Выбор места для учебы - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Выбор места для учебы

Как выбрать вуз для поступления: три главных правила

Как правильно выбрать вуз и получить хорошее высшее образование

Пришла пора подавать документы в вуз, у вас “в кармане” баллы ЕГЭ, как потратить их с умом? Как правильно выбрать вуз и получить хорошее высшее образование?

Вы уже решили, что будете поступать в высшее учебное заведение. Вуз – это ваш путь к будущей профессии. Вы можете услышать мнение, что в России сегодня не важно, какого цвета у тебя “корочка”, где ты учился, лишь бы было высшее образование. Но это далеко не так. Как среднее профессиональное, так и высшее образование не стоит выбирать “для галочки”. Хороший вуз – это трамплин для будущей профессиональной деятельности. Некоторые выпускники вузов долго не могут найти работу, а другим еще во время учебы предлагают трудоустройство в крупных компаниях.

Чтобы поступить в вуз своей мечты, необходимо тщательно подходить к выбору места обучения. Вот несколько практических советов, чтобы подойти к построению своей образовательной траектории с умом.

1. Выбирайте сначала профессию
Этот совет можно назвать одним из золотых правил профориентации: если вы отправились в путь, то нужно знать, куда вы идете, и видеть цель. Выберите подходящую профессию, а потом начинайте составлять список вузов, которые дадут наилучшие знания и условия для получения желаемой профессии. Если вы подойдете к решению вопроса с другой стороны – “Сначала получу образование, а потом решу, где работать” – то рискуете попасть в число тех нетрудоустроенных выпускников вуза, которые не знают, что делать с полученным дипломом.

2. Составьте свой собственный рейтинг вузов
В интернете вы сможете найти российские и международные рейтинги вузов, где всегда будут лидировать МГУ, “Бауманка”, “Вышка”. Конечно, эти рейтинги соединяют много важных для образования показателей, и, закончив МГУ им. М.В. Ломоносова, вы получите дополнительные преимущества относительно выпускников менее рейтинговых вузов. Но ваша личная пирамида вузов не обязательно должна совпадать с официальными рейтингами.

При построении собственной иерархии вузов выделите те показатели , которые важны лично для вас.

Уровень образования. Сколько часов в день вы будете заниматься, насколько тяжело освоить программу, каков будет ваш багаж знаний и умений к выпускным экзаменам? Если вы выбираете более сложную программу, то, скорее всего, ваш выбор принесет плоды в будущем. Вам будет тяжело в учении, зато легко в бою. Но важно не только поступить в университет, но и достойно учиться в нем. Поэтому не забывайте про пословицу: “Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе”.
Государственный или коммерческий вуз. Сейчас бюджетные места есть и в государственных и в частных вузах, но в частных – их значительно меньше. При выборе вуза важно, чтобы у него была государственная аккредитация. Только при ее наличии вы сможете получить официальный государственный диплом и (для юношей) отсрочку от армии. Обычно вузы, которым не выдали аккредитацию, не набирают 1 курс. Обязательно следите, чтобы отобранные вами вузы не попали в черный список, как неаккредитованные или неэффективные (близкие к лишению аккредитации). Проверить вуз можно на сайте Рособрнадзора.
Сложность поступления и проходной балл по ЕГЭ. При выборе вуза вы вынуждены будете учесть итоги государственного экзамена. Более высокий балл или недостаточно высокий, по вашему мнению, балл на сдаче ЕГЭ – будьте готовы к любому результату. Включите в свою пирамиду вузы, в которые вы пойдете при самой благоприятной сдаче экзаменов, и предусмотрите “запасной аэродром” в случае недостаточного балла по ЕГЭ.
Есть ли возможность попасть на бюджет? Если вашими инвесторами готовы выступить родители, то, возможно, не так важно поступить на бюджетное место. С другой стороны, обучение на бюджете повышает самооценку и развивает самостоятельность студентов, а эти качества очень важны для достижения профессионального успеха. Мы бы рекомендовали ориентироваться на бюджетные места или держать в голове возможность перехода на бюджетную основу при отличном обучении. Самостоятельность – это безмерно ценный жизненный навык.
Наличие договоров с зарубежными вузами. Программы двойного диплома расширяют возможности обучения и дальнейшего трудоустройства. Эти программы предполагают при выпуске из учебного заведения получение диплома одновременно и российского, и зарубежного вуза-партнера. Подобные партнерские отношения с европейскими и азиатскими вузами уже налажены в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ и некоторых других. Более подробную информацию о двойном дипломе нужно узнавать на сайте университета и конкретного факультета, потому что налаживают отношения с иностранными вузами отдельные факультеты, а не весь вуз в целом.
Учебная деятельность. Хорошая библиотека, сильный преподавательский состав, приглашенные лекторы, оснащенность лингафонных кабинетов, администрация, которая быстро реагирует на просьбы студентов, стажировки, экспедиции и другие признаки того, что руководство вуза заботится об эффективности образовательного процесса. В институте должно быть интересно учиться. Почерпнуть подобную информацию можно на официальном сайте и из отзывов студентов.
Студенческая жизнь и внеучебная деятельность. Капустники, КВН, спортивные достижения, – если вам в институте важно не только образование, но и веселая атмосфера, изучайте группы в социальных сетях и пообщайтесь со студентами выбранных вузов и факультетов. Лучше всего не доверять на 100% информации из официальных источников – на дне открытых дверей или на сайте могут рассказывать о фантастически интересных студенческих активностях, а на деле это окажется только заманиванием на платное отделение.
Общежития и столовые. Если вы планируете учиться в другом городе, не забудьте узнать, насколько комфортные условия в общежитиях, ведь общежитие станет на ближайшие годы вашим вторым домом. Есть надежда, что времена, когда студент мог спать где попало, и питаться чем попало, уходят в прошлое.

