Профориентация на работе: выбираем профессию трудясь - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профориентация на работе: выбираем профессию трудясь

Профориентация на работе: выбираем профессию через практику

Профориентация на работе может быть интересна не только тем, кто уже закончил вуз, но и тем, кто только еще пока находится на этапе обучения и выбора будущей профессию. Узнайте, как пройти профориентацию на практике. Кстати, это поможет вам не только с выбором. Не забывайте, что в ходе данной «операции» вы еще и заработаете деньги.

Разброс возможностей для школьников и студентов

Конечно, не каждая специальность позволяет устроиться на работу еще будучи школьником, чтобы практиковаться в той деятельности, которую вы выбрали. Но, так или иначе, познакомиться с интересующей вас областью вполне возможно: если не прямо, то косвенно.

Отличные возможности пройти профориентацию на практике есть у тех, кто решил связать свою деятельность с гуманитарными специальностями, причем как классическими, так и современными.

Социологи

Так, будущим социологам полезно потренироваться в проведении опросов. При устройстве на такую работу важно узнать больше о компании, которая этим занимается, а также быть готовым к тому, что в одиночку хождение по квартирам может быть небезопасным, особенно в вечернее время. Однако такая деятельность не только даст опыт работы с людьми, но и будет полезна в понимании внутренней системы, механизма формирования того, что называется общественным мнением.

Журналисты

Несколько проще профориентироваться молодым журналистам. Они могут найти молодежное или школьное издание, которое само заинтересовано в ребятах, желающих и способных писать. При некоторых крупных издательских домах существуют целые отделы по работе с юнкорами, где можно не только «разрабатывать перо», но и, общаясь с профессионалами, по-настоящему учиться.

PR, реклама и маркетинг

Широкие возможности есть у тех, кто хочет связать свою жизнь со сферой PR, рекламы и маркетинга. Постоянно требуются промоутеры и рекламные агенты. Хотя и кажется, что участие в промоакциях и раздача листовок далеки от профориентации мира большого рекламного бизнеса, в котором создаются ролики и плакаты, разрабатываются настоящие кампании, на самом деле это не совсем так. В основе любой работы с людьми лежит изучение их интересов и реакции. Непосредственно общаясь с теми, кто станет потребителями предлагаемого товара и услуги, можно понять, насколько может различаться отношение разных людей к рекламным акциям. Кроме того, при дальнейшем карьерном росте станет ясно, в чем могут схитрить подчиненные, которые занимаются такой, вроде бы, нетворческой работой.

Рекламный агент

Работа более сложная, но и более интересная в плане знакомства с рынком. А если у вас получится устроиться в офис, то вы увидите, как общаются с клиентами и как строится процесс создания любого материала — от начала до конца.

Историки

Если вы увлечены историей, в этом направлении тоже можно работать и получать практическую профориентацию. При вузах и исследовательских организациях существуют археологические и этнографические общества, которые проводят экспедиции. Чаще всего это происходит летом, поэтому как раз в дни школьных каникул есть все возможности узнать, как происходят исследовательские работы «вживую».

Языковеды и переводчики

Те, кто интересуется языками, обычно определяются с выбором самого языка, а нередко и профиля обучения достаточно рано. Языковые способности проявляются в раннем возрасте, но их нужно постоянно развивать. Лето — отличный повод для практики в сфере переводов. Переводчики текстов регулярно требуются в различные организации, достаточно поискать объявления в Интернете или узнать о вакансиях в соответствующих изданиях. Чаще всего требуется опыт работы, однако, чтобы вас выбрали, в качестве примера можно самостоятельно перевести статьи на темы, подходящие для той или иной деятельности и показать или отправить их работодателю. Хотя работать с общеизвестной лексикой проще, такую работу отыскать проблематично, поэтому имеет смысл поработать с узкой и не вполне понятной, на первый взгляд, темой.

Компьютеры и интернет

Интересные возможности есть у тех, кто тяготеет к техническим наукам, особенно связанным с компьютерной тематикой.

Регулярно посещайте интернет-сайты, где обитают профессионалы, тем более что сейчас несложно найти сообщества программистов, разработчиков ПО и создателей сайтов. Кроме общения и обмена опытом, там нередко появляются объявления о вакансиях. С одной стороны, там требуется опыт; с другой, главное в этих профессиях — это умения. Если школьник уже классе в девятом способен сделать простую программу, он вполне может развивать свои навыки, а потом предлагать услуги на рынке: уровень образования — это не то, на что в таком случае смотрят в первую очередь.

