«промышленное рыболовство»: обучение профессия и кем работать - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

«промышленное рыболовство»: обучение профессия и кем работать

Специальность «Промышленное рыболовство» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика – по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – по выбору вуза

Содержание

Рыболовство является промышленной и научной отраслью, которая направлена на вылов рыбы с применением современного оборудования и усовершенствованных технологий. Данная отрасль существует издавна, однако, не является повсеместной, поскольку ее применение было возможно лишь в местах, в которых есть водоемы. Рыболовство пользуется особой популярностью на сегодняшний день, поскольку морепродукты по количеству полезных веществ превосходят любые разновидности мяса.

Деятельность выпускников, которыми была избрана для обучения специальность 35.03.09 «Промышленное рыболовство» направлена на научные исследования, создание и использование технологий и систем, необходимых для разведения и вылова рыбы.

Условия поступления

Для того чтобы поступить на обучение, необходимо узнать, какие предметы сдавать. К обязательным относятся:

Третьим экзаменом может быть либо физика, либо информационные компьютерные технологии. Решение относительно этого вопроса принимается непосредственно учебным заведением, поэтому точные условия поступления нужно узнавать в том вузе, куда будут подаваться документы.

Будущая профессия

Профессия рыбака на сегодняшний день изменилась не столь существенно, как другие отрасли производства продукции животного происхождения. Рыбаки, как и раньше, выходят в море или пресный водоем, забрасывают сети и вылавливают рыбу. Изменились только приспособления, используемые рыбаками, которые стаи более совершенными, современными и удобными для вылова.

В процессе обучения студенты получат углубленные знания относительного того, как:

  • разведывать места обитания рыбы, ракообразных;
  • добывать рыбу и морепродукты;
  • разрабатывать схемы вылова, воплощать их в жизнь и руководить процессом ловли;
  • оценивать качество готовой рыбной продукции;
  • создавать схемы орудий и установок для вылова и разрабатывать новые устройства и пр.

В процессе обучения студенты получают полную подготовку по специальности 35.03.09 «Промышленное рыболовство» и полностью готовы для производства рыбы и морепродуктов в промышленных масштабах.

Куда поступать

Для того чтобы получить образование данного направления, стоит узнать, что на сегодняшний день вузы Москвы не предлагают таковой возможности. Однако, можно поступить в следующие образовательные учреждения России в других городах:

  • Астраханский государственный технический университет;
  • Камчатский государственный технический университет;
  • Калининградский государственный технический университет;
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет.

Данные учебные заведения выпускают грамотных и квалифицированных специалистов, прошедших практику и имеющих все необходимые знания и умения. Именно этим обоснован высокий спрос на рыболовов на рынке труда.

Сроки обучения

Время, которое понадобится для получения образования, зависит от того, на какую форму обучения поступает будущий студент. Они может быть:

Обучение на дневной форме займет 4 года. Во всех остальных случаях получение образования займет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профильными дисциплинами, которые изучаются студентами в процессе обучения, являются:

  • механика орудий рыбной ловли;
  • биология и экология гидробионтов;
  • морское и рыболовное право;
  • промысловые схемы и механизмы рыбной ловли;
  • рациональная эксплуатация гидробионтов Мирового океана;
  • устройство и использование орудий для вылова рыбы;
  • технология создания орудий рыбной ловли и пр.

Приобретаемые навыки

Грамотные рыболовы в процессе обучения получают массу важных умений и навыков, которые понадобятся им для работы. Выпускники учебных заведений будут уметь:

  • подбирать и использовать наиболее подходящие для разных ситуаций схемы вылова и заготовки рыбы и морепродуктов;
  • различать экологические последствия использования разных видов приборов для вылова;
  • оснащать орудия для рыбной ловли и подстраивать их работу под определенные технологии вылова;
  • осматривать системы вылова и ремонтировать их;
  • проводить экспертизу и сертифицировать новые технологии и орудия для вылова и пр.

В обязательном порядке все студенты проходят практику во время обучения на отечественных производствах. Это делает их более подготовленными к будущей работе.

