Профессии требующие психического и физического напряжения - StudentHelp-NN.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профессии требующие психического и физического напряжения

Профессии требующие психического и физического напряжения

Просьба понять, что фраза «Живут студенты весело от сессии до сессии» – это такая бодрящая присказка. И не стоит судить о своем будущем по тому, какие предстоит сдавать экзамены и красиво ли выглядит ограда территории выбранного вуза.

Универсалы и спецы

Кто точнее определит самый трудный факультет в своей альма матер: студент университета – или студент специализированного высшего учебного заведения? Правильно, второй. Почему? Пока в университетах географы непонимающе косятся на юристов, а юристы – на географов, студенты строительных вузов уверенно заявят, что факультет промышленного и гражданского строительства – самый сложный в их альма-матер. Придет ли в голову географу при взгляде на юриста мысль о международном праве? Спорный вопрос. Строители же знают, что они потенциально – команда, и учатся уважать будущих коллег. (Всё это, конечно, не означает, что в университетах учиться легко.)

В обучении высокотехнологичным специальностям (и специальностям, в принципе связанным с техникой и технологиями) звание самого сложного факультета становится почетным переходящим. Сегодня самая высокая нагрузка на одном, завтра – на другом.

Но есть бесспорные лидеры.

Для смельчаков

Сложными факультетами традиционно считаются математический, механико-математический, физический. Представляете ли вы себе, что напишете там курсовую или дипломную работы? А почему бы нет?

Не пугайтесь, что вы абитуриентка, а среди представителей прекрасного пола мехматы слывут «неженским делом»! Одна женщина-математик вспоминала, как пошла наперекор хору родственников-скептиков: «Подруги моей бабушки говорили, качая головами, “математика сушит”. – “Ой, сушит, – качали головами и остальные бабки, – ой, сушит”». Да, трудного много. Непросты теоретическая механика и уравнения математической физики. Но если вы испугаетесь и ударитесь в другую крайность, поступив учиться на библиотекаря, вас поймают и заставят проходить библиометрию (смесь математики и библиографии).

Не расслабляйтесь, раз вы талантливый молодой человек и за вашими плечами – удачные попытки собирать радиоприемники, а несколькими годами раньше – пускать по воде бумажные кораблики. В политехнических вузах радиотехнические факультеты не на последнем месте по степени сложности – и вновь из-за обилия математики! А поступите в морской вуз – вас там уже ждет предмет строительная механика корабля, кораблестроительный факультет, полундра! Абитуриентов-«технарей» обоего пола принято пугать сопроматом (cопротивление материалов), но его, говорят, выучить реально. Оценивайте ситуацию адекватно.

Не вздумайте прогуливать, если в расписании очередного семестра будет значиться cхемотехника. Будьте начеку, когда вам объявят о некоей ПТИЦА (прикладные теории цифровых автоматов). Серьезно отнеситесь к физфаковским спецкурсам.

А в физтехе вы станете самыми отважными и умными, если осилите учебу на факультете общей и прикладной физики. В этом вузе легких предметов почти нет.

Отличительная черта начертательной геометрии

Разве бывает, что школьный преподаватель рисования и черчения, любя рисование, не любит черчение? Еще как! Что уж тогда говорить о вашем отношении к циркулям и линейкам. Учителя черчения, любящие свой предмет, могут поставить дело так, что он не останется на одной ступени с малопопулярными, увы, изобразительным искусством и музыкой, а заставит школьников потрудиться. Почему? Одна из причин – обязательность начертательной геометрии в технических вузах.

«Начерталка» трудна для девушек, потому что не всем из них хватает пространственного воображения. И в то же время чертить – по сути, такое же медитативное занятие, как шить, вязать и вышивать. Кому-то нравится, кому-то – скучно.

Скорость студенческих реакций на реакции химические

Химия. Главная особенность – с наскоку тут никак. Нужно выполнить массу лабораторных работ и тщательно записать всё, что вы сделали. Не любите «возиться в грязи»? Химия без вас проживет, ей такие не нужны.

