«режиссура театрализованных представлений и праздников»: обзор профессии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«режиссура театрализованных представлений и праздников»: обзор профессии

Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (академический бакалавр)

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание – по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Иностранный язык – по выбору вуза
  • Литература – по выбору вуза

Содержание

Данное направление подготовки является одним из наиболее перспективных для студентов, обладающих высоким творческим потенциалом, увлекающихся современным, традиционным искусством и стремящихся к дальнейшему обогащению культурного багажа нашей страны.

В процессе обучения будущие студенты изучают основы режиссуры, актерского, сценического мастерства, сценического движения, занимаются вокалом, танцами, сценической речью, пантомимой, учатся использовать сценографию, свет и музыку на театральной площадке, приобретают навыки оперирования новейшими технологиями постановочной деятельности.

Программа обучения, как и последующая профессиональная деятельность, рассчитана на развитие творческих способностей студентов направления, включая тренинги, семинары и проектные мастерские. Обучение по указанному профилю позволит окунуться в мир искусства, творчества, познакомиться с выдающимися представителями искусства нашей страны, научиться понимать современные творческие процессы и прогнозировать тенденции их развития.

Условия поступления

Главной задачей обучения является развитие творческих способностей будущих студентов, формирование профессиональных компетенций и информационной культуры, что позволит впоследствии специалистам профиля принимать активное участие в процессе преумножения духовных сокровищ этноса.

Конкурсный отбор потенциальных студентов осуществляется на основании результатов сдачи следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык (профильный);
  • литература;
  • история, обществознание (на выбор вуза);
  • иностранный язык (по требованию учебного заведения).

Будущая профессия

Ни один фильм, спектакль, цирковое представление, сериал, развлекательная или познавательная передача, шоу не обходится без талантливого специалиста. Главной особенностью профессии является то, что основной его задачей является мастерское воздействие на людей, способствующее их моральному и духовному развитию.

Специалисты направления – главные на съемочных и сценических площадках. Они несут ответственность как за работу коллектива, так и за результаты его деятельности.

Основными качествами, которыми должны обладать будущие выпускники:

  • лидерство,
  • умение работать в коллективе,
  • способность организовать деятельность людей,
  • развитое чувство прекрасного,
  • умение оперировать современными информационными технологиями.

Будущая профессиональная деятельность не только увлекательна, но и достаточно сложная, а в задачи специалиста входит:

  • подбор, изучение, редактирование сценария;
  • организация сотрудничества со сценаристами, продюсерами;
  • организация постановочной деятельности;
  • руководство репетициями, съемками;
  • подбор актерского состава;
  • проверка качества светового, звукового, музыкального оформления, грима, декораций и пр.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров-практиков занимаются следующие вузы страны:

  1. Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  2. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.
  3. Пермская государственная академия искусства и культуры.
  4. Орловский государственный институт искусств и культуры.
  5. Институт современного искусства (ИСИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной – 5 лет.

Изучаемые дисциплины

В задачи будущих выпускников входит руководство всем коллективом, принимающий участие в создании того или иного постановочного акта, поскольку над созданием проектов работают актеры, художники, осветители, музыканты, гримеры, костюмеры и другие.

Специалист направления – это и менеджер, и организатор и главный вдохновитель творческого процесса.

Столь многоаспектная деятельность требует от профессионала глубоких теоретических знаний. В курсе обучения будущие бакалавры осваивают следующие специализированные дисциплины:

  • теоретические основы режиссуры и мастерства;
  • история и теория театра;
  • история и теория массовых праздников;
  • теория драмы и основы сценического мастерства;
  • сценография;
  • музыка в театрализованном представлении и пр.

В процессе обучения широко применяются мастер-классы, которые проводятся в форме творческих тренингов и семинаров. К преподавательской деятельности привлекаются отечественные и зарубежные мастера, выдающиеся деятели современного кино, театра и шоу-бизнеса. Кроме того, неотъемлемой стороной обучения по специальности выступает участие в международных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях в нашей стране и за ее пределами.

