Система образования в финляндии: высшее школьное и дошкольное - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Система образования в финляндии: высшее школьное и дошкольное

Система образования в Финляндии: преимущества и недостатки, стоимость обучения

Финская система образования нередко признается лучшей в мире. Она славится использованием инновационных методик, индивидуальным подходом к каждому человеку и отсутствием авторитарных методов преподавания. Но перед тем, как поступать учиться в Финляндии, нужно разобраться с особенностями образования в этой стране.

Образование в Финляндии: преимущества и недостатки

Переезд в другую страну и обучение в ней – это стресс для любого человека. Потеря привычного круга общения, новые стандарты общества и другие моменты способны легко «выбить из колеи». Но у образования в Финляндии есть несколько существенных плюсов:

  • Отсутствие платы за обучение. Высшее и среднее образование в стране можно получить бесплатно.
  • Нормальное отношение к собственной точке зрения студента. Она может не совпадать с мнением преподавателя.
  • Возможность учиться на английском языке. Это не только удобно, но и дает больше возможностей в будущем.
  • Возможность получать множество привилегий по студенческому билету. Он обеспечит скидки в спортзал, доступ к студенческой больнице, недорогим столовым, сниженные цены на билеты в музеи и т. д.

Есть у учебы Финляндии и несколько минусов:

  • сложности с поиском жилья из-за относительно небольшого рынка недвижимости в крупных городах;
  • необходимость знать финский язык, чтобы принимать активное участие в студенческой жизни;
  • необходимость самостоятельно заниматься контролем сданных экзаменов, планировать прослушанные курсы и т. д.;
  • сложности поиска работы на время обучения.

В этом видео рассказывается о плюсах и минусах образования в Финляндии:

Финская система образования

Финская система образования считается одной из лучших в мире. Она несколько отличается от привычной россиянам. При этом многие ступени обучения в этой стране окажутся бесплатными. Всего в Финляндии насчитывается почти 4000 различных учебных заведений, в которых учиться около 2 млн человек.

Система образования в Финляндии включает 4 основных ступени:

  • дошкольное образование;
  • обязательная начальная и средняя школа;
  • старшая школа (лицеи) и профессиональные колледжи;
  • высшее образование.

Как устроена система образования в Финляндии, узнаете из этого видео:

Дошкольное образование

Начальная ступень знаменитой финской системы образования – дошкольная. Она ориентирована на детей до 7 лет. Фактически этот этап не является обязательным, но все же большинство родителей предпочитают, чтобы дети посещали детский сад перед школой. Это позволяет ребенку заранее адаптироваться к обществу. Но домашнее воспитание вполне допустимо.

Дошкольные учебные заведения можно разделить на несколько категорий:

  1. Ясли для детей до 3 летнего возраста, фактически являются младшими группами детского сада.
  2. Частные и государственные детские сады.
  3. Детские клубы – заведения, где дети могут пребывать лишь несколько часов в день, которые родители могут потратить на себя.

Существуют и другие варианты дошкольного образования. Например, несколько родителей могут нанять няню для своих детей. Этот вариант называется «родительский круг». Няни выбираются родителями, но проходят обязательное собеседование в специальном департаменте. При этом на 1 няню может приходиться не больше 4 детей.

Детские клубы в Финляндии – это своеобразные игровые площадки. Дети в них могут находиться 3-4 часа в день. Их не кормят и не укладывают спать, но воспитатели постоянно присматривают за ними и помогают развиваться в игровой форме.

Детские сады – наиболее распространенный вариант дошкольного учебного заведения. Часы пребывания в них могут различаться. Этот момент надо уточнить заранее, чтобы была возможность работать.

Обычно родители отдают детей в детский сад только после окончания декретного отпуска, т. е. по достижению 9-месячного возраста. Довольно часто с ребенком мать или отец остается в отпуске до 3 лет. Это разрешено, и при необходимости на этот период времени государство предоставляет социальную поддержку.

В частные детские сады набираются группы обычно также по записи. Но никаких обязанностей в отношении этих учебных заведений у местных властей нет.

Стандартная детсадовская группа включает 10-12 детей. За ними присматривает 3-4 воспитателя или помощника. Работают воспитателями в Финляндии исключительно люди с высшим образованием. Нередко встречаются среди них воспитатели со степенью магистра, а не только бакалавра.

