Самосбывающиеся предсказания и выученная беспомощность - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Самосбывающиеся предсказания и выученная беспомощность

Выученная беспомощность и самосбывающиеся предсказания

Что же мешает человеку при поступлении в институт проявить весь его природный потенциал?

Поступление в институт обычно является поводом для волнений. Беспокоятся и родственники, и знакомые, и сам абитуриент… Что же мешает человеку при поступлении в институт проявить весь его природный потенциал?

I. Выученная беспомощность

Термин выученная беспомощность был предложен психологом Мартином Селигманом в 1964 году. В 1976 году Американская психологическая ассоциация присудила ему престижную премию за это открытие. Что же это такое?

Выученная беспомощность возникает, когда человек (или животное) не может контролировать происходящие с ним события и как-либо повлиять на них. В результате вместо того, чтобы действовать, «беспомощный» не предпринимает попыток победить неблагоприятные обстоятельства.

Мартин Селигман проводил опыты над собаками, которые были разделены на 3 группы. Собаки в первой группе могли, нажимая носом на рычаг, повлиять на то, будут бить их током или нет. Собаки во второй группе не могли повлиять на то, будут ли их бить током. Собак в третьей группе вообще никто не бил током. Когда исследователи научили собак реагировать на звуковой сигнал (сопровождающийся ударами тока у первой и второй групп), то они переместили их в специальную клетку, в которой собака могла легко перепрыгнуть через невысокое ограждение в ту зону, где не было электрического тока. Собаки из первой и третьей групп так и сделали. А собаки из второй группы (выученно беспомощные) просто легли на пол и стали выть, хотя могли избежать неприятных для себя ощущений.

В школе иногда возникают ситуации, когда все старания ученика исправить свои оценки не приводят к желаемому результату. Иногда это происходит из-за конфликта с преподавателем, иногда – по другим причинам. В идеале обучение бывает успешным тогда, когда четко понятно, как оценивается работа и как можно исправить ошибки. Если же у учащегося нет возможности улучшить свои оценки, то может укрепиться нежелание решать проблему. (Как ни странно, выученная беспомощность возникает и в другой ситуации – когда на любое действие учитель реагирует одинаково позитивно. В этом случае у учащихся нет стимула к дальнейшему развитию и совершенствованию – зачем стараться, если это всё равно «зря»?)

Если абитуриент не верит в свои силы, то, возможно, он и не будет даже пытаться поступить, например, в вуз с высоким конкурсом или рейтингом. Зачем, если не получится? Однако практика показывает, что иногда люди, не задумывающиеся о том, насколько малы их шансы на поступление, успешно поступали в самые престижные вузы. А кто-то вместо этого пошел не туда, куда хотел, просто потому, что не верил, что есть хотя бы какие-то шансы. Сейчас, когда есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно важно понимать, не действует ли на вас выученная беспомощность. Задайте себе простой вопрос: «Почему я так считаю?» Можете записать приходящие в голову варианты ответов и проверить их на соответствие реальности.

Очень часто поступающие в вузы прислушиваются к мнению родителей, учителей и друзей. Это правильно, однако любые мнения могут быть предвзятыми. Может, стоит получше познакомиться с требованиями к поступающим?

Причины возникновения выученной беспомощности

1. Отсутствие последствий. Любое наше действие требует обратной связи. Так, учитель поясняет, как должна была решаться та самая задача по математике и возможны ли другие варианты решения. Если же разбора задач не происходит, то обучение будет несистемным. Не сформируется понимание того, как работают изучаемые правила и как выбирать варианты решений.

2. Однообразие последствий. Если на любые попытки учащегося независимо от результата следует одна и та же реакция (только «Садись, два!» или «Молодец»), то теряется мотивация к дальнейшему обучению. Последствия должны быть адекватными происходящему. Строить процесс подготовки к поступлению надо так, чтобы видеть свое продвижение к поставленной цели. В случае повторения одного и того же результата независимо от затраченных усилий необходимо что-то менять. Например, если никак не удается победить в олимпиаде, возможно, следует хотя бы оценить свой прогресс – скажем, количество правильно решенных задач должно возрастать по мере подготовки.

3. Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями. Очень важно, чтобы в процессе подготовки было понятно, что влияет на конечный результат, а что – нет. Иногда учителя излишне придирчивы, например, к красоте почерка или аккуратности выполнения задания, и, сколько бы учащийся ни старался улучшить навыки решения определенных задач, он не получает хорошей оценки. В одном из экспериментов двум группам испытуемых предложили найти закономерность в рисунке, состоящем из линий. Одной группе оценки ставили за правильно решенную задачу, а второй группе – в случайном порядке. В результате спустя некоторое время количество верных ответов в первой группе возросло, а во второй многие испытуемые либо отказались дальше участвовать в эксперименте, либо стали чаще ошибаться.

Как избавиться от выученной беспомощности?

Ставьте себе четкие цели. Вам необходимо подготовиться к экзамену? Выясните, какие темы входят в этот предмет, насколько глубоко необходимо их знать (иногда знания бывают слишком поверхностными), определите сроки освоения предмета и т. д.