Перспективы трудоустройства по профессии

Профессия рыболова на сегодняшний день является дефицитной на рынке труда, что гарантирует выпускникам успешное трудоустройство после окончания вуза. Для того чтобы узнать, кем работать, можно ознакомиться со списком предполагаемых вакансий:

  • инженер-судоводитель;
  • инженер-конструктор;
  • ихтиолог;
  • рыбовод;
  • рыбообработчик;
  • рыболов и пр.

Зарплата в начале карьеры рыболова может составлять от 30 тысяч рублей в Москве. Средняя заработная плата в Российской Федерации составляет до 70 тысяч рублей в зависимости от региона. Самые высокие зарплаты отмечаются на Камчатке.

Преимущества обучения в магистратуре

После того, как студентом оканчивается бакалавриат, у него появляется возможность либо завершить образование, либо поступить в магистратуру. Приняв такое решение, бакалавр получает массу преимуществ. У него появляется возможность углубленного изучения всех профильных дисциплин и более длительное прохождение практики по сравнению с бакалавриатом.

После того как выпускник оканчивает магистратуру, он может продолжать обучение и поступать в аспирантуру, в дальнейшем устраиваясь на работу при учебном заведении и посвящая себя научной деятельности. Спрос на магистров на рынке труда гораздо выше, нежели на бакалавров.

111500 Промышленное рыболовство (Бакалавриат)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и эксплуатацию технических, информационно-измерительных, управляющих и других технологически ориентированных систем для добычи гидробионтов и аквакультуры.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: процессы научного исследования, создания и эксплуатации рыболовных промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы, аппаратуру контроля, процессы
эксплуатации промысловых и исследовательских судов, среды и запасов объектов лова, а также процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием и инспекцией рыболовства и технические средства аквакультуры.

3. Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектная. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4. Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
организация и осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции при производстве и эксплуатации орудий рыболовства, промысловых механизмов и технических средств аквакультуры;
организация и проведение экспертизы и сертификации рыболовных материалов и орудий рыболовства;
организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования и контроль за соблюдением технологической дисциплины;
контроль за соблюдением правил рыболовства, экологической безопасности и охраны труда;
проверка технического состояния и остаточного ресурса орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры и их подсистем, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
организационно-управленческая деятельность:
организация и эффективная реализация технологических процессов добычи рыбы и других гидробионтов на основе рационального использования сырьевых ресурсов, технических средств промышленного рыболовства и современной контрольно-поисковой приборной техники;
составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
организация работы малых коллективов исполнителей;
способностью к проведению анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
научно-исследовательская деятельность:
способностью к научным исследованиям по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
способностью к в выполнению экспериментов, проведению наблюдений, обработке их результатов;
проведение физического моделирования орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры на базе экспериментальных установок;
участие в проведении математического моделирования параметров орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры;
участие в исследовании и совершенствовании физико-механических свойств конструкционных материалов, используемых для постройки орудий промышленного рыболовства;
проектная деятельность:
разработка проектной и рабочей технической документации, техническое оформление законченных проектно-конструкторских работ;
участие в проведении расчетов объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием;
участие в совершенствовании процессов и техники промышленного рыболовства и аквакультуры.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OК-1);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 7);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-11);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);

Читайте также:  «фармация» (специалитет): обучение профессия и кем работать

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-1);
умением использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-4);
производственно-технологическая деятельность:
способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры и свойств рыболовных материалов (ПК-5);
способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ (ПК-6);
способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации технических средств рыболовства, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-7);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов добычи рыбы, орудий рыболовства, технических средств аквакультуры; выбирать технические средства, технологии и материалы с учетом экологических последствий их применения (ПК-8);
способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-10);
способностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-11);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-12);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-13);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы и технические средства измерения параметров технологических процессов, орудий рыболовства и технических средств аквакультуры; проводить экспертизу, стандартные и сертификационные испытания рыболовных материалов, орудий рыболовства
и технологических процессов с использованием ЭВМ (ПК-15);
готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
готовностью участвовать в выполнении экспериментов, проведении наблюдений, обработке их результатов (ПК-17);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, технически оформлять законченные проектно-конструкторские работы (ПК-18);
готовностью к участию в про ведении расчетов объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием (ПК-19);
способностью участвовать в совершенствовании процессов и техники промышленного рыболовства и аквакультуры (ПК-20).

