"рекреация и спортивно-оздоровительный туризм": обучение и профессия - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

“рекреация и спортивно-оздоровительный туризм”: обучение и профессия

Специальность “Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм” (бакалавриат)

Рекреация и спортивно – оздоровительный туризм

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология – профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика – по выбору вуза

Содержание

Сфера отдыха, развлечений и туризма играет важнейшую роль в жизни любого общества. Особенно ценным является это направление с оглядкой на тенденции современного мира. Сегодня человек склонен к гиподинамии: у многих работа является сидячей или малоподвижной. По окончании трудового дня хочется отдохнуть, но под этим подразумевается вновь покой для тела, который по факту является губительным. Так как процессы жизнедеятельности со временем замедляются, начинается процесс старения.

Именно поэтому специальность 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной и востребованной. Она предполагает умение организовывать отдых таким образом, чтобы он приносил реальную разгрузку и пользу. Под ней подразумевают целый комплекс мероприятий, включая организацию досуга, путешествий с учетом особенностей подопечных. Такую сферу часто выбирают бывшие спортсмены, которые знают все особенности физической активности и готовы направлять других людей.

Условия поступления

Главная задача курса – воспитание специалиста, вооруженного теорией и имеющего практические навыки, которые нужны в организации отдыха разного плана. У него должен быть большой багаж знаний, включая естественные и точные науки.

Какие же нужно сдавать предметы при поступлении в вузы Москвы на это направление:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • физика.

Поскольку такая трудовая деятельность связана с хорошей физической подготовкой и выносливостью, будущих студентов дополнительно проверяют, готовы ли они к таким нагрузкам.

Будущая профессия

Получая диплом бакалавра, выпускник становится готовым к решению многих профессиональных задач. В первую очередь он заботится о том, чтобы для человека были созданы оптимальные условия, в которых отдых и занятия спортом дадут максимальную отдачу. Здесь нужно быть не только спортсменом, но и психологом, который умеет учитывать возможности подопечных. Профессионал знает, как выбирать подходящие методики, предлагать решения, гарантирующие достижение положительного результата. Но еще необходимы знания анатомии человека, процессов, протекающих в его организме.

Куда поступать

Программу бакалавриата по этому направлению готовы предложить ведущие учебные заведения страны:

  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Минина;
  • Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Тамбовский госуниверситет имени Державина;
  • Уральский государственный лесотехнический университет;
  • Смоленская государственная академия физкультуры, спорта и туризма.

Срок обучения

Полный курс будущий обладатель диплома бакалавра освоит за четыре года на очном отделении. Заочная, вечерняя и смешанная форма обучения предполагает учебу в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Молодой специалист вооружается знаниями по следующим предметам:

  • морфология человека;
  • спортивно-оздоровительный туризм;
  • рекреалогия и курортология;
  • физиология и анатомия человека;
  • основы физической реабилитации;
  • физкультура: теория и методика;
  • экономические основы туризма и рекреации;
  • маркетинг в туризме и рекреации;
  • культурная рекреация: базовые виды.

Приобретаемые навыки

Круг профессиональных компетенций такого специалиста очень широк:

  • проработка детальной программы отдыха, реабилитации или спортивно-оздоровительного туризма;
  • проектирование и планирование объектов для рекреации и туризма;
  • организация мероприятий по рекреации, оздоровлению, туризму, физкультуре;
  • анимационное сопровождение;
  • проведение занятий с учетом физической формы, возраста, половой принадлежности;
  • расчет величины нагрузки;
  • контроль состояния подопечных;
  • оценка эффективности тренировок;
  • оказание доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение соблюдения техники безопасности;
  • создание новых форм экскурсий;
  • формирование мотивации, побуждающей заниматься спортом;
  • туроператорские и турагентские услуги;
  • управление персоналом;
  • исследование сферы туризма, рекреации, физкультуры;
  • рекламирование туристских и оздоровительных продуктов;
  • контроль качества услуг в сфере туризма, рекреации, спорта, физкультуры;
  • работа с договорами и контрактами.

Перспективы трудоустройства по профессии

Сегодня выпускнику направления не составит труда найти высокооплачиваемое рабочее место. Таких профессионалов не хватает на рынке, а реализовать себя они могут в разных сферах. Например, можно устроиться в санаторий и на курорт, в оздоровительный или развлекательный комплекс. Есть вакансии для специалистов в детских и спортивных лагерях, фитнес-центрах, туристических агентствах.

