Выбор профильного класса - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Выбор профильного класса

Инструкция: как выбрать профиль обучения в старших классах

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в школе № 1310 работает класс журналистики, в школе № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в школе № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в школе № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

ПредметВсего балловРекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык3931
Математика3219
Физика4030
Химия3423
Биология4633
География3224
Обществознание3930
История4432
Литература2315
Информатика и ИКТ2215
Иностранные языки7056

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, школу № 1580 при МГТУ им. Баумана, школу № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в школе № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), школе № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школах № 171, № 1543, № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, школах № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, школе № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», школе № 1568.

Профильные классы

Профильное обучение в средней школе всегда рассматривалось неоднозначно. Плюсами здесь считались раннее освоение профессии, и периодически возникавшая возможность на льготных условиях поступить в вуз, к которому могли прикрепить такую школу, минусами – ранний отказ от других возможных вариантов, риск платить за изучение предметов сверх минимума и даже «блат» (мол, почему именно эти дети, прознавшие о вузе раньше других и отучившиеся в особенном классе, должны «пролезть» в ряды студентов первыми?).

Основная масса профильных классов в России работает около 10 лет. Фактически же в отдельных школах профилизация была введена более 20 лет назад. Нужно заметить, что договоры между школами и вузами то и дело расторгались, да и по другим обстоятельствам школы могли вернуться к базовому варианту – например, провели анкетирование девятиклассников, и никто не выбрал техническое направление… Сегодня профильные классы распространены меньше, чем-то бывало ранее, но они всё же существуют, а уж полемика о профильном обучении так и вовсе не сходит со страниц СМИ. Нужно оно или не нужно? Что считают главы органов управления образованием (экс-министр Фурсенко, например, высказывался в поддержку профильного образования), а что – преподаватели вузов? Каковы настроения родителей – и к чему склоняются сами их чада?

Плюсы перевешивают минусы

Несмотря на несколько шаткое положение профильных классов, положительная сторона такого формата обучения очевидна. Не стоит сбрасывать со счетов чувство принадлежности к профессиональному сообществу, которое они дают. Иногда это ощущение сопричастности стараются культивировать и поощрять, вручая выпускникам таких классов дипломы об окончании «малых факультетов» и включая их в число абитуриентов-целевиков. Да и до получения документов об образовании ребята чувствуют себя «одной ногой в вузе»: преподавать им могут как самые сильные учителя школы, так и университетские педагоги. Росту способствует и набор предметов для углубленного изучения, каждый из которых подкрепляет родственный ему – а вместе они исподволь моделируют мышление будущего профессионала еще в школе. А последующие ступени обучения – бакалавриат, магистратура, выбор кафедры для специализации – видятся таким ученикам яснее задолго до того, как они начнут посещать заветный вуз каждый день. Потом и привыкать не придется!

Ну и, конечно, никто не заставляет «профильных» учащихся поступать только и исключительно в конкретный университет: они и так получают неплохую подготовку и свободны выбирать любое учебное заведение. Будет разумно, если это окажется вуз похожего направления.

Если у вас есть шанс поучиться в профильном классе, стоит его использовать. Кто знает, вдруг именно вы и ваши одноклассники кроме дипломов получите еще и квалификационные свидетельства по близкой вашему уклону рабочей специальности?

И тогда вы сможете чувствовать себя взрослее тех, кто в 17 лет окончил всего лишь самую обычную школу. Учеба в таком особом классе не исключает и получения стипендии, и научной работы, и практики на предприятиях под руководством инженеров (почему именно «не исключает»: каждая такая школа договаривается с вузом сама – на тех условиях, которые устроят вуз и потенциального работодателя; к тому же просто невозможно прикрепить по вузу не то что ко всем, а даже к большинству школ, и где-то профилизация означает просто независимое углубленное изучение предметов). А предприятия получат некоторую уверенность в том, что скоро коллегами их сотрудников станут молодые люди, получившие достойное образование. Согласно данным статистики, те как минимум лучше сдают ЕГЭ. Причем готовятся к экзаменам не после уроков, а прямо в учебное время!

Бороться и не сдаваться

С другой стороны, не стоит считать профильные классы панацеей от провала на экзамене.

Само название направления – скажем, «социально-экономический профиль»! – может просто заставить учеников заважничать, что не всегда полезно. На самом деле не все ребята в 14–15 лет ощущают себя четко «физиками» или «лириками» – и, если они, несмотря на сомнения, решаются разбавить целеустремленный коллектив, это может ослабить класс. В профильный класс лучше всего приходить уже определившись! К тому же, согласитесь, есть разница между человеком, хладнокровно зубрящим нужные для сдачи предметы, и человеком, влюбленным в изучаемые дисциплины. Вы можете представить их себе за одной партой?

