Цель и смысл жизни человека - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Цель и смысл жизни человека

2.3. Цель и смысл жизни человека

Человек в отличие от животных осознает конечность своего существования. Рано или поздно каждый задумывается о том, что он смертен, и о том, что же он оставит на земле после себя. Но часто мысли о неизбежности собственной смерти вызывают у человека сильнейшее эмоциональное потрясение. У него может возникнуть чувство безнадежности и растерянности, даже паники. Некоторые задаются вопросом: зачем же жить, если все равно в конце концов умрешь? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Не проще ли смириться и плыть по течению? Преодолев чувство безнадежности, человек оценивает уже пройденный жизненный путь и то, что еще предстоит. Никто не знает, когда придет его последний час. Поэтому каждый нормальный человек стремится достичь определенных результатов к концу своего жизненного пути. Таким образом, знание о грядущей смерти становится основополагающим в последующем духовном развитии человека, в определении цели и смысла жизни.

Размышления над смыслом жизни становятся для многих людей основой в определении главной цели жизненного пути, поведения и отдельных поступков. Цель и смысл жизни каждой личности тесно связаны с социальными явлениями, определяющими Цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет, человечества как единого целого. Каждый сам для себя решает, какими средствами можно достигать намеченных Целей, а какими — нельзя. Здесь появляются такие нравственные категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость.

Перед человеком встает вопрос: жить, творя добро на благо другим, или замкнуться в своих мелких страстях и желаниях, жить для себя. Ведь смерть уравнивает всех — богатых и бедных, таланты и бездарности, королей и подданных. Разрешение этого вопроса люди искали в религии, а затем в философском учении об «абсолютном разуме» и «абсолютных моральных ценностях», создающих основу нравственного существования человека.

Задумываясь о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Будучи важной для каждого человека, эта проблема занимает центральное место во всей культуре человечества. Оно пыталось разгадать тайну небытия и, не найдя ответа, осознало необходимость духовно, нравственно победить смерть.

Религиозные взгляды на смысл жизни продиктованы постулатом о загробной жизни, истинной жизни после физической смерти. Поступки человека в земной жизни должны определять его место в потустороннем мире. Если человек творил добро по отношению к ближним, то он попадет в рай, если нет — в ад.

Современная наука, прежде всего философия, в вопросе поиска смысла жизни взывает к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках. Физическое бессмертие невозможно. Средневековые алхимики искали эликсир жизни, но безуспешно. Сейчас ученые и не пытаются этого делать, хотя существуют общеизвестные способы продления жизни (здоровое питание, занятия спортом и т.д.). Тем не менее возрастные пределы жизни человека составляют в среднем 70—75 лет. Долгожители, достигшие 90, 100 и более лет, встречаются редко.

Жизнь конкретного человека нельзя рассматривать в отрыве от жизни остальных людей, поскольку каждый человек включен в определенную группу, является частью общества и, в широком смысле, всего человечества. На протяжении своей жизни человек может добиваться поставленных перед собой целей, но никогда не достигнет целей своей общности, народа, человечества. Такое положение содержит в себе побудительные силы творческой деятельности. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, в его культуру. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который реализуется через общество. Таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который реализуется посредством жизней отдельных индивидов.

Однако соотношение личного и общественного было неодинаковым в разные исторические периоды и определялось ценностью человеческой жизни в каждой конкретной эпохе. В условиях угнетения человека, принижения его достоинства отдельная жизнь не считается ценной. Да и сам человек часто не стремится достичь чего-то большего, подавляемый обществом и государством. Напротив, в демократическом обществе, где признается индивидуальность человека, смысл жизни личности и общества все более совпадают.

Такое представление о смысле и ценности человеческой жизни связано с пониманием социальной природы человека. Поведение личности определяется социально-нравственными нормами. Поэтому неправильно искать смысл жизни человека в его биологической природе.

Человек не может жить только для себя, хотя и такое нередко бывает. На пути к достижению основной цели жизни человек проходит ряд этапов, ставя перед собой промежуточные цели. Сначала он учится, стремясь получить знания. Но знания важны не сами по себе, а потому, что их можно применить на практике. Диплом с отличием, более глубокие знания, полученные в институте, служат залогом получения престижного рабочего места, а успешное выполнение служебных обязанностей способствует карьерному росту.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают их одинакового жизненного пути. Один человек может остановиться на достигнутом и не стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Практически каждый человек ставит перед собой цель создать семью, воспитать детей. Дети становятся смыслом жизни родителей. Человек работает, чтобы обеспечить ребенка, дать ему образование, научить жизни. И он достигает цели. Дети становятся помощниками в делах, поддержкой в старости.

