Технология развития критического мышления - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности сформулированных выводов. Его особенность в том, что любой человек может усомниться в достоверности полученных данных, оценить их.

Что такое технология критического мышления?

Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция;
  • интерпретация;
  • наблюдение;
  • логическое суждение;
  • рассуждение от абстрактности к конкретике.

Что это дает?

Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.

Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.

Среди других преимуществ необходимо выделить:

  • профессиональную ориентацию и самоопределение;
  • четкую расстановку приоритетов;
  • ответственность за собственное решение и выбор;
  • способность прогнозировать последствия решений;
  • коммуникационные характеристики;
  • формирование устойчивой системы ценностей.

3 стадии развития

Развитие критического мышления включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

Вызов – этап, на котором необходимо обобщить знания по теме, сделать их актуальными и суметь заинтересовать аудиторию ими, мотивировать к действиям.

Осмысление – важный отрезок, на котором слушатели получают новую информацию, анализируют и соотносят с уже имеющимися знаниями, чтобы впоследствии их систематизировать.

Рефлексия – этап целостного осмысления полученной информации и ответа с учетом собственного отношения к изучаемому вопросу. На этой стадии учащиеся выявляют «белые пятна», нестыковки, неточности, отсекают лишнее, аргументируют свою позицию.

Технология развития критического мышления предполагает использование разных методов и приемов. Ниже остановимся на наиболее эффективных стратегиях, развивающих критичность ума.

Инсерт

Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.

Условными обозначениями маркируются:

  • новые знания;
  • знакомые вещи;
  • информация, противоречащая представлению учащегося;
  • пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.

Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.

Составление кластера

Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.

Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.

Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.

По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.

Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.

Карусель

Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.

По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.

Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Перекрестная дискуссия

Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.

Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.

Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Технология развития критического мышления

Критическое мышление, есть мышление самостоятельное, носит индивидуальный характер, и означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от остальных, сформулировать идею или дать оценку ситуации. Критическое мышление осуществляется в ситуации реально значимой для человека, определяемой его потребностями и целями.

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа и рефлексии. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников.

Выполняя задание в группе, между собой общаясь, учащиеся принимают участие в добывании информации для решения вопроса, в построении знаний. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Выделяют следующие признаки критического мышления:

– мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

– аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

– многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

– индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

– социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Основу технологии данного мышления составляет трехфазный процесс:

Данную технологию можно использовать для учащихся любого возраста и применять на любой дисциплине школьной программы.

1. Стадия вызова.

Происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения. Школьник ставит перед собой вопрос “Что я знаю?” по данной проблеме.

– Актуализация имеющихся знаний;

– Пробуждение интереса к пробуждению новой информации;

– Постановка учеником собственных целей обучения;

– Определение вопросов, на которые необходимо найти ответы.

Можно предложить школьнику работу с вопросами по проблеме. Данная работа может проходить в два этапа: парная (“я сам”), групповая работа (“мы вместе”). Также может использоваться прием – “мозговая атака”. На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, “Что хочу узнать?”

Это побуждает школьников вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы обучения.

На стадии вызова можно предложить каждому из учащихся начертить в тетради таблицу 1, и после проведения фронтальной беседы о познавательном объекте, заполнить колонки «Знаю», «Хочу узнать».

Таблица 1 – Выявление имеющихся знаний у учащихся

Записываются знания, которыми владеют учащиеся. Пополняется после групповой работы по обмену знаниями.

Обозначаются вопросы, знаний по которым не достаточно.

После работы записываются те знания, которые ученик индивидуально «Узнал» после работы с учебным текстом.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в группах или парах.

Таблица 2 – Деятельность на стадии вызова

Приёмы и методы

Направлена на вызов у учащихся имеющихся знаний по изучаемой теме, вопросу; активизацию их деятельности; мотивация к дальнейшей работе.

Вспоминает, что известно по изучаемому, делает предложения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

Читайте также:  Бизнес-курсы в петербурге: уц "активный мир"

Составление списка «известной информации»:

• Словарь понятий, терминов;

2. Стадия осмысления.

Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся. Задачи стадии:

– Корректировка учеником поставленных целей обучения;

– Получение новой информации;

– Корректировка первоначальных знаний по теме.

Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержка активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова. На данной стадии школьник под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” – уже знаю; “+” – новое; “-” – противоречит взглядам; “?” – “хочу узнать подробнее”), выписка из текста. Например, при использовании метода перестановок при решении комбинаторных задач возможно следующее деление на части:

Таблица 3 – Прием «Инсерт»

С множествами можно делать действия, использовать основные свойства

Не думал, что для работы с множествами возможны формулы, думал, что такие задачи решаются перебором решений

Как решаются практические задачи

В ходе работы с учебным текстом, каждый ученик индивидуально заполняет колонку «Узнал». Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа, рассказ).

Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

Таблица 4 – Деятельность на стадии осмысления

Приёмы и методы

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

• двухчастные и трёхчастные дневники;

На этой стадии можно провести чтение текста с пометками, что позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в табличную форму. Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее.

Используемые приемы: изучение текста и его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекций учителя.

3. Стадия рефлексии.

На завершающем этапе урока проводится фронтальная беседа с опорой на те новые знания, которые получены в ходе работы с текстом и проведения лабораторных и практических работ. Осуществляется окончательная коррекция колонки «Узнал» в таблице 1. Задачи этапа:

– Рождение нового знания;

– Постановка учеником новых целей.

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Таблица 5 – Деятельность на стадии рефлексии

Приёмы и методы

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести корректировку, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Возврат к ключевым словам.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация круглых столов, дискуссий. Творческие работы, исследования.

Завершается урок составлением кластера, который продемонстрирует взаимосвязь основных понятий рассмотренных на уроке.

Используемые приемы: составление схемы, таблицы обсуждения, дискуссия, краткое сочинение, карты познания, кластер, синквейн, рисунок и т.д.

Представим основные характеристики критического мышления, в виде схемы 1: [37]

Схема 1- Характеристика критического мышления

При использовании технологии критического мышления происходит формирование нравственных качеств личности школьников, они показаны на схеме 2. [37]

Схема 2- Формирование нравственных качеств личности школьника

Технология развития критического мышления

Этапы урока соответствуют стадиям процесса познания человека.

  • актуализация и обобщение знаний по теме;
  • мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме);
  • побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома).
  • получение новой информации;
  • осмысление этой информации;
  • соотнесение ее с уже имеющимися знаниями;
  • поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний.
  • закрепление полученных знаний;
  • обобщение информации;
  • присвоение учеником нового знания;
  • формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.

«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Учебный мозговой штурм

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«Ствол дерева» – тема, «ветви» – предположения, «листья» – обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«Перепутанные логические цепочки»

Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Пометки на полях (инсерт)

Учащиеся читают текст, делая пометки:

« v » -известная информация;

« » – информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

Чтение с остановками

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

Читайте также:  Как ухаживать за бассейном на даче?

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы.

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».

все этапы, особая модель

1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.

2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое-пособие. – М., 2002.

3. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http :// rus .1 September . ru / article . php ? >=200401504

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003.

6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

7. Зачесова Е.В. Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи». http :// doob -054. narod . ru / RCMChP . html

8. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара, 2003.

9. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003.

10. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http :// rus .1 September . ru / article . php ? >=200302802

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества и развивающего обучения. В России она появилась в 1997 году.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения и является общепедагогической, надпредметной. Это универсальная, проникающая система приемов, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

Технология критического мышления

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга.

Вызов. Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме. Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию. На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т. к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников. На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

В рамках первой фазы осваиваются несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Через первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без привязки к тем знаниям, которые у него уже были.

Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда обучаемый начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т. е. демонстрация знаний (себе и партнеру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания – теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это дает учащимся возможность эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существуют два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно.

Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

Осмысление. Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала. Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему. Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

На второй стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Данный контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время второй фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Активные учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как, воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчета в возникающей путанице, недоразумениях или даже в пропусках информации.

Рефлексия. Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения. Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с появившимся в процессе трех шагов новым знанием.

На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведенной как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия – это состояние, когда информация пропускается через собственное видение.

При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, т. к. только при этом процессе из хаоса мыслей рождается гармония, т. е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. На этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе важное умение – способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Читайте также:  Профессия связист: подробное описание все плюсы и минусы

Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Для учащихся новые знания обретают качество своих. Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т. е. сознательно увязывают новое с уже известным им.