Борьба в джунглях

Вы биологи? Хватайте сачок и следите за конкурсом и количеством мест. Чем меньше студентов-биологов выбирают то или иное направление специализации, тем их больше будут любить преподаватели – и охотнее помогут им учиться. На биофаке важно не оказаться предоставленным самому себе. Это не место для самообразования: здесь важно получить фундаментальные знания.

Юные генетики, специалисты по биологии беспозвоночных (эту специализацию выбирает, как правило, сильный пол), биохимики – все они, видимо, начитавшись Дарвина, будут демонстрировать острые клыки и нескрываемое желание заниматься своим предметом, отпихивая локтями зазевавшихся неагрессивных однокашников.

Цель хорошего биолога – двигать науку. Без написания научной работы это невозможно. (А процесс написания научной работы не любит почти никто, вне зависимости от факультетов и специальностей.)

Есть объективно трудные предметы. Сложная, плотная программа у курсов цитологии и гистологии. Нелегко понять молекулярную биологию, много возни с доступными уму органической химией и эмбриологией.

А если вы решили мило изучать милых бабочек, то не думайте, что так уж мило познаете сравнительную физиологию и морфологию членистоногих. Учебник Проссера в трех томах, учебник Беклемишева… Вы смогли бы сдать в одну сессию экзамен по собранию сочинений Пушкина?

А кстати, как поживают гуманитарии…

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей

В последние полвека модно профессионально заниматься лингвистикой, и выбирают этот путь вроде бы как изнеженные дети из хороших семей. Знайте: и они идут на немалые трудности.

Parlez-vous Franais? Да? Тогда вам нужно воспринимать все предметы (кроме физкультуры и русского) на французском – это при том, что в вашем доме говорили всё-таки по-русски. А один курс – курс так курс теоретическая фонетика французского языка. Толстенный учебник. Написан французским языком. Его надо запомнить. Какие звуки, и как образуются, и на какие группы делятся, и еще кучу информации про эти звуки!

Увидев перед собой «готового переводчика», вспомните, как старательно он учился, и не обращайте большого внимания на внешний лоск, свойственный людям этой профессии.

Доктор Живаго запонок не носил!

Не зная об этом, зато зная о существовании большого конкурса в инязы и большого ажиотажа вокруг таких вузов, абитуриенты ищут обходные пути – якобы легкие. Например, поступить на факультет русской филологии педвуза с одним, а не двумя иностранными языками, чтобы потом этот один иностранный подучить на факультете дополнительных педагогических профессий – и вроде бы как тоже переводчик готов!

«Великие комбинаторы» не догадываются, а если и чуют, то слишком смутно, как много художественных книг на русском языке им предстоит прочитать (и это при том, что интенсивнее «литераторов» трудятся «русисты», которые дружно боятся старославянского языка). То в семестр, а то и в месяц – 60 по отечественной литературе, 60 по зарубежной. И не забудешься ведь с романчиком. Потом спросят тебя: «А какие были запонки у Юрия Живаго?» После чего попросят предъявить рукописный читательский дневник. А в инязах тем временем люди будут читать зарубежную литературу в столь необходимых им подлинниках…

Осторожно, дети!

В педвузах есть весьма интересные факультеты. Например – коррекционной педагогики и специальной психологии. Самый трудный там предмет – нейрофизиология. Наблюдается закономерность: вне зависимости от конкретного факультета педагогических вузов там сложнее с естественно-научными и психолого-педагогическими дисциплинами, чем с предметными. Первые либо довольно просто сдать, но трудно понять за невообразимо короткое время (как ту же медицину на первом курсе), либо действительно не так-то просто отчитаться в их усвоении, если дело поставлено как надо.

Исторические дисциплины

Встречаются они в самых разных вузах. Скажем, история математики изучается отнюдь не на истфаках…

А как быть с факультетами и вузами, где истории традиционно много? Принцип здесь такой: что-то зависит от преподавания, что-то – от вкусов студента. Нравится вам только один период – страдайте при изучении всех остальных. Понимаете все эпохи – хорошо.