Чтобы предусмотреть все эти показатели, можно даже ввести собственную систему оценок: каждому вузу в своей таблице ставьте “+” за важные для вас параметры. Например, МИФИ может получить высокий балл за уровень образования, а в РУДН – за сильные команды КВН, а добираться от общежития до учебного корпуса может быть лучше в РУТе (МИИТ).

3. Изучайте всю доступную информацию о вузе
Ищите, анализируйте и систематизируйте. Соберите самую разную информацию о тех вузах, которые вы рассматриваете.
Где можно почерпнуть сведения:
✎ На официальном сайте
✎ В группах вуза и факультетов в социальных сетях
✎ На образовательной выставке
✎ На дне открытых дверей
✎ На сайтах отзывов о вузах, например, Вузотека или Типичный абитуриент, где нынешние и бывшие студенты, не стесняясь, публикуют свои мнения об университете.

Не доверяйте полностью ни одному источнику, все они субъективны: официальный сайт, день открытых дверей и образовательная выставка покажут вам “глянцевую” сторону обучения в вузе. Отзывы на сайтах, наоборот, принесут много негативного. Но именно с помощью этой разноголосицы вы сможете построить объективную картину и поймете, как устроено обучение и жизнь в конкретном высшем учебном заведении.
Желаем найти вуз мечты и поступить в него, чтобы дорога к вашему профессиональному призванию была гладкой и прямой.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе вуза или СПО, получении образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Инструкция: как выбрать вуз

Сначала профессия

«Сначала выбрать специальность, а затем вуз» — стратегия, которая доказала свою эффективность на пути построения образовательной траектории. Прежде всего школьнику нужно определиться с направлением, которое его интересует, а потом уже рассматривать учебные заведения соответствующего профиля. Это может быть не конкретная вузовская специальность, а расширенное направление, интересное для подростка, например, IT, медицина, реклама и PR, естественные науки. Первым шагом на этапе выбора профессии может стать профориентационное тестирование и собеседование по его результатам. Тестирование поможет выявить склонности, которые есть у школьника, и в результате обозначит ряд подходящих направлений. Задуматься о выборе профессии лучше заранее, в идеале в 8-9 классе. Тогда у вас будет достаточно времени впереди, чтобы узнать подробнее об интересующих направлениях: чем занимается специалист выбранного профиля, какие задачи он решает в своей работе, какие перспективы развития в этом направлении существуют, и, конечно, где можно учиться по соответствующей специальности.

Список вузов

После того как направление выбрано, пришло время задуматься о том, какие вузы предлагают соответствующие образовательные программы. Поскольку по каждому направлению существует несколько специальностей, составьте список вузов и подходящих специальностей в каждом из них.

Например, если вы хотите стать врачом, вам походят специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». К экономическому направлению, помимо непосредственно «Экономики», относятся специальности «Менеджмент», «Товароведение», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика». Если вы мечтаете в будущем заниматься биотехнологиями, рассмотрите специальности «Биоинженерия и биоинформатика», «Биотехнология», «Биология». Самое крупное — инженерно-техническое — направление в вузах представлено 160 специальностями. Проанализируйте подходящие вам специальности в выбранных вузах, найдите сведения о каждой из них, изучите государственный образовательный стандарт. После этого соберите самую разную информацию о тех вузах, которые вы рассматриваете, и составьте собственный рейтинг.

Читайте также:  Что нужно, чтобы открыть кальянную?

