Радиоинженер: подробное описание профессии - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Радиоинженер: подробное описание профессии

Профессия радиоинженер

Актуальны ли радиоинженеры сегодня?

И несмотря на то, что сегодня интерес к инженерии возвращается, представление о радиофакультетах как о месте, где учат паять схемы, конструировать приемники и чинить телевизоры, до сих пор сидит в головах большинства юных и не очень сограждан.
Однако за прошедшие 15 лет всё изменилось – от списка специальностей до зарплат специалистов.

Специальности

Радиоcпециальности отличаются от специальностей машиностроительных и приборостроительных факультетов тем, что имеют свою систему классификации – бывают системотехнические, схемотехнические и конструкторские.

В чем их различие? Системотехнические специальности учат мыслить, решать проблему – в комплексе. На таких специальностях учат проектировать не отдельные устройства (передатчики / приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную станцию (РЛС). При ее проектировании заказчик ставит задачу – техническое задание на всю систему. А РЛС состоит из 4 главных компонентов – антенная подсистема, передающая подсистема, приемная подсистема и программно-аппаратный комплекс. Знать, как именно устроена каждая часть, инженеру-системотехнику не нужно (да и хранить в голове столько информации зачастую не под силу). Грубо говоря, для него подсистемы – это кубики, “черные ящики”. Он не знает, что в них содержится, но знает, что у него на входе и что на выходе. Беря различные “кубики” и согласовывая их, инженер получает систему с заданными параметрами. Такие специальности требуют выработки системного подхода – умения мыслить “большими” категориями, видеть проблему “в целом”.

У схемотехников другая головная боль – как раз эти самые “черные ящики”. Он проектирует подсистему с заданными характеристиками – на входе такие сигналы, на выходе такие. Зато вопрос применения разработанного устройства инженера-схемотехника никак не волнует. Он решает множество небольших задач, и их дальнейшая судьба – не его забота. Для таких специальностей необходима усидчивость, умение работать с задачами, вырванными из комплекса, существующими отдельно.

Наконец, инженеры-конструкторы занимаются решением задач миниатюризации устройств, проблемами теплоотвода и охлаждения, проектируют корпуса для устройств, оптимизируют принципиальные схемы для их дальнейшего расположения на печатных платах.

Сейчас на радиофакультетах, как правило, обучают следующим специальностям:

    “Радиотехника” – по сути, это схемотехническая специальность. На ней учат проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования РЭС, основам цифровой обработки информации;
    “Радиоэлектронные системы” – больше системотехническая специальность. Помимо “общих” предметов изучается проектирование систем и комплексов, теория телекоммуникаций, радиоуправление;
    “Конструирование радиоэлектронных средств” (РЭС) – конструкторская специальность. Если выбрали ее, то готовьтесь к детальному изучению конструирования, проектирования и изготовления РЭС. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые надо скомпоновать для расположения на печатной плате, будут долго сниться;
    “Связь с подвижными объектами” – системотехническая специальность. В деталях изучается статистическая радиотехника, теория оптимального приема, теория телекоммуникаций;
    “Комплексная защита объектов информации” – абсолютно системотехническая специальность. Изучается теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, аппаратные и программные методы защиты информации;
    “Радиофизика” – математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, проходящих в антенных, приемных и передающих устройствах. Детально изучается электродинамика, теория антенно-фидерных устройств;
    “особые” специальности – для вузов связи и телекоммуникационных вузов.

Часть специальностей изучается как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. Причем если раньше для учебы на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то теперь никаких препятствий нет.

Что надо знать для учебы на радиофакультете
Для начала – хотя бы помнить год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, то необходимо досконально знать разделы физики, посвященные электромагнетизму и электричеству. Такие темы как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип действия телеграфа должны буквально отлетать от зубов. Расчет цепей также необходим – активные и реактивные сопротивления, параллельные и последовательные соединения элементов. Все это должно быть изучено и досконально проработано. Индукция и взаимоиндукция тоже должны быть прояснены на отличном уровне.Также очень важно хорошо владеть английским языком (в первую очередь техническим): большинство текстов по современному радиотехническому оборудованию составлено на английском.

Что изучается?
Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто “шел по призванию”, подавали документы напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов абитуриенты. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ – для многих студентов расшифровыввалось как “Тут моя могила”), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.
Но не все коту масленица – на 2-м курсе приходит расплата. Независимо от выбранной специальности. ОТЦ – основы теории цепей, плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты – проектирование и расчет того или иного устройства.

Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза – так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что если нет желания колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.
Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных, радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени, на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов. Скорее – на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное и интересное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.

Кем и где работать
Учеба позади, диплом в руках. Куда пойти работать – желательно, чтобы за приличное вознаграждение?

Во-первых, в Москве и других крупных городах существует ряд государственных предприятий с негосударственными зарплатами. Как правило, эти предприятия заключают договоры с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть подписывается трехсторонний договор между предприятием, вузом (факультетом) и студентом, по которому вуз обучает студента по особой программе (отличается от программы выбранной специальности), за это обучение платит предприятие, а студент, после окончания учебы, обязывается отработать сколько-то лет на данном предприятии. Также существует другой вариант – студент (как правило дипломник или учащийся на последнем курсе) начинает работать на этом предприятии, учась по обычной программе. Рекомендует на работу студента в этом случае факультет или кафедра, поэтому помимо желания работать важно находиться на хорошем счету – то есть иметь высокий средний балл, активно заниматься подготовкой к диплому. Как вариант – участвовать в НИРСах (научно-исследовательские работы студентов). Преимущество такого способа – студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор – как и при любом приеме на работу.

Во-вторых, в сферу изучения студентов радиофакультетов входят технологии беспроводных систем передачи данных – их практика и теория. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Этим технологиям (и стандартам, на которых они базируются) посвящены вполне серьезные учебники университетского уровня и бесчисленное множество статей и ресурсов в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не просто системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, а востребованность таких специалистов более чем высока, да и зарплату предлагают очень солидную.

Ну а тем, кто пошел учиться, “чтобы в армию не попасть”, остаются самые низкооплачиваемые варианты – ремонт бытовой техники в телеателье, работа в НИИ. Платят, конечно, очень мало, но без работы не останетесь.Как правило, все радиофакультеты занимаются научно-исследовательской деятельностью и готовят аспирантов – следовательно, есть шанс найти себе руководителя и выбрать тему. С точки зрения перспектив учебы в аспирантуре радиофакультетов – тут надо смотреть правде в глаза, – работа в НИИ, а уж тем более преподавательская деятельность оплачиваются очень плохо. Единственный плюс – повышение своего образовательного уровня путем учебы и последующего написания диссертации. А обучившегося в аспирантуре специалиста с большим удовольствием возьмут на высокооплачиваемую работу.

Профессия “Радиоинженер”

Эта профессия была крайне популярна в советские годы. Как же обстоят дела сейчас?

После распада Советского Союза приток абитуриентов на инженерные факультеты, в том числе и на радиотехнические, резко сократился. И неудивительно: максимум, на что мог рассчитывать радиоинженер, – это работа в ремонтной мастерской, среди “Рубинов”, “Вег” и прочих “чудес” советской радиоинженерной мысли.

И несмотря на то, что сегодня интерес к инженерии возвращается, представление о радиофакультетах как о месте, где учат паять схемы, конструировать приемники и чинить телевизоры, до сих пор сидит в головах большинства юных и не очень сограждан.

Однако за прошедшие 15 лет всё изменилось – от списка специальностей до зарплат специалистов.

Специальности

Радиоcпециальности отличаются от специальностей машиностроительных и приборостроительных факультетов тем, что имеют свою систему классификации – бывают системотехнические, схемотехнические и конструкторские.

В чем их различие? Системотехнические специальности учат мыслить, решать проблему – в комплексе. На таких специальностях учат проектировать не отдельные устройства (передатчики / приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную станцию (РЛС). При ее проектировании заказчик ставит задачу – техническое задание на всю систему. А РЛС состоит из 4 главных компонентов – антенная подсистема, передающая подсистема, приемная подсистема и программно-аппаратный комплекс. Знать, как именно устроена каждая часть, инженеру-системотехнику не нужно (да и хранить в голове столько информации зачастую не под силу). Грубо говоря, для него подсистемы – это кубики, “черные ящики”. Он не знает, что в них содержится, но знает, что у него на входе и что на выходе. Беря различные “кубики” и согласовывая их, инженер получает систему с заданными параметрами. Такие специальности требуют выработки системного подхода – умения мыслить “большими” категориями, видеть проблему “в целом”.

Читайте также:  Как выбрать бинокль для охоты?

