специальность адаптивная физическая культура. интервью о профессии. - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

специальность адаптивная физическая культура. интервью о профессии.

Адаптивная физическая культура или медсестра? Реабилитация

Хочу работать в сфере физической реабилитации. Какое образование лучше получать? Среднее медицинское или высшее (адаптивная физическая культура/физ.культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья) ? Мнения специалистов расходятся, кто говорит, что лучше начинать с медсестры, а кто – что полезнее будет АФК, как раз по профилю. Но меня смущает то, что АФК – это НЕмедицинская специальность. А у специальности “Сестринское дело” свои минусы. А мне бы хотелось в реабилитации устроиться инструктором/инструктором-методистом ЛФК (начать с этого, так конечно планы большие на эту сферу), ну и проч. подобные должности, чтобы с пациентами работать, более прикладной труд, а не бумажный, и быть более востребованной Как считаете?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Пустовойтова Елена Юрьевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Шелудяков Сергей

Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Слободяник Марина Валериевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Бердник Елена Валериевна

Психолог, Дети и взрослые. Специалист с сайта b17.ru

Сахарова Ольга Анатольевна

Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Галина Яковенко

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Маратовна Рожнова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Арзамасцев Дмитрий Валерьевич

Психолог, Экзистенциальный терапевт. Специалист с сайта b17.ru

Екатерина Гомез Суарез

Психолог, Психолог-консультант. Специалист с сайта b17.ru

чото вы в августе поздно спохватились

начать надо с конкретного места, куда вы планируете устроиться

Всем привет!
Меня зовут Кочеткова Анастасия, я менеджер компании, обучаю и помогаю людям в развитии собственного бизнеса.
МЫ РАБОТАЕМ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА! С ЧАШЕЧКОЙ АРОМАТНОГО ЧАЯ ИЛИ КОФЕ В ЛЮБОЕ УДОБНОЕ ВРЕМЯ.
Здесь нужны целеустремленные и активные люди, те кто хочет развиваться и не стоять на месте. Если ты такой, то присоединяйся.
anastasiyakoche24.wix. com/probiz

Всем привет!Меня зовут Кочеткова Анастасия, я менеджер компании, обучаю и помогаю людям в развитии собственного бизнеса.МЫ РАБОТАЕМ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА! С ЧАШЕЧКОЙ АРОМАТНОГО ЧАЯ ИЛИ КОФЕ В ЛЮБОЕ УДОБНОЕ ВРЕМЯ. Здесь нужны целеустремленные и активные люди, те кто хочет развиваться и не стоять на месте. Если ты такой, то присоединяйся. anastasiyakoche24.wix. com/probiz

Один спам. Кто-нибудь даст вразумительные ответы на вопросы.

Пункт 3 Ст. 3 Гл. 1 Об основах охраны здоровья граждан в РФ о том, что «в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах. нормам настоящего закона применяются нормы настоящего Федерального закона».
Не работающий/ая – потенциальный объект принудительной госпитализации: если на улице не работающего/ую поймает полиция, вызовет СПП, а СПП принудительно госпитализирует, то психиатры никогда не отпустят не работающего/ую пациента/ку. Таким образом искать работу с категорией «не работает» в полисе ОМС нельзя, потому что у ТФОМС для полиса ОМС нет категории «безработный/ая».
«А Вы стоите на бирже труда?» «А Вы работаете?» спросит главный врач.
Главней всего погода в доме, а остальное суета.
Ни в коем случае не соглашайтесь на добровольную госпитализацию от СПП, иначе не узнаете самого главного: судебное письмо о принудительной госпитализации не получит ваше ОМС от МО, которая занимается принудительной госпитализацией.
Там медперсонал примитивный: прячет от пациенток книгу жалоб и предложений, не разрешает почтовую переписку, отпускает под расписку в получении тела не иначе как родственниками. Дурит по полной программе.
ОМС это не знает про какие-то медуслуги от главного врача которого никто никогда и не видел.
Когда обращаетесь по закону о занятости населения, обратите внимание на закон об обязательном медицинском страховании ст. 31:
«6. Юридические и физические лица, виновные в причинении вреда здоровью застрахованного лица, могут возмещать расходы на оплату оказанной медицинской помощи в досудебном порядке»,
потому что СПП не составит вам акт о причинении вреда здоровью на основании той статьи.

