Выбор собственного пути и профессии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Выбор собственного пути и профессии

«Пути выбора профессии»

Существует формула выбора профессии, которая в общем виде показывает, как сделать оптимальный выбор.

Формула выбора профессии

Чтобы дойти до взвешенного решения этой формулы необходимо сделать семь шагов.

Семь шагов к взвешенному решению

1. СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии – непростое дело, здесь есть свои правила и ошибки.

Ошибки в выборе профессии

1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕННОМУ

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕССИИ.

В отношении професии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ(за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему “вкусу” и “размеру” так же, как одежду и обувь.

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ – НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ(склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т. к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Выбор профессии многозначный процесс, на него влияют различные факторы.

Что влияет на выбор профессии

1. ПОЗИЦИЯ СТАРШИХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. ПОЗИЦИЯ ТОВАРИЩЕЙ, ПОДРУГ.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. ЛИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Читайте также:  Контрольно-измерительные приборы кип

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение

– Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

– Ты не понял вопроса.

Если тебе 15, 16 или 17, то ты уже, без сомнения, хотя бы раз задавался следующими вопросами: «Куда пойти учиться?», «Какую профессию выбрать?», «Кем стать?».

Жизнь взрослых неразрывно связана с определенной профессией. Не нашедшие себя, в первую очередь наносят огромный ущерб сами себе – это и неудовлетворенность своей жизнью, и отсутствие самореализации, и т.д.

Зачастую человек становится неудачным, потому, что в начале жизненного пути ему не удалось самостоятельно сделать правильный выбор или ему не смогли помочь найти свое место, на котором он смог бы реализовать себя, окружающие его взрослые.

Как же выбрать будущую профессию правильно? И как пройти период профессионального самоопределения максимально эффективно?

Работа с выпускниками школ показывает, что, выбирая профессию, старшеклассники ориентируются вот на какие признаки:

Во-первых, большинство ребят хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Однако не стоит забывать, что общественное признание профессий со временем существенно меняется.

Во-вторых, для многих главную роль играет будущий уровень заработной платы. Здесь важно понимать, что в реальной жизни оплачивается не столько профессия, сколько должность, которую занимает человек.

Третья причина, по которой выпускники выбирают себе профессию, – это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

На четвертое место среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы.

Читайте также:  Как познакомиться с девушкой, если ты стесняешься?

Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто выпускники школ поступают в то учебное заведение, которое находится ближе к дому, или в то, куда позволяют поступить финансовые возможности. В большинстве случаев это является веской причиной. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, возможности своего профессионального выбора ты сам себе ограниваешь.

Шестая причина – желание родителей или советы других людей. Постарайся все же ориентироваться только на собственное мнение.

Седьмая причина – выбор профессии в соответствии со своими способностями. Эта причина является очень важной при выборе профессии.

Восьмая причина – пример других людей. Это случается, если ты поступаешь учиться за компанию с кем-нибудь. В этом случае ты выбираешь себе профессию в соответствии с интересами и способностями твоих друзей и товарищей, а не твоими собственными. Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья.

И на последнем месте, девятом, среди причин выбора профессии называется возможность трудоустройства.

Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности.

Как разобраться в себе?

  • Профессия должна быть тебе конечно же ИНТРЕСНОЙ. Разберись в своих интересах, что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны.
  • При выборе профессии очень важно осознавать СООТВЕТСТВУЮТ ли твои ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ особенности характеристикам выбранной профессии.
  • Выбирая определенную профессию, важно понимать, а есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

А что может помешать выбрать правильную профессию? Это:

  • Чрезмерная концентрация на общении. Выбор профессии за компанию.
  • Перенос отношения к человеку на профессию.
  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией.
  • Перекладывание выбора на других лиц, например родителей или друзей.
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, психологических особенностей, способностей, мотивов (желаний).
  • Нечеткое осознание требований будущей профессии.
  • Увлечение только внешней стороной профессии

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо:

  • Прежде всего, познать себя. Для этого можно заполнить Опросник «Карта интересов», автор А.Е. Голомшток, Опросник Д. Голланда или Тест «Определение типа будущей профессии. Данные методики помогут тебе выбрать правильное направление.
  • Понимать не только того «Кем ты хочешь стать?», но и «Каким ты хочешь быть?».
  • Проанализировать ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии.
  • Попытаться узнать как можно больше о будущей профессии: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Составить список интересных тебе профессий, а также перечень требований к ним. Определить значимость каждого требования.
  • Оценить свое соответствие требованиям каждой из профессий. Проанализировать результат.
  • Побеседовать с представителями избираемых профессий. Если получится, то постараться побывать на рабочем месте этих специалистов.
  • Ориентироваться следует не на чужое, а на собственное мнение.
  • Не поддаваться чувству страха. Это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

Ну, и, конечно же, смотреть в будущее только с оптимизмом.

