Выбор профессии: инженер менеджер или педагог - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Выбор профессии: инженер менеджер или педагог

Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.
Читайте также:  Каким должен быть настоящий мужчина?

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Инженер, менеджер или педагог

Выбор профессии – уравнение, как минимум, с тремя неизвестными. Решить его надо таким образом, чтобы выбранная профессия отвечала Вашим интересам, склонностям и способностям. Наиболее трудно определить свои способности.

Они бывают общие и специальные. Общие (целеустремленность, собранность, вдумчивость, внимательность и т. д.) нужны представителям всех профессий. Определить их достаточно легко. Наверняка уже сейчас Вы знаете, обладаете ли внимательностью, целеустремленностью или, например, трудолюбием. Но как выявить в себе специальные способности и узнать, правилен ли Ваш выбор? Если решили стать техническим специалистом, руководящим работником или учителем, то проверить Ваше соответствие выбранной профессии поможет эта статья, подготовленная по материалам сайта trud.com.

Педагогические способности

Движущая сила педагога – любовь к детям. Сразу оговоримся, любовь деятельная, а не созерцательная. Многие обожают любоваться детьми, играть с ними. Но многие ли готовы целенаправленно заниматься воспитанием, переносить детские шалости, глупые с точки зрения взрослого вопросы, бесконечные ссоры? Нет. На такое способны только люди, обладающие педагогическим даром и определенными способностями. Остановимся на некоторых из них.

Развитая речь. Педагог воздействует на детей в основном с помощью слов. Поэтому ему необходима ясная, четкая, эмоциональная речь. С детьми надо уметь разговаривать на понятном им языке.

Доброжелательность. Малыши очень чувствительны к недоброму слову. Даже неосторожным намеком вы можете нанести им душевную травму, последствия которой будут сказываться многие годы. С детьми не должны работать злые люди, ведь рано или поздно их чувства выйдут наружу, а малышам на пользу это не пойдет.

Терпение. Учителю постоянно приходится сталкиваться с ленью, непониманием, инертностью. Чтобы преодолеть их в своих учениках ни в коем случае нельзя раздражаться, кричать, злиться на них. Такая реакция лишь ожесточит детей, настроит против Вас.

Справедливость. В детском коллективе склоки и конфликты – частое явление. Педагог должен “разруливать” их таким образом, чтобы все получили по заслугам. Дети должны видеть в лице своего учителя справедливого судью, доверять ему.

Наилучший способ проверить годитесь ли Вы в педагоги – это устроиться на время каникул вожатым в детский лагерь или попробовать поработать с младшими школьниками.

Посмотреть вакансии Москвы в сфере образования можно тут – http://moskva.trud.com/jobs/obrazovanie_nauka/. Только так Вы поймете, является ли педагогика Вашим призванием или Вы просто любите наблюдать за детьми со стороны. Ну, а для большей верности задайте себе побольше вопросов. Можете ли ясно и понятно излагать свои мысли, словом побуждать людей к действиям? Держите себя в руках или злитесь по пустякам? Как относитесь к несправедливости?

Технические способности

Непременный атрибут технических способностей – интерес к технике, стремление работать на машинах, с инструментами, оборудованием. Есть люди, которые полчаса проведут с незнакомым механизмом и уже знают, как он устроен, что как подключается, что с чем взаимодействует. А другие не то, что не разберутся, у них даже желания не возникнет взять в руки этот механизм. Точно так же и в работе – нет интереса, нет, как правило, и успехов в профессиональной деятельности. Причем, относится это не только к техническим профессиям. Какую бы специальность Вы не планировали выбрать, первым делом надо спросить себя: а интересует, привлекает ли меня будущая профессия? Конечно, бывает, что интерес приходит во время работы, однако все же лучше, если он есть с самого начала, иначе велика вероятность ошибки. Но вернемся к техническим способностям. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Тянет ли Вас к технике? Интересно Вам с ней работать? Как часто берете в руки отвертку? Ремонтируете мелкие бытовые приборы? Доставляет ли это Вам удовольствие? Если ответы положительные, то Вы, наверное, на правильном пути. Если отрицательные – это серьезный повод задуматься. Может быть Вам лучше попробовать свои силы в какой-то другой области? Пока же назовем остальные компоненты технических способностей.

Способность разбираться в чертежах, схемах, графиках. Без их изучения невозможно представить работу технических специалистов. Умение читать чертежи, графики, живо представлять стоящие за ними реальные объекты очень важно для технических профессий. А Вы можете по схеме додуматься до устройства простейшего радиоприемника, старой стиральной машинки или хотя бы электрической цепи, изображенной в школьном учебнике?