Очень часто люди делают одни и те же ошибки:

1. Ставят перед собой нереальные цели (выучить китайский язык за 1 ночь, запомнить 1 миллион слов и т.д.). Цели должны отвечать так называемому правилу SMART – быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и зафиксированными во времени. Лучше 100 раз похвалить себя за небольшие достижения, чем поддаться перфекционизму и постоянно сравнивать с каким-либо недостижимым идеалом.

2. Выбирают неправильные способы для достижения цели. Часто цели можно достичь более чем одним способом. И не всегда самый короткий и простой способ на самом деле оказывается таковым. Например, чтобы научиться говорить на иностранном языке, нужно практиковаться в общении (желательно – устно, но можно и письменно). Выполнение бесконечных упражнений на освоение грамматических правил, безусловно, полезно, но оно очень мало способствует выработке навыка спонтанного разговора. Если нужно научиться решать сложные математические задачи – то необходимо развивать способности, начиная с простых заданий и постепенно переходя к более сложным. Если необходимо запомнить сведения из гуманитарных наук, то понадобится читать интересную информацию, связанную с темой, и грамотно структурировать знания, чтобы не запутаться в обилии фактов и цифр.

3. Занижают свою самооценку. Не сравнивайте себя с другими – только с самими собой! Замечайте, как вы постепенно продвигаетесь к намеченной цели. Время от времени сверяйте ваше представление об успехе в освоении знаний с оценками внешних экспертов. Самооценка должна быть адекватной. Вы можете попытаться претендовать на что-то, превышающее ваши знания (иногда фактор случайности играет свою роль – и некоторым абитуриентам банально везет), но если вы преуменьшите свои возможности, то, скорее всего, не будете сильно гордиться полученным результатом.

Если вы ловите себя на негативных эмоциях (отчаяние, раздражение, гнев, неверие в свои силы) – вспомните: кто и когда сказал вам, что вы не сможете поступить в хороший вуз или что у вас нет способностей? Иногда люди говорят подобные вещи сгоряча, не подумав о тех последствиях, которые могут вызвать их слова.

II. Самоисполняющиеся пророчества и родительские послания

Теория самосбывающихся пророчеств была предложена американским социологом Робертом Мертоном в 1948 году. Если человек верит в то, что какое-либо событие произойдет, велика вероятность, что так оно и случится (хотя заранее это не было предопределено). Например, если в вашем окружении есть кто-то, кто постоянно внушает вам, что вы не сможете поступить в выбранный вами институт, то не стоит удивляться, если именно так и сложатся обстоятельства: вплоть до ошибок в элементарных вещах, которые вы знали в любое время дня и ночи наизусть, – кроме того дня, когда они попались вам в экзаменационном билете.

Как это работает? Человек четко представляет себе негативный исход событий – и из всего многообразия возможных выборов он делает один: тот, который ведет его к провалу. Если же настрой позитивный, то и результат будет другим (с большой долей вероятности). Дети, в которых верят их родители и друзья, чаще добиваются желаемого как само собой разумеющегося: им в голову не приходит, что возможны другие варианты.

Концепцию о родительских посланиях разработали американские психологи Роберт и Мэри Гулдинг. Родители иногда внушают своим детям, причем в сильно преувеличенном виде, очень странные идеи, которых сами не осознают. Одно из таких посланий: «Не достигай успеха!» (Например, когда судьба кого-либо из родителей не сложилась или сложилась не так, как мечталось.) В большинстве своем родители стремятся к тому, чтобы дети реализовали их мечты. Однако иногда некоторые родители в душе завидуют успехам своих детей. И тогда они начинают неосознанно внушать ребенку, что у него всё равно ничего не получится. Прямо об этом никто никогда не сообщает. Но каждая неудача сопровождается словами: «Я же тебе говорила. », или «Ты и сам понимаешь, что это – не для таких, как ты», или «Ну а чего ты ожидал?» При этом родители искренне хотят своему ребенку добра. Если вы заметили подобные родительские послания – то это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от их неосознанного влияния.

В отличие от самосбывающихся пророчеств (где прямо говорится о том, что должно случиться с вами), родительские послания внушают мысль исподволь, незаметно. Вряд ли стоит спорить с родителями (ведь они не осознают того, о чем постоянно говорят). Однако, услышав очередную фразу, которая лишает вас сил и желания готовиться к поступлению в институт, вместо того, чтобы огорчаться и опускать руки, запишите ее и подумайте, почему этот человек так сказал. Можете попробовать спросить его об этом прямо (и тогда из неосознаваемого уровня фраза перейдет на осознанный). Скорее всего, вы услышите ряд аргументов типа: «Это не для таких, как ты» или «У тебя не хватит знаний (сил, денег и т. д.)». Некоторые из этих мыслей, возможно, имеют реальную основу. Но это не значит, что нужно отказываться от достижения желаемой цели. Просто подумайте, действительно ли те препятствия, о которых вам говорят, существуют, и можно ли их как-то обойти. Иногда родители живут «в прошлом веке», не замечая тех перемен, которые уже давно произошли. В этом случае есть шанс переубедить их, предоставив логически выстроенные доказательства. Если же переубедить не удается – подумайте: возможно, ваше решение о том, куда вы хотите поступать и как планируете построить свою жизнь, должно остаться вашим – и тогда вы берете на себя всю полноту ответственности за его осуществление.