Стремление оставить свой след в истории — смысл существования людей. Большинство оставляют свой след в памяти детей и близких. Но некоторые хотят большего. Они занимаются творчеством, политикой, спортом и т.д., стремясь выделиться из массы Других людей. Но и здесь нельзя заботиться только о личном благе, о своей известности среди современников и потомков любой ценой. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из 7 чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только его деятельность на пользу общества в сочетании ее с удовлетворением личных интересов и потребностей.

Как писал Островский, «Жизнь прожить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человеку важно в конце жизни почувствовать удовлетворение от того, что он чего-то достиг, принес кому-то пользу, решил поставленные перед собой задачи.

И здесь возникает вопрос: сколько нужно человеку времени для того, чтобы полностью реализовать цели своей жизни? В истории немало примеров выдающихся людей, рано умерших или погибших и, тем не менее, оставшихся в памяти человечества. А сколько они могли бы сделать, если бы прожили еще пять, десять, пятнадцать лет? Такой подход позволяет по-новому взглянуть на проблему продолжительности человеческой жизни, возможности ее продления.

Проблема продления жизни может ставиться как научная цель. Но при этом надо четко понимать, для чего это необходимо и человеку, и обществу. С точки зрения гуманизма человеческая жизнь сама по себе представляет высшую ценность. В этом смысле увеличение нормальной социальной продолжительности жизни становится прогрессивным шагом и в отношении отдельных людей, и в отношении человеческого общества в целом.

Но проблема увеличения продолжительности жизни имеет и биологический аспект. Условием существования человечества является индивидуальное чередование жизней отдельных людей. Современная наука уже сейчас знает много способов продления жизни — от лечения различных болезней до трансплантации органов. Тем не менее проблема старения человеческого организма современной наукой пока не решена. В старости организм не всегда может выполнять свойственные ему функции, и человек испытывает физические страдания. Часто это сопровождается психическими переживаниями человека по поводу своей беспомощности. А как быть в ситуации, когда мозг человека уже не функционирует, а тело еще живет?

Подобная постановка проблемы означает, что задачей медицины должно быть не только продление жизни человека, но и сохранение его умственной и физической дееспособности. Несомненно, человеку надо жить дольше, хотя это во многом зависит от социальных условий жизни общества. Следовательно, не само по себе продление индивидуальной жизни должно стать целью науки, общества и самого человека, а именно развитие богатства человеческой природы, степень участия личности в коллективной жизни человечества.

Вопросы и задания

1. В чем проявляется взаимосвязь между пониманием человеком конечности своего существования и определением им цели и смысла своей жизни?

2. Как решалась проблема смысла жизни в культуре человечества?

3. Как понимает проблему смысла жизни философия?

4. Как взаимосвязаны смысл жизни человека и смысл жизни общества?

5. Какие цели ставит перед собой человек в процессе своего жизненного пути? Какие цели актуальны для вас в данный момент?

6. В чем состоит проблема продления человеческой жизни? Необходимо ли это? Почему?

7. На примере конкретных личностей охарактеризуйте проблемы целей и смысла жизни, времени, необходимого для реализации этих целей.

8. Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен (потому что к этому неудержимо влечет его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен был сделать и всегда делал в отношении бесконечно малых жизненных явлений, могущих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т.е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое. Понимать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно… Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех… человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Объясните, в чем он видит смысл жизни.

9. Охарактеризуйте слова поэта В. А. Жуковского с точки зрения смысла жизни:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет; Но с
благодарностию: были.

Цель и смысл жизни человека

Российский государственный торгово-экономический университет

«Экономика и управление на предприятии (туризм)»

по дисциплине «Философия»

Цель и смысл жизни человека

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапамятных времен он занимал человека. Есть, пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна.

Читайте также:  активность мозга во время сна - как она влияет на умственную активность человека

Среди многих подходов к решению сложной проблемы – существует ли логика, приемлемая вплоть до самой смерти, можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь, как она фактически есть, само же понимание смысла жизни разнится.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о смысле и цели жизни человека с философской точки зрения.