И, конечно же, увлекшись углубленным изучением выбранных наук, придется также самому следить за освоением «ненужных» предметов, на освоение которых количество часов сокращено. Ведь базовый уровень вовсе не то же самое, что и полное незнание предмета (как иногда получается на деле). А вообще, выбирая профильный класс, обязательно узнайте, сколько часов на какой предмет отводится, и проконсультируйтесь у знакомых учителей, на каком уровне можно освоить, к примеру, обществознание, если на него выделено 3 урока в неделю.

Вообще говоря, если ставить во главу угла конкретный профиль, то его было бы неправильно выбирать обязательно в своей школе. Например, в вашей школе есть физико-математический и социально-гуманитарный профили. Только такие – и никаких других. Что делать? Если вам на самом деле ближе физико-химический или социально-экономический профили, то стоит поискать школу, где существуют именно такие направления, а не довольствоваться компромиссным решением. Ну а если вы вообще предпочли бы биолого-географический профиль, а его в этой школе даже близко нет, то не стоит метаться «между физиками и лириками». Ищите учебное заведение, подходящее именно вам!

Перспективы среднего профильного

А в будущем ситуация обещает стабилизироваться – правда, это не касается всех возможных профилей учебы. С 2015 года планируется каждый год комплексно тестировать 8–9-классников, чтобы в итоге делить их на «технарей» и гуманитариев. Школьники подробно поведают о себе и получат совет, в какой из профильных классов им отправиться, хотя следовать этой рекомендации их обязать не смогут. Оказавшись в классе «для физиков» или «для лириков», ученик увидит в расписании больше часов на изучение дисциплин своего профиля. Впрочем, есть и другой вариант: дети учатся в общем потоке, а на уроки углубленного изучения тех или иных предметов расходятся по разным классам. Мнение экспертов очевидно: двух профилей будет мало.

Выбор профильного класса

Это очень серьезный выбор. Первая существенная развилка в жизни человека. И от нее во многом зависит, насколько дальше он будет успешен. Нужно ли с 1 сентября переводить ребенка в профильный класс? И, если переходить, то на какой профиль? А, может, лучше оставаться в общеобразовательной школе? Или пробиваться в класс для одаренных? Или уходить в колледж?

Конечно, единственного правильного ответа здесь нет. Мы поговорили с экспертами, чтобы разобраться, в каких случаях как стоит поступать.

1. Общеобразовательный – хороший выбор

– Я противник профильного обучения в школе. В Финляндии отменили профильное обучение. И правильно сделали! Школа должна давать навыки работы с информацией, кругозор, уровень общей культуры, – убежден Ефим Лазаревич Рачевский, народный учитель России, директор знаменитого Центра образования «Царицыно».

По мнению Рачевского, чтобы ребенок нашел себя, ему нужно дать возможность «множественной пробы». Для этого существуют различные кружки.

Похожая позиция и у Дмитрия Волошина, в недавнем прошлом руководителя образовательных программ Mail.ru Group, основателя платформы для онлайн-образования OTUS:

– Мне, например, нравится плетение африканских косичек и я планирую связать с ним свою судьбу. Ну, блажь у меня такая. А вот одноклассник хочет самолеты строить. Школа дает физику, химию, и эти предметы потом помогут тому, кто хочет строить самолеты. А вот школу, которая дает навыки для тех, кто хочет плести косички или коллекционировать жуков в банке, я не представляю. Дать навыки всего на уроках невозможно!

Волошин считает, что школа должна «делить детей по целям»: у кого-то есть желание уйти в науку, а кто-то хочет получить рабочую профессию. И учить согласно целям.

Итак, если ребенок еще только в начале средней школы – в 6-м, 7-м или 8-м классах – постарайтесь набрать как можно больше «проб» – сходите на разные кружки, лекции. Стоит нащупать то, что вашему ученику интересно. В каком направлении ему хотелось бы развиваться.

Но часто бывает так, что ребенку все интересно, он еще не определился. Тогда хорошо бы и в старшей школе продолжить учебу в общеобразовательном классе. Чтобы иметь базовые знания. А уже потом, повзрослев, выбрать то, к чему душа лежит.

Главное – не поддавайтесь уговорам учителей – мол, в нашей школе есть только профильные классы, определяйтесь, кем хотите стать!

2. Кому профиль точно нужен?

Конечно, родителям проще, когда уже в средней школе понятно, к каким предметам ребенок тяготеет. Если мальчик или девочка увлечены точными науками – нет сомнений, нужно идти в физико-математический класс.