Читайте также:  Лечение пчелами - вред и польза

Первый шаг на пути устранения этих препятствий – это осознание их. Если вы верите в себя и свои возможности, то обращайте внимание на примеры тех знаменитых людей, которые своим примером доказали, что даже самые дерзкие мечты порой сбываются – и даже самые высокие вершины можно покорить, если очень захотеть. Какие бы препятствия ни стояли между вами и желаемой целью, помните: они находятся, прежде всего, в вашей голове, и вы можете изменить свое мышление, поверив в свою удачу и способности.

Выученная беспомощность и самосбывающиеся предсказания

Поступление в институт обычно является поводом для волнений. Беспокоятся и родственники, и знакомые, и сам абитуриент… Что же мешает человеку при поступлении в институт проявить весь его природный потенциал?

Выученная беспомощность

Термин выученная беспомощность был предложен психологом Мартином Селигманом в 1964 году. В 1976 году Американская психологическая ассоциация присудила ему престижную премию за это открытие. Что же это такое?

Выученная беспомощность возникает, когда человек (или животное) не может контролировать происходящие с ним события и как-либо повлиять на них. В результате вместо того, чтобы действовать, «беспомощный» не предпринимает попыток победить неблагоприятные обстоятельства.

Мартин Селигман проводил опыты над собаками, которые были разделены на 3 группы. Собаки в первой группе могли, нажимая носом на рычаг, повлиять на то, будут бить их током или нет. Собаки во второй группе не могли повлиять на то, будут ли их бить током. Собак в третьей группе вообще никто не бил током. Когда исследователи научили собак реагировать на звуковой сигнал (сопровождающийся ударами тока у первой и второй групп), то они переместили их в специальную клетку, в которой собака могла легко перепрыгнуть через невысокое ограждение в ту зону, где не было электрического тока. Собаки из первой и третьей групп так и сделали. А собаки из второй группы (выученно беспомощные) просто легли на пол и стали выть, хотя могли избежать неприятных для себя ощущений.

В школе иногда возникают ситуации, когда все старания ученика исправить свои оценки не приводят к желаемому результату. Иногда это происходит из-за конфликта с преподавателем, иногда – по другим причинам. В идеале обучение бывает успешным тогда, когда четко понятно, как оценивается работа и как можно исправить ошибки. Если же у учащегося нет возможности улучшить свои оценки, то может укрепиться нежелание решать проблему. (Как ни странно, выученная беспомощность возникает и в другой ситуации – когда на любое действие учитель реагирует одинаково позитивно. В этом случае у учащихся нет стимула к дальнейшему развитию и совершенствованию – зачем стараться, если это всё равно «зря»?)

Если абитуриент не верит в свои силы, то, возможно, он и не будет даже пытаться поступить, например, в вуз с высоким конкурсом или рейтингом. Зачем, если не получится? Однако практика показывает, что иногда люди, не задумывающиеся о том, насколько малы их шансы на поступление, успешно поступали в самые престижные вузы. А кто-то вместо этого пошел не туда, куда хотел, просто потому, что не верил, что есть хотя бы какие-то шансы. Сейчас, когда есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно важно понимать, не действует ли на вас выученная беспомощность. Задайте себе простой вопрос: «Почему я так считаю?» Можете записать приходящие в голову варианты ответов и проверить их на соответствие реальности.

Очень часто поступающие в вузы прислушиваются к мнению родителей, учителей и друзей. Это правильно, однако любые мнения могут быть предвзятыми. Может, стоит получше познакомиться с требованиями к поступающим?

Причины возникновения выученной беспомощности

Отсутствие последствий

Любое наше действие требует обратной связи. Так, учитель поясняет, как должна была решаться та самая задача по математике и возможны ли другие варианты решения. Если же разбора задач не происходит, то обучение будет несистемным. Не сформируется понимание того, как работают изучаемые правила и как выбирать варианты решений.

Однообразие последствий

Если на любые попытки учащегося независимо от результата следует одна и та же реакция (только «Садись, два!» или «Молодец»), то теряется мотивация к дальнейшему обучению. Последствия должны быть адекватными происходящему. Строить процесс подготовки к поступлению надо так, чтобы видеть свое продвижение к поставленной цели. В случае повторения одного и того же результата независимо от затраченных усилий необходимо что-то менять. Например, если никак не удается победить в олимпиаде, возможно, следует хотя бы оценить свой прогресс – скажем, количество правильно решенных задач должно возрастать по мере подготовки.

Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями

Очень важно, чтобы в процессе подготовки было понятно, что влияет на конечный результат, а что – нет. Иногда учителя излишне придирчивы, например, к красоте почерка или аккуратности выполнения задания, и, сколько бы учащийся ни старался улучшить навыки решения определенных задач, он не получает хорошей оценки. В одном из экспериментов двум группам испытуемых предложили найти закономерность в рисунке, состоящем из линий. Одной группе оценки ставили за правильно решенную задачу, а второй группе – в случайном порядке. В результате спустя некоторое время количество верных ответов в первой группе возросло, а во второй многие испытуемые либо отказались дальше участвовать в эксперименте, либо стали чаще ошибаться.

Как избавиться от выученной беспомощности?

Ставьте себе четкие цели. Вам необходимо подготовиться к экзамену? Выясните, какие темы входят в этот предмет, насколько глубоко необходимо их знать (иногда знания бывают слишком поверхностными), определите сроки освоения предмета и так далее.

Очень часто люди делают одни и те же ошибки.

Например, ставят перед собой нереальные цели (выучить китайский язык за 1 ночь, запомнить 1 миллион слов и т.д.). Цели должны отвечать так называемому правилу SMART – быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и зафиксированными во времени. Лучше 100 раз похвалить себя за небольшие достижения, чем поддаться перфекционизму и постоянно сравнивать с каким-либо недостижимым идеалом.

Или же выбирают неправильные способы для достижения цели. Часто цели можно достичь более чем одним способом. И не всегда самый короткий и простой способ на самом деле оказывается таковым. Например, чтобы научиться говорить на иностранном языке, нужно практиковаться в общении (желательно – устно, но можно и письменно). Выполнение бесконечных упражнений на освоение грамматических правил, безусловно, полезно, но оно очень мало способствует выработке навыка спонтанного разговора. Если нужно научиться решать сложные математические задачи – то необходимо развивать способности, начиная с простых заданий и постепенно переходя к более сложным. Если необходимо запомнить сведения из гуманитарных наук, то понадобится читать интересную информацию, связанную с темой, и грамотно структурировать знания, чтобы не запутаться в обилии фактов и цифр.

Занижают свою самооценку. Не сравнивайте себя с другими – только с самими собой! Замечайте, как вы постепенно продвигаетесь к намеченной цели. Время от времени сверяйте ваше представление об успехе в освоении знаний с оценками внешних экспертов. Самооценка должна быть адекватной. Вы можете попытаться претендовать на что-то, превышающее ваши знания (иногда фактор случайности играет свою роль – и некоторым абитуриентам банально везет), но если вы преуменьшите свои возможности, то, скорее всего, не будете сильно гордиться полученным результатом.

Если вы ловите себя на негативных эмоциях (отчаяние, раздражение, гнев, неверие в свои силы) – вспомните: кто и когда сказал вам, что вы не сможете поступить в хороший вуз или что у вас нет способностей? Иногда люди говорят подобные вещи сгоряча, не подумав о тех последствиях, которые могут вызвать их слова.

Самоисполняющиеся пророчества и родительские послания

Теория самосбывающихся пророчеств была предложена американским социологом Робертом Мертоном в 1948 году. Если человек верит в то, что какое-либо событие произойдет, велика вероятность, что так оно и случится (хотя заранее это не было предопределено). Например, если в вашем окружении есть кто-то, кто постоянно внушает вам, что вы не сможете поступить в выбранный вами институт, то не стоит удивляться, если именно так и сложатся обстоятельства: вплоть до ошибок в элементарных вещах, которые вы знали в любое время дня и ночи наизусть, – кроме того дня, когда они попались вам в экзаменационном билете.

Как это работает?

Человек четко представляет себе негативный исход событий – и из всего многообразия возможных выборов он делает один: тот, который ведет его к провалу. Если же настрой позитивный, то и результат будет другим (с большой долей вероятности). Дети, в которых верят их родители и друзья, чаще добиваются желаемого как само собой разумеющегося: им в голову не приходит, что возможны другие варианты.

Концепцию о родительских посланиях разработали американские психологи Роберт и Мэри Гулдинг. Родители иногда внушают своим детям, причем в сильно преувеличенном виде, очень странные идеи, которых сами не осознают. Одно из таких посланий: «Не достигай успеха!» (Например, когда судьба кого-либо из родителей не сложилась или сложилась не так, как мечталось.) В большинстве своем родители стремятся к тому, чтобы дети реализовали их мечты. Однако иногда некоторые родители в душе завидуют успехам своих детей. И тогда они начинают неосознанно внушать ребенку, что у него всё равно ничего не получится. Прямо об этом никто никогда не сообщает. Но каждая неудача сопровождается словами: «Я же тебе говорила. », или «Ты и сам понимаешь, что это – не для таких, как ты», или «Ну а чего ты ожидал?» При этом родители искренне хотят своему ребенку добра. Если вы заметили подобные родительские послания – то это уже первый шаг к тому, чтобы избавиться от их неосознанного влияния.