Приобретаемые навыки

В задачи будущего специалиста входит создание проекта, способного удерживать внимание зрителя в течение длительного времени. Успешное выполнение функций постановщика требует от режиссера ряда навыков:

  1. Умения разбираться в многообразии видов праздничных и театрализованных действ.
  2. Умения показать своеобразие режиссерского замысла в процессе реализации литературно-драматургической работы над сценарием.
  3. Осуществление монтажных работ, соединение художественно-игровых и жизненно-документальных материалов.
  4. Умения организации зрелищного пространства с учетом национальной специфики, архитектурных особенностей и природной среды.
  5. Владение принципами мизансценирования.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления на сегодняшний день востребованы в сфере организации досуговой деятельности, шоу-бизнесе, кино, театре и т. д. После завершения обучения выпускник-бакалавр может устроиться:

  • актером
  • кинорежиссером,
  • арт-менеджером,
  • продюсером,
  • организатором массовых мероприятий,
  • режиссером театра кукол,
  • сценаристом,
  • режиссёром шоу-программ,
  • режиссером эстрады,
  • телережиссером,
  • режиссером художественно-спортивных мероприятий и т. д.

Говорить о заработной плате творческих профессий достаточно сложно. Средняя заработная плата составляет 45 000 руб. В то же время начинающий актер или режиссер получает намного меньше, тогда как талантливые и именитые режиссеры и актеры зарабатывают шестизначные гонорары.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Дальнейшее обучение может быть продолжено в магистратуре. Диплом магистра не требует подтверждения при выезде за границу. Кроме того, обучение в магистратуре позволит попробовать себя в преподавательской или научной деятельности.

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Уровень образования: Бакалавриат

Код направления подготовки: 51.03.05
Старый код: 071400.62
Группа направления (УГНП): «Культуроведение и социокультурные проекты»

Скачать стандарт ФГОС-3

31.5
Рейтинг специальностейМесто в рейтинге
Все специальности 233 из 264
6 из 7

Для друзей

Срок обучения

На базе 11 класса:
Вступительные экзамены

Дополнительный экзамен

Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.

  • проверка актерских способностей (чтение прозы, басни, стихотворения)
  • подготовка сценария театрализованного представления на тему, предложенную членами приёмной комиссии
  • практическая работа по режиссуре (показ эпизода представления или праздника)
  • коллоквиум
Будущая квалификацияБудущие профессии

Профили подготовки

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты дополнительно изучают массовые спортивно-художественные представления, основы режиссуры художественно-спортивных праздников, историю мировой физической культуры и спорта, менеджмент в сфере культуры и спорта.

Студенты дополнительно изучают современную праздничную культуру России, особенности работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников, основы продюсерского мастерства в театрализованных праздниках, психологию творчества в театрализованном представлении.

Чему научат?

  • Руководить творческой жизнью учреждения культуры и искусства (дома народного творчества, этнокультурного или фольклорного центра, коллектива или студии народного художественного творчества, школы национальной культуры и т.д.)
  • Формировать репертуар творческого коллектива
  • Работать с авторами сценариев и музыкального сопровождения
  • Разрабатывать замысел, общую концепцию будущего спектакля или представления
  • Писать сценарии театрализованных представлений и праздников
  • Подбирать кадры: актеров, музыкантов, технический (звукорежиссеров, операторов, монтажеров) и обслуживающий персонал (костюмеров, художников, гримеров)
  • Утверждать состав творческой группы
  • Раздавать роли
  • Организовывать и проводить репетиции с актёрами
  • Осуществлять постановку театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ, карнавалов, шоу-программ и т.д.
  • Использовать во время постановок технические средства, звуковую, световую и пиротехническую аппаратуру
  • Участвовать в продюсировании проекта: находить источники финансирования, оценивать зрительский потенциал, организовывать рекламу будущего проекта, проводить PR-акции
  • Планировать и организовывать гастроли труппы
  • Проводить для молодых специалистов актерские тренинги
  • Преподавать основы актёрского мастерства и режиссуры театрализованных представлений и праздников, смежные дисциплины в колледжах и вузах
Важные учебные предметы

Актерское искусство | Искусство звучащего слова | История и теория праздничной культуры | История театра | Литература | Менеджмент в сфере культуры и искусства | Музыка в театрализованных представлениях | Режиссура театрализованных представлений и праздников | Сценарное мастерство | Телевидение в современных театрализованных представленияхПрактика студентов

Учебная и педагогическая практики студентов в зависимости от профиля обучения могут проходить в профессиональных и любительских театральных коллективах, в цирке, концертных организациях и студиях звукозаписи, на телевидении, радиостанциях, киностудиях, домах и дворцах культуры, фирмах, занимающихся организацией праздников и торжеств, культурно-досуговых центрах, в СМИ. Также базами практик могут выступать спортивно-реабилитационные центры, дворцы спорта, спортивные комплексы и стадионы, парки культуры и отдыха, музеи-заповедники, школы, колледжи и вузы.