Вопрос о смысле жизни относится к числу вечных философских вопросов, который еще до рождества Христова был поставлен в книге Екклезиаста: «все суета сует и томление духа», – какой смысл имеет эта суета, если нет Бога?

Согласно Хайдеггеру, «метафизика – это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем сущее обратно для понимания как таковое и в целом». Достоевский устами великого инквизитора говорил: «. Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется жить на земле». Аналогичный подход у М.М. Бахтина, утверждавшего: «смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла. представляется нам бессмысленным, изъятым из диалога». Вопросы обусловлены нашими интересами и потребностями, а не праздным любопытством. То, что понимают обычно под «праздным любопытством», есть на самом деле ориентировочная, поисковая активность живого организма, обусловленная базисными потребностями выживания и развития в физическом и духовном планах. Смысл – это то значение, которое человек придает осваиваемому предмету, обнаружив или предположив способность удовлетворять с помощью этого предмета какие-то из своих (или общественных) потребностей. Отсюда очевидно, что смысл может быть действительным или мнимым. Действительность смысла проверяется через практику. Значимость предмета для удовлетворения индивидуальных потребностей называют личностным смыслом. Он имеет субъективный характер.

Слово «смысл» у Е.Н. Трубецкого обозначало нечто, обладающее всеобщим и безусловным значением, а не только личным, индивидуальным или субъективным. Вопрос о смысле жизни для него имел аксиологический характер: «Стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого». Он требовал различать «смысл-истину» и «смысл-цель». Отсутствие «смысла-цели» в жизни человека делает ее бессмысленной, пустой, она соотносима с «порочным кругом», с деятельностью, не достигающей никакого результата. Классические символы подобной деятельности можно обнаружить в греческой мифологии – это царь Иксион, вращающийся в огненном колесе; бочка Данаид, которую никак не наполнить, ибо у нее нет дна; Тантал, пытающийся напиться и поесть плодов, но они ускользают от него; Сизиф, вкатывающий огромный камень на гору, который тут же срывается и катится вниз. Такая деятельность рассматривается как наказание богов за какие-то грехи.

Жизнь задает человеку вопрос: «Каким образом мы можем преодолеть страдание, изоляцию, стыд, порождаемый опытом изолированности; каким образом мы можем найти согласие с самим собой, со своими собратьями, с природой?» На него существует несколько ответов. Фромм предлагает два варианта: или преодолеть изолированность и слиться с чем-либо, аналогичным досознательному состоянию человека, или заново родиться, преодолев собственный эгоизм и достигнув иного уровня гармонии с миром.

В смысле жизни (как и в любом другом смысле) нужно различать личностный аспект и социальный, «смысл для себя» и «смысл для других». «Смысл для себя» – это то, что я хочу сделать в жизни для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей. «Смысл для других» направляет человека на то, чтобы трансцендировать свою сущность в служение обществу, помогать другим, отдавать им себя, реализуя свое бытие. «Осуществляя смысл, человек реализует себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя»

Смысл жизни, по определению Л.Н. Когана, – это «философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами класса (общества) и свободным (в определенных границах) выбором личности».

Человек может по-разному осознавать смысл своей жизни. У одних это самые общие абстрактные представления о том, чтобы «приносить пользу обществу», у других есть ясное и четкое представление и понимание конкретных задач, у третьих – детальная проработка жизненных планов, например, разработка лекарства от трудноизлечимой болезни. Коган сравнивает цель жизни со стволом «дерева» жизненных целей, который объединяет и направляет частные и конкретные цели на реализацию общего смысла жизни. Естественно, что возможен отказ от тех целей, которые препятствуют осуществлению жизненной «сверхзадачи»