Читайте также:  Какие есть льготы аспирантам очного отделения

В отличие от самосбывающихся пророчеств (где прямо говорится о том, что должно случиться с вами), родительские послания внушают мысль исподволь, незаметно. Вряд ли стоит спорить с родителями (ведь они не осознают того, о чем постоянно говорят). Однако, услышав очередную фразу, которая лишает вас сил и желания готовиться к поступлению в институт, вместо того, чтобы огорчаться и опускать руки, запишите ее и подумайте, почему этот человек так сказал. Можете попробовать спросить его об этом прямо (и тогда из неосознаваемого уровня фраза перейдет на осознанный). Скорее всего, вы услышите ряд аргументов типа: «Это не для таких, как ты» или «У тебя не хватит знаний (сил, денег и т. д.)». Некоторые из этих мыслей, возможно, имеют реальную основу. Но это не значит, что нужно отказываться от достижения желаемой цели. Просто подумайте, действительно ли те препятствия, о которых вам говорят, существуют, и можно ли их как-то обойти. Иногда родители живут «в прошлом веке», не замечая тех перемен, которые уже давно произошли. В этом случае есть шанс переубедить их, предоставив логически выстроенные доказательства. Если же переубедить не удается – подумайте: возможно, ваше решение о том, куда вы хотите поступать и как планируете построить свою жизнь, должно остаться вашим – и тогда вы берете на себя всю полноту ответственности за его осуществление.

Первый шаг на пути устранения этих препятствий – это осознание их. Если вы верите в себя и свои возможности, то обращайте внимание на примеры тех знаменитых людей, которые своим примером доказали, что даже самые дерзкие мечты порой сбываются – и даже самые высокие вершины можно покорить, если очень захотеть. Какие бы препятствия ни стояли между вами и желаемой целью, помните: они находятся, прежде всего, в вашей голове, и вы можете изменить свое мышление, поверив в свою удачу и способности.

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Самосбывающиеся пророчества. Как они влияют на самооценку?

Расхождение между реальным Я и представлениями человека о себе может быть усилено или ослаблено благодаря двум механизмам – механизм самоисполняющихся пророчестви механизм фильтрации сообщений .

Когда в нашей жизни случаются события, происходящие под влиянием собственных ожиданий или чужих предсказаний, то в психологии их принято называть самосбывающимся пророчеством.

Они могут нести в себе позитивный и негативный заряд и напрямую связаны с самооценкой.

Примером самосбывающегося пророчества может быть следующая ситуация: профессор, проходящий мимо подростка с книгой одобрительно похлопывает его по спине, говоря при этом: «Из мальчика когда-нибудь выйдет толк!».

На мальчишку это действует магическим образом: наполненный зарядом веры в самого себя и свое великое будущее он начинает заниматься как одержимый, становится ученым и делает крупные открытия.

Подобные самосбывающиеся пророчества сбывались в том числе и потому, что они мощным образом влияли на самооценку человека и на его мотивацию.

На протяжении многолетней практики я периодически встречался с людьми, обладающими и очень высокой и весьма низкой самооценкой.

Если у человека положительная самооценка, то он склонен верить, что он сам – причина своего успеха, и что этот успех при желании можно многократно повторять.

Сама вера в легкую повторяемость успеха заставляет его вести себя как успешный человек, что приучает других тоже воспринимать его именно так.

Вокруг него создается поле успеха, привлекающее благоприятные события, подтверждают правильность сделанного ранее самосбывающегося пророчества.

Сам механизм появления таких иногда неожиданных событий не сводится к нашим поступкам, словам и действиям чисто внешнего, осязаемого, видимого характера.

Популярная сегодня квантовая теория сознания, утверждает: при успешном, активном, заряженном на энергию успеха поведении человека задействуются более тонкие программы, основанные на нелокальных связях, существующих между людьми (примерами таких нелокальных связей являются вещие сны, подтверждающиеся реальностью, предчувствия близких людей по поводу родных, находящихся на расстоянии, синхрония событий, неважно счастливых или несчастливых, которые происходят с совершенно разными людьми, все случаи телепатии).

В точности также неудачники, не верящие в себя, убежденные, что никто их не любит и все равно у них ничего не получится, повторяют ситуации невезения и подсознательно программируют, создают и притягивают негативные события своей жизни.

Речь идет не только о каких-то несчастных случаях или катастрофах, но о самых обыкновенных бесперспективных обстоятельствах и рутинных дел, из капкана которых выбраться бывает невозможно. Эти рутинные однообразные, повторяющиеся дела подкрепляются словами и установками, которые человек так или иначе повторяет внутри себя.

Это и есть самосбывающееся пророчество, автором которого оказывается не профессор, а мы сами.

В течении многих лет я консультировал сотни и тысячи самых разных людей, попавших в сложные жизненные ситуации и не имеющих возможности легко выйти из них путем каких-либо простых и понятных действий.

Сколь бы ни трудна и запутана была ситуация каждого из них, любому клиенту я говорил после выслушивания его проблем ободряющие слова:

«Через какое-то время у вас все благополучно разрешится. Прорвемся!»

На протяжении всей дальнейшей работы с клиентом я повторял эту мысль во многих вариациях не один десяток раз, пока его сознание не привыкало к ощущению, что выход – реален и близок.