Способности к физике, математике, химии. Техника плотно связана с этими науками. Однако хорошая успеваемость в школе еще ни о чем не говорит. Дело в том, что в школе Вы пользуетесь готовым, описанным в учебнике алгоритмом решения задач и требуется от Вас, по сути, только хорошее усвоение математического материала, память, усидчивость, а также умение подставлять цифры в формулы (правда, это тоже часть математических способностей, но не главная). Под математической же и физической одаренностью подразумевается способность понимать и рассуждать, анализировать и обобщать. Логическое мышление. Лакмусовой бумажкой здесь может послужить умение решать нестандартные задачи, предложенные в специальных сборниках. Чтобы справиться с ними, надо всесторонне размышлять над задачей, искать свое решение. Вы решали такие задачки? Обязательно попробуйте. Если получится, а главное, понравиться, то, наверное, с математическими способностями у Вас все “о’кей”.

Развитое пространственное воображение. Весьма значимый компонент технических способностей. Некоторым профессиям без него не обойтись. Например, водитель должен четко представлять пространство вокруг своей машины, конструктор, прежде чем воплотить новую разработку в чертеж, “прокачивает” ее в уме со множеством деталей и подробностей. А у Вас пространственное воображение хорошо развито? Можете ли, единожды побывав в незнакомом районе города найти это место вновь? А объяснить его местонахождение знакомым? Сумеете мысленно воспроизвести механическую “начинку” какого-либо прибора? Чем больше положительных ответов, тем более развито у Вас пространственное воображение.

Организаторские способности

Какой начальник лучше? Тот, который реже появляется на работе!

Да-да, именно так, не удивляйтесь. У хорошего руководителя бизнес настолько отлажен, что его вмешательство просто не требуется. Добиться такой организации труда, чтобы руководитель имел возможность сосредоточиться на решении стратегических вопросов и не вмешивался в текущую деятельность – признак высокого управленческого искусства. И не случайно у топ-менеджеров столь высокие зарплаты.

Какие же задатки нужны будущему руководителю?

Перво-наперво – коммуникабельность (умение общаться с людьми). Руководитель должен уметь находить общий язык с самыми разными категориями людей: общительными и замкнутыми, радостными и хмурыми, самоуверенными и робкими. Иначе как он будет налаживать отношения в коллективе или вести деловые переговоры?

Руководитель – в большинстве случаев и неформальный лидер, вожак. Он должен уметь увлечь коллектив идеей, повести за собой, при необходимости жесткой рукой навести порядок и пресечь несправедливость. Лидерское начало заложено в человеке от рождения. Развить его крайне сложно.

Читайте также:  Способы познания окружающего мира

Чтобы грамотно организовать работу подчиненных, надо уметь хорошо разбираться в людях. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. К примеру, один программист лучше справляется с написанием программного обеспечения, а другой хорошо разбирается в построении локальных сетей. Квалифицированный менеджер распределит работу таким образом, что каждый будет заниматься тем делом, которое у него получается наилучшим образом.

Труд руководителя динамичен. Каждый день перед ним встают ситуации, требующие быстрого принятия решений. Следовательно, ему надо уметь разбираться в обстановке, быстро схватывать суть проблемы и принимать верные решения. Начальник не должен бояться брать на себя ответственность. Иначе работа застопорится из-за бесчисленного количества согласований, увязок, утрясок.

Профессия менеджера требует склонности к анализу, самокритичности. Надо постоянно совершенствоваться, стараться повысить эффективность работы Вашей организации. Одним словом, обеспечивать поступательное движение вперед. Ведь в бизнесе нельзя стоять на месте!

А Вы быстро завязываете новые знакомства? В своей компании Вы “заводила” или предпочитаете держаться на вторых ролях? Всегда ли быстро принимаете решения? Знаете, сильные и слабые стороны своих друзей? Работаете над собой? Можете ли организовать “вылазку” на природу, поход в кинотеатр, общественные работы в школе? Нравится ли Вам заниматься этим?

