«реставрация»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«реставрация»: обучение профессия и кем работать

Реставратор

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры). Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИИ

ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИИ

Профессия реставратор

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследияОт лат. restavratio, восстановление.

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений

изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Особенности профессии

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая.
Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер.
И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы.
Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ.
При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования. Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы.
Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Читайте также:  Выпадают волосы - каких витаминов не хватает?

Драма российской реставрации
В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие.
Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид».
Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д.
Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность.
Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря.

А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

Важные качества

Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание.
Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.

Знания и навыки

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.
Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.
Где учат

Реставратор

Видео о профессии

В последние двадцать лет профессия реставратор переживает очередной пик популярности. Это стало причиной роста интереса молодежи к направлению, его развитию в неожиданных форматах. Сегодня работники, способные вернуть предметам исторического наследия их первоначальный вид, задействованы как в культурной, так и коммерческой сферах.

Такая профессия подойдет людям с творческой жилкой, которые при этом любят работать руками. Она требует постоянного развития, наличия ряда определенных личных качеств. Высшее образование по профилю не обязательно, но определенные навыки необходимы.

Особенности профессии реставратор

Историки нашли подтверждения того, что специальность появилась еще до нашей эры. Сначала богатые коллекционеры платили мастерам, способным восстановить произведение искусства и так его обработать, чтобы оно дольше сохраняло изначальный вид. Затем требования к мастерам дополнились, что привело к появлению нескольких специализаций. Теперь одни работники восстанавливают предметы, другие стараются их сохранить в определенной форме, третьи наоборот придают изделиям налет старины.

Кто такой реставратор

Описание современного мастера-восстановителя зависит от его специализации, целей и сферы работы:

  • музейный — выполняет такой ремонт предметов, который направлен на сохранение их внешнего вида. Он должен не восстанавливать изделия, а предупреждать их дальнейшее разрушение, подчеркивая особенности эпохи, для которой они характерны. В этом направлении есть масса специализаций (художник по костюмам, ювелирным изделиям, книгам, живописи, оружию и т.д.);
  • строительный — старается восстановить и/или сохранить состояние архитектурных объектов. Устраняет сколы, разломы и трещины, которые могут привести к разрушению здания. При этом использует материалы, соответствующие конкретной эпохе;
  • консерватор — проводит мероприятия, направленные на сохранение текущего состояния предмета. Использует при этом световые приспособления, химические реагенты, регулирует влажность воздуха и т.д.;
  • поновитель — выполняет работы, направленные на восстановление изначального вида объекта. При этом предмету добавляются элементы, которые были утрачены, на нем могут обновляться материалы или краски. Это приводит к снижению исторической ценности изделия. В результате такого поновления формируется уже «подделка» того, с чем велась работа.

Всю реставрацию изначально можно разделить на научную и коммерческую. При первом подходе особое внимание уделяется не эстетичности внешнего вида объекта, а сохранению его исторической правдоподобности. Такие приемы используются в музеях, а восстановители тесно сотрудничают с историками.

Коммерческая реставрация направлена на восстановление функциональности предметов, придание им товарного вида. Ее приемы активно применяются в антикварном деле. Например, выполняется реставрация старинного кресла. Ему надо придать презентабельный внешний вид, подготовить к использованию по назначению. При этом оно должно сохранить черты своей эпохи. Для этого используют новое сырье, но оно искусственно состаривается, его покрывают лаком или пропитывают особыми веществами.

Плюсы и минусы профессии реставратор

Получение должности реставратора открывает доступ к работе с историческими ценностями. Она позволяет делать вклад в сохранение наследия человечества, напрямую изучать его культурное достояние. Такой пост предполагает решение интересных и ответственных задач. Реставраторы с опытом хорошо зарабатывают. У них есть масса возможностей для развития карьеры в разных направлениях. Можно даже открыть собственное дело, оказывая услуги музеям, историческим центрам, антикварным бутикам, частным лицам.

Читайте также:  Смертный грех уныние - как бороться?

Стоит учесть, что такая профессия — не лучший вариант для людей, мечтающих о творческой реализации. В большинстве случаев профессионализм сотрудника проявляется именно в том, что он пренебрегает своими идеями, делая ставку на историческую правдоподобность. Работа с многими экспонатами подразумевает высокий уровень ответственности.

Нередко реставраторам приходится решать сложные задачи в короткие сроки, что становится причиной стресса. Добиться успеха в этой отрасли можно только при условии постоянного оттачивания своих навыков. Реставрационные техники очень сложны, требуют таланта и мастерства.