При этом есть риск, что и конкретная эпоха не понравится вам и однокурсникам, и объяснят всё про нее плохо – не будет стимула к самообразованию. Тогда воспитывайте силу воли – и занимайтесь сами. Учитесь отбирать литературу, определять, мнение какого великого ученого по рассматриваемой теме авторитетнее всего – и что думали его оппоненты. А думать они могли и о типах топоров в материально-бытовой культуре России, и об истории дипломатии…

Для кого-то ни одна эпоха трудности не представляет – знать бы факты, даты! А даты почему-то хорошо запоминаются как раз не на истории. В памяти накрепко утвердится год взятия Рязани Батыем и прочие события истории Руси, если на каждое прочитать по соответствующему произведению древнерусской литературы. Но читать произведения древнерусской литературы – это отдельная песня.

Вероятность столкновения со студентом на улице

А что за рубежом? В заграничных университетских городках действует особый критерий, какого не выдумать пассажиру московского метро. Русскоговорящая студентка немецкого университета признается, что у них самый трудный факультет –юридический (и не зря, скажу честно), уже хотя бы потому, что по всему кампусу сидят прилежные юристы с характерными кирпичеобразными сборниками законов ярко-красного цвета и учатся-учатся-учатся. Их можно встретить в любом кафе, даже за тридевять земель, у инженеров (потому что там никого из своих не встретишь, можно спокойно заниматься). Мы, юристы, тщательно поддерживаем свой имидж трудоголиков: постоянно ноем, как нам тяжело и плохо. На самом деле, учеба не такая уж и сложная. Но зато потом нас ждет убийственный госэкзамен и перед ним где-то полтора-два года плотной подготовки.

Правда, медикам ещё тяжелей. Их нигде не встретишь: сидят дома и занимаются. Насчет психологов мнения расходятся, но вроде не так уж у них и страшно. Все остальные – бездельники!

Ни трансцендентно не поймешь, ни имманентно

Из колыбели философов – Германии вернемся в философски настроенную Россию. Думаете, философам легко? Их, не задумываясь, называют отстраненными, но на их факультете столько предметов и спецкурсов, что особо не отстранишься. Самый грозный предмет – философия науки и техники, интересно преподнести ее сложновато, а если рассказывают неинтересно, то скука неизъяснимая и борьба со сном – увы, неравная.

Если поначалу просто…

Относительно легко учиться кинодисциплинам. Вообразишь себе, что самая сложная «наука» – скажем, сурово преподаваемая история кино, а потом педагог решит: у каждого свои вкусы, своя любимая эпоха, свой любимый режиссер, и рассказ о чем-то другом не выявит способностей студента в должной мере… «Так что ты готовил? Это и отвечай!» Но, с другой стороны, в мире кино большая конкуренция – поэтому, отучившись, важно чувствовать себя уверенно, а «халява» такой уверенности не даст. Да и не все готовые фильмы назовешь хорошими.

Читайте также:  «гематология»: обучение профессия и кем работать

Главное – какой хвост!

А теперь сравните перечисленные трудности. Какие из них вы всё-таки выдержите, а какие были бы бесполезной мукой? Впрочем, по каждому предмету несколько студентов в группе получают за экзамен «удовлетворительно» (или даже «двойку» – и пересдают «хвосты»). Если вы серьезно представите себе будущую профессию, трудностей никак не избежать. Но вы ведь ничего не боитесь? Вы сильны – и станете еще сильнее?

Профессия и здоровье

Несмотря на все достижения цивилизации, а может быть — благодаря им, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д.

Часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров — людей, отвечающих работы других людей, организатором, управляющих. Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз — «синдром менеджера». Его симптомы — хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость — наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм так сигнализирует, что надо снизить нагрузки.

Группу риска составляют и люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Одни профессии связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, СБ и других служб.

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. Бытовые условия.
  2. Умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие.
  3. Одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов.
  4. Тяжелые и вредные условия труда.

Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на ваше здоровье: не вызовет ли обострения хронических заболеваний или возникновения новых?

