Система образования на украине: высшее школьное и дошкольное - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Система образования на украине: высшее школьное и дошкольное

Украинская система образования

Под образовательной системой в Украине понимается совокупность учебных заведений, комплекса методических рекомендаций и соответствующих образовательных программ. С организационной точки зрения система образования в Украине состоит из учебных учреждений различного профиля и типа аккредитация. В стране функционирует разветвленная сеть государственных научно-производственных компаний, научных институтов и отраслевых учебных предприятий.

Дошкольное

На дошкольном уровне воспитание и обучение происходит в семье, специальных дошкольных заведениях и преследует цель обеспечить физическое и психологическое здоровье малышей, их всестороннюю развитость, приобретение необходимого опыта, выработку навыков и умений, нужных в дальнейшем обучении. На уровне системы дошкольного образования в Украине дети получают гармоничное и сбалансированное воспитание и образование.

Основная задача дошкольной учебы – это обеспечение доступного высококачественного подготовительного образования в совокупности с воспитанием здорового ребенка и целостной личности. Страна постепенно движется к созданию обновленной педагогической системы, которая должна соединить национальные традиции с основными достижениями мировой образовательной мысли.

Сегодня в Украине есть несколько видов дошкольных учреждений:

  • ясли;
  • ясли-сады;
  • детские сады;
  • ясли-сады компенсирующей формы обучения;
  • дома ребенка;
  • детские дома-интернаты;
  • семейные ясли-сады;
  • ясли-сады комбинированной структуры;
  • центры раннего развития детей;
  • детдома семейного типа.

В стране работает несколько десятков дошкольных организаций с вариативным подходом к воспитанию, содержанию и обучению детей. То есть родители могут выбрать группы и коллективы, которые, по их мнению, наиболее полно подойдут характеру малыша.

Школьное

Система школьного образования в Украине не отличается от многих других, поскольку состоит из трех этапов:

Начальное образование продолжается 4 года. Учиться начинают дети, которым исполнилось 6 лет, если результат психологического собеседования и медицинского обследования показал отсутствие противопоказаний к систематическому обучению.

На основную школу система образования в Украине отвела 5 лет. Эти годы должны заложить фундамент общего образования для каждого школьника, сформировать в нем желание и готовность сделать выбор, реализовать форму и профиль дальнейшего обучения. На этой стадии в общеобразовательных структурах для учеников продуцируются условия, позволяющие самостоятельно и углубленно изучать отдельные предметы, которые смогут обеспечить выбор места учебы на следующем этапе.

Согласно требованием украинской системы образования в старшей школе могут обучаться выпускники основной школы, успешно сдавшие вступительные тесты.

Одиннадцатиклассники после государственной аттестации получают документы о завершении полного общего среднего образования. Учащиеся с высокими оценками поощряются золотой или серебряной медалью. В приложении к аттестату выдается документ, отображающий баллы за весь период обучения. Финальной стадией школьного образования выступает Внешнее независимое оценивание (аналог российского ЕГЭ). Предметы выбирает сам выпускник, а их выбор зависит от того, какое учебное заведение выбрано для дальнейшего образования.

Высшее

Система высшего образования в Украине состоит из пяти уровней:

  • младший специалист,
  • бакалавр,
  • специалист,
  • магистр.

Для каждого из них предусмотрен свой срок обучения, разработаны нормативные документы и специальные программы. По окончании учебы выпускники вузов различного уровня получают соответствующие дипломы, подтверждающие уровень их квалификации и право на дальнейшее образование.

Украинские вузы разделяются по форме собственности:

  • на государственные;
  • коммунальные;
  • частные.

Все они имеют равные права и обеспечивают идентичное обучение.

Типы высших школ Украины:

  • университеты – подразделяются на классические и профильные;
  • институты;
  • академии;
  • консерватории;
  • колледжи, техникумы, училища – для сферы творческих профессий и искусства.