Театральная режиссура. Организация театрализованных представлений и праздников

Руководитель курса – СМИРНЯГИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА, заслуженный деятель искусств РБ, кандидат искусствоведения, профессор, лауреат международных конкурсов в номинациях «Режиссура», «Сценарий», «Актерский ансамбль».

«Театрализация жизни» – в такой модели режиссерского творчества в новом тысячелетии предстоит работать нынешнему поколению специалистов театрализованных представлений и массовых праздников, в которых сам народ жаждет творческой реализации.

Вместе с тем, унификация (шаблонизация) культурных норм и способов видения мира в подходе к современным формам театрализованных представлений и праздников, преобладание организаторских функций над творческими приводят к выхолащиванию базовой составляющей этой уникальной профессии – творческой, ее художественной, духовной, образной сути.

Программа адресована актерам и режиссерам, хореографам, художественным руководителям, специалистам театрально-зрелищных учреждений, заместителям руководителей по культурно-массовой работе, методистам и специалистам многофункциональных культурных центров, парков культуры и отдыха, руководителям клубных формирований (театральных и хореографических), организаторам полномасштабных театрализованных и эстрадных представлений, культурно-спортивных программ и праздничных мероприятий (в т.ч. на нетрадиционных площадках), имеющих среднее профессиональное и/или высшее образование, работающих в профильных учреждениях культуры и искусства.

Нормативный срок освоения Программы – 680 учебных часов в течение трех семестров, 3 сессии (по 4 недели) и итоговая сессия (3 недели)

Формы занятий: лекции и семинары, мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги и др.

Срок обучения: 2 года.

Форма обучения: очно-заочная.

Для граждан РФ – 120.000 рублей

Для иностранных граждан – 130.000 рублей

40 000 руб. за одну сессию.

Информацию о наборе в группу и сроках обучения смотрите на нашем сайте в разделе «Объявления».

Слушателям, освоившим программу обучения в полном объеме и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся документ о квалификации – диплом о профессиональной переподготовке.

Знакомство с разнообразием зрелищных форм и художественных методов режиссерского творчества, актуализация устойчивых навыков творческого подхода к специальности, углубление представлений о художественном творчестве режиссера как авторе полномасштабного сценарно-постановочного События, духовно направленного и художественно организованного в своем истоке-замысле, позволят слушателю плодотворно подойти к созданию дипломного проекта, к формированию его оригинального постановочного решения и способов внедрения по месту основной деятельности.

Роль теоретической части работы дипломного проекта выпускника исключительно важна, так как она должна заложить фундамент всей последующей сценарно-режиссерской работы – как во время внедрения постановочного дипломного проекта, так и в процессе дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа предполагает большой объем самостоятельной работы, в том числе в межсессионный период (с возможностью Интернет-консультаций с педагогом).

В программе обучения

Предметы общегуманитарного цикла:

  • Мировая художественная культура;
  • Эпоха и стиль, предметная среда;
  • Искусство ХХ-ХХI вв.: Театр. Музыка. Живопись (направления, стили, жанры).

Предметы общепрофессионального цикла:

  • История представлений и праздников;
  • Основы сценографии и художественно-декоративного оформления ТПиП;
  • Основы светорежиссуры;
  • Техника и культура речевого взаимодействия.

Предметы профессионального цикла:

  • Режиссура театрализованных представлений и праздников;
  • Пластическая культура режиссера ТПиП (практикумы в пантомиме и пластике);
  • Архитектоника сценарной драматургии в ТПиП;
  • Копирайтинг – практика сочинения авторского текста;
  • Музыкальное решение в оформлении ТПиП;
  • Сценарно-режиссерские технологии в организации праздничного Со-бытия на нетрадиционных площадках;
  • Учебный практикум.

Программой предусмотрены индивидуальные консультационные часы на освоение постановочных технологий и формирование оригинального дипломного проекта (исходя из индивидуальных, профессиональных и производственных предпочтений слушателя, будь то инсценировка, театрализованное представление, вечер с элементами театрализации, праздник (календарный, культурно-спортивный, тематический, в т.ч. на нетрадиционных площадках), шоу-программа, театрализованный концерт (или концерт open-air).