В этом видео рассказывается о дошкольном образовании в Финляндии:

Школьное образование в Финляндии

Школьное образование в Финляндии считается одним из лучших в мире. Именно финские дети считаются самыми читающими, занимают 2-е место по уровню знаний естественных наук и т. д. При этом система образования во многом отличается от привычной российским гражданам.

Все школьное образование делится на 4 ступени:

  1. Alakoulu – начальная, включающая с 1 по 6 класс;
  2. Yläkoulu – средняя, включающая с 7 по 9 классы;
  3. 10 класс – дополнительный, предназначенный для улучшения оценок и знаний;
  4. Lukio – лицей или привычные россиянам 11-12 классы, но вместо них образование можно продолжить в профессиональном колледже.

Большинство финских школ являются государственными. Некоторое количество учебных заведений, существующих на основе партнерства с государством (частно-государственные). Они отличаются повышенным требованием к ученикам и наличием платы с родителей. Частно-государственные школы могут вести преподавание на иностранном языке или ориентироваться на специальные стандарты обучения.

В государственных школах обучение бесплатное. Любые сборы с родителей в этих учебных заведениях строго запрещены, а государство старается обеспечить школьника всем необходимым.

Бесплатно школьники получают следующие возможности:

  • обеды, транспорт до школы и обратно, если она удалена дальше 2 км от дома;
  • все учебники, канцелярские товары, а часто также и компьютеры;
  • посещение экскурсий, музеев и различных внеклассных занятий.

Длительное время в Финляндии не могли выбирать школу, где будет учиться ребенок. Его фактически автоматом отдавали в ближайшее учебное заведение. Сейчас это ограничение снято, но родители в основном по привычке записывают детей в ближайшую школу. Особого значение это не имеет. Все учебные заведения одинаково хорошо оснащаются и работают по общей программе.

Есть еще несколько уникальных особенностей финского школьного образования:

  • Нет разделения на классы по уровню подготовки учеников или другим особенностям. При этом сохраняется индивидуальный подход к заданиям, упражнениям и материалу для каждого ребенка.
  • Отсутствуют классы по углубленному изучению тех или иных предметов. Некоторые исключения могут быть сделаны для детей, склонных к художественному искусству, музыке, спорту.
  • Строгое соблюдение прав учеников. Все дети с 1-го класса знакомятся со своими правами. Они могут жаловаться на взрослых социальным работникам. Контракты с учителями заключаются на 1 год и могут не продлеваться при наличии замечаний. При этом зарплаты у учителей в Финляндии на достаточно высоком уровне – около 5 тыс. евро.
  • Обучение проходит в режиме 5-дневной недели. Все занятия исключительно ведутся в дневную смену.
  • Хотя есть общая государственная программа, у учителя довольно много возможностей для подбора подходящего плана обучения для конкретных школьников.
  • Учителя-предметники появляются, начиная с 7-го класса.

Как учат детей в школах Финляндии, узнаете из этого видео:

Среднее образование

Старшие классы школы не являются обязательными и в целом напоминают знакомые россиянам лицеи. В них поступают после сдачи экзаменов и прохождения конкурсного отбора. Фактически это подготовительный этап к поступлению в университет. Примерно половина детей продолжает обучаться в старших классах.

По окончании обучения ученику предстоит сдать экзамены, чтобы получить аттестат зрелости. С этим аттестатом можно поступать в большинство университетов.

Вместо 2 последних классов школьник после 9 класса имеет возможность поступить в профессиональный колледж. Фактически он является аналогом российских техникумов. В нем студенты сразу получают специальность, по которой смогут работать по завершении обучения. Для выпускников профессиональных колледжей и училищ открыта также возможность поступить в университеты прикладных наук.

Высшее образование в Финляндии для русских

Фактически высшее образование в Финляндии объединяет сразу 2 системы:

  1. Классические университеты. Здесь можно получить образование в области гуманитарных, естественных наук, технологий.
  2. Политехнические институты (университеты прикладных наук). Дают знания, имеющие более практический характер, а также развивают нужные для работы навыки.

Самые популярные специальности в университетах прикладных наук:

  • природные ресурсы;
  • технологии и транспорт;
  • управление и бизнес.

Политехнические институты обычно предлагают лишь бакалавриат. В них развиваются программы обучения не только на финском, но и на английском языке, а также иногда и на других иностранных языках. Длится обучение бакалавра 3-4 года в зависимости от выбранной специальности и других нюансов.