Другой вариант — познакомиться с профессиональной командой и устроиться к ним на стажировку. Конечно, денег это не принесет, во всяком случае сразу, но может стать отличной возможностью для получения опыта.

Дизайнер

Ещё более интересные перспективы Интернет предоставляет дизайнерам. На домашнем компьютере можно создавать работы и затем включать их в портфолио. Да и профессиональные сообщества дизайнеров показывают и разнообразие направлений, и интересные идеи для трудоустройства. Многие дизайнеры и верстальщики с удовольствием берут учеников, которым показывают те навыки, которые нельзя освоить и в университете. Конечно, стоит обращать внимание на место работы; желательно, чтобы это была достаточно известная и серьезная организация.

Вообще говоря, именно знакомство с мастерами своего дела порой дает больший опыт, нежели когда вы предоставлены в работе самим себе. Хорошей профессиональной школе в чем-то уступает и академическая подготовка. Поэтому в тех специальностях, которые едва ли могут как-то быть доступны для практического освоения несовершеннолетними, имеет смысл через родителей или старших знакомых приобретать связи с профессионалами и для начала беседовать о будущей деятельности именно с такими людьми, хотя, конечно, есть риск познакомиться и с необъективным взглядом на профессию. Столь же вероятно и самому понаблюдать за внутренней жизнью на каком-то рабочем месте, чтобы понять, насколько это интересно.

Неочевидная польза

Офицант

Существует множество вакансий, которые, на первый взгляд, не связаны с будущей серьезной работой. Например, официанты в сетевых кафе и ресторанах, вроде «Макдональдса» и «Кофе-хауса». Однако даже студентам первых курсов экономических специальностей порой советуют поработать там какое-то время, чтобы увидеть, как организуется труд и распределяются обязанности внутри коллектива. Это может пригодиться и тому, кто планирует карьеру менеджера, и амбициозным ребятам, собирающимся открыть свое дело.

Курьер

Не менее интересна в этом отношении и работа курьером. Да, она не может развить командных навыков или дать представление о системе, однако позволяет оценить особенности выполнения тех задач, которым обычно отводится немного внимания, а также быть внимательным ко времени. Это немаловажно и для личного развития, так как в подобной работе приходится быть ответственным, ведь во многом за это качество платят деньги.

В Европе и США уже давно существует традиция начинать карьеру с самых низкооплачиваемых и вроде бы непрестижных сфер, так как это помогает понимать основу взаимодействия и работы системы любого предприятия на всех уровнях. Если же стартовать с достаточно высокой должности, можно столкнуться в будущем с проблемой общения, когда вы попросту не поймете, на каком этапе ваши подчиненные могут попробовать схалтурить.

Чтобы всё было официально

Некоторые описанные нами работы выполняются по разовым заказам, поэтому не требуют постоянного трудоустройства и официального оформления на работу (деятельность переводчика или дизайнера). Но во многих случаях стоит быть знакомым с порядком зачисления в штат и юридической стороной дела.

Сначала обратите внимание на документы. Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования.

Конечно, трудоустройство для тех, кому ещё не исполнилось 18 лет, имеет свои особенности. Для несовершеннолетних существуют с одной стороны, ограничения, а с другой — льготы.

Есть и тонкости.

Постоянная работа разрешена с 15 лет. При этом работодателю необходимо так же, как и в ситуации со взрослыми сотрудниками, заключать трудовой договор. Однако официально разрешено заключение договора только с лицами от 16 лет и старше. Впрочем, это не означает, что те, кто младше, не смогут официально получить рабочее место. Но для этого нужно предъявить документ, свидетельствующий о том, что подросток уже окончил школу. Тем не менее уже с 14 лет можно быть одновременно учеником школы — и официально работать. В таком случае необходимо предъявить письменное согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства. Законодательством предусматривается, что будет доказано: работа не мешает вашей учебе и не причиняет вреда вашему здоровью.

Именно из-за последнего обстоятельства, прежде чем начать работать в организации, обязательно пройти медицинский осмотр, который затем нужно будет повторять ежегодно до совершеннолетия.

