Влияние хорошего сна на успеваемость школьников - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Влияние хорошего сна на успеваемость школьников

Влияние сна на успеваемость и физическое здоровье младшего школьника

Дата публикации: 06.02.2017 2017-02-06

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Жевалун С. М., Штыкина В. В. Влияние сна на успеваемость и физическое здоровье младшего школьника // Юный ученый. — 2017. — №2.1. — С. 65-68. — URL https://moluch.ru/young/archive/11/692/ (дата обращения: 21.01.2020).

Актуальность. Как показывают исследования, сон младших школьников должен длиться 9-10 часов. В реальности некоторые дети спят меньше 7 часов. Это приводит к тому, что у детей снижается работоспособность, они становятся рассеянными, раздражительными. У детей появляются проблемы со здоровьем.

Цель нашей работы

  1. Установить фактическое количество часов ночного сна одноклассников.
  2. Соотнести эти данные с показателями успеваемости и физического здоровья одноклассников.

1. Установить время начала отхода ко сну и время утреннего подъема учащихся нашего класса;

2. Установить продолжительность сна наших одноклассников;

3. Установить связь между успеваемостью, здоровьем учащихся и длительностью их сна.

Гипотеза: Длительный крепкий сон улучшает здоровье и успеваемость младших школьников.

Ученые заметили, что в среднем больше всего времени на сон тратят плотоядные животные.Собакам и ежам достаточно 10-11 часов в сутки. Некоторые грызуны спят до 19-20 часов! Например, обычная кошка может спать до 14 часов в сутки.

Что такое СОН? В словаре Ожегова. СОН – наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха.

В словаре В. Даля. СОН – состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств.Признаки спящего объекта: Неподвижность слабая реакция на мир.

Рис. 1. Функции сна

Рис.2. Анкетирование в 4 классе

Рис.3. Обработка анкет

Рис. 4. Время отхода ко сну в будни Рис. 5. Время отхода ко сну ввыходные дни

Рис. 6.Время утреннего подъема в будни Рис. 7.Время утреннего подъема в выходные дни

Рис. 8. Продолжительность сна исследуемых в выходные дни

Рис. 9. Продолжительность сна исследуемых в будни

Связь между количеством часов сна и успеваемостью четвероклассников

Длительность ночного сна (часы)

Успеваемость (Средний бал)

Влияние длительности сна на здоровье школьников

Длительность ночного сна (часы)

Анализ анкетных данных показал, что ученики 4 класса недосыпают от 30 минут до 1 часа. Длительность ночного сна в среднем составляет 10 час. 7 минут. Средний показатель успеваемости составил 3,8 балл. Таким образом, продолжительность сна в будни укладывается в возрастные нормативы – 10 – 11 часов.

Анализ результатов анкетирования показал, что длительный здоровый сон уменьшает количество заболевших детей. В этом учебном году коэффициент здоровья составил 0,03. Кроме того, группа учащихся, которая дольше всех спала, имела и лучшие показатели в учебе.

Выводы

1. Длительность ночного сна учащихся 4 класса должна составлять 10 – 11 часов.

2. Нормальный длительный ночной сон способствует успехам в учёбе.

3. Нормальный длительный ночной сон снижает риск заболевания.

4. Успехи в учёбе нашего класса связаны с их умением правильно распределять дневное и ночное время суток.

Ночной сон и успеваемость школьника тесно взаимосвязаны и если ребенку будет обеспечена благоприятная обстановка для здорового отдыха, то он порадует родителей своими успехами.

Заключение. Полноценный сон – залог хорошей успеваемости школьника. Однако в последнее время из-за возросших нагрузок в школе, спортивных секций и кружков время бодрствования ребенка значительно выросло.

Это привело к тому, что время, отведенное на сон, резко сократилось.

Ночной сон и успеваемость школьника тесно взаимосвязаны если ребенку будет обеспечена благоприятная обстановка для здорового отдыха, то он порадует родителей своими успехами.

Предлагаем несколько рекомендаций для того, чтобы сон был длительным и здоровым:

  1. Правильно организовать спальное место школьника (индивидуальный подбор для него матраса и подушки).
  2. Перед сном проветривать комнату. (Температура в комнате в ночное не должна превышать 20).
  3. Нельзя перед сном смотреть телевизор или сидеть за компьютером.
  4. Соблюдать режим сна. (Когда идти в кровать следует в одно и тоже время).
  5. Взрослым нельзя ругать детей перед сном. (А тем более наказывать, эмоции не способствуют крепкому сну).
  6. Не играть перед сном в подвижные и шумные игры.

