Система образования в республике казахстан - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Система образования в республике казахстан

Система образования в Республике Казахстан

Система образования в Казахстане в 90-е годы прошлого века развивалась в условиях устаревшей методологической базы. Исследования, проведенные тогда ЮНЕСКО, показали устойчивую тенденцию к снижению качества обучения в стране. Система образования в Республике Казахстан не была ориентирована на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и формирование у них четких планов на будущее. В результате лишь 30 % выпускников осознанно выбирали дальнейшую профессию. Отсутствие дошкольного образования негативно отразилось на подготовленности детей к обучению.

С началом экономического развития страны правительство республики обратило внимание и на уровень образования. Чтобы улучшить его качество и привести в соответствие потребностям государства и международным стандартам, были начаты реформы.

С 1999 года согласно закону об образовании был осуществлен переход на новую систему обучения, соответствующую международной стандартной классификации, рекомендованной ЮНЕСКО. Для соблюдения принципа непрерывности и преемственности были введены четыре уровня обучения:

Дошкольное

Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Государственные и частные инвестиции в реформирование подготовительного обучения привели к стремительному росту количества дошкольных учреждений.

Поменялся и подход к воспитанию подрастающего поколения. Произошло осознание того, что детство – это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап становления человека. На первое место в системе дошкольного образования Казахстана теперь выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности.

Новый взгляд соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это сохраняет интерес детей к получению новых знаний. Современный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан основан на идее перерастания игры из развлечения в творчество. В игре же формируются и модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

Школьное

На данный момент одиннадцатилетняя система школьного образования в Казахстане подразделяется на 3 этапа:

  • начальный (1-4 классы);
  • основной (5-9 классы);
  • старший (10-11 классы).

Чтобы перераспределить нагрузку на детей и повысить эффективность школьного образования, к 2020 году планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран. Также намечено введение 12-балльной системы оценивания знаний.

Основная трудность перехода на современную эффективную систему школьного образования заключается в недостаточном финансировании учреждений и неподготовленности преподавательского состава к переменам.

Однако позитивные изменения в системе образования Казахстана все-таки есть. С пятого класса вводятся в программу обучения начальные знания по химии, биологии и физике. У старшеклассников появится возможность самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Высшее

Из всех стран СНГ Казахстан провел наиболее радикальные реформы в системе высшего образования. В 2007 году была закреплена следующая структура:

  • Высшее базовое обучение. Длится четыре года, по окончании студенту присваивается степень бакалавра.
  • Высшее специальное образование. Возможно только на основе базового. После двух лет обучения выдается диплом магистра.
  • Докторантура. По окончании трехлетнего курса присваивается степень доктора наук.

Бакалавриат нацелен на глубокое освоение будущей профессии, а обучение в магистратуре более узконаправленно. Переход на следующий курс возможен только при условии успешного окончания предыдущего.

Студенты имеют возможность закончить бакалавриат по одной специальности, а степень магистра получить по другой, что снижает временные и финансовые затраты на приобретение второго вузовского образования.

В структуре высшего образования Республики Казахстан преобладают частные вузы, но больше половины студентов учится в государственных учреждениях.

В Казахстане существуют следующие формы вузовского обучения:

  • Очная. Самая популярная, предписывает обязательное присутствие студента на лекциях и семинарах.
  • Заочная. Студент два раза в год посещает интенсивные занятия – так называемые установочные сессии длительностью один месяц, по окончании которых сдаются экзамены.
  • Дистанционное обучение. Занятия организованы через Интернет: в Сети выложен весь необходимый материал, задания для самостоятельного изучения, проводятся онлайн-консультации. Дипломные работы студенты защищают в стенах вуза.

Высшее образование в Республике Казахстан непрерывно совершенствуется, что способствует постоянному повышению уровня подготовки молодых специалистов.

Система образования в Казахстане

Обязательное образование в Казахстане предусматривает обучение в течение 11 лет. Обычно дети начинают ходить в школу в возрасте шеста или семи лет. С трех до шести лет они могут посещать детские сады (дошкольные учреждения). Начальная ступень образования, 1-6 классы, охватывает учеников до 11 лет, среднее образование — до 17 лет. когда почти все ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ), которое одновременно является и вступительным экзаменом в вузы, и выпускным экзаменом по окончании школы.