У схемотехников другая головная боль – как раз эти самые “черные ящики”. Он проектирует подсистему с заданными характеристиками – на входе такие сигналы, на выходе такие. Зато вопрос применения разработанного устройства инженера-схемотехника никак не волнует. Он решает множество небольших задач, и их дальнейшая судьба – не его забота. Для таких специальностей необходима усидчивость, умение работать с задачами, вырванными из комплекса, существующими отдельно.

Наконец, инженеры-конструкторы занимаются решением задач миниатюризации устройств, проблемами теплоотвода и охлаждения, проектируют корпуса для устройств, оптимизируют принципиальные схемы для их дальнейшего расположения на печатных платах.

Сейчас на радиофакультетах, как правило, обучают следующим специальностям:

  • “Радиотехника” – по сути, это схемотехническая специальность. На ней учат проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования РЭС, основам цифровой обработки информации;
  • “Радиоэлектронные системы” – больше системотехническая специальность. Помимо “общих” предметов изучается проектирование систем и комплексов, теория телекоммуникаций, радиоуправление;
  • “Конструирование радиоэлектронных средств” (РЭС) – конструкторская специальность. Если выбрали ее, то готовьтесь к детальному изучению конструирования, проектирования и изготовления РЭС. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые надо скомпоновать для расположения на печатной плате, будут долго сниться;
  • “Связь с подвижными объектами” – системотехническая специальность. В деталях изучается статистическая радиотехника, теория оптимального приема, теория телекоммуникаций;
  • “Комплексная защита объектов информации” – абсолютно системотехническая специальность. Изучается теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, аппаратные и программные методы защиты информации;
  • “Радиофизика” – математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, проходящих в антенных, приемных и передающих устройствах. Детально изучается электродинамика, теория антенно-фидерных устройств;
  • “особые” специальности – для вузов связи и телекоммуникационных вузов.

Часть специальностей изучается как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. Причем если раньше для учебы на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то теперь никаких препятствий нет.

Что надо знать для учебы на радиофакультете

Для начала – хотя бы помнить год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, то необходимо досконально знать разделы физики, посвященные электромагнетизму и электричеству. Такие темы как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип действия телеграфа должны буквально отлетать от зубов. Расчет цепей также необходим – активные и реактивные сопротивления, параллельные и последовательные соединения элементов. Все это должно быть изучено и досконально проработано. Индукция и взаимоиндукция тоже должны быть прояснены на отличном уровне.Также очень важно хорошо владеть английским языком (в первую очередь техническим): большинство текстов по современному радиотехническому оборудованию составлено на английском.

Что изучается?

Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто “шел по призванию”, подавали документы напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов абитуриенты. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ – для многих студентов расшифровыввалось как “Тут моя могила”), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.

Но не все коту масленица – на 2-м курсе приходит расплата. Независимо от выбранной специальности. ОТЦ – основы теории цепей, плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты – проектирование и расчет того или иного устройства.

Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза – так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что если нет желания колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.

Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных, радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени, на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов. Скорее – на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное и интересное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.

Кем и где работать

Учеба позади, диплом в руках. Куда пойти работать – желательно, чтобы за приличное вознаграждение?

Во-первых, в Москве и других крупных городах существует ряд государственных предприятий с негосударственными зарплатами. Как правило, эти предприятия заключают договоры с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть подписывается трехсторонний договор между предприятием, вузом (факультетом) и студентом, по которому вуз обучает студента по особой программе (отличается от программы выбранной специальности), за это обучение платит предприятие, а студент, после окончания учебы, обязывается отработать сколько-то лет на данном предприятии. Также существует другой вариант – студент (как правило дипломник или учащийся на последнем курсе) начинает работать на этом предприятии, учась по обычной программе. Рекомендует на работу студента в этом случае факультет или кафедра, поэтому помимо желания работать важно находиться на хорошем счету – то есть иметь высокий средний балл, активно заниматься подготовкой к диплому. Как вариант – участвовать в НИРСах (научно-исследовательские работы студентов). Преимущество такого способа – студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор – как и при любом приеме на работу.

Во-вторых, в сферу изучения студентов радиофакультетов входят технологии беспроводных систем передачи данных – их практика и теория. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Этим технологиям (и стандартам, на которых они базируются) посвящены вполне серьезные учебники университетского уровня и бесчисленное множество статей и ресурсов в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не просто системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, а востребованность таких специалистов более чем высока, да и зарплату предлагают очень солидную.