Если вы имеете заболевания этих органов, вам противопоказаны следующие условия работы

Органы дыханияНеблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжениеСердечно-сосудистая системаЗначительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмовОрганы зренияРабота с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленностьНервная системаНервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществамиОпорно-двигательный аппаратСтатичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмовОрганы пищеваренияКонтакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питанияПочкиНеблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Анкета здоровья

Поставьте в клетке с номером утверждения плюс, если вы с ним согласны, и минус — если не согласны.

Выбирая профессию, важно учитывать состояние своего здоровья. Нужно задуматься, как будущая профессия повлияет на ваш организм: не вызовет ли она обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых. Заранее проконсультируйтесь с врачом и выясните, не противопоказана ли вам выбранная профессия. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы и мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее.
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, муд­рость и практичность которой изу­мляет. Правильная деятельность организма определяется понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии связан, прежде всего, с учетом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям, то она благоприятно сказывается на общем состоянии человека. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация и т.д.
Перед поступлением в учебное заведение каждый школьник проходит медицинский осмотр в поликлинике по месту жительства, на основании которого подростковый врач-терапевт выдает медицинскую справку (врачебное профессионально-консультативное заключение, форма № 86/у).
Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, следователь).
Существует целый ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это профессии, связанные с работой в экстремальных условиях. Для них проводится специальный отбор, учитывающий степень физического развития человека (летчик, спасатель МЧС и др.). Профотбор включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата.
Условно все требования, предъявляемые профессией к здоровью человека, можно разделить на четыре группы:
• двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
• анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
• нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нер­вной системы;
• интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:
• бытовые условия;
• умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
• одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
• тяжелые и вредные условия труда.

Читайте также:  Где и как пройти обучение программе 1с бесплатно онлайн

Опросник «Вегетативная лабильность»

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ.
Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и поду­майте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:
1 Утром мне трудно вставать вовремя, не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда нужно сосредоточиться, я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Случается, что я могу «покрас­неть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше у вас ответов «нет», тем меньше поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов – сигнал тревоги. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, следует проконсультироваться с врачом.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше, чем инструмент, он дается нам один раз и на всю жизнь. Помните: ваше здоровье – это один из ключевых факторов вашей успешной профессиональной карьеры.

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

–>Сайт МБОУ г.Владимира
“СОШ №16” –>

–>Приветствую Вас Гость

Версия для слабовидящих Наша любимая школа отмечает 55 учебный год! Отличный год в отличной школе! –>

–>

–> –>Меню сайта –>
–>
–>

–> –>

–> –>Статистика –>

–> –>

–> –>Форма входа –>
–>
–>

–> –> –> –> –> –> –> –>

–> –>Объявление –>
–>

Школа готова принять в дар для оснащения учебных кабинетов бывшую в употреблении офисную мебель. С благодарностью рассмотрим все Ваши предложения.

Каталог файлов

Здоровье и профессия

Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благотворно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.

Намечая для себя профессиональную деятельность, нужно учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это:

● большие физические нагрузки;

● вынужденная однообразная рабочая поза;

● значительное нервно-психическое напряжение;

● неблагоприятный микроклимат (низкие или высокие температуры и т.п.);

● контакт с токсическими веществами.

Эти и другие факторы производства могут вызвать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья работающих вплоть до развития профессиональных заболеваний.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.

■ К первой группе относятся профессии, в которых отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Это профессии часового производства, многие профессии легкой промышленности и сферы обслуживания (продавец промышленных товаров, парикмахер, модельер и т.д.). Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонности и способности.

■ Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры, влажности. У людей таких профессий как повар, продавец фруктов и овощей должна быть хорошо развита терморегуляция и отсутствовать склонность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и простудным заболеваниям.

■ В третью группу входят профессии и специальности, для которых характерно воздействие нескольких неблагоприятных производственных факторов. Например, профессия печатника (запыленность, постоянный шум). Людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов слуха, дыхательной системы профессии этой группы не могут быть рекомендованы.

