Способы познания окружающего мира - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Способы познания окружающего мира

Способы познания окружающего мира
статья по окружающему миру по теме

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
sposoby_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы познания окружающего мира

Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умение держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения — т. е. то, к какой именно информации его влечёт — зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель. Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, четко выраженный способ познания.

Основные особенности «зрителя»

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро схватывают, запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов, лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные горы, охотно рисуют, быстро осваивают компьютер.

Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особе внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности «слушателя»

«Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка знакомые голоса, они радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты и радио, бистро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

При этом они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности «деятеля»

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть путем непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, стопы и т.д. Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете.

Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы — гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

«Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Стоит ли вмешиваться в развитие способов познания?

Как быть с детьми, которые в своем развитии сталкиваются с определенными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребенок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определенной области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.

Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей — несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу — могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

Немного информации, чуть больше организованности, обоснованно подобранные игрушки и методы — вот и все, что вам нужно для того, чтобы определить приоритетный способ познания вашего ребенка и развить его способности. Если вы хотите точно знать, каким образом вы можете открыть перед вашим ребенком как можно больше дорог в будущем, придав здоровое равновесие его навыкам в области познания, внимательно прочтите то, что следует дальше.

Приёмы закрепления и развития способа познания окружающего мира

Развитие зрительских навыков.

• Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.

• Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.

• Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе. Посетите с ребёнком планетарий.

• Спрячьте какой-нибудь маленький «клад» дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится «клад».

• Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.

• Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них от дельные детали, их форму, цвет и величину.

• Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.

• Научите ребёнка игре под названием «Морской бой». Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.

• По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.

• Научите ребёнка играть в шашки или в поддавки.

• Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.

• Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: «На что похоже?», «Что это может быть?», «Превращения», «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Чем похожи и чем отличаются эти предметы?», Какую ошибку допустил художник?», «Чьи изображения спрятаны на рисунке?» и др.

Развитие слушательских навыков .

• Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.

• Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.

• Почаще читайте стихи и играйте в игру «Подбери рифму к слову».

• Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудио кассет со сказками и детскими песенками.

• Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, о потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.

• Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая по вашему мнению может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребенком, обсуждая с ним что вы только что увидели на экране.

• Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.

• Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.

• Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.

• Прикрепите на холодильник магнитную «Букву недели». Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия которых начинаются с этих букв.

• Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: «Как ещё можно назвать что-нибудь большое?» (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или «Как наоборот?» (горькое — сладкое, грустное — весёлое).

Развитие деятельных навыков .

• Почаще играйте с детьми в игры с мячом, прыгалкой.

• Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.

• Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.

• Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.

• Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.

• Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.

• Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.

• Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застегивание пуговиц, крючков и молний.

• Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.

Итак, мы выяснили, что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

  1. субъект – тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. Например, вы читаете эту статью, чтобы узнать, что представляет собой познание. В данном случае вы являетесь субъектом познавательной деятельности;
  2. объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. Используя выше упомянутый пример, можно сказать, что объектом вашей познавательной деятельности является понятие «познание»;
  3. мотивы – простым языком это то, зачем мы что-то делаем (см. что такое мотивация). В данном контексте различают практические и теоретические мотивы.
    1. Первые сподвигают овладевать знаниями для дальнейшего использования с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    2. Вторые основываются на получении удовольствия просто от самого процесса познания (прочитать статью и пополнить закрома своих знаний);
  4. цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле;
  5. результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано. Например, если ребенок будет играть со стеклянным предметом и разобьет его, в ту же минуту он узнает, что стекло очень хрупкое и обращаться с ним нужно бережно, хотя изначально такой цели не было.

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

    Чувственное познание представляет собой первую ступень знакомства со средой, так как сначала человек воспринимает информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы оценить кулинарное блюдо, мы должны его увидеть, понюхать, попробовать на язык. Чтобы прочитать книгу, нам нужны глаза.

Познание через чувства включает в себя:

  1. ощущение – это стимуляция органов чувств внешними раздражителями (я ем яблоко – оно сладкое на вкус);
  2. восприятие – это рождение образа раздражителя (яблоко круглое, твердое, зеленое, хорошо пахнет);
  3. представление – это появление картинки, которая сохраняется как воспоминание. В дальнейшем при воспоминании о яблоке в моей голове будет всплывать круглый, твердый, зеленый фрукт со сладким вкусом и приятным запахом.
  • Рациональное познание позволяет нам получать информацию об окружающем мире, используя только разум (от лат. ratio — разум). Оно опирается на абстрактное мышление и имеет следующую структуру:
    1. понятие – мысль, отражающая предметы, объединенные одними и теми же признаками. Например, все знают что такое стул. Понятие стула включает в себя все стулья мира разной формы, качества, материала. Мы не называем стулом какой-то конкретный предмет в единственном числе: понятие объединяет их множество;
    2. суждение – утверждение или отрицание чего-либо. Например, стул – это предмет мебели. В данном случае здесь два связанных понятия – стул и мебель. Пример отрицания: стул – это не собака;
    3. умозаключение – обобщение всех умозаключений в общий вывод. Если стул – это предмет мебели, но не собака, значит мебель не является собакой.
  • В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

    Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

    Виды познания (научное, творчество, самопознание)

    Принято различать 7 видов познания:

      Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.

