Виды дистанционного обучения и образования - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Виды дистанционного обучения и образования

Виды дистанционного обучения и образования

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В данной работе будут рассмотрены три из них: традиционные, дистанционные и нетрадиционные.

Традиционное обучение

Этот вид обучения на сегодняшний день является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в учебном заведении. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передать его учащемуся, себя исчерпала [156].

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и учебные заведения дополнительного профессионального образования, в том числе учебные центры ФПС, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, преподаватель, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых учащемуся знаний, повышают требования к объему усвоенных им знаний. В-третьих, попытки преподавателей предусмотреть различные варианты жизнеопределения учащихся и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. В условиях сегодняшнего дня необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат нетрадиционное и дистанционное обучение.

Дистанционное обучение

Особенности дистанционного обучения указаны в трудах многих современных ученых [107, 133, 202]. Понятие «дистанционное обучение» появилось в Российской образовательной системе в самом начале 90-х годов – так стали называть заочное образование, полученное с помощью различных технических средств (аудио- и видеомагнитофонных, телевизионных и др.). Осуществляемое с их помощью обучение выглядело более эффективным – помимо учебников и «методичек» обучаемым стали выдаваться видеокассеты с записями лекций или учебных фильмов, а также дискеты (позже компакт-диски) с обучающими и контролирующими программами. Телевизионные технологии также изменили привычное очное обучение – появилась возможность транслировать лекции по телесетям образовательных учреждений в режиме реального времени.

Во второй половине 90-х годов в учебном процессе стал использоваться термин «открытое образование», то есть доступное любому человеку в любое время и в любом месте.

Наконец, в начале XXI века эти формы обучения были объединены понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образовании.

Теперь любой человек, независимо от возраста и образовательного ценза, получил возможность приобретать комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать их, консультироваться с преподавателями и затем сдавать экзамены в сертифицированных образовательных учреждениях различного уровня. В связи с этим, категория «открытый» появилась в названиях соответствующих образовательных учреждений, например, Российского государственного открытого университета, Московского института открытого образования [133].

Использование в системе открытого образования современных информационных технологий, прежде всего сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

– во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

– во-вторых, он-лайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;

– в-третьих, электронные учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD, DVD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

– в-четвертых, электронное обучение предполагает использование студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета.

Вместе с тем считается, что само по себе дистанционное обучение с помощью электронных средств не имеет самостоятельной ценности – новейшие методы хороши лишь тогда, когда сочетаются с традиционными. В связи с этим в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии, со студентами работают личные учебные наставники (тьюторы), которым отведена роль ведущих субъектов в образовательном процессе. Именно они планируют и организуют учебу своих подопечных, контролируют своевременность и правильность выполнения промежуточных тестов, сдачи зачетов и экзаменов [133, 204].

Дистанционное обучение (далее ДО) – это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать как в высшей школе, так и в дополнительном профессиональном образовании сотрудников и работников ГПС (учебных центрах) для специальной первоначальной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет получить диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России, а также за рубежом.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость учащегося. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного [156].

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD, DVD – диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС (гибкие информационные системы), АМ-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контрольные работы ДО – это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала [156].

Вместе с тем, подобная практика дистанционного обучения может быть с успехом использована и для слушателей учебных центров ФПС. Работа по переводу целого ряда дисциплин в электронную форму, а также разработка интерактивных электронных учебников на циклах учебных центров даёт нам возможность утверждать, что за этой формой учебной работы – будущее.

Нетрадиционное обучение

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки специалистов ГПС, при которой учебные центры ФПС оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В учебных центрах ФПС должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Коллективу преподавателей учебных центров ФПС необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Читайте также:  Настройка гитары – как настроить 6 и 12 струнную гитару?

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех слушателей группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

– осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

– обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

– предусматривается минимальное участие на уроке преподавателя.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются видеоурок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Какие бывают виды дистанционного образования

Современные формы удаленного обучения

Для обеспечения учебного процесса могут быть задействованы самые различные виды дистанционного образования:

  • видеоконференции (обмен видеоизображением, которое сопровождает звук);
  • аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);
  • компьютерные телеконференции;
  • видеолекции;
  • занятия в чате;
  • веб-уроки;
  • радиосвязь;
  • телевизионные каналы.