Организация учебных заведений

Организация учебных заведений необязательно совпадает с вышеописанными уровнями. В малонаселенных сельских районах, которые по закону имеют право открыть школу при наличии минимум пяти детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, наблюдается тенденция к многоуровневым школам. После 9 класса дети могут остаться в общих (общеобразовательных) средних школах или поступить в профессионально-технические училища (лицеи), гуманитарные средние школы (гимназии), начальные профессионально-технические заведения, предлагающие базовое профессиональное образование, или колледжи, предлагающие среднее профессиональное и высшее профессиональное образование.

В колледжах студенты имеют возможность окончить старшую ступень среднего образования, если поступили после 9 класса, и/или пойти на курсы высшего образования; либо пойти на курсы высшего образования после 11 класса. Выпускники высших курсов колледжа могут поступить в университеты после первого или второго курса с последующим получением степени бакалавров, но, как поясняется в Главе 2, системного механизма для этого продвижения нет. Государственный закон об образовании предусматривает равный доступ и право на качественное образование для всех граждан Казахстана. В «Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК», также известном как Национальный доклад об образовании, комментируется степень достижения этой цели.

В нем, в частности, отмечается, что отсутствие дошкольного образования снижает возможности освоения учебной программы начального образования; что контингент детей, проходящих обучение в дошкольных учреждениях, в последнее время растет, но возможности получения дошкольного образования распределены географически неравномерно; особенно низок охват дошкольным обучением в областях, (регионах) с преобладающей долей сельского населения; данный показатель за 2004 год по Казахстану -23,6% детей в возрасте 1-6 лет, охваченных дошкольным образованием, — несоизмерим, например, с показателями по Японии -96,8%, России — 87,2% и США — 60,8%.

Тот же самый источник приводит следующие данные за 2004 год по охвату обязательным школьным обучением; 99,7% — для возрастной группы 7-10 лет; 97,6% — 11-15 лет и 89%, не считая коррекционных учреждении, для возрастной группы 16-17 лет. К 2005 году эти показатели выглядели следующим образом: 99,3% — для 7-10-летних, 99,8% — для 11-15-летних и 86,7% — для 16-17-летних; на 41 школьника приходился 1 компьютер, по сравнению с 62 учениками в 2000 году.

Национальный доклад об образовании

Выявил определенные проблемы, связанные с обязательным школьным обучением, которые выливаются в проблемы качества, доступности и достижений высшего образования. Согласно Национальному докладу об образовании прослеживается явная зависимость между уровнями образования и бедности, а доступ к качественному образованию остается, по большому счету, прер огативой городского населения, Поскольку среднее образование расценивается как подготовка к дальнейшему профессиональному или высшему образованию, выпускники большинства средних школ не получают профессиональной квалификации, дающей доступ к рынку труда.

Несмотря на то, что общее качество подготовки преподавательского состава в среднем общем образовании растет, оно снизилось в начальном звене образования, начальных и средних профессионально-технических школах и колледжах, за счет того, что квалифицированные преподаватели из-за низкой оплаты труда уходят в сектор промьппленности, где’ зарплата в три-четыре раза выше учительской. По сравнению с более конкурентоспособными странами, статус педагогического работника в Казахстане достаточно низок, как и зарплата, относительно ВВП, и никаких надбавок за различия в работе, рабочей нагрузке или профессиональных навыках, пользующихся спросом на рынке труда, нет. Зачастую школьные здания находятся в плохом состоянии, многие из них не отвечают требованиям по обеспечению современного качественного образования. По данным доклада, школьники Казахстана имеют чрезвычайно высокую учебную нагрузку, по сравнению со среднемировым уровнем, что приводит к ухудшению здоровья.

Как отмечается в Национальном докладе об образовании, трудно оценить уровень подготовки казахстанских выпускников ввиду отсутствия международно-сопоставимой информации о показателях школ и в связи с тем, что страна еще не принимала участия в международных студенческих обзорах. Однако Казахстан планирует участвовать в обзоре ТТМSS (Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), проводимом IЕА (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) в 2007 году- Являясь полноправным членом IЕА, Казахстан получит доступ к полной информации о показателях страны в сравнении с другими странами.

