Специальность «изящные искусства»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Специальность «изящные искусства»: обучение профессия и кем работать

Специальность «Изящные искусства» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Содержание

Направление 50.03.02 «Изящные искусства» рассчитано на абитуриентов, увлекающихся творчеством, хорошо знающих и понимающих культурное и историческое наследие не только своего государства, но и всего человечества. Выпускники направления подготовки обладают фундаментальными знаниями теоретической составляющей будущей профессии, навыками реализации практической деятельности.

Профессионалы направления выполняют функции объективного оценивания продуктов творческой деятельности, формируя общественное мнение, помогая разобраться в современном и классическом искусстве, истории и тенденциях его развития, а также принимая непосредственное участие в процессе создания произведений искусства, увеличивая общечеловеческое культурное достояние.

Условия поступления

Главной задачей курса обучения является фундаментальное изучение теоретических основ истории, развития различных видов искусства, а также развитие творческих способностей абитуриентов.

В качестве вступительных экзаменов будущим специалистам необходимо сдать:

  • русский язык;
  • историю;
  • литературу (профильный).

Кроме того, при поступлении абитуриентам придется подготовиться к сдаче творческого экзамена, которым в зависимости от выбранного профиля обучения может выступать исполнение сольной программы, создание рисунка, история, теория изобразительного искусства и т. д.

Будущая профессия

Направление подготовки направлено на развитие творческих способностей потенциально талантливых абитуриентов с целью повышения культурного уровня региона, государства, человечества в целом, создания культурного достояния. Несмотря на высокую актуальность направления для будущего человечества, нельзя сказать, что выпускники направления очень востребованы. Будущее специалиста связано с творчеством, а говорить о стабильности, закономерностях в такой уникальной отрасли не представляется возможным. Вместе с тем работа будущих специалистов связана с творчеством, увлекательна, требует наличия художественного вкуса, умений прекрасно разбираться в видах искусства, таланта.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой представителей творческих профессий, критиков занимаются такие вузы, как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ);
  • Московский государственный университет дизайна и технологии;
  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН);
  • Московский государственный университет культуры и искусства (МГУКИ).

Срок обучения

Срок обучения (очная форма) составляет 4 года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Объектами профессиональной деятельности выступают художественные, исторические процессы в их социокультурном, культурном, художественном, семиотическом, формально – стилевом измерениях, их репрезентации в дискурсах прикладных, неприкладных видов искусства, эстетических концепциях, теории, методологии.

В рамках формирования профессиональных компетенций студенты изучают следующие дисциплины:

  • культурология;
  • культура речи;
  • русский язык;
  • общая теория;
  • интегративное искусство;
  • прикладные искусства;
  • словесные искусства;
  • основы семиотики.

Приобретаемые навыки

Направление включает несколько далеких специализаций, соответственно, как перечень дисциплин, так и требования к проф. компетенциям существенно варьируется. В зависимости от профиля подготовки уклон может быть сделан на прикладные, не прикладные искусства, танцевальное, музыкальное или словесное искусство.

В процессе обучения у студентов формируются следующие компетенции:

  • создавать художественные произведения в различных культурных областях, областях искусства;
  • осуществлять оценку, экспертизу произведений;
  • осуществлять выставочную, музейную деятельность;
  • осуществлять критику, рецензирование произведений;
  • осуществлять мониторинг, интерпретацию информации о музейной деятельности, функционировании архивов, библиотек, художественных фондов; работать с библиотечными, электронными каталогами, сетевыми ресурсами;
  • осуществлять подготовку аннотаций, библиографий, обзоров по выбранной исследовательской тематике;
  • реализовывать культурно-просветительские задачи в социокультурной и медийной сферах;
  • осуществлять преподавательскую деятельность;
  • свободно вступать в иноязычные коммуникативные акты профессионального направления.

Перспективы трудоустройства по профессии

В зависимости от специализации будущие выпускники могут найти работу в театрах, музеях, аукционных домах, архивах, концертных залах, НИИ. Востребованы специалисты профиля в учебных заведениях, в качестве руководителей ансамблей, коллективов, экспертов, критиков, оценщиков. Среди иных направлений трудоустройства можно назвать должности экскурсовода, гида, коллекционера, хранителя, искусствоведа.