Счастье. С вопросом о смысле жизни тесно связан вопрос о счастье, под которым обычно понимают состояние человека, испытывающего удовлетворение своим бытием, полнотой и осмысленностью жизни. Античная теория эвдемонизма рассматривала счастье как высшую цель человеческой жизни. При этом одни философы (например, гедонисты) понимали счастье как сумму испытанных удовольствий, в таком понимании проявляется ориентация на «обладание» и потребление. Сомнение в правильности такого подхода высказывал Шопенгауэр, подчеркивая, что любое стремление возникает из недостатка, из недовольства своим состоянием, поэтому доставляет некоторое страдание до тех пор, пока оно не удовлетворено; но никакое удовлетворение не может быть продолжительным, становясь исходным пунктом нового стремления. Другие философы (например, киники и киренаики, а также буддисты), наоборот, полагали, что необходимы борьба с желаниями и страстями, освобождение от них воспринималось как условие приближения к счастью (или к нирване). Как заметил В.В. Розанов, «всякое счастье, имея лишь качественные измерения, не заключает в себе каких-либо качеств», разве что «продолжительность и напряженность».

Мудрый Рей Бредбери в повести «Вино из одуванчиков» заметил: «Вот поживете с мое, тогда поймете, что мелкие радости куда важнее крупных». А протестантский священник Дитрих Бонхёффер писал: «Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь, в конце концов, именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни. ». жизнь труд любовь счастье

Любовь. Многие авторы рассматривают в качестве источника счастья и смысла жизни любовь.

И.А. Ильин полагал, что без любви прожить человеку невозможно, потому что, во-первых, жизнь обрушивает на человека слишком много факторов, из которых надо выбирать, ограничивая себя, и любовь есть «главная выбирающая сила в жизни». Если же человек не научиться ограничивать и выбирать, то растратит себя и погибнет «во всесмешении». Надо отказываться от многого ради самого важного, и осуществлять выбор помогает воля, «воля без любви пуста, черства, жестка, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу. Она быстро превратит жизнь в каторжную дисциплину под командой порочных людей». Во-вторых, любовь есть «главная творческая сила человека», «культура без любви есть мертвое, обреченное и безнадежное дело. И все великое и гениальное, что было создано человеком, – было создано из созерцающего и поющего сердца». В-третьих, самое главное и драгоценное в жизни человека открывается только любящему сердцу. «Только созерцающая любовь открывает нам чужую душу для верного, проникновенного общения, для взаимного понимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Все это недоступно бессердечным людям. Только созерцающая любовь открывает человеку его родину, т. е. его духовную связь с родным народом, его национальную принадлежность, его душевное и духовное лоно на земле. Иметь родину есть счастье, а иметь ее можно только любовью. Не случайно, что люди ненависти, современные революционеры, оказываются интернационалистами: мертвые в любви, они лишены и родины. Только созерцающая любовь открывает человеку доступ к религиозности и к Богу».

С самого начала человеческой жизни любовь играет важную роль. Без любви родителей к ребенку он может вырасти бездушным и жестоким. Во взаимоотношениях матери и ребенка выделяют следующие аспекты:

телесный контакт (ребенку необходим контакт с матерью, ему нужно, чтобы она его ласкала, гладила, обнимала; у него возникает чувство спокойствия и безопасности, если он ощущает ее тепло и биение любящего сердца);

эмоциональная привязанность (интенсивные эмоции связывают мать и ребенка, маленькие дети с трудом расстаются с матерью даже на короткое время, не соглашаются оставаться в детских яслях, когда мать должна уходить на работу);

эмоциональная доступность и отзывчивость (малыш должен быть уверен, что мать всегда готова откликнуться на его просьбы, оказать ему бескорыстную помощь и поддержку).

Материнская любовь становится образцом, по которому человек учится другим видам любви, учится любить других. По мере расширения его социального опыта формируется любовь к другим родственникам, старшим товарищам, учителю, природе, популярному киноактеру и модному певцу, к славе, успеху, родине.

Аврелий Августин выделял три вида любви: любовь к Богу, любовь к ближнему и любовь Бога к человеку. Однако надо любить и себя; при этом подчеркнем, что эгоизм и любовь к себе – не одно и то же. Философ-мистик Мейстер Экхарт писал: «Если ты любишь себя, ты любишь всякого другого так же, как себя. Пока ты любишь другого меньше, чем себя, тебе не удастся любить себя по-настоящему; но если ты любишь всех равно, и себя тоже, то ты будешь любить их как одного, и этот один есть и Бог, и человек. Итак, велик и праведен тот, кто, любя себя, любит также и всех других».