1. Провести анкетирование во 2-х и в 3-х классах;

2. Провести сравнительный анализ соблюдения режима сна в этих классах;

Ученые раскрыли секрет влияния сна на успеваемость учеников

Сном называют состояние организма, которое периодически возникает у каждого человека. Ученые доказали, что во время сна уменьшается порог чувствительности, прекращается двигательная активность и расслабляется большая часть мышц. Только в этот период организм и мозг человек по-настоящему отдыхает.

Человек спит примерно треть своей жизни. Почему ему не хватает нескольких часов для восстановления? Каким образом сон влияет на мозговую активность? Можно ли не спать несколько суток? Какова природа глубокого сна? Во все времени люди задавались десятками вопросов об этом удивительном явлении, но так до конца и не смогли его разгадать.

Исследование детского сна

В последние десятилетия ученые активно изучают процесс сна и его влияние на организм. Испанские эксперты-аналитики первыми провели полномасштабные социальные наблюдения. Они собрали около 150 школьников из разных образовательных учреждений и провели продолжительный тест. Исследование показало, что полноценный сон прямым образом влияет на успеваемость ребенка. Чем больше и крепче он спит в правильное время, тем легче ему усваивать сложный материал и вести себя активнее на занятиях.

Далее ученые сделали вывод, что для хорошей успеваемости учащимся необходим ночной сон не менее 9 часов. Это касается всех детей и подростков от 6 до 21 года. Дело в том, что молодой организм быстрее истощается от постоянное умственной деятельности, чем от физической. С годами процесс восстановления ускоряется, но увеличивается и учебная нагрузка, так что соотношение остается одинаковым – в сутки не менее 9 часов непрерывного сна.

Проблема систематического недосыпа

На расчете рекомендуемого количества часов сна исследования испанских ученых не закончились. Они стали собирать дополнительную информацию, которая смогла бы пролить свет на «побочные» факторы.

Многие родители испытуемых отметили, что их дети ложатся спать ближе к 23.00 часам. Одни допоздна гуляют, вторые занимаются уроками или домашними делами, третьих не оторвать от компьютера или телевизора. По данным опроса оказалось, что 70% учеников каждый второй день засыпают позднее нормы. Если за ночь рекомендуется спать 9 часов, а вставать в 7.00, то ложиться нужно не позднее 22.00. И это без учета времени на приготовление ко сну. Примерно 10% подростков после 16 лет начинают испытывать бессонницу.

Ученые сделали выводы, что современные дети не высыпаются. Если за один день у них недосып всего в 1-2 часа, то к концу недели собирается 6-8 часов, а это уже целая ночь. На выходных многие родители разрешают своим детям ложиться позднее, потому что им на утро не нужно рано вставать, однако они забывают о биологических часах. Старшеклассники зачастую просыпаются к 8.00 и без будильника. Из этого снова следует недосып, который с годами приобретает хроническую форму.

Влияние на успеваемость

Масштабные исследования ученых доказали, что 8 часов недостаточно молодому организму для полного восстановления. Именно поэтому современные дети испытывают сложности с изучением материала. Большинство отличников спит в сутки 10-11 часов. На утро их организм полон сил, а мозг готов к новым умственным нагрузкам. Вместе с этим повышается концентрация внимания, выносливость, улучшается настроение и настрой на работу.

Читайте также:  Чем полезен грецкий орех для мужчин?

У детей с систематическим недосыпом в 1-2 часа на утро всегда возникает одно желание – отдохнуть от учебы. Ребенок просыпается вялым, без мотивации и стремления учиться, отсутствует аппетит и желание общаться. Такой ученик будет пассивным на уроках, а к концу дня и вовсе сонным. Уровень его концентрации будет ниже среднего, сила в организме иссякнет, может возникнуть головная боль. Как в таком состоянии можно нагружать мозг изучением нового материала?

Учащиеся начальной школы этого не понимают, поэтому продолжают активно себя вести, бегать на улице, играться дома, но к концу вечера их «батарейка» окончательно сядет. На «подзарядку» потребуется еще больше времени, но откуда его взять, если его сон традиционно длится меньше нормы? Именно поэтому ответственность за правильный режим и высыпание ребенка лежит на плечах родителей. Их контроль в этом процессе не менее важен, чем за выполнением домашних заданий.

Сложнее всего детям с недосыпом изучать иностранные языки, математику, физику, историю. Им с трудом дается запоминать большой объем информации, поскольку их мозг не может восстановиться для нормальной работы.