Уровень подготовки выпускников

Авторы смогли оценить уровень подготовки казахстанских выпускников школ только через Национальные информационные центры по академическому признанию, созданные в соответствии с Лиссабонской конвенцией 1997 года- Данная Конвенция, участником которой является Казахстан, касается международной эквивалентности квалификаций для поступления в вузы и продвижения высшего образования. Британский NARIC сообщил, что они приравнивают проходной балл Единого национального тестирования Казахстана (БНТ) хорошим баллам по нескольким экзаменам GCSE в Англии.

Экзамены GCSE — это предметные экзамены, которые английские ученики сдают в возрасте 16 лет после 11 лет обязательного обучения;, за два года до сдачи экзаменов уровня А (экзаменов повышенного уровня сложности), которые позволяют им поступить в Британский университет. Таким образом, казахстанские выпускники школ в настоящее время не смогли бы поступить в британские и другие европейские университетах без предварительного получения дополнительной квалификации или особого отбора по программе «Болашак» (Президентская стипендия, позволяющая молодым людям из Казахстана, прошедшим предварительный конкурсный отбор, бесплатно получить образование за границей, см. Главу 7). Это говорит о том, что показатели подготовки выпускников школ еще не отвечают международному уровню, что ограничивает международную мобильность студентов из Казахстана.

Читайте также:  Как выучить азбуку Морзе?

Не так давно Правительство Казахстана взяло на себя обязательство провести важную реформу, которая сможет решить многие из описанных выше проблем. Уже в 2007 году срок обязательного обучения увеличится до 12 лет.

Заключение

Таким образом, возраст обычного выпускника школы будет равен 18 годам. Новый 12-й год призван охватить программу, в настоящее время преподаваемую в первый период четырехлетнего обучения на степень бакалавра, позволяя сократить срок получения этой степени до трех лет. Данные изменения значительно скажутся на средних школах и вузах, а также на семьях, имеющих школьников и студентов. Предстоит реорганизовать многие школы.

Правительство планирует решить проблему низких показателей малокомплектных сельских школ путем объединения школьников 11 -х и 12-х классов в школы, обслуживающие более обширную территорию. Колледжи будут принимать студентов после окончания 10-го или 12-го, а не 9-го или 11-го классов, как сейчас. Стандарты и учебные программы средних школ, колледжей и университетов потребуют значительных изменений. ЕНТ, направленное на оценку уровня знаний, полученных по окончании И классов, в том виде, в котором оно проводится сейчас,, более не будет отвечать предъявляемым требованиям.

Система образования в Казахстане ориентируется на стандарты XXI века

За 20-летие независимости Казахстана отечественная система образования доказала свою жизнеспособность и востребованность.

Поступательное развитие национального образования свидетельствует, что в вопросе обучения подрастающего поколения был выбран правильный путь. Доказательством этого являются успешные компетентные менеджеры новой формации, возглавляющие ведущие государственные учреждения и эффективно управляющие многими национальными компаниями, представляющими интересы Казахстана в мире и являющимися гордостью нашей страны.

Становится очевидным, что национальная система образования за относительно короткий промежуток времени прошла путь, который многими воспринимается по-разному. Однако является бесспорным тот факт, что за 20 лет суверенного плавания в нашей стране выросло целое поколение, получившее образование в условиях рыночных отношений. Конечно, за этот период было много бурных дискуссий по перспективности и эффективности применения новаторских приемов, применяемых отечественными Макаренко, но сегодня в стране достойно работают и делают карьеру десятки тысяч молодых казахстанцев, получивших постсоветское образование и на деле доказавших жизнеспособность отечественной системы образования.

Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире… Поэтому первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, молодое суверенное государство, несмотря на тернистый путь становления своей государственности, не отказалось от бесплатного образования.

Также нужно принимать во внимание, что разработанные и принятые «на вооружение» программы обучения составляют выверенный механизм, благодаря которому молодые казахстанцы могут получить достойное, а главное – качественное образование, соответствующее духу времени и тем требованиям, которые предъявляют сегодня авторитетные компании по отношению к своим сотрудникам.

Стоит отметить, что на сегодня по характеру образовательных программ образование в республике делится на общее и профессиональное, взаимодополняющие и развивающие подрастающее поколение казахстанцев в соответствии с веянием времени. А существующие уровни: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее и послевузовское профессиональное образование – позволяют молодежи поступательно повышать уровень своих знаний.

Уже стало хорошей традицией, когда молодежь для обучения в учебных заведениях страны пользуется возможностью получения государственного образовательного кредита. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. При этом преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.