■ В четвертую группу входят профессии с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста. Сюда входят такие профессии как сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства и другие.

■ К пятой группе относятся профессии, работники которых не должны быть бациллоносителями или лицами с хроническими инфекционными заболеваниям. Это требование относится к таким профессиям, как повар, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения отдельных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, тот такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении зрения – профессия чертежника, сборщика часов, микросхем; органов слуха – автослесаря, органов обоняния – повара и т.д.

Необходимо помнить, что только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.

Следует иметь ввиду, что абсолютной профессиональной непригодности у человека быть не может. Каждая личность многогранна и обладает большим набором разных качеств. Поэтому всегда можно найти деятельность по себе.

Психологические требования профессии к человеку

Профессии: агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, лесовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

хорошая зрительная память;

способность предвидеть и оценивать природные факторы;

поскольку результаты деятельности выявляются по происшествии довольно длительного времени, специалист обязан обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым к работе вне больших коллективов, иногда в трудных погодных условиях.

Профессии: инженер-строитель, инженер по горным работам, инженер по мелиорации, теплотехник, провизор, фармацевт, повар, штукатур, гидротехник, энергетик, испытатель технических устройств, слесарь механосборочных работ, электромонтажник, радиомонтажник, оператор электропульта, радиотехник, киномеханик, фотограф, слесарь по ремонту промышленного оборудования, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту радиоаппаратуры.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестезическое восприятие;

хорошая координация движений;

развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

Человек – Знаковая система.

Профессии: редактор, корректор, делопроизводитель, наборщик, телеграфист, программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик, конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, топограф, штурман, геодезист, радист, телефонист, звукооператор.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

хорошая переключаемость и распределение внимания;

точность восприятия, умение видеть то. что стоит за условными знаками;

Человек – Художественный образ.

Профессии: писатель, художник, композитор, модельер, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, реставратор, гравер, столяр-краснодеревщик, музыкант, актер, мастер по росписи фарфора, шлифовальщик по камню и хрусталю, маляр, печатник.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

развитые эстетические чувства;

развитое зрительное восприятие;

наблюдательность, зрительная память;

творческое и воссоздающее воображение;

знание законов эмоционального воздействия на людей;

аналитическое, нестандартное мышление.

Профессии: воспитатель, учитель, спортивный тренер, библиотекарь. Экскурсовод, лектор, юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий, менеджер.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

выдержка, умение сдерживать свои эмоции;

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей;

способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать и слышать, учитывать мнение другого человека;

способность владеть мимикой и жестами;

развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

умение убеждать людей;

способность помнить, держать в уме информацию о многих людях;

Нервно-психические нагрузки

Нервно-психические нагрузки, называемые еще напряженностью труда, являются факторами трудового процесса и входят составной частью вместе с физическими перегрузками (тяжесть труда) в понятие психофизиологических вредных производственных факторов.

Они характеризуются как фактор трудового или нетрудового процесса, который отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу человека. В связи с этим напряженность функций организма возникает под влиянием интеллектуальной, сенсорной (на органы чувств), эмоциональной нагрузок, монотонности нагрузок, нерационального режима работы.

Распространенность работ, различных ситуаций, при которых возникают нервно-психические нагрузки, очень велика. Примерами могут быть трудовая деятельность нескольких миллионов водителей транспортных средств, преподавателей, врачей, операторов за пультами управления, людей, работающих на высоте, в коммерции (бизнесменов, продавцов), в условиях повышенной опасности травм и отравлений, участвующих в ликвидации пожаров, аварий, подвергающихся воздействию интенсивного шума, нерациональной освещенности, охлаждающего микроклимата. Экстремальные бытовые ситуации (болезнь, смерть, криминальные ситуации) также могут быть причиной нервно-психических перегрузок.

Напряженность труда как вредный производственный фактор нередко воздействует на работника совместно с другими факторами (шумом, вибрацией, микроклиматом, физическими перегрузками и пр.). Одновременное влияние усиливает те неблагоприятные отклонения физиологического и патологического характера, которые возникают при воздействии одних нервно-психических нагрузок. Напряженность трудового процесса как вредный производственный фактор подлежит гигиеническому нормированию (табл. 5.30).