    В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

    Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
    Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.

    Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

    Мифологическое – этокогда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.

    Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

  • Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
  • Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.

    Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

  • Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
  • Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.
  • Методы познания

    Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

      Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:

        анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);

    1. синтез – это метод прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
    2. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
    3. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
    4. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
    5. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные;
    6. аналогия – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки);
    7. дедукция – это движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
    8. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания;
    9. моделирование – это создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
    10. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
  • Эмпирические методы (или формы) познания изучают объект опытным путем, а именно:
    1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
    2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
    3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
    4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.
  • Три способа познания.

    Светлана Шерстянова
    Три способа познания.

    Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку в области познания и обучения, определив индивидуальные особенности ребёнка в ощущении окружающего мира. В жизни мы естественно используем все свои органы чувств (зрение, слух, осязание, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Это врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный. Людей, которым свойственны те или иные способы познания называют: зрителями, слушателями и деятелями. Выяснив, каким способом, ребёнок усваивает информацию об окружающем мире, вы сможете в дальнейшем помочь избежать проблем в усвоении учебного материала.

    Учитывая способ познания ребёнка нужно целенаправленно заниматься с ним, подбирая необходимые игры, прививая недостающие и развивая врождённые навыки.

    Почему так важно развивать у ребёнка все способы познания? Известно, что основную массу информации ребёнок получает посредствам тех органов чувств, которым отдаёт предпочтение. А детский сад, школа, общество апеллируют сразу ко всем органам чувств ребёнка. К примеру, звуки рассчитаны на слуховое восприятие, буквы и цифры – на зрительное, а ребёнок вынужденный получать информацию каким-то одним способом, неминуемо отстаёт в развитии от сверстника, у которого задействованы все способы познания.

    И так, как определить к какому типу относится ребёнок, что характерно для разных способов познания?

    «Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки объектов цвет форма, размер. Большинство «зрителей» обладают значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например мускулатуру пальцев. «Зрители»-дети любят рассматривать картинки, им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл, лепят, вырезают, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают графику коротких слов. Но у них возникнуть проблемы языковых навыков, коммуникативности и общей физической координации.

    «Слушатели» познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению и легко запоминают указания педагога. Предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. «Слушатели» получают удовольствие от чтения, часто придумывают различные истории. Так как основное внимание «слушателей» приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторными (двигательными) восприятиями.

    «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом, то есть непосредственного прикосновения или движения. Такой способ предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и тому подобное.

    Большинство «деятелей»-младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

    Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В дальнейшем беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В тоже время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного исполнения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

    Конечно, часто встречаются дети, которым в той или иной степени присущи черты поведения нескольких типов познания. Тем не менее, основной способ познания определяется по ярко выраженным признакам.

    Так как же развить и укрепить познавательные способности детей?

    • Главным в развитии познавательных способностей является игра;

    • Помните – ребенок должен получать удовольствие от игры с Вами;

    • Игры для развития тех или иных способностей Вы можете подбирать на свое усмотрение;

    • Только терпение и самодисциплина научат Вас понимать ребенка и помогать ему;

    • Для всестороннего развития ребенка иногда нужно уметь поступиться своими интересами;

    Проявите настойчивость и помогите ребенку реализовать новые способности, которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

    Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.

    Рекомендации родителям по работе с детьми в рамках проекта РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА: Воспитатель МАОУ ОО школы № 8: Сунцова О. В. 1. Каждый ребенок должен участвовать.

    Обществознание

    Познание человеком окружающего мира

    План урока:


    (Источник)

    Потребность в познании

    Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

    Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

    Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

    1. Наличие сознания.
    2. Врожденное любопытство.
    3. Стремление к истине.
    4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
    5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
    6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

    Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.


    (Источник)

    Виды и способы познания

    Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное – мышлении.

    Так же выделяют формы познания:

    1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

    Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

    1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
    2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
    3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
    4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
    5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».


    (Источник)

    Чувственное познание

    Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

    • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
    • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
    • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
    • Слух – одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
    • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

    Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

    1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна – осязанием.
    2. Часто чувственное познание исключает логику.
    3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.