Виды дистанционного обучения могут использоваться как по отдельности, так и комплексно в зависимости от оснащенности образовательного учреждения техническими средствами (ТСО) и специфики программы. От выбора ТСО во многом зависят характер и эффективность учебы: например, использование радио и телевидения не предполагает получения персонифицированной информации, а предусматривает лишь преподнесение общей.

Для преподавания каждой из дисциплин могут применяться любые виды дистанционного обучения, их успешное сочетание позволяет сделать процесс познания нового менее монотонным и более интересным и продуктивным.

Видеоконференции

Обеспечивают двустороннюю аудио- и видеосвязь между преподавателем и студентами и довольно часто используются в программах дистанционного обучения. Главным преимуществом такой формы виртуального общения является наличие визуального контакта в режиме реального времени.

Это большой плюс, так как, видя ученика, преподаватель может контролировать степень понимания предмета, корректировать заинтересованность, задавая вопросы и наблюдая за языком жестов. Ощущение вовлеченности – важный психологический аспект, который повышает эффективность процесса обучения.

Видеоконференции охватывают самое большое количество участников образовательного процесса и создают единую среду, что особенно эффективно при корпоративном обучении. К недостаткам этой формы можно отнести ее относительную дороговизну.

Аудиоконференции

Это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для голосового общения. Такие сеансы связи могут проводиться один на один с учеником и применяться при работе с группой студентов.

Аудиоконференция – достаточно доступный вид обучения благодаря отсутствию сложностей в ее техническом обеспечении. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Компьютерные телеконференции

Это видеоконференции, которые проводятся с применением ПК, подключенных к высокоскоростному Интернету и оснащенных микрофонами и цифровыми видеокамерами. Для компьютерных телеконференций используется двух- или многоканальное видео и аудио.

Основные недостатки этого вида дистанционного обучения – обязательное наличие хорошей скорости интернет-соединения, которое не всегда может быть технически обеспечено в некоторых регионах, и необходимость закупать специальное оборудование.

Отметим также, что успешность применения компьютерных телеконференций напрямую зависит от творческих навыков преподавателя. Особенно эффективно используется потенциал этой формы при организации коллективной работы учеников, а также в тех случаях, когда в дистанционном обучении задействуются методы ролевых игр и интеллектуальных конкурсов.

Видеолекции в дистанционном образовании

Видеолекции уверенно становятся неотъемлемым видом дистанционного обучения. Цифровые файлы могут храниться на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере. Как правило, на экране транслируется запись выступления лектора, иногда его замещает аватар (виртуальный двойник), озвучивающий письменный материал преподавателя.

Максимально эффективными в дистанционном обучении из-за хорошей скорости запоминания признаны видеолекции с динамичным изображением: показом кинофрагментов, анимации, таблиц. Демонстрацию сопровождают закадровые комментарии преподавателя.

Неоспоримое преимущество этой формы подачи учебного материала перед традиционной офлайновой «начиткой» состоит в том, что студент может самостоятельно регулировать ход видеолекции, сколько угодно раз возвращаться к предыдущим разделам и сложным моментам.

Занятия в чате

Это уроки, которые проводятся с использованием чатов – электронной системы общения, в которой два и более имеющих подключение к сети Интернет собеседника в режиме реального времени обмениваются отправленными с компьютеров текстовыми сообщениями, которые видят все участники группы.

Веб-уроки

Это дистанционные семинары, конференции и другие формы учебной деятельности, которые проводятся с использованием телекоммуникационных средств и прочих ресурсов Интернета. Обычно для организации веб-занятий применяются форумы. Они представляют собой один из видов совместной работы учащихся по изучению определенной тематики, разбору проблемы. В ходе обсуждения слушатели делают записи на сайте, доступные к прочтению и комментированию остальными участниками курса.

Большим плюсом веб-уроков признана возможность многодневного (а не только доступного в ходе краткосрочного сеанса связи) общения учеников и преподавателей и асинхронный характер взаимодействия: записи на сайте можно читать и оставлять в любое удобное время.