Постдипломную практику могут осуществлять те вузы Украины, которые обладают соответствующими кафедрами, научными лабораториями и исследовательскими центрами.

Вузы имеют возможность вести образовательную деятельность, если Министерство образования и науки Украины выдаст им соответствующую нормативам лицензию. Такие заведения наделены полномочиями вручать документы государственного образца об окончании учебы. Все зависит от уровня аккредитации вуза, который может быть:

  • І уровня – готовит младших специалистов и предоставляет полноценное среднее образование;
  • ІІ уровня – занимается подготовкой профильных младших специалистов и бакалавров, предоставляя полноценное среднее образование;
  • ІІІ уровня – выпускает специалистов и бакалавров, а по некоторым предметам и магистров;
  • ІV уровня – готовит специалистов, бакалавров и магистров по широкому спектру профессий.

Что нужно знать о реформе образования: 10 главных нововведений

В Украине начался очередной этап реформирования образования – домашнее обучение станет более доступным, школы будут автономными, а для абитуриентов изменят правила для поступления.

OBOZREVATEL решил рассказать, какие изменения ждут украинцев и для чего их внедряют.

Новый государственный стандарт образования

Главной частью образовательной реформы является смещение акцента с механического получения знаний на развитие индивидуальности ученика, партнерские отношения ученик-учитель-родители и обновления самого содержания образования. Вводится “Компетентностное обучения”, то есть вместо того, чтобы зазубривать факты или определения понятий, ученики будут учиться использовать знания на практике, осваивать навыки и способы мышления, которые не будут оторваны от современной жизни.

В основе нового стандарта лежат такие принципы: право ребенка на ошибку, обучения критическому мышлению, неразрывность учебных дисциплин с жизнью, поощрения детей исследовать мир и заботиться об окружающей среде, освоение информационных технологий, перенос внимания учителя по предмету ребенка.

Новый государственный стандарт начальной школы работает с 21 февраля 2018 года и основывается на лучшем опыте скандинавских и других передовых стран. Новые стандарты для базового и профильного образования сейчас разрабатываются.

Домашнее и дистанционное образование

Сейчас в Украине появились частные дистанционные школы, обучение в них полностью проходит в режиме онлайн, а по окончании обучения выпускники получают обычный аттестат о полном среднем образовании.

Семейное образование для школьников станет доступнее с 1 сентября. Перевести ребенка на домашнее обучение смогут все желающие родители, необходимо лишь написать заявление и принести его в школу по месту регистрации. В таком случае учителя этой школы должны помочь составить учебный план. Знание школьника будут оценивать в конце семестра. На данный момент в Украине 54 тысячи детей учатся дома.

12-летнее обучение

С 2018 года все первоклассники уже учатся 12 лет. Увеличение срока образования нужно в первую очередь для старших классов: образовательная программа 10-12 классов будет направлена на качественное профильное образование, ученик будет выбирать направление обучения и часть предметов, которые будут изучать углубленно. Кроме того, в рамках Новой украинской школы разработано новое содержание программ и новые методики преподавания.

Таким образом, с введением 12-летней системе обучения, школа будет иметь следующую структуру: начальная (1-4 класс), базовая (5-9 класс), профильная (10-12 класс). 12 лет обучения – это в первую очередь повышение качества образования, а значит и возможностей ребенка.

Интегрированные курсы

В реальном мире все процессы связанные с различными науками, однако в “старой школе” все науки излагаются отдельно. Это мешает детям понять взаимосвязи и целостную картинку окружающего мира. Поэтому в Новой украинской школе предлагается интегрировать (то есть объединить) предметы. Это означает, что, например, в начальной школе, растения будут изучать не только с точки зрения ботаники, но и добавлять к этой теме знания по географии, экологии, математики, химии, языка и литературы.

В отличие от младшей школы, где такие интегрированные курсы уже преподаются – для старших классов, пока они только разрабатываются и тестируются. Внедряется курс, который будет объединять физику, химию, биологию, географию, астрономию и экологию.