Обычно, прежде чем начать работу, люди проходят испытательный срок. Трудовым кодексом определено, что несовершеннолетних это правило не касается. Официальная продолжительность рабочей недели также очень сильно зависит от возраста. Так, если обычно она составляет 40 часов, то для ребят младше шестнадцати это время сокращается до 24, а для 16–18-летних — до 36 часов. Если человек совмещает работу и учебу, эти цифры нужно разделить на два. Продолжая разбираться с цифрами, обозначающими рабочее время, обратим внимание на то, что рабочий день для человека, которому еще не исполнилось 16, официально не может быть больше 5 часов, для старших это время увеличивается до 7. Как и в правиле с неделями, обучение заставляет сокращать эти рамки вдвое.

Согласно Трудовому кодексу, есть ограничения и по поводу характера работы. Так, запрещено участие в тяжелых работах, в частности подземных, вахтовых, а также тех, которые могут «причинить вред их здоровью и нравственному развитию»: под этим подразумевается игорный бизнес, а также всё, что связано с алкоголем и табачными изделиями. Кроме того, работающим школьникам запрещены сверхурочные и командировки. Выходные и ночи предназначены для того, чтобы отдыхать и высыпаться, поэтому официально запрещено работать сверхурочно и в выходные дни. Зато оплачиваемый отпуск, согласно законодательству, определяется не меньше 31 дня.

Лучше, если об увольнении подросток сообщит заранее, ведь прежде чем уволить несовершеннолетнего работника, организация должна получить согласие территориальной государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

Выводы из опыта

Конечно, любая работа – профориентация — это не только приобретение опыта, но и потеря. Так или иначе, у человека меняется отношение к выбранной сфере. Он может заинтересоваться ею ещё сильнее или, напротив, разочароваться. И хотя это несколько грустно, у такого разочарования есть и положительный аспект: получены нужные навыки, понята какая-то область профессии. А главное — ясно, что именно эта область деятельности подходит — или не подходит, поэтому можно искать новую, пробовать различные варианты, интересоваться соответствующими предметами в школе и оглядываться вокруг.

Трудности в профориентации взрослых

Автор статьи: Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.

Вот вы взрослый человек, вы, например, думаете: осточертела мне моя работа – развиваться не дает, взлететь не дает, никому не приношу пользы, не ценят меня, да и вообще. не мое это. Работу ли поменять или взять да и поменять саму, страшно сказать, профессию. Что делать? Кем быть?

Начинаете листать журналы с вакансиями, ходите по интернету. Ужасаетесь. Много вакансий, море профессий. Которая же подходит вам ? А вот это что такое: сомелье. Вот еще: копирайтер. Логистик. Ужас. Это кто умеет логически мыслить? Вот финансовый директор. Чем он отличается от коммерческого? Нет .. не разберусь никогда.. Впадаете в уныние. Советуетесь с другом. А тот говорит: вот я на форексе, мне хорошо, пошли со мной.

Читайте также:  Как организовать производство?

Но нет — огорчаетесь вы: не смогу я на бирже, душа не лежит. И что? Тесты?

Можно попробовать. Вы узнаете свой уровень интеллекта, что не идеально умеете контролировать себя, что вы довольно внимательны, что могли бы быть руководителем, что можете работать с цифрами и с большими объемами информации.

Нет, не тесты. Тесты многого не знают про жизнь и про ваши жизненные обстоятельства.

Что же делать?

Разделить этот огромный пирог профессий на три части:

Недоступные вам профессии.

Если вам больше 25 лет – то некоторые профессии уже не могут стать Вашими. Врач, например, или танцовщик балета, или, например, пилот. В эти профессии надо входить с юности. Значит, вы уже проехали мимо этих профессий.

Профессии, которые вам не нравятся. Вы говорите им НЕТ.

Почему вы говорите этим профессиям НЕТ? А скучно, не интересно. Может, вы и способны это делать (анализировать цифровые ряды), но не хотите. А почему? А потому, что это не позволяет общаться с людьми так много, как вы бы хотели. И не позволяет ходить ногами и видеть интересное.

Профессии, которые вам подходят

Остались профессии, про которые вы не слышали никогда и те профессии, о которых вы знаете и они интересны вам.

Ну, вот вы и закончили делить пирог профессии.