Нужно отметить, что наша страна, заботясь о подрастающем поколении, оставила обязательное и бесплатное среднее образование. Именно на начальных этапах получения молодыми казахстанцами знаний сконцентрировал внимание глава государства Нурсултан Назарбаев, отметив: «Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал и хорошее здоровье молодых казахстанцев. Их должны отличать пытливый ум, безграничное любопытство и жизненная энергия. Среднее образование отвечает за воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности».

На сегодня по стране действует обширная сеть общеобразовательных школ, позволяющая охватить обучением всех детей, проживающих как в городах, так в малонаселенных пунктах. По поручению Лидера Нации Нурсултана Назарбаева была принята программа «Балапан», которая направлена на полный охват детей дошкольным образованием, построено свыше 650 новых общеобразовательных школ.

В регионах реализуется программа создания двадцати интеллектуальных школ будущего для одаренных детей с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Кроме этого, за 2010 год в стране дополнительно открыто 35 детских садов на государственной основе и 135 частных детских садов. Таким образом, охват детей дошкольным образованием составил 74 процента. Как сказал глава государства Нурсултан Назарбаев, к 2020 году это число достигнет 100 процентов.

Широкий охват будущей смены вкупе с качественным процессом обучения позволил достичь нашей стране значительных результатов. Так, по итогам международного исследования качества образования TIMSS-2007 казахстанская модель начального образования является наиболее конкурентоспособной. Особо отметим, что финансирование отечественного образования уже несколько лет составляет порядка 4 процентов от объема ВВП страны. Подобное внимание к образовательной сфере со стороны Лидера Нации позволило полностью решить вопрос с обеспечением общеобразовательных школ современными видами компьютеров, которые в соответствии с веянием времени являются одним из атрибутов школы XXI века.

В процессе интеграции

В настоящее время отечественная система образования проходит путь постепенной интеграции в международную образовательную систему. Казахстан, подписав Болонскую декларацию, открыл для себя дверь в мировую образовательную систему. И на сегодня республика находится на втором месте в мире по числу вузов, подписавших Великую хартию университетов, уступая первенство Италии, откуда и начался отсчет присоединения государств в своей образовательной политике к болонскому процессу.

Так, 66 отечественных учебных заведений признали направлением своего развития принципы академической свободы и институциональной автономии. В результате в нашей стране начался процесс модернизации отечественного образования и приведения его в соответствие с международными стандартами.

Но, как известно, образованность любой страны зависит не от количества действующих в ней вузов, а от самого качества обучения. Действующие в настоящее время в стране 149 университетов не способствуют росту качества образования. Сегодня, как отмечает Лидер Нации Нурсултан Назарбаев, назрела необходимость развития новой модели учебного заведения, направленной в первую очередь на удовлетворение запросов рынка.

В качестве примера можно привести Nazarbaev University, в стенах которого будет решаться судьба интеллектуального будущего страны. «В мире нет примера, когда глава государства является председателем попечительского совета университета или премьер-министр возглавляет фонд. Когда члены правительств, руководители президентских администраций, главы ведущих банков лично входят в органы управления учебных заведений – тоже мало такой практики. И это подчеркивает значимость университета и интеллектуальных школ для народа, для нашей страны, которой я лично придаю первостепенное значение», – отметил в своей речи президент страны Нурсултан Назарбаев.

На сегодня одной из актуальных тем остается введение 12-летнего образования. Своевременность перехода отечественной образовательной системы на новые рельсы обусловлена рядом факторов, негативно влияющих на уровень развития системы образования Казахстана, среди которых особое место занимает устаревшая система оценки учебных достижений, которая не способна стимулировать учащихся. При этом наблюдаются недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.

В связи с этим глава страны Нурсултан Назарбаев сообщил, что система 12-летнего среднего образования должна функционировать к 2020 году. В подписанном главой государства законе «Об образовании» предусмотрено введение новых подходов к развитию образования, в том числе переход на 12-летнее среднее образование, реструктуризация системы профессионального образования, создание трехступенчатой модели подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавриат – магистратура – докторантура PhD), развитие национальной системы оценки качества образования, повышение статуса педагогического работника.

Вместе с тем с 2005 года в режиме эксперимента в вузах страны начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. В эксперимент были включены два ведущих вуза страны: КазНУ им. Аль-Фараби и ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. В результате за 2008 и 2009 годы состоялись выпуски первых докторов PhD. Всего 184, из них в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева – 72 и КазНУ им. Аль-Фараби – 112 человек.