Кем работают бакалавры:

  • экскурсоводами;
  • инструкторами по спорту и туризму;
  • гидами;
  • специалистами по туризму и рекреации;
  • краеведами;
  • тренерами/учителями физкультуры;
  • организаторами активного отдыха и досуга.

Такая специальность приносит высокие доходы. Если устраиваться в государственные образовательные и оздоровительные учреждения, то минимум составит 20 тысяч в отечественной валюте. Но частная индустрия отдыха, туризма и спорта предлагает ставки, которые в разы больше. Особенно ценными являются специалисты, которые выбрали узкое направление в своем профессиональном развитии.

Преимущества обучения в магистратуре

Несмотря на востребованность профессии, можно существенно расширить для себя перспективы в плане трудоустройства, продолжив обучение. Магистерская программа – это не только углубление знаний. Она предполагает интересную исследовательскую и практическую деятельность.

Такое направление неотрывно связано с постоянным общением с людьми. Поэтому практика помогает развивать коммуникационные навыки. В процессе обучения в магистратуре лучшие вузы проводят интеллектуально-активные игры, мастер-классы, экскурсии. Они предлагают знания международного уровня, что открывает возможности для профессиональной реализации и в других странах.

ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

студент, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, СФУ,

студент, технологическое предпринимательство, СФУ,

магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

магистрант, экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды, СФУ,

Сегодняшний мир профессий велик, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим существует необходимость верного, справедливого, аргументированного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии. В этой статье пойдет речь о направлении Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Создан ФГОС высшего по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)». Сибирский Федеральный Университет считается единственным государственным высшим учебным заведением в городе Красноярске, исполняющий подготовку специалистов по данному направлению.

Данное направление в своем роде неповторимо и на данный момент не имеет аналогов в нашем регионе. Ни одно высшее учебное заведение г. Красноярска не обучает бакалавров по данному направлению. В данный момент временив в РФ не более десяти государственных вузов, которые исполняют подготовку профессионалов по этому направлению. По исследованиям Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, потребность в специалистах этого профиля довольно высока и в десятки раз превосходит число выпускников [1, с. 55].

Читайте также:  Как быстро снизить пульс в домашних условиях?

Нужность в профессионалах по рекреации и спортивно оздоровительному туризму продиктована особенными чертами нашей местности. Сущность и климатические требование, подходящие с целью развлечений и занятий спортом, экстремальным туризмом, присутствие естественных минеральных вод и грязей содействуют развлечению, оздоровлению и лечению. Направление «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» создано на стыке следующих областей деятельности: организационно‑управленческой, спортивной и оздоровительной.

Программа «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» направлена на подготовку специалистов, базой работы которых будет предприятие туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно- методичной и туроператорской работы, предприятие отдыха и физкультуры спорт проведения досуга в туристских группах, клубах и компаниях и рекреационно- оздоровительных структурах [2, с. 67].

Специалист будет владеть основами спортивно‑оздоровительного туризма, также основами по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрии туризма, досуга и рекреации; туристско‑рекреационных учреждений и системы; иных услуг в сфере рекреации и туризма и, конечно же, основами физической культуры и спорта. С точки зрения Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма дадут специалисту возможность проектировать, конструировать и развивать деятельность в различных областях применения рекреационно‑туристской деятельности [1, с. 55].

Надобность общества в подготовке этих специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно‑курортного комплекса. А.В. Чайковская [4] отмечает, то что эта направленность подразумевает исследование и реализацию специализированных двигательных систем, направленных на профилактику и предотвращение психологических и физиологических перенапряжений; общественно цивилизованное, природоохранное, краеведческое и физиологическое развитие личности; проектирование рекреационно-оздоровительных циклов сервиса туристов; координационно-методичную, административную работа в области туризма, краеведения и рекреационного комплекса; исследование и установление основ активного здорового образа жизни, их фактическую реализацию рекреации, туризма и краеведения: ход развития личности, её ознакомления к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно оздоровительным конфигурациям уроков, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

Это направленность является профильным для спортивных институтов, в ходе преподавания учащихся этого направления, как правило, задействовано большая часть теоретических и практических кафедр, таким образом как в тренировочном плане показан обширный диапазон тренировочных дисциплин, которые обязаны изучить обучающиеся: психология и педагогика, иностранный язык, русский стиль и уровень культуры речи, экология, этногеография рекреационных систем и туризма, рекреалогия, курортология, анатомия и строение человека, концепция и технология физической культуры и многое другое

Ю.А. Скачков, В.К. Шеманаев, Ю.В. Шулико считают, что у выпускника данного направления станут такие конкурентноспособные достоинства, как значительная высокая квалификация и фактический профессионализм в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; ценностный подход к физической культуре, спорту и туризму как условиям, обеспечивающие состояние здоровья, физическую и многофункциональную подготовку и в полную положительную направленность в свойстве существования [3, с. 144].