Не секрет, что многие родители записывают своих детей на различные творческие кружки, где им нужно проявлять свой талант сочинения, рассказа стихотворений, рисования и т.п. Важно понимать, что такая дополнительная нагрузка на мозг требует увеличения продолжительности периода восстановления. Сюда же нужно отнести занятия с репетитором. Вся подобная умственная работа должна преобразовываться в дополнительные часы сна.

Важные рекомендации

Никогда не следует оставляться без внимания детский недосып. Если проблема уже имеет место, то первым делом необходимо организовать правильный режим дня ученика. Помогут в этом рекомендации специалистов:

  1. После возвращения из школы или университета у учащегося падает работоспособность. Восстановить запас сил поможет полноценный витаминный прием пищи и отдых. Лучше всего подходит обеденный сон, но можно просто полежать с закрытыми глазами, пообщаться в кругу семьи или погулять в парке. Компьютер, гаджеты, телевизор, активные игры и чтение книги противопоказаны.
  2. Наилучшее время для выполнения домашнего задания – с 15.00 до 18.00 часов.
  3. После подготовки к следующему учебному дню должен следовать активный отдых на свежем воздухе. В этот период мозг получает нужное количество кислорода и быстро восстанавливается, а организм, мышечная и костная системы разминаются после длительного ограничения в движении.
  4. Здоровый сон для любого человека начинается в 20.00 часов.
  5. Во время сна в помещении должен циркулировать свежий воздух. Это позволит мозгу быстрее восстановиться.

Родители в ответе за биологические часы своего ребенка. Если он будет хорошо высыпаться, то у него не будет проблем с успеваемостью в школе и обязанностями дома.

Сон и здоровье школьника

Данный исследовательский проект содержит информацию о влиянии сна на здоровье школьника, его настроение и успеваемость. Обучающиеся описывают проведённые эксперименты, иллюстрирующие их выводы.

Содержимое разработки

Глава I Изучение литературы и Интернет-источников

Глава II Наше исследование

Выводы II главы

Сон относится к важнейшему виду ежедневного отдыха. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье. Народ давно подметил очень важную роль сна для здоровья человека, для восстановления его физических и психических сил.

Русская поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». В одном из стихотворений русского поэта Федора Ивановича Тютчева сказано: «Дневные раны сном лечи…» Александр Сергеевич Пушкин назвал сон «волшебным исцелителем душевных мук». Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон ничем заменить нельзя, он ничем не компенсируется.

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что слаще сладкого?

Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть?

Что слаще мёда и сильнее льва?

На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его.

Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.

Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет. Чередование сна и бодрствования – необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма. Всем известно, что сон является источником хорошего самочувствия и настроения. Но именно здоровый, крепкий сон. Исходя из этого, актуальность темы заключается в необходимости сохранения самого большого достояния человека – его здоровья.

Объект исследования – сон человека.

Предмет исследования – условия полноценного сна младшего школьника.

Гипотеза: если школьники будут соблюдать условия полноценного сна, то они укрепят своё здоровье

Цель работы: установление связи между сном и здоровьем школьника и обоснование важности полноценного сна для школьника.

Узнать, что такое сон и зачем он нужен.

Выяснить, как влияет сон на здоровье школьника

Выяснить правила сна

Установить, что помогает здоровому сну, а что мешает

Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.

– наблюдение
– анкетирование
– опрос
– счет
– измерение
– сравнение
– анализ
– моделирование
– синтез
– гипотетический

Обзор литературы по теме исследования

Мы часто слышим от взрослых, что сон – это здоровье. Но так бывает обидно пропускать ради сна большое количество времени, которое можно было бы потратить на игры, общение, чтение книг, хобби. Мы решили разобраться, что такое сон и зачем он нужен школьникам? Что нужно школьнику, чтобы хорошо выспаться?

Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность. Это один из самых необходимых компонентов здоровой и полноценной жизни. Его роль для сохранения здоровья известна давно. Говорят: «Утро вечера мудренее», «Сон милее отца и матери», «Сон – лучшее лекарство». Сон – это отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для отдыха и расслабления нервной системы.

Сон необходим каждому организму. Люди проводят во сне треть своей жизни. Глубина и продолжительность сна зависит от физиологических особенностей организма.

Оказывается, с 21 часа наш организм начинает вырабатывать гормон сна – серотонин. Температура тела постепенно снижается на 0,5 градуса. Это самое благоприятное время для отхода ко сну.

