Профессия - учитель - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профессия – учитель

Профессия учитель – описание, история, плюсы и минусы, особенности, необходимые навыки

Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.

Описание профессии учитель

Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.

Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.

История появления профессии учитель

Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.

Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.

Профессия учитель – зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Навыки учителя

При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:

  • отличное знание общих и профильных предметов;
  • умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
  • элементарные знания детской психологии;
  • навыки охраны здоровья учеников;
  • опыт участия в детских организационных мероприятиях;
  • умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).

Личные качества учителя

Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:

  1. Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
  2. Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
  3. Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
  4. Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.

Что самое трудное в профессии учителя?

Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.

Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.

Кому подходит профессия учителя?

Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Смежные с учителем профессии

Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:

  • воспитатель в детском саду;
  • преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
  • сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
  • специалист учебно-методического центра;
  • репетитор.

Почему учителя бросают профессию?

Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:

  • низкая зарплата;
  • невозможность адаптации к современному уровню жизни;
  • отсутствие саморазвития;
  • разочарованность в социальном статусе;
  • снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
  • изменения в личной жизни.

Интересные факты о профессии учителя

Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:

  1. Учитель самая важная профессия после врачей и военнослужащих.
  2. Профессия появилась еще в 6 веке до н.э.
  3. 33% специалистов уходят из школы в первые 3 года, в течение следующих 5-ти лет – 46%.
  4. В среднем педагоги работают 53 ч. в неделю.
  5. 86% представителей профессии составляют женщины.
Читайте также:  Как научиться водить машину?

Профессия учитель

Учитель – человек, задействованный в сфере образования, который обучает и воспитывает молодое поколение. Его задача так преподнести информацию, чтобы слушатели смогли ее запомнить, понять и научились использовать полученные знания в жизни.

Основная цель преподавателя – обучать, воспитывать, развивать способности детей, а также обучаться самому на протяжении всей жизни.

Педагог не только обучает наукам, но и воспитывает в людях духовность и нравственное начало. Подробности о работе и учительских буднях узнаете из видео:

История профессии

Если углубится в историю, то все начиналось с простых вещей, когда старшее поколение делилось своими знаниями с молодыми людьми. Таким образом, происходило развитие первобытного общества.

  1. Первые школы стали появляться в Древней Греции. В этом регионе родилось большое число талантливых людей. Древнегреческие философы и по сегодняшний день известны всему миру.
  2. В Средние века правители и монахи должны были получить образование в обязательном порядке. Стали появляться первые университеты.
  3. Массового характера образование достигло лишь в период Нового времени. Все знатные особы проходили обучение. Девушки учились в закрытых пансионах, где их обучали музыке, иностранным языкам, правилам хорошего тона. Для молодых людей стало престижным получение военных специальностей. Приобретает популярность обучение на дому.
  4. Со временем занятия стали проходить в общественных и воскресных школах. Образование стало доступно даже для простолюдинов. В советские времена в учебу погрузилось все население. Не было такой деревни, где бы отсутствовала школа. Вот с этого времени профессия педагога стала довольно-таки распространенной и востребованной.

Профессиональный праздник

Для работников сферы образования знаменательным днем стал День учителя. До 1994 года его праздновали в первое воскресенье октября, а сегодня торжество отмечают 5 октября

Разновидности (специализация)

Профессия педагог включает в себя такие специальности, как:

  • воспитатель дошкольного учреждения, ведущую роль в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • учитель младших классов;
  • учитель-предметник в школе (учитель физики, математики, географии, учитель истории, химии, ИЗО, учитель трудового обучения, учитель информатики и прочие);
  • преподаватель в среднем и высшем учебном заведениях.

Можно работать преподавателем или учителем, специалистам, которые прошли курс педагогического образования или он входил в курс обучения, а так же тем людям, которые освоили одну из специфических специальностей:

  • педагогику;
  • учитель начальных классов;
  • педагогику дополнительного образования;
  • хореографию.

Плюсы и минусы профессии учителя

Среди положительных сторон профессии можно отметить:

  • наличие гибкого графика работы;
  • работа является творческой и требует постоянного саморазвития;
  • дополнительный доход за счет занятия репетиторством;
  • добавляют позитива победы учеников;
  • уважение социума и авторитет среди учащихся;
  • возможность всегда пойти в отпуск летом, да еще и на целых дав месяца;
  • постоянный заряд энергией и оптимизмом от общения с молодежью.