Университеты предлагают 4 степени:

В университетах практически всегда обучение идет на финском языке. Но в последнее время стали развиваться программы и на других языках. Хотя степень бакалавра в них получить можно, в основном студенты стремятся стать магистрами.

В этом видео рассказывается про финский университет, а именно, как проходит учебный процесс, действительно ли так высоко качество финского образования, как финские преподаватели относятся к студентам, и стоит ли вообще получать высшее образование в Финляндии:

Стоимость обучения в Финляндии

Государственное дошкольное образование в Финляндии платное. Стоимость месячного посещения ребенком детсада составит 290 евро. Но, если родители испытывают финансовые трудности, или семья относится к категории малообеспеченных, то социальные службы возьмут на себя часть или все расходы по оплате сада.

Частные детские сады, услуги няни и подобные вещи оплачиваются родителями самостоятельно. Ценники на них могут существенно варьироваться и быть как сравнимы со стоимостью посещения государственного детского сада, так и превосходить ее в 3-5 раз и более. Исключение делается для детских клубов. Их посещение детьми из семей с невысоким уровнем достатка также компенсируется полностью или частично государством.

Обучение в государственных школах в Финляндии полностью бесплатно. В них могут поступить как финские дети, так и иностранцы. Если со знаниями языка у ребенка наблюдаются проблемы, то иногда создаются отдельные классы, но обычно уже через год обучения дети начинают свободно говорить на финском.

Стоимость обучения в частных школах зависит от выбранного учебного заведения и его типа. Например, за год учебы в международной школе в Хельсинки родителям придется заплатить около 12 тыс. евро. Пансионы обойдутся дороже, т.к. в плату будет входить также стоимость проживания.

Профессиональные колледжи обычно пользуются популярностью только у местных жителей. Они фактически все являются государственными. Образование в них бесплатное. Кроме того, студенту предоставят и дополнительные бесплатные услуги, например, обеды или посещение различных экскурсий. В некоторых колледжах предлагается общежитие, за которое уже придется платить (примерно 300 евро в месяц).

Обучение в ВУЗах бесплатно для студентов из любых стран мира. У студента возникнут обязательные расходы на оплату членства в различных студенческих союзах – около 50-100 евро в год. Дополнительно студент самостоятельно оплачивает проживание, учебные материалы и т. д.

Бесплатное образование в Финляндии

Образование в Финляндии бесплатно получить вполне реально. Плата за обучение в государственных школах и ВУЗах в этой стране отсутствует не только для своих граждан, но и для иностранцев. Кроме того, даже многие программы обучения на английском языке окажутся бесплатными для студента.

Но нужно не забывать, что студенту потребуется где-то жить, питаться и т. д. Минимальные расходы все равно составят около 500-1000 евро в месяц. Они могут существенно увеличиться при специфичных требованиях конкретного человека.

Если планируется бесплатно обучаться в финском ВУЗе, то стоит заранее решить проблему со знаниями языка. Хотя бы английский потребуется на отличном уровне, а желательно хорошо знать и финский.

Образование в Финляндии традиционно ценится среди студентов и работодателей. Получить его вполне реально бесплатно даже иностранным гражданам. А расходы на проживание студента в Финляндии будут ниже, чем в большинстве других европейских стран.

Полезное видео

Почему финская система образования является одной из лучших в мире, узнаете из этого видео:

Образование в Финляндии

Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

Система образования в Финляндии и ее особенности

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

  • дошкольное образование,
  • школьное образование,
  • высшее образование,
  • среднее специальное образование.

Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

Дошкольное образование – детские сады

С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

Читайте также:  Положительные и отрицательные качества человека

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Система высшего образования

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

  • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
  • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
  • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

Специальное образование

Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

  • родной язык,
  • второй государственный язык,
  • иностранный язык,
  • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

Финские школы: как учатся дети в Финляндии

Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня. Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы. В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

Финские школы для русских

В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

Правда ли, что финское образование лучшее в мире

Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока. Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена. Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой. Такой подход применяется и при изучении других предметов. Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем. С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

7 принципов финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире. AdMe.ru удивлен его особенностями.