Абитуриенты, проявляющие склонность к определенному виду искусства, творческие способности, талант могут успешно выступать артистами эстрады, балета, цирка, актерами, скульпторами, балетмейстерами.

Понятие дохода в сфере искусства – понятие достаточно непостоянное. Заработная плата экскурсоводов и хранителей музеев стартует от 15-25 тыс. руб. Верхний порог гонораров популярных артистов эстрады назвать проблематично.

Перспективы профессионального совершенствования

Выпускники, которые решили посвятить себя дальнейшему изучению, могут продолжить профессиональное самосовершенствование в магистратуре, аспирантуре либо докторантуре. В процессе обучения вы сможете продолжить дальнейшее изучение выбранного направления, возможно, творчества выдающегося деятеля отрасли, заниматься научной деятельностью, продолжить составление аннотаций, библиографий, приступить к написанию магистерской диссертации. В ходе написания магистерского исследования вы сможете детально изучить выбранную тему, продолжить формирование научной, исследовательской компетенций. Диплом магистранта позволит Вам продолжить научную, исследовательскую деятельность в выбранной отрасли при выезде в другие страны без переаттестации.

Художник

Кто такой художник?

Художник — это творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. В профессиональном контексте художник — это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

А в более возвышенном, творческом смысле — это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях красоту мира, но вкладывает в них своё представление о нём, свои чувства и мысли, тем самым преломляя действительность. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают внутреннюю суть явлений.

Не каждому человеку дан такой талант. Научиться рисовать, постигнуть законы композиции и пластики, освоить технику смешивания красок, изучить правила нанесения цветовой палитры, уметь правильно подобрать кисти, краски и бумагу может научиться каждый. Но главным условием создания великих картин, перед которыми в восхищении застынут тысячи людей разных поколений — это всё-таки ТАЛАНТ.

Название профессии произошло от слова «худог», что в переводе со старославянского означает «искусный». Ещё первобытный человек периода палеолита расписывал потолки и стены пещер природными красками, которые были у него под рукой — сажей, охрой. Вся мировая древняя история известна нам благодаря первобытным художникам по их рисункам, изображающим животных и людей.

В современном мире художники используют, кроме традиционных красок и холстов другие технические средства.

Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

Жан Батист Симеон Шарден

Особенности профессии

Художник может работать в разных направлениях:

  • художественно-творческом;
  • реставрационном;
  • научно-исследовательском;
  • педагогическом;
  • художественно-просветительском.

В художественно-творческой сфере художник занимается непосредственно творчеством, выражая свои впечатления, чувства и эмоции через художественные образы. Это возможно в любой области изобразительного искусства (живописи, монументальной, станковой, театрально-декорационной, на телевидении и в кино).

В реставрационной сфере художник занимается реставрацией исторических художественных произведений, имеющих уникальную ценность. Как правило, подобные работы ведутся по заданию реставрационного совета, поэтому в такой работе художнику приходится следовать установленным правилам.

В педагогической сфере художник выступает в роли педагога-наставника, преподающего дисциплины изобразительного искусства в учебных заведениях различного уровня — начального, среднего, высшего, а также на курсах повышения квалификации.

Научно-исследовательская деятельность художника заключается в научных исследованиях и разработках по специальным темам или отдельным заданиям в сфере его профессии, оформленных в виде научных статей, отчетов и т. п.

В художественно-просветительской сфере художник ведет просветительскую работу, формируя у общества эстетический вкус, правильное восприятие произведений искусства и т. п.

В современном мире сфера деятельности художников значительно расширилась. Например, татуаж, имеющий бешеную популярность в наше время, искусно наносят художники.

Самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи.

Иван Дмитриевич Шадр

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная творческая работа
  • Возможность работать по свободному графику — по вдохновению, а не по расписанию

Минусы

  • Невысокая востребованность
  • Нестабильный доход
  • В периоды кризиса в стране возможно даже отсутствие работы
  • Доходы художника зависят не от его таланта, а от умения продавать свои картины

Место работы

Художники, в зависимости от специализации, могут работать в личной студии, частных студиях, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.

Художникам не нужно ставить памятников, потому что они уже созданы их трудами.