Похожие темы

Справочная служба русского языка поможет вам составить текст за пятьсот рублей одну страницу. Справочная русского языка вам поможет грамотно понять что такое коррупциогенность.

Здравствуйте!
Хочу работать в сфере физической реабилитации. Какое образование лучше получать? Среднее медицинское или высшее (адаптивная физическая культура/физ.культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья) .

Профессия – специалист по адаптивной физической культуре

Интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Читайте также:  Роза Кулешова – аферистка или экстрасенс?

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии.
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Читайте также:  Зачем нужен интернет?

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

Адаптивная физическая культура – что это такое, где работать

Специальность адаптивная физическая культура – кем можно работать?

Адаптивная физическая культура (АФК) по сути является физкультурой для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей, имеющих различные проблемы со здоровьем, или тех, кто в силу сидячей работы нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Люди с инвалидностью, занимающиеся АФК могут иметь разнообразные патологии – от ампутаций и ДЦП до плохого зрения.

Именно специалист по адаптивной физической культуре, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов и дефектологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Например, он может сделать акцент на развитии моторики рук, или общеукрепляющих упражнениях. Таким образом, специалист по АФК – это не просто преподаватель физкультуры для людей имеющих проблемы со здоровьем, это человек, в чьи обязанности входит помощь в адаптации таких людей, улучшение их психологического состояния.

Специалист по АФК обязан быть неплохим психологом, должен уметь грамотно повлиять на подопечных, подобрать подход к каждому. В первую очередь он не тренер, а учитель, не просто подбирающий физическую нагрузку с учетом особенностей организма, но и помогающий направить подопечного к саморазвитию.

Конечно, он не является врачом, хоть и связан с медициной, ведь он должен разбираться в заболеваниях, чтобы грамотно выбрать нагрузку и не навредить при этом. Прежде всего, в его задачи входит корректирование состояния занимающегося, улучшение физического и психологического состояния.

Тренер АФК должен быть корректным по отношению к своим подопечным, терпеливым и уметь высказывать уважение, ведь только сильные духом готовы заниматься через боль и стремиться к успеху. Взять хотя бы паралимпийцев, доказывающих, что при помощи такой физкультуры человек становится способным на многое, причем не только в спорте, ведь физкультура может стать толчком к свершениям во всех сферах жизни.

Где обучают на специалиста АФК?

В вузах физической культуры, медицинских университетах и некоторых педагогических институтах, как правило, есть факультеты, занимающиеся подготовкой таких специалистов. Срок обучения составляет четыре года, а спектр дисциплин достаточно широк.

Это связано с потребностью получить базу знаний, включающую технику безопасности, лечебный массаж, возможность провести экспертизу работоспособности, психологическое взаимодействие, построение индивидуального подхода к ученику на занятиях АФК.

Конечно, изучаются и общие дисциплины, такие как теория физкультуры, психология развития, физиология, частная патология, педагогика, различные методики и прочие. Естественно, не оставляются без внимания и гуманитарные науки, социально-экономические предметы.

Кому стоит пойти в эту профессию?

Для молодых людей, решивших связать себя с деятельностью в сфере АФК, вовсе нет нужды иметь спортивные достижения, просто нужно верить, что физкультура может быть одним из источников здоровья организма, позволяет самосовершенствоваться человеку. Для того чтобы стать специалистом необходимо иметь приличную физическую форму, хорошие знания биологии и обществознания. И, конечно, быть стрессоустойчивым и терпеливым.

Во время обучения студенты практикуются в ведущих реабилитационных и коррекционных учреждениях различного типа. Таким образом, происходит совмещение теоретических знаний и практики, нарабатывается опыт. Часто, те кто хорошо себя показал, впоследствии будут приглашены работать в эти заведения.

Где работают специалисты по АФК?

Как правило, запросы на таких специалистов учреждения отправляют в территориальные госорганы образования и здравоохранения, а также в сами вузы, занимающиеся обучением этих специалистов.