В этом самом месте вам стоит обратиться к консультанту по профессиям, консультанту по профориентации. Больше не к кому. Консультант по профориентации знает все профессии, требования, которые они предъявляют к людям, он психолог, он понимает ваши надежды и страхи и умеет определить, в чем ваша сила, он не только придумает с вами новую профессию, но и распишет вашу жизнь на годы вперед, он услышит все ваши «но», с уважением отнесется к вашим возражениям, он учтет ваши возражения. Возражения ваши ограждают стенами высокими вашу дорогу и создают коридор судьбы. Не больше и не меньше.

А вот о том, какие обычно бывают неполадки у взрослых, приходящих на профориентацию.

Взрослые люди, которые приходят ко мне на консультацию иногда не умеют произвести качественную инвентаризацию своих драгоценностей. Они, например, знают фотошоп и думают: ну, это фигня! Ерунда! А в действительности, если объединить фотошоп и желание рисовать, творить, работать в свободном режиме — кое-что дают. А что дают? А возможность пойти по пути превращения в графического дизайнера.

Они говорят: ну, кому я нужен в свои 36 лет. 46 лет. В душе они надеются. И правильно надеются. Тому, кто адекватен и терпелив — найдется дело по душе и по силам. Радостное дело.

Иногда взрослые пройдя какой-нибудь тренинг личностного роста приходят и говорят: моя работа должна давать мне духовную гармонию. И они требуют этой гармонии с меня, с профориентолога. Они думают, что теперь все дело во мне. А я тут со своими сермяжными правдами: надо трудиться, надо получить не просто работу, а профессию, развиваться в ней. Божественная благодать — удел людей, которые знают, что не обманывают, не принуждают, не отнимают у людей их свободы и хлеба и приносят пользу.

Частенько такие требовательные люди сами-то никогда никому ничего не сделали хорошего. А только сидели на шее мужчин (женщин) или родителей. Наверно, разгадка их страданий в этом. Они мучительно ждут чуда. А чуда не происходит. Потому что чудо — это восход солнца, рождение ребенка и человеческая доброта. Идите и смотрите восход. Если это не чудо для вас — молитесь.

Такой человек выдвигает возражения на всё, на каждый постулат. Надо учиться? А я не хочу чему попало учиться. Пока учишься — надо работать? А я не хочу где попало работать.

Человек будто играет в игру с судьбой. Он стоит так кокетливо вполоборота к судьбе и капризно говорит: “Судьба! Послушай, Судьба! Я хочу быть знаменитой и богатой! Я хочу гармонично жить. Но только имей в виду, Судьба, что я ничего не хочу делать для этого! Или, Судьба, возьми и отнеси меня на руках к моему счастью. Я по-другому не согласна”.

Тут уж не до профориентации. Тут надо делать глубокую психологическую коррекцию.

Бывает и вот как. Девушка ничему не училась. Но астролог сказал ей на астрологической профориентации: ты финансовый специалист. Почему астролог сказал так? Мне не известно. Да и сказал ли? А вот девушка не хочет работать с цифрами. Не хочет и все. Более того, я в процессе профориентации выявила у данной девушки полное незнание математики на школьном уровне. Дальнейшее исследование показало снижение всех познавательных функций и неумение и нежелание работать руками, отсутствие иных склонностей, кроме хозяйственных простых навыков . Однако девушке надо как-то жить. Направила ее в монастырь. Пусть живет при храме, при монахах и монахинях, в святом месте. Её там не обидят. Иех! Какая была гневная вспышка! Убежала. С проклятьями.

Чаще бывает, что взрослый умен, адекватен, трудолюбив, талантлив. Но охвачен страхом взлететь. И когда он все-таки взлетает — как это бывает осмысленно и прекрасно! И тогда я понимаю: не зря я затеяла всю эту профориентацию для взрослых!

Методическая разработка классного часа по теме: ” Профориентация”.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 82 п. Степной Курган

Классный час по профориентации

для учащихся 9-го класса

Автор: классный руководитель 9 класса,

учитель иностранного языка, Шушпанова Г.В.