Известно, что когда человек спит, то он видит сны. Это удалось выяснить с помощью прибора, который называется электроэнцефалограф. Это прибор, который принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество малень­ких проводков – электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рас­сматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает. Ты спишь, а твой мозг не спит. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение.

Известно много случаев, когда поэты, писатели, ученые и изобретатели видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию. Именно снам мы обязаны появлению на свет знаменитой периодической системы элементов Менделеева, иголки для швейной машинки…

Читайте также:  Как вернуть к себе интерес мужа?

Видят сны не только люди. Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне ла­пой, издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означа­ет, что животному снится сон и его мозг во сне продолжа­ет работать.

Почему нужно высыпаться?

Еще с древних времен люди задумывались над этим вопросом. И каждый из вас знает: если не выспишься, то на уро­ке бываешь рассеянным и соображаешь гораздо хуже, чем обычно. Ведь детям нужно много спать, чтобы вос­полнить ту энергию, которую они затратили за день, бегая и играя. После активно проведенного дня устают не толь­ко мышцы, но и многие важные органы: сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следую­щий день он мог быстро и хорошо соображать. Вспомни­те, как трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Порой вы мо­жете, сами того не желая, задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что ваш мозг утомился и хочет отдохнуть. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорит­ся, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для всех органов вредно, если человек регулярно недо­сыпает. Например, дети, когда не выспятся, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. От недосыпания даже же­лудок начинает плохо работать: уставший ребенок теря­ет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.

Дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.

Главная роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А еще – оздоравливает во время болезни. Многие замечали, что когда не выспишься, то бываешь на уроке рассеянным.

Наш мозг работает напряженно во время урока, и поэтому ему нужен полноценный отдых.

Спокойный, глубокий сон устраняет отрицательные эмоции, улучшает настроение и память. Во время сна вырабатывается гормон роста. Не зря говорят, что дети растут во сне. Всем органам сон полезен, и для них вредно, если человек регулярно недосыпает.

Исследователи Brown Medical School из американского города Провиденс пришли к выводу, что недостаток сна мешает усвоить материал в школе. Если же школьники хорошо высыпаются, у них сходят на нет признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Три недели ученые Brown Medical School вели наблюдение за успешно справляющимися со школьной программой детьми в возрасте от 6 до 12 лет. В течение первой недели они спали привычное для них количество часов. В течение второй недели они ложились спать немного раньше обычного. В третью неделю – гораздо позже, чем всегда. В конце каждой недели учителям предлагалось оценить успеваемость и поведение учеников, хотя никто из педагогов не был поставлен в известность о проходящем эксперименте.

Вывод. Преподаватели единодушно отметили, что в течение третьей недели у всех школьников значительно ухудшилась успеваемость и появились поведенческие проблемы. У одних детей были выявлены признаки переутомления, вялость и снижение интереса к учебе, у других появились излишняя раздражительность, гиперактивность, проблемы с вниманием.

Чтобы в школе ребенок добился успеха, причем не только академического, но и поведенческого,то он должен вовремя ложиться спать! Какими бы важными делами не занимался ребенок, сокращать его сон нельзя!

Сколько нужно спать?

Потребность во сне меняется с возрастом.

Новорожденный ребенок спит почти круглые сутки.

Годовалый малыш спит 12–13 часов.

Ребенок 7–10 лет10 –11 часов, а к 11 годам норма сна – 8 часов.

Но известно, что Петр I спал в сутки 5 часов, Томасу Эдисону – всемирно известному американскому изобретателю и предпринимателю хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому устаревшему явлению – сну – люди станут гораздо меньше спать.

Наполеон во время походов довольствовался тем, что удавалось немного вздремнуть, и чувствовал при этом себя прекрасно.

Премьер-министр Великобритании , известный политик Уинстон Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди.

Были так же примеры заядлых сонь. Учёный Альберт Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

В настоящее время средняя продолжительность сна у младших школьников составляет лишь 7 – 8 часов, тогда как врачи рекомендуют 10 – 11 часов.

20% детей спят на 2 – 3 часа меньше, чем спали их родители в этом возрасте. В результате они теряют до месяца сна в течение года.

Сон – неотъемлемая часть жизни человека. Сон ничем нельзя заменить. Особенно важен сон для растущих организмов. Когда мы спим, наши органы продолжают ра­ботать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом уста­лые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечная мышца (сердце), отдыхают, чтобы наутро быть сильными и готовыми к работе. Во время сна к тка­ням поступают питательные вещества, накопленные в пе­чени и других органах. Вот почему после ночного сна, если он, конечно, полноценен, мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.