Ну а тем, кто пошел учиться, “чтобы в армию не попасть”, остаются самые низкооплачиваемые варианты – ремонт бытовой техники в телеателье, работа в НИИ. Платят, конечно, очень мало, но без работы не останетесь.Как правило, все радиофакультеты занимаются научно-исследовательской деятельностью и готовят аспирантов – следовательно, есть шанс найти себе руководителя и выбрать тему. С точки зрения перспектив учебы в аспирантуре радиофакультетов – тут надо смотреть правде в глаза, – работа в НИИ, а уж тем более преподавательская деятельность оплачиваются очень плохо. Единственный плюс – повышение своего образовательного уровня путем учебы и последующего написания диссертации. А обучившегося в аспирантуре специалиста с большим удовольствием возьмут на высокооплачиваемую работу.

Интернет, компьютеры, софт и прочий Hi-Tech

Сервисы
Избранные доки
Метки (все метки)
Дополнительно

Радиоинженер — описание профессии

Слово «инженер» произошло от латинского «ingenium», что означает «изобретательность». Имеется ввиду способность к проектированию и всяческим разработкам. Мы же поговорим о профессии радиоинженера, создателя различных электронных устройств. Специалисты в данной области нынче весьма востребованы, да и тема напрямую связана с компьютерной техникой. В общем, как говорится, поехали.

Суть профессии

Радиоинженер, как и любой другой инженер, является человеком с высшим техническим образованием, который способен:

  1. создавать архитектуру новых устройств, попутно — возиться с тоннами бумажек, чертежей и документации;
  2. придумывать технологию изготовления созданных им приборов;
  3. присматривать за процессом непосредственно изготовления, обеспечивать информационную поддержку, технический контроль и осуществлять чуткое руководство.

Учитывая специализацию, обозначенную в приставке «радио», такой человек имеет дело с электроникой во многих её проявлениях.

Иными словами, радиоинженер:

  1. физик, математик, хотя бы немножко программист;
  2. конструктор, изобретатель;
  3. практик, обеспечивающий материальное воплощение проектов.

Впрочем, касаемо воплощения, далеко не все принимают участие в производстве, поскольку существует разделение труда. Однако необходимый для любого инженера объем знаний подразумевает, что специалист, получивший диплом, является универсальным и может реализовать свои способности и в теоретической сфере, и на практике.

Радиоинженер и компьютерные технологии

Компьютер — это тоже радиотехническое устройство. Хотя бы потому, что компоненты, из которых он состоит, традиционно считаются радиодеталями. А также потому, что принципы действия тождественны для всех элементарных электронных приборов. Транзисторы работают и внутри микросхемы процессора, и в телевизоре, и в квартирном звонке, подчиняясь одним и тем же законам физики.

Следовательно, разработка и изготовление вычислительных устройств не может осуществляться без радиоинженеров, знакомых с вышеуказанными принципами действия компонентов (а также взаимодействия оных, разумеется).

Конечно, никто не заставит разработчика интегральной микросхемы создавать ещё и программную прошивку, ведь это дело программистов (в соответствии с концепцией всё того же разделения труда). Тем не менее, необходимо знать, как работает вычислительное устройство, для которого микросхема предназначена, какие биты и байты куда движутся и как с ними надо поступать.

Читайте также:  Как перестать стесняться?

Так или иначе, любому инженеру, желает он того или нет, в современных условиях крайне необходимо быть как минимум продвинутым пользователем компьютера. Хотя бы ради использования специализированного софта. Ведь нынче всё делается не вручную, а программным способом: чертежи, трёхмерные разработки всяких штук, составление технической документации, проектирование принципиальных схем и печатных плат, ну и так далее.

Чертёжный планшет на подставке, наподобие гипертрофированного мольберта художника, огромные листы бумаги, карандаши и линейки — всё это осталось разве что в старинных фильмах. Сейчас типичное рабочее место — мощный ПК и несколько огромных дисплеев с 3D-графикой на оных.

Начало пути

Надо полагать, из всего вышесказанного уже стало ясно, что желающим поступить в высшее учебное заведение и выучиться на радиоинженера следует набираться знаний в следующих областях: 1) физика; 2) математика; 3) азы радиоэлектроники; 4) программирование хотя бы на уровне понимания сути; 5) химия (нужно же кому-то изобретать новые материалы для приборов).