В специалистах по АФК нуждаются многие учреждения образования, в частности, образовательные учреждения для детей с особенностями развития. Их навыки необходимы в психоневрологических диспансерах, детских садах, в спортивных школах. Конечно же, они востребованы в различных учреждениях, занимающихся оздоровлением и реабилитацией, санаториях и домах отдыха.

Специалист по АФК может работать как тренером со спецгруппой или индивидуально, так и методистом, преподавателем.

Выпускники часто находят работу в фитнес-центрах, профессиональных спортивных клубах, госпиталях и больницах, лечебно-физкультурных кабинетах. Некоторые уходят в частную практику, оказывая услуги в качестве массажиста или подготавливая туристов к туристическим походам с повышенной физической нагрузкой. Также одна из сфер деятельности, доступной им – органы управления физкультуры и спорта.

Так что специалист найдет применение своим знаниям, ведь в наше время физически ослабленные люди желают поправить здоровье и выглядеть наравне с окружающими, приобрести новые навыки и быть полезными обществу.

Урок твист-терапии

Каждый год старейший спортивный вуз России – Московская государственная академия физической культуры, которой нынче 80 лет, выпускает 60 тренеров и преподавателей адаптивной физкультуры. Ждут ли их в школах, где есть инклюзивное образование?

– Палка – влево, палка – вправо, шаг вперед, шаг назад! А теперь – упражнения с тремогантелями, – командует доцент кафедры адаптивной физкультуры академии Нонна Цицкишвили.

Идет занятие в тренажерном зале. Тремогантели в свое время были придуманы и изготовлены преподавателем вуза Владимиром Дмитриевым. Необычные гантели напоминают маленькие костыли на упругой пружине: уперся – “костыль” сжался, мышца получила нагрузку. Для детей с церебральным параличом это единственный способ сохранить хоть какие-то движения непослушных рук. Кроме гантелей у Дмитриева еще 300 изобретений.

Студентам тренерского факультета, которые специализируются по программе “адаптивная физкультура”, обо всем этом подробно рассказывают и обучают методике работы с больными людьми. Им ведь мало просто показать упражнение ученикам, надо еще и доходчиво объяснить, как именно его сделать.

– Не меньше двух недель уходит на то, чтобы ребенок с ДЦП понял, каким образом выполнять упражнение, – за двадцать лет работы с такими детьми педагог Цицкишвили накопила большой опыт. – Кстати, отличные результаты дает иппотерапия – лечение верховой ездой. Я видела, как после занятий дети с ДЦП ходили в течение двух минут! Это потрясающий результат.

У детей с синдромом Дауна и аутистов – другая особенность. Они часто бывают физически сильными, но заставить их что-то делать почти невозможно. Все занятия – лишь в виде игры. Тут от тренера требуется не столько отличная физическая форма, сколько педагогическое мастерство. Так что Макаренко и Сухомлинского для преподавателей физкультуры никто не отменяет.

– У нас защищалась прекрасная дипломная работа о том, как заниматься физкультурой с детьми с синдромом Дауна. Разработана эффективная методика твист-терапии, основанной на вращательных движениях, методика реабилитации дошкольников и младших школьников с ДЦП, – говорит завкафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Анатолий Чубуков. Он заслуженный тренер России и воспитал пять победителей Паралимпийских игр. В необходимости того, что с больными детьми надо заниматься физкультурой, у него сомнений нет.

– В каждой школе должны быть преподаватели адаптивной физкультуры, а классы, где есть ученики-инвалиды, надо делить на группы. Может, стоит делать одну группу адаптивной физкультуры в параллели или объединять учеников из нескольких классов, – предлагает Чубуков. – Чем меньше учеников в группе – тем лучше. И одного занятия в день недостаточно. Нужно по крайней мере, два. На первом ученику объясняют, что он должен сделать, на втором он пробует выполнить упражнение самостоятельно. Первокурсник МГАФКа Женя Шевченко из учительской семьи. Мама – преподаватель русского языка и литературы лицея Тольятти. Готов ли он работать с детьми-инвалидами?

– Я хочу открыть спортивную школу, где могли бы заниматься все дети – и больные и здоровые, – мечтает он. – Если начать свое дело не получится, могу пойти в государственную школу. Но только если там будут нормальные отношения среди учителей. А то я на маму насмотрелся.