Недаром в народе существуют пословицы и поговорки о сне и правильной организации сна

Сон – лучшее лекарство.

Сон лучше всякого богатства.

Подушка лучшая подружка.

Нет такого силача, которого сон не поборет.

Силен слон, да посильнее его сон.

После обеда полежи, после ужина походи.

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

Мы решили провести анкетирование в нашем классе и выяснить, все ли ребята знают и соблюдают правила сна.

На вопросы анкеты, которую мы провели в классе, ответили 26 человек, и вот к каким выводам мы пришли.

Ребята нашего класса недостаточно хорошо знают и выполняют правила сна, так как:

38% учащихся встают утром неотдохнувшими,

71% испытывают трудности при засыпании,

52% смотрят перед сном телевизор,

48% ложатся спать в разное время,

43% не проветривают комнату перед сном.

Но радует то, что у 85% ребят удобная кровать и 81% засыпают в темноте.

А в среднем третьеклассники спят 9 часов.

Наша творческая группа провела исследование в поисках доказательств влияния продолжительности сна на самочувствие, настроение и успешность школьника. В течение недели мы фиксировали наши наблюдения и получили следующие результаты.

ТАБЛИЦА №1. Влияние продолжительности сна на настроение, самочувствие и успешность школьника

Развитие ребенка

Дневной сон повышает успеваемость и предотвращает поведенческие проблемы у школьников

Польза дневного сна для школьников

Спросите любых родителей, полезен ли для ребенка дневной сон. Ответ будет однозначным – да. Дневной сон повышает настроение, восстанавливает энергию ребенка, повышает его успеваемость. Ученые из университета Пенсильвании и Калифорнийского университета (США) провели исследование, которое полностью подтвердило такие утверждения родителей.

Читайте также:  Как стать крутым?

Оно показало, что дети школьного возраста, которые спят по 30-60 минут днем, более счастливы, лучше умеют себя контролировать и имеют меньше проблем с поведением. Такие дети также имеют более высокий уровень IQ и более высокую успеваемость в школе.

В исследовании приняли участие более 3000 детей в возрасте 10-12 лет – учеников 4-6 классов. В его результате была выявлена взаимосвязь между дневным сном и чувством счастья, самоконтролем и упорством. Один из инициаторов исследования, нейробиолог Адриан Рейн, сообщил: «Установлено, что дети, которые спят днем, испытывают меньше проблем с поведением и имеют более высокий уровень IQ. Последнее особенно явно проявлялось у шестиклассников. Особенно сильным является влияние дневного сна на школьную успеваемость детей».

Другой руководитель исследования, профессор медицины из университета Пенсильвании Джанхонг Лиу говорит: «Удивительно, но недостаток сна и дневная сонливость очень распространены среди детей. От них страдают около 20% всех детей. Психологам и медикам хорошо известно, как влияет недостаток сна на эмоциональную, познавательную сферы ребенка и его физиологию. Однако в большинстве предыдущих исследований принимали участие только дошкольники. Со школьниками подобные исследования практически не проводились».

Отчасти это объясняется тем, что в США у детей с определенного возраста нет возможности спать днем. Однако, например, в Китае это повседневная практика – и у младших, и у старших школьников есть возможность спать днем. Часто такая привычка остается и во взрослом возрасте.

Поэтому организаторы исследования использовали результаты подобного исследования, проведенного в Китае, чтобы проследить влияние дневного сна для детей в возрасте от дошкольного до подросткового.

Ученые собрали данные о том, сколько времени каждый из исследуемых детей спал днем. Первый раз сбор таких данных проходил, когда дети учились в 4 классе, второй раз – в 6 классе. Вместе с тем измерялись психологические (целеустремленность, уровень счастья) и физические (индекс массы тела, уровень глюкозы в крови) параметры детей. Исследователи также просили учителей охарактеризовать поведение и уровень успеваемости каждого исследуемого ребенка.

Ученые утверждают, что такое комплексное долгосрочное исследование проводилось впервые. Кроме всего прочего, у них была возможность напрямую взаимодействовать с детьми, задавать им вопросы по поводу успеваемости в школе и проблем с поведением.

Как и предполагалось, ученые пришли к выводу, что дневной сон улучшает физические и психические показатели детей. Чем больше ребенок спит в течение дня, тем сильнее положительный эффект.