Если физику, химию и математику вы можете добросовестно изучать в школе, пока система образования не развалилась совсем, то с радиоэлектроникой желательно подружиться самостоятельно. Попросту говоря, стать радиолюбителем.

Заключение

Радиоинженеры весьма востребованы. Поскольку электроника развивается довольно стремительно, будут востребованы и впредь. Однако следует не забывать тривиальную истину: хорошим специалистом может стать только тот, кто выбрал профессию не по критериям престижности, а по велению сердца. Следовательно, для начала попробуйте себя в роли радиолюбителя — а там уж будет видно, лежит ли к этому делу душа.

Автор: vanilinkin, специально для xBB.uz, 27.07.2012

Последнее редактирование: 2012-07-29 04:23:43

Андрей Маркеев. О радиоинженерах и нелегальном радиовещании

– Чем занимается радиоинженер?
– Радиоинженер — профессия очень широкая. Некоторые из этих специалистов трудятся в лабораториях, например, придумывают алгоритмы обработки сигнала, некоторые — что-то собирают на заводах. Радиоинженеры работают в компаниях, занимающихся установкой охранных сигнализаций, спутниковых антенн, видеокамер, а также у сотовых операторов. Именно они лазят на вышки, устанавливают базовые станции, контролируют их работу и настраивают, если что-то сломалось.

– Все это может делать один человек?
– Нет. Невозможно быть универсальным радиоинженером, который умеет все. Существуют инженеры связи, инженеры телефонии, инженеры спутниковой связи, инженеры по охранным системам. В университете дается и общая подготовка, и осуществляется специализация, так как всем им нужно разбираться в специфической аппаратуре.

– Почему у радиоинженеров такие разные обязанности?
– Радиосвязь многогранна. Радиоспектр начинается с миллиметровых волн и заканчивается километровыми. На миллиметровых волнах работают телескопы, так как именно на этой частоте принимается излучение из космоса. На сантиметровых волнах работают сотовые вышки, на метровых — FM радио и телевидение. Излучение знаменитой Останкинской телебашни находится именно в этом диапазоне. А вот километровые волны используются, к примеру, для связи с подводными лодками, так как они хорошо распространяются в воде.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Сейчас я ушел в журналистику, но долгое время проработал радиоинженером. Например, в Научно-исследовательском институте дальней радиосвязи я занимался настройкой радиолокационной станции, которая могла обнаруживать объекты за многие тысячи километров. Благодаря тому, что сигнал от нее вначале отражался от ионосферы (верхней части атмосферы, насыщенной ионами и свободными электронами, — прим. сайта), затем падал на землю, затем снова возвращался наверх, он мог уйти за тысячи километров, найти там цель и вернуться назад.

– Как вы стали радиоинженером?
– Для меня всегда было загадкой, как люди могут работать без призвания. К счастью, у меня самого с этим все сложилось отлично: радиотехника преследовала меня с самого детства.
Всерьез я заболел радио, будучи подростком. В гостях у родственников я увидел радиоприемник и, пока взрослые занимались своими делами, принялся его крутить. Комнату заполнило разноголосое: звучали английский, японский и другие языки. Меня так это поразило, что я не мог дождаться, когда мы вернемся домой, и я смогу проделать это со своим приемником. Но, к моему сожалению, наш приемник мог принимать только длинные, средние и ультракороткие волны. Заветной кнопки «короткие волны» — а именно на этих волнах, способных распространяться вокруг земного шара, можно услышать иностранное радио — у нас не было.
Мне повезло, что у двоих моих друзей родители были инженеры, а отец одного из них даже сам собирал радиоприемники. Они передали мне книги и самоучители по радиотехнике, которые я принялся радостно осваивать.
После школы я поступил в училище на специальность «регулировщик радиоаппаратуры», и мое увлечение начало становиться профессией. Во время учебы я завел товарища, такого же любителя радио, как и я. Он собрал передатчик, и мы с ним выходили в радиоэфир.
После окончания училища я отправился в армию и попал в ракетные войска. Однажды к нам зашел офицер и спросил: «Кто соображает в радио? Нужен человек в радиомастерскую ремонтировать аппаратуру». Конечно, я вызвался. Так что два года службы помогли мне набраться профессионального опыта, ведь я ремонтировал и приемники, и передатчики, и телефоны, и различные системы громкой связи на командных пунктах.
К концу службы я изголодался по учебе и попросил написать мне направление в институт от части. Вернувшись из армии, сразу поехал сдавать экзамены. Вначале я прошел на подготовительное отделение, а затем поступил в Московский технический университет связи и информатики на факультет «Радиосвязь и радиовещание».