Личные качества в профессии реставратор

Мастер реставрации должен соответствовать такому описанию: терпеливый, усидчивый, склонный к ручному труду и педантичный эрудит. Ему понадобится умение концентрироваться на конкретных задачах в течение длительного времени. Для реставратора важны любовь к искусству и истории, стремление к постоянному развитию, готовность к обучению.

Обязанности реставратора

Базовые обязанности всех реставраторов универсальны. Такой сотрудник должен исследовать подотчетный предмет, сопоставить его с исторической характеристикой, установить первоначальный вид. При этом он обязан оценить степень повреждения объекта, причины изменений его внешнего вида. Далее, в зависимости от целей, он получает право на проведение работ по восстановлению, поновлению или консервации предмета. После этого он должен зафиксировать полученные результаты, заполнить соответствующие отчетные документы.

Одной из непрямых обязанностей реставратора считается повышение уровня его квалификации. Она подразумевает изучение сотрудником истории искусств, физических характеристик разных материалов, способов взаимодействия с ними. Даже работая в узконаправленной сфере работник обязан знать несколько техник проведения исследований и реставрационных манипуляций.

Разряды профессии реставратор

Разрядная сетка направления включает несколько уровней. Высшим считается шестой. Его имеют мастера, способные выполнять самые сложные работы по восстановлению исторических памятников, в том числе, крупноразмерных объектов.

Специальность «Реставрация» (Академический бакалавр. Прикладной бакалавр)

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература – профильный предмет, по выбору вуза
  • История – по выбору вуза
  • Творческий экзамен – по выбору вуза

Содержание

Наша история хранится не только в летописях, учебниках и человеческой памяти. Свидетелями и хранителями памяти о выдающихся исторических событиях являются многочисленные произведения искусства: памятники, картины, архитектурные сооружения, вбирающие в себя особенности конкретной исторической эпохи. Однако, время неумолимо и по его истечению рано или поздно происходит утрата произведениями искусства своего первозданного вида. В задачи реставраторов входит возращение вещи первоначального вида, предотвращение дальнейших разрушений, сохранение художественного и исторического значения уникальных культурных памятников: от старинных картин до величественных замков. Профессия реставратора появилась еще в эпоху Средневековья и по сегодняшний день не утрачивает своей актуальности, способствуя сохранению и преумножению культурного достояния нашей страны и всего человечества.

Условия поступления

Деятельность будущего специалиста осуществляется в двух направлениях: реконструкции (возвращении первозданного вида) и консервации (сохранении в существующем виде).

Реализация профессиональной деятельности требует детальных знаний следующих дисциплин, которые выступают в качестве вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен.

Будущая профессия

Выделяют несколько различных направлений профессиональной деятельности:

  • реставратор мебели,
  • реставратор архитектуры,
  • реставратор книг и печатных изданий,
  • реставратор фресок,
  • реставратор станковой живописи,
  • реставратор музыкальных инструментов и т. д.

Для успешной реализации профессиональной деятельности будущему специалисту необходимо совмещать в себе талант художника с фундаментальными знаниями ученого-историка.

Восстановительные работы требуют применения современных материалов, технологий, оборудования физической и химической отрасли. Немаловажным является наличие таких личностных качеств, как аккуратность, терпение, внимательность, осторожность. Исключительно ремесленных навыков для работы с произведениями искусства недостаточно, будущему специалисту необходимо обладать художественным вкусом и чувством прекрасного.

Куда поступать

Подготовку специалистов данного направления на сегодняшний день осуществляют следующие отечественные вузы:

  • Государственная полярная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова.

Сроки обучения

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Изучаемые дисциплины

Начальным этапом восстановительных работ выступает всестороннее исследование объекта – установление его первоначального вида, выявление причин и характера разрушений. Параллельно производится фотофиксация объекта. Полученные во время диагностики сведения определяют выбор методики и объем предстоящих работ, а также ориентируют в плане подбора материалов для проведения восстановительных работ. Осуществление указанных процедур требует от будущего специалиста знания ряда дисциплин, включая:

  • архивное дело;
  • культурология;
  • введение в профессию;
  • история искусств;
  • история христианского искусства;
  • история религий;
  • правовые основы реставрации, реконструкции, воссоздания и охраны памятников культуры;
  • основы музеефикации;
  • сопротивление материалов;
  • реставрационные материалы.

Приобретаемые навыки

В процессе своей деятельности будущему специалисту необходимо руководствоваться целым сводом правил, изучаемых в вузе, помнить, что каждый предмет искусства требует к себе особого подхода.