    (Источник)

    По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

    • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

    Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

    • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

    Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

    • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

    Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

    Рациональное познание

    Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

    • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
    • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

    Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

    • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

    (Источник)

    Методами рационального познания являются:

    • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
    • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
    • наблюдение;
    • измерение;
    • сравнение (определение отличий, сходств);

    На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

    Способы поиска информации

    В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

    • печатных изданий (газет, книг, журналов);
    • интернета;
    • телевидения;
    • радиовещания;

    С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

    (Источник)

    Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

    Самопознание

    С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

    Самопознание состоит из нескольких уровней:

    1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
    2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
    3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
    4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

    Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

    (Источник)

    Богатый внутренний мир человека

    Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

    Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки – складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

    Наука как способ познания окружающего мира

    Актуальные подходы к определению сущности науки

    В настоящее время понятие науки достаточно подробно и детально разработано в специальной литературе. Сейчас выработано несколько определений науки, формулировки которых выглядят следующим образом:

    • наука – это область человеческой деятельности, которая направлена на выработку объективных знаний о действительности и их последующую теоретическую систематизацию;
    • наука – это совокупность отдельных знаний, теорий, которые были получены в результате целенаправленного познания действительности, реализуемого посредством использования специальных научных методов;
    • наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления.

    Следовательно, наука, функционирующая в качестве теории, состоит, с одной стороны, из определённой системы организованных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, а с другой стороны, из способов получения данных знаний. Эти способы представляют собой те самые научные методы, которые образуют основное содержание и смысл существования любой науки.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Наука как область человеческой деятельности

    Рассматривая науку с данной точки зрения, следует различать два вида знаний. Если знания получены при помощи научных методов, из научных источников, то их причисляют к разряду научных знаний. В отличие от них происхождение всех других знаний – вненаучных – связано с какими-либо другими источниками. Однако не стоит жёстко отграничивать один вид знаний от другого, поскольку в определённых ситуациях они могут успешно дополнять друг друга.

    Человек получает знания о внешнем и внутреннем мире из определённых источников. К числу этих источников помимо научных сведений, которые приобретаются людьми в процессе обучения, относятся:

    • их личный опыт;
    • знания, которые сложились на основе обыденного языка;
    • сведения, полученные в результате знакомства не только с научной, но и с художественной литературой и др.

    Эти знания, собравшись в единую совокупность, способствуют формированию у человека системы знаний о внешнем мире. Причём только в научных построениях проводятся между этими источниками знаний чёткие границы. В сознании же обычного человека предполагаемые границы являются неустойчивыми, подвижными.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Характеристика науки как совокупности определённых утверждений

    Если рассматривать такую сферу человеческой деятельности, как науку, в качестве совокупности определённых утверждений, то эти утверждения характеризуются наличием ряда отличительных черт. Среди последних выделяют следующее:

    • эти утверждения относятся исключительно к фактам, которые имеют место в мире;
    • эти утверждения носят объективный характер, что обеспечивается интерсубъективной проверке, которая подразумевает проверку со стороны минимум двух разных людей;
    • эти утверждения были сформулированы и систематизированы с той тщательностью, которая присуща учёным;
    • эти утверждения были опубликованы специалистами, которые работают в данной области окружающей действительности и соответствующих научных знаний. Данное определение науки, в первую очередь, акцентирует внимание на такие особенности науки, как способ описания фактов действительности и реальность этих самых описываемых фактов, в том числе их объективность и возможность проверки их реальности другими исследователями.

    В качестве примера обратимся и рассмотрим такую научную дисциплину, как космическая астрономия. Эта дисциплина считается достаточно далёкой от привычных представлений людей об окружающем мире. Её данные могут быть проверены другими исследователями или смоделированы в научных лабораториях, в то время как другая научная дисциплина – астрология в своём распоряжении не имеет таких возможностей. Она как правило имеет дело с фантазиями астрологов (а не с реально существующими фактами). В связи с этим данные космической астрономии относятся к научным фактам, чего нельзя сказать о данных астрологии, которые не поддаются никакой интерсубъективной проверке.

    Сущность науки как способа познания окружающего мира

    Основу научной деятельности как таковой составляет сбор фактов. Впоследствии эти факты должны подвергаться постоянному обновлению и систематизации. Учёные осуществляют критический анализ собранных и обработанных данных, на основе чего совершают синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые общественные или природные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Если гипотезы в результате находят своё подтверждение с помощью каких-либо фактов или опыта, то впоследствии они формулируются в виде законов общества или природы.

    В самом широком смысле слова науку можно представить в качестве органичной совокупности таких условий и компонентов научной деятельности, как:

    • всю сумму накопленных ранее научных знаний;
    • систему научной информации;
    • понятийный и категориальный аппарат;
    • методы научно-исследовательской работы;
    • научные учреждения, включая их экспериментальное и лабораторное оборудование;
    • разделение и кооперация научного труда.

    Наука так же подвергается научному исследованию, как и любые другие явления окружающей действительности. Этим занимается отдельная научная дисциплина – науковедение.

    Науку можно распознать при помощи нескольких её опознавательных признаков. В частности, в состав науки входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала. В целом наука представляет собой систему непрерывно возрастающих знаний о законах функционирования и развития объектов. Причём эти знания зафиксированы в определённой системе знаков, являются эмпирически проверяемыми и подтверждаемыми, пополняются при помощи наиболее совершенных методов.

    Таким образом, наука представляет собой основной, в достаточной степени сложный и наиболее разработанный способ познания окружающего мира.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Читайте также:  Чем заняться вечером?
    Ссылка на основную публикацию