111500 (бакалавр) «Промышленное рыболовство»

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и эксплуатацию технических, информационно-измерительных, управляющих и других технологически ориентированных систем для добычи гидробионтов и аквакультуры.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: процессы научного исследования, создания и эксплуатации рыболовных промысловых систем, включая орудия добычи рыбы и других гидробионтов, промысловые устройства, машины, механизмы, аппаратуру контроля, процессы эксплуатации промысловых и исследовательских судов, среды и запасов объектов лова, а также процессы управления поиском и добычей гидробионтов, регулированием и инспекцией рыболовства и технические средства аквакультуры.
Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская;
  • проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) “бакалавр” присваивается специальное звание “бакалавр-инженер”.
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657)
Бакалавр по направлению подготовки 111500 Промышленное рыболовство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • организация и осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции при производстве и эксплуатации орудий рыболовства, промысловых механизмов и технических средств аквакультуры;
  • организация и проведение экспертизы и сертификации рыболовных материалов и орудий рыболовства;
  • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования и контроль за соблюдением технологической дисциплины;
  • контроль за соблюдением правил рыболовства, экологической безопасности и охраны труда;
  • проверка технического состояния и остаточного ресурса орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры и их подсистем, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;
  • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;
  • организация и эффективная реализация технологических процессов добычи рыбы и других гидробионтов на основе рационального использования сырьевых ресурсов, технических средств промышленного рыболовства и современной контрольно-поисковой приборной техники;
  • составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
  • организация работы малых коллективов исполнителей;
  • способностью к проведению анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;
  • способностью к научным исследованиям по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
  • способностью к выполнению экспериментов, проведению наблюдений, обработке их результатов;
  • проведение физического моделирования орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры на базе экспериментальных установок;
  • участие в проведении математического моделирования параметров орудий рыболовства, средств механизации и систем аквакультуры;
  • участие в исследовании и совершенствовании физико-механических свойств конструкционных материалов, используемых для постройки орудий промышленного рыболовства;
  • разработка проектной и рабочей технической документации, техническое оформление законченных проектно-конструкторских работ;
  • участие в проведении расчетов объектов техники промышленного рыболовства, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием;
  • участие в совершенствовании процессов и техники промышленного рыболовства и аквакультуры.

ФГОС: «Сельское и рыбное хозяйство»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

По истечении указанного срока узнать о судьбе заказа Вы можете у Марины marina@studentochka.ru, телефон с 9 до 21 ч. по Москве.

Тема и предметТип и объем работы
Мировое хозяйство: история формирования и перспективы развития
Международные экономические отношения
Курсовая работа
20 стр.

Образцы введения, содержания, обзора литературы по разным темам:

Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

ЯСпециалист.ру

Всегда востребованные профессии

Рыболов

Специальности: технология рыбного трала, технология рыбного промысла и переработки рыбы, судовая механика, управление двигательными системами (моторист), ремонт и наладка судовых моторов (слесарь и механик-моторист) судовождение (капитан рыболовного судна, штурман), эксплуатация навигационного оборудования, хозяйственная деятельность на судне, менеджмент и управление рыбным промыслом

Специализации в зависимости от видов рыбы (массовые породы для замораживания, мелкие породы для консервирования и засолки, сельдевые породы и т.п.) типа водного бассейна (река, озеро, море, океан) и типа рыболовного судна (малое, большое)

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Начальное профессиональное (судовой механик, моторист, специалист рыбного трала, технолог по заготовке и хранению рыбы, лоцман, матрос) – ПУ, готовящее специалистов рыбного промысла и обслуживания рыболовецких судов

Средне-специальное (судовождение и навигационные работы[1], технология рыбного трала, эксплуатация и ремонт судовых двигателей и др.) – мореходные училища либо колледжи, готовящие кадры для рыболовецких судов

Высшее (судовождение и навигационные работы, ихтиология, морская картография, инженерно-эксплуатационные судовые работы) – высшие мореходные училища (например, Государственная морская академия), институты океанологии, ихтиологические факультеты университетов, институты рыбной промышленности.