Результатами данного курса должны стать структуризация профессиональных знаний по специальности – в единстве традиций и новаций, что позволит в кратчайший срок расширить представления о материале сценарного и постановочного творчества, развить навыки самостоятельного осмысления и преобразования «фактов жизни» и «фактов искусства» в разнообразных художественных формах режиссерского творчества, в т.ч. ориентированных на внедрение на нетрадиционных площадках (площади, улицы, стадионы, парки, музеи, библиотеки и т.д.).

Авторская методология Программы открывает возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории в профессиональном, карьерном и личностном росте слушателя-специалиста.

По всем вопросам просим обращаться в Центр дополнительного образования ВШСИ.

Руководитель Центра – кандидат философских наук, доцент Руднева Ольга Сергеевна.

+7 495 600 37 72

+7 968 665 09 52

Желающим пройти обучение необходимо заполнить заявление в прилагаемой форме и прислать вместе с резюме по адресу электронной почты :

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Для режиссуры массовых представлений крайне важно, чтобы все детали были учтены и продуманы. Если говорить о подводных камнях, то именно дилетантский подход, некачественная организация и полное непонимание публики становится тем булыжником, о который разбиваются все планы и идеи режиссера. Даже если задумка в своей идее была практически гениальной, отличалась креативом и уникальным подходом, некорректная постановка разрушит все планы.

Какие подводные камни в режиссуре массовых представлений?

Массовые представления предусматривают большое количество артистов, разнообразие номеров и их идей. Если говорить о театральных или цирковых постановках, то для успеха зрелища у публики, стоит акцентировать внимание на динамике действия.

Даже, если речь идет о театре, для профессионального режиссера ничего не стоит заинтересовать и заинтриговать публику, привлечь ее внимание.

Режиссура массовых представлений полностью ориентирована на зрителя, а значит, должна быть ему интересна, понятна. Публика становится все более привередливой, а потому нуждается в качественном зрелище, которое постоянно будет удерживать ее в напряжении. Монотонное представление убьет интерес зрителя и заставит его скучать. Чтобы этого не случилось, номера и принципы представления должны постоянно меняться. Энергичные номера или сцены должны сменяться спокойными и даже умиротворенными. При этом не должно быть монотонности и постоянства даже в динамичных номерах и сценах, поскольку продолжительный накал страстей теряет свою остроту.

Привередливость публики проявляется еще и в том, чтобы пугать ее, радовать и удивлять неожиданными поворотами событий, эффектными выходами и появлениями персонажей или участников представлений. Артисты или актеры, которые выходят постоянно по одному и тому же принципу утомляют публику. Им не интересно ждать появления новой «звезды». А вот если каждый раз, артист будет появляться по-новому, неожиданно и интересно, зрители будут замирать в ожидании прекрасного и волнующего зрелища.

Еще одним подводным камнем могут стать сами артисты, их внешний вид. Следует учитывать, что костюмы, возраст и внешность артистов должны строго соответствовать идее. Если речь идет о Джульетте, то артистке нем может быть 40 лет, а вот кормилицу не должна играть молодая девушка. Аналогичный принцип сохраняется во всех концертных номерах.

Яркие костюмы и макияж должен гармонировать ролям, которые выполняют артисты. Если же наблюдается диссонанс, только зритель будет разочарован, а массовая постановка провалится.

Режиссура как симфония

Качественная режиссура театрализованных представлений и праздников – это залог успеха при проведении массовых мероприятий. Многие теоретики и практики проводят аналогию между режиссурой театрализованных представлений и симфонией. Как для симфонии характерными являются мыслительная и чувственная глубина, жизненные противоречия и сложные проблемы, так и театрализованное празднество массового масштаба выражает важнейшие события и этапы в жизни огромного количества людей.

Для этих видов выразительного искусства характерны масштабность и идейная насыщенность. Начальная часть симфонии (экспозиция) предполагает развитие и разработку контрастных тем-образов. Далее они поддерживают основную композицию произведения. .

Также и режиссура массовых мероприятий предполагает проведение основной идеи праздничного действа через ряд мероприятий

Перекликается с режиссурой театрализованного концерта и такая яркая форма музыки, как тема с вариациями. В режиссуре праздника основная тема тоже варьируется во всевозможных формах и видах. Конечно, это обусловлено в определенной мере самой спецификой народных гуляний. Ведь если, например, литературно-музыкальную композицию зритель может воспринять как единое целое, то особенностью режиссуры массового праздника является его целенаправленное разбиение на компоненты. При этом зритель воспринимает действо частями, выбирая наиболее интересные для себя моменты. К примеру, концерт требует фокусирования зрительского внимания на конкретной сцене. А хороший массовый праздник, наоборот, характеризуется большим количеством рассредоточенных в пространстве развлекательных центров.

Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Тарасов П. Ю. Профессиональная подготовка будущих режиссеров театрализованных представлений // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 209-211. — URL https://moluch.ru/archive/5/367/ (дата обращения: 21.01.2020).

В настоящее время российская система профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений представлена следующими направлениями: сфера среднего, высшего образования, а также курсы переподготовки и повышения квалификации.

В Российской педагогической энциклопедии под профессиональным образованием понимают социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Система профессиональной подготовки создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества. Целью системы профессиональной подготовки является создание творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к особенностям избранной сферы деятельности [5, с. 211].

А.Г.Казакова в своей работе раскрывает в качестве цели педагогов в процессе профессиональной подготовки формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития; мобильных и конкурентоспособных [10, с. 102].

В.А. Сластенин выявил в процессе профессиональной подготовки наибольшую ценность – формирование у студентов развитого профессионального мышления [6, с. 25]. П.И. Пидкасистый раскрывает понятие профессиональной подготовки как обучение, имеющее своей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. При этом она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся и может быть получена как в образовательных учреждения начального, среднего, так и высшего профессионального образования [4, с. 97].

С.М. Вишнякова выявляет отличительную черту профессиональной подготовки – направленность получаемых знаний, умений и навыков, формированием и совершенствованием тех личностных установок и качеств, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к осваиваемой профессии [1, с. 264].

Раскрывая требования научно-технического прогресса, Л.Д. Столяренко в своих работах считает необходимым воспитание у современных специалистов в процессе их профессиональной подготовки способа мышления, обеспечивающего познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне обобщения, способность применять знания в незнакомых ситуациях, включать их в новые системы для расширения границ познания. Однако традиционная система профессионального обучения не обеспечивает формирования такого способа мышления [8, с. 468].

Профессиональная подготовка имеет строго научную структуру, зафиксированную в таких основных государственных документах, как Закон РФ «Об образовании», государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы.

Государственный образовательный стандарт уточняет и дополняет требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений. В процессе профессиональной подготовки, согласно государственному образовательному стандарту, режиссер театрализованных представлений получает знания об истории и теории классической режиссуры, драматургии и мастерства актера, учится понимать природу конфликта – главного двигателя действия сценического искусства; изучает специфические особенности режиссуры и драматургии праздничных действ, их синтетическую природу, включающую разнообразные виды и жанры художественного творчества; осваивает характерные черты «театрализации» как творческого метода перевода жизненного документального материала в художественно-образную сценическую форму.

Основными профессиональными умениями, которыми должен обладать режиссер театрализованных представлений согласно государственному стандарту, являются умения в яркой художественной форме создать оригинальный режиссерский замысел будущей постановки; способность реализовать свой художественный замысел, применять полученные знания в методологии художественно-педагогической и научно-педагогической деятельности.

Также стоит выделить владение режиссером театрализованных представлений практическими навыками режиссуры и мастерства актера, способами применения разнообразных художественных средств художественной выразительности при постановке театрализованных представлений; приемами творческого монтажа художественного материала различных форм и жанров в целостное театрализованное действо; новейшими технологиями, применяемыми в постановочной деятельности; методами режиссерского анализа произведений драматургии, музыки, литературы, изобразительного искусства и т.п.; законами композиции и художественной формы.

Особое значение отводится наличию у режиссеров театрализованных представлений развитого чувства темпо-ритма, а также педагогических и организаторских способностей [2].

Процесс обучения в вузе строится, в основном, на активизации процесса обучения и самостоятельной работе студента, установлении партнерских отношений, обратной связи между педагогом и студентами. Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений. В свою очередь, чтобы обеспечить качественную подготовку режиссеров театрализованных представлений, являющейся творческой профессией, на первый план выходит применение методов, методик и технологий, основной целью которых является формирование нестандартно мыслящей личности. Для обеспечения качественной подготовки специалиста творческой специальности необходимо проанализировать накопленный опыт по созданию и проведению театрализованных представлений и народных праздников, создать теоретические и научные принципы на основе осмысления постановочных решений и приемов, интересных находок в области драматургии, режиссуры и исполнительского мастерства [9, с. 3].

В нашей стране существует целая сеть учебных заведений, воспитывающих будущих режиссеров, в том чисел режиссеров театрализованных представлений: это и Московский и Сант-Петербургский университеты культуры, Восточно-Сибирский институт культуры, это и театральное училище им. Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова, Российская академия театрального искусства, ряд других учебных заведений.