Где можно получить информацию о вузе:

  • На официальном сайте;
  • На дне открытых дверей;
  • На мероприятиях «Университетские субботы»;
  • В группах вуза в социальных сетях;
  • На сайтах, где студенты и выпускники пишут отзывы о вузах.

На что обратить внимание при выборе вуза:

  • Наличие в вузе интересующей специальности;
  • Государственный или негосударственный. Во всех государственных учебных заведениях есть бюджетные места и платное отделение. В негосударственном вузе учиться можно только платно.
  • Наличие государственной аккредитации. Аккредитация дает вузу право выдавать по окончании обучения диплом государственного образца и предоставлять отсрочку от армии.
  • Количество бюджетных мест по выбранным направлениям. Чем больше план приема на 1 курс, тем проще туда поступить.
  • Проходной балл по выбранным направлениям.
  • Стоимость обучения. В московских вузах стоимость обучения на дневном отделении варьируется от 40 до 770 тысяч рублей в год.
  • Военная кафедра. Наличие в вузе военной кафедры дает возможность получить параллельно основной образовательной программе военно-учетную специальность.
  • Общежитие. Наличие собственного общежития, его удаленность от кампуса и стоимость проживания.
  • Дополнительные программы. Многие вузы предлагают своим студентам профессиональные курсы по смежным специальностям, программы второго диплома в сотрудничестве с зарубежными университетами, творческие объединения и спортивные секции.

На что обратить внимание в отзывах о вузах:

  • Иностранные языки. Какие иностранные языки можно изучать в вузе? В каком объеме изучается английский язык и на каком уровне?
  • Практика. Как организуется практика студентов? В каких компаниях студенты проходят практику или стажировку? Предоставляет ли вуз место практики?
  • Международные стажировки. Организует ли вуз стажировки, в какие страны, для студентов каких специальностей? Платно или бесплатно?
  • Где работают выпускники. Есть ли в вузе центр трудоустройства выпускников, какие вакансии он предлагает? В какие компании устроились на работу выпускники вуза?

Места и баллы

Заранее соберите информацию о количестве бюджетных мест и проходных баллах в тех вузах, которые вы рассматриваете для поступления. Данные о плане приема доступны на сайтах учебных заведений. На одно направление в разных вузах число бюджетных мест может отличаться в сотни раз, а проходной балл варьироваться от 50 до 99 баллов за один ЕГЭ.

Например, на направлении «Лингвистика» в профильном вузе — Московском государственном лингвистическом университете« — открыто 375 бюджетных мест. Также большим бюджетным отделением могут похвастаться Московский городской педагогический университет (110) и НИУ ВШЭ (75). Все остальные вузы принимают на первый курс от 10 до 40 абитуриентов. В итоге проходной балл здесь напрямую зависит от цифр приема — чем больше открыто мест, тем ниже требуемый результат ЕГЭ. Так, в МГЛУ в прошлом году принимали абитуриентов, получивших в среднем за каждый экзамен 88 баллов. Это даже ниже, чем проходной балл в непрофильных МИЭТе (90,3 балла) и МИСиСе (93,3 балла).

В первую очередь, обратите внимание на учебные заведения с самым большим бюджетным отделением. При этом, отметьте для себя не только ведущие вузы по выбранной специальности, где проходной балл, как правило, очень высокий, но и дополнительные, где требуются более скромные результаты ЕГЭ. Таким образом, вы определите для себя основные и запасные варианты для подачи документов и поступления.

Дополнительные опции

Теперь вам предстоит сократить составленный список вузов исходя из необходимых вам опций. Если вы проживаете в другом городе и планируете жить в студенческие годы общежитии, узнайте информацию, в каких вузах оно есть и какие там условия проживания. Если для вас актуальна военная кафедра, выберите учебные заведения, в которых она представлена.

Знакомство с вузами

С выбранными вузами необходимо познакомиться заранее. Отличная возможность взглянуть на учебное заведение и его преподавателей изнутри — проект Департамента образования Москвы для школьников «Университетские субботы». В рамках этого проекта вузы проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на выпускников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед.

Также абсолютно все вузы проводят День открытых дверей — общедоступное мероприятие выходного дня для абитуриентов и их родителей. Прежде всего, перед школьниками выступят представители разных факультетов. У них можно узнать, чем отличаются специальности со схожим названием, особенности учебных планов на разных направлениях и перспективы для выпускников на рынке труда. Представители приемной комиссии объяснят нюансы правил приема в текущем учебном году.

Пять вузов и три специальности

Прием в вузы проводится по результатам трех или четырех ЕГЭ, определенных для каждой специальности. В рамках зачисления на специальности творческой и профессиональной направленности, где нужны особые творческие, физические или психологические качества, вузы, кроме результатов двух-трех экзаменов в виде ЕГЭ, вправе учитывать результаты дополнительных испытаний, которые проводят самостоятельно.