Читайте также:  Система образования в южной корее: высшее школьное и дошкольное

С введением 12-летнего среднего общего образования наша страна становится на одну ступень с другими развитыми странами мира. Так, согласно Декларации Совета Европы, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Германии, Франции, Японии и т.д. Страны СНГ, такие как Беларусь, страны Балтии, Украина и Узбекистан, уже начали процесс перехода на популярную во всем мире систему образования.

Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. «Хватит нам импортировать образование», – сказал в одном из своих выступлений Лидер Нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться целью повышение уровня казахстанского образования до международных стандартов.

Кадры решают все

На сегодня является реальностью то, что многие выпускники программы «Болашак» стали занимать разные ответственные посты, начиная с аппарата президента, правительства, парламента, а также руководящие позиции в национальных и бизнес-компаниях.

Вместе с тем Министерство образования и науки сделало очередной шаг на пути к увеличению численности молодежи, обучаемой в отечественных вузах и способной в последующем занимать руководящие должности в госорганах и ведущих предприятиях, представляющих интересы нашей страны за рубежом. Так, уже проводятся подготовительные мероприятия по созданию накопительной системы оплаты образования, внедрение которой планируется в 2015 году. Согласно этой системе, каждый родитель должен будет открыть накопительный счет на своего ребенка в любом банке второго уровня. При этом, как отмечает министр науки и образования Бакытжан Жумагулов: «Новая накопительная система образования в Казахстане не повлечет снижения количества государственных грантов».

Предпринимаемые отечественным Министерством образования и науки шаги направлены на реализацию одного из основных приоритетов долгосрочной стратегии развития республики до 2020 года – развитие человеческих ресурсов Казахстана. А это в первую очередь зависит от совершенствования национальной системы образования. Как верно отметил президент страны Нурсултан Назарбаев, выступая с лекцией в Назарбаев Университете: «…Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять грамотные решения».

Новая система образования в Казахстане

Новая система образования в Казахстане 2019–2020 — этап в создании эффективной учебной модели, цель которой — это повышение функциональной грамотности выпускников. С какими изменениями в системе обучения столкнутся школьники и студенты, расскажем подробнее.

Новая система образования в средней школе Казахстана

Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий.

Все это существенно изменило требования к школьному обучению и профессиональной подготовке в вузах. Эффективность индивидуума определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения.

Действительно, в период интернета нет нужды запоминать множество фактов, дат, событий. Достаточно получить навыки работы с информацией, развить критичность мышления, сформировать умение устанавливать аналогии между фактами и интерпретировать их. Тогда проще менять профессиональные направления, повышать собственную результативность и, следовательно, конкурентоспособность на рынке труда.

Какие же изменения в связи с этим переживает образование Казахстана? Расскажем детальнее о том, что собой представляет реформа, чего ждать школьникам, педагогам и родителям:

  • Обновленное содержание образования во всех классах.

О том, что представляют собой новые подходы к обучению и оцениванию детей, знают родители первоклассников и второклассников. Коснулись эти изменения и учащихся 5-х и 7-х классов. В текущем году к ним присоединились 3-й, 6-й и 8-й классы. Новая программа проходит апробацию и в 4-м классе и старшей школе.

В чем суть обновлений? Согласно новым требованиям, существенно изменился подход к получению учащимися знаний: важно не количество репродуктивной информации, освоенной ребенком, а развитие критического мышления — умения сопоставлять и анализировать факты.

  • Критериальность в оценивании, СОР и электронный дневник.

Критериальное оценивание — это новаторский подход в определении успеваемости ученика. Эта технология позволяет оценить личные достижения учащегося, выявить его сильные стороны и указать те аспекты, над которыми следует поработать.

Критериальность помогает школьнику развивать свои умения и навыки, адекватно рассматривать личные успехи и просчеты. Такое оценивание может проводиться как по определенному виду заданий, которые выполняет ученик, так и по теме, которую изучают на уроке. При этом формальное выражение оценки может быть различным: смайлик, наклейка, надпись, сделанная учителем.

Родителям в этом случае сложно сориентироваться, каковы же успехи ребенка, потому что поточных оценок нет. Об эффективности усвоения ребенком учебного материала они узнают из показателей контрольного теста, которым завершится изучение той или иной темы. Этот результат (СОР — суммарное оценивание раздела) имеет процентное выражение, то есть показывает, на сколько процентов ученик справился с заданиями.