Я обучал людей психотехнике создания благоприятных мысленных событий, сдвигающих реальные обстоятельства в желательную сторону.

Я предлагал каждому из них вспомнить все положительные пророчества и предсказания других людей, сделанных в его адрес и пережить заново их программирующую силу.

Мы работали также над тем как уменьшить последствия отрицательных пророчеств в его адрес, которые произнесли его недоброжелатели, враги и просто не очень умные люди.

Многие из клиентов научились использовать энергию чужих позитивных пророчеств и преодолевать травмы, полученные от чужих дурных предсказаний, которые застряли в сознании как металлические прутья, вставленные в колесо велосипеда.

Но самым сложным для большинства было осознать, что мы сами творим себе и положительные и отрицательные пророчества.

Я обучил многих искусству творить позитивные самосбывающиеся пророчества в свой адрес и люди постепенно начинают чувствовать на себе их само исполняющуюся природу.

После этого самооценка их существенно выросла.

Все дело в том, в какую сторону направлены само исполняющиеся пророчества и с каким знаком человек их воспринимает – плюсовым или минусовым.

Позитивные самосбывающиеся пророчества уменьшают расхождение между реальным Я и нашими представлениями о себе, если они были не точными и сниженными.

Вспомните себя как повышалась ваша самооценка, когда вы добивались более серьезных результатов, чем ожидали.

Негативные самосбывающиеся пророчества обычно увеличивают расхождение между реальным Я человека, несмотря на любые неудачи имеющим огромный потенциал и нашими представлениями о себе, нередко опускающими нас в собственных глазах ниже плинтуса.

LiveInternetLiveInternet

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Самосбывающиеся пророчества

Пятница, 10 Апреля 2015 г. 10:38 + в цитатник

Вместо того чтобы впадать в весеннюю тоску, мы выясним, как научиться испытывать радость, слезть с обочины жизни и стать наконец праздником, который всегда с тобой.

«Есть такой тип людей, которые стоят на тротуаре, смотрят, как мимо них проходит карнавал, и никогда не задумываются, что могли бы стать его частью, — считает Ричард О’Коннор, американский психотерапевт и автор бестселлера «Психология вредных привычек». — Они усваивают такую парадигму: жизнь недостойна того, чтобы испытывать судьбу; личность сама по себе немногого стоит; счастье — или даже просто хорошее самочувствие — не заслуживает усилий».

Люди в такой ситуации могут искренне довольствоваться своими маленькими запросами, работать на малоквалифицированных должностях, идти после такой работы домой, чтобы просто сидеть и смотреть телевизор, никогда не путешествовать далеко от дома, а семья часто связывает их по рукам и ногам.

Они пребывают в тихом отчаянии, перегруженные заботами, грустью и чувством утраты возможностей. Им не нравится такое положение вещей, но они не знают, с чего начать, чтобы все изменить.
Кто-то приходит к такому состоянию из-за бедности (или дискриминации), кто-то — из-за того, что жизнь представляется им серией испытаний, которые «просто слишком трудны». Это те, кто чувствует, что потерпел поражение, еще до того, как вступил в битву.

Многие в такой позиции обычно имеют отличный повод так думать.
— Они могли вырасти в атмосфере заниженных ожиданий.

— Может быть, в школе им было трудно учиться и в итоге люди остались без реального образования.

— Возможно, им вовремя не объяснили, что если они будут тяжело работать, то смогут вырваться вперед.

— А может, они — просто жертвы тотального невезения, неудачного периода в жизни или последствий синдрома хронической травмы.

Личности, у которых были все шансы, тоже могут провести жизнь впустую, и многие из них поступают так — по примеру родителей.

Другие примеры людей, позволяющих карнавалу пройти мимо и бессознательно поддающихся саморазрушающему поведению.

— Люди с мягкой депрессией, с заниженными ожиданиями, которые живут без какой-либо страсти в жизни.

— Люди, не виноватые в своем падении, выбитые из колеи экономикой, которые долго сидят без работы и начинают терять надежду на лучшую жизнь.

— Люди, участвующие в политическом или религиозном движении, где их заставляют действовать против собственных интересов.

— Люди с приобретенной беспомощностью, сделавшие вывод, что никогда не смогут контролировать собственную жизнь.

— Другие люди, которых пугает сама идея ответственности за себя.

Правда в том, что такие чувства, как счастье, удовлетворение или полнота жизни, не есть обычное дело для ума в состоянии покоя (а вот слабая тревога — обычное дело), и мы должны сделать волевое усилие, чтобы достичь этого состояния.
Чего мы ждем и с чем примиряемся
Реклама и политика всегда могли манипулировать более слабыми, заставляя их довольствоваться малым с помощью умелого использования символических действий: мы покупаем новые товары; мы не любим тех, кто не похож на нас; мы довольны своим непритязательным положением.
В связи с нынешней плачевной ситуацией в экономике, растущим социальным неравенством, пропастью между богатыми и бедными все больше и больше людей просто сдаются.