Также это уменьшит нагрузку на учащихся и позволит углубиться в те дисциплины, которые являются для них профильными.

Автономия школ

Местные органы власти теперь имеют право самостоятельно решать вопрос распределения финансирования учебных заведений. Школы, в свою очередь, имеют право перейти на самостоятельное планирование своих расходов, определять поставщиков товаров и услуг, независимо от плана проведения тендеров в управлении образования

Читайте также:  Как выйти в астрал новичку?

Директоров школ теперь избирают на открытых конкурсах, а не назначают решением управления образования. В состав конкурсных комиссий, которые выбирают директора, также входят представители родительского комитета. Директор школы теперь сам подписывает трудовые договоры с учителями. Раньше это делали управления образования.

Автономия предоставляется школам также и в вопросах содержания образования. Сейчас школа и учитель больше не должны выполнять единую учебную программу МОН. Министерство образования и науки предлагает Типичные образовательные программы, на основе которых школы утверждают свои – с возможностью что-то изменить. Учитель также может самостоятельно определять методики и подходы к преподаванию, выбирать учебники.

Опорные школы

В Украине существует значительный разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, ведь обеспечить достойный уровень образовательного процесса в школе, где учится 10-20 детей в край трудная задача. Причина в недостаточном финансировании, а главное в отсутствии сельских учителей.

Для решения этой проблемы создаются “опорные школы” – мощное общеобразовательное учебное заведение в определенной местности. Такие школы оборудуются современными кабинетами физики, химии, лабораториями, компьютерными классами, мультимедийным оборудованием, скоростным интернетом. Школьников с ближайшей местности будут подвозить в такие школы специально приобретенными автобусами.

Деньги ходят за учителем

В 2019 году МОН предложило замечательный механизм для мотивации учителей начальных классов. Все, кто имеет стаж работы более двух лет, могут пройти добровольную сертификацию и получить надбавку 20% к зарплате на целых три года (именно столько действует сертификат). Главная цель сертификации – побудить учителей скорее осваивать методики компетентностного обучения и новые образовательные технологии, способствовать их распространению.

Наряду с этим также внедряется механизм “деньги за учителем”. Это означает, что часть денег, которые тратятся государством на повышение квалификации педагогов, МОН направит непосредственно в школы, и учитель сможет выбрать определенное количество часов для профессионального развития там, где он считает нужным.

Противодействие буллинг

Травля в школе – неприятная и очень давняя проблема. Согласно исследованиям ЮНИСЕФ, 67% школьников сталкивались с буллингом (травлей) в школе. По данным U-report, одной из самых распространенных (39%!) причин буллинга является игнорирование таких случаев взрослыми. Также большой проблемой является буллинг учителей со стороны учеников. Именно поэтому, реформа образования предусматривает так много внимания противодействию буллинга.

Для всех желающих МОН разработало специальный бесплатный курс по противодействию и предупреждению буллинга, создано порядок реагирования на случаи буллинга в учебных заведениях. Также вступил в действие соответствующий закон, предусматривающий административную ответственность за буллинг, как со стороны учителей, так и учеников. С 2019 года введен пост образовательного омбудсмена, который будет защищать права всех участников образовательного процесса.

Одним из главных акцентов реформы является создание в школе безопасной среды, где дети будут воспитываться с пониманием, что такое гендерное равенство, недискриминация по любым признакам, ненасильственное поведение в межличностных отношениях.

Инклюзивное образование

В рамках реформы образования особое внимание уделено созданию инклюзивной образовательной среды. В случае обращения родителей, школа должна обязательно создать инклюзивный класс. Для детей с особыми образовательными потребностями пишут индивидуальные программы развития, в которых предусмотрены специальные занятия.