Читайте также:  Какие предметы нужно сдать для поступления на экономиста

А вот пятикурсник Миша Колесняк уже ведет спортивный кружок в подмосковном Железнодорожном. И не для больных, а для здоровых детишек.

– Я хочу работать с теми, кому нужна адаптивная физкультура, – рассказывает студент, – только свободных ставок нет даже для учителей обычной физкультуры.

Еще одна студентка тренерского факультета – Татьяна – тоже против школы ничего не имеет. Но знает, что мест там нет, и потому одновременно учится в медицинском колледже – хочет пойти в больницу тренером ЛФК. А туда без медицинского образования не берут. Днем Таня учится в академии, а вечером – в колледже. По выходным делает домашние задания, пишет рефераты и готовится к экзаменам. Иначе, говорит, останусь без работы.

Вообще странная ситуация сложилась с выпускниками такой дефицитной специальности. В больницы и поликлиники кадры из спортивных вузов берут сейчас неохотно, предпочитая выпускников с медицинским образованием. В школах преподавателей адаптивной физкультуры тоже пока не ждут. Штатным расписанием они не предусмотрены, хотя потребность в них есть. Даже в тех учебных заведениях, где нет пока “особых” детей, уже задумываются, как и кто их мог бы учить? Но есть одна закавыка – переход на новые принципы финансирования в системе образования не предполагает увеличение штатов. Наоборот, чем меньше педагогов и больше учеников, тем больше будет зарплата.

Может быть, достаточно одного педагога на две-три школы? Или необходимо предусмотреть для учителей доплаты, причем независимо от числа учеников? И, может, стоит обычных преподавателей физкультуры отправлять на курсы при специализированных кафедрах? Ведь ясно, что “особенных” детей в школах с каждым годом будет все больше.

Без ограниченных возможностей

Сейчас в России живет 500 тысяч детей-инвалидов, а через десять лет, по некоторым прогнозам, их будет 1 миллион. Инклюзивное образование есть во многих российских учебных заведениях. В Москве это, к примеру, центр образования N 1447, школа N 1961. Всего таких школ в столице уже более 200.

Если в первые годы введения инклюзива в школах было по 3-4 “особенных” ученика, то сейчас их может быть 10-12. А родители детей с ограниченными физическими возможностями уже мечтают отдать ребенка не в коррекционную, а в обычную школу. Только, к сожалению. о тремогантелях и твист-терапии учителя там вряд ли слышали.

В России, к слову, 13 спортивных вузов. Во всех есть кафедры адаптивной физкультуры. Кроме того, специализацию можно получить в педагогических университетах и институтах. В этом году и в Тамбовском госуниверситете появится новая учебная специальность “Адаптивная физическая культура и спорт”.

Марина Мельтюхова, завуч школы N 1961, Москва:

– У нас два инклюзивных класса “Особый ребенок”, где учатся по пять детей с разными диагнозами, в том числе есть и аутисты. Один занимается физкультурой отдельно, второй – вместе с детьми из класса компенсирующего обучения. Мы и хотели бы взять на работу специалиста, который знает методику преподавания физкультуры детям с синдромом Дауна, аутистам, понимает, как с помощью упражнений можно улучшить состояние здоровья ребенка с ДЦП. Но все упирается в финансовые возможности. При переходе на новые системы оплаты труда учителя классов, где учатся “особые дети” и так будут в трудной ситуации. На пять учеников – два специалиста: учитель и педагог сопровождения. А если будет три?

Наталья Кремнева, главный редактор журнала для слепоглухих:

– У меня “синдром Ушера”, при этом заболевании падает зрение и снижается слух. Тем не менее я закончила исторический факультет МГУ. Сначала училась в обычной школе, потом – в школе для слабослышащих N 30 в Сокольниках. Физкультура там велась очень хорошо. Но я, к сожалению, в то время всячески “отбивалась” от уроков физкультуры. Сейчас понимаю, как важны были эти занятия. Я убеждена, что заниматься физкультурой с инвалидами должны только серьезно подготовленные люди, знающие проблемы детей с разными диагнозами.