Важные личные качества

  • художественный талант, которому нельзя научить — он либо есть, либо нет; но при наличии его можно отшлифовать;
  • богатое воображение и фантазия;
  • наблюдательность — умение замечать мелкие детали;
  • избирательность внимания — способность выделить из окружающей действительности то, что необходимо для конкретного замысла;
  • глубокая интуиция, позволяющая проникать в самую суть явлений;
  • наглядно-образное мышление и пространственное воображение, которые позволяют творчески преобразовывать окружающую действительность и уметь увидеть необычное в обычном;
  • цветовосприятие и цветоразличение — умение отличать широкий спектр различных цветов и оттенков;
  • художественный вкус;
  • чувство гармонии;
  • терпение;
  • физическая выносливость.

Обучение на художника

Склонность к этой профессии может проявиться довольно рано — ещё в детстве. Внимательные родители, заметив эти способности, могут определить ребенка в художественный кружок или специальную школу. Впоследствии, при определенных успехах повышать свой профессиональный уровень начинающий художник сможет в художественных колледжах, институтах и Академиях искусств, которые имеются в любом крупном городе страны.

Читайте также:  Виды бизнеса – основные, новые, без вложений, какой вид бизнеса сейчас самый прибыльный?

В России принята трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ.

  • Московский государственный академический художественный лицей имени Н.Томского
  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.Иогансона
  • Таганрогская детская художественная школа
  • Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова.
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества
  • Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица
  • ФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт,
  • Гжельский государственный художественно-промышленный институт.

Оплата труда

Доходы художника зависят от места его работы, специализации, востребованности и известности. Свободные художники имеют нерегулярный доход: годами могут ничего не зарабатывать, а в считанные недели получить огромный гонорар. Художники, работающие на постоянной основе, например, в издательстве, полиграфической или дизайнерской компании могут рассчитывать на зарплату от 20 до 70 тысяч рублей в месяц в зависимости от величины фирмы и объемов выполняемых работ.

Зарплата на 20.01.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

У свободного художника для успешной карьеры нет иного выхода, как стать гениальным и признанным ещё при жизни. Как говорится, первую часть жизни человек работает на имя, а вторую часть — имя на человека. Выдающиеся картины ценятся очень высоко и с появлением ИМЕНИ стоимость картин увеличивается многократно. К некоторым успешным художникам очередь из заказчиков стоит годами.

Одним из способов сделать успешную карьеру является открытие собственного художественного салона или профессиональной студии. Возможна и научно-преподавательская карьера в этой профессии.

Интересные факты

От квалифицированного художника-живописца требуется знание:

  • теории изобразительного искусства;
  • техники, стилей, видов и различных жанров изобразительного искусства;
  • законов рисунка, живописи, композиции, графики;
  • истории русского и зарубежного искусства;
  • теории и истории искусств;
  • цветоведения и светооформления;
  • принципов восприятия человеком художественного произведения;
  • исторических и современных технических и технологических процессов при создании картин;
  • экспертных и реставрационных работ в различных видах искусства.

Профессиональные качества и навыки в сфере художественно-творческой деятельности:

  • владение различными техниками и технологиями изобразительного искусства;
  • умение создавать на высоком профессиональном уровне художественные произведения;
  • способность профессионально использовать художественные инструменты и материалы, техники и технологии;
  • знание особенностей различных исторических стилей и направлений в архитектуре и искусстве: ренессанс, барокко, классицизм, рококо, готика;
  • знание важнейших принципов светового оформления спектакля;
  • знание основных памятников церковной росписи и архитектуры (мировых и древнерусских);
  • знание иконографии и библейской истории, а также происхождения орнаментов и шрифтов;
  • умение пользоваться архивными материалами с целью изучения и воспроизведения известных картин;
  • владение различными видами и техниками монументального искусства (мозаика, фреска, сграффито, витраж);
  • умение формулировать устно, письменно и с помощью средств изобразительного искусства свой творческий замысел, процесс его созидания и идею авторского произведения;
  • знание техники безопасности при работе с художественными инструментами и материалами, на строительных лесах, театральной сцене и в съемочных павильонах.

035200 Изящные искусства (Бакалавриат)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства включает деятельность в области искусства, культуры и гуманитарного знания:

  • работу в музеях, художественных галереях и фондах; в академических институтах и других научно-исследовательских институтах (НИИ);
  • в организациях государственного управления и местного самоуправления, а также в других учреждениях; в органах охраны культурного наследия;
  • в экспертно-аналитических центрах; в общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля;
  • в СМИ (включая электронные);
  • образовательных учреждениях Российской Федерации.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 035200 Изящные искусства являются:

  • историко-художественные процессы в их художественном, культурном, социокультурном, формально-стилевом, семиотическом измерениях и их отражение в произведениях неприкладных и прикладных видов искусства, теории и методологии искусства, эстетических концепциях;
  • собрания и коллекции произведений искусства; способы презентации произведений искусства.

3. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • педагогическая;
  • экспертно-аналитическая;
  • культурно-просветительская;
  • организационно-управленческая.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве

  • научного работника, сотрудника музеев, художественных фондов, галерей;
  • преподавателя в системе среднего общего и среднего специального образования;
  • эксперта и аналитика;
  • работника СМИ (включая электронные);
  • государственного или муниципального служащего федеральных, региональных, муниципальных и иных органов в сфере культуры, искусства и охраны культурного наследия.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 035200 Изящные искусства должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профильной направленностью:

    в научно-исследовательской деятельности:

      научные исследования в области искусствознания, базирующиеся на применении полученных теоретических и практических знаний; сбор научной информации в музеях, галереях и художественных фондах, архивах, библиотеках, в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах; анализ и интерпретация произведений искусства, опирающиеся на научные концепции; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований; участие в работе семинаров, конференций и симпозиумов и подготовка публикаций по результатам проводимых научно-исследовательских работ;

    в педагогической деятельности:

      использование полученных знаний в преподавании курса мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства в образовательных учреждениях Российской Федерации; реализация в преподавании мировой художественной культуры и всеобщей истории искусства следующих основных задач: воспитание уважения к историко-культурным традициям нашей страны, заботы о сохранении отечественного и мирового художественного наследия; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях всемирной истории культуры, отечественной и всеобщей истории искусства в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение элементарными методами историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания, умением работать с различными источниками по истории искусства и памятниками мировой художественной культуры;

    в культурно-просветительской деятельности:

      информационное и проектное обеспечение историко-культурных, искусствоведческих и художественных аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

    в экспертно-аналитической деятельности:

      подготовка и обработка информации для обеспечения информационно-аналитической, практической деятельности аналитических и экспертных центров, общественных и государственных организаций и СМИ;

    в организационно-управленческой деятельности:

      работа в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия; подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами в сфере культуры и искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью и готовностью к гражданской активности, заинтересованностью и сопричастностью к происходящим в обществе и государстве социально-экономическим, политическим и культурно-нравственным процессам; проявлению расовой, национальной и религиозной толерантности; оценке научных данных и других результатов деятельности искусствоведа с позиций общего и профессионального мировоззрения (OК-1);
  • способностью и готовностью к социальному и профессиональному взаимодействию на основе ценностно-нравственных и этических норм (ОК-2);
  • способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-3);
  • способностью и готовностью к принятию ценностей здорового образа жизни, необходимого для профессионального и личностного благополучия (ОК-4);
  • способностью и готовностью к использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности и информатизации (ОК-5);
  • способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации художественно-эстетической деятельности человека (ОК-6);
  • способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ОК-7);
  • способностью и готовностью к пропаганде художественных, искусствоведческих знаний среди населения с целью повышения уровня художественной культуры общества (ОК-8);
  • способностью и готовностью к культуре мышления, обобщению, анализу, восприятии информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-9).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональныии компетенциями (ПК):

  • способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-1);
  • способностью и готовностью к участию в проведении художественно-эстетических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях искусствознания (ПК-2);
  • способностью и готовностью к применению стандартизованных искусствоведческих технологий, позволяющих -осуществлять решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-3);
  • способностью и готовностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области искусствознания (ПК-4);
  • способностью и готовностью к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-5);
  • способностью и готовностью к выявлению специфики творческого функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, его принадлежности к этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);
  • способностью и готовностью к диагностике и характеристике творческих процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе типовых методов (ПК-7);
  • способностью и готовностью к оценке предшествующих и наличных характеристик уровня развития и функционирования познавательно и мотивационно-волевой сферы, творческих способностей личности (ПК-8);
  • способностью и готовностью к ассистированию деятельности магистра или специалиста-искусствоведа при осуществлении изысканий в сфере интегративного искусствознания и исследований (ПК-9);
Читайте также:  Система дошкольного образования в россии: структура и основы

Курсы художников: где учиться и что нужно сдавать?