Смысл жизни обладает мифологическим характером в том плане, что не имеет абсолютного значения за пределами какой-то религиозной или мифологической системы. Каждая из них предлагает свой абсолютный смысл, который принимается в качестве такового человеком, принадлежащим к той или иной конфессии.

Итак, смысл жизни – это содержательно-ценностная ориентация человека в его самоопределении, самоутверждении и самореализации, это стратегическая жизненная перспектива, реализующая его понимание подлинного существования и бытия. Потребность в смысле жизни относится к числу основных онтологических потребностей человека. Для того чтобы жить полнокровной жизнью, то есть быть, человек должен иметь программу своей жизни, должен быть вдохновлен надеждой на реализацию этой великой программы, именно это дает ему волю к жизни, именно это делает его вполне человеком. Можно выделить следующие смыслообразующие доминанты:

) творчество и созидание (труд);

) духовная деятельность и религия;

) деятельность на благо общества;

) любовь, семья и воспитание детей;

) руководство и подчинение;

) потребление и удовольствия;

) увлечения и хобби.

Можно указать на следующие, наиболее типичные смыслы жизни человека:

При этом важно подчеркнуть, что человек может выбрать любой из названных смыслов жизни и реализовать себя в этом плане, но лучше, чтобы это был не один, а несколько смыслов, соединенных в какой-то ценностной иерархии, в идеале смысл жизни должен включать в себя все эти аспекты, а не один-два. Лишь при включении всех этих аспектов в смысл жизни можно говорить о полноте самовыражения и самореализации, что является четвертым важным условием счастья.

Читайте также:  Витамины для мужчин после 40

Люди жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.

Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.

От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец – смерть.

Список использованной литературы

. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Новая технократическая волна на Западе. М,, 1986. С. 41.

. Достоевский Ф.М. Соч.: В 30 т. М., 1976. Т. 14. С. 232.

. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 350.

.Сенека Л.А. Нравственные письма к Луциллию. Кемерово, 1986. С. 324-325.

. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 7.

.См.: Фромм Э. Психоанализ и дзэн-буддизм // Что такое дзэн? Львов; Киев, 1994. С. 21.

. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1928-1958. Т. 18. С. 197.

.Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 38.

. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. С. 233.

. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. С. 228.

Теги: Цель и смысл жизни человека Доклад Философия

Смысл и цель жизни

Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое «место под солнцем».

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.

Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.

Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.

Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Таким образом, ответ на вопрос “есть ли смысл в жизни?” в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.

Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых yтверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни – это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.

Земная жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни, тем более, духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в конце которого ничего нет, “бытие к смерти”. Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.

Для религии поиск такого “высшего” не составляет особого труда: наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Очевидно, что надо не столько получить “информацию о смысле жизни”, сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия. Смысл нужно пережить, т.е. не найти, а проложить свой путь.

Цель и смысл жизни человека

Почему я не миллионер?! Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задавал себе этот вопрос. Но в свое оправдание находил тысячу ответов-отговорок. В чем же истинная причина столь кардинального различия в материальном и социальном статусе людей? Кто и как распределяет их роли в этом мире? На самом деле сам человек определяет свою судьбу и свое место в обществе через поиск смысла своей жизни.

В чем заключается смысл жизни человека?

Известно множество ситуаций, когда человек, мечтавший о богатстве, внезапно получал его, но через некоторое время он вновь становился бедным и продолжал мечтать. В чем феномен подобных случаев?

Бытие определяет сознание. Сознание, точнее, осознанность окружающей действительности и восприятие мира как целостного образа и сформированная на этом фоне система ценностей определяют бытие. Смысл жизни человека является непосредственным отражением этой взаимосвязи, определяющим его место и роль в человеческом обществе. Под эту формулу подстраивает человек свои дела и поступки.
Главная особенность человека как биологического вида – это социум. С ним тесно связана природно-биологическая роль каждого индивидуума – сохранение вида и продолжение рода. Человеческое общество – единый живой организм. Именно поэтому, говоря о смысле жизни, мы непременно связываем это понятие с реализацией человеком своих возможностей и способностей, взаимоотношениями и оценкой его деятельности другими людьми. Потребность реализовать и утвердить себя в обществе является стимулом для саморазвития и продвижения вперед.

Обретая смысл жизни, человек сам определяет свое место в мире – быть ему миллионером или нищим, бродягой или великим ученым, иметь большую семью или оставаться одиночкой. Фактически, таким образом, он рисует себе путь и ставит цели, которые стремиться достичь.