Каждый выпускник имеет право одновременно подать документы в пять вузов, в каждом можно выбрать не более трех специальностей по всем формам обучения. Всего — 15 вариантов. Прием документов в вузах России стартует, как правило, 20 июня.

Что влияет на выбор места обучения?

По данным опроса перспективы трудоустройства после выпуска являются главным фактором при выборе места учёбы. Нет времени на детальное ознакомление с материалом? Вот наиболее значимые пункты:


* – кадр из мультфильма “Вовка в Тридевятом царстве” (Союзмультфильм, 1965).

  • Среди 45 000 потенциальных международных студентов, принявших участие в исследовании, 90% респондентов обозначили трудоустройство как основной мотив для получения образования за рубежом
  • Доклад о результатах опроса указывает на прямую взаимосвязь между ожиданиями студентов касательно трудоустройства, иммиграционной политикой и конкурентоспособностью принимающих стран
  • Великобританию приводят в качестве примера, как ограниченные возможности для трудоустройства снижают конкурентоспособность образовательного сектора страны: треть студентов, всерьез рассматривавших Соединенное Королевство для получения образования, в конечном итоге, отдали предпочтение другим странам. Причем треть студентов, принявших подобное решение, объясняют его в первую очередь скудными карьерными перспективами

Рекомендации, приложенные к последнему опросу, проведенному Hobsons, заканчиваются строгим предупреждением для британских законодателей:

“Неспособность правительства улучшить текущую ситуацию в вопросе трудоустройства приведёт к стремительному сокращению уровня дохода от иностранных студентов. Между тем, британские образовательные учреждения привыкли рассчитывать на эти средства. Однако, в долгосрочной перспективе, на восстановление прежнего уровня дохода могут уйти десятилетия”.

Опрос студентов

Согласно Международному Опросу Студентов 2015, респонденты выражают значительный интерес в британском образовании. Исследование было опубликовано ранее в этом месяце и включает в себя ответы от потенциальных 45 543 международных студентов из 210 стран, почти 40% из которых (17 336) рассматривают возможность обучения в Великобритании. Опрос проводился на протяжении всего 2014 года и концентрировался на перспективах развития образовательного рынка Австралии, Великобритании и Малайзии.

В исследовании принимали участие представители различных национальностей. Среди стран, где наблюдается наиболее высокий спрос на международное образование, можно отметить Нигерию (10%) и Индию (6%). Количество респондентов мужского и женского пола практически равнозначно. Образовательные интересы студентов имеют существенный перекос в сторону углубленных программ. Так, 59% участников опроса заинтересованы в магистратуре и 36% – в бакалавриате.

Сделанное ранее утверждение касательно рабочих прав выпускников в Великобритании только подтверждается глобальным выводом исследования о том, что спрос на образование за рубежом среди студентов обусловлен сочетанием таких “мягких” и “жестких” факторов как опыт и результат. В то время как мягкие факторы связаны с качественными характеристиками опыта образования за границей (наибольшее значение в ходе опроса придавалось таким параметрам как взаимодействие с преподавательским составом и однокурсниками), жесткие факторы чаще всего подразумевают развитие карьеры и цели, связанные с трудоустройством.

Почему студенты хотят учиться за рубежом?

Как показывает приведенный ниже график, 90% респондентов отметили, что “перспективы повышения дохода в будущем” являются “крайне важными, очень важными или важными” в процессе оценки высшего образования. “Трудоустройство после выпуска” оказалось равнозначным фактором, 90% потенциальных студентов снова отметили это рассуждение как одно из ключевых при принятии решения.

Наиболее значимые аспекты обучения за рубежом для иностранных студентов. Источник: Hobsons

Вторя полученным данным из более ранних исследований ожиданий студентов, в соответствии с опросом 2015 года такие факторы как “знакомство с представителями различных культур” и “опыт проживания в другой стране” были следующими вескими аргументами для потенциальных студентов.

Респонденты также фокусировались на результатах, имеющих непосредственное отношение к трудоустройству. Когда их спрашивали, каким образом образование за рубежом прибавит им ценности на рынке труда в будущем, 71% опрошенных высказали мнение, что учеба позволит улучшить их рабочие навыки, в то время как 67% посчитали, что образование за границей поможет усовершенствовать навыки владения английским языком, а также положительно скажется на развитии карьеры в целом. Чуть более низкий процент респондентов (65%) вместе с тем подчеркнул прямую взаимосвязь между обучением за рубежом и повышением шансов на трудоустройство. Половина из высказавших подобное суждение также полагает, что международное образование способствует в дальнейшем получению более высокой заработной платы.