Организаторы исследования утверждают, что полученные результаты можно использовать в практике школьного обучения. Сегодня многие педиатры и эксперты по детскому развитию говорят о необходимости перенести начало учебного дня на более позднее время. Однако, по мнению ученых, раннее начало уроков может быть компенсировано дневным сном. То, что уроки при этом будут заканчиваться позже, также имеет свои преимущества: дети меньше времени будут проводить за экранами компьютеров и телевизоров дома. Это очень распространенное явление в наши дни, и оно имеет много отрицательных последствий для детей.

Ученые говорят, что исследование данной темы имеет большие перспективы. Например, в будущем можно выяснить, почему дети в более образованных семьях уделяют дневному сну больше времени, чем в менее образованных семьях. Учитывая культурные традиции и индивидуальные особенности каждого человека, можно было бы вести пропаганду дневного сна в глобальных масштабах. В результате люди могут задуматься о том, влияет ли дневной сон на успеваемость напрямую или он является частью какого-то более сложного механизма.

Однако, чтобы ответить на эти вопросы, ученым предстоит проделать еще много работы. Сегодня же они надеются, что результаты проведенного исследования помогут выработать у детей привычку дневного сна.

Недостаток сна влияет на успеваемость в школе

По данным международных исследований, недостаток сна является весомым фактором в снижении уровня усвоения информации и успеваемости учащихся. Данная проблема весьма актуальна для развитых стран мира. Эксперты связывают недостаток сна и бессонницу с активным использованием мобильных телефонов и компьютеров перед сном. Недосып – это серьезная проблема, из-за которой приходиться упрощать некоторые школьные программы, чтобы учащиеся с явными нарушениями сна могли легче приспособиться, но данные перемены в то же время отрицательно влияют на детей, которые спят нормально.

Ученые из Бостонского колледжа провели интересное сравнение и обнаружили, что в Соединенных Штатах – самый высокий уровень бессонницы среди учащихся: 73% школьников страдают от недостатка сна в возрасте 9 — 10 лет, и учителя признали состояние 80% учащихся в возрасте 13-14 лет — весьма запущенным. Представленные данные гораздо выше, чем международные показатели: 47% и, соответственно, 57%.

Тщательный анализ

Страны с высоким показателем уровня бессонницы: Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Австралия, Англия, Ирландия и Франция. Финляндия пользуется весьма хорошей репутацией благодаря одной из лучших систем образования в мире, но, несмотря на это, также попала в данный список.

При этом: Азербайджан, Казахстан, Португалия, Чехия, Япония и Мальта, — страны, в которых студенты полноценно отдыхают.

Данные исследования были проведены среди 900 000 школьников начальных и средних классов в более чем 50 странах мира.

«Я думаю, что мы недооцениваем значение полноценного сна. Согласно нашим данным, студенты, которые спят дольше, имеют более высокую успеваемость в области математики, естественных наук и чтения«, считает специалист Международного координационного центра исследований TIMSS (Международное исследование прогресса в области математики и науки) и PIRLS (Международный проект исследования качества чтения и понимания текста).

Почему учащиеся не спят?

Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет четкого ответа, почему студенты не спят ночью и почему в технологически развитых странах такого рода проблемы встречаются гораздо чаще. Тем не менее, эксперты утверждают, что одна из причин – это аппараты, которыми учащиеся пользуются поздно вечером, например: смартфоны или ноутбуки.

Молодые люди бодрствуют не только потому, что отправляют интернет сообщения своим друзьям, но и потому что насыщенный свет, излучаемый экраном монитора, влияет на качество сна.

Экран монитора, расположенный на расстоянии 8 сантиметров от глаз, излучает гораздо больше света, чем телевизор, находящийся в другом конце комнаты. При этом он также способствует поддержанию состояния «бодрствующего» мозга. Излучение монитора может нарушать биологические ритмы школьника и взрослого человека.

Лишение сна также является серьезным физическим барьером в обучении, так как негативно влияет на обучение, память и успеваемость. После длительной депривации сна мозг труднее поглощает и запоминает идеи.

Как нормализовать сон?

Есть и хорошие новости касательно данной проблемы – если ребенок исключит вышеперечисленные факторы и нормализует режим сна, его способность к обучению быстро восстановится. При режиме сна 7-9 часов в сутки, без каких-либо повреждений, вполне можно восстановить возможность накапливать, обрабатывать и усваивать информацию.

В противном случае учиться без сна будет очень сложно, так как мозг ребенка будет работать «впустую».

Ссылка на основную публикацию