Постскриптум

Диагностика собственных способностей – дело тонкое! Не пугайтесь, если не нашли у себя всех качеств, требующихся для выбранной Вами профессии. Это нормально. Люди, обладающие полным набором способностей только для одной специальности – редкость. Один из тридцати. Называется это призванием. Остальные, как правило, имеют задатки, одинаково подходящие для нескольких профессий, а недостающие способности им приходится или вырабатывать в себе путем постоянных тренировок, или компенсировать чем-то другим. Насторожиться надо в том случае, если Ваши способности уж слишком явно не стыкуются с требованиями профессии, которую хотите выбрать.

Посмотреть востребованность той или иной профессии на рынке труда удобно на сайте http://www.trud.com/. Тут есть вакансии со всех сайтов, дружелюбный интерфейс сайта, наличие фильтров по городам и категориям, удобная система поиска и возможность подписаться на вакансии нужного раздела.

К примеру, задумали стать менеджером, а кроме самоанализа никаких качеств, нужных руководителю за собой не заметили. Но даже в этом случае не стоит сразу отвергать свой выбор. Подумайте, может недостающие способности можно развить? Чем-то заменить? Или все-таки лучше присмотреться к другим профессиям? Обязательно посоветуйтесь с профконсультантом, пусть это даже и будет стоить определенных денег! А что, касается окончательного решения, то оно в любом случае за Вами. Прислушайтесь к себе, и все обязательно получится. Удачи!

Деятельность современного инженера-педагога

Инженеру-педагогу (преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях Украины.

Деятельность инженера-педагога училища, лицея, техникума, колледжа многогранна, она требует от него широкого кругозора и разносторонних знаний.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций – обучающей, воспитательской, развивающей, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Профессионализм инженера-педагога в педагогической деятельности выражается также в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

Также одним из немаловажных факторов, определяющих эффективность деятельности инженера-педагога, является его высокая психолого-педагогическая культура.

Преподавательский состав профессиональных учебных учреждений до последнего времени (специальность инженер-педагог была введена с 2002 года) пополнялся в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность, такие специалисты считали ведущими, прежде всего, научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно преподавательская деятельность складывалась из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретался методический опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществлялась без должной опоры на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов.

Широко распространенное в среде преподавателей профессиональных учебных учреждений мнение о ненужности изучения педагогики подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д.Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”). Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной деятельностью, как познавательная деятельность учащихся?

Основной задачей современной профессиональной школы является подготовка будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии учащихся, способных к творческой самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих способностей, способный к развитию как индивидуальности учащихся, так и своей собственной.

Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к современному инженеру-педагогу – глубокое знание своего предмета и основательная педагогическая подготовка. Современный преподаватель профессиональной школы должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.). Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной педагогической деятельности.

Решение проблем профессионального образования сегодня связано с разработкой и внедрением в практику передовых педагогических технологий, с постоянным повышением педагогической культуры работников профессионального образования. Последние годы характерны бурным развитием отечественной педагогической науки. Преподаватели смело ищут новые методы обучения и воспитания. Ведется борьба с догматизмом и шаблоном в преподавании. Наблюдается повышенный интерес всех категорий педагогических работников к вопросам дидактики, методики обучения и воспитания, педагогической психологии, методологии профессионального образования.

|следующая лекция ==>
Тема: Епідеміологічна характеристика групи кишкових інфекцій|Профессиональное образование как педагогическая система

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1848 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Профессия инженер

Видео о профессии

Инженеры – это своего рода изобретатели. Представители специальности облегчают жизнь и труд людей с помощью сложных механизмов и функциональных устройств. Сложно найти категории производства, социальной и общественной жизни, в которых обошлось без их участия. С каждым годом потребность в работниках направления повышается. При этом вузы, обучающие профессии инженера, предоставляют все больше квалифицированных выпускников для разных сфер жизнедеятельности человека. Трудно определить самые востребованные ниши по этому профилю – кадры нужны везде.

Инженер – описание профессии и ее направления

Основные цели специальности, инженер – создание и усовершенствование технических приспособлений, отслеживание их результативного и бесперебойного функционирования.

На плечи работников ложится не только необходимость спроектировать, собрать и испытать изобретение, но и сопроводить процесс его эксплуатации, разработать методы ремонта. При этом не все, что обычно делают инженеры, связано с поддержанием цикла работы технического изделия. Определенные категории сотрудников профиля занимаются научной деятельностью.