Читайте также:  Как быстро набрать массу тела мужчине?

Отчёт по проведенному исследованию гласит: “Очевидно, что иностранные студенты твёрдо убеждены, что обучение за границей даст им значительные преимущества при трудоустройстве. Образовательные программы должны концентрироваться не только на академических знаниях, но и на приобретении студентами широкого спектра навыков и опыта, способствующих трудоустройству”.

Какое это имеет отношение к правам выпускников в Великобритании

В отчёте прослеживается явная взаимосвязь между важностью трудоустройства международных выпускников и текущей британской политикой, проводимой в этом направлении. Согласно полученным данным, почти треть (32,2%) потенциальных студентов, рассматривавших возможность получения образования в Великобритании, выбрали другие опции, при этом 26,8% респондентов остановили свой выбор на других странах, а 5,3% приняли решение учиться на родине.

Более чем для трети студентов (36,3%), которые предпочли получить образование в другом месте, нежели в Великобритании, “перспективы трудоустройства после выпуска” были решающим фактором при принятии решения. Приведенный ниже график наглядно демонстрирует, что почти все из главных пяти факторов для студентов, отдавших предпочтение другим странам, имеют прямое отношение к будущему трудоустройству.

Почему не стоит учиться в Великобритании. Источник: Hobsons

Доклад описывает международный рынок образования, конкуренция на котором все возрастает. Равное внимание уделяется как общепризнанным лидерам и набирающим популярность странам, так и развитию сектора высшего образования многих мест, откуда сейчас наблюдается отток студентов.

27,9% студентов из тех, кто отказался от обучения в Великобритании (за исключением студентов, отдавших предпочтение своей родной стране), выбрали США. Следующими в списке стали Канада и Германия, получив по 11% каждая. “Другие страны ЕС” и Австралия завершили первую пятерку альтернативных мест назначения с 9,5% и 9% соответственно.

Как повысить конкуретоспособность на международном рынке

Многие из этих стран внесли изменения в национальную политику с целью улучшения своей международной конкурентоспособности в сфере международного образования. Например, Канада, расширила права на трудоустройство для иностранных студентов. В то же время, Германия предлагает иностранным студентам возможность получать образование по “удивительно доступной” цене или “вовсе бесплатно”. Австралия также ввела “благоприятные условия для труда иностранных выпускников и прозрачную стратегию международного рекрутинга”.

Взаимосвязь между иммиграционной политикой и общим увеличением количества студентов четко прослеживается во всем докладе и указывает на то, что количество иностранных студентов в Германии растёт гораздо быстрее, чем в Великобритании.

Онор Пэддок (Honor Paddock), руководитель Hobsons, добавила: “То, что Великобритания проигрывает европейским конкурентам, имеющим более гибкий подход к трудоустройству и лучшую репутацию среди международных студентов, должно вызвать беспокойство у законодателей. Необходимо решить этот вопрос сейчас, чтобы не оттолкнуть будущих студентов, и наш сектор высшего образования не пострадал”.

Недавний отчёт Института Политики Высшего Образования (HEPI), расположенного в Великобритании, подтверждает эту позицию. Ник Хилман (Nick Hillman), автор доклада «Не отставать от Германии?: Сравнение финансирования студентов, интернационализации и исследование британских и немецких университетов» и руководитель HEPI, пишет: “Социальные и политические тревоги об уровне миграции ограничивают развитие образовательного сектора Великобритании, в то время как Германия не боится выходить за рамки и укрепляет свою систему высшего образования, исследовательскую базу и экономику. Когда, например, Великобритания ужесточила правила для получения рабочей визы по завершении образования для иностранных студентов, Германия, наоборот, смягчила их”.

Так или иначе, число свидетельств о том, что текущая политика правительства оказывает существенное влияние на международное образование в Великобритании, только растет. Очевидно, что потенциальное трудоустройство является одним из наиболее важных мотивов, формирующих спрос на зарубежное образование. Поэтому любая страна, желающая повысить свою конкурентоспособность, должна совершенствовать иммиграционную политику, ориентируясь при этом на усиление глобализации.

Выбор места учёбы для чайников

Вот он, момент истины: подготовительные этапы пройдены, язык выучен, документы аккуратной стопкой лежат в папке. Оценки прекрасны, голова светла, а сердце полно решимости. Только одно неясно: а куда мне теперь, собственно говоря, идти?

С такой проблемой столкнулся я сам примерно за два месяца до окончания штудиенколлега. Нет, конечно, у меня были какие-то представления о том, что я хочу учить и где, но эти представления представляли собой довольно расплывчатую картину. Тем ни менее, ВУЗ я выбрал и поступил, о чём пока не жалею. Как? Сейчас расскажу. А начну, пожалуй, с главного вопроса поступающих.