– Хорошо, если ученик уже в девятом классе понимает, на какую программу он будет поступать в вузе. Например, я буду историком. Тогда есть возможность подготовиться и сдать ЕГЭ по истории на высокий балл, – объясняет директор лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн. – И он начинает заниматься историей на углубленном уровне. Но остальные предметы нужно обязательно пройти на базовом уровне.

Дело в том, что далеко не всегда выбор, сделанный в 15–16 лет, – окончательный.

Поэтому важно, чтобы в профильном классе хорошо преподавали базовые предметы. Есть школы, где замыкаются только на тех дисциплинах, которые изучают углубленно. На все остальное смотрят свысока – не будем на «лишнее» тратить время.

Но может так случится, что еще недавно увлекавшийся историей подросток решит стать математиком, а любитель биологии возомнит себя будущей звездой журналистики. Важно, чтобы у него были базовые знания, которые при смене профиля можно было бы углубить.

3. Не забудьте о базовых предметах

Обязательными школьными предметами считают математику, русский и иностранный языки, литературу, историю и физкультуру. Но вы должны понять для себя: готовы ли отказаться от географии, обществознания, биологии? Самый лучший выбор – класс, где и непрофильным предметам уделяют внимание.

4. В каком возрасте проявляются способности?

К любому ребенку необходим индивидуальный подход. Наверное, как говорил Ефим Рачевский, не стоит загонять «в профиль» первоклашку – «Он у меня математик, еще в детском саду научился делению и умножению!»

В некоторых учебных заведениях постепенно подводят детей к выбору профиля чуть ли не в 5 классе. Это тоже рано! Многие эксперты сходятся на том, что примерно в 14 лет происходит формирование интересов. Но, если ученики не проявляют особенных склонностей в средней школе, не стоит горячиться: «Ты уже почти взрослый, определяйся!»

Скорее всего, интерес сформируется к 9-му классу. А если не сформируется – помните про общеобразовательные классы.

5. Не бойтесь колледжа

Есть стереотип: что человек, не окончивший вуз, мало чего может добиться в жизни. Еще недавно уход в техникум или профтехучилище означали одно – человек не в состоянии осилить программу средней школы. Но сегодня все изменилось.

Колледжи – вполне достойная альтернатива школе и некоторым институтам. Иногда в колледжах конкурс покруче, чем в престижный вуз. Здесь учат и поваров, и специалистов гостиничного дела, и оптиков, и архитекторов, и дизайнеров. Десятки самых востребованных специальностей. При этом обязательно проходят школьную программу. Так что, выбирая траекторию обучения, стоит всерьез задуматься о колледже. Часто выпускники колледжей в 19–20 лет зарабатывают больше, чем выпускник вуза в 21–22. А при желании по полученному в колледже направлению подготовки можно сразу поступить на второй курс университета. Не сдавая ЕГЭ. Сегодня до трети девятиклассников московских школ учебу продолжают в колледжах.

6. А если потратили деньги на репетитора?

Одиннадцатый класс. Нервы на пределе. На репетиторов потрачена сумма, которой бы хватило на покупку Бентли. И тут ваше замученное учебой чадо заявляет – не хочу быть юристом, хочу на тренера по фитнесу идти учиться. Для бабушки – валерьянка, для мамы – глицин. Папа расчехляет ремень.

– Ты же учился в гуманитарном классе! Ты же с детства чтил уголовный кодекс!

Родители, деньги, потраченные на репетиторов – это ваша проблема.

Не должен ребенок их «отрабатывать», изучая законы, к которым душа не лежит.

Он имеет право на собственный выбор! Вы же в конце концов хотите, чтобы он был счастлив и занимался в жизни интересным и любимым делом?

Вот личная история автора этого текста:

Я училась в математических классах. Выигрывала городские олимпиады. После 9-го прошла конкурс в лицей “Вышки” – а он сегодня среди лучших школ столицы. Здесь было восемь направлений, даже дизайн и востоковедение. Но по привычке пошла на математику-информатику. До конца 10 класса я не сомневалась в своем решении. Но в какой-то момент я поняла, что не хочу быть технарем. Мои близкие и друзья считали безумием в начале 11 класса поменять направление и с нуля за год подготовиться к ЕГЭ по литературе и творческому конкурсу. А я рискнула. Я уже знала, чего хочу. В итоге сдала необходимые экзамены выше 90 баллов и поступила на бюджет в один из лучших вузов страны.

7. Кто-то должен на себя взять ответственность

Есть и другой вариант развития событий. Подросток заканчивает школу, но до сих пор не решил, к чему душа лежит. Бабушка уговаривает поступить в пед, дедушка – в военный вуз, папа с мамой – за экономический факультет. Нужно ли ждать, пока созреет – а пока не определится, пусть дома посидит? Не нужно!