В результате воздействия нервно-психических нагрузок у человека могут возникнуть неблагоприятные физиологические реакции и некоторые заболевания.

Основной удар на себя принимают такие важные системы организма как центральная нервная и сердечно-сосудистая. Субъективно это отражается в преждевременном наступлении утомления (ослабление памяти и внимания, слуха и зрения, появление слабости). При медицинском осмотре можно отметить повышение частоты пульса, кровяного давления, сухожильных рефлексов. В дальнейшем не исключаются такие процессы как постепенная потеря массы тела, бессонница, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, изменение потенции. Исследования иммунно-защитных функций людей, имевших экстремальные нервно-психические перегрузки, приводят к тому, что временно на 3 — 4 нед после ситуации в их организме наблюдается резкое снижение указанной функции. Человек становится уязвимым для инфекционного начала, которое может быть как в окружающей среде, так и внутри организма. Такое иммунодефицитное состояние может стать основой для возникновения и последующего развития различных заболеваний.

Чрезмерная (экстремальная) перегрузка у отдельных лиц приводит к возникновению особого состояния, называемого стрессом. Не исключаются смертельные случаи от чрезмерно высоких нервно-психических перегрузок, в основе которых лежит острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Нервно-психические перегрузки являются своего рода толчком, способствующим возникновению заболеваний неспецифического (а у работников — производственно обусловленного) и специфи-

Класс условий труда по показателям напряженности трудового процесса

04.04.2013, 17:39
Показатель напряженности трудового процессаОптимальные (напряженность труда легкой степени)Допустимые (напряженность труда средней степени)Вредные условия груда (напряженный труд)
1 -й степени2-й степени
1. Интеллектуальные нагрузки
Содержание работыОтсутствует необходимость принятия решенияРешение простых задач по инструкцииРешение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
Восприятие сигналов (информации) и их оценкаВосприятие сигналов, но не требуется коррекция действийВосприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операцийВосприятие сигналов с последующим составлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметровВосприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
Распределение функций по степени сложности заданияОбработка и выполнение заданияОбработка, выполнение задания и его проверкаОбработка, выполнение и контроль за выполнением заданияКонтроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
Характер выполняемой работыРабота по индивидуальному плануРабота по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельностиРабота в условиях дефицита времениРабота в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
Длительность сосредоточенного наблюдения, % от времени сменыДо 2526-5051-75Более 75
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работыДо 7576-175176-300Более 300
Число производственных объектов одновременного наблюденияДо 56-1011-25Более 25
Размер объекта различения, мм, при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м, при длительности сосредоточенного наблюдения, % времени сменыБолее 5 мм — 100 %5—1,1 мм — более 50%; 1—0,3 мм — до 50 %; менее 0,3 мм — до 25%1 —0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 25-50%Менее 0,3 мм — более 50%
Показатель напряженности трудового процессаОптимальные (напряженность труда легкой степени)Допустимые (напряженностьтруда средней степени)Вредные условия труда (напряженный труд)
1-й степени2-й степени
Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения, % времени сменыДо 2526-5051-75Более 75
Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):

при буквенно-цифровом типе отображения информации

при графическом типе отображения информации

До 2 ДоЗ2- 3

3- 5

3-4

5-6

Более 4 Более 6
Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов)Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.

Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 мРазборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 мРазборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)До 1616-2020-25Более 25
3. Эмоциональные нагрузки
Степень ответственности за результат собственной деятельности. 3 нач имость ошибкиНесет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работникаНесет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой остановку технологического процесса, и может возникнуть опасностьдля жизни
Степень риска для собственной жизниИсключенаВероятна
Степень ответственности за безопасность других лицИсключенаВозможна
4. Монотонность нагрузок
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операцияхБолее 109-65-3Менее 3

Окончание табл. 5.30

ческого (профессионального) характера. К заболеваниям неспецифического характера следует отнести болезни сердечно-сосудистой системы: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, атеросклероз. Эндокринные заболевания, сахарный диабет могут быть обусловлены нервно-психическими перегрузками, а из желудочно-кишечных заболеваний в данном случае следует назвать язвенную болезнь, из заболеваний центральной нервной системы — астению, так называемые невротические реактивные состояния.

