Специальность "оптотехника": обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Специальность “оптотехника”: обучение профессия и кем работать

Специальность “Оптотехника” (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика – по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по выбору вуза

Содержание

Подавляющее количество информации человек получает через зрительный канал, то есть, глазами. Поэтому особенно востребованными являются приборы, которые позволяют существенно расширить возможности человеческого глаза. Сегодня для их изготовления используются ценные знания оптики, электроники, а также вычислительной техники. Все это можно изучить, выбрав специальность 12.03.02 Оптотехника.

Если оглянуться по сторонам, то можно удивиться, как много изобретений из этой сферы окружают обывателя. Оптико-электронные приборы, которые и создают подобные специалисты, используются в промышленности и системах связи, охранной деятельности и в экологическом мониторинге. Наработки оптотехнической сферы необходимы в современной медицине, авиастроении, производстве вычислительной и бытовой техники.

Условия поступления

Главная задача курса – воспитать специалиста, который будет оперировать полученными знаниями из сферы точных наук, работать как в области разработки новых приборов, так и анализа существующих аппаратов с целью поиска слабых мест и их устранения. Это профессия, в которой легче реализовать себя, имея технический склад ума. Поэтому при поступлении у абитуриента проверяют знания математики в обязательном порядке. Какие предметы сдают будущие студенты, кроме этой науки:

  • русский язык;
  • информатику и ИКТ либо физику.

Будущая профессия

Выпускник такого направления по завершении обучения может заниматься разными видами деятельности. В его компетенции может быть как разработка новых приборов, так и производство телескопов, биноклей, фото- и видеотехники, тепловизоров, приборов ночного видения. Еще такая профессия предполагает приобретение организационно-управленческих навыков, так что впоследствии можно занимать руководящие должности.

Куда поступать

Такую профессию можно освоив, поступив на бакалавриат в такие учебные учреждения:

  • Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК);
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ имени Баумана);
  • Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА);
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО);
  • Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения.

Срок обучения

Диплом бакалавра можно получить, окончив 4-летний курс на очном отделении в лучших вузах Москвы. В случае выбора заочной, вечерней или смешанной формы предстоит учиться в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Эта профессия предполагает освоение следующих предметов:

  • компьютерная графика;
  • прикладная оптика;
  • основы оптики;
  • оптические измерения;
  • электротехника;
  • приемники оптического излучения и его источники;
  • метрология.

Приобретаемые навыки

Бакалавр с такой специальностью сможет в полной мере заниматься следующими видами деятельности:

  • исследования в сфере оптической техники и сопутствующих отраслей;
  • разработка новых приборов и систем;
  • расчетная и проектная работа: создание типовых приборов, систем, деталей, узлов;
  • создание документации технического и конструкторского назначения, работа с такими бумагами;
  • оценка и контроль конструкторских решений;
  • монтаж, сборка, испытание им эксплуатация опытных образцов;
  • выполнение оптических измерений;
  • оценка экономической эффективности технических процессов;
  • управление работой коллектива и решение организаторских задач;
  • создание планов проектных и конструкторских работ.

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление является широко востребованным. В своей профессиональной деятельности выпускник бакалавриата будет представлять интерес для разных частных и государственных структур. Подобные сотрудники востребованы в лабораториях, которые занимаются исследованиями и разработкой. Также они необходимы в производственной сфере и могут трудоустроиться в организациях и компаниях, где эксплуатируются оптико-электронные приборы.

Кем работают бывшие студенты этого курса:

  • инженер в сфере эксплуатационно-конструкторской деятельности;
  • инженер-технолог выпуска источников света;
  • оптометрист;
  • специалист по оптике/компьютерной оптике/прикладной оптике;
  • оптотехник;
  • разработчик современных оптических приборов.

Уровень зарплаты специалиста этого направления отличается, в зависимости от места профессиональной реализации. В среднем, они получают 40-80 тысяч в российской валюте.

Преимущества обучения в магистратуре

Освоение магистерской программы означает существенное расширение перспектив в плане трудоустройства и самореализации. Выпускник курса сможет работать со сложнейшими лазерными аппаратами, высокотехнологическими автоматизированными оптическими системами.