Методы радио- и телекоммуникации

Радиосвязь – традиционный вид дистанционного обучения, который в наше время используется не как единственный канал обмена информацией, а в комплексе с остальными формами.

К преимуществам радиотрансляций при реализации программ удаленного образования можно отнести их доступность широкой аудитории. Недостаток применения этой технологии состоит в том, что она не может гарантировать достаточную мотивацию к учебе и требует высокой самоорганизации учащегося.

Телевидение как отдельный вид дистанционного обучения тоже проигрывает таким более продвинутым вариантам, как видеоконференции. Однако благодаря визуальному контакту с учащимся или аудиторией этот метод очевидно эффективнее, чем радиотрансляции.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что инновационные виды дистанционного образования практически полностью вытеснили радио и телевидение, а их использование оправданно только при изучении иностранных языков посредством просмотра прямых включений новостных передач и live-репортажей.

Любой вид дистанционного обучения предполагает контроль знаний. В основном он проводится с помощью тестов, так как такой способ не требует присутствия учащегося в учебном заведении, а при грамотном составлении проверочных заданий отражает реальные знания студентов программы.

Что такое дистанционное обучение

  • 8
  • 3719
  • 1

Обыкновенный человек в качестве примеров образования на расстоянии назовет кучу обучающих мероприятий. Но мало кто сможет назвать его «изюминки». Об этих вещах должен иметь представление каждый. Потому что сегодня проще и дешевле получать знания дистанционным способом.

В статье мы расскажем, что значит дистанционное обучение. Будьте готовы изменить свои понятия об образовании, поскольку вы узнаете еще и популярные мифы о нем.

Что означает дистанционное обучение

Оно представляет собой передачу знаний от педагога к ученику посредством онлайн-платформ, мессенджеров и других технологий.

Сейчас в сети можно организовывать занятия, проводить лекции и многое другое. Все эти мероприятия могут посетить сотни тысяч людей, которые будут воспринимать информацию дистанционно.

Теперь не нужно ездить в другие города или страны для участия в семинарах, нет необходимости каждый день посещать интересующие курсы. Получая дистанционное образование, вы сохраняете драгоценное время и узнаете массу полезной информации.

Что могут задействовать учителя при данном обучении?

  1. Интернет-технологии.
  2. Социальные сети и онлайн-мессенджеры.
  3. Обучающие онлайн-платформы.
  4. Массу различных программ, сервисов, картинок и видео. Они сделают занятие более интересным, захватывающим и интерактивным.

Каждый может воспользоваться огромной информационной базой в интернете и «прокачать» знания в любой сфере. Именно сейчас дистанционная форма обучения набирает популярность и становится актуальной.

Преимущества образования на расстоянии и его характерные черты

Возникает вопрос: «Как эта дистанционная форма обучения сможет заменить живые лекции и семинары?» В качестве ответа на него привели список неоспоримых достоинств дистанционного образования:

  • экономия ценного времени. Студенты тратят на поездки в университеты уйму времени, которое можно потратить на более важные дела. Обучаясь дома, вы аналогичным образом общаетесь с учителем и выполняете его задания. Комфортная обстановка придает уверенности, а упражнения уже не кажутся такими сложными;
  • снижение денежных затрат на организацию мероприятий. Лекторам не нужно арендовать залы и аудитории. Им достаточно просто установить связь с учениками по интернету и подготовить интерактивный материал;
  • могут одновременно принимать участие десятки тысяч человек. На одном вебинаре, не мешая друг другу, может находиться большое количество людей;
  • интерактивное обучение и мгновенный доступ к информационной базе данных.
Читайте также:  Как поступить в аспирантуру

Образование на расстоянии не только предоставляет лекции, но и увлекательно объясняет их содержимое.

Почему подобное образование становится популярным? Да потому, что студентам нравится такой подход. Они чувствуют интерес, азарт и жадно тянутся за новыми знаниями.

Многие считают, что образование на расстоянии лишь изолирует ученика от учителя и сокурсников. Но каждый участник обучающей программы может без проблем связаться с ними в любое время.