Виды специализаций инженеров:

  • технолог – оптимизирует процесс работы установок, устройств, роботов и совершенствует их;
  • конструктор – проектирует, создает и испытывает новые изобретения;
  • физик – применяет профильное образование и знания по физике для разработки новых изделий и повышения их функциональности;
  • биолог – основываясь на знаниях и биологических процессах, решает технические задачи (клонирование органов, стимулирование роста растений);
  • программист – пишет программное обеспечение и алгоритмы для достижения максимального уровня автоматизации производства;
  • экономист – анализирует экономические показатели и ищет пути их улучшения;
  • военный – применяет навыки инженера для создания военной техники, ее обслуживания и улучшения.

Тем, кто планирует связать свою жизнь с инженерным делом, рекомендуется изучить описание профессии в каждом конкретном случае. Окончательный выбор влияет на то, какие предметы нужно сдавать при поступлении в вуз, каким будет набор профилирующих дисциплин. Он определит место службы, требования к специалисту и перечень должностных обязанностей.

Где можно работать по специальности

В инженерах нуждаются многие категории предприятий. Без них не обходятся изобретательское, конструкторское и производственное направления. Опытный специалист может применять свои профессиональные навыки в НИИ, конструкторских бюро, производственных заводах, коммерческих предприятиях. Профильное высшее образование данного типа востребовано в медицине и металлургии, строительстве и связи, машиностроении, военном производстве и многих других отраслях.

Характеристика специалиста

Профессия инженера требует наличия обширных профильных знаний. Чтобы работать по направлению, необходимо получить высшее образование, среднего или средне-специального недостаточно.

Независимо от категории специализации работника, существуют требования к типу его мышления – оно должно быть математическим, логическим, предрасположенным к анализу.

Желаемые личные качества инженера:

  • аккуратность вплоть до педантичности;
  • ответственность и усидчивость;
  • креативность и наличие пространственного воображения;
  • целеустремленность и инициативность;
  • уверенность в своих силах и умение отстаивать точку зрения.

Профессия инженера – это призвание. Удовлетворить все перечисленные требования способен тот человек, который готов часами выполнять сложные математические вычисления и искать решение поставленной задачи. Он готов регулярно посещать профильные форумы и курсы, чтобы повышать свои квалификационные показатели и приобретать новые умения.

Преимущества и недостатки профессии

У должности инженера имеются положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, людей, влюбленных в это направление, его минусы не пугают и не отталкивают. Многие готовы заниматься выбранным делом даже в том случае, если им не обещают высокую зарплату или возможности карьерного роста.

Плюсы направления

Сегодня о профессии инженер говорят, как об одной из самых востребованных специальностей. По статистике, 80% людей, получивших профильное образование, трудоустраиваются в течение 3-6 месяцев. Благодаря разнообразию предложений от работодателей, даже молодой специалист может выбрать наиболее интересное направление.

Еще одним плюсом считается рост заработной платы работников в ответ на повышение их профессионализма. В случае необходимости дипломированный инженер в России всегда может повысить свои квалификационные показатели за счет обучения на коммерческих и бюджетных форумах или курсах. Люди, которые всегда готовы учиться в данной отрасли, способы занимать ключевые позиции на предприятиях с мировым именем.

Читайте также:  Нравится ли женщинам анальный секс?

Также людей привлекает четкий перечень должностных обязанностей инженера. Он зависит от направления его деятельности и поставленных задач. Чаще всего такие сотрудники работают по собственному графику, который позволяет им равномерно распределить свои силы и максимально быстро добиться поставленной цели.

Минусы инженерного дела

На первом месте в списке недостатков инженерных специализаций стоит необходимость выполнять монотонную работу, которая требует особой концентрации. Малейший просчет работника или совершенная на практическом этапе ошибка создают риск снижения эффективности производства и даже развития опасной ситуации. При этом зарплата инженера не всегда соответствует такому уровню ответственности.

Не так просто получить образование в данной области. Мало поступить в выбранный вуз, надо еще и посвятить несколько лет изучению ряда сложных дисциплин: математический анализ, сопромат, черчение и многочисленные узконаправленные предметы. С получением диплома и началом работы в должности инженера эти сложности не заканчиваются. Амбициозный и ответственный специалист должен постоянно совершенствовать свои навыки, быть в курсе последних технических тенденций и научных достижений.

Мало знать все то, что нужно, чтобы стать хорошим инженером. Надо обладать огромным терпением, чтобы добиться успеха на этом поприще. В течение первых лет после окончания вуза только самая талантливая и активная молодежь получает желаемые должности в интересной отрасли. А основной доле выпускников приходится сначала накапливать опыт и зарабатывать имя, трудясь за минимальный оклад.

Как стать инженером?