Весомая доля учебного процесса посвящена приобретению практического опыта. В итоге специалист представляет интерес для исследовательских институтов и организаций. В том числе, можно создать собственное предприятие, которое будет заниматься анализом материалов, лазерной лучевой обработкой.

12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии

Направления подготовки

  • 12.03.01 Приборостроение
  • 12.03.02 Оптотехника
  • 12.03.03 Фотоника и оптоинформатика
  • 12.03.04 Биотехнические системы и технологии
  • 12.03.05 Лазерная техника и лазерные технологии

Будущее отрасли

В последние годы происходит революция в материаловедении, связанная с распространением новых материалов – композитов или сложных неоднородных материалов, состоящих из армирующего компонента и матрицы, обладающих, по сравнению с традиционными материалами (такими как дерево, металл и камень) повышенной прочностью, легкостью, пластичностью. Кроме ставших уже привычными пластиковых и металлизированных композитов, широко распространяются композиты на стеклянной основе. Благодаря использованию композитных материалов качество изделий в аэрокосмической промышленности, машиностроении, строительстве и т. д. значительно повышается, а возможности их применения расширяются. В будущем также будет происходить встраивание в композитные конструкции «умных компонентов» (чипов и контроллеров), что позволит пользователям управлять свойствами помещений и техники. Это приведет к появлению «активных сред» – рабочих, жилых и учебных пространств, управляемых интеллектуальными системами и/или пользователем, в зависимости от необходимых задач или настроения (например, меняющие цвет стены, покрытие пола и т. д.).

Другим важнейшим изобретением является 3D-печать – возможность печатать с помощью специальных составов любые объекты: будь то компьютерная плата, музыкальный инструмент, оружие или медицинский протез. Открытия в этой отрасли позволяют улучшить свойства и пределы устойчивости материалов, механизмов и конструкций.

В связи с необходимостью выполнения Федеральной Программы развития медицинской промышленности требуется оснащение всех медицинских учреждений новейшей техникой, растет число фирм, разрабатывающих необходимое оборудование и число медицинских центров, где это оборудование необходимо установить. В будущем медицина и инженерия будут настолько дополнять друг друга, что появятся новые био-технические профессии, будут найдены ответы в вопросах культивирования клеток и тканей человека, микробиологические технологии разовьются, так что инженеры медицинского и биологического направления будут остро востребованы.

Оптоволоконная техника и другие нанотехнологии развиваются быстро и будет очень востребована в ближайшем будущем.

По оценкам экспертов РОСНАНО к 2015 году потребность в специалистах-нанотехнологах в России составит около 1 миллиона человек.

Оптотехника 12.03.02

Выпускники этого направления будут исследовать, разрабатывать, осуществлять подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения на основе знаний элементной базы оптотехники: оптики, оптико-электронной и лазерной техники, а также оптической и лазерной технологии производства. Кроме того таким специалистам предстоит осуществлять контроль оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем и материалов для их создания. Зная взаимодействия электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом, выпускникам предстоит разработка, создание и использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов.

Профессии

  • Инженер по разработке и эксплуатации оптико-электронных приборов и систем
  • Инженер-разработчик оптико-электронных приборов экологического и медицинского профиля
  • Инженер-технолог производства источников света
  • Разработчик оптико-электронных приборов
  • Специалист по компьютерной оптике
  • Специалист по оптике
  • Специалист по оптико-электронным приборам и системам Специалист по оптическому материаловедению
  • Специалист по приборам и системам лучевой энергетики
  • Специалист по прикладной оптике

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург
  • Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова (БГТУ ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО»), г. Санкт-Петербург
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Москва
  • Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), г. Москва
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ), г. Москва
  • Тульский государственный университет (ТулГУ), г. Тула
  • Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск
  • Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА), г. Новосибирск
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), г. Екатеринбург
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), г. Томск
Читайте также:  Как научиться кататься на сноуборде?

Где работать?