Как выбрать собственный путь и профессию

Честно признаться, до этого года я с трудом могла назвать хотя бы пару своих одноклассников, о которых что-нибудь да не знала. За последние десять лет я слишком хорошо выучила каждого, чтобы в чём-то сомневаться. Вроде бы, была уверена, что пол класса будет готовиться на лингвистику, остальные – на юриспруденцию, ещё пара девчонок – во ВГИК. И нисколько не сомневалась в том, что последний год пройдёт чрезвычайно посредственно и скучно, в чём сейчас всё больше разубеждаюсь. Сначала появилось несколько забавных и незатейливых историй, потом их архив пополнился, потом они разрослись в целый цикл под названием «Как выбрать институт» со значительным многоточием на конце, и уже совсем недавно к нему добавили «…, или лучше его вообще не выбирать». Да, тому, как выбираем его мы, можно только посочувствовать…

Помню, с шестого класса эти трое доходили до школы только пару раз в неделю. Действительно, зачем это нужно, если они неплохо играли на гитарах и в ближайшем будущем планировали создать собственную группу. Мы лишь критично хмыкали в кулачок и косо улыбались. Их, правда, это ничуть не трогало. В десятом классе они честно готовились в Гнесинку, даже иногда ходили туда на занятия, если в кинотеатре не было очередной премьеры. Мы уже не обращали на них внимания…. Во время, как мы готовились к зачёту по геометрии, они патрулировали учительский стол и уже интересовались, когда можно будет его пересдать. И неудивительно, что они были последними, к кому можно было обратиться по поводу теоремы или формулы. И кто бы мог подумать, что их творческую индивидуальность ЭТО может вдохновить поступать в Бауманский. И теперь все трое ходят на курсы по геометрии и физике, с умным видом сидят на уроках, говорят что-то, возможно, и гениальное, но всё равно не по делу и появляются на уроках, только чтобы что-нибудь переписать. Только почему-то их оценки всё так же чередуются с завидным постоянством: 3 2 н 3 2 н 3 2 н. Может, всё-таки Гнесинка, а?

В принципе, без молодых актёров не останется и Гнесинка. Конечно, потерять такие таланты – большое разочарование, однако с этим стоит смириться. Две наши маленькие пухленькие девочки с отсутствующим выражением лица спешат их заменить. Они с пятого класса играют в школьном драматическом кружке ослов или разбойников второго плана и с трудом могут сказать свои слова, при этом не запинаясь. Конечно, у них есть альтернатива – ещё несколько театральных Вузов, в том числе и при чеховском МХАТе. Единственное, что туда нужно сдавать – изложение по русскому и историю театра. Одна из них честно всё учит, другая – честно у неё списывает. В принципе, всё не так уж плохо, как могло быть. Только школьные представления мы всё равно почему-то тактично пропускаем

Но и это, как ни странно, ещё не всё. Моя лучшая подруга, которая последние пять лет усиленно занималась алгеброй и уже даже выбрала институт и, что ещё более удивительно, ходила туда полтора года на курсы, за пять месяцев до поступления решила сменить приоритеты – зачем нужна Плехановская Академия, если под боком новый Открытый Университет с модным факультетом лингвистики. Теперь на алгебре она учит английский, по которому у неё всю жизнь была натянутая за уши четвёрка, а на английском больше не решает примеры по высшей математике. И она, кстати, единственная, кто будет поступать на лингвистику из собирающейся половины класса. Все решили, что факультет бухучета Высшей Школы Экономики престижнее, поэтому всем потоком они будут штурмовать этим летом её стены. Главное, чтобы от знаний они не рухнули…

Есть ещё одна занимательная история, связанная с единственным во всей параллели медалистом. Практика показывает, что каждый второй медалист с чувством собственного достоинства смотрит в сторону МГУ и никому об этом не говорит. Но есть и другая практика: не все медалисты так корыстны. Наш, например, довольствуется курсами в МГЭИ (Гуманитарно-Экономический Институт), списывает домашнее задание по немецкому, пишет записки на истории и прогуливает физику вместе с остальными ребятами. И ничуть об этом не жалеет – последний год школы нужно прожить так, чтобы потом не было стыдно.

Я зашла в кафе, которое поразило меня своей обстановкой. Поговорив с хозяином я узнала, что их заведение создавалось по специальному проекту. Состаренная мебель для ресторанов заказывалась в фирме MebelKafe, которая занимается специальным изготовлением мебели для общепитов. Хозяева оказались очень довольны сотрудничеством с этой компанией и говорили, что уютная атмосфера – это заслуга именно этой mebelkafe.ru.

Я со спокойной душой вздохнула и допила кофе. На столе лежала помятая «Конармия» и контрольная по химии, к которой нужно подготовиться. Какой я после этого журналист? Всю классику читала по диагонали или, в лучшем случае, через строчку, писала сочинения на пять только потому, что слишком много рассуждала умными словами, да не о том, о чем хотелось бы… Может, тоже выбрать что-нибудь другое? Даже и не знаю, что…Как говорит одна моя хорошая приятельница: «У меня два варианта – МГУ или Бочко-Литейный.» И она абсолютно права.

Выбор собственного пути и профессии

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Читайте также:  Как перестать быть занудой?

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

  • • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • • читайте специализированные книги и журналы;
  • • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • • встречи со специалистами;
  • • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • • выбор профессии за компанию;
  • • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • • отождествление учебного предмета с профессией;
  • • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • • увлечение только внешней стороной профессии;
  • • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • • незнание требований профессии к человеку;
  • • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • • О какой работе вы мечтаете?
  • • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося

  1. 1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • • Какова продолжительность обучения?
  • • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал “Кем Быть?”. All Rights Reserved.

Ссылка на основную публикацию