Я не знаю, что мне учить

99.9% абитуриентов или уже ранее учившихся не знают, что они хотят изучать дальше. Конечно, это их личная проблема, но университет Штутгарта спешит на помощь, предоставляя тест для определения личной заинтересованности поступающего. Тест будет предлагать список фраз, а вам нужно оценить по шкале от одного до пяти их релевантность для вас. Довольно скучно, но, к счастью, «тестирование» займёт не более десяти минут. В конце концов вам предоставят развёрнутый и, главное, редактируемый отчёт о ваших интересах, и, как следствие, подходящих дисциплинах.

Возможно, этот тест вам поможет. Когда я честно его проходил, тест написал, что такие как я не приспособлены к обучению в принципе. Когда я проходил тест второй раз для поступления в университет Штутгарта и нарочно отвечал неправильно, дабы создать себе имидж закоренелого студента-информатика, тест написал, что я блестяще подхожу для любого рода занятий.

В любом случае, связь вопросов с результатами настолько очевидна, что, проходя тест, надо следить за тем, чтобы отвечать от своего лица, а не от лица того, кем вы хотели бы быть. Кстати, на сайтах многих ВУЗов есть статьи на тему «Что мы можем предложить вам?» Не знаете, в какой ВУЗ вы хотите поступать? Не беда, с этим вам тоже помогут.

Рейтинг «Че(?)»

Есть такая организация, CHE-Ranking называется. Она во многом упрощает жизнь абитуриенту, так как регулярно собирает и публикует полезную информацию о ВУЗах Германии. Например, о новых предметах, о локальных улучшениях образовательных программ и так далее. Но для нас самое интересное — сравнительный рейтинг учебных заведений.

Ещё одна оговорка: я не знаю, как читается слово «CHE». Исходя из того, что ranking — английское слово и читается на американский мотив «рэнкин», то, по правилам английского языка, che должно читаться как «че». Хотя, возможно, это и «хе» (Feldmoching, например, читается как «фэльдмохинг», а не «моччинг»). Как бы там ни было, а я считаю, что «че» звучит забавнее.

Но вернёмся к сути вопроса. Так как сайт этого Че по используемым на нём технологиям отстаёт лет на двадцать, то организация решила сотрудничать с немецкой газетой Zeit. Поэтому на сайте печатного издания есть специальная страница, выделенная для интерактивного подбора ВУЗов по рейтингу Че.

Как этим пользоваться

Поиск учебных заведений прост до невозможности: из первого выпадающего списка выбираем, что мы хотим учить. На основании вашего выбора заполняется второй список: цель обучения. Они бывают разными, но, если вы не знаете, какая вам нужна, то выбирайте Bachelor (Uni) или же Bachelor (FH). Uni означает университет, а FH — институт. Разницу между ними я постарался описать в одной из предыдущих статей. Для тех, кто не читал: разницы (почти) никакой.

Второй выпадающий список заставляет задуматься. На вопрос «Что важно для вас?» вам предложат ответить «Рынок труда и привязанность к профессии», «Оборудование», «Исследования», «Общее впечатление», «Ориентированность на заграницу», «Место учёбы и ВУЗ» и «Учёба и уроки». Мне, например, всё ими перечисленное очень важно. К сожалению, оставить поле пустым нельзя, поэтому, скрипя сердцем, выберите то, что для вас важнее всего и нажимайте по красной кнопке.

Если вы всё сделали правильно, то откроется такая себе мишень, по которой рассыпаны названия университетов, уменьшающиеся и бледнеющие по мере отдаления от вашего идеала. Интересно, что центр мишени обычно пустует, мол, идеала не существует. Слева располагаются чекбоксы для уточнения выбора. Например, можно указать, что вам наиболее важны большая библиотека и тесный контакт с остальными учащимися. При изменении параметров надписи на мишени будут перемещаться по логике «самые подходящие ближе всего к центру». Готово, настроили? Тогда нажмите на наиболее близкую к центру надпись. Зелёные кружочки в открывшейся подсказке покажут, в чём этот ВУЗ лучше других. Вам нравится? Хорошо, кликаем по названию ещё раз. Это откроет визитную карточку университета, где покажут его расположение на гугл-картах, а также адрес, контактный телефон, сайт и ссылку на итоги Че-тестирования для выбранной дисциплины данного ВУЗа.

