет преподавателю постоянно анализировать свою деятельность, понимать обучаемых, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия и образовательные и человеческие потребности.
В вузах преподавание гуманитарных дисциплин, как правило, возложено на кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (общественных наук), которые в отличие от подавляющего большинства кафедр любого вуза имеют свои особенности: их отличает прежде всего многопредметность, универсальность, многообразие и иногда противоречивость изучаемых проблем. Здесь практически неприемлемы конкретные формулы и готовые решения, которые сродни точным физико-математическим и инженерным наукам. Преподавание гуманитарных дисциплин должно быть основано на развитии самостоятельного, творческого, оригинального, нестандартного мышления. Главное, оно должно отражать реалии повседневной жизни.
В одной из научных дискуссий по проблемам гуманитарного образования прозвучал интересный, на мой взгляд, вопрос: «Дает ли общество сегодня возможность своему гражданину пожалеть о том, что он не получил гуманитарное образование?» К сожалению, потребность в этом виде образования еще не до конца осознана нашими людьми. Почему? Думаю, что главная причина состоит в том, что сегодня основы гуманитарного образования закладывают в школе, а там оно представлено зачастую либо учителями-пенсионерами, либо молодыми, местами недоученными кадрами эпохи 1990-х, которые вряд ли в процессе обучения предмету всерьез думают об инновациях и модернизации школы, образования в целом, общества.
Базовое средство гуманитарного образования – чтение (учебный предмет начальной школы) – на сегодняшний день существенно урезали в часах. Подбор тем для изучения практически по всем гуманитарным предметам – вопрос более чем спорный. Отношение родителей к обучению их детей гуманитарным предметам весьма расплывчато и неопределенно. Они (лучшие из них), как правило, настраивают детей на высокий уровень сдачи ЕГЭ по предметам, нужным для поступления на направления подготовки, после окончания которых более или менее гарантировано трудоустройство на высокооплачиваемую работу. Однако вспомним, что когда человек чуть ли не со школьной скамьи думает только о высокой зарплате, скорее всего он вряд ли сможет самореализоваться и стать по-настоящему успешным. Этот перечень можно продолжать очень долго. Конечно, корни проблем гуманитарного образования находятся еще и в семье, но это тема для еще одного повествования.
Подводя итоги, можно констатировать, что утечка мозгов за рубеж, которая и сейчас происходит, говорит о востребованности молодых специалистов из России по некоторым направлениям подготовки, а значит, о достаточном качестве подготовки в рамках российской системы образования, невзирая на всевозможные рейтинги вузов. Поэтому кризис кризисом, а качество качеством. Нам надо наращивать это качество: с одной стороны, минимизировать влияние кризиса на базисные установки нашей образовательной системы, с другой – работать, мотивируя себя теми ценностями гуманитарного образования, которые, в общем-то, вечны.

Читайте также:  Профессия менеджер по туризму: описание плюсы и минусы

Татьяна АПОСТОЛОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории МГПУ

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия – с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Ссылка на основную публикацию