Окончившие обучение по этому направлению изучают взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом; участвуют в разработке, создании и использовании оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов. Они также компетентны в технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем; лазерных технологиях различного назначения; способны сами разработать программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике на таких всемирно известных предприятиях, как ОАО «ЛОМО», ФГУП НПК «ГОИ им. С.И. Вавилова», ОАО «ПО «УОМЗ». В организациях ФГБУН Главная (Пулковская) Астрономическая Обсерватория РАН, ОАО «ЦНИИ Электрон», ПФ «Линза», а также в предприятиях, где разрабатывается автомобильная оптика, предприятия поддержки спутникового и ТВ оборудования также требуются такие специалисты.

Биотехнические системы и технологии 12.03.04

Выпускники данного направления имеют дело с приборами, системами и комплексами медико-биологического и экологического назначения. Они разрабатывают методы и технологии выполнения медицинских, экологических и эргономических исследований, фактически управляя работой автоматизированных систем обработки биомедицинской и экологической информации.

Такие инженеры разрабатывают и обеспечивают нормальную работу биотехнических систем обеспечения жизнедеятельности человека и поддержки процессов жизнедеятельности других биологических объектов, а кроме того курирует системы проектирования, технологии производства и обслуживания биомедицинской техники.

Профессии

  • Инженер контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА)
  • Инженер по медицинской технике
  • Медицинский физик

Где учиться

  • Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ), г. Москва
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), г. Москва
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА), г. Москва
  • Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ), г. Москва
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ» (ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ»), г. Москва
  • Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВПО имени М.В. Ломоносова), г. Архангельск
  • Астраханский государственный университет (АГУ), г. Астрахань
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимир
  • Кубанский государственный университет (КубГУ), г. Краснодар
  • Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), г. Нижний Новгород
  • Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск
  • Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс (Госуниверситет – УНПК), г. Орел
  • Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), г. Екатеринбург
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), г. Томск
  • Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), г. Тюмень
  • Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), г. Чита
  • Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ), г. Комсомольск-на-Амуре

Где работать?

Область профессиональной деятельности выпускников включает область технических систем и технологий, в структуру которых включены любые живые системы, которые связаны с контролем и управлением состояния живых систем, обеспечением их жизнедеятельности, а также с поддержанием оптимальных условий трудовой деятельности человека.

От инженеров по медицинской технике ожидают умения устанавливать и осуществлять монтажа медицинского оборудования, выполненять пуско-наладочные работы медицинского оборудования в лечебных предприятиях.

Обслуживание аппаратов КТ, МРТ. Контролировать соответствие производственных помещений, предназначенных для технического обслуживания медицинской техники, помещений для хранения медицинской техники; . Новая биорезонансная медицинская техника.

Такие специалисты работают в бактериологических, клинических, ветеринарных лабораториях, в агропромышленном комплексе, в экологических организациях, органах охраны природы и управления природопользованием, туристических фирмах, страховых медицинских компаниях, структурах МЧС, в экспертно-криминалистических центрах, селекционных станциях, станциях защиты растений, на предприятиях пищевой, перерабатывающей, легкой, фармацевтической, косметической, биохимической промышленности.

Лазерная техника и лазерные технологии 12.03.05

Бакалавры и магистры могут профессионально вести исследование, разработку, подготовку, организацию производства и эксплуатацию приборов, систем и адаптацию технологий различного назначения, основанных на использовании лазерного излучения.

Кроме того в задачи специалистов данного профиля входит разработка, создание и использование лазерных приборов, систем и технологических комплексов различного назначения, включая технику энергетических измерений и автоматизация этого процесса

Непременной частью профессиональной деятельности является программное обеспечение и компьютерное моделирование в лазерной технике и лазерных технологиях.

Профессии

  • Инженер по лазерной технике
  • Инженер-конструктор
  • Математик
  • Оператор лазерных установок
  • Оптотехник
  • Программист
  • Радиофизик

Где учиться

  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ФГБОУ ВПО «СПбНИУ ИТМО»), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), г. Санкт-Петербург
  • (ЛЭТИ)
  • Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ), г. Москва
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва
  • Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимир
  • Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева (КГТА), г. Ковров
  • Волгоградский государственный университет (ВолГУ), г. Волгоград
  • Пензенский государственный университет (ПГУ), г. Пенза
  • Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева – национальный исследовательский университет (СГАУ), г. Самара
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), г. Томск

Где работать?