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

-Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Кроме самого обучения бесплатны:

-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

-Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

Читайте также:  Упражнения для улучшения памяти работы мозга и внимания

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

-Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

-Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

-Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

-В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

-Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

-Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

-В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Система образования Финляндии

Большинство вузов страны основано в послевоенный период. Исключение составляют: Королевская Академия в Турку (основана в 1640 году, когда Финляндия еще являлась составной частью Шведского королевства, с тех пор она поменяла свое местоположение – в 1828 г, после большого пожара – и теперь располагается в Хельсинки); Технологического университета и Школы экономики и управления (открыты в начале XX века); Академия Або и Академия Турку (1918 год).

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках “Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся” (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом “конкурсе”, но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Терийокская финская школа. 1931 г. Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует “элитных” классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, – общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Финские студенты на практике Высшее образование в Финляндии имеет свои особенности. Начать с того, что в отличие от России, здесь нет как такового частного сектора. Немногочисленные коммерческие вузы страны находятся под полным контролем министерства образования Финляндии и получают государственные субсидии. Среднее образование в Финляндии отсутствует. Это существенно облегчает Финляндии процесс перехода на Болонскую модель унификации статусов высших учебных заведений. Впрочем, раньше здесь существовали средние специальные учебные заведения, но теперь статус большинства из них (если не всех) приравнен к высшим учебным заведениям.

Вообще, система высшего образования в Финляндии весьма своеобразна. Как мы уже отмечали, в Финляндии функционирует 29 университетов. Помимо них существует Высшая школа обороны, хоть и функционирующая за рамками Министерства образования, но имеющая университетский статус. Политехнические институты Финляндии имеют, как и их собратья из Германии и Франции, практическую наклонность. Образовательный процесс в них включает профессионально-трудовую практику.

Не надо путать университеты и профессиональные вузы. Первые ведут фундаментальные научные исследования, в праве присваивать степень бакалавра, магистра. Здесь же можно защитить докторскую диссертацию, а перед ней и получить звание лиценциата – промежуточное научное звание между магистром и доктором (ни в одной другой стране мира оно неизвестно, в первом приближении его можно считать аналогом российского кандидата в доктора наук). Профессиональные вузы (их часто называют политехниками или политехами) всего этого не предоставляют. За исключением того, что в последнее время политехники стали выдавать и степени магистров, чего раньше не было. Но еще раньше – в 2002 году – им разрешили вести последипломную подготовку специалистов. Единственное, что объединяет и профессиональные вузы Финляндии, и университеты – это их равномерное расположение по территории всей страны.

В настоящее время, наибольшей популярностью среди финских студентов политехников обладают следующие направления образования: технология и транспорт, управление и бизнес, здравоохранение. Высшее образование в сфере туризма, культуры также привлекательно для молодых людей. Образование в политехниках длится 3,5-4 года.

Высшее образование в Финляндии ведется в основном на шведском и финском языках, но уже сейчас существует программа образования на английском языке – преимущественно для иностранных студентов. Понятно, что если Вы планируете получать высшее образование в Финляндии на английском языке, Вам потребуется владеть им в совершенстве – иначе к обучению Вас просто не допустят. Чтобы подтвердить свои навыки владения английским языком требуется сдать один из двух возможных тестов: IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Что примечательно, второй чаще применяется при поступлении иностранного студента в учебные заведения США или Канады, в то время как первый – это стандартный тест для любого студента, чьим родным языком английский не является.

Читайте также:  Планета Венера - интересные факты

Образование в Финляндии: личный опыт русской студентки Сайменского университета прикладных наук

Финские студенты. Фото: emigrant.guru

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро. Впрочем, это правило распространяется далеко не на все направления подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Например, направление MBA в Хельсинкской школе экономики платное – всего каких-то 18 тысяч евро…

Для того, чтобы поступить в вуз Финляндии иностранцу ему необходимо не только успешно сдать вступительные экзамены, но и подтвердить свое финансовое положение, успешно пройти экзамены на знание одного из допустимых языков – финского или шведского (английского при поступлении на международные программы). Так же от иностранцев требуется законченное среднее образование. Некоторые финские вузы вводят квоты на прием иностранных студентов.

Надо понимать, что высшее образование в Финляндии, проводимое по международным программам, может быть уже, чем аналогичное образование, но проводимое на финском языке. Например, уже упомянутая нами Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) честно признается, что набор предметов по специальности международный бизнес, преподаваемой на английском, меньше, чем предметов в аналогичной программе, но преподаваемой на финском.