– Любой человек может спаять передатчик и установить связь с зарубежными радиолюбителями?
– Нет. Существуют официальные радиолюбители и радиохулиганы. Мы с моим приятелем относились как раз к последним. А официальный радиолюбитель должен пойти в радиоклуб, зарегистрироваться и стать его членом. После этого человек может получить разрешение на постройку своей радиостанции. Раньше новичкам разрешали работать только внутри страны, а более опытным радиолюбителям, показавшим свою лояльность, можно было сделать радиостанцию помощнее и устанавливать связь с зарубежными радиолюбителями.

– Какое образование лучше получить, чтобы работать радиоинженером?
– Могу порекомендовать вуз, который окончил я сам. Кроме того, такую специальность можно получить в Московском технологическом институте или в военных училищах.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать радиоинженером?
– В первую очередь, на математику — радиоинженеру приходится делать уйму расчетов. Кроме того, нужно знать физику: понимать, какие бывают среды, как действует электромагнитное поле и т. д.

– Какие компетенции нужны радиоинженеру?
– Он должен обладать терпением, усидчивостью, логическим мышлением и хорошей памятью. У меня остались конспекты по некоторым предметам, и сейчас я листаю их с ужасом. На несколько страниц может быть ни единого слова — сплошные формулы. Вопросы на экзаменах были соответствующие. Например, преподаватель мог попросить вывести какую-либо формулу. Человеку с плохой памятью просто невозможно все выучить.
Кроме того, радиоинженер должен обладать смекалкой и быть любопытным. Например, мне известен забавный случай, произошедший в одном горном селении. У его жителей не получалось принять телевидение — сигнал не мог пройти через горку. Тогда местные специалисты привезли на эту горку старую сельскохозяйственную технику — тракторы, комбайны. Сигнал начал отражаться от них, и жители той деревни наконец-то смогли посмотреть телевизор. Мне кажется, это прекрасный пример того, как должен работать мозг радиоинженера.

– Будут ли радиоинженеры востребованы в ближайшем будущем?
– Вряд ли эта профессия когда-либо умрет. Пока существует радиосвязь, пока люди слушают радио, смотрят телевизор, пользуются сотовыми телефонами, пока у нас есть охранные сигнализации, пока мы должны поддерживать связь с подводными лодками и самолетами, радиоинженеры будут нужны.

– Сколько получает радиоинженер?
– Это зависит от того, чем он занимается. Например, специалисты по радиоэлектронному противодействию или радиоэлектронные разведчики зарабатывают весьма прилично. Насколько я знаю, радиоинженеры могут получать от 20 тысяч (молодые специалисты) до 200 тысяч рублей.

– Чем может заняться радиоинженер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Например, я ушел в журналистику.

– Как вы стали журналистом?
– Каждый год я ездил на выставку «Связь» и покупал там профессиональные журналы. Однажды я сидел на работе, листал один из этих журналов под названием Connect и обнаружил, что его редакция находится неподалеку от меня. Я решил зайти туда купить свежие выпуски, а затем поинтересовался, могу ли я им что-нибудь написать.
Редактор согласился и дал мне первое задание — написать обзор существующих на тот момент моделей пейджеров, поскольку материал, присланный одной из компаний-производителей этих гаджетов, получился откровенно рекламным. Я справился и получил свой первый гонорар.
Впоследствии я писал про радиосвязь, про всевозможные устройства, про радиостанции. Появились сотовые телефоны — я начал писать про них. Тогда каждая новинка была для меня как полет в космос — супер интересно! Помню, как я впервые увидел телефон-раскладушку от Motorola — это был просто технологический прорыв. Мне выдали его в главном офисе компании, и я всю дорогу проверял, на месте ли он — настолько он отличался от привычных в то время больших телефонов.

Читайте также:  Как поступить в летное училище после школы

– Существуют ли кружки, где школьники могут попробовать себя в роли радиоинженера?
– Мой приятель ведет такой кружок в одном из районов Москвы. Он учит детей работать «Морзянкой». Подобный кружок есть и во Дворце пионеров на Воробьевых горах.