Возможно получение профессии, кроме связанных с получением технических знаний и навыков судовождения, непосредственно на рыболовецком судне, в команду которого вам удастся попасть.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии

Каких-то особых способностей не требуется. Однако желательно уметь выдерживать большие интеллектуальные, физические и психологические нагрузки, не страдать морской болезнью, любить реку, море и обитателей водной стихии, а также не быть склонным к аллергии на морские растения и рыбную чешую. Повышенные требования к самодисциплине и чисто мужским качествам. Необходимо иметь крепкое здоровье. Для овладения профессиями технического профиля необходимо иметь повышенный интерес к мореходной и навигационной технике и практический склад ума.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Физкультура, физика, ОБЖ*, география, биология, химия, русский язык и литература, для технически специальностей – математика, технология и черчение.

Характер и содержание работы по данной профессии

Путина: работа на рыболовецком судне во время промыслового рейда – участие в рыбном трале и переборке выловленной рыбы, для технических специалистов – работы по обслуживанию судовых приборов и двигателей, для специалистов судовождения – расчет курса и ведение судна, обеспечение безопасности движения, для капитанов – ещё и общее руководство работой всей команды, для всех остальных работников – участие в общесудовых работах вплоть до уборки палубы и помещений;

Подготовка к выходу в море:: работа на судне и в порту, связанная с исполнением своих прямых обязанностей и поручений руководства, для технических специалистов – профилактические работы и ремонт оборудования, для руководства (капитан, штурманы и помощники капитана и штурманов) – контроль процесса подготовки судна к выходу в море, сдача отчётов, составление сметно-финансовой документации, поиск недостающих специалистов, обеспечение выплаты зарплат членам команды, заключение контрактов с заказчиками партий рыбы и т.п. организационные работы.

Читайте также:  Как выбрать йогуртницу – что важно знать?

Научный: работа в научно-исследовательском учреждении рыбной промышленности на одной из кафедр, связанных с изучением рыбных промысловых ресурсов и отдельных видов промысловых рыб и морских животных – выполнение взятой на себя и утверждённой руководством института (кафедры) научно-исследовательской программы по той или иной теме ихтиологии и рыбного промысла; (при средне-специальном образовании – работа лаборантом или младшим научным сотрудником); проведение лабораторных работ, испытаний, написание отчётов – как научных, так и финансовых, подготовка научных статей в научные журналы, прииск возможностей опубликоваться для подтверждения своего научного статуса, участие в научно-практических конференциях и симпозиумах.

Очевидные плюсы профессии

Благородное дело сродни делу любого кормильца, уважение со стороны любителей свежей рыбы, возможность кушать недавно пойманную в экологически чистой зоне рыбку или сделать карьеру в научно-исследовательском учреждении, сравнительно высокий заработок или прибыль, возможность частых морских путешествий с заходом в порты разных стран.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Работа физически тяжёлая, изматывающая, связанная с риском мореходства, включая сильные штормы и нападения пиратов, с экстремальными ситуациями, рабочий день рваный, часто ненормированный, высокая вероятность попадания в болтанку на несколько дней подряд, частые выходы в открытое море на месяц и дольше с круглосуточной жизнью на борту не очень комфортного судна вдали от берегов, труд при этом не всегда адекватно оплачивается, переживания по поводу конечного результата рыбного трала, который часто не предсказуем, необходимость надолго расставаться с семьей.

Возможные профессиональные заболевания: дыхательных путей, дерматологические, аллергические, опорно-двигательного аппарата, остеохондроз

Вилка зарплаты (в рублях в среднем в месяц)*

В Москве: 15 000 – 35 000 (только в НИИ, другой работы нет)

В крупных приморских центрах или городах, расположенных на берегу промысловых рек и озёр: 20 000 – 60 000

В глубинке России (обычно малое речное рыболовство): 12 000 – 25 000

Наедитесь вы рыбы и в другой рыбной отрасли – промысловой. И не путайте, пожалуйста, эти профессии: рыбовод и рыболов – далеко не одно и то же. Более того, профессиональное рыболовство в корне отличается от любительского – и характером работы, и профессиональными навыками.