Планируя заявить о себе в перспективной, но специфической отрасли, рекомендуется оценить степень совместимости с направлением. В этом поможет профориентация. Комплекс мероприятий, основанный на тестировании, позволит установить тип личности, склад ума, особенности мышления соискателя.

Первые шаги в инженерном деле

В теории требования вузов к будущим инженерам редко выходят за пределы школьной программы. На практике большое внимание уделяется достижениям абитуриента. Хороший специалист получится из молодого человека, который с ранних лет увлекается техникой, моделированием и конструированием изделий. Дополнительным плюсом станет усиленное изучение в школе таких дисциплин, как физика и математика. Шансы на завидную карьеру повышаются у ребят, которые посещали кружки техников, факультативы по изучению биологических, химических и физических процессов.

Куда пойти учиться на инженера?

Выбирая между различными профильными вузами, рекомендуется изначально определиться с интересами и дальнейшими целями. Это повлияет на то, какие экзамены нужно сдавать на инженера и установит перечень изучаемых дисциплин. Будущие робототехники посвящают основное время освоению принципов работы искусственного интеллекта. У авиаторов на первом месте физика, правила конструирования аппаратов и авионика. Биотехнологи зубрят биологию и химию. Независимо от категории обучения, много времени отводится математическим и техническим дисциплинам.

Образовательные учреждения с самыми престижными инженерными вузами:

  • Государственный университет МФТИ;
  • МГУ;
  • МИФИ – Национальный исследовательский ядерный университет;
  • НИУ «Высшая школа экономики»;
  • РЭУ имени Г.В Плеханова;
  • МГТУ имени Баумана;
  • Политехнический университет Санкт-Петербурга.

Какие предметы сдавать на инженера, зависит от типа выбранной специализации. Большая часть вузов ограничивается результатами ЕГЭ по русскому языку, математике и физике. Университеты имени Плеханова и Баумана, МГУ и МФТИ зачастую проводят дополнительные вступительные испытания с целью более тщательного отбора соискателей на места.

Возможности карьерного роста в профессии

Инженер в России имеет хорошие шансы на развитие своего таланта при условии наличия у него высокого уровня квалификации. Особенно активные молодые люди уже в студенческие годы находят места для стажировки, подрабатывают лаборантами или техниками на своих же кафедрах. К моменту получения диплома они уже обладают практическим опытом и им не страшны требования работодателей.

Инженер в России с каждым годом получает все больше шансов на карьерный рост. Многие сферы деятельности, в которых не обойтись без таких сотрудников, стремительно развиваются благодаря коммерческим вложениям и государственным грантам. Нередки случаи, когда уже через 5-7 лет работы молодые профессионалы получают должности руководителей проектов. Амбициозные работники, генерирующие смелые и перспективные идеи, получают возможность их самостоятельной реализации в команде единомышленников.

Сколько зарабатывает инженер?

Уровень зарплаты инженера значительно колеблется в зависимости от стажа, квалификации, сферы деятельности сотрудника. На начальном этапе она составляет 15 – 25 тыс. рублей в месяц.

По данным на второй квартал 2017 года средняя зарплата инженера с опытом составляет от 35 до 70 тыс. рублей.

Профессионалы, которые заняты на ответственных постах, сложных, опасных или стратегических важных производствах, получают в разы больше. На высокий доход могут рассчитывать работники коммерческих частных организаций. Их доходы составляют в среднем 80 — 130 тыс. рублей в месяц.

Зарплата на 31.12.2019

Россия
25000—100000 ₽

Москва
60000—150000 ₽

За последние 10 лет специфика работы в сфере инженерного дела кардинальным образом поменялась. Теперь это востребованная профессия, которая приносит своим представителям не только моральное удовлетворение, но и финансовое благополучие. С каждом годом, область развивается все активнее, появляются новые направления и группы специализации. Каждая из них нуждается в молодых и увлеченных делом кадрах.

Офис-менеджер или учитель в школе.

По образованию я преподаватель русского и литературы, закончила университет 2 года назад, но так получилось, что по специальности не работала, хотя на практике все было хорошо и проблем не возникало. Сейчас работаю офис-менеджером и понимаю, что на такой работе я просто остановилась в своем развитии. Сканер, принтер, факс – пожалуй вся мое поле деятельности. Появилась мысль пойти работать в школу, однако все мое окружение пугает неадекватными детьми и родителями и настойчиво отговаривает. Есть ли такие, кто работает в школе, так ли все страшно?) Очень хочу попробовать.