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о профессии радиоинженера?
– Из своей юности помню книгу «Радио? Это очень просто!» Евгения Айсберга, а также книгу Виктора Борисова «Юный радиолюбитель». Романтично настроенным людям могу рекомендовать читать книги про освоение севера. Вся связь в то время шла с материка, и северное сияние могло вызвать перебои на несколько дней. Но эти книги сейчас морально устарели, хотя по ним и можно ознакомиться с некоторыми азами радиотехники.

Андрей Маркеев. О радиоинженерах и нелегальном радиовещании

Автор:

Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории “Наука и техника”

– Чем занимается радиоинженер?
– Радиоинженер — профессия очень широкая. Некоторые из этих специалистов трудятся в лабораториях, например, придумывают алгоритмы обработки сигнала, некоторые — что-то собирают на заводах. Радиоинженеры работают в компаниях, занимающихся установкой охранных сигнализаций, спутниковых антенн, видеокамер, а также у сотовых операторов. Именно они лазят на вышки, устанавливают базовые станции, контролируют их работу и настраивают, если что-то сломалось.

– Все это может делать один человек?
– Нет. Невозможно быть универсальным радиоинженером, который умеет все. Существуют инженеры связи, инженеры телефонии, инженеры спутниковой связи, инженеры по охранным системам. В университете дается и общая подготовка, и осуществляется специализация, так как всем им нужно разбираться в специфической аппаратуре.

– Почему у радиоинженеров такие разные обязанности?
– Радиосвязь многогранна. Радиоспектр начинается с миллиметровых волн и заканчивается километровыми. На миллиметровых волнах работают телескопы, так как именно на этой частоте принимается излучение из космоса. На сантиметровых волнах работают сотовые вышки, на метровых — FM радио и телевидение. Излучение знаменитой Останкинской телебашни находится именно в этом диапазоне. А вот километровые волны используются, к примеру, для связи с подводными лодками, так как они хорошо распространяются в воде.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Сейчас я ушел в журналистику, но долгое время проработал радиоинженером. Например, в Научно-исследовательском институте дальней радиосвязи я занимался настройкой радиолокационной станции, которая могла обнаруживать объекты за многие тысячи километров. Благодаря тому, что сигнал от нее вначале отражался от ионосферы (верхней части атмосферы, насыщенной ионами и свободными электронами, — прим. сайта), затем падал на землю, затем снова возвращался наверх, он мог уйти за тысячи километров, найти там цель и вернуться назад.

– Как вы стали радиоинженером?
– Для меня всегда было загадкой, как люди могут работать без призвания. К счастью, у меня самого с этим все сложилось отлично: радиотехника преследовала меня с самого детства.
Всерьез я заболел радио, будучи подростком. В гостях у родственников я увидел радиоприемник и, пока взрослые занимались своими делами, принялся его крутить. Комнату заполнило разноголосое: звучали английский, японский и другие языки. Меня так это поразило, что я не мог дождаться, когда мы вернемся домой, и я смогу проделать это со своим приемником. Но, к моему сожалению, наш приемник мог принимать только длинные, средние и ультракороткие волны. Заветной кнопки «короткие волны» — а именно на этих волнах, способных распространяться вокруг земного шара, можно услышать иностранное радио — у нас не было.
Мне повезло, что у двоих моих друзей родители были инженеры, а отец одного из них даже сам собирал радиоприемники. Они передали мне книги и самоучители по радиотехнике, которые я принялся радостно осваивать.
После школы я поступил в училище на специальность «регулировщик радиоаппаратуры», и мое увлечение начало становиться профессией. Во время учебы я завел товарища, такого же любителя радио, как и я. Он собрал передатчик, и мы с ним выходили в радиоэфир.
После окончания училища я отправился в армию и попал в ракетные войска. Однажды к нам зашел офицер и спросил: «Кто соображает в радио? Нужен человек в радиомастерскую ремонтировать аппаратуру». Конечно, я вызвался. Так что два года службы помогли мне набраться профессионального опыта, ведь я ремонтировал и приемники, и передатчики, и телефоны, и различные системы громкой связи на командных пунктах.
К концу службы я изголодался по учебе и попросил написать мне направление в институт от части. Вернувшись из армии, сразу поехал сдавать экзамены. Вначале я прошел на подготовительное отделение, а затем поступил в Московский технический университет связи и информатики на факультет «Радиосвязь и радиовещание».