Сумма всех СОР за четверть и оценка за четвертную контрольную работу составят результат за четверть. Все эти данные учителя представят в электронном дневнике ученика, который родители могут просмотреть онлайн.

  • Снижение учебной нагрузкии времени на домашнее задание, пятидневка.

МОН РК рекомендует школам уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Теперь младшая школа будет учиться на 2–3 часа меньше (1–2 и 3–4 классы соответственно), с 5-го по 7-й класс нагрузка снизится на 3 часа, а с 8-го — на 4 часа.

Такое сокращение произойдет благодаря совершенствованию учебных планов и сокращению часов, отведенных для изучения алгебры, казахского и английского языков, национальной истории, литературы и информатики. Будут пересмотрены виды деятельности на уроках физкультуры: дети получат возможность 1 час заниматься хореографией, играть в спортивные игры.

Чтобы разгрузить детей, дать им возможность отдохнуть и восстановиться после напряженного учебного дня, государственный департамент образования Казахстана рекомендует ограничивать количество заданий, выданных на дом:

  1. 20 минут первоклассникам на подготовку чтения и только со второго полугодия.
  2. 50 минут — второклашкам.
  3. 70 минут на выполнение заданий ученикам 3-го и 4-го классов.
  4. 90 минут — для школьников средней школы (5–6 классы).
  5. До 2-х часов будут выполнять домашнюю работу ученики 7–9-х классов.
  6. 2–2 часа 10 минут — старшеклассники.

Такой режим работы снизит эмоциональную и психологическую нагрузку на ребенка и повысит уровень запоминания, усвоения материала.

МОН также рекомендует школам переходить на пятидневную неделю. Это позволит учителям и школьникам полноценно отдохнуть. Кроме того, запрещено выдавать учебные задания детям на каникулярный период. Это время дети посвятят чтению литературы, подготовке проектов, если обучаются в специализированных школах.

  • Больше английскогов старших классах.

Министерство образования постепенно внедряет изучение предметов математического цикла и естествознания (химия, физика, биология) на английском языке. Но делать это будут только для старшеклассников и только по решению попечительского совета.

  • Переход на казахский язык обучения и латиницу.

Изменения, которые происходят в национальной гуманитарной стратегии развития общества, коснутся и школы. Постепенно в заведениях, где обучение проходит на русском, будет увеличиваться часть предметов, которые читают на казахском.

В старших классах изучение всех предметов должно вестись исключительно на национальном языке. Кроме того, в школах будет производиться планомерный переход на латиницу.

  • Новые предметы и электронные учебники.

В школьной программе появится новый курс «Основы жизнедеятельности». В рамках литературы и истории дети 5–7-х классов будут изучать краеведение. В некоторых учебных учреждениях при поддержке акиматов вводят курсы робототехники.

Станет проще с учебниками. Разработаны электронные версии, которыми можно воспользоваться с любого гаджета. Это уменьшит вес школьного рюкзака и оптимизирует рабочее пространство школьника.

Реформирование коснется и учителей. Они станут получать выплаты за каждый вид работ, которые выполняют. Уменьшится количество бумажной писанины: педагоги будут готовить и вести только учебно-методическую документацию.

Новшеством стало и распределение государственного финансирования школьного образования. Теперь его размер зависит от количества учащихся. Таким образом, школы будут заинтересованы в повышении уровня обучения.

Подобные усовершенствования нацелены на повышение качества знаний и умений, которые приобретает школьник, на формирование самостоятельной и деятельной личности.

Новая система высшего образования в Казахстане

За годы независимости в Казахстане сформировалась система высшего образования, которая учитывает национальные особенности и международные стандарты. В стране функционируют государственные и частные учебные заведения. Студенты получают двухступенчатое высшее образование — бакалавриат и магистратура.

Поступить в вуз можно, сдав единый вступительный экзамен — ЕНТ и получив грант. Узнайте, что ожидает студентов в связи с проводимыми образовательными реформами:

  • Увеличение грантов.

Многих старшеклассников порадует новость, что в 2019 году государственный заказ (гранты) увеличился на 20 тыс. Это открыло перспективу получения высшего образования перед многими выпускниками школ.