Как связаны цели человека со смыслом его жизни?

Некоторые психологи определяют целеустремленность как главную составляющую успеха. Одновременно нередко можно встретить энергичных волевых людей, которые легко решают поставленные задачи и осуществляют задуманное. Но в целом они не могут похвастаться сколько-нибудь значимыми достижениями, в жизни их сопровождает неудовлетворенность. Проблема в подобных случаях заключается в видении (понимании) человеком смысла жизни и соответствии ему поставленных целей.

Как связаны цель и смысл жизни человека? Смысл жизни определяет результат, а цель – пути его достижения. Цель без смысла подобно хаотичному движению молекул, которые, постоянно меняя траекторию и сталкиваясь, теряют большую часть своей энергии. Цель – маяк, который не позволяет сбиться с осмысленного пути!

Как человеку изменить свой жизненный путь?

Если задать вопрос о смысле жизни, многие люди не смогут дать быстрый ответ или произнесут штампованные фразы, продиктованные социальными установками, но не отражающие истинную картину. Тем временем большинство значимых проблем в жизни связанны именно с его пониманием и определением. Может ли сам человек повлиять на ситуацию и изменить свою жизнь?

Говорят, если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему. Это выражение напрямую связано с поиском смысла жизни. Смысл жизни нельзя приобрести или получить в дар, невозможно создать, но можно найти. Он есть всегда! Важно только, чтоб было стремление к поиску, желание изменить свое положение в обществе и отношение общества к себе, обрести уверенность, повысить самооценку, получать радость и удовлетворение от своего существования. Поиск заключается в переосмысливании действительности и перестройке иерархии собственных ценностей, определении в новом свете своей жизненной стратегии и перспективы.

Читайте также:  Какие сайлентблоки лучше?

Курс М.С. Норбекова Мастерская успеха открыт специально в помощь тем, кто искренне желает осознать свое предназначение в этом мире, раскрыть свои способности и понять, куда вкладывать свои силы. Такие курсы познания цели и смысла жизни помогут понять, как стать успешным и жить в согласии со своей душой и сердцем, обретая безграничное счастье.

Если Вы хотите правильно определить свою систему ценностей, обрести новый смысл и по-новому взглянуть на себя со стороны, посетите тренинг Жизненные ценности и Время перемен, которые проводит Центр М.С. Норбекова. Пройдя курсы формирования своей системы жизненных ценностей, Вы научитесь определять свои слабые и сильные стороны, работать над постановкой жизненных целей и выделять наиболее важные из них.

Смысл и цель жизни

Беспокоящим, противоречивым и животрепещущим вопросом во все времена существования жизни на земле для человека, существа мыслящего, остается такой: “А в чем смысл и цель жизни?” И сколько людей, столько мнений по этому вопросу. Прежде чем разбираться в этой философской категории “цель и смысл жизни человека…”, стоит понять, а что же обозначают эти слова — “смысл” и “цель”?

Понятия смысла и цели

Смысл – это понятие, обозначающее внутреннюю сущность, причину появления или существования. Смысл жизни – это то, из-за чего мы живем, предпосылки возникновения самоидентификации человека, причины его поиска, включающие в себя причины его радости и мучений на этой земле. Смысл жизни – тот камень преткновения, который не смотря ни на что, крутит колесо жизни. Тот кто не понимает этого смысла и не нашел смысл для себя, отчаиваются и кончают жизнь самоубийством. Тот кто прозрел и понял смысл своего существования выходят за пределы физических проблем и чувствуют полную гармонию с миром.

Цель – более приземленное понятие. Хотя в некотором роде понятия “смысл жизни” и “цель жизни” совпадают. По сути цель – итог, к которому стремятся. Если понимать цель, как какой-то видимый или ощутимый результат, то смысл отличается от цели, так как понятие смысла не всегда подразумевает результат, достижение.

Цель – более поверхностное понятие, нежели смысл. В дальнейшем анализе и рассуждениях мы будем для исключения недопонимания все же рассматривать оба понятия – и “цель”, и “смысл” – как одно. Ведь, согласитесь, оба эти слова – человеческие понятия, поэтому они искусственны и не подходят для выражения невыразимого, то есть смысла, причин нашего существования, корни которого уходят далеко за пределы физической жизни человека, то есть – глубоко в непознаваемое. Но раз мы пытаемся объясняться словами, придется оперировать ими и дальше.