В принципе, как и пчеловодство, многие люди делают рыбоводство и рыболовство своим хобби, которое одновременно является и хорошим подспорьем для семей этих любителей. Но одно дело ловить рыбу для себя, пускай и с продажей на рынке, и совсем другое – работать в команде специалистов рыболовецкой отрасли. Другие масштабы рыбной ловли, другие снасти, другие условия. На рыболовецком судне (не важно – речном, озёрном или морском) каждый человек выполняет строго ему вменённые рабочие обязанности. В профессиональной команде не пофилонишь, и отказаться от выхода в море просто потому что «сегодня чего-то неохота» не получится. А главное – придётся забыть о рыбалке как о занятии, доставляющем только удовольствие. Попадали когда-нибудь в шторм, находясь посреди широкой реки или озера? Так вот для профессионального рыболова шторм и дождь – обычное явление на рабочем месте.

А теперь представьте себя на морской путине. Ваш траулер погнался за крупным косяком, скажем, трески, на вылов которой у команды есть довольно дорогая лицензия. И вдруг начинается хорошая болтанка баллов на 5-6, а до ближайшей бухты – пару суток пути на крейсерской скорости. Мало того что под ногами у вас всё ходуном ходит, не переставая сутками, так ещё и рыба «проклятая» ушла на глубину. Можно, конечно, бросить косяк и отравиться домой. Но тогда команда получит на свой счёт одни расходы на топливо, питание и аренду траулера, а получать за перенесённые лишения окажется нечего.

Так что придётся вам, если вы уж попали на борт рыболовецкого судна, оставаться в неприятно волнующем море до тех пор, пока капитан не сочтёт необходимым вернуться в порт. Кстати, морской болезнью страдают многие рыболовы. Однако мало кого это побуждает уволиться. Почему? Трудно понять. Видимо, рвущимися в море людьми движет что-то лежащее в основе их характера. С огромной радостью такие люди обычно возвращаются на сушу, но и с такой же радостью уходят снова в море после недолгого отдыха. А проверить себя, годитесь ли вы к такой работе, не выйдя в море хотя бы раз, невозможно. Но если любая мелкая качка вводит вас в панику, а плохая погода заставляет нервничать, если вас больше влекут к себе удобства цивилизации, нежели романтика морских походов – лучше, наверное, и не пробовать море на вкус рыбака.

Профессиональный рыбак должен не только любить открытое (т.е. когда не видно берегов) море, но и обладать такими качествами, как терпеливость, чувство локтя, душевное спокойствие, физическая сила и выносливость, отменное здоровье, уживчивый характер, отсутствие в себе брезгливости, самодостаточность, бесстрашие. Он должен уметь работать швейными иглами и шилом, драить до блеска палубу, не запутываться в рыболовецких сетях, управлять шлюпкой, готовить еду из того, что под рукой. Ну и, разумеется, чистить, свежевать и заготавливать рыбу. Часто рыбаки начинают обработку пойманной рыбы, грубо говоря, не отрываясь от лова. Напряжение в такие часы (а они могут тянуться сутками) – на грани невозможного. Но остановить работу нельзя, потому что самое тяжёлое для всей команды рыбаков – это когда рыба не ловится.

Случается, что погода в море отличная, а работы нет: ни одного косяка в районе дрейфа(!) Вроде бы, валяйся в одних плавках на палубе, загорай. Однако именно в такие периоды, если они затягиваются, в команде воцаряется самая напряжённая психологическая атмосфера, нередко доходит и до драк по пустякам. Зато когда рыбы попадается в сети много, даже падая от усталости, рыбаки не перестают шутить. Это ведь серьёзный заработок, а не просто тяжёлый труд.

Разумеется, речным рыбакам намного проще: берег-то всегда рядом. Зато и заработок у речных рыболовов, как правило, меньше, чем у их морских коллег. Но если вы уже загорелись этой профессией, то я вынужден несколько охладить ваш пыл. Не следует думать, что попасть в команду профессиональных рыбаков легко. Желающих работать в этой отрасли всегда было более чем достаточно. Да и отбор туда строгий – и по здоровью, и по способностям, которые определяют, как правило, опытные члены команды, и по принципу «ко двору – не ко двору».