– Любой человек может спаять передатчик и установить связь с зарубежными радиолюбителями?
– Нет. Существуют официальные радиолюбители и радиохулиганы. Мы с моим приятелем относились как раз к последним. А официальный радиолюбитель должен пойти в радиоклуб, зарегистрироваться и стать его членом. После этого человек может получить разрешение на постройку своей радиостанции. Раньше новичкам разрешали работать только внутри страны, а более опытным радиолюбителям, показавшим свою лояльность, можно было сделать радиостанцию помощнее и устанавливать связь с зарубежными радиолюбителями.

– Какое образование лучше получить, чтобы работать радиоинженером?
– Могу порекомендовать вуз, который окончил я сам. Кроме того, такую специальность можно получить в Московском технологическом институте или в военных училищах.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать радиоинженером?
– В первую очередь, на математику — радиоинженеру приходится делать уйму расчетов. Кроме того, нужно знать физику: понимать, какие бывают среды, как действует электромагнитное поле и т. д.

– Какие компетенции нужны радиоинженеру?
– Он должен обладать терпением, усидчивостью, логическим мышлением и хорошей памятью. У меня остались конспекты по некоторым предметам, и сейчас я листаю их с ужасом. На несколько страниц может быть ни единого слова — сплошные формулы. Вопросы на экзаменах были соответствующие. Например, преподаватель мог попросить вывести какую-либо формулу. Человеку с плохой памятью просто невозможно все выучить.
Кроме того, радиоинженер должен обладать смекалкой и быть любопытным. Например, мне известен забавный случай, произошедший в одном горном селении. У его жителей не получалось принять телевидение — сигнал не мог пройти через горку. Тогда местные специалисты привезли на эту горку старую сельскохозяйственную технику — тракторы, комбайны. Сигнал начал отражаться от них, и жители той деревни наконец-то смогли посмотреть телевизор. Мне кажется, это прекрасный пример того, как должен работать мозг радиоинженера.

– Будут ли радиоинженеры востребованы в ближайшем будущем?
– Вряд ли эта профессия когда-либо умрет. Пока существует радиосвязь, пока люди слушают радио, смотрят телевизор, пользуются сотовыми телефонами, пока у нас есть охранные сигнализации, пока мы должны поддерживать связь с подводными лодками и самолетами, радиоинженеры будут нужны.

– Сколько получает радиоинженер?
– Это зависит от того, чем он занимается. Например, специалисты по радиоэлектронному противодействию или радиоэлектронные разведчики зарабатывают весьма прилично. Насколько я знаю, радиоинженеры могут получать от 20 тысяч (молодые специалисты) до 200 тысяч рублей.

– Чем может заняться радиоинженер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Например, я ушел в журналистику.

– Как вы стали журналистом?
– Каждый год я ездил на выставку «Связь» и покупал там профессиональные журналы. Однажды я сидел на работе, листал один из этих журналов под названием Connect и обнаружил, что его редакция находится неподалеку от меня. Я решил зайти туда купить свежие выпуски, а затем поинтересовался, могу ли я им что-нибудь написать.
Редактор согласился и дал мне первое задание — написать обзор существующих на тот момент моделей пейджеров, поскольку материал, присланный одной из компаний-производителей этих гаджетов, получился откровенно рекламным. Я справился и получил свой первый гонорар.
Впоследствии я писал про радиосвязь, про всевозможные устройства, про радиостанции. Появились сотовые телефоны — я начал писать про них. Тогда каждая новинка была для меня как полет в космос — супер интересно! Помню, как я впервые увидел телефон-раскладушку от Motorola — это был просто технологический прорыв. Мне выдали его в главном офисе компании, и я всю дорогу проверял, на месте ли он — настолько он отличался от привычных в то время больших телефонов.

– Существуют ли кружки, где школьники могут попробовать себя в роли радиоинженера?
– Мой приятель ведет такой кружок в одном из районов Москвы. Он учит детей работать «Морзянкой». Подобный кружок есть и во Дворце пионеров на Воробьевых горах.

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о профессии радиоинженера?
– Из своей юности помню книгу «Радио? Это очень просто!» Евгения Айсберга, а также книгу Виктора Борисова «Юный радиолюбитель». Романтично настроенным людям могу рекомендовать читать книги про освоение севера. Вся связь в то время шла с материка, и северное сияние могло вызвать перебои на несколько дней. Но эти книги сейчас морально устарели, хотя по ним и можно ознакомиться с некоторыми азами радиотехники.

Ссылка на основную публикацию