Помимо этого, сайт предоставляет возможность просмотреть рейтинг университетов для определённого предмета в виде списка. Для этого нажмите на вкладку «Fächer» вверху страницы. Если для вас важно место расположения ВУЗа, то выбирайте следующую вкладку, «Hochschulorte». Откроется карта, под которой будет алфавитный указатель немецких (и не только) городов и сёл, в которых есть университеты или институты. Выбираем нужный, и вашему вниманию предложат список ВУЗов с кнопками перехода на официальные сайты и даже сайт общежитий этого населённого пункта. Свой институт я выбирал именно этим способом: для меня было важно, чтобы ВУЗ находился в Мюнхене и нигде больше.

Читайте также:  Как уменьшить пинг в играх?

Литература

Помимо рейтинга Че (хотя обычно его хватает) некоторые сайты-советчики предлагают к прочтению следующую литературу:

  • Das Uni-Einmaleins: Studieren – alles, was man wissen muss (ISBN-13: 978-3423623407)
  • Der Hochschul- Test. So wähle ich den optimalen Studienort (ISBN-13: 978-3821814209)
  • Studieren, aber was?: Die richtige Studienwahl für optimale Berufsperspektiven (ISBN-13: 978-3821859453)
  • Der große Studienwahltest. So entscheide ich mich für das richtige Studienfach (ISBN-13: 978-3821859613)

А также периодическое издание в твёрдом переплёте, со сроком годности в один год:

Studien- und Berufswahl Ausgabe 2010/2011: Informationen und Entscheidungshilfen (ISBN-13: 978-3821473161)

Покупать? Nein, danke

Лично мне помогла бесплатная книга частного университета Вильгельма Бюхнера. Её можно заказать со специальной страницы на сайте заведения. В этой книге собран перечень лекций для дисциплин, преподаваемых в данном университете, а так как этих дисциплин довольно много, то по перечню изучаемых предметов в той или иной специальности можно сделать вывод, насколько вам та или иная специальность подходит.

Обращаю ваше внимание на то, что заказ этой книги ни к чему не обязывает. Вам не пришлют в этом же письме чек на несколько тысяч евро за первые шесть семестров. Всё, чем чревата регистрация на сайте — спам, временами появляющийся в вашем почтовом ящике. Но ради халявы спам можно и потерпеть, не правда ли?

И напоследок…

У вас есть вопросы относительно выбора университета или предмета обучения, на которые вам хочется получить ответ уже сейчас, не копаясь на приведённые выше сайтах? К вашим услугам комментарии. Отвечу всем 🙂

Инструкция: как выбрать вуз

Сначала профессия

«Сначала выбрать специальность, а затем вуз» — стратегия, которая доказала свою эффективность на пути построения образовательной траектории. Прежде всего школьнику нужно определиться с направлением, которое его интересует, а потом уже рассматривать учебные заведения соответствующего профиля. Это может быть не конкретная вузовская специальность, а расширенное направление, интересное для подростка, например, IT, медицина, реклама и PR, естественные науки. Первым шагом на этапе выбора профессии может стать профориентационное тестирование и собеседование по его результатам. Тестирование поможет выявить склонности, которые есть у школьника, и в результате обозначит ряд подходящих направлений. Задуматься о выборе профессии лучше заранее, в идеале в 8-9 классе. Тогда у вас будет достаточно времени впереди, чтобы узнать подробнее об интересующих направлениях: чем занимается специалист выбранного профиля, какие задачи он решает в своей работе, какие перспективы развития в этом направлении существуют, и, конечно, где можно учиться по соответствующей специальности.

Список вузов

После того как направление выбрано, пришло время задуматься о том, какие вузы предлагают соответствующие образовательные программы. Поскольку по каждому направлению существует несколько специальностей, составьте список вузов и подходящих специальностей в каждом из них.

Например, если вы хотите стать врачом, вам походят специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». К экономическому направлению, помимо непосредственно «Экономики», относятся специальности «Менеджмент», «Товароведение», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика». Если вы мечтаете в будущем заниматься биотехнологиями, рассмотрите специальности «Биоинженерия и биоинформатика», «Биотехнология», «Биология». Самое крупное — инженерно-техническое — направление в вузах представлено 160 специальностями. Проанализируйте подходящие вам специальности в выбранных вузах, найдите сведения о каждой из них, изучите государственный образовательный стандарт. После этого соберите самую разную информацию о тех вузах, которые вы рассматриваете, и составьте собственный рейтинг.

Где можно получить информацию о вузе:

  • На официальном сайте;
  • На дне открытых дверей;
  • На мероприятиях «Университетские субботы»;
  • В группах вуза в социальных сетях;
  • На сайтах, где студенты и выпускники пишут отзывы о вузах.