В общей сложности, в Финляндии ежегодно обучается порядка 6-7 тысяч международных студентов (против 250-300 тысяч своих). Наибольшей популярностью, как среди иностранных, так и среди местных студентов пользуются университеты – они принимают от 60 до 70% студентов. Соответственно, в политехниках обучаются 30-40% студентов. Причем, иностранные студенты чаще выбирают университеты, чем это делают финны.

Не сложно увидеть, сколь сложна и проработана система образования в Финляндии. Удивительно, что эта северная страна берет на себя опеку над иностранными студентами – ведь и для них высшее образование в Финляндии остается бесплатным.

Дошкольное образование в Европе. Финляндия

Екатерина Астапчик
Дошкольное образование в Европе. Финляндия

1 Слайд. Дошкольное образование в Европе. Финляндия.

2 Слайд. Детский сад

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. В больших городах бывает, что мест не хватает, тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки. Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительную сумму семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома. Детский сад является частью системы дошкольного воспитания. Его назначение— создать детям и их семьям достаточно высокий уровень для роста и развития, а также осуществлять уход, воспитание и следить за безопасностью, когда родители не могут делать этого сами, например, будучи на работе.

3 Слайд. Виды садов

Муниципальный: государственный детский сад, очередь в столичном регионе от 2-х до 4-х месяцев, но если нужно срочно выйти на учебу или работу, то место могут найти и за 2 недели.

Частные: как правило, сюда проще попасть, разная направленность – языковая, методика Монтессори, искусство и т. д. Стоимость посещения такого детского сада совпадает со стоимостью муниципального.

Детский сад семейного типа: это детский сад, который организован, например, в частном доме, квартире. Несомненно, есть определенные условия, которые должны быть соблюдены:

-должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи;

-питание может быть или привозным (есть специальные службы по организации питания, хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Такие детские сады идеально подходят для деток, которым трудно привыкнуть к большим группам людей, им психологически проще находится практически в семье.

Детский сад группового типа. Это то же самое, что и семейный, только в здании, который выделил муниципалитет.

Открытый детский сад. Детский сад для всех детей дошкольного возраста, бесплатный. Дети находятся вместе с родителями, это своего рода семейный клуб, куда можно прийти с ребенком, чтобы пообщаться, поиграть, выпить кофе.

Специализированные дошкольные учреждения: в таких учреждениях воспитываются дети с недостатками психического, физического, когнитивного развития (в таком саду может 4 воспитателя обслуживать 8 детей, так же присутствуют смешанные, в которых воспитываются здоровые детки и с нарушением умственного или физического развития. Дети с нарушениями нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому в группе, где, например, присутствуют шесть таких деток, работают шесть специалистов (два педагога, две няни и еще два помощника). Детей инвалидов привозят на такси, которое оплачивает город, и он же обеспечивает всем необходимым учреждение, где обучаются дети.

Так же стоит отметить, что в основном дошкольные учреждения Финляндии двуязычные. Основной язык финский, а вторым языком может быт английский, немецкий, шведский или французский языки. Это зависит от сада и желания родителей, так что к школе дети свободно владеют двумя языками. Если в Финский сад принимается русский ребенок не понимающий финский или английский язык (воспитатели, как правило, обязаны знать два языка, то ребенку предоставляется бесплатный переводчик.

4 Слайд. Обслуживающий персонал.

Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования.

Должностей врача, логопеда, музыкального руководителя, медсестры нет. Рабочий день воспитателя длится 7 часов, помощника-8. В рабочее время входит обед. Воспитатель кушает вместе с детьми за одним столом. Во всех садах есть комнаты для персонала, в которых они могут провести 2 кофейных перерыва по 20 мин.

5 слад. Режим посещения.

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады. В садах есть завтрак, обет, полдник.

6 слайд. Количество детей.

В Финских садах важно не количество детей в группе, а соотношение числа педагогов к числу детей. На одного взрослого по закону должно приходиться не более 4-х детей в возрасте до трех лет, и не более семи старше трех лет.

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет.

Дети младше 3 лет Маленькая группа и максимально устойчивые человеческие отношения. Достаточное количество времени и спокойная обстановка для усвоения нового в индивидуальном темпе, являются основными потребностями детей младше 3-х лет. Отдельные помещения, которые в то же время сообщаются с помещениями старших детей, являются одной из практических предпосылок для плодотворной деятельности детей младше 3-х лет.