Из нервно-психических заболеваний специфического (профессионального) характера официально можно назвать лишь одно заболевание. Это невроз, который может развиться вследствие длительного и непосредственного обслуживания душевнобольных людей. Он диагностируется у медицинского персонала в психиатрических учреждениях, преподавателей и обслуживающего персонала спецшкол для психически неполноценных людей.

Невроз (невротическое состояние) — это не психическое расстройство. При его начале возможна депрессия (угнетение) в виде снижения настроения, появления чувства безысходности, нарушения сна, ухудшения аппетита, раздражительности, переживания неудач. Во время медицинского осмотра наблюдаются истерические реакции с возбуждением, отказом от еды, навязчивыми состояниями. Больной при этом полностью осознает свое состояние. Начальная стадия заболевания требует лечения, а при ухудшении состояния необходимо оставить работу с душевнобольными людьми и начать лечение под постоянным врачебным наблюдением.

Мероприятия по снижению нервно-психических нагрузок включают создание оптимального психологического межличностного климата в любой среде обитания человека (на работе, дома, на отдыхе, на рабочем месте), создание благоприятных условий труда в виде снижения параметров вредных производственных факторов.

Для ликвидации условий, ведущих к преждевременному утомлению, предусматриваются мероприятия по рационализации режимов труда и отдыха, производственная гимнастика, музыкальное вещание, комнаты психологической разгрузки. Медико-профилактические меры предусматривают предварительные и периодические (предрейсовые) медицинские осмотры, своевременное лечение заболеваний.

1. Что такое климат?

2. Что такое производственный охлаждающий и нагревающий микроклимат.

3. Назовите профессиональные заболевания от воздействия производственного микроклимата.

4. Какие заболевания ухудшаются у человека под влиянием небла приятных метеорологических условий?

5. Каковы основные меры оздоровления производственного охла ющего микроклимата?

6. Каковы основные меры оздоровления производственного нагрева щего микроклимата?

7. Какие физические факторы влияют на здоровье человека?

8. Какие заболевания могут быть от воздействия шума?

9. В каких единицах измеряется и нормируется шум?

10. Назовите физические характеристики шума, которые необходим учитывать при борьбе с ним. ‘

11. Назовите основные меры по снижению шума.

12. Инфразвук. Особенности воздействия на человека.

13. Какие источники ультразвука самые распространенные, и каю воздействие он оказывает на здоровье человека?

14. Назовите причины возникновения вибрационной болезни и стадии течения. Назовите возможные лечебно-профилактические мероприятия.

15. Перечислите источники электромагнитного загрязнения среды. Н зовите основные характеристики ЭМП.

16. Оцените риск пользования мобильным телефоном, компьютере

17. Каковы источники поступления ионизирующих излучений.

18. К каким последствиям приводит воздействие ионизирующих излу чений на людей?

19. Какие излучения называются неионизирующими. Влияют ли он на здоровье человека?

20. Назовите профессиональные заболевания при воздействии ИК- УФ-изл учений.

21. Назовите пути поступления химических веществ в организм че ловека.

22. Назовите заболевания химического происхождения у населения.

23. Какие органы и системы организма работников повреждаются химического фактора?

24. Какие вредные факторы усиливают неблагоприятное воздействи химического фактора?

25. Назовите основные причины возникновения негативного влияни химического фактора и меры борьбы с ним.

26. Назовите производство, где имеет место биологический вредны производственный фактор.

27. В каких единицах измерения выражается количество биологическо го вредного фактора?

28. Назовите основные заболевания, возникающие от воздействия био логического вредного фактора.

29. Каковы основные причины «средовых болезней»?

Ссылка на основную публикацию