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются процессы взаимодействия лазерного и электромагнитного излучения излучения с веществом, включая биологические объекты, медицинские и космические лазерные технологии, а также элементная база лазерной техники, технологии и систем управления и транспорта лазерного излучения, волоконно-оптические лазеры, микро- и нанотехнологии.

Выпускники могут работать в малых предприятиях, коммерческих структурах и других организациях, занимающихся разработкой, исследованием, эксплуатацией, отладкой оптико-электронной и лазерной техники, научно-исследовательских институтах, например в Научно-исследовательском институте технического стекла , Научно-техническая компании «Азимут Фотоникс», «Уралсиб», «Инверсия Файбер».

1.1. Отличие понятий «направление», «специальность», «специализация»

Знакомство со своей будущей профессией лучше всего начать с пояснения некоторых важных понятий, в частности, таких как направление, специальность, специализация.

Понятие направление описывает общую профессионально-образовательную область, в рамках которой осуществляется подготовка бакалавров, инженеров и магистров.

Студенты кафедры прикладной и компьютерной оптики (группы 1300, 1301, 1302), как и все студенты факультета оптико-информационных систем и технологий, обучаются по направлению «Оптотехника»; по инженерной специальности «Оптические и оптико-электронные приборы», а также по бакалаврским программам и магистерским специализациям: «Компьютерная оптика» и «Прикладная оптика».

Направление «Оптотехника» – область науки и техники, направленная на исследование, создание и применение оптических приборов, систем и технологий.

Специальность «Оптико-электронные приборы и системы» – область техники, связанная с разработкой, изготовлением, исследованием и эксплуатацией оптических приборов, устройств и систем.

Специализация – это непосредственный вид профессиональной деятельности. В рамках одной специальности есть несколько специализаций, обычно своя для каждой группы.

В государственном дипломе о высшем образовании указывается специальность (для инженеров) или направление (для бакалавров и магистров), а специализация указывается в приложении.

Кроме различных специализаций, студенты могут получить различную квалификацию в соответствии с многоступенчатой системой высшего профессионального образования:

  • бакалавр наук – 4 года обучения;
  • дипломированный специалист (инженер) – 5,5 лет обучения;
  • магистр наук – 6 лет обучения.

Различия в учебном плане у студентов, получающих различные специализации и квалификации, начинаются с 6 семестра (3 курс), а до этого у всех студентов одной специальности учебная программа одинаковая, что позволяет студентам в процессе обучения выбирать ступень подготовки (рисунок 1.1 ).


а) с 1 по 4 курс (увеличить рисунок) а) с 4 по 6 курс (увеличить рисунок)
Рис. 1.1. Структура подготовки специалистов-оптиков различной квалификации.

Для квалификации «инженер» важны и специальность, и специализация. Инженер – это специалист в конкретной области техники. Та или иная специализация позволяет инженеру самостоятельно решать определенные прикладные задачи.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиягласит:

«Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» являются оптические приборы и системы, их теоретическое, математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы их использования, проектирования, контроля, исследования и технология их производства.

Читайте также:  Высшее педагогическое образование в россии и москве: подробное описание

Инженер по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторская; научно-исследовательская; организационно-технологическая; производственно-управленческая; эксплуатационно-наладочная.»

Бакалавр – это специалист в широкой области, поэтому для квалификации «бакалавр» указывается общее направление. Для получения квалификации бакалавра достаточно 4 лет обучения.

После получения диплома бакалавра возможно поступление в магистратуру (еще 2 года обучения). Обучение в магистратуре также определяется направлением, однако магистр должен не только обладать знаниями в широкой области своей деятельности, но и являться специалистом по конкретной научной теме. Поэтому для каждого студента, обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план научных исследований. Выпускники, успешно обучавшиеся в магистратуре, способны самостоятельно ставить и решать новые научные задачи.

В отличие от инженера магистр более подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также может выполнять те же виды работ, что и инженер.