Профессиональное изучение объекта, выбор методики его восстановления или консервации требует от будущего реставратора высокого уровня сформированности таких ключевых компетенций, как:

  1. Проведение экспертного анализа произведений искусства – определение исторической эпохи, автора культурного объекта, техники и стиля исполнения.
  2. Осуществление исторического исследования памятников искусства и изделий посредством изучения письменных источников, картин, фотографий, рисунков, печатей, медалей с изображением реставрируемого объекта.
  3. Эффективное использование в профессиональной деятельности современного оборудования.
  4. Осуществление грамотного подбора материалов и эффективных технологий для реализации реставрационных работ.
  5. Принятие мер по дальнейшему сохранению оригиналов произведений искусства и памятников культуры.
  6. Реставрация произведений графики, станковой живописи, изделий из дерева, камня, металла, бумаги, ткани, керамики, стекла и др. материалов и объектов архитектуры.

Перспективы трудоустройства по профессии

После завершения обучения выпускник может успешно занимать должности:

  • антиквара;
  • дизайнера;
  • архитектора;
  • зодчего;
  • искусствоведа;
  • иконописца;
  • оценщика;
  • реставратора графики, живописи, декоративных штукатурок, лепных изделий, книг, мебели, памятников деревянного зодчества, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур;
  • скульптора;
  • художника-живописца.

Молодые специалисты могут начать карьеру в исторических хранилищах или государственных музеях, что позволит научиться у опытных мастеров навыкам исследования произведений искусства. Многие выпускники открывают собственные мастерские, занимаясь приобретением и последующей реставрацией предметов искусства для их продажи коллекционерам либо музеям. Опытные мастера востребованы в крупных городах РФ, где заказы на проведение реставрационных работ составляют 40% от всего объема строительно-восстановительных работ.

Средняя заработная плата реставратора составляет 25-30 тыс. руб.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Актуальность специалистов данного направления на отечественном рынке труда возросла лишь в последние годы.

Продолжение обучения в магистратуре позволит изучить новейшие методы восстановления произведений искусства, памятников культуры, углубить теоретические знания и совершенствовать профессиональные навыки под руководством научного руководителя.

Написание магистерской диссертации позволит осуществлять педагогическую деятельность, а также получить диплом магистра международного образца. Магистерская диссертация может стать основой для последующей научной деятельности при продолжении обучения в аспирантуре и докторантуре.

Читайте также:  Как очистить оперативную память?

Профессия реставратор – как стать и где обучаться с нуля

Особенности профессии

Реставраторы были уже во время Средневековья. Они работали с частными коллекциями, и в их обязанности входило сохранение предметов искусства. Специалисты смотрели за картинами и скульптурами, предпринимая определенные меры по улучшению внешнего вида предметов.

Современная реставрация имеет другое направление. В ее задачу входит сохранение экспонатов и поддержание их состояния. Консервация состоит из комплекса мер:

  • химическая обработка;
  • создание определенного уровня влажности;
  • выбор светового режима и т. д.

Определение реставрации позволяет лучше понять ее особенности. Этот термин подразумевает восстановление или восполнение утрат предмета искусства. Например, корректируется участок холста или убирается скол у бюста.

В реставрации нуждаются не только экспонаты музеев. Археологические находки могут разрушиться или заржаветь со временем. Поэтому специалисты создают специальные условия для хранения. Обычно каждый мастер работает только с определенными видами искусства. Например, на живописи или изделиях из стекла. Но часто над одним объектом работает несколько профессионалов.

Специальность реставратора не подходит:

  • аллергикам, так как придется контактировать с пылью, реактивами, органическими соединениями;
  • тем, кто не готов долго и кропотливо работать;
  • лицам, которые мечтают стать охотниками за сокровищами.

Воссоздавать картину или старинный предмет не так легко и придется потратить несколько месяцев на работу. Поэтому реставратор должен быть терпеливым, усидчивым и методичным. Такая деятельность не подойдет тем, кто хочет получить быстрый результат.

Требование к квалификации

Профильное образование получить сложно, так как мало в каких высших учебных заведениях есть специальные программы. В МГХПА им. С. Г. Строганова учат на реставраторов мебели и изделий из металлов. В Санкт-Петербурге в институте имени И. Е. Репина готовят специалистов, которые будут работать с живописью.

В Москве в РГГУ проходят обучение реставраторы, которые будут заниматься консервацией архитектурных памятников и их восстановлением. На базе 9 и 11 классов можно поступить в колледж. Учебное заведение «Кировское» в Санкт-Петербурге готовит специалистов по работе с произведениями из дерева, штукатурки и лепнины.