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Екатерина Гомез Суарез

Психолог, Психолог-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Дяченко Елена Владимировна

Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Маратовна Рожнова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Сокол Лариса Ивановна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Пустовойтова Елена Юрьевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Муратова Анна Эдуардовна

Психолог, Онлайн- консультант. Специалист с сайта b17.ru

Слободяник Марина Валериевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Александр Трофимов

Психолог, Онлайн-консультант. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Чернышова

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Там не только неадекватные дети и родители, но и коллеги, завучи и директора. Как молодой специалист будете всем должны, на Вас будет навешивать все возможные мероприятия, замещения, которые часто не оплачиваемые. Будете работать по субботам. Вот Вам и развитие. Готовы?

Моя одноклассница работает физруком в школе (нам по 27). Ей очень нравится работа, дети ее обожают, не знаю точно, какой оклад – но где-то в районе 50.
Она увольнялась, хотела чего-то “попрестижнее”, а сейчас опять вернулась в школу.
Имхо, препод-тель – это призвание.

Эй, учительница русского языка, поставь после “пожалуй” запятую (вводное слово.
Куда тебе детей учить, коль ты сама безграмотная.

Попробуйте, с офис-менеджером у вас действительно тупик, еще год-два и надоест внемогу. У меня мама учитель, тепрь уже завуч, работает в школе с 25. Ей нравится и не было мыслей искать другую работу. Но это индивидуально очень и работа специфическая.
Плюсы: 1 – вы работаете на государство, те пинок в никуда в любой момент вам не грозит, 2- зарплата белая, 3- выход на пенсию раньше времени, 4- декрет сидите спокойно и получаете белые декретные. 5 – летом отдых 2 месяца, плюс весна-зима-осень – тоже каникулы, те график полегче 6 – зарплата у учителей сейчас неплохая, сужу по питеру. 7- цветов, конфет и коробок с чаем всегда будет предостаточно. Мне ни на одной работе столько не дарили, сколько маме приносят на 8-е марта и день учителя.
Минусы – тяжело психологически, но по-моему менеджер – не легче.. Тк к учителя все-таки уважение, учителей боятся, ведь от того как вести себя с учителем зависит спокойная жизнь ребенка в школе. Но характер должен быть соответствующий, хотя все вырабатывается
Замещения навешают, да, но за них вы и деньги получать будете, поэтому не так часто их вешают – никто своих кровных лишиться не хочет..
В принципе – требование одно – любите детей – приживетесь, нет – то нет скорее

Я экономист-менеджер по специальности, преподаватель по призванию. На старших курсах взяла свободное посещение, работала в банке. Поняла, что просто ненавижу эту работу. Начался кризис, на учебе перестали давать свободное посещение, оставили только индивидуальный план для студенток беременных и с детьми. Ушла из банка, полгода проучилась. Вышла замуж. После Нового года началась преддипломная практика. Начала искать работу, чтобы параллельно заниматься дипломом, то есть не на целый день. Знакомая работала в колледже, позвала туда преподавать экономику на полставки. Срочно искали замену, преподаватель серьезно заболел. Начала работать, понравилось, втянулась. там и осталась. Нормальные, адекватные студенты, вполне дружелюбно настроенное начальство. Правда, я работала и работаю неплохо. Пришла без категории, получила затем вторую, теперь первую. З/п постепенно растет. Руководство группой дали.
Плюсы помимо саморазвития:
1. Отпуск 56 дней летом. Гуляю весь июль и август.
2. Неполный рабочий день. Час у преподавателей академический – 45 мин. В итоге 8-ми часовой рабочий день длится в 8.00 до 15.00. И так не каждый день. В некоторые вообще на работу выходить не надо.
3. Белая з/п. Без комментариев.
4. Официально свободна во все праздники. Муж работает в строительной фирме, сестра – бухгалтер (получает на 5 000 руб больше меня). Оба на Новый год отдыхали 3 дня: 1, 2 и 7. Я имела каникулы с 29.12 до 11.01 включительно.
5. Подработки в свободное время в виде заказных курсовых, контрольных, дипломов и т.д.
6. Возможность репетиторства – для автора.
7. Отсутствие необходимости целый день сидеть за компьютером.
И еще. Заранее извиняюсь перед всеми офис-менеджерами, профессия преподавателя считается более, скажем так, серьезной, престижной и уважаемой. Дает больше возможностей для самореализации и развития. ИМХО.

Ссылка на основную публикацию