А что даёт профессиональное образование? Скажем сразу, что в этой отрасли работают люди с совершенно разным образованием, даже с экономическим и юридическим. И это оправданно: рыбный промысел – прежде всего бизнес, как правило, ещё и международного уровня, связанный с заходами на территории других государств. Поэтому возглавляют команды рыболовов чаще всего люди с высшим образованием. Но тут ещё и важно, знают ли ваших родственников как профессионалов этой отрасли. Влияние династий в этой профессии велико до сих пор.

Но чтобы попасть на борт рыболовецкого траулера вне этой системы, не обязательно обладать качествами «настоящего рыбака». Овладейте специальностью моториста рыболовецкого судна (или судового радиста, бортмеханика, рулевого, трал-мастера, технолога), и трапы многих судов опустятся перед вами. Нужны в рыболовной отрасли и картографы-навигаторы, многие из которых получают вначале университетское образование на географическом факультете. Переходят в рыболовную отрасль и профессиональные океанологи, ихтиологи. Понятно, что их задачами становится не участие в самом процессе лова и обработки пойманной рыбы, а поиск рыбьих косяков, разработка стратегии промысла в конкретной зоне вплоть до определения оптимальных дат и часов выхода в море.

Многие дипломированные специалисты рыболовецкой отрасли, попробовав себя на борту траулера, предпочитают сойти на берег. Там можно заниматься дальнейшей переработкой рыбы и её продажами. То есть, полученное в «рыбном» учебном заведении образование не привяжет вас только к морю.

Но сразу имейте в виду: если вы хотите стать именно моряком-рыболовом, то и учиться (по любой специальности этой отрасли), и работать придётся далеко от центральной части России. В Питере кадровых проблем рыболовецкие компании почти не испытывают, зато на Камчатке и Сахалине вам будут рады. Лучшие кадры для тихоокеанских судов рыболовства, как принято считать, готовят там же и расположенные учебные заведения. Из средне-специальных высоко котируется Дальневосточное мореходное училище. Из высших – Дальневосточный технический университет.

Конечно, если вы – человек упорный в поиске места именно там, куда хочется, то найдёте себе место и на Чёрном море. Мореходное училище есть и в Севастополе, а техникум, обучающий по специальности «рыболовство» (технология рыбного лова) – в Керчи. Но это уже территория другого государства.

В принципе, промышленное рыболовство в России будет развиваться, испытывая нужду в молодых кадрах. Только обретать профессию рыболова-промысловика имеет смысл лишь в том случае, если вы либо родились и выросли на море (на реке), либо в принципе не прочь переселиться к морю, покинув привычные условия жизни в центральной России. То же касается и речного промышленного рыболовства и переработки рыбы. И если сейчас вы живёте в каком-нибудь крупном городе далеко от морских просторов или судоходных рек, то хорошенько подумайте, прежде чем подать документы в учебное заведение, готовящее специалистов для рыболовных компаний. Захотите ли вы после учебы надолго, если не навсегда, покинуть город, в котором выросли, обзавелись друзьями и, как говорится, насидели себе уютное место в родительском доме? Помните: мотористу водного транспорта, а тем более мастеру рыбного трала, в месте, далёком от большой воды, по специальности работы не найти. Сбежите с места работы домой, придётся снова учиться, теперь уже по другой специальности. Впрочем, даже учебная практика на рыболовном судне ещё никому не вредила. Так что смелее в мореходку, друзья.

Читайте также:  Как научиться делать сальто?

«промышленное рыболовство»: обучение профессия и кем работать

Одним из важнейших направлений реализации национальной политики в области морской деятельности Российской Федерации, изложенных в Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года, является кадровое обеспечение морской деятельности.

В этой связи подготовка кадров, способных обеспечить рациональное использование сырьевой базы российского рыболовства, безаварийную эксплуатацию судов рыбопромыслового флота, работу береговых предприятий и организаций отрасли является стратегической задачей образовательного комплекса Росрыболовства.