На что обратить внимание при выборе вуза:

  • Наличие в вузе интересующей специальности;
  • Государственный или негосударственный. Во всех государственных учебных заведениях есть бюджетные места и платное отделение. В негосударственном вузе учиться можно только платно.
  • Наличие государственной аккредитации. Аккредитация дает вузу право выдавать по окончании обучения диплом государственного образца и предоставлять отсрочку от армии.
  • Количество бюджетных мест по выбранным направлениям. Чем больше план приема на 1 курс, тем проще туда поступить.
  • Проходной балл по выбранным направлениям.
  • Стоимость обучения. В московских вузах стоимость обучения на дневном отделении варьируется от 40 до 770 тысяч рублей в год.
  • Военная кафедра. Наличие в вузе военной кафедры дает возможность получить параллельно основной образовательной программе военно-учетную специальность.
  • Общежитие. Наличие собственного общежития, его удаленность от кампуса и стоимость проживания.
  • Дополнительные программы. Многие вузы предлагают своим студентам профессиональные курсы по смежным специальностям, программы второго диплома в сотрудничестве с зарубежными университетами, творческие объединения и спортивные секции.

На что обратить внимание в отзывах о вузах:

  • Иностранные языки. Какие иностранные языки можно изучать в вузе? В каком объеме изучается английский язык и на каком уровне?
  • Практика. Как организуется практика студентов? В каких компаниях студенты проходят практику или стажировку? Предоставляет ли вуз место практики?
  • Международные стажировки. Организует ли вуз стажировки, в какие страны, для студентов каких специальностей? Платно или бесплатно?
  • Где работают выпускники. Есть ли в вузе центр трудоустройства выпускников, какие вакансии он предлагает? В какие компании устроились на работу выпускники вуза?

Места и баллы

Заранее соберите информацию о количестве бюджетных мест и проходных баллах в тех вузах, которые вы рассматриваете для поступления. Данные о плане приема доступны на сайтах учебных заведений. На одно направление в разных вузах число бюджетных мест может отличаться в сотни раз, а проходной балл варьироваться от 50 до 99 баллов за один ЕГЭ.

Например, на направлении «Лингвистика» в профильном вузе — Московском государственном лингвистическом университете« — открыто 375 бюджетных мест. Также большим бюджетным отделением могут похвастаться Московский городской педагогический университет (110) и НИУ ВШЭ (75). Все остальные вузы принимают на первый курс от 10 до 40 абитуриентов. В итоге проходной балл здесь напрямую зависит от цифр приема — чем больше открыто мест, тем ниже требуемый результат ЕГЭ. Так, в МГЛУ в прошлом году принимали абитуриентов, получивших в среднем за каждый экзамен 88 баллов. Это даже ниже, чем проходной балл в непрофильных МИЭТе (90,3 балла) и МИСиСе (93,3 балла).

В первую очередь, обратите внимание на учебные заведения с самым большим бюджетным отделением. При этом, отметьте для себя не только ведущие вузы по выбранной специальности, где проходной балл, как правило, очень высокий, но и дополнительные, где требуются более скромные результаты ЕГЭ. Таким образом, вы определите для себя основные и запасные варианты для подачи документов и поступления.

Дополнительные опции

Теперь вам предстоит сократить составленный список вузов исходя из необходимых вам опций. Если вы проживаете в другом городе и планируете жить в студенческие годы общежитии, узнайте информацию, в каких вузах оно есть и какие там условия проживания. Если для вас актуальна военная кафедра, выберите учебные заведения, в которых она представлена.

Знакомство с вузами

С выбранными вузами необходимо познакомиться заранее. Отличная возможность взглянуть на учебное заведение и его преподавателей изнутри — проект Департамента образования Москвы для школьников «Университетские субботы». В рамках этого проекта вузы проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на выпускников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед.

Также абсолютно все вузы проводят День открытых дверей — общедоступное мероприятие выходного дня для абитуриентов и их родителей. Прежде всего, перед школьниками выступят представители разных факультетов. У них можно узнать, чем отличаются специальности со схожим названием, особенности учебных планов на разных направлениях и перспективы для выпускников на рынке труда. Представители приемной комиссии объяснят нюансы правил приема в текущем учебном году.

Пять вузов и три специальности

Прием в вузы проводится по результатам трех или четырех ЕГЭ, определенных для каждой специальности. В рамках зачисления на специальности творческой и профессиональной направленности, где нужны особые творческие, физические или психологические качества, вузы, кроме результатов двух-трех экзаменов в виде ЕГЭ, вправе учитывать результаты дополнительных испытаний, которые проводят самостоятельно.

Каждый выпускник имеет право одновременно подать документы в пять вузов, в каждом можно выбрать не более трех специальностей по всем формам обучения. Всего — 15 вариантов. Прием документов в вузах России стартует, как правило, 20 июня.

Ссылка на основную публикацию