По всей стране созданы специально инклюзивного-ресурсные центры (ИРЦ). Такие центры помогают родителям, оценивают образовательные потребности ребенка, анализируют сложности с которыми сталкивается ребенок и предоставляют педагогам рекомендации. В каждом инклюзивном классе есть ассистент учителя, который отдельно работает с инклюзивными детьми.

Новые правила поступления

С 2023 года владение английским языком на уровне B1 станет обязательным условием для поступления в вузы, независимо от специальности, а для выпуска – на уровне B2.

Начиная с 2021 года, ГИА по математике для выпускников школ станет обязательной. Планируется, что проведение государственной итоговой аттестации по математике в форме ВНО будет проводиться с использованием заданий двух уровней: уровня стандарта и профильного.

Как сообщал OBOZREVATEL, Новосад рассказала о первых планах на посту министра образования Украины.

Мы в Telegram! Подписывайся! Читай только лучшее!

Читайте все новости по теме “Реформа образования” на OBOZREVATEL.

Дошкольное образование в Украине и программа развития дошкольного образования

В программе реформ говорится о проблеме ограниченного доступа к дошкольному образованию, в результате чего к дошкольному образованию в детских садах в 2010-2013 гг. Имели доступ лишь 53% детей, а в половине детских садов число детей превышало количество мест.

В связи с этим в программе реформ были поставлены следующие задачи:

– Введение обязательного дошкольного образования;

– Усиление государственной поддержки в развитии дошкольных учреждений.

То, что дошкольное образование сделали обязательным, прежде всего, означает обращение к сознанию родителей, которые должны понимать свою ответственность за раннее развитие ребенка.

Одновременно нужно учитывать тенденции международных практик: страны, в которых дошкольное образование является обязательным, находятся в меньшинстве.

Украина одна из немногих стран, где практикуется обязательное дошкольное образование . Некоторые европейские страны не практикуют обязательное дошкольное образование . Заметим, такое нововведение далеко не залог улучшения качества дошкольного образования . О качестве работы детских садов красноречиво говорит факт перегруженности большинства дошкольных учреждений и нехватка мест для всех желающих.

В 2012 г. дошкольных учреждений в Украине насчитывалось 15,6 тыс., а в 2013 г. количество действующих 15,26 тыс. При этом за один год на 35 тыс. увеличилось количество мест в детских садах: с 1136 тыс. в 2012 г. в 1171 тыс. в 2013.

Увеличение значительное, но новых зданий, введенных в эксплуатацию, было только 20, что дало лишь 3120 новых мест. Количество детей в дошкольных учреждениях за этот период тоже увеличилась на 81 тыс. Человек. Иными словами, детские сады «уплотнили», то есть увеличили количество мест в существующих учреждениях.

Преимущественно это касается городов, где на каждое место приходится 1,26 дошкольника.

В сельской местности ситуация иная: количество мест превышает количество детей, и на одно место приходится 0,89 дошкольника.

Есть и некоторые положительные тенденции, которые стоит упомянуть:

Рост показателя охвата детей образованием в дошкольных учреждениях: с 53% в 2012 г. до 57% в 2013 г., в частности, показатель охвата образованием детей в возрасте 5 лет вырос с 69% до 76% – это положительная тенденция, так как раннее развитие ребенка является залогом ее успехов и в дальнейшем обучении в школе; стоит вспомнить, что во многих странах в 5-летнем возрасте дети уже идут в школу;

– Увеличение количества новых помещений дошкольных учреждений, вводятся в эксплуатацию.

В Украине принята программа развития дошкольного образования на период до 2017 года. Согласно этой программе, за 7 лет (2011-2017 гг.) Должно быть построено 182 новых дошкольных учреждения. Финансирование этого строительства предполагается из местных бюджетов.

Введение обязательного дошкольного образования является скорее положительным моментом.

Во-первых, это повышает уровень осознания родителями необходимости раннего развития ребенка с целью подготовки его к школе.