Получая знания на расстоянии, вы должны помнить, что всегда получите необходимую поддержку со стороны. В любой момент можно получить необходимую консультацию или ответ на интересующий вопрос. Перейдем к формам подобного обучения.

Виды дистанционного образования

Ранее мы уже говорили, что данный способ обучения отличается от обычного — функциональной составляющей. Далее разберем широкий спектр вариантов доставки знаний ученику на расстоянии:

  • чат-занятие — учебное мероприятие, которое проводится таким образом, чтобы и ученики, и учителя, и организаторы имели прямой доступ к общему чату. Именно по такому принципу устроены чат-школы;
  • веб-занятие — на расстоянии можно проводить любые семинары, лекции, уроки и даже практические работы. Эта дистанционная форма обучения может проводиться в абсолютно любом режиме;
  • телеконференция — в зале собирается аудитория, и лектор начинает рассказывать тему, прибегая к помощи иллюстраций на крупном экране. Все это время из зала ведется прямая трансляция, которую смотрят еще тысячи человек. Российские обучающие платформы его активно используют.

Подведем небольшой итог. Дистанционное обучение может быть синхронным, т. е. ученик и педагог взаимодействуют между собой в одно время.

Но также существуют и асинхронные формы обучения. Их преимущество в том, что участники процесса могут изучать программу и выполнять задания в любое удобное им время.

3 распространенных мифа о дистанционном обучении

Обсудим некоторые ошибочные представления:

1. Низкий уровень обучения. Данный миф появился после возникновения дешевых и коротких обучающих курсов, участие в которых было направлено только на получение отличных баллов. Но немногим известно, что посредством обучения на расстоянии можно получить диплом об окончании Гарварда или Калифорнийского университета.

2. Низкая значимость диплома. Поскольку данный вид образования появился в России недавно, то для многих работодателей до сих пор остается загадкой понятие об обучении на расстоянии.

Однако при устройстве на работу начальник не особо смотрит на дипломы и другие бумажки. Работодателей больше интересуют навыки и способности, умственные качества, умение быстро соображать и т. д. Запомните, что не дипломы решают судьбу, а только вы сами.

3. Учиться можно в любое время. Не думайте, что сможете пропускать домашние задания или выполнить их тогда, когда захочется. Да, ученики могут планировать выполнение уроков в течение дня, но они должны придерживаться учебного графика, составленного преподавателем.

Подобных ошибочных суждений существует еще довольно много. Мы остановились на самых основных.

В статье подробно рассказали о том, что такое это дистанционное обучение. Теперь вы в полной мере осведомлены о важности данного типа образования. Помните о мифах, поскольку эти ложные выражения запутывают людей и сталкивают их с истинного пути. Любите знания, но берите лишь самые необходимые.

Надеемся, что статья вам понравилась. Ставьте «+» в комментариях, если дошли до конца и делитесь с друзьями. Желаем процветания вашему делу! С уважением, Sell Skill.

Дистанционное обучение (стр. 1 из 2)

1. Что следует по­ниматьпод дистанционным обучением?………4

2. Цели дистанционного обучения……………………………………6

3. Виды дистанционного обучения……………………………………7

4. Модели дистанционного обучения………………………………. 8

5. Преимущества дистанционного обучения………………………10

6. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения……………………………………………………………. 11

Введение:

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

1. до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

2. существует тенденция “подстраивания” термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

3. педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педаго­гической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.

Что следует по­ниматьподдистанционным обучением?

Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций вкомплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения.Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как системасовершенноавтономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целямии содержанием, что и очное обучение. Ноформы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих.Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях .

Авторы статей выделяют ряд характеристик дистанци­онного обучения.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения.

Читайте также:  Система дошкольного образования в россии: структура и основы

Цели дистанционного обучения.

Авторы статей выделяют следующиецелидистанционного обучения:

1. профессиональная подготовка и переподго­товка кадров;

2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

3. подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

5. углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;

7. базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;

8. дополнительное образование по интересам.

Виды дистанционного обучения.