Традиционно специализация закреплена за какой-то конкретной группой, причем, поскольку первые 2 года у всех групп факультета учебная программа абсолютно одинаковая, каждый студент имеет возможность перейти в другую группу в соответствии со своими интересами. Рисунок 1.2 показывает соответствие специализации и квалификации номеру группы.


Рис. 1.2. Направление подготовки.

Рассмотрим подробнее различные специализации, которым обучают на кафедре прикладной и компьютерной оптики.

Специализация «Проектирование оптических систем»

Проектирование оптических систем – это сочетание теоретических и прикладных дисциплин, изучающих общие законы и принципы оптики, теорию оптических систем, оптические измерения, оптическое изображение и методы проектирования различных типов оптических систем.

В этой специализации основное внимание уделяется теории и методам проектирования и исследования оптических систем, использованию всего арсенала готовых пакетов компьютерных программ для проектирования оптических систем различного назначения и обработки результатов оптических измерений.

В качестве примеров оптических систем, разрабатываемых такими специалистами, можно назвать объективы фотоаппаратов и видеокамер, zoom-объективы для киносъемочных камер, бинокли, оптические прицелы, наземные и космические телескопы, системы ночного видения, работающие в инфракрасной области спектра, высокоточные проекционные объективы для микроэлектроники, и многое другое.

Специализация «Оптические приборы»

Специализация «Оптические приборы» – это сочетание проектирования оптических систем, конструирования и компьютерно-ориентированных конструкторских систем.

Данная специализация готовит специалистов по разработке и исследованию оптических приборов. Специалисты этого направления получают хорошую подготовку в области проектирования (расчета) оптических систем. Кроме того, они являются квалифицированными специалистами в области конструирования оптических приборов различного назначения, и выпуска соответствующей документации на ее изготовление.

Одно из актуальных в настоящее время направлений деятельности таких специалистов – изучение и использование единой технологической цепочки CAE/CAD/CAM (проектирование/конструирование/изготовление), а также создание новых пакетов программ для автоматизации подбора конструктивных решений и выполнения типовых операций по выпуску чертежей.

Специализация «Компьютерная оптика»

Компьютерная оптика – это сочетание оптики, математики и компьютерных технологий. Специализация «Компьютерная оптика» направлена на подготовку специалистов, способных решать сложные инженерные и научные проблемы в области прикладной оптики на основе профессионального использования математических методов и компьютерных технологий.

Как показывает опыт, задачи прикладной оптики настолько разнообразны, сложны и комплексны, а применяемые для их решения методы, модели и средства настолько универсальны, что специалист по компьютерной оптике может практически безо всякой адаптации успешно работать в любой области, требующей владения математическими методами и компьютерными технологиями.

200400 (бакалавр) «Оптотехника»

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • исследование, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения; элементную базу оптотехники (оптики, оптико-электронной и лазерной техники; оптическую и лазерную технологии производства) и контроля оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем, материалов для их создания.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом;
  • разработка, создание, использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов;
  • технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем;
  • лазерные технологии различного назначения;
  • элементная база оптической, оптико-электронной и лазерной техники;
  • программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.

Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательской;
  • проектной;
  • производственно-технологической;
  • организационно-управленческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) “бакалавр” присваивается специальное звание “бакалавр-инженер”.
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657)
Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника
должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • анализ поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;
  • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, разработка программ и их отдельных блоков, их отладка и настройка для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем, а также технологий их производства;
  • проведение оптических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов;
  • составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
  • осуществление наладки, настройки, юстировки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
  • анализ поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
  • участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов оптической, оптико-электронной и лазерной техники и технологий по заданным техническим требованиям;
  • расчет, проектирование и конструирование в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и предварительное технико-экономическое обоснование проектов;
  • использование и применение конструкторской и технологической документации при анализе механизмов, приборов и взаимосвязи их узлов;
  • применение современной элементной базы электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов деталей и узлов оптотехники;
  • оценка технологичности и технологический контроль простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов изготовления, сборки, юстировки и контроля параметров механических, оптических, оптико-электронных и лазерных деталей, узлов и систем;
  • разработка и составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;
  • участие в монтаже, сборке (юстировке), испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов оптотехники;
  • разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
  • участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
  • организация входного контроля материалов и комплектующих изделий;
  • внедрение технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества оптических, оптико-электронных и лазерных систем, приборов, деталей, элементов и оптических покрытий различного назначения;
  • расчет норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;
  • участие в организации работы производственных коллективов;
  • разработка планов на отдельные виды проектных и конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
  • нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов изделий оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности;
  • установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления;
  • размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
  • осуществление технического контроля и участие в управлении качеством производства изделий оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества;
  • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
Читайте также:  Каких женщин любят мужчины?