Во-вторых, дети приходят в школу уже психологически подготовленными к самому процессу обучения и с начальным базовым уровнем знаний, что должно повлиять на успешность первоклассников в школах.

Итак, несмотря на большое колличество разработанных и принятых программ по развитию дошкольного обрахования в Украине, данный вид образования так и остается на достаточно низком уровне. Поэтому большую часть проблем, касаемых дошкольного образования детей должны решать именно родители. Государство же никак не может решить вопрос координации колличества учащихся и учебных мест в разных регіонах страны.

Читайте также:  Как обмануть окулиста?

Чем европейское образование отличается от украинского

1 сентября – особый праздник во всем мире. Конечно, в каждой стране есть свои традиции и специфика обучения, которая отличается от других и объединяет детей в одну великую нацию. Чем больше Украина проводит реформы, тем больше приближается к Европе. Это касается и образования.

У каждой страны есть своя специфика воспитания и обучения, которая создается в течение сотни лет и претерпевает реформирования. В общем, система образования и методика преподавания в постсоветских странах существенно отличаются от европейских. Украина, которая стремится приблизиться к ЕС, все чаще внедряет зарубежный опыт. Что же общего и отличного в европейском и отечественном образовании?

Материально-техническая база

Европейцы большое внимание уделяют комфорту учащихся. Чиновники ежегодно вкладывают тысячи евро для того, чтобы усовершенствовать оборудование, модернизировать классы, оснастить их настолько, чтобы каждый смог беспрепятственно получать знания и с удовольствием проводить время в школе. По словам французских преподавателей, это напрямую влияет на успеваемость учеников.

Первым правилом чиновников в Финляндии является равномерное финансирование всех школ, независимо от населенного пункта. Таким образом, дети в селах и мегаполисах получают качественное образование и не имеют в дальнейшем каких-либо нареканий. Также все учебники и канцелярские предметы являются бесплатными.

В Украине же большинство вещей должны оплачивать родители, поскольку финансирования учебных заведений часто не хватает даже на закупку новых учебников, не говоря уже о ремонтах и новой мебели. Кроме этого, дети часто изучают предметы по старым, еще советским книгам, которые, по документам, уже давно находятся на свалке.

Еще одной преградой для украинских родителей является стоимость канцтоваров и образовательных услуг. Если в Европе семья без проблем собирает ребенка перед 1 сентября в школу, то отечественные семьи должны несколько месяцев откладывать деньги на покупку всего необходимого. По подсчетам журналистов 24 Канала, стоимость обычного рюкзака с комплектом канцтоваров и формой в этом году достигала 4 тысяч гривен. Именно такую сумму получает большинство украинцев за месяц.

Школьный класс в Финляндии и Украине

Существенным недостатком украинского образования является то, что сельские школы не дают детям достаточных знаний, поэтому ежегодно такие абитуриенты имеют определенные преимущества при поступлении. Конечно, Министерство образования пытается преодолеть эту проблему, однако модернизация происходит только на бумаге.

Программы первоклассников

Детей, которые только приходят на обучение, стараются как можно больше поощрять добывать знания. Так, в Германии первый день в школе является особым, поэтому родители дарят новоиспеченному ученику сладости в виде конуса. К подарку добавляют канцтовары и красивые украшения. Это не только стимулирует ребенка к обучению, но и помогает ему при адаптации.

В целом в Европе уделяют большое внимание всестороннему развитию ребенка. Наиболее ярко такие традиции демонстрирует финская школа. Здесь детей учат тому, что понадобится им в жизни – ориентированию на местности, подсчету стоимости товара со скидкой, вычету процента от налога, созданию резюме, контролю банковского счета и тому подобное. Все происходит в легкой, непринужденной атмосфере.

В Финляндии полностью отказались от классического вызова к доске. В классе работает учитель и его помощник, которые помогают ученикам решать соответствующие задачи. Школьник может сидеть как за партой, так и на полу на специальном коврике.