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассниками о выборе профессии. Мною был разработан классный час по профориентации для учащихся 9-го класса: «Парад профессий» с использованием мультимедийной презентации. В увлекательной игровой форме ребята узнали о факторах, влияющих на выбор профессии, ознакомились с типологией и различными характеристиками профессий, посетили ФАП п. Степной Курган, прослушали рассказ заведующей ФАП Варавиной В.А., о профессиях врача и медицинской сестры. Небольшой тест помог ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.

Данная разработка будет полезна классным руководителям 5 – 11 классов, учащимся, выпускникам школы, родителям.

Цель классного часа:

дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы, играми и тренингом).

3. Практический блок (с проблемной ситуацией и тестированием).

4. Экскурсия в ФАП

5. Заключительная беседа

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в PowerPoint .

Открывает классный час эпиграф, в качестве которого взяты слова древнегреческого писателя Эзопа и высказывание французского писателя Фредерика Стендаля о труде, что позволило организовать внимание детей и настроить на плодотворную работу.

В ходе беседы с учащимися мы выяснили факторы, влияющие на выбор профессии. Создать положительный эмоциональный настрой на занятии мне удалось благодаря использованию игр, которые позволили в непринуждённой форме проверить знания детей о многообразии профессий. Я посчитала целесообразным организовать работу учащихся в группах, так как хотелось, чтобы соревнуясь, дети раскрепостились, увлеклись и заинтересовались этой темой. Тренинг «Рука судьбы» был проведён с целью показать ученикам последствия случайного выбора профессии.

Далее мы выяснили, какие условия необходимо соблюдать при выборе профессии. Использование мною активных методов обучения – частично-поискового и метода проблемного изложения материала – позволило ребятам проанализировать и сравнить несколько жизненных ситуаций, связанных с выбором будущей профессии, и сделать важные выводы.

Познакомившись с классификацией профессий профессора Е.А. Климова, ребята в групповой форме с помощью игры «Кто больше знает профессий?» определили профессии каждого типа. Групповая работа позволила рационально организовать работу всех учащихся, что способствовало усвоению большого объёма учебного материала за короткое время.

Проведённое тестирование помогло ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.

В заключительной части классного часа я обратила внимание учащихся на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий, дала несколько рекомендаций и советов в выборе профессии.

Занятие закончилось словами К.Д.Ушинского: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

На мой взгляд, классный час удался. Все его компоненты были направлены на достижение цели. На протяжении всего занятия шла работа над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни, так как он несёт большой воспитательный потенциал. Классный час прошел в хорошем темпе, учащиеся активно работали на протяжении всего занятия. Групповая форма работы оправдала себя, так как ребята с большим интересом и желанием участвовали во всех предложенных им играх и заданиях. Это позволило реализовать поставленные цели и задачи.

Ход классного часа:

Классный руководитель . Лучшая оценка за проделанную работу – это «5». Очень хочется, чтобы сегодня все отлично и результативно поработали. Поэтому я попрошу вас разделиться по 5 человек в 5 групп и занять свои места в классе.

2. Информационный блок

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии. Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова о труде:

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия» (Стендаль)

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

Давайте вместе рассмотрим эти факторы.

1. Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Читайте также:  Описание профессии стюардесса: где учиться и что сдавать плюсы и минусы

2. Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.

4. Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.

5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.

6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения . Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.

8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.

А). А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру “Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы – К, П, Э, О, А. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Б). В следующем состязании победит та команда, которая первой даст правильный ответ. Игра “Самая-самая” . О какой профессии идёт речь, отгадайте:

В). Игра «Объясните профессию». Каждой группе выдаётся на листочке название профессии. Нужно письменно объяснить значение таких современных профессий: аудитор, брокер, менеджер по продажам, системотехник, экономист.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(Ответы написаны на Слайдах 5,6 )

Подводим итоги, какая группа победила на данном этапе классного часа.

Прозвучало уже достаточно различных профессий, быть может, уже кто-то определился с этим сложным выбором? Нет? Тогда вам поможет тренинг «Рука судьбы»

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Делаем выводы.

Классный руководитель. Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? (ответы детей).

Итак, должны выполняться три условия:

Хочу – мои желания

Могу – способности и возможности

Надо – востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. К какому рисунку относится описание?

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. К какому рисунку относится описание?

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Разберёмся. Все ли ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет). Сможет ли она выбрать профессию по душе? У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Классный руководитель . В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»
классный час на тему

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Цели:

Определить формулу профессии.