Профессия художника на сегодняшний день весьма многогранна, в ней существует множество специализаций. Современный живописец обладает огромным количеством средств выражения, помимо классического холста используя краски, глину, мрамор, металл, стекло, песок, пластмассу и компьютерную технику.

Санкт-петербургские частные учебные заведения также имеют подобные курсы подготовки.

  1. Центр творчества и развития «Зеркало». Предлагает курсы рисования для взрослых в рамках творческой студии. Цена курса от 2 500 рублей за месяц, длительность занятий – от 1 месяца.
  2. Школа дизайна «Артэтаж». Предлагает пройти курсы переподготовки и повышения квалификации, интенсивы разных программ. Стоимость курсов от 15 000 рублей, длительность – от 1 месяца.
  3. Факультет очно-заочного и дополнительного образования СПбГИКиТ. Дает возможность посетить занятия, рассчитанные на слушателей с высшим профессиональным или средним специальным образованием. Цена – 60 000, длительность от 7 месяцев.
  4. Художественная школа «Артмир». Проводит занятия «Основы рисунка» за 8 уроков (1 месяц). Курс стоит 6 900 рублей.
  5. Школа современных искусств «Я творю!». Предлагает посетить курсы рисования и живописи для детей и взрослых стоимостью от 4 000 рублей в месяц.

Итак, профессия художника является творческой специальностью, которая берет свое начало из глубины веков. Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, зарабатывает деньги на данном поприще. Ремесло подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и искусство.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Художник

Кто такой художник?

Художник — это творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. В профессиональном контексте художник — это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

А в более возвышенном, творческом смысле — это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях красоту мира, но вкладывает в них своё представление о нём, свои чувства и мысли, тем самым преломляя действительность. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают внутреннюю суть явлений.

Не каждому человеку дан такой талант. Научиться рисовать, постигнуть законы композиции и пластики, освоить технику смешивания красок, изучить правила нанесения цветовой палитры, уметь правильно подобрать кисти, краски и бумагу может научиться каждый. Но главным условием создания великих картин, перед которыми в восхищении застынут тысячи людей разных поколений — это всё-таки ТАЛАНТ.

Название профессии произошло от слова «худог», что в переводе со старославянского означает «искусный». Ещё первобытный человек периода палеолита расписывал потолки и стены пещер природными красками, которые были у него под рукой — сажей, охрой. Вся мировая древняя история известна нам благодаря первобытным художникам по их рисункам, изображающим животных и людей.

В современном мире художники используют, кроме традиционных красок и холстов другие технические средства.

Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

Жан Батист Симеон Шарден

Особенности профессии

Художник может работать в разных направлениях:

  • художественно-творческом;
  • реставрационном;
  • научно-исследовательском;
  • педагогическом;
  • художественно-просветительском.

В художественно-творческой сфере художник занимается непосредственно творчеством, выражая свои впечатления, чувства и эмоции через художественные образы. Это возможно в любой области изобразительного искусства (живописи, монументальной, станковой, театрально-декорационной, на телевидении и в кино).

В реставрационной сфере художник занимается реставрацией исторических художественных произведений, имеющих уникальную ценность. Как правило, подобные работы ведутся по заданию реставрационного совета, поэтому в такой работе художнику приходится следовать установленным правилам.

В педагогической сфере художник выступает в роли педагога-наставника, преподающего дисциплины изобразительного искусства в учебных заведениях различного уровня — начального, среднего, высшего, а также на курсах повышения квалификации.

Научно-исследовательская деятельность художника заключается в научных исследованиях и разработках по специальным темам или отдельным заданиям в сфере его профессии, оформленных в виде научных статей, отчетов и т. п.

В художественно-просветительской сфере художник ведет просветительскую работу, формируя у общества эстетический вкус, правильное восприятие произведений искусства и т. п.

В современном мире сфера деятельности художников значительно расширилась. Например, татуаж, имеющий бешеную популярность в наше время, искусно наносят художники.

Самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи.

Иван Дмитриевич Шадр

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная творческая работа
  • Возможность работать по свободному графику — по вдохновению, а не по расписанию

Минусы

  • Невысокая востребованность
  • Нестабильный доход
  • В периоды кризиса в стране возможно даже отсутствие работы
  • Доходы художника зависят не от его таланта, а от умения продавать свои картины

Место работы

Художники, в зависимости от специализации, могут работать в личной студии, частных студиях, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.

