Сознание и бессознательное - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное

Происхождение сознания

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возник­новению мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека.

Качественно новым этапом развития психики явилось воз­никновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, созда­вавшиеся человеком предметы культуры и возникшие на опре­деленном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития челове­ческого сознания явилась совместная продуктивная опосре­дованная речью орудийная деятельность людей.

Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодей­ствия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положе­ние вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется спо­собность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и назы­вается понятийным. Это направление отражает тесную взаи­мосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отно­шение, а также возможность целеполагающей деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния че­ловека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказы­вает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме со­знания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение чело­века, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У че­ловека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личност­ное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое про­явление в различных его непроизвольных действиях и психи­ческих явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, на­мерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, меч­ты, грезы или сновидения.

По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушени­ями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляют­ся скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и це­лью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному собы­тию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют по­ведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

Оно «включается» в следующих случаях:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оп­тимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находят­ся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от орга­нов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессозна­тельного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходь­ба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в фило­софской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мыс­ли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознатель­ного под воздействием усвоенных норм морали (так называе­мой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Сознание и бессознательное

Сознание – особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Сознание обеспечивает разумное, целенаправленное поведение человека, которое основано на понимании законов объективного (реально-существующего) мира.

Условия (факторы), повлиявшие на развитие сознания человека:

· Трудовая деятельность (общественный труд, использование орудий труда)

· Возникновение языка (речь)

В процессе труда люди начали сговариваться, передавать информацию (сначала это были звуки, жесты, выразительные интонации). Спустя много тысячелетий звуковой язык стал отделяться от практического действия, обретая самостоятельность.

С развитием речи совершенствовался и труд. С помощью трудовых действий у человека развивались руки, органы чувств, а это способствовало развитию головного мозга (он становится способным запоминать материал, представлять, мыслить, т.е. функционально совершенствуется). Развитие абстрактного (отвлеченного) мышления способствовало развитию психики.

Артур Владимирович Петровский выделяет следующие четыре характеристики сознания:

1). Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

2). С помощью сознания человек различает понятие субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, к рефлексии (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

З). Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату К.Маркса: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всею общественные, отношения, в которые включен человек».

  • познание
  • переживание
  • отношение к миру
  • рефлексия
  • регуляция поведения

Сознание, бессознательное – и все, что между ними

На самом деле сознание больше похоже на здание с лифтом: оно имеет разные уровни, по которым перемещается информация в процессе обработки. Вот эти уровни сознания:

  • неосознаваемое (информация, которой нет в памяти или сознании, но она необходима для физической или психической активности, например, информация, контролирующая сердцебиение или давление крови).
  • предсознательное содержит все знания человека. Эту информацию человек «забывает», если она не нужна ему в данный момент, но может извлечь ее, когда потребуется. Если я спрошу вас, что вы ели вчера на обед, в вашем предсознательном откроется нужная папка, и искомая информация перейдет в ваше сознательное распоряжение. Вам не нужно постоянно помнить ваше меню, ноесли вас спрашивают, вы легко можете дать ответ.
  • подсознание хранит информацию, которая не представлена в сознании, может быть вызвана специальными средствами с помощью процедур осознания. Отличие от предсознательного в том, что сведения о вчерашнем обеде когда-то прошли через ваше сознание, а «секретная служба» отвечает за неизвестную для самого человека информацию. Например, под гипнозом бывший пациент хирурга может в деталях воспроизвести разговоры, происходившие в операционной, пока он был «без сознания», и которые совершенно не помнил наяву.
  • бессознатель

    Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса (Ю. Б. Гиппенрейтер)

    неосознаваемые механизмы сознательных действий

    неосознаваемые побудители сознательных действий

    а) неосознаваемые автоматизмы: действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («механическая работа», при которой голова остается «свободной»). Бывают:

    (автоматические действия, процессы никогда не осознавались) Примеры: врожденные акты:

    – ходьба и другие

    (автоматизированные действия или навыки, прошли через сознание и перестали осознаваться)

    1. действие начинает осуществляться быстро и точно

    2. происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

    – игра на фортепиано

    ( путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство)

    б) явления неосознаваемой установки

    советский психолог Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы.

    Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

    Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установкак периоду, который ему предшествует.

    (- ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.;

    -спринтер на старте в состоянии готовности к рывку.

    • перцептивная установка (органы чувств участвуют)

    «у страха глаза велики» – сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, тогда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи.

    (решение математического примера )

    В явлениях неосознаваемой установки ученые увидели существование особой, «досознательной», формы психики – это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.

    в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – просто сопровождают действия – это непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика и вегетативные реакции (слезы, дрожь, изменения зрачка).

    Пример: Человек, который смотрит на другого, порезавшего палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

    1. эти процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.

    2. они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека — его намерений, отношений, желаний, мыслей и т. д.

    Зигмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.) создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют 3 сферы:

    2. предсознание (скрытые

    знания – знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют)

    Свойства бессознательных представлений:

    – они с трудом переходят в сознание

    Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вытеснения и сопротивления.

    По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

    Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

    ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)

    Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

    1. субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательный же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.

    2. неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

    Примеры «надсознательных» процессов:

    -процессы творческого мышления,

    -процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,

    -кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

    Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, был американский психолог и философ Уильям Джемс .

    Вывод : сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

    Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

    Обществознание. Термины. Сознание. Сознательное и бессознательное в жизни человека.

    Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

    СОЗНАНИЕ.

    Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

    Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

    Характеристика особенностей сознания:

    • содержит совокупность знаний об окружающем нас мире, позволяет отчетливо различать субъект и объект, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечивает формирование целей деятельности,
    • позволяет предварительно мысленно построить действия,
    • способствует предвидению результатов действий,
    • способствует разумному регулированию поведения и деятельности человека,
    • позволяет давать эмоциональные оценки в межличностных отношениях.

    Функции сознания:

    • отражательная (познавательные процессы и память);
    • креативная (воображение, творчество);
    • преобразующая (определение целей и их достижение),
    • оценочная (формирование эмоций);
    • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
    • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

    Структура сознания

    Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

    К интеллектуальным способностям относятся:

    • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
    • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
    • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
    • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

    Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

    Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

    • сильной — слабой,
    • устойчивой, неустойчивой.

    Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

    В эмоциональную сферу входят:

    • чувства,
    • настроения,
    • аффекты,
    • переживания,
    • эмоциональные стрессы.

    Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

    Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

    Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

    Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

    Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

    Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

    Бессознательные психические процессы:

    • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
    • неосознаваемые зрительные ощущения,
    • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
    • бессознательная речь — это внутренняя речь.
    • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

    Отличие сознания от психики живот­ных.

    • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
    • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
    • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
    • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

    Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Сознание и бессознательное

    Общая характеристика сознания и бессознательного

    Сознание является особым состоянием человека, в котором он имеет возможность одновременного восприятия окружающей действительности и самого себя как отдельного индивида и личности.

    При этом человек отдает себе полный отчет в имеющихся у него мыслях, намерениях и проявлениях поведения.

    Основное содержание деятельности сознания человека заключается в следующих действиях:

    • эмоциональной оценке окружающей действительности,
    • обеспечении процесса осуществления целенаправленной деятельности;
    • предварительном мысленном построении оптимально организованных и мотивированных действий;
    • прогнозировании возможных последствий осуществления деятельности;
    • способности человека к самоанализу и адекватному восприятию событий, происходящих в окружающей его реальности.

    Таким образом сознание является идеальной психической формой деятельности человека, которая ориентирована на активное и целенаправленное отражение и преобразование окружающей действительности.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Говоря о наличии у человека сознательной психической деятельности нельзя забывать о существовании бессознательной сферы психики.

    Бессознательное является совокупностью имеющихся у человека психических явлений, действий и состояний, которые лежат вне сферы проявления человеческого разума. Они безотчетны и не поддаются контролю со стороны сознательной стороны психики человека. Примерами бессознательных процессов являются сновидения, гипнотическое состояние, невменяемые состояния человека.

    Таким образом, все что находится не в фокусе сознания человека в данный конкретный момент, но может найти свое проявление в сознании с помощью памяти, можно отнести к бессознательным процессам.

    Также примером проявления бессознательных процессов могут выступать автоматизмы, которые получили свое развитие с помощью сознания, но в результате длительных тренировок и многократных повторений приобрели бессознательный характер и вышли из-под контроля сознания.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Такими автоматизмами являются, например, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки спортсменов, автоматизированные навыки совершения определенных трудовых операций.

    Структуры бессознательного могут различаться в зависимости от степени их близости к сознанию.

    Выделяется также особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включены те психические явления, которые связанны с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

    Процессы бессознательного могут направлять деятельность и поведение человека и тем самым определенным образом воздействовать на сознание.

    Исследования бессознательных процессов в психологии

    Основные идеи в развитии теории бессознательного были выдвинут Зигмундом Фрейдом, который не только теоретически описал особенности данного явления, но и смог придать этим представлениям практический характер.

    Данная теория позволила Фрейду лечить людей от многих психических заболеваний. Созданное им учение называют психоанализом, и оно является актуальным и на современном этапе развития психологии и психотерапии.

    Согласно учению Фрейда, психика человека подразделяется на три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», где «Оно» это бессознательные влечения человека, «Я» – сознательная сфера, которая выступает в качестве посредника между проявлениями бессознательного и внешним миром человека, а «Сверх – Я» является инстанцией, олицетворяющей установки, нормы и правила, имеющиеся в обществе.