Отраслевой образовательный комплекс представляет собой систему образовательных организаций, расположенных в основных рыбохозяйственных регионах и осуществляющих подготовку кадров в соответствии с потребностями отрасли.

Образовательный комплекс Росрыболовства включает 5 образовательных организаций высшего образования: «Астраханский государственный технический университет», «Калининградский государственный технический университет», «Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет», «Камчатский государственный технический университет», «Керченский государственный морской технологический университет», имеющих в своем составе 9 филиалов и 3 обособленных структурных подразделений, а также ФГБОУ «Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию».

Образовательные организации Росрыболовства осуществляют подготовку кадров по 29 специальностям среднего профессионального образования, 49 направлениям бакалавриата, 34 магистратуры, 13 специалитета, 39 аспирантуры. Основными являются специальности, связанные с работой в море в составе экипажей судов рыбопромыслового флота: «Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Техника и физика низких температур», «Промышленное рыболовство», а также на береговых предприятиях: «Водные биоресурсы и аквакультура», «Судостроение и судоремонт», «Технология рыбы и рыбных продуктов».

Деятельность образовательных организаций Росрыболовства имеет межрегиональный характер, при которой каждая из них обеспечивает потребности рыбохозяйственных предприятий, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.

Общий контингент обучающихся в образовательных учреждениях Росрыболовства составляет 40,3 тыс. человек. Из общего контингента за счет средств федерального бюджета обучается 19,2 тысяч, из которых более 4,6 тысяч составляют курсанты, обучающиеся по программам подготовки плавсостава в соответствии с международными конвенциями.

В 2017 году принято на обучение 9,2 тыс. человек, из них 5,6 тысячи на обучение за счет средств федерального бюджета. Из общего приема на обучение по программам среднего профессионального образования в 2017 году принято 2,1 тыс. человек, на обучение по программам высшего образования – 3,5 тыс. человек.

Выпущено 2,3 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 4,9 тыс. специалистов с высшим образованием.

Большинство рыбохозяйственных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и проводят обучение курсантов по специальностям стратегического назначения, необходимым для обеспечения национальной безопасности государства (судоводители, судомеханики, электромеханики, радиоспециалисты, промрыбаки).

Структура и порядок подготовки таких специалистов базируются на выполнении требований международных конвенций и составляют единый комплекс теоретической и тренажерной подготовки, плавательной практики, а также морского дипломирования.

В период обучения курсанты находятся на государственном обеспечении, выполняют утвержденный распорядок дня, несут вахтенную службу, получают необходимые знания и командные навыки.

Указанные особенности подготовки курсантского состава обусловлены спецификой работы экипажей судов рыбопромыслового флота, проходящей в экстремальных условиях, сопряженных с риском для жизни, длительными многомесячными рейсами, нахождением в замкнутом пространстве судна при низких температурах и постоянной качке.

Подготовка кадров осуществляется высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим производственный опыт работы на судах и предприятиях рыбной промышленности.

Учебный процесс организован с использованием специализированных аудиторий, классов и лабораторий, закрепление теоретических знаний и навыков проводится на тренажерных комплексах, представляющих собой компьютерные симуляторы, имитирующие работу современного морского судна, что позволяет курсантам задолго до попадания на борт действующего судна отработать первичные навыки управления им в условиях морской качки.

Образовательные организации отрасли обеспечивают курсантов бесплатным питанием и обмундированием, стипендиями, выполняя тем самым, важную социальную функцию, направленную на поддержку наиболее социально-незащищенных слоев населения, способствуя вовлечению молодежи в общественно-полезную деятельность.

Важным элементом подготовки кадров является практическое обучение, которое осуществляется на судах и береговых предприятиях отрасли. Курсанты младших курсов, обучающиеся по направлениям подготовки и специальностям плавательного состава судов рыбопромыслового флота, проходят плавательную практику на учебно-парусных судах «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада».

В период учебных рейсов на борту судна курсанты продолжают изучение теоретического курса обучения, сдают квалификационные экзамены на получение первой рабочей профессии (матроса, моториста).