На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанцион­ного обучения, основанные на: 1. интер­активном телевидении;

2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактив­ном телевидении, заключается в его возможности непо­средственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обыч­ное занятие, будь оно построено по тра­диционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподава­тели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования но­вых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, при­нять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интер­активна и мо­жет считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанцион­ного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режи­ме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов регио­нальных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает ис­пользование компакт-дисков в качестве базового элек­тронного учебника.Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Всё о дистанционном обучении: виды и преимущества

Сегодня получить образование – не составит труда. Некоторые студенты умудряются совмещать приятное с полезным: обучаясь в ВУЗе и одновременно с этим работая на предприятии. Как правило, первое высшее образование (бакалавриат) получают очно, а осваивание остальных степеней (магистр, аспирант и пр.) – происходит параллельно с трудовой деятельностью.

Сегодня получить образование – не составит труда. Некоторые студенты умудряются совмещать приятное с полезным: обучаясь в ВУЗе и одновременно с этим работая на предприятии. Как правило, первое высшее образование (бакалавриат) получают очно, а осваивание остальных степеней (магистр, аспирант и пр.) – происходит параллельно с трудовой деятельностью.

В последнее время особый интерес люди стали проявлять к дистанционному обучению.

Что это такое?

Дистанционное обучение – это один из вариантов образовательного процесса на расстоянии. Взаимодействие преподавателей и учащихся происходит с помощью современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов, почтовых отправлений и пр.

Качество такого образования ничем не уступает очной или заочной форме обучения. Студенту также дают лекционный материал для изучения, он самостоятельно изучает определенный объем курса, выполняет ряд проверочных работ (тестирования, контрольные и курсовые, пишет дипломный проект).

Термин «дистанционное обучение» охватывает широкий спектр программ и курсов, направленных на получение новых знаний и навыков, переобучение персонала, и использующих онлайн-семинары, вебинары, видеоконференции и пр.

Как зародилось дистанционное обучение?

В конце 1980-х годов научный прогресс начал активно развиваться. В стране появилась новая техника и средства коммуникаций, которые упрощают процесс взаимодействия людей: появились новые способы передачи информации, спутниковая связь. Фактически наука позволила человечеству преодолеть «дистанционный барьер»: стало возможным общаться и получать услуги, находясь в разных уголках планеты.

Сейчас благодаря Интернет-технологиям человек не только общается, но и получает образование или развивает собственный бизнес, не покидая при этом домашних стен. Еще 20-30 лет назад об этом не могли и подумать.

Первый университет, который начал проводить дистанционное обучение, открылся в 1969 году в Великобритании. В России подобные программы начали действовать гораздо позже – в 1997 году.

Теперь, чтобы быть востребованным и квалифицированным, важно идти в ногу со временем: постоянно развиваться, обучаться, осваивать новые технологии и внедрять их на практике. Достичь успеха помогает дистанционное образование.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формы дистанционного образования

Каждый портал или образовательное учреждение предоставляет материал для обучения в рамках специально разработанной и утвержденной программы. Курс предполагает изучение лекционного материала, выполнение практических заданий и самостоятельное образования выделяют:

Данный формат предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагоги. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все студенты или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия.

Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Студенты могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.

Данный вид взаимодействия обучающихся с преподавателями происходит на основе электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Студенты регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии в ВУЗе. Самой популярной разновидностью этого метода обучения является видеоконференция, интерактивно телевидение, когда преподаватели и студенты общаются на расстоянии и видят при этом друг друга.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Как говорится в народе, «у монеты две стороны или палка о двух концах». То же самое касается дистанционного обучения.

Среди достоинств данного способа получения образования можно отметить:

– получение новых знаний в удобное для него время;

– предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;

– студент самостоятельно задает себе темп обучения;

– осваивание новых технологий и средств коммуникаций;

– получение помощи в любой момент мобильность и оперативность между преподавателями и студентами;

– развитие самодисциплины и самообразования;

– экономия времени и денег;

– мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам;

– получение образования независимо от социального статуса, состояния здоровья, финансового состояния и пр.

Среди недостатков дистанционного образования выделяют:

– студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;

– отсутствие прямого контакта с преподавательским составом и членами группы;

– отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей;

– постоянный доступ к Интернету;

– отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;

– далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Ссылка на основную публикацию