Художникам не нужно ставить памятников, потому что они уже созданы их трудами.

Важные личные качества

  • художественный талант, которому нельзя научить — он либо есть, либо нет; но при наличии его можно отшлифовать;
  • богатое воображение и фантазия;
  • наблюдательность — умение замечать мелкие детали;
  • избирательность внимания — способность выделить из окружающей действительности то, что необходимо для конкретного замысла;
  • глубокая интуиция, позволяющая проникать в самую суть явлений;
  • наглядно-образное мышление и пространственное воображение, которые позволяют творчески преобразовывать окружающую действительность и уметь увидеть необычное в обычном;
  • цветовосприятие и цветоразличение — умение отличать широкий спектр различных цветов и оттенков;
  • художественный вкус;
  • чувство гармонии;
  • терпение;
  • физическая выносливость.

Обучение на художника

Склонность к этой профессии может проявиться довольно рано — ещё в детстве. Внимательные родители, заметив эти способности, могут определить ребенка в художественный кружок или специальную школу. Впоследствии, при определенных успехах повышать свой профессиональный уровень начинающий художник сможет в художественных колледжах, институтах и Академиях искусств, которые имеются в любом крупном городе страны.

В России принята трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ.

  • Московский государственный академический художественный лицей имени Н.Томского
  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.Иогансона
  • Таганрогская детская художественная школа
  • Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова.
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества
  • Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица
  • ФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт,
  • Гжельский государственный художественно-промышленный институт.

Оплата труда

Доходы художника зависят от места его работы, специализации, востребованности и известности. Свободные художники имеют нерегулярный доход: годами могут ничего не зарабатывать, а в считанные недели получить огромный гонорар. Художники, работающие на постоянной основе, например, в издательстве, полиграфической или дизайнерской компании могут рассчитывать на зарплату от 20 до 70 тысяч рублей в месяц в зависимости от величины фирмы и объемов выполняемых работ.

Зарплата на 20.01.2020

Ступеньки карьеры и перспективы

У свободного художника для успешной карьеры нет иного выхода, как стать гениальным и признанным ещё при жизни. Как говорится, первую часть жизни человек работает на имя, а вторую часть — имя на человека. Выдающиеся картины ценятся очень высоко и с появлением ИМЕНИ стоимость картин увеличивается многократно. К некоторым успешным художникам очередь из заказчиков стоит годами.

Одним из способов сделать успешную карьеру является открытие собственного художественного салона или профессиональной студии. Возможна и научно-преподавательская карьера в этой профессии.

Интересные факты

От квалифицированного художника-живописца требуется знание:

  • теории изобразительного искусства;
  • техники, стилей, видов и различных жанров изобразительного искусства;
  • законов рисунка, живописи, композиции, графики;
  • истории русского и зарубежного искусства;
  • теории и истории искусств;
  • цветоведения и светооформления;
  • принципов восприятия человеком художественного произведения;
  • исторических и современных технических и технологических процессов при создании картин;
  • экспертных и реставрационных работ в различных видах искусства.

Профессиональные качества и навыки в сфере художественно-творческой деятельности:

  • владение различными техниками и технологиями изобразительного искусства;
  • умение создавать на высоком профессиональном уровне художественные произведения;
  • способность профессионально использовать художественные инструменты и материалы, техники и технологии;
  • знание особенностей различных исторических стилей и направлений в архитектуре и искусстве: ренессанс, барокко, классицизм, рококо, готика;
  • знание важнейших принципов светового оформления спектакля;
  • знание основных памятников церковной росписи и архитектуры (мировых и древнерусских);
  • знание иконографии и библейской истории, а также происхождения орнаментов и шрифтов;
  • умение пользоваться архивными материалами с целью изучения и воспроизведения известных картин;
  • владение различными видами и техниками монументального искусства (мозаика, фреска, сграффито, витраж);
  • умение формулировать устно, письменно и с помощью средств изобразительного искусства свой творческий замысел, процесс его созидания и идею авторского произведения;
  • знание техники безопасности при работе с художественными инструментами и материалами, на строительных лесах, театральной сцене и в съемочных павильонах.
Ссылка на основную публикацию