ФГОС: «Приборостроение и оптотехника»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Статьи для инженеров

О профессии, техническом деле, образовании и многом другом

Профессия, специальность, специализация. Давайте разберемся!

Наверняка почти все студенты, которые получают сегодня высшее образование в Украине или за ее пределами, понимают, кем они станут после окончания ВУЗа. Я имею в виду не уровень профессиональных компетенций, а получаемую специальность.

Хотя, и тут могут возникать вопросы:

  • что такое “специальность”?
  • специальность и профессия — одно и то же?
  • что такое “направление подготовки”, “специализация”?

Возможно, что ответы на эти простые, казалось бы, вопросы, приблизят Вас к ответу на другой, один из важнейших в трудовой деятельности любого человека, вопрос:

Немного о Болонском процессе

Национальный университет, в котором я прежде работал, в свое время одним из первых в Украине отреагировал на Болонский процесс и дополнил традиционную систему оценивания знаний кредитно-модульными показателями. Таким образом, по каждому предмету в зачетных книжках у студентов появлялось три характеристики:

  • национальная система (привычные “3”, “4”, “5” баллов);
  • внутренняя система (от 60 до 100 баллов);
  • единая кредитно-трансферная система (баллы ECTS “A”, “BC”, “DE”, которые аналогичны нашим “5”, “4”, “3” баллам, соответственно).

Как правило, студенты приходили к нам на кафедру начиная с третьего курса, два года до этого готовясь к специализации. Так вот парадокс ситуации был в том, что за время моей работы в университете (10 лет) ни один из них так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос:

а что это за кредиты ECTS у вас в зачетках?

То есть два года студент учится, сдает зачеты и экзамены, проходит разного рода практики, а десятки преподавателей вписывают в его документы какие-то неведомые ему цифры.

Приходилось, конечно, объяснять, что согласно Болонской системе, один кредит — это накопленные студентом в университете знания, численно равные 36 часам его работы. Если учебная дисциплина состоит, например, из 72 часов (48 часов лекций и 24 часа семинаров), то получаем 2 кредита (72 = 2 x 36). К слову, кредит может быть дробным.

Характерно, что в отличие от национальной (постсоветской) системы оценивания знаний, кредиты со временем могут изменяться. Эта парадигма образования выражает идею того, что человек на протяжении своей жизни может совершенствовать свои знания и навыки (как это принято сейчас называть, “прокачиваться”). Например, получив в базовом ВУЗе какую-то часть кредитов по определенной дисциплине, студент может продолжить обучение в другом ВУЗе, имеющим связь с Болонской системой, и все его кредиты будут суммироваться.

К чему это я?

Эта преамбула призвана донести простую мысль: мы путаемся в терминах и понятиях, и не знаем элементарных вещей, с которыми имеем дело. Стоит отметить, что большинство материалов для школьников, абитуриентов, студентов и других соискателей в Интернете написаны крайне “сухим” научным языком, малопонятным обывателю.

Данная статья — попытка исправить эту ситуацию. Давайте разбираться и становиться профессиональнее!

Общая иерархия понятий

В системах высшего образования большинства стран СНГ обычно используется такая структура:

  1. Отрасль знаний
  2. Направление подготовки
  3. Специальность
  4. Специализация

Знания, которые студенты получают в ВУЗах, подаются в строгом соответствии с этой структурой. В некоторых странах отдельные ступени иерархии могут отсутствовать или иметь другое название (например, Украина недавно отказалась от направлений подготовки), но принципиальной роли это не играет.

Ниже каждая ступень этой структуры рассмотрена более подробно.