Программа всех этих учебных заведений в своей основе опирается на систему Станиславского. И это естественно, потому что, чем дальше развивается не только российское, но и мировое театральное искусство, тем более убедительным становится величайшее наследие, оставленное нам К.С.Станиславским. Поэтому профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в настоящее время осуществляется на основе изучения курса классической режиссуры, в первую очередь – творческого, педагогического опыта и театральной теории К.С.Станиславского, Вл.И. Немирович-Данченко.

Режиссер, должен философски относиться к своей профессиональной деятельности. Уметь в своей работе осветить актуальные проблемы, волнующие общественность в данное время. А воплотить это возможно, только хорошо проанализировав действительность: те реалия и насущные проблемы, которые волнуют общество. В свою очередь, режиссер-педагог, преподающий в вузе, должен обладать всем спектром профессионального мастерства, в основе которого лежат способности аналитика. Функции режиссера театрализованных представления чрезвычайно велики и разнообразны, так как ему приходится осуществлять весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки театрализованного представления.

По мнению Б.Е. Захавы, необходимым условием для подготовки режиссеров театрализованных представлений является наличие у студентов творческой наблюдательности, фантазии и воображения, чувство времени и чувство пространства, чувство ритма, как основы для формирования аналитических умений [3, с. 302].

Роль педагога-режиссера заключается в помощи способному студенту раскрыть свои возможности, систематизировать свои знания, навыки и умения, направить их в нужное творческое русло, натолкнуть на интересные режиссерские решения, предостеречь от опасных заблуждений [9, с. 6].

Специфику профессиональной подготовки режиссеров этого направления обуславливает синтетическая природа театрализованных представлений, так как свою задачу педагоги видят в воспитании и формировании у студента профессиональных навыков.

Кроме того, стоит сказать, что режиссура театрализованных представлений, в отличие от академической режиссуры, не так давно оформилась в отдельную систему знаний. Так театрализованному представлению свойственна массовость: обычно задействовано большое количество участников представления, в том числе и зрителей; и как следствие, само представление происходит на открытом пространстве, большой площадке.

Главной задачей в процессе профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений является создание педагогических условий для целостного профессионально-ориентированного процесса в работе над театрализованным представлением. Когнитивный процесс, характерный для начального периода обучения в высшей школе, предполагает приобретение, применение и преобразование опыта театральной педагогики.

В.А. Сластенин придерживается мнения, что совокупность профессионально обусловленных требований к режиссеру определяется как профессиональная готовность к профессиональной деятельности. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [6, с. 21].

Деятельность педагога-режиссера – сложное образование, характеризующееся многоаспектностью, разнообразием связей и отношений составляющих её элементов. Аналитические умения педагога-режиссера является одним из базисных элементов педагогической деятельности, лежащей в основе построения эффективного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Если говорить о профессиональной компетентности режиссера-педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности, позволяющие режиссеру самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические и режиссерские задачи. Необходимым для решения тех или иных задач предполагается знание теории, умение и готовность применять их положения на практике.

Таким образом, под профессионально-педагогической компетентностью режиссера можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности.

Режиссер – человек, дающий надлежащее направление творческому процессу в целом. Правильная организация режиссером-педагогом восприятия материала студентами во многом обеспечивает его понимание, осмысление. Полученная и переработанная с помощью аналитических умений информация должна быть сохранена и в дальнейшем преобразована в рабочий материал, выносимый на сцену как результат профессиональной деятельности.

Одна из важнейших задач стоящих перед режиссером в процессе профессиональной подготовки – научить студентов приемам мыслительной деятельности: самостоятельно производить мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию – и с их помощью получать продукты мыслительной деятельности – понятия, суждения, умозаключения, целостные образы, идеи. А для этого, по мнению М.Л.Сосновой в своей профессиональной деятельности режиссер должен владеть всеми ведущими типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим [7, с. 319].

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. 535 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 053300 Режиссура театрализованных представлений и праздников. – М.: 2003.

3. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства. Изд. 4-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 334 с.

4. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 408 с.

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия, 2 том, 1999.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 512 с.

7. Соснова М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2007. – 432с.

8. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — С.468

9. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1985. – 73 с.

10. Ученые записки. Вып. 23 / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. – МГУКИ, 2001.

Читайте также:  Как открыть свой магазин одежды?
Ссылка на основную публикацию