Отметим также, то что необходимость общества в подготовке указанных профессионалов никак не находится в зависимости с ведомственными организациями туризма и санаторно-курортного комплекса- объективна беспристрастна, и постановления данной трудности конкретного уровня находятся в зависимости состояние здоровья цивилизации и общественная безопасность жителей.

Таким образом, повышение требований к педагогическому мастерству преподавателей и качеству образовательного процесса по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной задачей сегодняшней систем образования и приоритетным направлением в развитии образовательных услуг современных ВУЗов.

ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

студент, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, СФУ,

студент, технологическое предпринимательство, СФУ,

магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

магистрант, реинжиниринг бизнес-процессов, СФУ,

магистрант, экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды, СФУ,

Сегодняшний мир профессий велик, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим существует необходимость верного, справедливого, аргументированного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии. В этой статье пойдет речь о направлении Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Создан ФГОС высшего по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (уровень бакалавриата)». Сибирский Федеральный Университет считается единственным государственным высшим учебным заведением в городе Красноярске, исполняющий подготовку специалистов по данному направлению.

Данное направление в своем роде неповторимо и на данный момент не имеет аналогов в нашем регионе. Ни одно высшее учебное заведение г. Красноярска не обучает бакалавров по данному направлению. В данный момент временив в РФ не более десяти государственных вузов, которые исполняют подготовку профессионалов по этому направлению. По исследованиям Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, потребность в специалистах этого профиля довольно высока и в десятки раз превосходит число выпускников [1, с. 55].

Нужность в профессионалах по рекреации и спортивно оздоровительному туризму продиктована особенными чертами нашей местности. Сущность и климатические требование, подходящие с целью развлечений и занятий спортом, экстремальным туризмом, присутствие естественных минеральных вод и грязей содействуют развлечению, оздоровлению и лечению. Направление «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» создано на стыке следующих областей деятельности: организационно‑управленческой, спортивной и оздоровительной.

Программа «Рекреация и спортивно‑оздоровительный туризм» направлена на подготовку специалистов, базой работы которых будет предприятие туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно- методичной и туроператорской работы, предприятие отдыха и физкультуры спорт проведения досуга в туристских группах, клубах и компаниях и рекреационно- оздоровительных структурах [2, с. 67].

Специалист будет владеть основами спортивно‑оздоровительного туризма, также основами по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрии туризма, досуга и рекреации; туристско‑рекреационных учреждений и системы; иных услуг в сфере рекреации и туризма и, конечно же, основами физической культуры и спорта. С точки зрения Е.В. Беликовой, В.М. Степанян, фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма дадут специалисту возможность проектировать, конструировать и развивать деятельность в различных областях применения рекреационно‑туристской деятельности [1, с. 55].

Читайте также:  Игра денежный поток Роберта Кийосаки – цель, правила, обучение игре

Надобность общества в подготовке этих специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно‑курортного комплекса. А.В. Чайковская [4] отмечает, то что эта направленность подразумевает исследование и реализацию специализированных двигательных систем, направленных на профилактику и предотвращение психологических и физиологических перенапряжений; общественно цивилизованное, природоохранное, краеведческое и физиологическое развитие личности; проектирование рекреационно-оздоровительных циклов сервиса туристов; координационно-методичную, административную работа в области туризма, краеведения и рекреационного комплекса; исследование и установление основ активного здорового образа жизни, их фактическую реализацию рекреации, туризма и краеведения: ход развития личности, её ознакомления к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно оздоровительным конфигурациям уроков, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

Это направленность является профильным для спортивных институтов, в ходе преподавания учащихся этого направления, как правило, задействовано большая часть теоретических и практических кафедр, таким образом как в тренировочном плане показан обширный диапазон тренировочных дисциплин, которые обязаны изучить обучающиеся: психология и педагогика, иностранный язык, русский стиль и уровень культуры речи, экология, этногеография рекреационных систем и туризма, рекреалогия, курортология, анатомия и строение человека, концепция и технология физической культуры и многое другое

Ю.А. Скачков, В.К. Шеманаев, Ю.В. Шулико считают, что у выпускника данного направления станут такие конкурентноспособные достоинства, как значительная высокая квалификация и фактический профессионализм в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; ценностный подход к физической культуре, спорту и туризму как условиям, обеспечивающие состояние здоровья, физическую и многофункциональную подготовку и в полную положительную направленность в свойстве существования [3, с. 144].