Читайте также:  Как сделать девушке приятно в постели?

Мы обращаем внимание на то, что ожидаем увидеть, и если ждем успеха и признания, скорее всего, будем более успешными и радостными. Оптимисты лучше справляются с превратностями судьбы, они с большей вероятностью станут бороться дальше, а потому умеют добиваться желаемых результатов. Они склонны решать проблемы, а не избегать их. Оптимисты лучше планируют будущее.

2. Выученная беспомощность

Самые эффективные советы для тех, кто хочет перестать быть чужим на празднике жизни

«Есть такой тип людей, которые стоят на тротуаре, смотрят, как мимо них проходит карнавал, и никогда не задумываются, что могли бы стать его частью, — считает Ричард О’Коннор, американский психотерапевт и автор бестселлера «Психология вредных привычек». — Они усваивают такую парадигму: жизнь недостойна того, чтобы испытывать судьбу; личность сама по себе немногого стоит; счастье — или даже просто хорошее самочувствие — не заслуживает усилий».

Ричард О’Коннор

Практикующий психотерапевт, доктор философии, автор книг «Психология вредных привычек» и «Депрессия отменяется».

Люди в такой ситуации могут искренне довольствоваться своими маленькими запросами, работать на малоквалифицированных должностях, идти после такой работы домой, чтобы просто сидеть и смотреть телевизор, никогда не путешествовать далеко от дома, а семья часто связывает их по рукам и ногам.

Они пребывают в тихом отчаянии, перегруженные заботами, грустью и чувством утраты возможностей. Им не нравится такое положение вещей, но они не знают, с чего начать, чтобы все изменить.

Кто-то приходит к такому состоянию из-за бедности (или дискриминации), кто-то — из-за того, что жизнь представляется им серией испытаний, которые «просто слишком трудны». Это те, кто чувствует, что потерпел поражение, еще до того, как вступил в битву.

Почему люди чувствуют себя неудачниками

Многие в такой позиции обычно имеют отличный повод так думать.
— Они могли вырасти в атмосфере заниженных ожиданий.
— Может быть, в школе им было трудно учиться и в итоге люди остались без реального образования.
— Возможно, им вовремя не объяснили, что если они будут тяжело работать, то смогут вырваться вперед.
— А может, они — просто жертвы тотального невезения, неудачного периода в жизни или последствий синдрома хронической травмы.

Личности, у которых были все шансы, тоже могут провести жизнь впустую, и многие из них поступают так — по примеру родителей.

Другие примеры людей, позволяющих карнавалу пройти мимо и бессознательно поддающихся саморазрушающему поведению.
— Люди с мягкой депрессией, с заниженными ожиданиями, которые живут без какой-либо страсти в жизни.
— Люди, не виноватые в своем падении, выбитые из колеи экономикой, которые долго сидят без работы и начинают терять надежду на лучшую жизнь.
— Люди, участвующие в политическом или религиозном движении, где их заставляют действовать против собственных интересов.
— Люди с приобретенной беспомощностью, сделавшие вывод, что никогда не смогут контролировать собственную жизнь.
— Другие люди, которых пугает сама идея ответственности за себя.

Правда в том, что такие чувства, как счастье, удовлетворение или полнота жизни, не есть обычное дело для ума в состоянии покоя (а вот слабая тревога — обычное дело), и мы должны сделать волевое усилие, чтобы достичь этого состояния.

Чего мы ждем и с чем примиряемся

Реклама и политика всегда могли манипулировать более слабыми, заставляя их довольствоваться малым с помощью умелого использования символических действий: мы покупаем новые товары; мы не любим тех, кто не похож на нас; мы довольны своим непритязательным положением.

В связи с нынешней плачевной ситуацией в экономике, растущим социальным неравенством, пропастью между богатыми и бедными все больше и больше людей просто сдаются.

8 проверенных способов побороть свои страхи

1. Самосбывающиеся пророчества
Прежде всего люди, события и возможности подстраиваются под наши ожидания. А оптимизм или пессимизм часто оказываются самосбывающимися пророчествами — феномен, при котором мы взлетаем или падаем в зависимости от своих или чужих ожиданий.

Мы обращаем внимание на то, что ожидаем увидеть, и если ждем успеха и признания, скорее всего, будем более успешными и радостными. Оптимисты лучше справляются с превратностями судьбы, они с большей вероятностью станут бороться дальше, а потому умеют добиваться желаемых результатов. Они склонны решать проблемы, а не избегать их. Оптимисты лучше планируют будущее.

2. Выученная беспомощность
Знаменитый термин впервые был использован в известной серии экспериментов Мартина Селигмана. Он наблюдал за поведением собак, часть которых имела возможность избежать удара током, а часть — не имела. Потом он поместил обе группы животных в клетки, из которых можно было без труда сбежать. Удивительным образом большая часть группы собак, которая не могла избежать удара током, просто легла в клетке на пол и приняла электрошок, несмотря на то что они видели, как можно выбраться наружу.

У них сформировалась такая парадигма (если у собак бывает парадигма): удара током избежать невозможно. Такая модель вполне применима и к людям.