Задачи:

расширить представление детей о различных профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения – час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста – в сценарии).

Оформление:

– крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «Формула профессии = ?»;

– картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий);

Вырезанные круги из цветной бумаги со словами «хочу», «могу», «надо».

План классного часа

I. Проведение теста «Профпригодность».

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

V. Мини-лекция «Формула профессии».

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».

VII. Выступление гостей.

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект классного часа “Профориентация”36.54 КБ
Презентация классного часа “Профориентация”2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Определить формулу профессии.

расширить представление детей о различных профессиях;

формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения – час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста – в сценарии).

– крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « Формула профессии = ?» ;

– картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий);

Вырезанные круги из цветной бумаги со словами «хочу», «могу», «надо».

План классного часа

  1. Проведение теста «Профпригодность».
  2. Итоги теста.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

V. Мини-лекция «Формула профессии».

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».

VII. Выступление гостей.

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Классный руководитель. Здравствуйте гости, ребята, коллеги! Наш классный час по профориентации называется «Формула профессии». Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?». В преддверии него в классе прошла анкета «Кем я хочу стать». Вот ее результаты.

«Кем я хочу стать»

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

Классный руководитель. Проведем тест «Профпригодность»

1.Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков ты предпочёл(чла) бы:

а) удочку(набор для вышивания);

б) коньки и лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

4. Если бы ты оказался(лась) в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал(а) бы полную свободу;

б) занялся(ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Подсчитайте количество баллов.

«а)» – 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла

Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.

Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время.

Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Сядьте в три группы, в зависимости от набранных баллов .

Классный руководитель. Найдите лишнее. Почему вы так решили?

труд, работа, отдых , дело, занятие

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться». (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия». (Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого». (Жюль Верн)

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

П роведем игровую разминку .

Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.

Профориентация: выбираем работу по душе

Подход научный

Существуют определенные тесты и опросники для выявления склонности человека к той или иной профессии. В основе самой известной типологии – предмет труда. То, с чем непосредственно имеет дело работник. Например, существует дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. В дополнении к этому нужно учитывать, обладаете ли вы профессионально важными качествами (ПВК). В представлениях «я бы….» мы можем переоценивать собственные способности. Можно грезить о медицине из гуманистических и благородных побуждений, но на одном романтизме и любви к ближнему в этой профессии не протянешь. «Я хочу» и «Я могу» – вот что следует соотносить между собой, выбирая даже если не дело всей жизни, но более-менее долгосрочное занятие.

Человек – Техника

Что делать: проектировать, обслуживать, ремонтировать технические средства.
Кто эти люди: инженер, водитель, сантехник, электрик, токарь, связист и т.д.
ПВК: математические способности, наглядно-образное мышление, техническая грамотность, ловкость рук.
Не для вас, если: вы никогда не отличались технической грамотностью; точность в подсчетах и измерениях – не ваш конек; у вас вечно все валится из рук.

Человек – Природа

Что делать: изучать живую и неживую природу, ухаживать за ее представителями.
Кто эти люди: лесничий, ветеринар, микробиолог, агрохимик, животновод, геолог, садовник, пчеловод и т.д.
ПВК: оперативность, умение видеть процесс в перспективе, способность работать в полевых условиях.
Не для вас, если: вы чересчур щепетильны в вопросах личного комфорта; любовь к природе приравниваете к прогулкам в парке и умилению при виде котят.

Человек – Знак

Что делать: работать с цифрами, формулами, текстами.
Кто эти люди: переводчик, бухгалтер, библиотекарь, кассир, чертежник, экономист и т.д.
ПВК: внимательность, скрупулезность, высокий уровень математического и словесно-логического мышления.
Не для вас, если: считаете, что нет ничего страшнее рутины; вы недостаточно усидчивы и с радостью отвлекаетесь на малейший шум.

Человек – Художественный образ

Что делать: создавать или воспроизводить художественные произведения, визуальные образы.
Кто эти люди: писатель, парикмахер, актер, режиссер, стеклодув, гравер, музыкант, архитектор и т.д.
ПВК: абстрактное мышление, развитое воображение, творческие способности.
Не для вас, если: вы прагматик до мозга костей; не склонны к фантазиям, моделированию образов и абстрактных ситуаций.