К отрицательным факторам относят:

  • невысокую заработную плату в государственных учреждениях;
  • нервную работу, которая должна сопровождаться колоссальным терпением;
  • необходимость готовить материал к предстоящим урокам, проверять тетради, что отнимает значительную часть личного времени;
  • участие в общественных работах и ведение излишней документации;
  • плохие предпосылки для служебного роста;
  • ежегодная проработка одних и тем же тем, что порой бывает скучно;
  • зачастую сугубо женский коллектив.

Требования к профессии педагога

Учитель должен быть примером во всем для своих учеников, поэтому к людям этой профессии предъявляют повышенные требования.

Кроме того, что педагогическое образование предполагает богатый опыт, стремление к постоянному самообучению и развитию, от педагога ждут, чтобы он:

  • отлично знал свой предмет;
  • умел ладить и находить общий язык с детьми всех возрастов и их родителями;
  • красиво и интересно подавал материал аудитории;
  • владел ораторским мастерством;
  • был хорошим организатором и умел договариваться с людьми;
  • демонстрировал гибкость;
  • умел быстро принять необходимое решение;
  • любил детей;
  • подходил к преподаванию творчески;
  • умел подстраиваться под ситуацию и вносить коррективы в учебный план, чтобы добиться необходимых результатов;
  • проявлять находчивость при любых обстоятельствах;
  • умел воплощать в жизнь педагогические цели;
  • обладал грамотной речью и проявлял ее при письме;
  • выявлял интересы учащихся;
  • подходил к ситуации с психологической точки зрения;
  • был примером для окружающих.

Должностные обязанности учителя

На должности педагога, человек обязан выполнять следующие функции:

  • Формировать рабочие программы и календарный план работы на весь период учебного года. Он обязан включать цель, задачу курса, и каким должен быть результат, чего должны достичь и что усвоить ученики.
  • Составлять поурочные планы. Обычно их готовят вечером к завтрашним занятиям. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно описывает план проведения урока, подготавливает ответы на возможные вопросы учащихся.
  • Выбирать наиболее действенный метод работы. Ведь, чтобы материал был максимально усвоен, его необходимо подать в доступной и интересной форме.
  • Брать на проверку тетради: исправлять ошибки, оценивать сочинения.
  • Составлять различные официальные бумаги: рекомендательные письма, описания, характеристики и прочее.
  • Внимательно заполнять журнал, так как в нем нельзя допускать ошибок.
  • Проводить уроки, ежедневно выступая перед учениками, излагать необходимый материал, ставить актуальные цели и задачи.
  • Все держать под контролем: поведение, успеваемость детей, их взаимоотношения со сверстниками.
  • Справедливо оценивать знания, не руководствуясь личными симпатиями.
  • Дополнительно вести кружки и секции.
  • Направлять учащихся в нужном направлении при занятиях ими научной деятельностью, обсуждать с ними их доклады и исследования, указывать на возможные ошибки.
  • Заниматься самообразованием. Со временем все изменяется, как в повседневной жизни, так и в сфере образования: происходят новые открытия, подтверждаются недоказанные ранее факты. Хороший преподаватель следит за изменениями, происходящими в мире.
  • Проводить родительские собрания.
  • Организовывать различные мероприятия, как в стенах класса, так и общего школьного масштаба.
  • Сопровождать школьников при групповых поездках в турпоходы и на другие культурно-массовые мероприятия.

Ответственность учителя

Педагогические работники несут ответственность, кроме как за ненадлежащее выполнение пунктов раздела «обязанности» своей должностной инструкции, за жизнь и здоровье детей.

Они могут быть привлечены к административной ответственности за:

  • оскорбление детей;
  • избиение школьников, даже если это удар линейкой по рукам;
  • постоянное психологическое воздействие на психику ученика;
  • вымогательство денежных средств для собственных нужд.

Полномочия

К сожалению, у современного учителя практически нет никаких прав.

Конечно, в трудовом договоре сказано, что он имеет право на:

  • неполный рабочий день – но в свободное от занятий время, ему приходится проверять тетради, готовить тему следующего урока, встречаться с родителями;
  • на защиту своего достоинства – однако, случается, что в адрес людей этой профессии нерадивые школьники бросают ругательства, и при этом остаются безнаказанными;
  • на охрану собственного здоровья в рабочее время – вот только часто педагогам приходится пребывать в стрессовом состоянии, работая с тяжелыми детьми;
  • невыполнение поручений администрации, если они не прописаны в его должностной инструкции – но отказавшись провести концерт или сделать ремонт, ты сразу станешь « изгоем» общества;
  • невмешательство родителей в учебный процесс – однако, учителям постоянно предъявляют претензии по поводу воспитания, обучения и оценки знаний их детей.