Итак, три стадии занятия:

фаза ВЫЗОВА, в ходе которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования;

затем реализуется СМЫСЛОВОЙ ЭТАП, во время которого учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими собственными идеями, для того, чтобы прийти к их новому пониманию;

кульминацией является этап РЕФЛЕКСИИ, когда учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

По материалам открытых источников

Технология развития критического мышления

Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма – американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России реализуется с середины 90-ых годов. В основе технологии лежит:
· диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера
· психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др.
· педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление? Это мышление:
· свободное
· независимое
· рефлексивное
· оценочное
· аналитическое

Алгоритм технологии развития критического мышления:

Технологические этапы урока

Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания:
– получение новой информации;
– корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

ВЫЗОВ

Деятельность учителя – Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося – Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы – Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II.Осмысление содержания

Деятельность учителя – Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся – Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы – Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

III. Рефлексия

Деятельность учителя – Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся – Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Возможные приемы и методы – Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно-следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.Ответы на поставленные вопросы.Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах

Приемы технологии РКМ
1. «Инвентаризация» – составление списка известной информации
· Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после обсуждения в парах) известную им информацию по теме. В дальнейшем соотносят новую информацию с уже имеющейся и дополняют ее.
2. «Верите ли вы…?» – верные и неверные утверждения
· На стадии вызова учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
· На стадии осмысления и рефлексии, работая с новой информацией, они проверяют правильность первоначального выбора.
3. Ключевые слова
· Учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока (или задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.)
4. «Тонкие» и «толстые» вопросы

Толстые вопросы: Объясните, почему. Почему Вы думаете . В чем различие . Предположите, что будет, если. ?

Тонкие вопросы: Кто ? Что ? Когда ? Где? Согласны ли Вы . Верно ли .

5. Таблица ЗХУ «Знаю – хочу узнать – узнал».

6. Прием « ИНСЕРТ » – маркировка текста значками по мере его чтения
I – interactive – интерактивнаяN – noting – размечающаяS – system – системаE – effective – для эффективногоR – reading and – чтения и
T – thinking – размышления
Содержание приема:
1. Чтение текста с маркировкой:
· ” V ” – уже знал ” + ” – новое ” – ” – думаю иначе, не согласен ” ? ” – не понял, есть вопросы

7. Зигзаг –групповая работа с текстом
Изучение и систематизация большого по объему материала, для этого текст разбивается на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов в группе. Каждый учащийся работает со своим текстом, по окончанию работы ученики переходят в другие группы-группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Эксперты составляют общую презентационную схему рассказа по теме. Затем ученики пересаживаются в первоначальные группы, где оказываются специалисты по всем смысловым отрывкам. Каждый из них знакомит со своим текстом других членов группы

8. Эффективная лекция –
· Стадия вызова: учащиеся, обсудив в парах, заполняют 1 графу таблицы «Бортовой журнал» – «Что мы знаем по данной теме».
· Стадия осмысления (поэтапное прослушивание лекции): на каждом этапе учащиеся индивидуально отмечают в 1 графе таблицы знаками + и – верность предположений и конспективно заполняют 2-ю графу «новая информация».
· Стадия рефлексии: учащиеся в парах сопоставляют 1 и 2 графы, обсуждают результаты работы.
· Итоговая рефлексия: коллективное обсуждение результатов работы

9. Кластер ( «грозди») –графический прием систематизации материала Выделение смысловых единиц тестов и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди

10. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

11. Р А Ф Т – Идея в том, что пишущий или рассказывающий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это снимает страх перед самостоятельным высказыванием.
· Р – роль, от чьего лица составляется текст
· А- аудитория кому адресован текст
· Ф- форма
· Т – тема

Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма

Стадия вызова
· «Инвентаризация»
· «Верите ли вы…»
· «Ключевые слова»
· «Тонкие» и «толстые» вопросы
· Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии
Стадия осмысления
· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)
· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.
· Зигзаг
· Лекция
· Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии
· Ответы на вопросы
· Кластер
· Синквейн
· Проверка и обсуждение таблиц
· Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
· Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Эффективность использования технологии критического мышления

В КМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи (дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий);

Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;

КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе;

В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;

Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный;

КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)

Ссылка на основную публикацию