В этом отличается британская школа, где придерживаются более консервативного стиля воспитания. Однако школьная программа наполнена дополнительными предметами: музыкой, рукоделием, латынью или рисованием. Дети познают все базовые дисциплины в форме игры.

Урок рисования в Европе

В Германии же большее внимание уделяют профессиональной подготовке молодого поколения. Детей в школе знакомят с различными профессиями, дают представление о том, кто чем занимается, чтобы в раннем возрасте у них формировалось видение будущей профессии. Кроме того, с 5 класса проводят практики, целью которых также является направление ребенка к избранию узкого профиля.

В Украине до начала обучения школьники должны уметь считать, знать украинский и английский алфавит. Поэтому перед тем, как детей отдают в школу, родители в течение года готовят их к обучению.

Традиционно, в начальной школе учат естествознанию, после курса которого ребенок вряд ли сможет воспроизвести выученное. По каждому предмету задают домашнее задание, поэтому первоклассники тратят несколько часов, чтобы выполнить всю работу. Кроме этого, бремя всех книг, которые школьник носит из школы домой, значительно превышает допустимый вес для ребенка.

Именно это не стимулирует школьников, а наоборот отталкивает их от уроков. Поэтому перед Днем знаний восторг испытывают только первоклассники, которые стремятся увидеть что-то новое, сыграть в игру под названием “урок”.

Наряду с этим украинские преподаватели стараются разнообразить учебный процесс, внедряют инновационные методы, которые являются интересными для детей, проводят воспитательные и патриотические мероприятия, которые сплачивают детский коллектив. Здесь также действует индивидуальный подход к ученикам, ведь каждый классный руководитель знает не только историю одного ребенка, а всей семьи школьника.

Дифференциация классов и обучения

В Украине все популярнее становятся классы углубленного изучения одного из предметов. Наиболее рейтинговыми в этом вопросе являются классы математического направления или с углубленным изучением иностранного языка. С одной стороны, это дает ребенку больше знаний по определенным предметам, с другой – родители или учителя решают, в какой класс записать школьника.

В Финляндии к такому разделению относятся крайне негативно. В стране считают, что все дисциплины должны быть равноценными. Школьник не может выбирать для себя узкий профиль, не познав весь спектр предложенных предметов.

А в Германии наоборот большое внимание уделяют развитию настоящих специалистов. Этот процесс начинается еще в школе, когда дети во время каникул проходят практику. Тогда педагоги определяют, кто из воспитанников имеет склонности к изучению точных наук и может стать инженером или технологом.

Особенности образования

Британское образование считают одним из самых качественных, поскольку ученики часто поражают результатами общих тестов. Двое школьников из Великобритании сумели превзойти выдающихся ученых Стивена Хокинга и Альберта Эйнштейна в тесте на определение IQ-уровня. Это является своеобразной визиткой британских школ, что подтверждает заслуженное первенство в рейтингах.

Еще одной особенностью Великобритании является то, что в стране до сих пор действуют частные школы закрытого типа. В каждой из них есть форма. Дети учатся здесь, как в школе-интернате, проживая в одном из корпусов заведения. В здании живут и учителя, которые следят за порядком. Но ученики имеют возможность проводить досуг так, как им заблагорассудится: здесь есть зоны отдыха, площадки для игр, спортзалы и небольшие читальни. Именно одна из таких школ стала основным фоном в книге о Гарри Поттере.

Школьная форма в Великобритании

Первенство в мировых рейтингах занимает Финляндия. Здесь действует одна из лучших систем образования. Многие исследования подтвердили, что страна занимает первое место по показателю уровня знаний, количеству детей, которые любят читать, второе место – в сфере естественных наук, пятое – по математике. Такие показатели страна достигает благодаря либеральному воспитанию и действенным методикам обучения.