Особенности профессии

  1. Деятельность педагога находится в тесной взаимосвязи с работой воспитанника.
  2. Учитель готовит и формирует будущее общество страны, поэтому он должен прививать детям принципы и идеалы, надиктованные социумом, приближая их к общественно значимым.

Профессиональные навыки и умения

Подавая резюме на вакансию преподавателя в разделе « навыки и умения» стоит указать следующее:

  • знания общих или специальных предметов, на которых специализируется соискатель;
  • знание основ детской психологии и опыт ее применения;
  • умение пользоваться ПК и другой офисной техникой;
  • навыки охраны здоровья детей в учебном заведении;
  • участие в организации культурно-массовых детских мероприятий, таких как постановка танцевальных номеров, ведение экскурсий, туристических походов и прочее;
  • опыт проведения факультативных занятий и знание методики образования;
  • работа с документацией и познания в области делопроизводства (составление отчетности, ведение журналов).

Личные качества учителя

Профессия подходит людям, которые:

  • любят детей;
  • наблюдательны: умеют разглядеть в ребенке потенциал и развить скрытые способности;
  • ответственны и терпеливы;
  • могут заинтересовать школьников;
  • обладают ораторскими и организаторскими способностями;
  • коммуникабельны и справедливы;
  • способны фокусировать внимание одновременно на нескольких вещах;
  • психически и эмоционально уравновешенны;
  • наделены выдержкой, самоконтролем и самообладанием;
  • умеют справиться с конфликтной ситуацией; терпение;
  • уважают других;
  • стремятся к саморазвитию и самопознанию;
  • являются оригинальными, находчивыми и разносторонними личностями;
  • проявляют энтузиазм и целеустремленность;
  • тактичны и артистичны;
  • требовательны не только к другим, но в первую очередь к себе.

Педагогами становятся люди с широким кругозором, они внимательны и обладают хорошей памятью.

Карьера преподавателя

У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.

Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.

Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.

Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.

Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.

Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе

Места работы

Педагоги могут работать:

  • в образовательных организациях, таких как детские сады, школы, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения;
  • в социальных учреждениях, например приюты, детские дома, интернаты, детско-юношеские спортивные школы и прочее;
  • в органах правопорядка (детских приемниках-распределителях, колониях);
  • в городских и муниципальных учебно-методических центрах.

Преподаватели зачастую дополнительно занимаются репетиторской деятельностью или ведут подготовительные занятия для дошкольников.

Сколько зарабатывает учитель

Заработная плата складывается из:

  • ставки;
  • надбавок;
  • премий за добросовестный труд.
Читайте также:  Высшее дистанционное образование: плюсы и минусы

Учителя без опыта работы получают примерно 161 доллар, а специалисты высшей категории зарабатывают до 278 долларов. Работа в частных школах предполагает совершенно новый уровень оплаты, однако на карьерный рост в таких учреждениях вряд ли стоит возлагать надежды.

Преподаватели могут увеличить свой доход, совмещая рабочие обязанности с подработкой репетитором.

Как стать педагогом

Стать учителем возможно с наличием профильного педагогического среднего специального или высшего образования по определенному направлению. Заниматься преподавательской деятельностью также можно после окончания педагогического института, университета или колледжа. Заочная система обучения также приветствуется.

Сильной стороной педагогического колледжа является обширная практика. Благодаря ей учителя получают огромный опыт. Период обучения в нем составляет от трех до четырех лет, по истечению которых студенту выдается диплом, позволяющий ему трудоустроиться. Если Ваши амбиции предполагают карьерный рост, то нужно идти учиться дальше.

Вузы, в отличие от колледжей, дают большой объем теоретических знаний, но ограничивают будущих специалистов в практических навыках.

Жизненный урок из известного фильма. Чему нужно учить:

Профессия учитель

История профессии учитель

Профессия учителя – одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей (Как стать охотником), так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции, соответственно, отсюда и исходит появление самого большого количества философов и ученых из этих регионов.