Проблема цели и смысла жизни в философии

Философская наука склоняется к двум вариантам цели и смысла человеческой жизни:

  • Смысл жизни в самой жизни.
  • Смысла жизни нет.

Путем умозаключений, рассуждений, без проверки на практике некоторые философы пришли к выводу, что смысл жизни вообще нигде не скрывается, а слит с самой жизнью во всех ее проявлениях и формах. То есть смысл жизни – в самом процессе жизнедеятельности со всеми радостями и тяготами.

Сравнение с появлением гениальной картины очень подходящее в данном случае. Ведь когда мастера или обычного человека вдруг, как говорят, посещает муза (откровение), то он не думает про смысл. Он становится каким-то единым порывом, одухотворяется своим внутренним откровением и пишет свой шедевр, который просится наружу, как проявление чистой красоты.

Другая группа философствующих пришла к несколько иному выводу, рассуждая о смысле бренного существования – что смысла жизни попросту нет. Действительно, очень трудно свести к общему знаменателю все те противоречивые события, которые имеют место быть в жизни людей. Сложно вообще с точки зрения человека, живущего по сравнению с жизнью космических объектов ничтожно мало, судить что-то. Ведь нам вряд ли откроется более толики истины за такой период времени, который мы тратим по большей части на решение сиюминутных вопросов, а потом умираем и превращаемся в прах. Смысла жизни нет, просто так сложились природные обстоятельства и причинно-следственные связи.

Если присмотреться получше к двум описанным философским понятиям о смысле жизни, становится понятно, что они практически идентичны. Ну посудите сами: думать, что жизнь нужна, чтобы жить – это то же самое, что считать абсурдным вообще этот вопрос, ведь в первом случае так и не приходят ни к какому выводу и не объясняют смысла.

Буддийское понимание смысла человеческой жизни

Все знают про Будду, который вследствие душевного потрясения и долгого сосредоточения (медитации) прозрел и понял (скорее почувствовал, так как мозгу это понимание недоступно) смысл. Так вот, буддизм (на всякий случай уточню: буддизм – это не религия) еще раз подтверждает уже сказанное выше: трансцендентный (всепроникающий) смысл жизни невыразим словами, но к просветлению, пониманию смысла придет каждый.

Причем заметьте, этот процесс, как и результат не зависит от ума человека. Он не зависит от уровня образования, интеллекта, возраста, цвета кожи – ни от чего не зависит. Это потому, что здесь заканчиваются любые логические связи, которыми привык думать цивилизованный современный человек.

Буддийский вариант просветления, как уже говорилось, не зависит от уровня интеллекта. Современная стереотипная образовательная система, построенная на научных знаниях мешает пониманию. Для подробного объяснения данного вопроса приведем пример: дзен-буддийская история (притча).

В ней рассказывается об ищущем путь, который пришел к духовному учителю за ответами на вопросы. Они готовятся к чаепитию. Учитель понимает, что ум ученика не готов понять ничего, что его разум не спокоен и уже заполнен знаниями, что отодвигает человека от осознания смысла жизни. Поэтому для выражения этой мысли, просветленный начал наливать в чашку чай ученику. Однако, когда чай достиг краев, он не прекратил лить его. Естественно, обжигающая жидкость начала переливаться через край и выливаться на колени ученика и пол. Ученик воскликнул: “Что же ты делаешь, учитель? Ведь чашка уже полна, в нее больше не поместится чая!” На что учитель ответил, что действительно, в полную чашку больше ничего не поместишь.

Смысл жизни – в осознании себя частью (не составной, а скорее голографической) всего остального Универсума.

Согласно буддийской версии человек в своем физическом (грубом, осязаемом) теле – только верхушка айсберга, только видимая часть того, чем он на самом деле является. Это как любовь – она не материальна, но в то же время прекрасна и иррациональна, ради нее живут и умирают. Она пропитывает все, а ее отсутствие отравляет существование. Не будет противоречием буддийскому толкованию цели жизни такое утверждение: “Смысл жизни – любовь”.