Особенностью образования является то, что большинство выпускников продолжают обучение в университетах, институтах, академиях. Это вызвано тем, что отечественные работодатели не спешат нанимать человека без диплома и даже на рабочие вакансии требуют образовательный уровень. Конечно на обязательность высшего образования также влияет и реакция социума, ведь в Украине с огромным удивлением реагируют на людей без диплома.

Читайте также:  Чем полезен укроп для мужчин?

Оценивание

Иностранцы не боятся тестирования, потому что экзамены дети сдают после окончания школы. Кроме этого, во время обучения, как правило, преподаватель сам решает, когда устраивать контроль знаний. Конечно, контрольных и самостоятельных работ за рубежом не так много, как в Украине.

В начальных классах школьникам не ставят вообще оценок и не задают уроков на дом, поэтому дети с удовольствием посещают школу.

С 3 до 7 класса финны получают показатели “удовлетворительно”, “хорошо”, “отлично”. В старших классах действует 10-балльная шкала оценивания. Все оценки вместе с отметками о посещении или комментариями преподавателей вносятся в электронный дневник. Таким образом, родители и ученики всегда имеют доступ к показателям успешности.

В Германии действует нетипичная система оценивания, которая заключается в том, что самая высокая оценка с третьего класса – это 1, а самая низкая – 6.

В целом в Европе используют 10-балльную шкалу, однако есть заведения, где действует 100-балльная система.

Работа преподавателя

Каждый ребенок является защищенным от унижений со стороны взрослых. Так, еще в первых классах школьников учат, при каких обстоятельствах следует обращаться к социальным работникам с жалобами. Поэтому учителя всегда относятся к детям с уважением, не повышают голос и обходятся без оскорблений.

Быть учителем в Европе – почетно. Педагоги получают немалую зарплату. В частности, в Финляндии преподаватель зарабатывает более 50 тысяч долларов в месяц, во Франции – от 38 тысяч долларов, в Дании – 41 тысячу долларов.

Зарплаты учителей в Украине и других странах Европы существенно отличаются

В Украине же учителя получают мизерную заработную плату. Хотя с нынешними нововведениями она составила более 3 тысяч гривен, однако обязанности, которые выполняет педагог, не сосчитать. Только в этой европейской стране учитель выступает психологом, надзирателем, воспитателем, спортивным и культурным организатором, сценаристом торжественных событий, олимпиад и тому подобное.

Итак, европейское образование очень близкое и одновременно очень далекое для украинцев. У нас имеются значительные недостатки, которые каждый хочет исправить. Ведь за коррупцией, недофинансированием, неверием скрывается значительный потенциал, известные традиции, большие успехи и безграничное желание внедрять что-то новое.

Система образования в Украине

Украинская структура образования регулируется Законом Украины «Об образовании» и включает в себя:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • внешкольное образование;
  • профессионально-техническое образование;
  • высшее образование;
  • последипломное образование;
  • аспирантуру;
  • докторантуру;
  • самообразование.

Дошкольное образование. Для украинцев, как и для многих европейцев, образование начинается с дошкольного учебного заведения, обычно – с детского сада. В 2 (а иногда с 1,5) года малыш попадает в ясли, с 3 – в младшую группу. По желанию родителей ребенок может оставаться в саду полдня, а в случае проблем со здоровьем – и круглосуточно. Для записи в детсад существуют онлайн-очереди – можно выбрать заведение и записать в него ребенка сразу после рождения.

Иногда семья принимает решение обучать ребенка дома, но с 2001 года получение дошкольного образования обязательно для детей 5-летнего возраста. Родители могут выбирать детсады или группы кратковременного пребывания, сейчас в Украине действует более 1000 таких групп. При общеобразовательных учебных заведениях работают группы подготовки детей к обучению в школе. Будущие школьники получают там базовые знания, а также знакомятся со школьным укладом, учителями и одноклассниками. С 6 лет ребенок может отправляться в школу.