Решите на семейном совете, по чьим стопам отпрыску интереснее было бы пойти, в какой вуз он может поступить с баллами ЕГЭ, которые ему светят. На большинстве направлений подготовки сегодня четырехлетний бакалавриат. Первые два года дают общие знания. Лишними они никогда не будут.

Психологи отмечают: у многих ребят понимание будущей специальности складывается не в 15–16 лет, как это было в 70–80-е годы прошлого века, а в 19–20. Смещается подростковый возраст.

Поэтому очень часто студенты переходят с одного направления подготовки на другое, с одного факультета на другой после второго курса. Многие вузы такой переход поддерживают. Им тоже хочется иметь студентов, мотивированных на учебу.

Так что поступайте в лучший вуз, который можете себе позволить исходя из результатов ЕГЭ. Ну а дальше определяйтесь. Только и в этом случае не стоит давить на ребенка родительским авторитетом. Помогайте, поддерживайте, но не ломайте через колено.

Вырастет, закончит нелюбимый вуз, устроится на нелюбимую работу (хорошо, если он еще ее получит) и будет вам всю жизнь вспоминать это.

Выбор профильного класса

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством РФ к числу приоритетных направлений модернизации российского общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:

возможность разнообразных комбинаций учебных предметов (профилей),

что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.

Общеобразовательные школы Москвы в настоящее время предлагают своим обучающимся на выбор более 15 специализаций в старших классах.

В данном материале рассмотрим:

стоит ли менять обучающимся школу после 9 класса,

как выбрать обучающимся направление профильного обучения и

какие есть варианты профильного обучения.

Варианты профильного обучения

Профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих профильное обучение (профильные школы), формируются, как правило, в последние два года учебы.

Профильное обучение в общеобразовательных школах направлено:

на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса;

при этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в большинстве московских школ. Профильные классы в этих школах предлагают своим обучающимся различные профили обучения с углубленным изучением отдельных предметов.

в химико-биологическом профиле обучения — это будут химия и биология,

в информационно-технологическом профиле обучения — информатика и математика,

в экономическом профиле обучения — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения в московских школах сегодня:

физико-математический профиль обучения;

химико-биологический профиль обучения;

информационно-технологический профиль обучения;

социально-экономический профиль обучения;

гуманитарный профиль обучения;

лингвистический профиль обучения;

художественно-эстетический профиль обучения.

В последние годы в московских школах также активно развиваются высокотехнологичные профили обучения.

Так, под эгидой Департамента образования Правительства Москвы действуют программы:

«Медицинский класс в московской школе» и

«Инженерный класс в московской школе».

В рамках этих программ школы получают лабораторное оборудование для профилей обучения, включающих курсы химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение по таким профилям проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает:

экскурсии на профильные предприятия,

участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных профилей обучения, в московских школах можно найти и очень редкие специализации:

например, в лицее № 1310 – работает профиль обучения по журналистике;

в гимназии № 1505 — педагогический профиль обучения;

в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный профиль обучения;

в школе № 123 — театральный профиль обучения;

в гимназии № 1514 — культурологический профиль обучения.

Активно внедряется в Москве также такая форма профильного обучения:

  • как базовый класс при ВУЗе.

В эти профили обучения университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе в ВУЗе:

так, в школе № 171 – действует химический профиль обучения при химфаке МГУ,

в школе № 54 — математический профиль обучения при мехмате МГУ,

в лицее № 1535 — экономический профиль обучения при НИУ ВШЭ.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:

модель внутришкольной профилизации и

модель сетевой организации.

В сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:

  • за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:

первый вариант профильного обучения – связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль “ресурсного центра”.
В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя “ресурсный центр”;

второй вариант профильного обучения– основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
В этом случае обучающимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Реформа общего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы обучающиеся в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения.

При этом подразумевается, что такой образовательный комплекс может предложить своим обучающимся восемь – десять профилей обучения (специализаций), в то время как школа сама по себе — не более двух – трех профилей обучения.

Выбор профиля обучения с учетом интересов и склонностей

Большинство обучающихся в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам (профилю обучения), и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Очевидно, в 9 классе выбор обучающимся профиля обучения может быть не совсем осознанным, и все же к этому возрасту обучающийся уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профиль обучения в школе:

ему нужно понять, какие предметы даются ему лучше остальных,

что именно ему интересно,

чем бы он хотел заниматься в будущем.