О профессии учителя

Профессия учитель – уникальная профессия. Она считается одной из древнейших профессий, но продолжает оставаться востребованной и на сегодняшний момент. О значении профессии учителя Википедия даже предоставила информацию.

Данные о ней можно найти и с помощью любого поисковика в интернете. Стоит только ввести запрос и вам будет выдана исчерпывающая информация, а также по профессии учитель картинки с наглядным изображением учителей. Учитель проводит обучение учеников в школах, гимназиях, лицеях по общеобразовательным предметам. Существует множество специализаций профессии учитель: профессия учитель начальных классов, профессия учитель химии, профессия учитель истории, профессия учитель физкультуры, профессия учитель физики, профессия учитель английского языка и прочие. И все они являются очень почетными и благородными.

Основные задачи и основные обязанности профессии учитель

Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:

  • приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
  • формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
  • развитие собственного достоинства и самоуважения;
  • воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
  • развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, – это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Профессии, связанные с психологией

Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:

  • планировать учебный материал по своему предмету,
  • обеспечивать выполнение учебных программ,
  • участвовать в методической работе,
  • использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
  • проводить анализ успеваемости своих учеников,
  • обеспечивать соблюдение дисциплины,
  • формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
  • стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
  • добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.

Требования к профессии учитель

Для того чтобы стать квалифицированным специалистом необходимо иметь определенные качества:

  • развитые интеллектуальные способности,
  • высокая концентрация,
  • хорошая дикция,
  • умение переключать и распределять внимание,
  • выдержка,
  • чуткость,
  • самообладание,
  • доброжелательность,
  • такт,
  • сопереживание,
  • энергичность,
  • работоспособность,
  • умение заинтересовать своим предметом.

Плюсы и минусы профессии учитель

У профессии учитель плюсы и минусы неизбежны. К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, длительный отпуск, признание со стороны общественности. А минусами являются: большая ответственность, невысокая заработная плата, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Эта статья поможет в работе над сочинением, подготовкой к докладу, презентации или классному часу.

Профессия учитель

Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если “дети уже не те”?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар – нового повара. С возникновением первых цивилизаций – в Египте, Междуречье, Индии, Китае – появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель – это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи – научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников Минусы

Бывают “трудные” и конфликтные дети
Бывают “трудные” родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми – всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование – направление подготовки 44.00.00 “Образование и педагогические науки” – или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово “преподаватель”. Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 “Арбат”
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж “Медведково”
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ – Московский государственный областной университет
• МГППУ – Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ – Московский городской педагогический университет
• МПСУ – Московский психолого-социальный университет
• МПГУ – Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ – Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова – Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе “Профессии”:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, – учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный – это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак “Как любить ребенка”, А.С. Макаренко “Педагогическая поэма”, Б. Кауфман “Вверх по лестнице, ведущей вниз”. И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все “за” и “против” других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности – в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

День учителя: 25 фактов о профессии

Учитель в России — это больше, чем учитель. Это опытный наставник, поддержка, старший друг и человек, на долю которого выпадает огромная ответственность. Реалии современного мира стремительно меняются, но внутреннее содержание понятия «Учитель» не меняется никогда. 25 фактов: статистика, культура и история, все, чтобы задуматься о том, какие же это герои — настоящие учителя.

5 фактов. Важность профессии

  1. Мировые опросы показывают, что учителя уступают только военным и врачам в рейтинге профессий, от которых зависит благосостояние общества. Мы бы подняли этот пункт еще выше, ведь от учителей зависит настоящее и будущее каждого ребенка.

В 2013 году рейтинг профессии педагога с точки зрения доверия составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у ученых — 3,86 балла).

Исследователи отмечают, что учитель столь же тяжелая профессия, как и диспетчер воздушного движения, пилот или пожарный. Уровень стресса у них находится примерно на одинаковом уровне.

По мнению учителей, современные дети приходят к ним с каждым годом все с большими проблемами. А потому и круг «интересов» педагогов неуклонно расширяется в сторону психологии.

  • По результатам всероссийского опроса, более 92% считают профессию учителя творческой и очень сложной. Дорогие учителя, оставайтесь, пожалуйста, креативными, терпеливыми профессионалами.
  • 10 фактов. Культура

    1. Учитель действительно одна из самых древних профессий. Первые школы появились в странах Востока — в Ассирии, Вавилоне и Китае еще в IV тысячелетии до н. э.На Русь профессия попала после принятия христианства, когда князь Владимир издал указ отдавать на обучение грамоте — «на книжное обучение» детей «лучших людей». Позже Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц и старост. Обучение велось на русском, а из предметов были чтение, письмо, счет и основы христианской веры.