  • Профилизация вузов.

В высших учебных заведениях Казахстана есть специальности, которые мало востребованы среди молодежи. Поэтому ежегодно случается недобор. Профильное министерство приняло решение забирать лицензии у вузов на такие специальности.

Таким образом, будет происходить модернизация высших учебных заведений, сформируются конкурентные профильные направления. Это повлечет за собой улучшение и качества преподавания, и качества знаний, приведет к улучшению материально-технической базы.

  • Антиплагиат для студенческих работ.
Читайте также:  Как улучшить работу кишечника?

Самостоятельность выполнения дипломных проектов, курсовых работ и магистерских исследований в последние десятилетия резко снизилась. Студенты за редким исключением не проводят самостоятельных исследований, а попросту переписывают чужие работы. Связано это с общедоступностью информации. Множество научных материалов попадает в интернет и используется студентами без надлежащего оформления, порождая плагиат.

Объем информации, который представлен во Всемирной сети, огромен и выявить «след» чужих работ не всегда представляется возможным. Поэтому МОН РК разработало систему, с помощью которой будут проверяться все научные изыскания студентов. С особой тщательностью будут проанализированы на предмет заимствований дипломные и магистерские работы, поскольку именно они дают представление об уровне подготовки специалистов.

  • Новшества для заочников.

Не секрет, что система подготовки на стационаре и заочном отделении разительно отличается. Это касается не только формы обучения, но и объема усваиваемых студентами знаний. На заочном отделении он едва ли достигает 70%, тогда как должно быть 100%.

Именно такое требование к студентам заочной формы обучения предъявлено в 2019 году. Все новшества (программы, формы отчетности и т. д.) коснутся только тех, кто поступит на заочное отделение в текущем году. Те, кто поступил до 2019 года, окончат учебный курс по старым стандартам.

В связи с этими изменениями увеличится доля дистанционного обучения, усовершенствуются формы контроля знаний заочников.

  • Из колледжа в вуз.

В Казахстане в 2019 году стартовал пилотный проект, согласно которому выпускники некоторых колледжей (46-ти) смогут продолжить обучение в высших учебных заведениях на новых условиях: их переведут на основании результатов оценивания. Этому поспособствует единая система кредитно-модульного обучения.

  • Аттестат для детей с особыми образовательными потребностями.

Если раньше ребенку, который имел задержки в умственном развитии, выдавали только справку, то теперь — аттестат с иной, чем у выпускников общеобразовательных школ, серией.

Особенные дети получат возможность поступить в колледж, где смогут приобрести рабочую специальность. Такой подход снимает проблему нарушения прав человека в отношении детей с особыми потребностями и открывает для них перспективы социализации.

  • Изменения в присуждении стипендии «Болашак».

Стипендия, учрежденная Президентом Казахстана, предоставляет возможность получения научной степени и прохождения стажировки в известных компаниях мира. Чтобы ее получить, необходимо иметь высокий средний балл аттестата и выявить высокий уровень владения иностранным и государственным языками.

В 2019 году снижены требования относительно знания корейского, японского, немецкого и французского языков, но возросли в отношении английского.

Изменения, которые происходят в образовательной системе Казахстана, — объективная необходимость, вызванная динамикой развития науки, экономики и технологий.

Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Он должен быть не просто умным, а креативным, обладать нестандартным мышлением, быть мобильным и динамичным, быстро осваивать все новое.

Человеческий ресурс — залог развития национальной экономики. Поэтому сформировать такого индивидуума — задача обновленной системы образования Казахстана.

Система образования в Республике Казахстан

Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются:
– формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
– социальная адаптация школьников к жизни в обществе;
– воспитание гражданственности и любви к Родине;
– обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано:

“Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам”.

Среднее общее образование гарантировано и является обязательным для всех граждан. Помимо этого, приоритетами среднего общего образования являются информатизация и обновление содержания образования.

Перед системой среднего общего образования стоят следующие задачи:

– охват обучением всех детей школьного возраста

– реализация государственных общеобязательных стандартов среднего общего образования;

– повышение качества образования в школах путем усовершенствования содержания и методов обучения, введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов;

– обеспечение мер по охране здоровья учащихся и педагогов.

Среднее общее образование приобретается поэтапно путем усвоения образовательных программ трех ступеней: начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 или 12 классы). Указанные ступени могут функционировать вместе, в одном общеобразовательном учреждении, или раздельно, в начальной или основной общеобразовательной школе.