Для начала желательно пройти один или несколько бесплатных онлайн профориентационных тестов (в частности, на сайтах ucheba.ru или foxford.ru), с помощью которых на основе склонностей можно будет определить подходящий обучающемуся профиль обучения:

  • гуманитарный,
  • естественно-научный,
  • технический и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы»:

в рамках этого проекта большинство московских ВУЗов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников;

участие во всех мероприятиях бесплатное;

встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на школьников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников;

график и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы dogm.mos.ru на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет обучающимся определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Выбор профиля обучения с расчетом на ЕГЭ

Если школьник уже определился с направлением обучения в ВУЗе и знает, какие будет сдавать предметы на ЕГЭ, специализация и выбор профиля обучения в старших классах должны быть соответствующими:

например, школьник хочет поступать в ВУЗ на инженерно-технические направления и планирует сдавать на ЕГЭ физику и математику;

занимаясь 2 года по физико-математическому профилю, он получит до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с другими профилями — и это только в рамках основного расписания;

за счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ он сможет все свое внимание уделять профильным предметам;

кроме того, программа профильного обучения включает участие в основных олимпиадах.

Учеба по такому профилю обучения увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Выбор профиля обучения с учетом результатов ОГЭ

Обучающимся не стоит забывать, что распределение по профилям обучения проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ:

если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного обучения минимума, обучающегося, скорее всего, на данный профиль обучения не примут;

и это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Рекомендации ФИПИ по проходным баллам ОГЭ для отбора в профильные 10-е классы:

мат

гум

естеств

класск–во
нач годаконец годанач годаконец годанач годаконец года
7 а2615118649
2513791159
2716837312
261086868

30 % детей поменяли свой выбор после курса по профориентации.

Можно проследить на примере отдельных учащихся, как происходил выбор профиля обучения.

Фамилия, имяКлассКарта интересовПроф.пробаПрофильСпецкурс
Юрманова КристинаБиол, мед,экол“Юный медик”естествМедицина
Казаков АлександрИнж.спец транспортАвиамодельный кружоктехнАвтодело
Архипова НастяДизайнКружок рекламыгумЛандшафт архитектура

В конце учебного года учащиеся отвечали на вопрос:

“В какой класс я хочу поступить и почему?”

Вот некоторые из ответов:

Архипова Анастасия 7б.

“Я хочу попасть в гуманитарный класс, потому что мне легко даются гуманитарные науки, такие как иностранные языки, русский язык, литература и история. Я учу уже два языка – английский и немецкий и хочу учить новые языки, ведь в нашей школе есть французский. Кроме того, в гуманитарном классе будет преподавать русский язык Екатерина Евгеньевна Степанова, мой любимый учитель. Да и по тестам получается, что я должна идти в “Г”класс

В будущем я хочу стать дизайнером или актрисой, что связано с творческой деятельностью, а это “Г” класс”.

Федоренков Влад 7б

“Я хочу пойти в математический класс, потому что я хочу стать конструктором, а для этого надо отлично знать математику, физику и черчение. Но хорошо бы, чтобы были уроки вождения и уроки изучения двигателя и строения машин”.

Пшонкин Олег 7б

“Я хочу пойти в “Е”класс, потому что там интересно и связано с животными и природой, а еще там есть такой предмет “Химия”.

Скопинцев Денис 7в

“Я хочу пойти в математический класс, потому что это самый умный класс (с умными учениками), близок мне по профессии и мне нравятся математические предметы”

Полякова Ольга 7в

“Я хочу поступить в естественный класс, потому что мне очень нравятся естественные науки и я хочу потом поступить в мединститут. Моя мама занимается клиническими исследованиями, и мне это очень нравится. Еще мне нравится химия, потому что я люблю проводить опыты.”

В конце учебного года психологическая служба школы дала каждому ученику рекомендацию по профилю обучения.

Вот примеры таких рекомендаций:

Проявляет интерес к гуманитарным творческим наукам. Лучше усваивает информацию через наглядные образы. Хорошо развит вербальный интеллект: способность формулировать и доносить мысль до аудитории. Склонность к эстетическим видам деятельности. Рекомендуется в гуманитарный класс.

Интересуется точными инженерными науками. Хорошо развито абстрактно-символическое мышление, способность усваивать информацию в виде символов. Склонность к работе на производстве. Рекомендуется в математический класс.

Проявляет интерес к биологии, экологии, дизайну. Лучше всего развито наглядно – образное мышление, способность к творчеству. Склонность к исследовательским видам деятельности. Рекомендуется в естественный класс.

У 77 % УЧАЩИХСЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛЯМ СОВПАДАЕТ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПСИХОЛОГА.

Читайте также:  Какие бывают фобии у человека?
Ссылка на основную публикацию