    С помощью анализа процессов, происходящих в психике человека Фрейд избавлял его от неврозов. Этот процесс состоит из нескольких этапов:

    • сначала обнаруживается бессознательное;
    • затем, при готовности пациента, бессознательное переводится в сознание.
    • болезненные установки, скрывающиеся в бессознательном, исчезают и таким образом исчезает и источник болезненных неврозов.

    Следует отметить то невозможно избавить человека от проявления бессознательного, в связи с тем, что человек является существом не только сознательным, но и бессознательным. Сторонники учения Фрейда придерживаются точки зрения о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека.

    Защитная функция бессознательного

    Проявления бессознательного в жизни человека имеет множество функций, основной среди которых является защитная функция. В чем же ее значение и особенности проявления. Рассмотрим это вопрос более подробно.

    Психофизиология бессознательного имеет для человека огромное значение, именно оно помогает сознанию человека защититься от перегрузок. В процессе вытеснения сильных и ограничивающих переживаний, травмирующих психику человека, бессознательное защищает человека от возможного психологического перенапряжения и нервных срывов.

    Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.

    Еще одной стороной защиты сознания с помощью проявлений бессознательного заключается в освобождении от постоянного контроля за осуществлением повседневных действий, которые с помощью бессознательного превращаются в автоматизмы и не требуют от человека активного включения сознания.

    В процессе перемещения в область бессознательного ту информацию и действия, которые могут обходиться без активного участия сознания, человек позволяет своему мозгу и сознанию обратить больше внимания и сконцентрироваться на решении более важных и интересных задач.

    Однако стоит понимать, что в любом процессе необходим баланс: полностью подавлять и вытеснять неприятные воспоминания и ощущения не целесообразно, так как они все равно найдут выход наружу в виде травмирующих ощущений неосознаваемой тревоги и беспокойства. Но и постоянно держать все процессы, происходящие в психики в области сознания также чревато постоянным напряжением и угрозой возникновения стресса и депрессии.

    Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

    СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИИ

    Совершив определенный поступок, человек не может ответить на вопрос, почему он так поступил, а не иначе. Сознание не всегда может контролировать поступки, чувства, эмоции. Ученые определили, что не осознанные и не обдуманные поступки и эмоции являются проявлением бессознательной сферы, что нередко является той силой которая определяет сущность или стиль человека. Важно при этом знать и помнить, что любой поступок, выбор и решение могут погубить окружающий мир и самого человека.

    Размышляя над поведением и психикой человека, нам необходимо уделить особое внимание природе сознания и бессознательного.

    Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В основе филогенетического возникновения сознания лежит коллективный труд, при котором действие каждого субъекта приобретает общественный смысл. Действие является частью производства и приобретает в нём значение. Характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира

    Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний в нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания , выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и в будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и др.) такая способность теряется.

    Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно. Размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует общения и взаимодействия людей друг с другом значит сознается как цель их сотрудничества , объединяет один цель , совместной работы.

    В онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

    Бессознательное – совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека), то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательная память – это память, которая связана с долговременной и генетической памятью, она управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данной момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

    Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и др., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ослышки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

    Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. З. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Особую категорию бессознательного составляют сновидения.

    Сон – субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидения как объективную реальность. Содержания сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Человек видит во сне свои мечты, либо события которые происходили в дневное время.

    Психоанализ (нем. Psychoanalyse) – психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг.

    Термин «психоанализ» был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам 3. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется:во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развивавшихся и складывающихся в новую научную дисциплину. Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

    -человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

    -эти влечения преимущественно бессознательны;

    -попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

    -индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

    -конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

    -освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

    Исторический обзор. Общая идея о бессознательном, Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до Нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Р. Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые сформулирована Г.Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся восприятий. Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

    В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И. Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

    Под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется. Между сознанием и бессознательным довольно часто возникают противоречия, но они тесно связаны между собой, благодаря чему существует возможность достичь полную гармонию между ними. Эти две стороны психики человека помогают ему адаптироваться к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поступки совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознательное и бессознательное значительно отличаются друг друга, различно воздействуют на деятельность субъекта.

    Изучив учебную литературу мы пришли к следующим выводам: сознание и бессознательное – это две стороны психического мира человека. Сознание не является единственным звеном многогранной человеческой психики, оно контролирует многие процессы, но не все. Бессознательные явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

    В целом, мы согласны с тем, что в жизни каждого человека какие-либо психические явления осознаются им, другие не отражаются в его сознании. Таким образом, психические явления подразделяются на те, что отражаются в сознании человека – сознание, и те, что называются неосознаваемыми процессами – бессознательное.

    1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1997. – С. 23-33, С. 56-72, С. 124-158.

    2. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1999. – С. 7-48, С. 50-152.

    3. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1997. – С. 310-343.

    4. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2001. – С. 136-138, С. 139-142.

    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008. – С. 156-190.

    Читайте также:  Какая операционная система лучше для смартфона?
Ссылка на основную публикацию