Отметим также, то что необходимость общества в подготовке указанных профессионалов никак не находится в зависимости с ведомственными организациями туризма и санаторно-курортного комплекса- объективна беспристрастна, и постановления данной трудности конкретного уровня находятся в зависимости состояние здоровья цивилизации и общественная безопасность жителей.

Таким образом, повышение требований к педагогическому мастерству преподавателей и качеству образовательного процесса по направлению «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной задачей сегодняшней систем образования и приоритетным направлением в развитии образовательных услуг современных ВУЗов.

Спортивно-оздоровительный туризм

Спортивно-оздоровительный туризм в системе рекреации человека и общества Шибко Ю.А., Планидин Е.С. Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия.

Аннотация: в статье актуализируется вопрос о предоставлении услуг спортивно- и рекреационно-оздоровительного туризма. Автор констатирует, что спортивно-оздоровительное направление туризма – это социально-ориентированная сфера образа жизни человека, роль которого будет только возрастать.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, рекреационно-оздоровительный туризм

Последние годы особо возрастает роль физической культуры и спорта в жизни общества, поскольку характер их воздействия на современного человека выходит далеко за рамки функции развития физических качеств, а физическое совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых различных сфер его жизнедеятельности [1]:

  • производственной деятельности человека как главной производительной силы общества, повышение его работоспособности);
  • оздоровительной, рекреативной, (сохранение и укрепление здоровья, удлинение активного периода жизнедеятельности человека);
  • эстетической, досуговой (рациональная организация свободного времени с использованием активных форм отдыха).

В нынешних условиях правомерно взглянуть на услуги туристической отрасли с позиции физической рекреации. Приоритетность рекреационного туризма зафиксирована в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Затрагивая проблемы оздоровительно-рекреационного направления туризма, следовало бы подчеркнуть расширение взаимосвязи с областью физической культуры и спорта.

Принять мотив укрепления здоровья, восстановления трудоспособности в качестве главного фактора туристского движения — это значит считать туризм активной формой использования свободного времени, предназначенного для отдыха.

Учитывая, что в современной действительности стоит остро проблема не только снижения общих показателей здоровья нации, но и потеря нравственных ориентиров, а также принимая во внимание, что большинство населения испытывает стресс урбанизации образа жизни, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека духовных и физических качеств.

Интеграция разновидностей спортивно-оздоровительного туризма охватывает широкий круг вопросов, начиная от обучения и воспитания в образовательном процессе, раскрытия структуры образования и заканчивая осмыслением оснований здоровьесбережения как органической части развития личности в постоянно меняющемся отношении социума к физической культуре самой личности. Осуществление спортивно-оздоровительного направления в сфере туризма должно отвечать требованиям, которые предъявляются к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателям на территории РФ и этому способствует Государственный стандарт РФ «Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги», введенный 1 июля 2003 г.

Данный стандарт устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В стандарте даны определения [4]:

  • физкультурно-оздоровительная услуга — деятельность по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении досуга;
  • спортивная услуга — деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.

Спортивно-оздоровительный туризм объединяет в себе возможность реализовывать установленные в данном государственном документе виды услуг. При этом в связи с тем, что люди отличаются друг от друга, как своими потребностями, так и уровнем дохода, на практике рынок услуг в сфере спортивно-оздоровительного туризма представляет собой сложную мозаику –от оздоровительно-рекреативных услуг до использования в процессе досуга экстремальных видов спорта.

В настоящее время индустрия спортивно-оздоровительного туризма является динамически развивающейся и инновационной по своему содержанию. Современная реальность такова, что большая часть туристических организаций не в состоянии эффективно организовать спортивно-оздоровительные туры из-за ряда объективных факторов, в числе которых отсутствие ресурса специалистов, имеющих специальную подготовку в области сервиса и способных обеспечить услуги по физической рекреации и экстремальному туризму.

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно-оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту. Подготовкой кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление остался в архиве истории.

Читайте также:  Магистратура "специальное дефектологическое образование" (фгос): как его получить и где работать

На современном этапе сфера спортивно-оздоровительного туризма остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и физической рекреации в следующих двух направлениях: ежедневном и еженедельном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном — в процессе отпускного периода.

Изложенное в статье позволяют констатировать, что спортивно-оздоровительное направление туризма – это социально-ориентированная сфера образа жизни человека. По мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения развитие данного направления будет иметь прогрессивно-поступательный характер, а потребность в специалистах по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда увеличиваться.