Профессиограмма
Специалист по адаптивной физической культуре

В нашей стране живет около 15 млн инвалидов. Эти люди зачастую оказываются «за бортом» жизни, не могут раскрыть свои способности и почувствовать себя нужными и полноценными членами общества. Рациональная двигательная активность позволяет им, раскрывая возможности своего организма, жить полноценной жизнью, адаптироваться к обществу, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать свои способности, и даже профессионально заниматься спортом.

Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации этих людей к успешной жизни в обществе. Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм (лечебная физическая культура), а еще осуществляют с помощью фнзкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений как здоровья, так и социальной адаптации (например, занимаются профилактикой наркозависимости).

Согласно Государственному образовательному стандарту по этой специальности, работник должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

• спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую);
• рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;
• образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную;
• научно-исследовательскую и научно-методическую;
• организационно-управленческую.

Одного этого перечня достаточно, чтобы понять, насколько сложной и разноплановой может оказаться деятельность этого специалиста. Помимо собственно проведения физкультурных занятий для людей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья, они должны уметь разрабатывать методику этих занятий применительно к разного рода конкретным случаям. Они тренируют спортсменов-инвалидов, готовя их к состязаниям. Эти специалисты могут и заниматься профилактикой возникновения заболеваний, и вести научную работу, и управлять деятельностью организации, выполняющей эти функции.

Понятно, что чаще всего после окончания обучения они все же более глубоко занимаются каким-то одним из этих направлений работы, однако поле возможного приложения сил для профессионала, имеющего соответствующую подготовку, весьма широко. Рабочие места имеются в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, детских садах и школах для детей с отклонениями в состоянии здоровья и т. п.

Кроме того, специалист по адаптивной физической культуре может найти себя в качестве тренера для инвалидов, профессионально занимающихся спортом. Паралимпийский спорт – состязания людей с ограниченными возможностями — прочно вошел в современную жизнь. Его миссия — это, в первую очередь, помощь инвалидам в адаптации, создание условий для их саморазвития, приобщения к общественно значимой деятельности.

Возможность заняться профессиональным спортом — это мощнейший «социальный лифт» для таких людей, возможность резко повысить свой статус, перейти от скучного и однообразного существования в четырех стенах к полноценной, насыщенной, интересной и счастливой жизни. На мировом уровне для спортсменов с ограниченными возможностями проводятся Паралимпийские игры (они проходят непосредственно после обычных летних и зимних Олимпийских игр, в том же месте и на тех же спортивных сооружениях, и победить на них считается почти столь же почетно, как и на обычной Олимпиаде). Сборная нашей страны принимает участие в таких играх с 1988 года и стабильно показывает высокие результаты, в чем немалая заслуга специалистов по адаптивной физической культуре.

Подготовка специалистов по адаптивной физкультуре осуществляется на соответствующих факультетах институтов физической культуры (в последнее время такая специализация появилась и в некоторых педагогиче¬ских университетах), а также в медицинских вузах. Обучение подразумевает обстоятельное знакомство как с психолого-педагогичсскими, так и с медико-биологическими дисциплинами. Чтобы стать хорошим специалистом, помимо профессиональных знаний и умений необходимо обладать и такими личностными качествами, как сострадательность, терпеливость, заботливость, чуткость, доброжелательность и тактичность.

Профессия является довольно новой, рынок труда пока еще не насыщен соответствующими специалистами, и на них присутствует стабильный спрос. Однако уровень доходов в большинстве случаев не очень высокий, уступает средней зарплате в промышленности (исключение составляют вакансии в «раскрученных» реабилитациопно-оздоровительных центрах, оказывающих услуги на коммерческой основе, а также в некоторых организациях для инвалидов, получающих щедрую спонсорскую помощь).

Карьерное продвижение может быть связано с научной работой (получение степени кандидата, доктора наук, участие в крупных исследованиях по заказу государства или коммерческих структур) или административным ростом (например, занятие должности директора реабилитационного центра). Возможна тренерская работа в области паралимпийского спорта (тогда главный путь карьерного роста — воспитание учеников, имеющих выдающиеся спортивные достижения), преподавание в высшей школе. Нередко встречается вариант, когда человек, формально оставаясь в той же должности, повышает квалификацию, расширяет свои функциональные возможности — и, как следствие, растет его востребованность и уровень доходов.

Ссылка на основную публикацию