    Само слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции. Но значение его отличалось от современного понимания, означало «отдых» или даже «досуг». Тем не менее досуг не был праздным, но означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс. Когда же возникла потребность в создании помещений для массового обучения, название «школа» оставили.

    Телесные наказания в школах разрешено применять в некоторых странах до сих пор. Это вам не ручкой на лбу написать «дурак», ведь даже в Америке — оплоте демократии — далеко не все штаты отменили телесные наказания. В России эта практика сошла на нет после революции 1917 года. Так что можно отпраздновать столетие без гороха и розог.

    Российским учителям из прошлого мы также обязаны и появлением выражения «сморозить глупость». В дореволюционных гимназиях изучался греческий, а в переводе на него «глупость» и есть «морос». Так что учителя ругали своих нерадивых учеников именно так.

    Среди политиков и ученых очень много педагогов. К примеру, до того, как Линдон Джонсон стал президентом США, он был учителем. В возрасте 20 лет он уже преподавал в трех разных школах. Причем источники сообщают, что его стиль преподавания и компетенции получали множество позитивных отзывов.

    Учеба в США очень индивидуальная, а учителя соблюдают «тайну отметок». В американской школе учитель просто молча подзывает к себе и показывает отметку ученику, и только раз в полгода к родителям приходит табель успеваемости.

    Самым популярным фильмом об учительской работе в России является. нет, не «Доживем до понедельника», а «Уроки французского». Советская киноклассика 1978 года рассказывает простую, но сложную историю о том, как учительница решает поддержать лишенного семейного тепла ученика.

    Лев Семенович Выготский — один из самых известных психологов и педагогов, создатель культурно-исторической теории, получил. юридическое образование. Но позднее выбрал себе не профессию психолога или психотерапевта, а учителя. Он преподавал во многих школах и техникумах и вел курсы.

    Учитель-предметник — самая распространенная форма занятости российских педагогов. А вот, например, в Чехии нет «математиков», «физичек» и «физкультурников», там учитель обязан вести сразу несколько предметов.

    Такой киношедевр, как «Доживем до понедельника», все равно должен был оказаться в нашей подборке. Дело в том, что для многих девушек из СССР Илья Мельников — герой бесподобного Тихонова — стал образцом настоящего мужчины, фактически идеалом. По признанию многих, они пошли работать в школу учителями именно потому, чтобы встретить свой идеал.

    10 фактов. Статистика

    1. 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% — в течение первых пяти лет. И это число, к сожалению, увеличивается.

    Зарплата учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя задачи, связанные с обучением. Все это — планирование уроков, написание отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время как обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю.

    Самая распространенная причина, по которой человек уходит из преподавания, — низкая зарплата. Такая причина, как уход на пенсию, — это лишь 14% от общего числа.

    99% опрошенных учителей говорят, что «любовь к своему делу» — абсолютное требование, а профессионализм необходим для полноценного обеспечения успеваемости учащихся.

    94% опрошенных учителей совсем не против ежегодных «оценок» их работы, то есть аттестаций. Организованные проверки, по их мнению, должны проводиться регулярно, но только четверть работает в школах, где это происходит.

    К сожалению, за последние 10 лет количество учителей в России уменьшилось как минимум на 25%. Молодые специалисты не очень-то спешат становиться педагогами, даже если оканчивают вузы по этому профилю.

    Школьный учитель, если мы обратимся к статистике, — женская профессия, 86% профсообщества составляют женщины. Причем доля мужчин в начальной школе равна нулю. Для сравнения: во Франции в средней школе 57% женщин, в Великобритании и Гонконге — 53%, в Германии — 46%, в Японии — 32%.

    39% учителей в России — жители сел и деревень, еще около 30% работают в городах-миллионниках, остальные — в поселках городского типа и некрупных городах.

    По состоянию на конец 2016 — начало 2017 года уровень доходов учителей колеблется в границах 18–30 тысяч рублей, по официальным данным.

  • По данным международного исследования, в котором принимала участие Россия, средний возраст учителя — 52 года.
  • Читайте также:  Влияние родителей на выбор профессии: роль в принятии решения
    Ссылка на основную публикацию