Отрасли экономики

Говоря о работе и подготовке кадров для одной из глобальных отраслей, следует иметь в виду отрасли экономики конкретного государства. Например, экономика Украины опирается на такие основные отрасли:

  • Производство основных видов промышленной продукции
  • Химия и фармацевтика
  • Машиностроение
  • Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Товары легкой промышленности
  • Горно-металлургический комплекс
  • Энергоносители
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
  • Пищевая промышленность
  • Транспорт, связь, информатизация
  • Туризм
  • Образование и наука

Приведенная классификация не претендует на полноту, но, в целом, отражает реальную картину. Таким образом, перед тем как заняться выстраиванием собственной карьеры, следует еще до поступления в ВУЗ (это важно!) располагать хотя бы минимальной информацией о положении дел в той или иной отрасли. Ведь некоторые из них являются трендовыми, а некоторые — откровенно убыточны.

Здесь Google в помощь, как говорится.

Высшее образование

Образовательно-квалификационный уровень

Государственные учебные заведения Украины готовят будущих специалистов в соответствии с так называемым ОКР (образовательно-квалификационным уровнем). Список доступных ОКР от года к году меняется, но общая тенденция такова:

  • бакалавр (4 года обучения)
  • специалист (+ 1 год к бакалаврату, итого 5 лет обучения)
  • магистр (+ 1 год к бакалаврату или специализации, итого 5 или 6 лет обучения)

Для некоторых отраслей предусмотрены дополнительные формы образования (например, интернатура в медицине). Научная деятельность оперирует своими циклами подготовки:

  • аспирантура (3 года обучения)
  • докторантура

Отрасли знаний

Каждый ОКР соответствует конкретной отрасли знаний. Например, Вы можете получить бакалавра в отрасли “право” или в отрасли “металлургия и материаловедение”. Списки отраслей знаний и соответствующих им специальностей утверждаются на уровне министерства образования: вот одна из редакций этого закона в Украине (актуальность я не гарантирую).

Отрасли знаний тесно связаны с отраслями экономики страны, но могут затрагивать и специфические сферы человеческой жизни (например, богословие или военное дело). Каждая отрасль знаний состоит из набора определенных направлений подготовки и/или специальностей.

Направление подготовки

Если представить отрасль знаний в виде области на территории государства, то направление подготовки — город, принадлежащий этой области. В одной отрасли знаний может быть несколько направлений подготовки. Как правило, направление подготовки охватывает и бакалавров, и специалистов, и магистров.

Например, отрасль знаний “Машиностроение и обработка материалов” может содержать такие направления подготовки:

  • производство двигателей
  • тяжелое машиностроение
  • сварочное производство и т. д.

Специальность

Как правило, ни отрасль знаний, ни направление подготовки Вы не найдете в современном дипломе (возможно, только в приложении к нему). Зато там будет указана Ваша специальность.

Специальность может принадлежать либо определенному направлению подготовки, либо отрасли знаний, например:

  • специальность “Оптико-электронные приборы и системы” относится к направлению “Оптотехника” в РФ;
  • специальность “Компьютерная инженерия” принадлежит отрасли знаний “Информационные технологии” в Украине.

Сути это не меняет: специальность является главным вектором в системе высшего образования и подготовки профессиональных кадров на государственном уровне, поэтому и закрепляется в дипломах национального образца.

Специализация

Счет специальностей в наши дни идет на сотни, поэтому человечество придумало еще одну ступень в иерархии понятий — специализацию. Это понятие более “тонко” характеризует Вас как работника той или иной сферы. Например, Вы можете быть инженером-строителем по специальности, но специализироваться на строительстве искусственных сооружений (иметь специализацию “мосты и транспортные тоннели”).

В идеале, именно специализация должна наиболее тесно перекликаться с Вашей будущей профессией и теми должностными обязанностями, которые Вам предстоит исполнять. Но на деле зачастую происходит так, что специализация остается “за бортом” внимания работодателей.

Хорошо это или плохо — сложно сказать. В любом случае, знать то, что записано в официальных документах о Вашем высшем (или другом) образовании, думаю, не будет лишним.

Ссылка на основную публикацию