Мы видим жен, смирившихся с мужьями, которые их бьют; пессимизм людей, которые перестали соблюдать диету, ходить в тренажерный зал и вообще следить за здоровьем. Им никогда не приходилось проявлять силу воли, чтобы переломить обстоятельства. Почти всегда люди сдаются слишком быстро, не увидев даже проблеска надежды.

Как все исправить

Мы все способны испытывать всплеск энергии или мотивации и чувствовать себя достаточно сильными, чтобы что-то изменить. Значит, задача состоит в том, чтобы направить эти импульсы в нужное русло — к изменению поведения, которое может принести удовлетворение и открыть перспективы на будущее. Надо постоянно помнить, что любое действие может дать старт побегу из пассивности. И вот почему.

1. Действия помогают думать. Даже действие, которое не приводит ни к каким результатам, дает новую информацию и свежую перспективу.

2. Действие помогает лучше воспринимать самих себя. По меньшей мере мы устали и столкнулись со страхом лицом к лицу. Действовать «как если бы…» (мы не боимся, мы знаем, что делаем) помогает приобрести новые умения: нужно помнить, что любой новый навык поначалу кажется неуклюжим и сложным.

3. Действие приносит удачу. Любое действие — что угодно — повышает шансы на то, что с нами произойдет что-то хорошее.

4. Действие помогает мобилизовать свои чувства. Оно обращается к нашей интуиции, нашей личности и скрытым желаниям.

5. Действие выявляет наше сопротивление. Чувство опасности тормозит действия, но пока мы не возьмемся за дело, можем никогда не узнать, в чем заключается эта опасность.

Почему вы наступаете на одни и те же грабли

Практически любое действие лучше бездействия. Как и любое чувство. Люди, которые смотрят на уходящую сквозь пальцы жизнь, должны привнести в нее больше положительных эмоций: радости, удовлетворения, гордости, энтузиазма.

Мы можем взять крупицу этой радости и распространить ее, чтобы лучше осознать свой позитивный опыт и научиться его культивировать.

Людям, сидящим на обочине жизни, полезно знать, что даже простая постановка разумных и четких целей может исправить не только самоощущение, но и реальное положение вещей.

Например, если нужно сделать объемную, плохо спланированную работу, мы справимся с ней гораздо лучше, если разобьем задачу на много маленьких частей и не будем отказывать себе в удовольствии насладиться выполнением каждой из них. Это как в анекдоте о том, как съесть слона — ложку за ложкой.

Сила воли, способная изменить вашу жизнь, — умение, которое можно развить, как мускулы. Тогда с каждым разом будет все легче и легче, да и жизнь станет намного приятнее.

Упражнение «Три приятных вещи»

Это упражнение прошло клинические испытания: оно помогает стать счастливее и смягчает депрессивные симптомы на протяжении шести месяцев, пока люди продолжали тренироваться.

1. Когда вы ложитесь спать, освободите свой разум. Если вас преследуют навязчивые тревоги, полезно мысленно взять каждую из них и сложить на пол маленькой стопкой рядом с кроватью. Многие тревоги спокойно подождут вас до утра, а некоторые могут просто исчезнуть в ночи. Если ваш разум возбужден, сосредоточьтесь на дыхании: это поможет успокоиться.

2. Теперь подумайте о трех приятных вещах, случившихся за день: мелких, крупных, чувственных, интеллектуальных или любых других. Вы выполнили работу. Вы устали и чувствуете удовлетворенность. Ваш пятнадцатилетний ребенок неожиданно обнял вас. Вы проявили заботу о близком человеке. Обед был превосходен.

Почему мужчина уходит из семьи, если о нем заботятся

3. Сфокусируйтесь на своем отношении к этим событиям. Научитесь различать нюансы в своих хороших чувствах. Вы гордитесь собой? Взволнованы? Рады? Испытываете облегчение? Эти воспоминания заставили вас улыбнуться?

Обращайте внимание на мышцы вашего лица, когда они образуют улыбку. Вы чувствуете тепло? Где? В вашем сердце, в животе, во всем теле? Чувствуете ли вы приятные ощущения в горле? Меняется ли пульс?·

4. Представьте, как нейроны в мозгу формируют новые «проводящие пути счастья». Не забывайте, что клетки мозга образуют новые связи по мере вашей психологической практики.

Представьте, что эндорфины устремляются к вашим рецепторам радости, как вешние воды, которые потоком собираются в реки. Делая это регулярно, вы сможете добиться продолжительных изменений своего восприятия счастья и благополучия.

Такое упражнение поможет по-другому относиться к своей жизни, ведь оно заставит обращать внимание на хорошие моменты прошедшего дня: красоту, удовольствие и достоинство.

Вы начнете понимать, как то немногое, что делает нас счастливыми, не зависит от обладания, благосостояния или статуса. В нашем изощренном и странном мире простые вещи, дарящие радость, кажутся прозаичными и банальными. Но так уж мы устроены, пора привыкать.

Ссылка на основную публикацию