В республике функционируют 8290 школ, где обучаются 3117,7 тыс. детей, в том числе 8191 общеобразовательная школа с 3097, 0 тыс. учащихся. Наряду с дневными школами действуют 31 вечерние общеобразовательные школы. Развивается сеть общеобразовательных учреждений нового типа (гимназии и лицеи), число которых составляет 320, в том числе гимназий – 178, лицеев – 142.

С учетом этнических потребностей населения обучение в школах ведется на 7 языках. Из общего числа школ – 3474 ведут обучение на казахском языке, 2514 — на русском, 2107 — на русском и казахском, 78 школ – на узбекском, 13 — на уйгурском, 3 — на таджикском, 1 школа — на украинском и 1 школа — на немецком языках. В местах компактного проживания малочисленных национальностей организовано изучение 14 родных языков.

Начальное и среднее профессиональное образование приобретается в профессиональных школах, лицеях и колледжах и сочетается с получением общего среднего образования.

Основные задачи профессионально-технического образования:

– разработка и внедрение государственных общеобразовательных стандартов профессионального образования, их обновление с учетом ситуации на рынке труда и структурных изменений в экономике;

– создание условий для повышения доступности профессионального образования;

– поддержка негосударственного сектора профессионального образования;

– организация и развитие социального партнерства в системе профессионального образования;

– расширение международного сотрудничества по вопросам подготовки и переподготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования.

Начальное профессиональное образование включает в себя подготовку, переобучение и повышение квалификации рабочих, специалистов и безработных, а также незанятого населения.

В республике действует 306 профессиональных школ и лицеев с 88 348 учащимися. Подготовка квалифицированных рабочих ведется более чем по 300 специальностям.

Учреждения среднего профессионального образования представлены колледжами, которые перешли на подготовку специалистов по новым государственным стандартам среднего профессионального образования и учебным планам. В колледжах внедрен новый механизм формирования контингента учащихся и подготовки специалистов с полным возмещением затрат на договорной основе, учитывающий потребности региона в трудовых ресурсах. Открытие новых специальностей осуществляется только при наличии конкретного заказчика и заключения регионального бюро занятости.

Среднее профессиональное образование обеспечивают 285 колледжей, в том числе 173 – государственной и 112 – негосударственной формы собственности. Количество обучающихся составляет 155 893 чел.

Высшее профессиональное образование приобретается гражданами, имеющими среднее образование. В Республике Казахстан установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище).

В структуре высшего образования предусмотрено три ступени:

I. Высшее базовое образование, предусматривающее широкую гуманитарную и фундаментальную естественно-научную подготовку по профилю специальности с присвоением академической степени «бакалавр»;

II. Высшее специальное образование с присвоением квалификации «специалист с высшим образование» (дипломированный специалист);

III. Высшее научно-педагогическое высшее образование нацелено на последующее использование выпускников на научной и педагогической (в вузе) работе. Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, присваивается квалификация «специалист с высшим образованием» и академическая степень «магистр наук»;

Вузам предоставляется право самостоятельно определять соответствующую структуру многоступенчатой подготовки кадров. В вузе могут функционировать как все ступени высшего образования, так и отдельно.

Система высшего профессионального образования республики включает 164 высших учебных заведения, в том числе 47 государственных, 117 частных.

Обучение иностранных студентов ведется в 47 высших учебных заведениях Казахстана. В них обучаются 3598 студентов из 43 стран мира, включая студентов из стран СНГ и прибалтийских государств. Условия приема иностранных студентов – демократичны.

Послевузовское профессиональное образование получают специалисты с высшим специальным образованием или академической степенью “магистра”. Основными формами послевузовского образования является магистратура и докторантура высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций.

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.

2. Составьте структуру современного образования в Казахстане.

3. Выпишите из текста термины и объясните их значение, обращаясь к словарю.

4. Вставьте нужные окончания в данных словосочетаниях: обучение иностранн… студент…, поступать в высш… учебн… заведении… республики, удовлетворять потребност… миров… рыночн.. экономики, вести подготовку специалист… по государственн… стандарт… средн… профессиональн… образования, усовершенствование содержан… и метод… обучении….

СРС

Подготовить рассуждение на тему: «Почему я выбрал эту специальность».

Ссылка на основную публикацию