Общее среднее образование является обязательными и получается в различных типах учебных заведений, преимущественно – в средней общеобразовательной школе. Имеет три степени:

І – начальная школа (1-4 классы), предоставляет начальное общее образование,
ІІ – основная школа (5-9 классы), предоставляет базовое общее среднее образование;
ІІІ – старшая школа (10-11 классы), предоставляет полное общее среднее образование.

Задание школьного обучения – всестороннее развитие ребенка, предоставление ему той базы знаний, которую требует от нее общество. В школе должны содействовать профессиональному самоопределению, физическому развитию и формированию основных морально-этических норм.

Одаренные дети могут поступать в профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовкой, специализированные школы, гимназии и лицеи. Особо талантливым позволено претендовать на государственную поддержку – стипендии, направления в ведущие отечественные или зарубежные образовательные центры. Можно вообще не посещать школу – ученик имеет право ускоренно получить среднее образование и сдать экзамены экстерном.

Дополнительное развитие способностей и талантов достигается во внешкольном образовании. К таким учебным заведениям относятся спортивные секции, школы искусства, разнообразные ученические клубы и подобные организации, государственные или частные.

Профессионально-техническое образование ориентируется на получение определенной специальности. Следовательно, за ним следует отправляться в те образовательные учреждения, которые обучают рабочим профессиям. Это профессиональные училища и лицеи (художественные, технические, высшие), училища-агрофирмы и заводы, учебно-курсовые комбинаты и подобные заведения. К ним же относятся центры профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров.

Профессионально-технические учебные заведения часто сотрудничают с предприятиями – заказчиками подготовки сотрудников. Для получения рабочей профессии ученик вообще не обязан посещать учебное заведение, ведь пройти подготовку можно непосредственно на производстве.

Структура высшего образования Украины построена в соответствии с образовательными системами развитых стран мира, которые курируются ЮНЕСКО, ООН и другими международными организациями. Она обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации студентов.

Формы обучения в высших учебных заведениях разнообразны: дневная, вечерняя, заочная, дистанционная или комбинированная, которая объединяет несколько из этих форм.

Для высших учебных заведений существует четыре уровня аккредитации:

І – техникум, училище и приравненные к ним высшие образовательные учреждения;
ІІ – колледж и приравненные к нему высшие образовательные учреждения;
ІІІ и ІV (зависимо от результатов аккредитации) – институт, консерватория, академия, университет.

С 2008 года обязательным условием поступления в высшее учебное заведение является прохождение внешнего независимого оценивания (ВНО). В 2016 году ученики будут сдавать тесты по таким предметам:

украинский язык и литература, история Украины (с древнейших времен до наших дней), химия, физика, биология, математика, география, а также – английский, испанский, немецкий, русский и французский языки.

После получения высшего образования можно получить научную степень – в аспирантуре и докторантуре. Это предусматривает написание и защиту диссертации – кандидатской или докторской соответственно – а также приобретение научного и преподавательского опыта.

Последипломное образование дает возможность получить новую квалификацию, специальность или профессию. Зачастую это происходит на основе уже полученного образования в предыдущем учебном заведении, хотя можно получить и совершенно новую специальность. К заведениям последипломного образования относятся академии, институты (центры) повышения квалификации или переподготовки, соответствующие подразделения высших учебных заведений, профессионально-технические образовательные учреждения, научно-методические центры профессионально-технического образования и подразделения в организациях и на предприятиях.

Для самообразования возможности чрезвычайно широкие – можно посещать лектории, научные центры и различные общественные организации. Наиболее перспективное направление самообразования связано с сетью Интернет. Популярными становятся онлайн-курсы, которые позволяют смотреть видеолекции известных специалистов в разных научных сферах, проверять свои знания с помощью тестирования, общаться с другими студентами и преподавателями. Сегодня это один з наиболее популярных векторов образования в Европе и Америке, а в Украине воспользоваться подобными возможностями можно на учебной платформа дистанционного образования EDUGET.

Структура образования

Уровни (степени),
документ про образование

Ссылка на основную публикацию