В повседневности все пропитано этим смыслом, хотя наша жизнь является слишком обусловленной. Обусловленность жизни – это разделение на “быть” и “не быть”, на “хорошее” и “плохое”, на “свет” и “мрак”, а на самом деле бытие не разделено на части, как это кажется нам. Это не плохо, ведь иначе нам не с чем было сравнивать. Получается, что это одинаково прекрасно: испытывать боль и испытывать радость. Любая противоположность, которую так привык везде видеть наш ум, имеет две стороны. Это как палка – она не может быть с одним концом, как и остальное в этом мире.

Только благодаря беспокойному, разделяющему мозгу мы интерессуемся смыслом жизни. Сначала мы разделяем все на “плюс” и “минус”, для того чтобы потом осознать, что ничего раздельного, отдельного нет, и что мы – прекрасная часть всего огромного непознаваемого однобоким взглядом мира. Такое возможно только после избавления разума от иллюзий земного существования. Жизнь в том теле, в котором вы родились – это очередное (не первое и, возможно, не последнее) испытание. Достижение гармонии, понимание смысла, воссоединение с тем, откуда мы пришли, является на данном этапе смыслом жизни и избавляет от бесконечного колеса перерождений (Сансары), когда произойдет “оплата по счетам”. Вот в чем заключается согласно древнебуддийским понятиям смысл жизни и вселенская справедливость.

Цель и смысл жизни: аюрведические знания

Что касается древних индийских знаний, аюрведы, у каждого есть свой индивидуальный путь, совершенно непохожий на путь любого другого человека из миллиардов живущих. Согласно этому пониманию цели жизни, она заключается на первом этапе в том, чтобы осознать, какое ваше предназначение, что вы обязаны сделать, чтобы мировая “мозаика” наконец-то сложилась. Пока мы (образно люди-пазлы, элементы чего-то единого) делаем не то, или не осознаем себя, или идем вопреки природе, мы не можем стать на правильное место в мозайке под названием “круговорот жизни”. В особо трудных случаях “заблудшие” люди болеют, страдают и испытывают другие неудобства, злость и страх.

Согласно аюрведическим знаниям, все материальное и нематериальное имеет единый источник и разделилось когда-то, чтобы однажды вновь воссоединиться, чтобы из сложного получилось простое, а дальше – опять следующий цикл. Но цикл не по кругу, а по спирали, жизнь на новом уровне.

Так вот этот Абсолют, цельный и неделимый не мог статично находится в гармонии, либо по каким-то причинам, нам еще неведомым, видоизменился, образовал уровни материи: грубую и невесомую, невидимую физическим зрением. Каждое существо, каждое животное, люди, даже растения и деревья – все живое, состоящее из проявлений этого разнопланового абсолюта.

Слово “проявление” здесь воспринимайте в буквальном смысле: то, что уже существовало и будет существовать (так как время не играет роли для всеобъемлющей категории, о которой идет речь) в растениях, животных, людях находит проявление. Еще пример: пленка из фотоаппарата содержит до проявления негатив изображения. Если достать в темноте и проявить ее – в итоге отпечатывают с негатива снимок. До проявления вы ничего не увидите, а если откроете на свету фотоаппарат, то тем более ничего не увидите. Но это не значит, что зачатка изображения там нет.

Так и с людьми: когда определенные обстоятельства и причины сходятся, то рождается человек, как отпечаток всего материального и духовного из этого мира, но это не значит, что он полностью обособляется и отделяется от причин и материй, из которых он получился, нет. Это разделение и самость иллюзорны, они таковы только для физического взгляда. Вот почему все в мире связано со всем. Это принцип трансцендентности: все будет по законам причинно-следственной связи. И если вы не видите в большинстве событий в жизни этих связей – это не значит, что связей нет. Если вы ощущаете себя отделенным от мира и других людей – это тоже заблуждение

Из сказанного выше следует, что у каждого своя задача и нет кого-то важнее или хуже, ни в коем случае. Степень важности – это чисто человеческое, надуманное понятие. Все события важны, все что случается и что вы делаете обязательно влечет определенные последствия, так как все связано. Эти связи выходят за границы пространства и времени (похоже на новую теорию физиков под названием “теория струн”). Вот в чем смысл жизни: понять и осознать эти связи, роль и ответственность за происходящее, как существа мыслящего, и одаренного свободой выбора.

Ссылка на основную публикацию