Стать ресторатором с нуля может не каждый человек. Желательно иметь образование художника, искусствоведа или архитектора. На такой базе уже можно получать дополнительное образование в виде стажировок или курсов.

Подобной деятельности нельзя научиться по книгам, так как от человека требуются глубокие знания по разным предметам. Он должен иметь навыки работы с материалами и основные техники. Специалисты проходят аттестацию в министерстве культуры, после которой им присваивается категория.

Еще один вариант обучения — стать учеником у опытного реставратора. Но перед этим лучше пройти обучение в академии или институте по декоративно-прикладному профилю. Это позволит быстрее освоить особенности работы.

Для реставратора повышение квалификации очень важно. Он должен посещать семинары, конференции и читать специальную литературу. Без этого его знания могут стать устаревшими и неактуальными.

Виды деятельности

В России работать реставратором очень сложно. Научное направление больше относится к исторической сфере. Задача специалиста заключается не только в восстановлении утраченных фрагментов, но и к их маскировке. Например, если фрагмент живописи не получается полностью воссоздать, то участок холста тонируют.

Посетитель будет видеть недостаток картины, но это позволит ему понять ее состояние и возраст. Такая работа дает возможность людям наслаждаться подлинными предметами искусства, а не имитацией.

Коммерческая реставрация имеет более широкую сферу применения. Это значит, что задача специалиста заключается в возвращении предмету функциональности. Например, мало кто захочет просто хранить мебель в доме. Владелец захочет ее использовать, и тогда реставратор обновляет обивку, лакирует изделие и придает ему товарный вид.

Иногда могут просить восстановить рамку картины, которая будет подчеркивать ценность полотна. Коммерческая деятельность может приносить хороший доход, но для этого специалист должен знать, сколько работы ему потребуется сделать для выполнения задачи.

Нельзя однозначно сказать, сколько зарабатывает реставратор. В Москве его средняя зарплата может быть около 50000 рублей, в регионах — 15000−30000 рублей. В коммерческой сфере больше возможностей для получения дорогостоящих заказов, но для такой деятельности имеет значение опыт и навыки.

Для частной работы нужно учитывать и немалую стоимость материалов, и то, что некоторые из них сложно достать. Иногда заказчики сами их приносят, но это редко.

Место работы

Чаще всего реставраторы трудятся в музеях, где требуется создавать особые условия для хранения экспонатов и поддерживать их внешний вид. В таких заведениях особая атмосфера, но работа специалистов оценивается очень низко. В государственных учреждениях искусства можно получить важный опыт работы с разными предметами искусства.

В реставрационных мастерских трудиться проще. В них разные люди сдают семейные реликвии для восстановления. Например, дореволюционные книги или иконы. Иногда специалисту приходится проделывать ювелирную и кропотливую работу: сшивать заново переплеты, дописывать слова на обложке или доклеивать частички страниц.

Сложнее с иконами, так как реставратор должен владеть навыками в этой сфере. Образы восстанавливают и утраченные фрагменты дорисовывают, после чего наносится защитное покрытие. Иконопись доступна не всем специалистам, и для ее освоения потребуется пройти отдельное обучение.

В строительной сфере реставрация направлена на сохранение облика памятников архитектуры. Специалист контролирует ход ведения работ вместе с работниками других профилей.

Плюсы и минусы

Работа реставратора требует особых навыков от человека. Ему нужно проявить все свои знания для выполнения задачи. Современные технологии серьезно облегчают труд, так как с помощью спектрометрии можно определить состав материалов.

Преимущество такой работы — это возможность соприкоснуться с ценными предметами культуры. Подобная деятельность подойдет всем тем, кто восхищается искусством и хочет лучше его узнать. Восстановление или маскировка разных дефектов немного напоминает магию, так как реставратору приходится делать краски по старинным рецептам и другие смеси.

К недостаткам профессии реставратора можно отнести низкий уровень зарплаты. Только единицы могут попасть на хорошее место в антикварный салон, где их обеспечат дорогим заказами. Найти опытного наставника для дальнейшего обучения тоже не так легко. Не каждый известный специалист захочет работать с новичком.

На восстановление обычно даются жесткие сроки, и за это время реставратору нужно составить план работы. Ему желательно консультироваться с химиками, историками и специалистами других профилей. Еще один недостаток работы — это то, что не всегда удается сразу попасть в команду опытных профессионалов.

Труд реставратора понравится тем людям, которым нравится неспешная и методичная деятельность, требующая внимательности и усидчивости. В такой сфере не получится быть самоучкой, лучше пройти профильное обучение в высшем или среднем специальном учебном заведении.

Ссылка на основную публикацию