Дошкольное обучение 6-леток –может осуществляться в детском саду или школе. Содержание дошкольного обучения составляет язык и коммуникация, математика, этика и мировоззрение, окружающая среда и природоведение, здоровье, физическое и моторное развитие, а также искусство и культура. Игра занимает центральное место в дошкольном обучении, осуществляемом как в детских садах, так и в школах. Важно заботиться о том, чтобы дошкольное обучение не стало школярским. Основным средством в решении этого вопроса является развитие творческого воображения ребёнка. Развитие готовности к учебной деятельности не должно основываться на изучении научного содержания и фактов. В детских садах дети 6-летнего возраста размещаются либо в своих группах, либо в совместных группах с 3-6-летними детьми. В группах 3-6-летних детей часть деятельности является общей для всех, часть – дифференцируется для осуществления целей дошкольного обучения 6-летних детей.

Предметно пространственная среда в группах создана так, чтобы, с одной стороны дать наибольшую возможность развития самостоятельности и творчества детей (все в свободном доступе, высокие стулья с подножкой, а с другой оградить от вероятных опасностей-нет дверок у шкафчиков.

Финская пословица гласит: «Игра-работа ребенка». Что важно для развития Игра и подражание – это способ развиваться и учиться для маленьких детей. Играть тоже учатся сначала вместе со взрослыми. Игра приобретает новые формы при взаимных контактах детей. Согласно исследованиям, уже годовалые дети получают удовольствие от общества других и могут устанавливать устойчивые дружеские отношения со своими сверстниками. Совместное пение – является незаменимым инструментом для изучения азов коммуникации. Исследование предметов и игра с ними является существенной с точки зрения развития маленького ребёнка. Умения играть 3-5-летних детей развиваются в коллективе, где для игры предоставляется время, место и увлекательная обстановка. Сказки, истории и беседы являются существенной помощью в развитии словесной и письменной речи. Разновозрастные группы полезны для развития и старших и младших детей.

9 слайд. «Не бывает плохой погода – бывает неподходящая одежда»

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», — гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то проливной дождь или мороз. Финская одежда позволяет. Но если одежда промокла, то у ребенка есть запасная, которая лежит в корзинке.

Различные походы и культурные мероприятия осуществляют разработанной программе. Рабочий ритм в каждом детском саду немного отличается. Обычно в детских садах ребенок учится ходить на лыжах, кататься на коньках и плавать, ходить в поход- как правило это прогулка в ближайший парк или лес, либо в библиотеку. Расписание составляется каждую неделю.

10 Слайд. Система образования.

Финская система образования нацелена на развитие у воспитанника когнитивных функций:

Память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но развивает и ключевые структуры мозга.

Принципы работы детского сада:

Уход, Воспитание, Обучение, Особая поддержка (при необходимости) Основной принцип таков, с помощью игры учимся новому.

12 Слайд. Воспитание.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

13 Слайд. «Научиться учиться».

Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течении жизни. Основное внимание в детском саду Финляндии – «научится учится». Уроки на природе, материала-ориентированное обучение. Чтение для удовольствия активно поощряются (Финляндия издает книги для детей больше, чем в любой другой стране). В основном на занятиях дети поют, играют, читают сказки, готовятся праздникам.

Отличительной особенностью финских детских садов, в том, что присутствует свобода выбора, заведующим и воспитателям ничего не навязывается сверху. Они не должны писать отчеты и к ним не приходят с проверкой инспекторы, даже финансовые вопросы решают больше органы власти, чем заведующие.

Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование.

Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ “Детский.

Дошкольное образование детей с ОВЗ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для.

Дошкольное образование в Финляндии. Личный взгляд В сентябре этого года вместе с коллегами педагогами Калининского района я ездила по обмену опытом в соседнюю нам Финляндию. По прибытии.

Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование Пояснительная записка. Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с • основной образовательной.

Семейное воспитание и дошкольное образование ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными.

Технологии ТРИЗ — развивающее дошкольное образование Технологии ТРИЗ – развивающее дошкольное образование. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования.

Выставка «Мать и дитя». Педагогический форум. Современное дошкольное образование. Грани новой реальности. Фотоотчет В нашем городе уже не в первый раз проходит выставка “Мать и дитя”,которая помогает молодым родителям в вопросах воспитания, ухода, развития.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Работая в Ачинской коррекционной общеобразовательной школе-интернате I вида 19 лет, я сделала вывод о том, что специальное образование и.

Ссылка на основную публикацию