Человек – Человек

Что делать: взаимодействовать с людьми.
Кто эти люди: официант, педагог, врач, журналист, медицинская сестра, воспитатель детского сада, няня и т.д.
ПВК: стрессоустойчивость, общительность (и даже потребность в коммуникациях), эмпатия (сопереживание), грамотная речь.
Не для вас, если: вы не скрываете своей мизантропии или даже гордитесь ей; раздражаетесь по пустякам; любите поговорить, но не умеете слушать и слышать.

Подход практический

Проблема профессионального самоопределения стоит не только перед старшеклассниками, выбирающими ВУЗ и факультет, но и перед взрослыми людьми, которые уже успели получить специальность – может, даже и не одну. Кто-то даже работал в выбранной области и искренне любил ее. Но наши взаимоотношения с работой и профессией порой ничем не отличаются от отношений с людьми. В профессиональной сфере мы тоже сталкиваемся и с усталостью, и с разочарованием. Так как же понять, с какой другой профессией стоит завести серьезные отношения, если со старой уже не по пути? И как найти эту «новую спутницу»?

1. Прежде всего, оцените текущую ситуацию и определитесь, чем вы готовы пожертвовать и готовы ли вообще. Можете ли вы позволить себе уволиться в никуда, или у вас нет ни финансовой подушки на период самоопределения, ни великодушного спонсора? В первом случае и времени больше для поиска себя, и возможностей пробовать новое. А во втором случае приходится искать что-то новое, не бросая старое место работы.

2. Нужно понимать, что уходя в другую профессиональную сферу, скорее всего, вы потеряете в деньгах. Не навсегда, но на первых порах точно. Хотя если менять объективно прибыльную отрасль (например, IT) на ту, о зарплатах в которой слагают не легенды, а анекдоты (например, библиотечное дело), можно никогда не выйти на прежний уровень дохода. Поэтому опять-таки возвращаемся к низменному вопросу: насколько важен для вас уровень материальной отдачи – завтра, через год, вообще? Если глобальная цель – получать от работы удовольствие даже за счет снижения дохода, то вам достаточно сконцентрироваться просто на поиске интересной сферы. Если же вы хотите, чтобы профессия вас кормила, не помешает изучить ситуацию на рынке труда. Проанализируйте вакансии в интересующих вас сферах: во-первых, общую потребность в персонале. Очевидно, что секретари есть в каждой фирме, и это более востребованная профессия, чем, к примеру, аквалангист. Также обратите внимание на зарплатную вилку – сколько предлагают начинающим сотрудникам и более опытным. Так вы можете приблизительно представить темпы и перспективы материального роста. В интернете и социальных сетях можно найти разные профессиональные форумы и сообщества, где также можно почерпнуть много ценной информации о реалиях той или иной профессии.

3. По мере возможностей начинайте внедряться в интересующую вас сферу. Есть вероятность, что представлявшееся увлекательным в теории, на практике окажется ничуть не интереснее того, чем вы занимались раньше. Проще всего, если вас тянет к профессии, в которой возможен свободный график – будет время на практику и первые опыты. Можно совмещать это с другой работой, если критичен финансовый аспект. Независимо от профессиональной сферы и формы занятости включитесь в активный поиск. Разместите резюме, указав желаемую должность, а также самостоятельно просматривайте выставленные вакансии и откликайтесь на них.

4. Оцените реакцию работодателей на ваши отклики и резюме. Если приглашают на собеседования – уже хорошо. Если ответная реакция стремится к нулю, еще раз проанализируйте свое резюме, предыдущий профессиональный опыт, все навыки и умения, которыми можете похвастаться или быстро овладеть (только объективно!). Подкорректируйте резюме, сделав акцент на те сильные стороны, которые важны в новой профессии. В вакансиях отмечайте требования к кандидату и мысленно применяйте к себе, соответствуете ли вы. Фиксируйте часто упоминаемые навыки, которыми не блещете (например, специальные компьютерные программы или уровень владения языком), и работайте над ними. Когда речь идет о перепрофилировании, может потребоваться серьезная профессиональная переподготовка: самостоятельное освоение, специализированные курсы или дополнительное высшее образование – все зависит от сферы, ваших возможностей и энтузиазма.

Читайте также:  Как развить в себе сверхспособности?
Ссылка на основную публикацию