Кроме того, на борту парусников курсанты проходят школу флотской закалки, получают бесценный морской опыт, расширяют свой кругозор. На парусниках происходит становление характера будущего командного состава судов рыбопромыслового флота, в духе лучших флотских традиций, морской романтики и дружбы.

Также, на учебно-парусных судах проводятся спортивные соревнования, мероприятий, способствующих развитию творчества обучающихся.

Ежегодно учебно-парусные суда Росрыболовства принимают участие в международных парусных регатах и фестивалях. В период заходов в порты иностранных государств для курсантов организуются экскурсии по памятным местам, связанным с историей данного государства.

УПС «Крузенштерн» в 2016 году приняло участие в Международной регате больших парусных судов, проходившей в акватории Черного моря, а также регулярно принимает участие в ежегодных Международных парусных регатах «TallShipsRace».

УПС «Паллада» ежегодно обеспечивает доставку бойцов студенческого путинного отряда ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» на рыбоперерабатывающие предприятия Дальнего Востока.

Во всех образовательных организациях Росрыболовства на плановой основе проводится активная работа по организации патриотического воспитания обучающихся, основанная на изучении славных страниц в истории российского флота, связанных именами великими российских флотоводцев и первооткрывателей.

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» на парусниках Росрыболовства ежегодно организуется прохождение плавательной практики юнг морских патриотических клубов Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владивостока, Костромы, Сургута, Республики Марий Эл.

На базе образовательных организаций также действуют институты повышения квалификации и переподготовки кадров, в которых проходят переобучение специалисты плавательного состава судов рыбопромыслового флота и береговых предприятий отрасли.

Кроме того, осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. При вузах отрасли работают диссертационные Советы.

Для улучшения взаимодействия с работодателями вузами отрасли заключены долгосрочные договора, в рамках которых осуществляется направление обучающих, на производственную практику на рыбохозяйственные предприятия. Другим направлением сотрудничества с работодателями является взаимодействие в вопросах целевой подготовки кадров.

Переход отраслевой системы образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения активизировал сотрудничество вузов с крупными рыбопромышленными компаниями в части разработки образовательных программ с учетом требований работодателей по содержанию и качеству подготовки.

Работодатели также активно привлекаются к работе Государственных экзаменационных комиссий, где участвуют в отборе лучших выпускников с последующим привлечением на работу в свои компании. Ряд выпускных квалификационных работ выполняется по заказу работодателей и после защиты внедряется в технологический процесс.

Активное взаимодействие образовательных организаций с ФГБОУ «Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию» обусловливает масштабную работу по методическому обеспечению образовательного процесса в сочетании с требованиями профессиональных стандартов рыбной отрасли. В частности, ведется работа по актуализации примерных основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Также на централизованной основе организовано издание более 100 учебников и учебных пособий по рыбохозяйственной тематике, что способствовало повышению качества отраслевого образования.

Вузы Росрыболовства активно сотрудничают с отраслевыми научно-исследовательскими институтами по различным направлениям наиболее актуальными для развития рыбохозяйственного комплекса. В рамках этой работы уделяется большое внимание привлечению талантливой молодежи к научно-исследовательским работам совместно с отраслевыми научно-исследовательскими институтами.

Имеющийся в Федеральном агентстве по рыболовству образовательный комплекс, в целом, обеспечивает потребности отрасли в квалифицированных кадрах.

Уровень российского рыбохозяйственного образования подтверждается итогами мониторинга эффективности деятельности вузов, ежегодно проводимого Минобрнауки России, начиная с 2012 года, по результатам которого все вузы Росрыболовства ежегодно признаются эффективными, а также результатами проверок, проведенных Минтрансом России, подтвердивших соответствие образовательных организаций Росрыболовства международным требованиям в области подготовки членов экипажей морских судов.

ФГБОУ ВО “Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет” ФГБОУ ВО “Камчатский государственный технический университет” ФГБОУ “Центральный учебно-методический кабинет по рыбохозяйственному образованию”
Сахалинский морской колледж (филиал)Филиал в г. Феодосия
Дальневосточное мореходное училище (филиал)Владивостокский морской рыбопромышленный колледж
Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Сохранить себе в:
Ссылка на основную публикацию