Ссылки на источники
  1. Экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Завадская З.Л., Зозуля С.Н., Золотов М.И., Кузин В.В., Кузьмичева Е.В., Кутепов М.Е. / Под общ. ред. В.В. Кутана. — М.: СпортАкадемПресс.- 2001.
  2. Уловистова Н.В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта.-М.: Советский спорт.- 2003.
  3. Кузин В.В.,Гоннияц С.А. и др. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» //Теория и практика физической культуры.- 2003.- № 5
  4. ГОСТР 52024-2003- Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования.

Статья участвует в конкурсе Лучшая молодежная статья 2017

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ РЕКРЕАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Последние годы особо возрастает роль физической культуры и спорта в жизни общества, поскольку характер их воздействия на современно­го человека выходит далеко за рамки функции развития физических качеств, а физическое совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых различных сфер его жизнеде­ятельности [1]:

Производственной деятельности чело­века как главной производительной силы общества, повышение его работоспособности);

оздоровительной, рекреативной, (сохранение и укрепление здоровья, удлинение активного периода жизнедеятельнос­ти человека);

эстетической, досуговой (рациональная организация свободного времени с использованием активных форм отдыха).

В нынешних условиях правомерно взглянуть на услуги туристической отрасли с позиции физической рекреации. Приоритетность рекреационного туризма зафиксирована в Федеральном законе “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Затрагивая проблемы оздоровительно-рекреационного направления туризма, следовало бы подчеркнуть расширение взаимосвязи с областью физической культуры и спорта.

Принять мотив укрепления здоровья, восстановления трудоспособности в качестве главного фактора туристского движения – это значит считать туризм активной формой использования свободного времени, предназначенного для отдыха. Учитывая, что в современной действительности стоит остро проблема не только снижения общих показателей здоровья нации, но и потеря нравственных ориентиров, а также принимая во внимание, что большинство населения испытывает стресс урбанизации образа жизни, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека духовных и физических качеств.

Интеграция разновидностей спортивно-оздоровительного туризма охватывает широкий круг вопросов, начиная от обучения и воспитания в образовательном процессе, раскрытия структуры образования и заканчивая осмыслением оснований здоровьесбережения как органической части развития личности в постоянно меняющемся отношении социума к физической культуре самой личности. Осуществление спортивно-оздоровительного направления в сфере туризма должно отвечать требованиям, которые предъявляются к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателям на территории РФ и этому способствует Государственный стандарт РФ «Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги», введенный 1 июля 2002 г. Данный стандарт устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В стандарте даны определения [4]:

физкультурно-оздоровительная услуга – деятельность по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении досуга;

спортивная услуга – деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.

Спортивно-оздоровительный туризм объединяет в себе возможность реализовывать установленные в данном государственном документе виды услуг. При этом в связи с тем, что люди отличаются друг от друга, как своими потребностями, так и уровнем дохода, на практике рынок услуг в сфере спортивно-оздоровительного туризма представляет собой сложную мозаику – от оздоровительно-рекреативных услуг до использования в процессе досуга экстремальных видов спорта.

В настоящее время индустрия спортивно-оздоровительного туризма является динамически развивающейся и инновационной по своему содержанию. Современная реальность такова, что большая часть туристических организаций не в состоянии эффективно организовать спортивно-оздоровительные туры из-за ряда объективных факторов, в числе которых отсутствие ресурса специалистов, имеющих специальную подготовку в области сервиса и способных обеспечить услуги по физической рекреации и экстремальному туризму.

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно-оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту. Подготовкой кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление остался в архиве истории.

На современном этапе сфера спортивно-оздоровительного туризма остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и физической рекреации в следующих двух направлениях: ежедневном и еженедельном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном – в процессе отпускного периода.

Изложенное в статье позволяют констатировать, что спортивно-оздоровительное направление туризма – это социально-ориентированная сфера образа жизни человека. По мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения развитие данного направления будет иметь прогрессивно-поступательный характер, а потребность в специалистах по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда увеличиваться.

3авадская 3. Л., Кузин В. В., Зозуля С. Н., Золотое М. И., Кузьмичева Е. В., Кутепов М. Е. Экономика физической культуры и спорта. – М: СпортАкадемПресс, 2001.

Уловистова Н.В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта.-М.: Советский спорт, 2003.

Кузин В.В.,Гоннияц С.А. и др. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» //Теория и практика физической культуры, 2003, № 5.

Ссылка на основную публикацию